База исследования



Скачать 487.88 Kb.
страница1/3
Дата09.07.2016
Размер487.88 Kb.
  1   2   3
2. Маркетинг туристического продукта через социальные сети Вконтакте: кейс-стади на примере Финляндии и Республики Карелия

Екатерина Миеттинен

Исследовательский проект

Университет Прикладных Наук Карелия

2.1 ВВЕДЕНИЕ

2.1.1 База исследования

Сегодня Россия является наиболее важным целевым рынком для финской туристической индустрии, поэтому с практической точки зрения, тема русского туризма в Финляндии является актуальной. Некоторые исследователи утверждают, что благодаря русским туристам туризм в Финляндии развивается и живет. По данным исследования, проведенного в 2012 году Статистическим управлением Финляндии (Statistics Finland) и Центром по развитию туризма Финляндии (Finnish Tourist Board) (Статистика Финляндии, 2013), туристы из России являются самой большой по численности группой посетителей. Количество приезжих из России составило 3,6 млн. в 2012 году, что на десять процентов больше по сравнению с 2011 годом.

Маланкин (2012) изучила более 200 работ, посвященных русскоязычным туристам, и предлагает свой взгляд на их привычки во время путешествий, покупательское поведение и ожидания от посещения страны. Она описывает российских туристов, как открытых, любопытных и спонтанных людей. Русские, как правило, не планируют свой отпуск, они просматривают необходимую информацию и сразу же принимают решение. Россияне критикуют Финляндию за недостаток сведений о стране. На отдыхе русские привыкли тратить деньги, выпивать и вкусно питаться. Они удивлены достаточно спокойной ночной жизнью в Финляндии и отсутствию мероприятий, предлагаемых им в вечернее и ночное время. Как все туристы, русские любят, чтобы их ценили, для них это чрезвычайно важно (Маланкин, 2012).

В настоящее время Россия является одним из крупнейших поставщиков туристов на внешний рынок (Фурманова, Балаева и Предводителева, 2012, 2-3). Согласно данным Федеральной службы государственной статистики России (2013 г.), в 2012 году, наиболее популярными направлениями для россиян стали Финляндия (+18%), Турция (-6%) и Китай.  Согласно Стратегической программе развития туризма России до 2020 года (Министерство культуры Российской Федерации, 2013 г.) Россия находится в первой десятке стран - лидеров по приему туристов и являлась пятой по объемам затрат на покупки товаров и услуг во время путешествия в 2012 году. Россия находится на пути к построению уникальной индустрии туризма, включающей в себя природные, социальные, экономические, культурные и исторические ресурсы. Внутренний туризм должен быть доступным для россиян. В настоящее время люди со средним достатком часто выбирают туристические поездки за пределы страны, принимая во внимание соответствие затрат качеству получаемых услуг. (Бойко, 2009). В данном исследовании, акцент делается на маркетинге туристического продукта в России и в Финляндии на основе информации, полученной в ходе изучения групп в социальной сети ВКонтакте (далее сокращенно ВК).

2.1.2 Цели исследования

Объектом данного исследования являются группы, связанные с финским и карельским туризмом в одной из самых популярных социальных сетей России ВКонтакте (ВК).

Основные вопросы исследования:

• Какие группы, связанные с туристическими поездками в Финляндию, можно найти в Контакте и каковы основные темы, которые обсуждают участники данных групп?

• Какие группы, связанные с туристическими поездками в Республику Карелия можно найти ВКонтакте и каковы основные темы, которые обсуждают участники данных групп?

• Какие советы по маркетингу, основанные на информации, полученной на основе анализа обсуждаемых тем в группах, могут быть даны а) менеджерам туризма в Финляндии, и б) менеджерам туризма в Республике Карелия?

2.2 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ И МАРКЕТИНГ

Эффективная рекламная деятельность организаций в социальных сетях - достаточно новое явление. Исследователи сравнительно недавно начали изучать различные социальные медиа-платформы и их влияние на рекламную деятельность организаций (Пэк, Хоув, Юнга и Коул, 2013 г.). Изначально социальные сети создавались для развлекательных целей, в настоящее время они широко используются в коммерческих целях, благодаря большому охвату аудитории, времени, проводимому пользователями в социальных сетях, возможности прямого контакта с клиентами и стоимости рекламы (Киртиш, Карахан, 2011).

Четкого определения социальных сетей до сих пор не существует (Жу и Вонг, 2013). Сафко и Брейк (2009, 6) определяют социальные сети, как "деятельность определенных сообществ людей, которые собираются в Интернете для обмена информацией, знаниями и мнениями, используя коммуникационные средства". Под коммуникационными средствами в данном контексте понимается веб-платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенные для  создания и передачи информации в виде слов, изображений, видео и аудио (Safko & Brake, 2009). Киртиш и Карахан (2011) полагают, что в социальных сетях группы пользователей услуг на базе Интернета общаются друг с другом в блогах, делятся информацией и общаются с друзьями по социальной сети.

По мнению Сафко и Брейк (Safko и Brake (2009)), самой важной целью социальных сетей, с точки зрения бизнеса, является привлечение аудитории. Они определяют четыре возможных способа взаимодействия в социальных сетях: коммуникация, сотрудничество (специальные инструменты социальных сетей для сотрудничества между рабочими группами, покупателями и продавцами, компаниями и клиентами), образование (обучение клиентов и работников) и развлечение (развлечение помогает продавать продукцию).

2.3 СОЦИАЛЬНЫЕ СЕТИ В РОССИИ

TNS1 является ведущей компанией проводящей медиа- и маркетинговые исследования рынка в России, она предоставляет ежемесячную интернет статистику российского рынка. Как показано на диаграмме 2.1, в октябре 2013 года, 44,2 млн. человек (12 лет и старше) пользовались Интернетом хотя бы раз в месяц и 42.4 млн. человек, по крайней мере, один раз в неделю (TNS Россия, 2013).

Пользовались интернетом хотя бы один раз ...



Диаграмма 2.1. Количество интернет-пользователей (в млн.человек). Октябрь 2013 года. (TNS Россия, 2013).

В течение последних нескольких лет число пользователей Интернета в России увеличилось на 17% в 2010-2011 годах и на 12% в 2011-2012 годах. Почти все пользователи (94%) имеют доступ к Интернету дома (Яндекс, 2013).



Таблица 2.1. Топ 20 сайтов России. Декабря 2012 года. (ComScore, 2013)

Топ 20 сайтов в России

Всего пользователей (млн.чел.)

% Роста

Среднее количество минут на посетителя

Среднее количество посещенных страниц на одного пользователя

Общее количество интернет-пользователей: возраст 15 +

61.345

15

1 565,0

2.938

Mail.ru Group (Майл.ру)

52.396

17

371.1

733

Yandex Sites (Яндекс)

52.124

16

91.6

173

Google Sites (Гугл)

45.838

21

97,9

94

Vk.com (В контакте)

43.959

19

390.7

612

Microsoft Sites (Сервисы компании Майкрософт)

27.370

47

16.9

12

Wikimedia Foundation Sites (Фонд Викиме́диа)*

25.750

17

14.4

14

UcozWeb Services (Сайты UcozWeb)*

23900

12

5.7

13

Ros BusinessConsulting (РБК)*

20073

-2

22.8

32

Rambler Media (Рамблер)

18383

2

23.5

33

Avito.ru (Авито.ру)*

16402

60

37.2

83

SUP Media (СУП медиа)*

15891

9

16.2

20

Facebook.com (Фейсбук)

14675

25

29.0

54

Gazprom Media (Газпром-Медиа)*

13189

5

9.3

12

Technorati Media* (Технорати Медиа)

13133

37

2.8

5

Map Makers Sites (Gismeteo) (Гисметео)

10971

81

11.0

18

MIH Limited

10851

101

13.1

26

Kinopoisk.ru (Кинопоиск.ру)*

10363

40

12.8

19

LiveInternet (ЛайвИнтернет)*

9159

6

7.0

14

VGTRK Sites (мобильные технологии ВГТРК)*

8339

28

12.5

16

Pronto Moscow (Пронто Москва)*

8313

25

9.5

18

Примечания:

Фонд Викиме́диа (англ. Wikimedia Foundation, Inc., кратко WMF) — некоммерческаяблаготворительная организация, которая поддерживает работу ряда краудсорсинговых вики-проектов, включая Википедию, Викисловарь, Викицитатник, Викиучебник, Викитеку, Викигид, Викисклад,Викиданные, Викивиды, Викиновости, Викиверситет, Инкубатор Викимедиа, Мета-вики и является владельцем ныне неработающего энциклопедического проекта Nupedia.(Википедия, 2014)

UcozWeb — это бесплатная система управления сайтом и хостинг для сайтов, созданных с её использованием. Модули uCoz могут использоваться как в единой связке для создания полнофункционального сайта, так и по отдельности, например, в качестве блог-платформы, веб-форума и др. На данный момент в системе создано более миллиона сайтов.

РБК (от РосБизнесКонсалтинг) — российская медиагруппа. Штаб-квартира — в Москве. Создана 17 июня 1993 года. Постоянно обновляющиеся ленты новостей. Подборка информационных материалов о бизнесе и для бизнеса (валюты, кредиты, фондовый рынок). Итоги торгов на биржах, комментарии к событиям финансового рынка.

Avito.ru (Авито.ру) – Сайт, где есть возможность бесплатно разместить собственное предложение о товарах и услугах. Поиск объявлений по России и определенной тематике.

SUP Media (SUP, СУП) — международная медийная компания со штаб-квартирой в Москве и офисами в Сан-Франциско (США) и Киеве (Украина). Компания была основана в 2006 году российским предпринимателем Александром Мамутом и американским издателем Эндрю Полсоном

Газпром-Медиа Холдинг — крупнейший российский медиахолдинг[2]. Полное наименование —Открытое акционерное общество «Газпром-Медиа Холдинг». Штаб-квартира находится в Москве.

Technorati — американская компания в области веб-сервисов и программного обеспечения. Наибольшую известность получила известность благодаря своей поисковой машине. Technorati — это интернет-поисковик, который ищет среди блогов

MIH Limited предоставляет развлекательные, интерактивныеуслуги, услуги электронной коммерции потребителям через телевидение и интернет. Компания предлагает платформ платного телевидения, интернет-операций, и сервисы мгновенных сообщений и связанных с ними технологий, онлайн-игры, шоппинг, и по запросу информацию. Кроме того, компания имеет долгосрочные права на фильмы premium, спортивных мероприятий и программ для детей. Она служит цифровых абонентов. Компания была основана в 1991 году и базируется в Нидерландах. MIH Limited работает как дочерняя компания Naspers Ltd.

Kinopoisk.ru - он-лайн сервис, представляющий новости киномира, интервью и фоторепортажи. Обзоры фильмов, рецензии пользователей, рейтинги. Обои для рабочего стола, постеры. Форум.

LiveInternet - Одна из крупнейших[3] в российском Интернете блог-платформа, предоставляющая каждому пользователю возможность ведения собственного дневника, интегрирующего блоги разных пользователей, организующего общение между пользователями блогов, а также подписку на обновления в блогах интересующих людей.

Мобильные технологии ВГТРК - это комплекс мобильных приложений, обеспечивающий практически любые нужды современного пользователя мобильных устройств: от чтения новостей по различным тематикам, просмотра видео, прямых эфиров и эксклюзивных трансляций, рыночной информации до социального общения, обмена пользовательским фото и видео, создания собственного контента.

Медиа-холдинг «Пронто-Москва» на протяжении вот уже 20 лет является признанным лидером на рынке информационно-справочных изданий Москвы и области.Издательская сеть холдинга охватывает 100 городов от Калининграда до Владивостока и включает в себя ряд профильных изданий, удовлетворяющих интересы широкого круга читателей и рекламодателей. В число наиболее известных проектов «Пронто-Москва» входят газета бесплатных объявлений «Из рук в руки», национальная торговая площадка irr.ru и крупномасштабный ресурс по трудоустройству job.ru.

Майл.ру (Mail.ru) является самым популярным сайтом в России (табл. 2.1). Услуги, предоставляемые Mail.ru: электронная почта, социальные сети, чат, онлайн-игры, поисковые системы, возможность совершения он-лайн покупок, а также другие коммуникационные и развлекательные платформы (Википедия, 2014). Яндекс (Yandex) является крупнейшей поисковой системой в России и предоставляет следующие интернет-услуги и сервисы: веб-поиск, бесплатная почта, карты, сервис оплаты услуг, аналогичный PayPal2, а также различные приложения (Clay, 2013).

Согласно статистике TNS (2013) лидером на рынке социальных сетей является ВК с более чем 40 миллионной аудиторией пользователей (табл. 2.1). ВК - это социальная сеть, которая возникла в России в 2006 году и стала чрезвычайно популярной среди пользователей из стран постсоветского пространства. ВК является русской версией Фейсбука (Facebook). Самая известная всемирная социальная сеть Фейсбука (Facebook), охватывающая в Европе 18,8 процентов населения, в настоящее время в России по рейтингу отстает от лидеров ВК, Одноклассники и Mail.ru (ComScore, 2013).

По структуре сайта ВК в значительной степени напоминает Фейсбук (Facebook). Каждый пользователь имеет свой профиль. Кроме того, можно создать "группу" и пригласить в нее пользователей со сходными интересами. Группы могут быть открытыми для всех или закрытыми, вступить в которые можно только с согласия их создателей и администраторов.

Количество пользователей услуги социальных сетей (май, 2013)





Диаграмма 2.2. Пользователи русских социальных сетей (TNS Web index, 2013)

Социальная сеть Одноклассники была основана в 2006 году как часть платформы Mail.ru. Эта сеть используется в основном для обмена фотографиями и анимированными изображениями. Пользователи могут оценивать фотографии других людей, общаться и получать информацию о том, кто просмотрел их профиль. Facebook стал более популярным в России, когда появилась возможность использовать русский интерфейс.  Среди россиян пользователями Facebook являются молодые люди, у которых есть друзья за рубежом. Живой журнал (Livejournal), владелец которого медийная компания СУП Медиа*, это бесплатный онлайн сервис для создания дневников и блогов, предоставляющий возможность любому пользователю сети Интернет вести свой личный онлайн дневник и записывать туда информацию любого характера. Твиттер (Twitter)* позволяет пользователям обновлять профиль и пользоваться микроблогами, отправлять и читать "твиты".

2.4 Группы в социальных сетях

Рост числа пользователей социальных сетей заставляет предпринимателей воспринимать социальные сети как средство взаимодействия с уже существующими и потенциальными клиентами. Среди различных инструментов, используемых в социальных сетях, наиболее эффективным является создание тематических групп. Цель группы собрать пользователей с общими интересами для обсуждения определенного ряда вопросов. Группа используется в качестве платформы для общения. В настоящее время многие бренды используют группы в рекламных целях, но создание группы, рекламирующей торговую марку, не является эффективным. Пользователям, вероятно, не была бы интересна зубная паста Колгейт, но все заинтересованы в том, как сохранить зубы здоровыми. Таким образом, реклама не должна быть слишком прямолинейной. 

Для создания группы существуют различные стратегии: 1) от имени компании с выделением сотрудников для модерации сообщества; 2) от имени компании с привлечением специализированного агентства; 3) от имени сотрудников компании, но без официального статуса; 4) от имени пользователей продукции. (Данченок, Невоструев, 2011).

2.5 РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

2.5.1 Группы ВК, связанные с туризмом в Финляндии

На первом этапе проведения исследования, нами был осуществлен поиск групп в ВКонтакте, посвященных туризму в Финляндии, в результате было выявлено около 10 тысяч групп. Критериями поиска являлись: название (должно иметь в составе слово "Финляндия"), содержание (группы для тех, кто путешествует в Финляндию, но не проживает в стране), и количество пользователей в группе (только группы, имеющие более 3000 пользователей, включены в список). Первый анализ был проведен в апреле 2013 года и обновлен в ноябре 2013 года.

Согласно списку, представленному в таблице 2.2, группы могут быть разделены на четыре подгруппы в зависимости от того, какая информация содержится и обсуждается в групповых дискуссиях:

• Подгруппа 1: Общая информация о Финляндии («Шоппинг, скидки, поездки и отдых в Финляндии», «Suomi маа» («Страна Финляндия»), «Финляндия», «Путеводитель по Финляндии – Я еду в Финляндию, Stop Finland – вся правда о Финляндии)*.

• Подгруппа 2: Информация об определенном регионе в Финляндии («Финляндия ВКонтакте, Миккели», «Финляндия / Регион Лаппеенранта и Иматра/ GoSaimaa», «Про Хельсинки! Про столицу со вкусом», «Финляндия / Химос/Горнолыжный курорт»)3.

• Подгруппа 3: Группа посвящена шоппингу и содержит большое количество рекламных материалов («Check in Finland - лучший отдых в Финляндии»).

• Подгруппа 4: Группа о развлечениях, не имеет определенной тематической направленности, обсуждаются различные темы («Взять Финляндию на абордаж!» , «Fuck Yeah, Finland!» («Да, это Финляндия!»)*.
Группы в ВКонтакте, связанные с туризмом в Финляндии

Название

группы

Описание

Модератор

ЧИСЛО

ПОЛЬЗОВАТЕЛЕЙ

Апрель Ноябрь 2013 2013

Finland in VKontakte, visit Mikkeli

Финлядия ВКонтакте, Миккели VisitMikkeli.fi

http://vk.com/visitmikkeli , поддержка сайта: www.vis-itmikkeli.fi

Популярная группа для туристов, большинство новых пользователей - жители района г. Миккели



Марко Рябков

marko.riabkov@miset.fi

Миккели, Финляндия



14599

14281

(-318)


Shopping sales, trips and rest in Finland

Шопинг, скидки, поездки и отдых в Финляндии!

http://vk.com/checkfinland Группа предлагает полезную информации о Финляндии: чем заняться, куда пойти и что посмотреть.

Яри ​​Tapanainen jari.tapanainen@b4u.fi

Финляндия и Россия



9027

16968

(+7941)


Finland

Финляндия

http://vk.com/finland_suomi-Поддержка сайта: www.russian.fi

Финские новости, распродажи, культурные мероприятия, возможность задать вопросы, группа недостаточно хорошо структурирована



Константин Куранов

http://vk.com/ konstantin.kuranov

Финляндия



8449

8776

(+327)


То conquer Finland

Взять Финляндию на абордаж!

http://vk.com/club22298 , поддержка сайта: www.finndeal.ru

Финские новости, объявления частных людей, предлагающих услуги, темы для обсуждений различны.



В декабре 2013 года, группа прекратила существование

Санкт-Петербург, Россия



8067

7614

(-453)


Finland/Lappeenranta and Imatra Region/ GoSaimaa

Финляндия / Регион Лаппеенранта и Иматра




http://vk.com/gosaimaa , поддержка сайта: www.gosaimaa.com

Информация о деятельности в Южной Финляндии. Онлайн сервис обслуживания клиентов на русском языке для тех, кто заинтересован в регионе Лаппеенранта.



Алла Ниеми, Мика Tonder

lappeenranta@

qosaimaa.com

Россия


6873

21702

(+14829)


Stop in Finland. Truth about Finland

STOP in Finland - вся правда о Финляндии!

http://vk.com/stopinfin , поддержка сайта: www.stopinfin.ru /(ежемесячный журнал о Финляндии)

Шоппинг, новости культуры Хельсинки, чем заняться в Финляндии, группа хорошо структурирована



Ирина Мягкова

sales@stopinfin.ru 

Санкт-Петербург, Россия



6376

6113

(-263)


About Helsinki, capital city with style

Про Хельсинки! Про Столицу со вкусом ™ Хельсинки



http://vk.com/prohelsinki , поддержка сайта: www.helsinki.ru

Новости культуры Хельсинки, чем заняться в столице, группа хорошо структурирована.



Артур Куков

http://vk.com/arcneemayday

Хельсинки, Финляндия



6297

8473 (+2176)

The land of Finland

Suomi маа

Страна Финляндия


http://vk.com/stranafi , поддержка сайта: www.strana.fi 

Ориентированная на туристов группа, мирная, хорошо структурирована, много фотографий финской природы и различных мест в Финляндии



(Неизвестен) Номер телефона: +358103222220 Санкт-Петербург, Россия

6165

9698

(+3533)


Fuck yeah, Finland!

Да, это Финляндия!



http://vk.com/su omifyeah 

Группа полна развлекательного материала: музыка, фотографии, фильмы и клипы, арт, истории и обсуждения , это группа для всех и каждого, кто увлекается Финляндией и всем что в ней происходит.



Николай Кульченко

http://vk.com/snowbl1nd Россия

5947

7342

(+1395)


Finland/Himos/Downhill Skiing Resort

Финляндия|Химос|Горнолыжныи Курорт



http://vk.com/hi mosholiday , поддержка сайта: www.Himosholiday.ru

Группа о деятельности горнолыжного курорта Химос в течение года.



Элиас Toimelias

http://vk.com/idl25149105

Финляндия



4547

4238

(-309)


Finland guide. 1 leave for Finland.

Путеводитель по Финляндии - Я еду в Финляндию.



http://vk.com/club6361288 , поддержка сайта: www.iqotofin.ru

Группа закрыта, жду согласия администраторов о возможности в нее вступить, чтобы видеть, что происходит



Ирина Никушкина http://vk.com/nika_lucky

Санкт-Петербург, Россия



4905

4951

(+46)


Check in Finland - the best holiday in Finland!

Проверьте в Финляндии - лучший отдых в Финляндии



http://vk.com/checkinfinland ,

поддержка сайта: www.checkinfinland.ru

Информационный портал о Финляндии. Группа ориентирована на шоппинг в Финляндии, много рекламных материалов, мало туристической информации


Check in Finland http://vk.com/idl65237362 Лаппеенранта, Финляндия

3097

3054

(+407)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница