Цель исследования: диагностика



Дата27.02.2019
Размер47.3 Kb.
ТипИсследование
Инструментарий для проведения психолого-педагогической диагностики обучающегося

МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВОСПРИЯТИЯ.

Узнавание фигур.

Цель исследования: диагностика (исследование) процессов восприятия и узнавания.



Материал и оборудование: для проведения данного эксперимента необходимо иметь карточки с изображение фигур размером 20 x 20.
Процедура исследования

Экспериментатор предъявляет испытуемому таблицу с изображением 9 фигур и предлагает внимательно рассмотреть и запомнить эти фигуры в течение 10 секунд. После чего испытуемому показывают вторую таблицу, с большим количеством фигур. Испытуемый должен обнаружить среди них фигуры первой таблицы.

Первая инструкция: «Сейчас я покажу вам изображения фигур. У вас есть 10 секунд, чтобы постараться запомнить как можно большее количество фигур» (рис. 1).

http://www.psmetodiki.ru/images/ris/158.jpg

Вторая инструкция: «На следующем рисунке (рис. 2) среди нарисованных фигур вы должны выбрать те, которые видели в первом случае».



http://www.psmetodiki.ru/images/ris/159.jpg

Обработка и анализ результатов

Экспериментатор отмечает и подсчитывает количество правильно и неправильно узнанных фигур. Уровень узнавания (Е) подсчитывается по формуле:



http://www.psmetodiki.ru/images/ris/160.jpg

где «М» - число правильно узнанных фигур,

«N» - число неправильно узнанных фигур.

Наиболее оптимальный уровень узнавания равен единице, поэтому, чем ближе результаты испытуемого к единице, тем лучше у него функционируют процессы узнавания наглядного материала. Аналогичным образом можно исследовать процессы узнавания другого материала: буквенного, цифрового, словесного.



МЕТОДЫ ДИАГНОСТИКИ ВНИМАНИЯ.

«Найди и вычеркни»

Цель: диагностика продуктивности и устойчивости внимания у младших школьников.

Материал и оборудование: рисунок с изображением простых фигур, часы с секундной стрелкой, протокол для фиксации параметров внимания, простые карандаши.

Процедура исследования

Ребёнок работает по инструкции с рисунком, на котором в случайном порядке изображены простые фигуры. Ему дано задание искать и разными способами зачёркивать две неодинаковые фигуры, например: звёздочку перечеркивать вертикальной линией, а кружок – горизонтальной. Ребёнок работает 2,5 минуты, в течении которых пять раз подряд ему говорят «начинай» и «стоп». Экспериментатор отмечает на рисунке ребёнка то место, где даются соответствующие команды. Инструкция: «Сейчас я покажу вам картинку, на которой нарисовано много знакомых предметов. Когда я скажу «начинайте», вы начнёте зачёркивать названные мной фигуры. Это нужно будет делать, пока я не скажу «стоп». Вы остановитесь и поставите вертикальную черту у последнего просмотренного рисунка. После этого по моей команде вы продолжите работу. Так будет несколько раз , пока я не скажу слово «конец».



Обработка и анализ результатов

Фиксируемые параметры: t – время выполнения задания; N – количество изображений предметов, просмотренных за всё время работы, а также отдельно за каждый 30 – секундный интервал; n – количество допущенных ошибок.

Вначале подсчитывается количество предметов на рисунке, просмотренных ребёнком за всё время выполнения задания, а также отдельно за каждые 30 – секундный интервал. Полученные значения подставляют в формулу, по которой определяется показатель уровня развития у ребёнка одновременно двух свойств внимания: продуктивности и устойчивости.

S= (0,5 – 2,8n)/t

Где S – показатель продуктивности и устойчивости внимания обследованного ребёнка; N – количество просмотренных предметов; t – время выполнения задания; n – количество допущенных ошибок.





МЕТОДИКИ НА ДИАГНОСТИКУ ПАМЯТИ

"Определение типа памяти"
Цель: определение преобладающего типа памяти.

Материалы и оборудование: четыре ряда слов, записанных на отдельных карточках; секундомер.

Для запоминания на слух: машина, яблоко, карандаш, весна, лампа, лес, дождь, цветок, кастрюля, попугай.

Для запоминания при зрительном восприятии: самолет, груша, ручка, зима, свеча, поле, молния, орех, сковородка, утка.

Для запоминания при моторно-слуховом восприятии: пароход, слива, линейка, лето, абажур, река, гром, ягода, тарелка, гусь.

Для запоминания при комбинированном восприятии: поезд, вишня, тетрадь, осень, торшер, поляна, гроза, гриб, чашка, курица.



Процедура исследования

Ученику сообщают, что ему будет прочитан ряд слов, которые он должен постараться запомнить и по команде экспериментатора записать. Читается первый ряд слов. Интервал между словами при чтении - 3 секунды; записывать их ученик должен после 10-секундного перерыва после окончания чтения всего ряда; затем отдых 10 минут.

Предложите ученику про себя прочитать слова второго ряда, которые экспонируются в течении одной минуты, и записать те, которые он сумел запомнить. Отдых 10 минут.

Экспериментатор читает ученику слова третьего ряда, а испытуемый шепотом повторяет каждое из них и "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.

Экспериментатор показывает ученику слова четвертого ряда, читает их ему. Испытуемый повторяет каждое слово шепотом, "записывает" в воздухе. Затем записывает на листке запомнившиеся слова. Отдых 10 минут.
Обработка и анализ результатов.

О преобладающем типе памяти испытуемого можно сделать вывод, подсчитав коэффициент типа памяти (С). C = , где а - 10 количество правильно воспроизведенных слов.



Тип памяти определяется по тому, в каком из рядов было большее воспроизведение слов. Чем ближе коэффициент типа памяти к единице, тем лучше развит у испытуемого данный тип памяти.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница