Арбузов Алексей Николаевич 1908-1986 арбузов



Скачать 32.64 Kb.
Дата14.03.2016
Размер32.64 Kb.
Арбузов Алексей Николаевич

1908-1986
АРБУЗОВ Алексей Николаевич [13(26). V.1908, Москва—20.IV.1986, там же] — драматург. Родился в семье коммерсанта, выходца из дворян. Детские и юношеские годы Алексея прошли в Петрограде, в обстановке разлада между родителями. Отец ушел из семьи, когда мальчику было 8 лет. Впечатления детства, осложненного семейной драмой, душевной болезнью матери, оставят свой след в творчестве драматурга. Юный Арбузов приобщался к театру последовательно и активно — сначала как статист на оперной сцене, затем как актер и режиссер (после окончания театральной студии П. П. Гайдебурова) и, наконец, как автор театрализованных газет, агитпредставлений и т. п. Секреты театра он познал раньше, чем научился писать пьесы. Первым драматургическим опытом Арбузова была пьеса «Класс», поставленная Красным театром в Ленинграде (1931). Спектакль закончился полным провалом, но это не остановило молодого автора. В начале 30-х гг. он переехал в Москву, где стал завлитом пролеткультовского Театра малых форм. Успех пришел к Арбузову вместе с лирической комедией «Шестеро любимых» (1934). Предназначенная для сельской самодеятельности, она — неожиданно для автора — была поставлена во многих театрах страны. Комедия «Дальняя дорога» (1935) впервые выявила существенные черты творческой индивидуальности Арбузова. В полную силу его талант проявился в драме «Таня» (1938)—наиболее репертуарной его пьесе, сделавшей имя автора широко известным.

В 1938 г. Арбузов вместе с режиссером В. Плучеком организовал Московскую театральную студию с целью создания современного спектакля коллективными усилиями творческой молодежи. То, что рождалось из импровизаций на репетициях, Арбузов обрабатывал и превращал в текст пьесы. Так появилась романтическая хроника об истории строительства молодого города в дальневосточной тайге — «Город на заре» (1940, новая редакция—1957). Она была поставлена студийцами в феврале 1941 г. и тепло принята зрителями. Арбузовская студия имела государственный статус и с началом войны превратилась во фронтовой театр. След, оставленный ею, не пропал: на подобных студийных принципах возникли позднее московский театр «Современник», а также многие нынешние театральные коллективы. Новым детищем Арбузова явилась студия молодых драматургов, которой он руководил в последнее десятилетие своей жизни.

В годы войны с фашизмом Арбузов обратился к жанру, казалось бы, наименее отвечающему духу времени,— мелодраме. Пьеса «Домик на окраине» (первоначальное название «Домик в Черкизове», 1943) воспроизводила чеховскую ситуацию трех сестер (Вера, Надежда, Любовь) в условиях тыловой жизни периода войны. Мелодрама органично соответствовала природе таланта Αрбузова, о чем свидетельствовали и более поздние его пьесы: «Потерянный сын», 1961, «Ожидание», 1976, «Жестокие игры», 1978, и др.

«Иркутская история» (1959), поставленная и оригинально интерпретированная крупными режиссерами (Е. Симоновым в Театре им. Е. Вахтангова, 1959; Н. Охлопковым в Театре им. В. Маяковского, 1960; Г. Товстоноговым в БДТ им. М. Горького, 1960), она стала заметным событием театральной жизни на рубеже 50— 60-х гг.

После «Иркутской истории» Арбузов написал немало пьес, большинство из которых так или иначе варьирует его излюбленные темы и мотивы. С годами писатель становился мудрее, и это побуждало его к переосмыслению некоторых, ранее затронутых им проблем.

Целый ряд пьес Арбузова 70-х гг. связан с темой восприятия человеком приближающейся или уже настигшей его старости: «Сказки старого Арбата» (1970), «В этом милом, старом доме» (1971), «Старомодная комедия» (1975).



Герои Арбузова — личности, как правило, незаурядные, легко заблуждаются и трудно преодолевают свои ошибки, расплачиваются за них дорогой ценой. Эмоциональный колорит его произведений составляет сочетание разноплановых элементов иронии, мягкого юмора, лиризма, сердечной патетики. Интерес Арбузова к общечеловеческим проблемам, к воспитанию «культуры чувств» в немалой степени способствовал тому, что его драматургия получила широкое международное признание. Пьесы Арбузова ставились на театральных сценах Англии, США, Канады, Франции, Германии, Бельгии, Японии, Индии, Скандинавских стран и стран Латинской Америки.
Русские писатели, XX век. Биобиблиографический словарь: в 2-х ч. / Под ред. Н.Н. Скатова. - М.: Просвещение, 1998. - Ч. 1: А-Л. - 784 с., ил.
Рекомендательный список к выставке в отделе художественной литературы


  1. Арбузов, А.Н. Выбор: сборник пьес / А.Н. Арбузов. - М.: Советский писатель, 1976. - 384 с.

  2. Арбузов, А.Н. Двенадцатый час. Трагикомедия. Иркутская история / А.Н. Арбузов. - М.: Искусство, 1960. - 200 с.

  3. Арбузов, А.Н. Драмы. Двенадцатый час / А.Н. Арбузов. - М.: Советский писатель, 1983. - 480 с.

  4. Арбузов, А.Н. Драмы. Таня. Годы странствий. Двенадцатый час. Иркутская история. Потерянный сын. Мой бедный Марат. Ночная исповедь. Счастливые дни счастливого человека / А.Н. Арбузов. - М.: Искусство, 1969.

  5. Арбузов, А.Н. Избранное: в 2-х т. / А.Н. Арбузов. - М.: Искусство, 1981. - Т. 1. - 728 с., ил.

  6. Арбузов, А.Н. Избранное: в 2-х т. / А.Н. Арбузов. - М.: Искусство, 1981. - Т. 2. - 792 с., ил.



Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница