Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности



Скачать 189.72 Kb.
Дата11.07.2016
Размер189.72 Kb.
ТипРабочая программа
1.Пояснительная записка.
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским, издательства «Дрофа» 2012г. и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

Цели:

  • Освоение знаний по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций во время аварий и катастроф техногенного характера, пожаров и взрывов;

  • Знание основных мероприятий гражданской обороны по защите населения, проводимые в мирное время;

  • Изучение правил поведения во время аварий с выбросом АХОВ и радиоактивных веществ; правила поведения во время гидродинамических авариях;

  • Изучение и освоение основ медицинских знаний и правил оказания первой медицинской помощи, основ здорового образа жизни.

Цели изучения основ безопасности жизнедеятельности:

  • овладение знаниями о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций, влиянии их последствий на безопасность личности, общества, государства;

  • формирование современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности, здорового образа жизни, индивидуальной системы защищенности жизненно важных интересов от внешних и внутренних угроз и умения оказать первую помощь при неотложных состояниях;

  • формирование умения предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников, в том числе из Интернета;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера, формирование умений принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий к конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и индивидуальных возможностей;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения.

  • повышение уровня защищенности жизненно важных интересов личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз (жизненно важные интересы – совокупность потребностей, удовлетворение которых надежно обеспечивает существование и возможности прогрессивного развития личности, общества и государства);

  • снижение отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического поведения, отрицательного отношения к приему психоактивных веществ, в том числе наркотиков;

  • обеспечение профилактики асоциального поведения учащихся.

Задачи курса:

  • формирование у учащихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности;

  • формирование индивидуальной системы здорового образа жизни;

  • выработка у учащихся антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции и отрицательного отношения к психоактивным веществам и асоциальному поведению.

Понятийная база и содержание курса ОБЖ основаны на положениях федеральных законов РФ и других нормативно-правовых актов в области безопасности личности, общества и государства.

Главная задача курса 8 класса:

дать учащимся знания, умения, навыки выживания в различных жизненных ситуациях.


2.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане.

Учебный предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» (далее ОБЖ) изучается в 8 классе по одному часу в неделю, 35 час. в год. В рамках преподавания предмета будут предусмотрены часы в пределах учебного времени на изучение правил дорожного движения.


3.Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета:


  • внутренняя позиция школьника;

  • личностная мотивация учебной деятельности;

  • ориентация на моральные нормы и их выполнение;

  • овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

  • навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

  • установка на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

В сфере развития познавательных УУД подростки научатся:

  • выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • использовать знаково-символические средства, в том числе овладеют действием моделирования;

  • овладеют широким спектром логических действий и операций.

В сфере коммуникативных УУД ученики смогут:

  • учитывать позицию собеседника (партнера);

  • организовать и осуществить сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками;

  • адекватно передавать информацию;

  • отображать предметное содержание и условия деятельности в речи.

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть многими типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Личностными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • развитие личностных, в том числе духовно-нравственных и физических, качеств, обеспечивающих защищенность жизненно важных интересов личности от внешних и внутренних угроз;

  • формирование антиэкстремистского и антитеррористического мышления, потребностей соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять правила безопасности жизнедеятельности;

  • воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности.

Метапредметными результатами обучения основам безопасности жизнедеятельности в основной школе являются:

  • овладение умениями формулировать личные понятия о безопасности; анализировать причины возникновения опасных и чрезвычайных ситуаций; обобщать и сравнивать последствия опасных и чрезвычайных ситуаций; выявлять причинно-следственные связи опасных ситуаций и их влияние на безопасность жизнедеятельности человека;

  • овладение навыками самостоятельно определять цели и задачи по безопасному поведению в повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, выбирать средства реализации поставленных целей, оценивать результаты своей деятельности в обеспечении личной безопасности;

  • формирование умения воспринимать и перерабатывать информацию, генерировать идеи, моделировать индивидуальные подходы к обеспечению личной безопасности в повседневной жизни и в чрезвычайных ситуациях;

  • приобретение опыта самостоятельного поиска, анализа и отбора информации в области безопасности жизнедеятельности с использованием различных источников и новых информационных технологий;

  • развитие умения выражать свои мысли и способности слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение;

  • освоение приемов действий в опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

  • формирование умений взаимодействовать с окружающими, выполнять различные социальные роли во время и при ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций;

  • формирование духовно-нравственных качеств учащихся для снижения опасности быть вовлеченными в экстремистскую и террористическую деятельность.

Предметными результатами обучения ОБЖ в основной школе являются:

  • формирование убеждения в необходимости безопасного и здорового образа жизни;

  • понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности;

  • понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения от опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, в том числе от экстремизма и терроризма;

  • понимание необходимости обороны государства и подготовки граждан к военной службе;

  • формирование установки на здоровый образ жизни, исключающий употребление алкоголя, наркотиков, курения и нанесение иного вреда здоровью;

  • формирование антиэкстремистской и антитеррористической личностной позиции;

  • понимание необходимости сохранения природы и окружающей среды для полноценной жизни человека;

  • знание основных опасных и чрезвычайных ситуаций природного, техногенного и социального характера, включая экстремизм и терроризм и их последствия для личности, общества и государства;

  • знание и умение применять правила поведения в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций;

  • умение оказать первую помощь пострадавшим;

  • умение предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их проявления, а также на основе информации, получаемой из различных источников;

  • умение принимать обоснованные решения в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки.

4.Содержание учебного предмета:
Рабочая программа разработана на основе авторской программы «Основы безопасности жизнедеятельности», разработанной В.Н. Латчуком (руководитель), С.К. Мироновым, С.Н. Вангородским и в соответствии с федеральным компонентом Государственного стандарта среднего общего образования.

В настоящей рабочей программе реализованы требования федеральных законов:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

В программе представлены три раздела, в каждом из которых выделены образовательные линии.



Раздел I «Безопасность и защита человека в чрезвычайной ситуации» включает темы: Производственные аварии и катастрофы. Аварии на пожаро - взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрывах. Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов, и их последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника. Виды аварий на химически-опасных объектах. Опасные химические и аварийно-химические опасные вещества, их поражающее действие на организм человека. Причины и последствия аварий на химически-опасных объектах. Защита населения от аварийно - химически опасных веществ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ. Радиация вокруг нас. Виды аварий на радиацинно - опасных объектах. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Последствия радиационных аварий. Особенности радиационного загрязнения. Характер поражения людей и животных. Загрязнение сельскохозяйственных растений и продуктов питания. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Защита населения при радиационных авариях. Виды аварий на гидродинамически опасных объектах. Причины гидродинамических аварий и их последствия. Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения на гидро -динамических авариях. Состояние природной среды и жизнедеятельность человека. Изменение состава атмосферы (воздушной среды), суши (почвы), гидросферы (водной среды). Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

Раздел II «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи» включает темы: Воздействие химических веществ на человека. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия. Воздействие химических веществ на человека. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия, удушающего и общеядовитого действия. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. Первая медицинская помощь при поражении удушающими и нейротропными АХОВ. Первая медицинская помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка, при ожогах химическими веществами. Первая медицинская помощь при отравлении бытовыми химикатами, минеральными удобрениями.

Раздел III «Основы здорового образа жизни» включает темы: Занятия физкультурой и спортом, Закаливание организма. Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма. Основы репродуктивного здоровья подростков.

На основании письма Министерства образования Московской области №10825 от 26.08.2013г. увеличен элективный курс (учебный модуль) изучения правил дорожного движения за счет часов школьного предмета «Основы безопасности жизнедеятельности», включены темы: Детский дорожно-транспортный травматизм, причины и последствия. Причинно-следственный механизм возникновения ДТП. Возрастные особенности восприятия детьми дорожных ситуаций и основные мотивы их поведения на улицах, дорогах и в транспорте. Обеспечение безопасности движения детей по пути в школу и домой (принципы определения безопасного маршрута движения). Основные навыки безопасного поведения ребенка в дорожном процессе. Обеспечение безопасности движения детей вне школы. Типичные опасные дорожные ситуации для пешехода ("ловушки" на дорогах). Правила поведения детей в общественном транспорте. Правила движения детей организованными группами. Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями.Основные законы безопасного движения. Назначение и правила перехода проезжей части по сигналам светофоров и умение пользоваться дорожными знаками во время движения. Изучение обязанностей пешеходов, пассажиров, велосипедистов.


Минимум содержания образования определяется следующими основными содержательными линиями: иметь необходимые знания по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; правильная оценка ситуации при пожаре и взрыве; основные мероприятия гражданской обороны в мирное время; правила поведения при авариях на химических производствах, на радиационно-опасных объектах; при гидродинамических авариях; продолжается изучение вопросов, связанных с основами оказания первой медицинской помощи, более глубокое ознакомление с индивидуальной системой здорового образа жизни. Учебные темы распределены с учетом возраста. Все эти знания должны помочь учащимся в обеспечении сохранности жизни и здоровья.

Межпредметные связи:

География, химия, биология.



Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях. (24ч)

Промышленные аварии и катастрофы. Их причины и возможные последствия. Общее понятие чрезвычайной ситуации техногенного характера, понятие аварии и катастрофы. Классификация чрезвычайных ситуаций по масштабу распространения и с учетом тяжести последствий. Потенциально опасные объекты.

Пожары и взрывы, их характеристика, пожаро-взрывоопасные объекты. Причины и возможные последствия. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

Промышленные аварии с выбросом опасных химических веществ. Химически опасные объекты производства. Причины аварий и возможные последствия при авариях на химически опасных объектах. Сильнодействующие ядовитые вещества (АХОВ), их характеристика и поражающие факторы. Защита населения от АХОВ. Правила безопасного поведения при авариях с выбросом опасного химического вещества. Аварии на радиационно опасных объектах, их причины и возможные последствия. Основные виды радиационно опасных объектов. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС. Характер поражения людей и животных. Правила безопасного поведения при радиационных авариях. Режимы радиационной защиты.

Гидродинамические аварии, их причины и последствия. Мероприятия по уменьшению последствий аварий на гидродинамическиопасных объектах. Правила безопасного поведения при угрозе и в ходе наводнения при гидродинамической аварии. Влияние деятельности человека на окружающую среду. Биосфера и человек. Экология и экологическая опасность. Экологическая система, экологический кризис, экологическая катастрофа. Виды загрязнения биосферы. Загрязнение атмосферы, вод, почв. Понятие о предельно допустимых концентрациях загрязняющих веществ.

Краткая характеристика состояния окружающей среды в регионе и месте проживания. Мероприятия по защите здоровья человека, проводимые в местах нарушения экологического равновесия. Правила безопасного поведения в экологически неблагоприятных районах.

Обучение способам оповещения населения о чрезвычайных ситуациях в городах, населенных пунктах и на промышленных предприятиях. Сигнал - "Внимание всем!". Речевая информация, передаваемая по радиоприемнику, телевизору о чрезвычайных ситуациях мирного и военного времени. Обучение правилам эвакуации населения. Организация и проведение эвакуации. Изучение средств индивидуальной защиты органов дыхания. Ознакомление с защитными сооружениями гражданской обороны, порядком их использования.

Ознакомление с организацией защиты сельскохозяйственных объектов в зонах чрезвычайных ситуаций. Мероприятия по защите сельскохозяйственных животных при стихийных бедствиях, производственных авариях. Мероприятия по защите фуража, воды, продуктов животноводства от заражения. Отработка практических действий обучаемых при возникновении аварий и катастроф, наиболее вероятных для регионов проживания.



Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи (5 ч).

Первая медицинская помощь при отравлениях газами и средствами бытовой химии. Пищевая токсикоинфекция. Первая медицинская помощь.



Основы здорового образа жизни (6ч).

Физическая культура и закаливание. Занятия физкультурой и спортом. Воспитание необходимых физических качеств. Беременность и формирование плода. Факторы, способствующие рождению здорового ребенка. Понятие о воспитании детей.

Итоговые контрольно-проверочные задания проводятся после завершения каждого раздела программы.

5.Контроль предметных результатов:
Итоговое контрольно-проверочное задания проводятся после завершения каждого из разделов программы.

Требования к уровню усвоения дисциплины:

Оценка «5» - ответ не требует дополнений, весь материал изложен в полном объеме. Речь хорошая.

Оценка «4» - в изложении материала допущены незначительные ошибки, неточности.

Оценка «3» - в усвоении и изложении материала имеются существенные пробелы, изложение не самостоятельное (наводящие вопросы учителя, помощь учащихся), в ответе имеются существенные ошибки.

Оценка «2» - основное содержание материала по вопросу не раскрыто.



Требования к уровню подготовки учащихся 8 класса

Должны:


знать/понимать

  • Знать правила поведения во время ЧС с выбросом сильнодействующих ядовитых веществ, гидродинамических авариях;

  • основы здорового образа жизни; факторы, укрепляющие и разрушающие здоровье; вредные привычки и их профилактику;

  • правила безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях техногенного характера;

уметь

  • Уметь правильно оценить ситуацию во время техногенных аварий, пожаров и взрывов;

  • Уметь применять знания по оказанию первой медицинской помощи;

  • действовать при возникновении пожара в жилище и использовать подручные средства для ликвидации очагов возгорания;

  • соблюдать правила поведения на воде, оказывать помощь утопающему;

  • оказывать первую медицинскую помощь при бытовых отравлениях;

  • пользоваться средствами индивидуальной защиты (противогазом, респиратором, ватно-марлевой повязкой, домашней медицинской аптечкой) и средствами коллективной защиты;

  • действовать согласно установленному порядку по сигналу «Внимание всем!», комплектовать минимально необходимый набор документов, вещей и продуктов питания в случае эвакуации населения.

использовать полученные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • обращения в случае необходимости в соответствующие службы экстренной помощи.


6.Перечень учебно-методического и материально-техничческого оборудования образовательного процесса:
Эффективность преподавания курса ОБЖ зависит от наличия соответствующего материально-технического оснащения. Это объясняется особенностями курса, в первую очередь его многопрофильностью и практической направленностью.

  1. Учебно-методическая литература.

  2. Аудиовидео аппаратура, проекционная аппаратура.

  3. Макеты, муляжи, модели.

  4. Тренажеры.

  5. Стенды, плакаты.

  6. Средства индивидуальной защиты.

  7. Аудиовизуальные пособия.


7. Список основной литературы:
Федеральные законы:

– «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»;

– «Об охране окружающей природной среды»;

– «О пожарной безопасности»;

– «О гражданской обороне»;

– «О безопасности дорожного движения» и др.

С. Н. Вангородский, М. И. Кузнецов, В. Н. Латчук, В. В. Марков. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений /— М.: Дрофа, 2012г.

Миронов С. К. Основы безопасности жизнедеятельности. Методические рекомендации по использованию учебников в учебном процессе, организованном в соответствии с новым образовательным стандартом. — М.: Дрофа, 2012г.
8. Список дополнительной литературы:
Журнал «Основы безопасности жизни».

Журнал «Основы безопасности жизнедеятельности».

В.Н. Латчук, В.В. Марков, М.П. Фролов «Основы безопасности жизнедеятельности» Дидактические материалы - М.: Дрофа, 2012.

Латчук В. Н., Марков В. В. Основы безопасности жизнедеятельности. 8 класс: методическое пособие. — М.: Дрофа, 2012.

Правила дорожного движения, УК РФ.



9.Учебно-тематический план:


П/П


Название раздела

Всего часов

В том числе на:

Кол-во

часов на


самостоятель-

ную работу



Уроки

Лабораторно

Практические

занятия


Контрольные

1

Безопасность и защита человека в чрезвычайной ситуации.

24

23

-

1

5

2

Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

5

4

-

1

1

3

Основы здорового образа жизни.

6

5

-

1

2

итого




35

32

-

3

8


Календарно-тематическое планирование:


п/п


Тема урока.

Кол-во

часов


Дом.

задание


Дата

Примечание

1

2

3

4

5

6

Раздел 1. Безопасность и защита человека в чрезвычайной ситуации.

Глава 1.Производственные аварии и катастрофы.

1

ЧС техногенного характера и их классификация

1

П.1.1.







2

Опасности аварий и катастроф. Обеспечение личной безопасности при техногенных катастрофах.

1

П.1.2.







3

Обеспечение личной безопасности при техногенных авариях

1

П 1.3.







Глава 2.Пожары и взрывы.

4

Аварии на пожаро - взрывоопасных объектах. Общие сведения о взрыве.

1

П. 2.1- 2.2







5

Общие сведения о пожаре. Причины возникновения пожаров и взрывов и их последствия.

1

П. 2.3-2.4.







6

Основные поражающие факторы пожара и взрыва. Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах. Пожары и паника.

1

П. 2.5.







7

Правила безопасного поведения при пожарах и взрывах

1

П.2.6







8

Пожары и паника.

1

П. 2.7.







Глава 3.Ававрии с выбросом аварийно-химических веществ.

9

Виды аварий на химически-опасных объектах. Опасные АХОВ, их поражающее действие на организм человека.

1

П.3.1-3.2







10

Причины и последствия аварий на ХОО. Защита населения от АХОВ.

1

П 3.3







11

Защита населения от АХОВ.

1

П.3.4.







12

Правила безопасного поведения при авариях с выбросом АХОВ.

1

П.3.5.







Глава 4.Аварии с выбросом радиоактивных веществ.

13

Радиация вокруг нас.

1

П.4.1







14

Виды аварий на РОО. Характеристика очагов поражения при авариях на АЭС.

1

П.4.2.-4.3.







15

Последствия радиационных аварий. Особенности радиационного загрязнения местности.

1

П 4.4.-4.5.







16

Характер поражения людей и животных. Загрязнение растений и продуктов питания.

1

П.4.6.







17

Правила безопасного поведения при радиационных авариях.

1

П.4.7.







18

Защита населения при радиационных авариях.

1

П.4.8.







Глава 5. Гидродинамические аварии.

19

Виды аварий на гидро-динамически опасных объектах. Причины гидродинамических аварий и их последствия.

1

П.5.1.-5.2.







20

Меры по уменьшению последствий аварий на гидродинамически опасных объектах. Правила безопасного поведения.

1

П.5.3.-5.4.







Глава 6.Нарушение экологического равновесия.

21

Состояние природной среды и жизнедеятельность человека.

1

П.6.1







22

Изменения состава воздуха.

1

П.6.2.







23

Изменения состава гидросферы и суши.

1

П.6.3.-6.4.







24

Показатели предельно допустимых воздействий на природу.

1

П.6.5.







Раздел 2. Основы медицинских знаний и правила оказания первой медицинской помощи.

Глава 1.Первая медицинская помощь при поражении аварийно химически опасными веществами.

25

Воздействие химических веществ на человека. Первая медицинская помощь при поражении АХОВ удушающего действия.

1

П.1,1.-1,2.







26

Первая помощь при поражении АХОВ общеядовитого действия, удушающего и общеядовитого действия.

1

П.1,3-1,4.







27

Первая помощь при поражении АХОВ нейротропного действия. Первая помощь при поражении удушающими и нейротропными АХОВ.

1

П.1,5.-1,6.







28

Первая помощь при отравлении солями тяжелых металлов и мышьяка, при ожогах химическими веществами.

1

П.1,7- 1.8..







Глава 2.Первая медицинская помощь при бытовых отравлениях.

29

Первая помощь при отравлении бытовыми химикатами, минеральными удобрениями. КПЗ.

1

П.2,1- 2.2..







Раздел 3.Основы здорового образа жизни.

Глава 1.Физическая культура и закаливание.

30

Занятия физкультурой и спортом.

1

П.1,1







31

Закаливание организма.

1

П.1,2.







32

Правила использования факторов окружающей среды для закаливания организма.

1

П.1,3.







Глава 2.Основы репродуктивного здоровья подростков.

33

Основы репродуктивного здоровья подростков.

1

П.2,1.-2,2.







34-35

Ответственность родителей за нарушение детьми ПДД и последствия, вызванные этими нарушениями. КПЗ.

1

УК ст. 268.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница