Авиапромышленность



страница1/191
Дата09.04.2016
Размер32.1 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   191
1932

Авиапромышленность:
К 1932 году завод Саркомбайн выпустил более 120 самолетов, которые получили наименование И-7 (РГВА. Ф. 33988. Оп. 3. Д. 131. Л. 4.). В конце 1920 — начале 1930-х годов на Саратовском комбайновом заводе (разумеется, в секретном цехе) было организовано серийное строительство немецкого истребителя «Хейнкель-37» (Султанов И. Неожиданный пришелец // Крылья Родины. 1994. № 10. С. 8-11.). Длительное время практически ничего не было известно о приобретении у фирмы «Хейнкель» лицензии на постройку в СССР одноименного военного самолета модификации «37» (11174).
К 1932 году закончилась разработка двух образцов донных мин: речной индукционной мины "Ремин" и большой индукционной донной мины БИД. В обоих образцах устройством. воспринимающим магнитное ноле корабля. являлась индукционная катушка из медного провода. Исполнительным элементом, замыкавшим цепь запала, являлось высокочувствительное гальванометрическое реле. При проходе корабля над миной его магнитное поле воздействовало на ИНДУКЦИОННУЮ катушку. Возникавший в ней ток и приводил к срабатыванию реле. Этот взрыватель имел один существенный недостаток - он не был защищен от подводных взрывов. Это и послужило главной причиной отказа от принятия мин на вооружение (3364,18).
К 1932 г. конструкцию трубок Комарова в авиации усовершенствовали для оснащения ими авиабомб. В итоге АГДТ - авиационная головная дистанционная трубка - приобрела три ступени предохранения - походную, боевую и узел дальнего взведения. При этом пришлось пожертвовать ударной (контактной) частью взрывателя. Регулируемый замедлитель пиротехнического типа от 5 до 22 с в АГДТ состоял из трех дистанционных колец с запрессованным в них пороховым составом (порох трубочный обыкновенный) и воспламенительного приспособлении.

Габариты трубок Комарова и АГДТ (диаметр наиболее широкой части - 64 мм, высота без учета крыльчатки и хвостовика - 64 мм) требовали изготавливать их корпуса из алюминиевых сплавов. Как говорилось в описании авиационной модификации взрывателя в 1935 г., «корпус дистанционной трубки - алюминиевый, обточен тремя цилиндрическими Уступами. В колпачке имеются смотровые отверстия для контроля двух шариков. На заданное время трубка устанавливается от руки или специальным дистанционным ключом до установки и головное очко. Выниманием вилки испытывается ход ветрянки до установки АГДТ на авиабомбы и после подвески авиабомбы с взрывателем до запуска двигателей самолета. После установившегося хода моторов вынимают чеку (вилка остается).

Между тем АГДТ долгое время оставалась авиабомбовым неконтактным взрывателем, не лучшим образом приспособленным для применения в составе РС. Создание специализированного взрывателя для реактивного вооружения шло параллельно с совершенствованием АГДТ. Вернее с его адаптацией к специфике авиационных (и не только авиационных ракетных систем. Во-первых, доработкам подверглась система предохранителей АГДТ, а во-вторых, - дистанционная часть взрывателей.

В отношении первого, на силовой балке каждого ракетного орудия бугельного типа были предусмотрены по два небольших замка-карабина Один служил для выдергивания боевой чеки АГДТ при старте РС, посредством другого фиксировали крыльчатку взрывателя вязальной проволокой (либо подвешивали контровочную вилку для фиксации крыльчатки). Первые же наземные отстрелы больших партий РС в 1934 г., позволившие набрать статистические данные по взрывателям, показали, что «авиабомбовые» АГДТ-А модели 4-061, установленные на одно и го же замедление, срабатывают «с большим рассеиванием времени». Кроме того, необходимо дополнительно подвязывать крыльчатку тонким тросом (проволокой), поскольку стопорной вилки порой недостаточно. Но и это сказывалось не лучшим образом - толщину проволоки никто не уточнял и не лимитировал, и когда она оказывалась излишне прочной, при выстреле проволоку не всегда обрывало. Тогда лопасть крыльчатки или изгибалась, или отламывалась. Изредка обламывало и всю крыльчатку.

Со второй половины 1934 г. для использования АГДТ на РС в мастерских НИИ-3 НКТП изготовили партию проволочных боевых чек, чтобы заменить тонкие тросы с карабином для выдергивания штатной боевой чеки «бомбового образца» при стрельбе. Перед установкой АГДТ на РС требовалось заменить короткую «бомбовую» боевую чеку длинной «ракетной», достававшей до замка-карабина на РО. А рациональность использования вилки, фиксирующей крыльчатку взрывателя снаряда, военные подвергли сомнению уже в ходе первых же заводских испытаний в 1935 г., так как при выстреле она гнулась, пружинила и повреждала пусковое устройство и обшивку самолета.

У дистанционных трубок АГДТ-А завода № 42 имени Масленникова 1935 г. пусковую чеку (шплинт с колечком) заменили самодельной пусковой чекой из стальной рояльной проволоки, которую цепляли на одном из бугелей пускового станка, так что при движении снаряда в счалке она выдергивалась из трубки. Такая чека обычно выдерживала большое количество выстрелов. Крыльчатки трубок усиков не имели. Перед выстрелом крыльчатку проворачивали от руки на один - полтора оборота, убеждаясь в легкости ее скручивания. Трубки АГДТ имели насечку «на дистанцию» только т 5 с и более. Поэтому при отстреле на 2 и 3 с насечку на эти установки времени выполнили на кольце вручную циркулем-измерителем.

После этого было обнаружено, что насечка шкалы на заводе № 42 выполнена крайне небрежно. Величина деления в 1 с — пять маленьких делений на одной и той же трубке колеблется произвольно от одного значения к другому, достигая иногда разницы в 0,2 с.

Наиболее надежным фиксатором крыльчатки АГДТ от преждевременного скручивания до старта РС на долгие годы оказался стальной проволочный ус, установленный поперек. Его концы заправляли в пазы направляюших планок пусковых агрегатов и станков бугельного типа. Доработанные крыльчатки поступали сначала из опытных мастерских ШИ-3 НКТП, а затем с завода отдельно, и при установке АГДТ на РС, помимо замены боевой чеки, требовалось с большой осторожностью заменить и крыльчатку. На первых же испытаниях спецкрыльчатка для РС проволочным (толщиной 1 мм) усом продемонстрировала положительные результаты. Зафиксированные в тот период разрывы РС в воздухе под плоскостями самолетов специалисты относили на счет дефектов РО и самих РС износ направляющих планок ПУ и непрочное соединение направляющих штифтов с корпусом, брак механических заводов при изготовлении деталей и узлов камеры двигателя). К взрывателям у испытателей были претензии иного рода, но к тяжелым последствиям их неполадки не приводили. Хотя причиной «пожара бомбардировщика ТБ-3» на полигоне «ИИ ВВС РККА в ходе наземного отстрела снарядов посчитали именно дистанционную трубку АГДТ-А. Об этом случае изредка упоминалось в воспоминаниях ветеранов бывшего РНИИ (в частности, в интервью академика В.П.Птушко издателям периодического сборника научных трудов АН СССР «Из истории авиации и космонавтики» в 1978-1979 гг.). Вряд ли все они были очевидцами данного события, хотя живописно (но без указания хотя бы примерно даты) излагали, как люди после вспышки под крылом самолета быстро разбегались в стороны, а кто-то даже «залег под грузовик, стоявший неподалеку».



В тот раз обошлось без жертв, но последовало детальное разбирательство и расследование загадочных обстоятельств и причин аварии. В сов ременных публикациях именно этот случай относят к разряду «диверсий НКВД, направленных на дискредитацию некоторых конструкторов для создания видимости широкомасштабного заговора внутри страны против существующей власти». Сейчас этими причинами модно объяснять многое, в том числе и причину гибели В.П.Чкалова. Детальный инженерный анализ чаше объясняет трагические случаи элементарной недисциплинированностью обслуживающего персонала, ошибками конструкторов и изготовителей (11402).
Армия:
К началу 1932 г. в строю находились уже 155 ТБ-1. Три эскадрильи дислоцировались в Воронеже, четыре - в Монино, две - в Кречевицах под Псковом. Одна эскадрилья, 70-я, вошла в ВВС ОКДВА. На Дальний Восток направили еще одну эскадрилью, 51-ю, но ее в итоге передали в морскую авиацию и она стала минно-торпедной. В традиционном первомайском параде в Москве принял участие 61 бомбардировщик из 11-й и 17-й авиабригад. Пилотов для многомоторных самолетов начали готовить специально. В 3-й школе военных летчиков обучение теперь завершалось полетами на ТБ-1 (12001).
К началу 1932 г. в строю находились уже 155 ТБ-1. Четыре боеготовых эскадрильи дислоцировались в Воронеже, четыре - в Монино, две - в Кречевицах под Псковом. Одна эскадрилья вошла в ВВС ОКДВА. На Дальний Восток направили еще одну эскадрилью, 51-ю, ранее базировавшуюся в Монино, но ее в итоге передали в морскую авиацию, и она стала минно-торпедной. В традиционном первомайском параде в Москве принял участие 61 бомбардировщик из 11-й и 17-й авиабригад. Пилотов для многомоторных самолетов начали готовить специально. В 3-й школе военных летчиков обучение теперь завершалось полетами на ТБ-1. В частях самолеты постепенно доукомплектовали недостающим оборудованием. В ходе серийного производства усовершенствовали водяные радиаторы (ранние машины летом страдали от перегрева моторов), заменили импортные покрышки "Палмер" на большие по размеру отечественные. В 1932 г. производство ТБ-1 прекратили, на смену им пришли четырехмоторные ТБ-3 (12024).
Авиапромышленность:
По состоянию на 1 января 1932 г. Завод опытных конструкций (ЗОК) ЦАГИ, который с 15 мая 1931 уже вел сборку хвостовой части фюзеляжа, ферм лонжеронов и клепал оперение ТБ-4, почти закончил фюзеляж и оперение. Крылья были собраны и обшиты гофрированным дюралем, кроме носка. Шасси находилось в изготовлении. Проблема была в отсутствии моторов М-34. Завод № 24 только разворачивал их производство. двигателей не хватало даже для опытных самолетов. В ЦАГИ рассчитывали, что если моторы прибудут вовремя, то удастся выдержать плановые сроки и выставить машину на аэродром к 1 мая (12024).
К 1 января 1932 г. фюзеляж ТБ-4 почти закончили, оперение тоже. Крылья были собраны и обшиты гофрированным дюралем, кроме носка. Шасси находилось в изготовлении. Проблема была в отсутствии моторов М-34. Завод № 24 только разворачивал их производство, двигателей не хватало даже для опытных самолетов. В ЦАГИ рассчитывали, что если моторы прибудут вовремя, то удастся выдержать плановые сроки и выставить машину на аэродром к 1 мая.

Но просчитались. М-34 продолжали мучительно доводить, более мощные двигатели ФЭД в октябре 1931 г. только начали делать в опытных образцах. Все сроки прошли. 4 июля 1932 г. постановлением СТО постройка ТБ-4 была объявлена первоочередной. Срок готовности сдвинули на 1 ноября. Главное управление авиационной промышленности (ГУАП) Наркомтяжпрома возражало, говоря, что этот срок нереален. Оно заявляло о возможности выставить самолет на испытания к 1 января 1933 г. Но и эта дата оказалась неосуществимой - лишь в декабре 1932 г. на завод пришли долгожданные моторы.

И тут конструкторов постигло новое разочарование. Серийные М-34 по габаритам и посадочным местам существенно отличались от опытного образца, по чертежам которого проектировали мотоустановку самолета. Последовал очередной этап переделки чертежей, а кое-где и уже готовых узлов.

ВВС рассчитывали уже с 1933 г. получать серийные ТБ-4. На этот год планировали заказать 15 бомбардировщиков, позже количество уменьшили до 10. Самолеты собирались строить на заводе № 22 в Филях, там. где делали ТБ-3. Затем из-за задержки с опытной машиной сроки сдвинули, а заказ передали заводу № 18 в Воронеже. ЦАГИ должен был сдать туда полный комплект чертежей к июлю 1934 г. Первую серию из 40 - 50 бомбовозов намечали собрать в 1935 г. В конце 1934 г. появилось предложение загрузить их производством также принадлежавший тогда ГВФ завод № 84 в Химках.

Первую эскадрилью гигантов хотели разместить на Щелковском аэродроме, где в проект реконструкции заложили стоянки и полосу соответствующих размеров. Толщина бетона должна была выдержать вес гиганта с полной заправкой и предельной бомбовой нагрузкой. Эту длинную и широкую полосу потом неоднократно использовали для различных рекордных полетов. Именно с нее улетали в Америку Чкалов и Громов.

Серийное производство ТБ-4 намеревались вести до 1937 г. Предполагалось, что к этому времени эти "линкоры 1-го класса" составят 40% парка тяжелобомбардировочной авиации. К 1 января 1938 г. в строю ВВС РККА предполагали иметь 288 ТБ-4 (12036).


1 января 1932 стал работать ЗОК. Первая машина, построенная в ЗОК - АНТ-16 (71,186).

Не понятно как он появился, ведь это было в составе ЦКБ. Впрочем, есть приказ



Первой машиной, построенной в ЗОК был АНТ-16 (346,4).
На 1 января 1932 г. согласно сводной ведомости наличия в ВВС РККА самолетов-истребителей, в армии числились два И-6 (один неисправный) (10729).
На 1 января 1932 г. согласно сводной ведомости наличия самолетов-ис- требителей по состоянию в ВВС РККА числились два И-6 (один неисправный). 1 января 1933 г. в строю оставался один И-6 (12295).
По состоянию на 1 января 1932 была подготовлена Краткая характеристика работ программы опытного строительства по ЦКБ (2356):

1. Проектирование и постройка 2-х местных

Самолет ДИ-3 построен и испытан и производится постройка опытной

истребителей 3-х типов - ДИ-3 М-17, ДИ-4

серии в 5 шт.

Кертис Конк., ДИ-5 ФЭД

ДИ-4 построен и приступлено к заводским испытаниям




ДИ-5 - работы не ведутся из-за снятия с программы ФЭД

2. Сухопутные разведчики новых 2-х типов

Р-8 спроектирован и начат постройкой. Работы прекращены из-за

Р-8 (М-27) М-34 Р-9

неподачи мотора и снятия М-27 с программы. Кроме того, план ВВС




не предусматривает до 1934 нового типа разведчика, удовлетворяясь




строящимися Р-5 М-34




Р-9 снят с программы Нач. ВАО П.И.Б.

3. Модификации и улучшения Р-5 М-19, Р-5 М-27

Р-5 М-27 и М-34 не построены из-за неподачи моторов

и М-34, Р-5 на поплавках, Р-5 с разрезным крылом

Р-5 М-19 испытан, дав результаты худшие, чем Р-5 М-17.

И-5 М-15, Р-5 пассажирский

По остальным идет подготовка к испытаний.




И-5 М-15 построен и не закончен испытаниями. Идет новая проработка




по линии унификации с М-22




Р-5 пассажирский построен и проходит испытания.

4. Морской разведчик МБР-2 М-27, МДР-3 4Ю-6 или

МБР-2 в периоде сборки

4 М-17, доводка МДР-1

МДР-3 4Ю-6 построен, но в связи с результатами заводских




испытаний




ТБ-5 4Ю-6 изменена установка на 4М-17. Самолет отправлен на




испытание в Севастополь




МДР-1 - производится доводка.

5. Штурмовик ТШ М-17 и ТШ М-27

ТШ М-17 построен и испытан, в виду малой мощности мотора




д.б. заменен на ТШ М-27. ТШ М-27 построен, но ввиду снятия с




программы М-27 потерял актуальность. В настоящее время ТШ М-17




улучшается конструктивно и в смысле оборудования вооружения

6. Бомбардировщик ТБ-5 4Ю-6 - ТОМ 2М-17

ТБ-5 4Ю-6 построен и испытан. завод 39 дал данные, не




соответствующие требованиям из-за недостатка мощности моторов.




ТОМ - прошел заводские испытания и предложен ВВС или ВОГВФ

7. Учебный МУ-3 М-11

Самолет построен, находится в периоде испытаний.

8. Инициативные самолеты с Ю-6, ШОН М-17

Самолеты построены и испытаны. Из заказа 20 шт. построено 2 экз.




Задержки в постройке остальных (из-за недостатка снарядов и




неполной готовности спец. вооружения) отодвигают срок готовности




во 2 кв. 1932.

9. Пассажирские ПГР 2М-26, ПС-4 М-26, МП-1

ПГР предложено осуществлять переделкой АНТ-9, а не постройкой




специального самолета. работы ведутся.




НС-4 находится в периоде конструирования.




МП-1 снят с программы

10. Фотосъемщик ФС, МФС

Сняты, т.к. в план 1930 как отдельные машины не входят и будут




осуществляться как модификации

11. Подготовка К-8 М-27

Заканчивается постройка. Выход на испытание предложен в




зависимости от срока получения мотора

12. Установка на поплавки К-5 и К-6

Закончены конструкторские работы. Постройка не проводится, т.к.




ГРОСС загружен по выполнении эталонов К-5 для ХАЗ

13. Легкие самолеты К-9, К-10

К-9 - испытания закончены




К-10 с разрезным крылом в периоде испытания

14. Пассажирский конструкции А.С.Я.

В периоде испытаний.

15. Внедряются в серийное производство с доводкой самолета и оборудования И-5 М-22, ТШ М-17, Р-6 2М-17, ТБ-3 4М-17 и подготавливается унифицированный И-5 М-15 (2356)






Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   191


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница