Авиапромышленность



Скачать 65.66 Mb.
страница1/390
Дата12.03.2016
Размер65.66 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   390
Армия:
К июлю 1941 на аэродромах в Борисполе (Киев) и Белой церкви была дивизия ТБ-7 (АНТ-42). Бориспольский аэродром получил 27, но в ходе бомбежки 22 июня 1941 несколько (5 - N 4211, 4213, 4219, 4220, 4223 - 1103,222) потеряли и в воздух могло подняться 13 (232,18).
К июлю 1941 части минно-торпедной авиации имелись на трех флотах - Балтийском (1 мтап - 61 самолет), ЧМ (2 мтап - 63 самолета) и Тихоокеанском (4 мтап) и все были вооружены ДБ-3 разных вариантов, причем лишь с 1939 появились машины, оборудованные специально для подвески мин и торпед, но часть машин так и не могла. Практика сброса торпед была слабой и в 1 мтап за первую половину года сбрасывали только 78 торпед и болванок, а с минами многие вообще летать не пробовали, хотя все имели оборудование для подвески МАВ-1 и АМГ-1. На Балтику первые шесть подвесок для МИРАБ привезли из Москвы лишь через месяц после начала войны. На ЧМ было всего по одной эскадрильи с опытом низкого и высокого торпедометания. В частях и на складах было 1199 45-36 АВ и 878 45-36 АН, в т. ч. на трех западных флотах - 1007. Мин в 1 мтап не было, но через несколько дней получили 48 МАВ-1 и 43 АМГ-1, а потом еще 80 (561,15).
Имеются данные о том, что в начале июля 1941 основными штурмовыми соединениями, имеющими в своем составе около 150 машин, были кроме уже упомянутого 430 4 и 61 шап (92,95).
Авиапромышленность:
C 1 июля по 5 августа 1941 проводилась эвакуация авиазаводов 380 и 381 из Ленинграда в Нижний Тагил. К этому времени 381 уже сделал 2 ЦКБ-55 (2332).
С 1 июля по 5.08.1941 г. по приказу № 729 НКАП от 1941 г., которы завод (Завод № 381 НКАП, МАП /г. Ленинград ст. Ижора; г. Нижний Тагил Свердловской обл.; г. Москва Ленинградское ш., 31/33/) был эвакуирован в Нижний Тагил на часть площадки Уралвагонзавода, происходил переезд.

По приказу № 675с от 14.07.1941 г. в состав завода № 381 был влит эвакуированный завод № 380 НКАП. По приказу № 79сс от 26.01.1942 г. на завод № 381 передана часть оборудования и кадров расформированного завода № 135 НКАП.

В соответствии с пост. ГКО № 559 от 22.08.1941 г. заводу поручено производство Ил-2. Пост. ГКО № 1376сс от 3.03.1942 г. заводу утвержден суточный план на 03.1942 г. по выпуску Ил-2: с 1 по 10 марта - 5 машин, с 11 по 20 - 7 и с 21 по 31 - 8 машин. Пост. ГКО № 2378 от 7.10.1942 г. и приказом НКАП № 763 от 10.10.1942 г. производство Ил-2 прекращено, и завод перешел на выпуск Ла-5.

В соответствии с пост. ГКО № 1502 от 28.03.1942 г. на заводе запускался в серию Ил-2 с М-82ИР с выпуском 1-й серийной машины к 1.05.1942 г. Однако пост. ГКО № 1658 от 26.04.1942 г. все работы по Ил-2 с М-82ИР были прекращены, продолжен выпуск Ил-2 с АМ-38.

В соответствии с пост. ГКО № 3028сс от 12.03.1943 г. и приказом № 175сс/161сс от 20.03.1943 г. площадка завода № 381 1ГУ НКАП со всеми сооружениями передана Уралвагонзаводу в ведение НКТП. В соответствии с тем же пост, и приказом № 174с от 27.03.1943 г. кадры и оборудование завода № 381 переведены в Москву на площадку завода № 81 НКАП (реально реэвакуация началась раньше - еще в 04.1942 г.). Планировалось передать их в состав завода № 81. Часть личного состава и оборудования по выпуску М-13 переданы заводу № 183 НКТП, часть оборудования попала на заводы № 1, № 18 и № 207 НКАП.

При эвакуации завода № 381 из его состава был выделен бывший завод «Ленкранстрой» в самостоятельный завод № 496 НКАП.

В итоге объединенный завод, образованный на базе завода № 81, оборудовании и личном составе завода № 381, получил название завод № 381 НКАП.

По приказу № 487с от 10.08.1943 г. в качестве филиала № 1 заводу № 381 НКАП передана мебельная фабрика Горместпрома (далее- это завод № 3 МАП). Кроме того, в 1943 г. заводу в качестве филиала передана еще одна мебельная фабрика, площадка у Центрального аэродрома для подготовки самолетов к испытаниям.

В 1943 г. на заводе организован филиал ОКБ-21 С.А. Лавочкина.

29.12.1944 г. вышло постановление ГКО № 7231 о выпуске на заводе самолетов Ла-7 с тремя 20-мм пушками УБ.

На территорию завода № 381 по приказу № 19с от 1.01.1944 г. переведено ОКБ-3 НКАП гл. конструктора И.П. Братухина. По приказу № 4с от 10.01.1946 г. ОКБ-3 НКАП перебазировано на площадь Филиала № 1 завода № 381 НКАП, который в 1948 г. преобразован в завод № 3 МАП.

После перебазирования в 12.1945 г. завода № 81 в Химки на завод № 301 основная часть его помещений возвращена заводу № 381. В 08.1946 г. часть территории и помещений завода № 381 выделены вновь образованному заводу № 81 МАП.

После войны на заводе планировалось развернуть серийный выпуск истребителя Ме-262 (в 01.1946 г. был хггов проект постановления СНК о производстве 120 машин).

С 1.12.1946 г. завод передан из 1ГУ в ЮГУ, затем с 1.11.1948 г. обратно, из ЮГУ в 1ГУ.

В соответствии с пост. СМ № 5223-1994сс от 14.11.1949 г. и приказом № 913с от 17.11.1949 г. завод № 381 был миг с 1.10.1949 г. в состав расположенного рядом завода № 30 МАП для увеличения выпуска Ил-28.

Директор (07.1940-05.1941 г.-)- Т.Х(М). Филимончук, (1941-03.1943 г.; 1944-05.1946 г.)- В.И. Журавлев (снят за срыв сроков выпуска И-250), (12.1943 г.)- Ю.Н. Карпов; И.О. директора (05.1946 г.-)- П.Д. Грушин; (1947 г.)- Л.П. Соколов.

Гл. инженер (05.1943-10.1946 г.)- П.Д. Грушин, (1947 г.)- В.И. Засульский.

Начальники цехов: (1945 г.)- А.К. Кулагин.



Производство; самолеты: Ил-2 (1941-42)- 270, Ла-5ФН (1943-44)- 461, Ла-7 (1944-45)- 1298, И-150 (1946)- 5, И-250 (1946)- 8, УТБ-2 (1947-49), МиГ-15 (1949)- 75; детали снарядов М-13 (1941-42), хвостовое оперение для «10Х» (1-я половина 1945), детали двигателей ТР-2 и ТР-3 (1948).

Заводской номер: Ил-2 М 381355 (11982).
К 1 июля 1941 года военная приемка на Воронежском заводе приняла всего лишь 249 машин Ил-2 и к началу войны на вооружении войск не было ни одного Ил-2 (3573).
С 1 по 15 июля 1941, согласно журналу оперативной справки по мотору 120 на заводе № 26, мотор М-120ТК вновь готовили к совместным 50 часовым испытаниям на станке. Мотор с испытаний снят в ходе попыток с 6 по 13 и с 15 по 30 июня 1941 (998).

18 августа 1941 Пред. Комиссии ви 5 отд. НИИ ВВС КА ви1р Никифоровым был подписан Отчет по совместным 50 часовым испытаниям на станке мотора М-120 26 завода (3 шт). Не прошел.

Заключение по совместным (НКО и НКАП) 50-ти часовым испытаниям мотора М-120 конструкции и производства завода № 26:

1. Мотор М-120 совместные 50-ти часовые испытания не прошел из-за ненадежности в работе:

а) главного шатуна

б) втулок шестерен нагнетателя

в) хвостовиков упругой шестерни привода нагнетателя

г) ведущей шестерни привода валика нагнетателя

2. Заводу № 26 устранить дефекты мотора М-120, указанные в выводах и дефектных ведомостях настоящего отчета и вновь предъявить мотор на совместные испытания к 26 августа 1941

Пред. Комиссии ви 5 отд. НИИ ВВС КА ви1р Никифоров

Члены комиссии:

ст. в/пред ГУ ВВС КА на зав. № 26 ви1р П.А.Смирнов

в/пред. ГУ ВВС КА ви2р Е.Н.Комаров

ст. и 8 ГУ НКАП А.О.Лукьянов

Зам. ГК завода № 26 Т.П.Ткаченко

Выводы:


Совместным 50-ти часовым испытаниям были подвергнуты три мотора М-120 за №№ К-139, К-146 и К-140.

Один из них испытаний не выдержал по следующим основным причинам:

1) первый мотор М-120 К-139 наработал на режиме 33:30 и с испытаний был снят по сильному дымлению из 5-го цилиндра левого блока и неисправностей работы РПД...

За время испытаний мотор К-139 три раза снимался со станка для устранения дефектов

Автоматы РПД являются ненадежными, за 8 часов работы мотора К-146 было 4 случая разрушения анероида РПД

ТУ на поставку мотора М-120 в 1941

1. Условное обозначение мотора - М-120

2. Охлаждение - водяное под давлением

3. Число цилиндров - 18

4. Расположение цилиндров -образное, два блока расположены вниз с углом равным 60 гр. и один вертикально вверх

5. Порядок номерации цилиндров - считая от винта - 1, 2, 3, 4, 5, 6

6. Диаметр цилиндров 148мм

7. Ход цилиндра 170мм

8. Рабочий объем всех цилиндров - 52,6 л, степень сжатия - 7+/-0,15

Направление вращения (смотря со стороны, противоположной винту - правое, коленчатого вала - правое. Передаточное число редуктора 3/5. Передаточное число нагнетателя: а) на первой скорости - 8, на 2-й - 9,85

Взлетная мощность в л.с., приведенная к темп. + 15 - 1800

Примечание: время работы на взлетной мощности - не больше 5 минут. За 100 час. Работы мотора общееколичество часов работы на взлетной мощности не должно превышать 3:20

Число оборотов коленвала, соответствующее взлетной мощности - 2400

Расход топлива на взлетной мощности не лимитируется

Рк взлетной мощности - 1150 +40/-20

Высотность мотора

на 1 ск. - 3000м

на 2-й ск. - 6000м

Высотная номинальная мощность

на 1 ск. - 1650 -2%

на 2 ск - 1500 -2%

Примечание: Верхний предел мощности не лимитируется.

Число оборотов на обеих скоростях 2400 +\-2%

Расход топлива

на 1 ск. 290 г/л.с./ч,

на 2 ск. 330 г/л.с./ч

Рк номин. (на высотах номинальной мощности) - 1030 +20-10

Об. коленвала на 1 ск. Нагнетателя - 2400 +/-2%

Экспл. мощность

а) на 3000 м на 1 ск. - 1485 -2%

б) на 600 м на 2 ск. - 1350 -2%

Об. коленвала на обеих скоростях нагнетателя - 2320 +/-2%

Потребление топлива экспл.

на 1 ск. 260 г/л.с./ч,

на 2 ск. 290 г/л.с./ч

Расход масла на обеих скоростях нагн. 14 г/л.с./ч

Обор. Макс. 2500

Примечание: время работы не более 5 минут

Обор. Мин. 500

Сорт топлива: основной бензин Б-78 с прибавкой 4 см3 на кг бензина продукта Р-9 - окт. число 95

Тип карбюратора - К-12ОБП, кол. 9

Тип топливного насоса БНК-10, кол. 2

Сорт масда - МС

Тип маслонасоса - мотор коловратный

Нагнетатели - шестеренчатые...

Тип винта - ВИШ-64 или АВ-5-5

Генератор - ГС-1000

Регулятор оборотов - Р-7

Самопуск АК-50

Вес сухого мотора 927 кг (включая редуктор, нагнетатель, приборную группу, свечи, карбюратор и т.п., масло в моторе, применяемое при сборке)

Удельный вес сухого мотора:

номинальная мощность на 1 ск. - 0,6

номинальная мощность на 2 ск. - 0,618

Вес масла в раб. Системе - 16 кг

Вес воды в системе - 46 кг

Размеры - длиня - 2504 мм, высота 1272 мм, ширина 802 мм (996,9).
1 июля 1941 директором завода № 124 вместо вызванного в Москву Кагановича был назначен Окулов Василий Андреевич, бывший директор завода № 22. Но до этого необходимо рассказать о трагической судьбе бывшего наркома.

Следы Михаила Моисеевича затерялись в коридорах Кремля или Лубянки, и на заводе ходили упорные слухи, что директор покончил жизнь самоубийством. Говорят, есть свидетели, как директора арестовали в поселке Урицкого и, не дав попрощаться с семьей, увезли в Москву.

Свет на судьбу опального наркома и директора проливает книга Г. Куманева «Рядом со Сталиным», где брат Михаила - Лазарь Моисеевич - вспоминает, что самоубийство того произошло в Совнаркоме. Цитируем:

«Накануне Сталин заявил Кагановичу Л.М., что его брат вместе с врагами народа. Л.М. резко возразил: "Это ложь. Мой брат, Михаил, большевик с 1905 г., рабочий, он верный и честный партиец, верен партии, верен ЦК, верен Вам, товарищ Сталин".

Л.М. потребовал очной ставки М.М. с людьми, давшими на него показания. Устроили очную ставку М.М. с Ванниковым и другими, также давшими на него показания. Михаил был горячий человек, чуть не с кулаками полез на них. Кричал: "Сволочи, мерзавцы, вы все врете!" и т.д. и т.п. Вывели арестованных, а Михаилу говорят: "Ты иди, пожалуйста, в приемную, посиди, мы тебя вызовем еще раз. А мы тут обсудим".

Он действительно вышел в приемную, одни говорят - в уборную, другие говорят - в коридор. У него был при себе револьвер, и он застрелился. Он человек был горячий, темпераментный. И, кроме того, он человек был решительный и решил: в следственную тюрьму не пойду. И лучше умереть, чем идти в следственную тюрьму.

М.М. Каганович был членом ЦК. Его прах похоронен на Новодевичьем кладбище. На доске написано: член партии с 1905 г. Недалеко от могилы Бардина (академика) памятник Михаилу Моисеевичу. Так что он не был арестован» (12049).
До 1 июля 1941 г. на 22-м заводе сдали 542 Пе-2, и какое-то количество до эвакуации. В Казани за октябрь сдано 38 машин, до 11 ноября - 11 машин, с 12 по 17 ноября (разделение заводов) выпуска не было, с 18 ноября по 1 декабря выпущено 38 машин и за декабрь - 41 машина, итого 105 бомбардировщиков Пе-2. Если из общего количества 1202 вычесть сумму из доиюльских машин (542 и 7), а также послеоктябрьских (105), останется 548 машин, собранных в Казани и Москве за август-сентябрь 1941 г. 8 сентября ГКО запланировал 124-му заводу поставить фронту 323 Пе-2, из них 293 за сентябрь-декабрь. Поэтому можно считать, что до сентября в Казани было собрано лишь 30 машин. Не исключено, что в сентябре сдали не менее пятидесяти Пе-2, при плане в 56 штук. Исходя из вышеизложенного, можно предположить, что в Казани в 1941 г. было построено 30+50+105=185. Остается вычесть эту сумму от 548, и получится число машин (363), собранных в Москве до эвакуации с 1 июля до эвакуации (12049).
На 1 июля 1941 в ГВФ было 3057 самолетов и во фронтовые части направили 587, в т.ч. 77 ПС-84. 1411 в т.ч. 11 ПС-84 использовались в тылу, а в учебных подразделениях - 1059, в т.ч. 6 ПС-84 (3404, 16).
На 1 июля 1941 г. ГВФ имел 139 П-5 и столько же ПР-5. Столь значительное сокращение парка объяснялось тем, что к ВВС отошли три крупные авиашколы со всеми самолетами. Зато в "Аэрофлот" влились машины картографов и сельхозавиации. Для удовлетворения нужд действующей армии сформировали шесть авиагрупп и три отдельных отряда. Среди парка переданной им техники были 55 П-5 и ПР-5. В сумме эти машины занимали по массовости второе место после У-2. Самолеты подвозили боеприпасы, продовольствие, медикаменты, вывозили раненых и ценные грузы. П-5 был самой распространенной машиной (около половины состава) в отдельной авиагруппе связи, базировавшейся на подмосковном аэродроме Мячково. Ее самолеты доставляли на фронт фельдъегерей и штабных офицеров с важными документами. Для подобных целей использовали и технику других групп и отрядов. Самолеты связи летали обычно без сопровождения, скрываясь от врага в облачности, маскируясь на бреющем полете складками местности. 9 июля 1941 г. в районе Винницы немцы сбили П-5. Пилот и фельдъегерь погибли, но почту красноармейцы нашли. 17 июля два ВГ 109 расстреляли у станции Магнетиты ПР-5 Карело-Финской группы ГВФ, перевозивший фельдъегеря. К 1 августа уже потеряли 17 П-5 и 11 ПР-5, а затем за один август - 18 машин.

Чтобы защитить бывшие гражданские самолеты, их стали вооружать. П-5 вооружались не совсем по образцу боевых Р-5. Сзади чаше всего монтировали ШКАС на турели Тур-8 по типу ССС, но встречались и пулеметы ДА, а в Мячково использовали и древние "Льюисы". Позднее на некоторых машинах появились пусковые балки РО-82 (по две-четыре штуки на месте усилений под бомбодержатели) и гранатометы ДАГ-10. За сентябрь и первую половину октября 1941 г. в Московской авиагруппе вооружили 20 П-5.

За вторую половину 1941 г. ГВФ потерял от действий противника 23 самолета, но более чем компенсировал это 71 Р-5, полученным от ВВС (12034).

Наличие самолетов П-5, ЛП-5 и ПР-5 в ГВФ (без ведомственной авиации)



Дата

1П-5

ЛП-5

ПР-5

01.01.32

7

-

-

01.01.33

34

-

-

01.01.35

156

-

-

01.05.39

79

22

69

01.01.40

54

9

83

01.12.40

133

5

135

01.04.41

140

4

146

20.12.41

124

-

104

01.12.42

180

-

73

01.01.44

250







01.06.44

221







01.12.45

50







01.12.46

20







01.12.47

1







Примечание: с середины 1943 г. все самолеты на базе Р-5 учитывались ГУ ГВФ совместно (12034).
По постановлению СНК СССР "О расширении прав народных комиссаров СССР в условиях военного времени" (338,75) от 1 июля 1941 Нарком НКАП получил возможность с большей долей самостоятельности распоряжаться материальными и финансовыми ресурсами вверенной ему отрасли, что позволило повысить оперативность решения важнейших вопросов, связанных с выполнением планов производства и капитального строительства (303).
1 июля 1941 года, по свидетельству Л. М. Кагановича, его брата Михаила вызвали в Кремль, устроив очную ставку с Ванниковым. Это так сильно впечатлило М. Кагановича, что тот, выйдя в туалет, застрелился (12018).
На 1 июля 1941 г. из запланированных 174 тыс. м2 производственной площади завода № 153 в эксплуатацию было сдано 91 (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 94) тыс. м2. Несколько позднее (в конце 1941 — начале 1942 г.) на площадку завода № 153 прибыли московские авиазаводы № 115 и 301. Помимо этого, в Новосибирск прибыл авиазавод № 51, размещённый на базе областного автоуправления. Всего с 6 авиазаводами в Новосибирск прибыло 2043 единицы оборудования и 8774 сотрудника (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 47). Впрочем, с учётом членов семей, с авиазаводами прибыло намного больше эвакуированных граждан, в среднем собственно сотрудники составляли около 35—45 % эвакуируемых с предприятиями кон- тингеитов, остальное приходилось на членов семей (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 59, 241):

Завод №

Откуда эвакуировано

Всего пребыло с заведем (чел.)

в т.ч.—рабочих к служащих (чел.)

23

Ленинград

7951

3576

388

Ленинград

119S

н.д.

43

Киев

3747

1345

19

Мост

516

нд.

ЦАГИ

Москва

790

Н.Д.

301

Мост

1462

611

В город с довоенным населением в 450 тыс. человек было эвакуировано с различными предприятиями и в индивидуальном порядке около 150 тыс. человек, что не могло не обострить жилищный вопрос. В этом смысле завод № 153 был в несколько более выигрышном положении. Так как он ещё в довоенное время строился на некотором удалении от города, синхронно со строительством завода сооружался и «соцгородок» для сотрудников предприятия. Поэтому завод им. Чкалова уже обладал базисом собственной «социалки», которую нужно было не создавать с нуля, а лишь развивать. Разумеется, пришлось пойти на уплотнения, на размещения в бараках, но ни одна семья работников, эвакуированных на завод № 153, не жила в землянках (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 61.). Из 8100 семей, прибывших на завод, 1460 были размещены в домах барачного типа, 1700 — в домах организаций и учреждений города, остальные семьи удалось разместить в ведомственных и частных домах, зданиях школ, клубов и Ельцовского совхоза, расположенного в пригороде (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 331). Завод вёл интенсивное жилищное строительство. Впрочем, в дальнейшем его интенсивность пошла на спад. Из 56,5 тыс. м2 жилплощади, построенной заводом № 153 за годы войны 36,1 тыс. м2 приходится именно на 1941 г. (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 408).

Весь Правобережный трест столовых горсовета Новосибирска был передан в ведение отдела рабочего снабжения (ОРС) завода № 153. Чтобы дать заводу возможность создать собственную продовольственную базу, исполком Новосибирского облсовета передал предприятию в качестве подсобного хозяйства совхоз, предприятие получило право рыбной ловли на закреплённом за ним водоёме и на отстрел дичи (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 361). Уже в 1942 г. завод обеспечивал себя продовольствием на 75 % за счёт подсобного хозяйства (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 372.). На откорме находилось 500 голов свиней, строился птичник на 1000 голов, содержалось стадо в 230 дойных коров, была организована бригада в 50 чел. по отстрелу водоплавающей дичи и 2 бригады по 12 человек по отлову рыбы. На индивидуальные огороды заводчан в 1942 г. приходилось 450 гектаров земли. В 1945 г. практически все рабочие завода имели огороды (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 374, 372). При этом средняя площадь огорода, приходящегося на работника завода, резко возросла в 1942 г., и с тех пор оставалась неизменной.

Площади посева в индивидуальных огородах работников авиазавода № 153 (Савицкий ИМ. Указ. соч. С. 423)




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   390


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница