Авиадвигатель прогресса



Скачать 69.84 Kb.
Дата24.07.2016
Размер69.84 Kb.
Авиадвигатель прогресса

Уфимское моторостроительное производственное объединение (ОАО «УМПО») поставило в ушедшем 2006 году своеобразный рекорд, разместив на ММВБ самый круп­ный для башкирских предприятий облигационный заем объемом 4 млрд рублей. Его успешное размещение на бирже под самый конец декабря подвело своеобразную черту под знаковыми событиями, которыми для предприятия изобиловал 2006 год. С одной стороны, УМПО получило масштабные экспортные заказы, начало привлекать миллиардные инвестиции для освоения новой продукции, активно участвовало в разработке концепции авиадвигателестроительного холдинга. С другой — оказалось втянуто в серьезный конфликт, касающийся передела прав собственности на его акции.

УМПО зарегистрировало выпуск неконвертируемых до­кументарных облигаций но­миналом 1000 рублей на об­щую сумму 4 млрд рублей 14 ноября, а резместило его на ММВБ в течение одного дня, 21 декабря. Спрос превысил предложение — было собрано 78 заявок на сумму более 5,2 млрд рублей. Главными под­писчиками облигаций высту­пили крупнейшие российские банки и банки с иностранным участием — в частности, МДМ-банк, Московский международ­ный банк, Дойчебанк, Сбер­банк и другие. Доходность по займу, по которому предусмот­рена 1,5-годовая оферта, исходя из результатов аукциона, соста­вила 9,5% годовых.

Андеррайтером займа, рас­считанного на три года обра­щения и предполагающего выплату полугодовых купо­нов, выступил АКБ "Московс­кий деловой мир", поручите­лем - ЗАО "Уфа-АвиаГаз". Он стал первым серьезным опы­том для предприятия, имев­шего прежде лишь неболь­шой опыт распространения облигаций на сумму около 300 млн рублей. На предпри­ятии выпуск займа объясни­ли необходимостью изыскать средства на масштабную ин­вестиционную программу, предусматривающую освое­ние и запуск в производство новейших авиадвигателей военного и гражданского наз­начения. Прежде всего — с экспортными целями, в част­ности, перспективных проек­тов выпуска авиадвигателей АЛ-55, 117С для самолетов марки Су, вертолетных двигателей, разработку авиадвигателя пятого поколения, а также создания целого модельного ряда газотурбинных двигателей наземного применения, газоперекачивающих и газоэнергетических установок. Общая потребность в инвестициях для реализации всех этих программ, по данным предприятия, превышает 8 млрд. рублей и не позволяет ему обойтись одними кредитами.

УМПО - один из серийных производителей авиадвигателей для самолетов Су, а также для большого круга других типов российских военных самолетов. Участвует в экспортных контрактах на поставку самолетов в Индию, Китай, Малайзию, Алжир и ряд других стран. Портфель заказов оценивается в $1,3 млрд. Выручка за 2005 год составила 10,5 млрд. руб., в 2006 году прогнозируется в размере 14,5 млрд. руб. Текущая капитализация на РТС составляет около $548 млн. Самый крупный акционер УМПО - ОАО "Управляющая компания "Уфимские моторы" (41,12%), контролируемое топ-менеджментом УМПО. Номинальные держатели - ЗАО "Депозитарно-клиринговая компания" (33,69%) и ОАО "Объединенные финансы" (12,33%). По неофициальным данным, последняя компания и аффилированные с ней структуры контролируют около 36% акций УМПО.

Выпуск займа сопровождал­ся еще одним важным для предприятия событием — до­полнительной эмиссией его ак­ций. В конце ноября на УМПО прошло внеочередное собра­ние акционеров, принявшее решение увеличить уставный капитал предприятия почти на четверть, на 24,99%. Размеще­ние эмиссии по открытой под­писке предполагается начать в феврале, после чего в течение 45 дней акционеры УМПО смо­гут реализовать преимущест­венное право выкупа дополнительных акций пропорционально своим долям. Одну акцию при этом оценили исходя из среднестатистических котировок на бирже в 52,6 руб., так что в результате размещения акций, как рассчитывают на предприятии, УМПО сможет привлечь 3,5 млрд. руб. - плюс к четырем "облигационным" миллиардам.

Кто выступит покупателем акций - пока неясно. Как считают эксперты, довести свою долю до контрольного пакета (51,4%) благодаря эмиссии мо­жет, прежде всего, УК «Уфимс­кие моторы», использовав пра­во на выкуп новых акций. Лю­бопытно, что в ноябре, накану­не объявления о допэмиссии, произошла, по сути, оконча­тельная приватизация УМПО: правительство Башкирии про­дало с аукциона 49,99% акций «Уфимских моторов», получен­ных в августе 2005 года при создании УК (в обмен на 25% акций УМПО, внесенных в уставный капитал управляющей компании). Покупателем госпакета УК стало ООО "Уфа Мотор Инвест", подконтрольное УМПО, при том, что 50,1% УК и без того принадлежит структурам самого предприятия.

Владельцы второго по значимости пакета, группа компаний "Объединенные финансы" (в неё входят одноименное ОАО и две родственные ей фирмы, "Элитекс" и зарегистрированная на Кипре Stansfield Holding Ltd), по данным "Ъ", в последние годы тоже довольно активно пытались отстаивать свои права на контроль над предприятием, проведя, в част­ности, в 2005 году четверых своих представителей в совет директоров УМПО. Однако те­перь группа, скорее всего, бу­дет вынуждена смириться со своим второстепенным поло­жением — представители «Объ­единенных финансов» заявили „Ъ", что не будут выкупать ак­ции новой эмиссии и тем са­мым увеличивать свою долю в предприятии. В данный мо­мент компания, по имеющим­ся данным, занята поиском по­купателей для подконтроль­ных ей пакетов.

Показательно, что практи­чески одновременно с разме­щением акций и облигаций УМПО, давно изучающее воп­рос о возможности своего при­соединения к какому-нибудь альянсу авиадвигателестроителей, возобновило тянувшиеся до этого не один год перегово­ры с рыбинским НПО «Са­турн», с которым УМПО объе­диняет тесная производствен­ная кооперация. Предприятия являются соисполнителями контракта на производство двигателей АЛ-55И и АЛ-31ФП для индийских ВВС, вместе ра­ботают над двигателем пятого поколения, испытывают но­вый двигатель 117 для истре­бителя пятого поколения по заказу ОКБ Сухого и предлага­ют его экспортный вариант 117С в Китай. Глава «Роспрома» Борис Алешин, комментируя "Ъ" факт возобновившихся переговоров, приветствовал такую "консолидацию частников" в рамках проработки про­ектов по созданию единой отечественной авиадвигателестроительной корпорации, о создании которой давно ведут речь в российском правитель­стве. «В рамках реформы от­расли должны быть созданы как минимум два крупных двигателестроительных хол­динга — государственный, а один обязательно должен быть частным", - подчеркнул гос­подин Алешин. При этом «Са­турн», по имеющимся дан­ным, ведет переговоры о кон­солидации с «Пермскими мо­торами», владельцем которых в прошлом году стала АФК «Система». В самом конце де­кабря стало известно о том, что ФГУП «Рособоронэкспорт» и АФК «Система» начали про­рабатывать проект создания холдинга на базе УМПО, НПО «Сатурн», пермского моторост­роительного комплекса и с возможным участием украинс­кого ОАО «Мотор Сич», догово­рившись также с Внешторг­банком и Внешэкономбанком о создании негосударственно­го партнерства для объедине­ния частных активов в двигателестроении. В рамках прора­ботки этого проекта АФК, по неофициальным данным, сде­лала предложение акционе­рам НПО «Сатурн» и УМПО о выкупе 51% акций предприя­тий. Правда, гендиректор УМ­ПО Александр Артюхов пока не подтвердил планы по про­даже предприятия «Системе». Проект стал второй попыт­кой «Рособоронэкспорта» соз­дать подобный холдинг. До этого «Оборонпром», его до­черняя структура, пытался объединить УМПО с ОАО «ММП Чернышева», ФГУП «Са­лют» и ФГУП «Завод имени Климова», но проект не полу­чил развития. «Теперь, если „Сатурн" объединится с Уфой и Пермью, можно будет гово­рить, что консолидация в во­енном и гражданском двигателестроении состоялась, все ос­тальные мало-мальски живые активы либо подтянутся к ним, либо умрут», — считает эксперт Центра анализа стра­тегий и технологий Констан­тин Макиенко. По его мнению, если владельцы УМПО и «Сатурна» договорятся, все формальные процедуры мож­но провести менее чем за год, и в перспективе объединен­ная компания могла бы выйти на IPO, а затем предложить 10-15% своих акций иностранному партнеру, например, Snecma или General Electric.

Единственным негативным моментом, сопровождающим эти планы, является на сегод­няшний день подготовка к рассмотрению в арбитражном суде иска по поводу законнос­ти приватизации УМПО, с ко­торым около года назад обра­тилось в Высший арбитраж­ный суд РФ ФАУФИ. Росимущество оспаривает у Миниму­щества Башкирии право обла­дания госпакетом, которое башкирское министерство по­лучило во владение в 1993-м году и реализовало, передав свою долю в УК «Уфимские мо­торы», в 2005 году. Как счита­ют в Росимуществе, госпакет изначально должен был быть передан федеральному, а не башкирскому правительству, а приватизироваться УМПО должно было не по плану, ут­вержденному Госкомсобственностью Башкирии, противоре­чившему, на взгляд ведомства, федеральному законодатель­ству, а только по решению правительства России, как то и полагалось для всех рос­сийских предприятий по «из­готовлению и ремонту систем и элементов любых видов во­оружений». Соответственно оспаривает ведомство и закон­ность создания УК «Уфимские моторы», в которую были пе­реданы остатки госпакета (из­начально доля башкирского правительства составляла в УМПО 50%, но после ряда про­даж оставалась до августа 2005 года равна 25% плюс «зо­лотая акция»).

Продажа правительством Башкирии госпакета в УК мно­гие участники рынка расцени­ли как попытку «обезопасить» госпакет от претензий Росимущества. Меж тем ВАС, около полугода изучавший иск ФАУ­ФИ, переадресовал его под предлогом «неподсудности» се­бе в Арбитражный суд Башки­рии, где предварительная под­готовка к процессу началась прошлым летом. Начало процесса по существу было назна­чено на январь 2007 года, но решение, как полагают сторо­ны, скорее всего будет вынесе­но еще не скоро. Процесс ока­зался сложен в связи с «мно­гослойным» содержанием ис­ка, поэтому, как удалось выяс­нить „Ъ", в ходе предваритель­ных судебных слушаний иск был разбит на две части. Сто­роны договорились о том, что суд рассмотрит вначале исход­ный вопрос — о том, насколь­ко правомерны притязания Росимущества на госпакет, ко­торый, как считает ведомство, должен был ему достаться при приватизации предприятия в начале 90-х годов, а уже исхо­дя из ответа на этот вопрос, бу­дет решать вопрос о законнос­ти операций с этим госпакетом и учреждения управляю­щей компании.

На УМПО заявили „Ъ", что ведут переговоры с Росимуществом об отзыве иска и наст­роены на диалог с ведом­ством, поскольку считают, что цели обеих сторон совпадают — обе видят будущее УМПО в составе общефедерального авиадвигательного холдинга. Ликвидация «очагов напря­женности» в вопросах акцио­нирования предприятия и ре­ализация масштабных инвес­тиционных программ, запла­нированных его руковод­ством «при одобрении» феде­ральных ведомств позволит, как считают на УМПО, приб­лизить эту цель, одновремен­но повысив и инвестицион­ную привлекательность предприятия. Так или иначе, события вокруг УМПО в минувшем году заметно оживили интерес к его акциям — по данным аналитиков уфимско­го ИК «Урал-Инвест», их цена выросла за год с $1,85 до $2,1, рублевая капитализация предприятия тем самым вы­росла с учетом обесценения доллара на 5%, а в декабре среднедневные объемы тор­гов его акциями на РТС увеличились более чем вдвое.



ИЛЬДАР ФАТХУТДИНОВ


Каталог: Files
Files -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
Files -> Занятие № Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю. Философские истоки литературы экзистенциализма
Files -> -
Files -> Взаимодействие поэзии и прозы в англо-ирландской литературе первой половины XX века
Files -> Эрнст Гомбрих История искусства москва 1998
Files -> Питер москва Санкт-Петарбург -нижний Новгород • Воронеж Ростов-на-Дону • Екатеринбург • Самара Киев- харьков • Минск 2003 ббк 88. 1(0)
Files -> Антиискусство как социальное явлеНИе
Files -> Издательство
Files -> Список иностранных песен
Files -> Репертуар группы


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница