Борьба таджикского народа против Арабского Халифата



страница1/4
Дата14.06.2016
Размер0.74 Mb.
ТипАвтореферат
  1   2   3   4


На правах рукописи

Хакназаров Абдуназар


Борьба таджикского

народа против

Арабского Халифата

Специальность: 07.00.02 – отечественная история


А в т о р е ф е р а т
диссертации на соискание ученой степени

доктора исторических наук

Душанбе


2010
Работа выполнена в Отделе древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии, этнографии им. А. До­ниша Академии наук Республики Таджикистан


Научный консультант: доктор исторических наук,

профессор Пирумшоев Х.П


Официальные оппоненты: доктор исторических наук

профессор Мухиддинов С.Р.


доктор исторических наук,

профессор Бобохонов М.Б.


доктор исторических наук,

профессор Мирбобоев А.К.


Ведущая организация: Таджикский национальный университет.

Защита состоится «___» ____2010 г. в – часов, на заседании Дис­сертационного совета Д. 047.008.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора исторических наук при Инсти­туте истории, археологии, этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан (734025, г. Душанбе, ул. Рудаки, 33).

С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Института истории, археологии, этнографии им. А Дониша АН РТ.
Автореферат разослан «___» _________2010 г.

Ученый секретарь диссертационного совета,

доктор исторических наук Додхудоева Л.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Актуальность темы исследования. Она охвативает весьма большой, сложный и противоречивый период истории таджиков, период завоевания Ирана, Хорасана, Мавераннахра арабскими мусульманами, объединенными в составе Арабского Халифата. Однако в этом новом социально – религиозном сообществе политические, этнические, религиозные и культурные границы практически никогда не совпадали. Потому что кочевые арабы, столкнувшись с древними высокоразвитыми цивилизациями, как победители не проявляли особого интереса к знанию других языков и культурной ассимиляции с ними. Будучи лишь меньшинством, утвердившимся на непрочной основе сложной чужеродной субструк-туры, и уступая вначале своим подданным в уровне культурного развития, арабы тем не менее смогли передать им свою религию, свой язык и в какой-то степени свой менталитет.

Фундаментальное исследование социально-политического положения персо-таджикского народа в составе исторически нового, гигантского разнородного сообщества и его непрерывной борьбы против деспотического господства кочевых арабов является одной из приоритетных задач современной отечественной исторической науки. Сегодня, как никогда раньше, необходимо глубокое, разностороннее, комплексное, свободное от спекулятивных, абстрактных и упрощенных подходов изучение, это часть истории. Ибо прошлое и настоящее неразрывно связаны, прочными нитями, на которые нанизаны, как жемчужины события минувших лет. Глубокое, всестороннее изучение и переосмысление истории прошлого, предают людям все новые и новые духовные силы и энергию, повышают их высокое чувство уважения к своим предкам, способствуют обеспечению социального прогресса и совершенствуют общество. Трезвой и объективной оценке своего исторического наследия послужат уроки самосознания и самоопределения.

Изучение данной проблемы в новых условиях более необходимо тем, что, освободившись от сжатых идеологических рамок прошлого столетия, все больше ощущается слабость освещения исторических событий в принципах подлинного историзма. Дело в том, что на протяжении столь длительного и трудного исторического периода таджикам пришлось с незаурядным усилием не только выдержать натиск и смягчить жестокие удары чужеземных завоевателей, но им удалось также сохранить верховенство своего языка, осуществить синтез чужой цивилизации с бессмертными достижениями своей культуры, поднимаясь на качественно новый уровень развития. На базе трансформации родственных, многообразно единых культур предков, создали единые общекультурные материальные каноны и ценности новой собственной культуры и единую социально-экономическую структуру с многоотраслевым хозяйством прогрессирующего этапа, сформировавшего новые политические отношения. Объединив весь экономический, политический технический и культурный потенциал страны, они достигли высокого темпа развития производительных сил. Следовательно, знание закономерностей этих изменений, представление их масштаба и величины контуров, имеют особое значение для осознания реальных возможностей и способов их применения для социальных целей в управлении страной. С другой стороны, теоретическое осмысление данной проблемы даст возможность предвидеть дальнейший ход общественных процессов и найти детерминирующие их факторы. Например, ради улучшения качества жизни народа, начиная с февраля 2007 г., правительство республики взяло курс на упорядочение национальных обычаев и обрядов, которые в последнее время вышли за рамки религиозных и исторических традиций и превратились в пышные торжества, приносящие огромный ущерб народному благосостоянию.1 Или Президент страны Эмомали Рахмон с целью обращения внимания народов мира на богатое творческое наследие таджиков, вносивших бесценный вклад в мусульманскую цивилизацию, в данной период специальным приказом от 15.09.2008 г, 2009 год объявил годом Абуханифы (Имама А’зама – Великого факеха), основоположника суннитской концессии.2 В честь его 1310-летия в столице Таджикистана, в городе Душанбе, с 4 по 6 августа 2009 г. проходил международный симпозиум с участием представителей мусульман 55 стран мира.

Значимость такого рода работы диктуется всей логикой происходящих не только в современном Таджикистане, но и в мире событий, приведших изменения взглядов и отношения народов к исламу и его цивилизации. Примером чего может служить факт увеличения мусульман за период 1990-2006 гг. на 300 млн. человек и достижения их общее число до 1,3 миллиарда.3

Тема актуальна еще и потому, что может сыграть важную роль в выработке нового подхода в научном обеспечении происходящих социальных процессов в таджикском обществе; служить важным средством для ослабления позиции многообразных центробежных идей в общественном сознании, упорядочения национальных обрядов и ритуальных мероприятий; а также укрепления единой государственной идеологии.

Степень изученности проблемы. Данный вопрос в той или иной мере, по разным идеологическим подходам к выяснению исторических событий и разных методов исследования, рассматривается в трудах ученых трех поколений: ученых – исламистов арабо-персидского происхождения VIII-XVI вв., русских, таджикских историков советского периода и современных персо-таджикских исследователей. В целом литературу, сопричастную с проблемой борьбы персо-таджикского народа против Арабского Халифата, можно условно разделить на три группы. К первой группе мы отнесли источники, сочинения известных историков, философов, писателей, географов, путешественников периода VIII-XVI вв., а также ряд археологических материалов. Ко второй группе – труды ученных советского периода: произведения известных русских, таджикских историков, востоковедов и литераторов. Третья группа работ, которая послужила основой появления новых взглядов и оценок в истории таджиков в целом и в избранной нами проблеме в отдельности, относится к исследовательской деятельности ученых периода независимости, особенно исторические произведения ученых таджиков, иранцев и афганцев, появившиеся в период с 1980 г. по настоящее время. Ряд произведений – восстановителей исторических хроник исламского периода, статьи в таджикской периодической печати, выступления и произведения президента Таджикистана Эмомали Рахмона, новые монографии и учебники по истории таджикского народа (1999-2006 гг.).

Начиная с конца X1X века до настоящего времени, историческая наука в изучении истории борьбы народов иранского происхождения против арабских завоевателей достигла колоссальных успехов. Заслуга историков и востоковедов в этот период проявилась в глубоком изучении

и широком использовании письменных исторических источников периода арабских завоеваний и распространения ислама. В результате накопился богатый фактический материал в виде переводов и публикаций, множество значимых письменных источников и отдельных исследований, которые всесторонне и критично использованы нами в диссертации.

Еще во второй половине X1X в. в России занимались изучением истории мусульманского мира ученые: В.В. Григорьева, Д.А. Хвольсон, П.И Лерх, Н.И. Березин, В.Г. Тизенгаузен, В.Р. Розен и другие. А когда Средняя Азия вошла в состав России, и появился большой интерес к истории народов этого региона, уже к началу XX в. В.В. Бартольдом был заложен фундамент научного изучения ее истории в раннем средневековье. Он с богатым навиком метода, сравнительного анализа обильных письменных, археологических и нумизматических источников, соответственно законам исторического развития Востока, создал множество оригинальных научных трудов по истории ислама и завоеваннию Средней Азии арабами.

В.В. Бартольд выполниял свои работы с поражающим мастерством критического изучения источников на арабском, персидском и тюркском языках.1 Использованные нами работы В.В. Бартольда посвящены отдельным специфическим событиям и проблемам истории персов – таджиков на разных этапах этого периода.

По методу сравнения источниковых материалов и критическому их анализу В.В. Бартольдом многие аспекты политической и культурьной истории персов – таджиков в различных периодах нашей хронологии отраженны в трудах ученых русских востоковедов: О.Ф. Аки­мушкина, Е.Э. Бертельса, И.С. Брагинского, А.Н. Больдирева, О.Г. Большакова, Е.А., Беляева, П.А. Грязневича, А.И. Колесникова, О.И. Смирновой, Ч.А. Стори, В.Ф. Пановой и Ю.В. Вахтина, В.В. Полосина, А.Ю. Якубовского и др.

Неоценимое значение для изучения истории борьбы таджикского народа против арабских завоевателей имеют труды знаменитых таджикских ученых Б.Г. Гафурова, Н.Н. Негматова и А.М.Мухторова, выполнение на обширном материале письменных, археологических, нумизматических, лингвистических источников, а также зарубежного и отечественного исследования.

О борьбе народов Хорасана и Мавераннахра с завоевателями в разных формах и объемах говорится также в произведениях С.Айни, А.Джалилова, М. Бобохонова, М.Р.Шукурова и А.З.Рахматуллоева и А.Мухторова.

Военные походы арабов в Хорасан и Мавераннахр, жестокие карательные поступки мусульманского войска и сопротивление населения им, множество фактов и сведений содержатся в монографиях Х. Назарова, Н. Турсунова и Г. Гоибова

В переводе на таджикский язык, с комментарием исторических источников и составлением из них сборников по средневековой истории таджиков значительний вклад внёс Нурмухаммад Амиршохи.

Использованы в диссертации также монографии и статьи ряда авторов, такие как Абдул Азиза Дури, Муфтия Маулана Мухаммад Кифоятуллаха, Саид Абдурахим Хатиба, Сайед Мохаммада Хотами, Эхсан Яршатер, И.М. Фильштинский, которые на влияние ислама на мировую культуру и вклад персов в мусульманскую религию смотрели иными взглядами.

Необходимо отметить также значение научных работ зарубежных ученых, потому что когда советские историки и востоковеды находились в коммунистической блокаде, ученые Афганистана, Ирана и других стран расследовали историю периода ислама и Халифата, рководствуясь своими идеалами и мировоззрением. К ним относятся: Харави Джавидан, Абулхай Хабиб, Найири Нури, Абдулхасан Заринкуб, Алиасгар Халаби, Мухаммад Хусайн Хайкал, Ф.Р. Нельсон, Саид Мухаммад Хотами, Хатиб Саид Абдурахим и др.

При выполнении работы оказали нам большую методическую помощь авторефераты и диссертации В.В. Дубовицкого, К. Искандарова, А. Саидова, Х.Ш. Камолова.

Цель и задачи исследования. Учитывая актуальность исследуемой проблемы и степень недостаточной ее освещенности в истории таджикского народа, мы решили: на основе новых материалов, фактов и сведений, извлекаемых из разнообразных источников и произведений современных авторов, в комплексном виде обобщить и оформить её в качестве самостоятельной работы.

Не задаваясь целью дать исчерпывающую характеристику освещению столь многосторонней темы, сосредоточиваем основное внимание на раскрытии наиболее важных, малоизвестных сторон и специфических форм борьбы таджикского народа против оккупантов, для чего определены следующие задачи:

– осветить патриотический, свободолюбивый и созидательный дух таджикских предков с их религиозными убеждениями о том, что ислам по своей природе служит защите интересов Родины, народа, свободы, языка, морали и обеспечивает наилучшую форму действия человека;

– увековечить память тех героев, которые, исходя из вышеуказанных принципов, на протяжении всей исто­рии арабской оккупации неустанно боролись против несправедливых тиранических действий и расовой политики халифов;

– предоставить будущему поколению комплекс форм и методов героической эпо­пеи таджикского народа как одного из главных источников истинного на­ционального самосознания, чтобы молодежь могла представить ее как школу патриотического воспитания;

– убедить молодое поколение в могуществе таджикского народа, ко­торое на протяжении трех столетий смогло мужественно выдержать и преодолеть во всей своей истории жесточайший натиск арабских завоевателей и как победитель подняться на качественно новый уровень развития;

– указать, что в борьбе против арабизирования общественной жизни таджикам удалось не только сохранить верховенство своего языка и культуры, но и выдержать жестокие удары и предрассудки религиозных кочевых фанатиков и предотвратить дальнейшее распространение их «газавата» на другие территории;

– показать вклад персо-таджикских ученых, таких, как ибн Мукаффа’, Абу Ханифа, аль-Бухари, Ат-Табари, Балами, Мухаммад ибн Якуб (ибн Мисковейх) и многих других в развитие и совершенствование религии ислама, обогащение новой универсальной мусульманской культуры на основе трансформации вековых традиций своих предков и накопленных положительных общечеловеческих ценностей;

– опровергать неверные и беспочвенные идеи тех авторов, которые, искажая историю таджиков, доисламский Хора­сан и Мавераннахр считают одной из отсталых провинций Великого Ирана или даль­нейшее их культурное развитие в период ислама связывают с влия­нием Западного Ирана. Другие утверждают: якобы началом истории таджикской государственности является государ­ство Саманидов как реакционная, агрессивная империя и т. д.

Объектом исследования является освещение специфических особенностей борьбы персо-таджикского народа для отражения нашествия ара­бов – мусульман на Иран, Хорасан и Мавераннахр, а затем за свободу и независимость.

Предмет исследования заключается в показе закономерностей и справедливости борьбы персо-таджикского народа против неверной, несправедливой грабительской, расовой политики халифов и их наме­стников.

Хронологические рамки исследования охватывают борьбу персов-таджиков во взаимосвязи с другими народами, входившими в состав Исламской империи с 633 г. до конца 1X века. Чтобы иметь о ней более четкое представление, впервые определены ее рамки в четырех периодах.1 Общая характерная черта проблемы, заключается в ее продолжительности, организованности и (по сравнению с другими странами) трагичности. Каждый период разделяется ещё на ряд специфических этапов, отличающихся друг от друга по своему характеру, идейно-политическому содержанию, целям и задачам и т.д. Строго соблюдая закономерность данного процесса, каждый ее период подвергался комплексному анализу с учетом всех факторов, являющихся его компонентами.

Так, первый период – борьбы иранцев против праведных халифов2 (633-661 гг.), состоит из четырех этапов: 633-638; 638-642; 642-652. и 652-661 гг. Второй период (661 – 755 гг.), развивался в следующие этапы: 661-722.; 723-746; 746-750; 750-755 гг. Третий период (755-818 гг.), совершился в промежутке 755-789; 789-818 годов. Четвертый период (818-899 гг.), проходя через два этапа: 818-858 и 858-899 годы, закончился образованием государства Саманидов и завершением процесса формирования таджикского народа.

Совершавшиеся жестокие и драматические события предавали разнообразный и продолжительный характер также распространению ислама, в определенных периодах:


  1. В 631-661гг. – многие приняли ислам добровольно и принужденно;

  2. В 661-720 гг. – в Хорасане и Согде распространялся принудительно;

  3. В 720-743 гг. – резко увеличилось число формальных мусульман;

  4. В 748-821 гг. – прекращалось обращение людей в ислам;

5. В годы правления Тахиридов, Саффаридов и Саманидов ислам превратился в государственную идеологию, и его соблюдение стало прерогативой местных властей.

Приблизительно, таким образом, складывался путь таджиков к достижению независимости на универсальном исламском проекте, который внес значительный вклад в мировую цивилизацию.



Географические рамки исследования включают в себя всю восточную часть Халифата: Иран, Хорасан и Мавераннахр, которые были объединены под названием «Хорасанское Наместничество». Поскольку затрагиваются вопросы военно-политических и культурных взаимоотношений «Хорасанского Наместничества» с остальными частями Исламской империи, естественно, на много расширялись намеченные рамки и способствовали более масштабному освещению закономерности взаимоотношения и взаимосвязи свершившихся событий.

Научно-методологическая основа диссертации. Научная концепция исследования заимствована из опыта научной работы ученых трех поколений: историописцев-исламистов, советского и современного периода. Сделана попытка рассматривать историю борьбы народов Восточной части Халифата в указанной хронологии, при помощи сравнительного метода с приложением тех законов исторического развития, которые выработали классические мусульманские авторы для мировой истории; советские – для истории Средней Азии и современные таджикские историки – для истории таджикского народа.

При этом работа выполнена на основе принципа историзма, требующего рассмотрения имеющихся фактов и свершившихся событий реально, объективно, соответственно с назревшей конкретной обстановкой, с учетом степени их взаимосвязи и взаимоотношения. В анализе исторических явлений придерживались строгого и свободного от какой – либо идеологии, подхода в объяснении причины их свершения

Использовался также и системный подход к логике реального анализа всех необходимых факторов, лежащих в основе военных, социально-политических, экономических и идейно-культурных движений, то есть весь ком­плекс проблем, послуживших причинам их проявления и приобретения ожесточенного, продолжительного, жестокого и порой трагического характера. Для этого в работе применялся также метод сравнения уровней исторического, общест­венно-экономического, социального, политического развития персов-тад­жиков и арабов и другие важные исторические события, которые относятся к их судьбе в исследуемом периоде.

Научная новизна исследования состоит в том, что она выполнена впервые с попыткой комплексного анализа борьбы персо-таджикского народа против Арабского Халифата, с первых дней наступления мусульман на Сасанидскую империю вплоть до их окончательной победы и образования своего самостоятельного государства. Постановка проблемы, методология и практика ее решения, содержание диссертации и освещенные в ней вопросы являются новыми. Кроме этой общей новизны, наиболее важными и новыми элементами научного вклада в теорию и практику являются следующие:

1. Введено в научный оборот множество источниковых материалов, которые в силу ряда причин в исследованиях советского периода ис­пользовались недостаточно, и их содержание считалось сомнительным. Широкого привлечения также художественно-исторической и философской литературы. Уделено определенное внимание произведениям современных исламистов о жизни и деятельности пророка, праведных халифов, основных прин­ципах правовых норм (шариата) ислама и т. д. Учитывая мнения ученых трех поколений: ранних ислами­стов, материалистов советского периода и современных авторов, – мы попытались изложить свои собственные размышления и выводы.

2. Сделана попытка освещать и анализировать происходящие исторические хроники и их закономерности, тесные взаимосвязи и взаимоотношения не только на ограниченной территории Средней Азии, но и по всей этнической территории таджикских предков, с учетом единой нравственности и общего культурного пространства.

3. Уточнены основные периоды и этапы народных движений и мусульманизации данного региона, в зависимости от их характера и со­держания, также определены причины их продолжительности.

4. Более результативными в истории борьбы персов-таджиков про­тив Халифата являются, на наш взгляд, ее второй (661-755 гг.) и четвертый (818-961гг.) периоды, которые завершились существенными изменениями. Так, во второй период хорасанцы, свергнув ди­настию Омейядов, установили династию Аббасидов, т.е. изменили политическую основу Халифата, что ознаменовало начало качественно новой стадии развития исламского мира. К тому же в 747-755 гг. в составе Хорасана, Мавераннахра и Ирана образовались новые государственные объединения эмиратского типа. И это, на наш взгляд, является начальным периодом консолидации персов-таджиков. В четвертом периоде таджикам удалось завершить начатый процесс консолидации на определенной территории, формировали также свой родной язык, культуру и другие компоненты, необходимые цивилизованному народу.

5. Многие другие новые положения, выводы и обобщения содер­жатся в диссертации. Например, имеется сравнительно много новых сведений о раз­личных народных противоборствующих организациях: «Негзат Низак» «Негзат Харис» «Негзат Согдиан», о личностях и политической деятель­ности Абу Муслима, Синбада Муга, Мукканы, о шуубитском движении, формах и методах борьбы семьи Бармакидов, таланте государственного правления Тахиридов, Саффаридов, Саманидов и многое другое.



Источниковая база исследования. Основная особенность истории таджиков в исламском периоде заключается в наличии своих обильных письменных источников, содержавшихся в оригинальных произведениях авторов-исламистов на арабских и новоперсидских языках и получивших мировую известность. Многие из них написаны в летописной форме, сводными рассказами о мировых исторических событиях, до ислама и в его периоде. Их авторы в основном были мавали знатных домов арабских племен, государственных чиновников и халифов, служили им в качестве секретарей и помощников. Другие при дворе Аббасидских халифов вели службу переводчиков. Третья категория ученных являлась придворными слугами халифов, Саманидских, Газнавидских и других царей и свои сочинения как очевидцы посвятили совершенным ими военным походам, государственным и другим делам. Следовательно, многие из них описывали исторические события принужденно, не беспристрастно и реально, а восхваляли деяния своих хозяев и умаляли роль их противников. Поэтому в использовании источников в диссертации действовали методом сравнения и критического анализа.

По содержанию, охвату проблемы, научному значению эти работы разделяются на ряд групп: общие труды по истории или географии; сочинения на локальные темы, посвященные отдельным местностям; научные работы на специальные темы и т.д. В целом они содержат обширный фактический материал не только о борьбе народов исламского мира и, в частности, персов-таджиков против Халифата, но и часто охватывают различные стороны их культурной, социальной и духовной жизни



1. Исторические сочинения: Их много, но, среди них более значительными являются: «Футуху-л-булдан» (Завоеванные стран») ал Балазури, «Та’рихи Йа’куби» («Исория Я’куби») ал-Йа’куби», «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» («История пророков и царей») ат-Табари, «Та’рихи Табари» («История Табари») (перевод сочинения ат-Табари – «Та’рих ар-русул ва-л-мулук» на персидском языке) Мухаммада Бал’ами, «Китаб ал – футух («Книга о победах») ибн ал-Асама ал-Куфи «Та’рихи Бухоро («История Бухары») ан-Наршахи, «Та’рихи Байхаки» («История Бейхаки») Бейхаки, «Осору-л-бокия» («Вечные памятники») Бируни, «Зейна-л-ахбор» («Вести о Зайнулмиллале») Гардези, «Равзату-л-албоб фи – таворих ва-л-ансоб» Фахруддин ибн Али ибн Мухаммада, известен под названием «Та’рихи Банокати» («История Банокати»), «Сиёсатнома» («Писание о политике») Низомулмулка, «Мукаддима» («Введение») ибн Халдуна, «Равзату-с-сафо фи сирати-л-анбиёи ва-л-мулук» («Чистый сад пророков, халифов и царей») Мирхонда и т.д.

2. Историко-географические сочинения: Значительным материалом о территориях и административных центрах стран, городов и сел, количестве и этническом составе населения, путях сообщения, торговле и т.д., снабдили нас труды географов-путишественников: ибн Хурдодбех – «Ал-масолику ва-л-мамолик» («О путях и странах»), ал-Мукаддаси – «Ахсан ат-таксим фи-ма’марифат ал-акалим» («Наилучшие разделы климатов для познания»). Книга неизвестного автора – «Худу-л-олам» («Территория мира»), ал-Истахри – «Ал-масолику-л-мамалик» («Путей и стран»), или «Китоба-л-масолик ва-л-мамалик» («Книга путей и стран»), «Сурату-л-акалим» («Отображенный климат»), Сахал ал-Балхи – «Сувар ал-иклим» («Изображение климатов»), Абулмуайади Балхи – «Аджибу-л-булдан» («Экзотика стран») Абулаббас Я’куби – «Китабу-л-булдан» («Книга о странах») и др.

3. Археологические материалы. Найдены письменные документы, памятники архитектуры, живописи, резьбы по дереву, гачу, глине и ювелирного дела, терракоты, гончарной и стеклянной художественной посуды, при археологических раскопках в Самарканде, Бунджикате, Хульбуке, Сайёде, Саразме, Аджинатепе, Балалыктепе, Заравшане и Исфаринской долине. Эти факты являются документальным и материальным свидетелем исторического процесса, формирования таджикской культуры в исследуемом периоде, на базе слагаемых искусств Тохаристана, Согда, Хорасана и Хорезма.

О борьбе согдийцев против завоевателей в 710-722 гг. и политической позиции Деваштича, владетеля Пенджикента, в нем в 30-е гг. XX в. в горе Муга и в 1998-2007 гг. в кишлаке Падаск Матчинского района найдены археологами ценные документы. Среди них содержатся письма правителей провинции Согда к Деваштичу и обращения Деваштича к ним об организации совместной борьбы с оккупантами.



Теоретическая и практическая значимость диссертации. Школа самосознания, самоопределения, суверенитета и правления государства вместе с множеством других объективных и субъективных факторов является продуктом истории. Наглядные уроки истории не только открывают перед нами картину прошлого, они также помогают осознать настоящее и будущее и как справедливый судья указывают на достижения и промахи в длинной череде борьбы предков за независимость.

В таком плане материалы исследования могут широко использоваться в вузах и общеобразовательных школах страны в процессе изучения курса «Истории таджикского народа». Ее выводы и заключения окажут определенную помощь будущим исследователям по проблемам: истории ислама и арабских завоеваний; административно – управленческой деятельности оккупантов; борьбы таджикского народа против них; государств Саффаридов и Саманидов; социально – экономического положения народа и т.д.



Апробация работы. По материалам исследования опуб­ликовано автором, девять монографии и брощюр, более двацати статей в научных сборниках и журналах, восемь из которых напечатаны в журналах, вошедших в перечень ВАК Министерства образования и науки Российской Федерации, Ее основные выводы положения изложены в докладах, сообщениях, сделанных на конференциях и симпозиумах.

Диссертация обсуждалась на заседание кафедры истории и права Таджикского аграрного университета в октябре 2006 г. (протокол № 7), на двух отдельных заседаниях (декабрь 2006 г., май 2007 г.), 25 декабря 2007 г. (протокол № 10) и 29 декабря 2009 г. на расширенных заседаниях Отдела древней, средневековой и новой истории Института истории, археологии и этнографии им. А. Дониша Академии наук Республики Таджикистан.



Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, четырех глав, заключения и списка литературы.
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДИССЕРТАЦИИ
Во введении обосновываются актуальность темы, степень изучен­ности проблемы, определяются цели и задачи исследования, научная новизна. Дается краткий историографический обзор использованной литературы, показана научно-теоретическая и практическая значимость исследования.


Каталог: common -> img -> uploaded -> files -> vak -> 2010 -> announcements -> istorich -> 15-03
istorich -> Сотрудничество СССР со странами африки в 1960-1980-е гг.: Историческое исследование
istorich -> Северный Кавказ в XIII-XV веках: проблемы политической истории и этнокультурного взаимовоздействия
istorich -> Иракская нефть в политике великих держав на ближнем востоке
istorich -> Российской академии наук
istorich -> Центральная азия накануне и в период монгольского нашествия
istorich -> Иранистика и таджиковедение в немецкоязычной историографии


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница