Анализ результатов контрольной работы; Изучение нового материала



Скачать 103.13 Kb.
Дата14.08.2016
Размер103.13 Kb.
ТипПлан работы




Тема 5. Изменение агрегатных состояний вещества

Урок 53. Агрегатные состояния вещества

Цель урока: Изучить физические особенности в строении и свойствах различных веществ.

План работы:

  1. Анализ результатов контрольной работы;

  2. Изучение нового материала:

  3. Закрепление изученного материала.

Демонстрации:

1. Модели кристаллических решеток;

2. Наблюдение за процессами испарения, плавления и кристаллизации;

3. Набор кристаллических и аморфных тел.


Ход урока

I. Анализ результатов контрольной работы

II. Изучение нового материала

1. Три агрегатных состояния вещества

Демонстрация: в прозрачном сосуде с водой плавают кусочки льда, и со­суд плотно закрыт крышкой. Очевидно, что температура смеси примерно равна 0°С. Т.е. возможна такая ситуация, когда вещество одновременно находится в твердом, жид­ком и газообразном состоянии.

Любое вещество, состоящее из атомов или молекул, может находиться в одном из трех агрегатных состояний: а) твердом; б) жидком или в) газооб­разном.



- Что же отличает одно агрегатное состояние вещества от дру­гого?

- Каковы особенности молекулярного строения газов, жидкостей и твердых тел?
На примере моделей кристаллических решеток видно, что в твердом со­стоянии положение молекул упорядочено. Они не могут свободно переме­щаться по телу.

Молекулы жидкости не имеют такой структуры в расположении, силы взаимодействия у них меньше, чем у молекул твердых тел, и поэтому даже под действием небольших внешних сил они легко перемещаются. Жидко­сти обладают текучестью.

Молекулы газа еще слабее связаны друг с другом и поэтому переме­щаются по всему объему с большими скоростями. При этом они часто сталкиваются друг с другом. На примере распространения запаха духов комнате это можно наблюдать.

Вывод:

во-первых, в разных агрегатных состояниях располо­жение атомов и молекул различно;

во-вторых, внутренняя энергия одина­ковых масс твердого тела, жидкости и газа при одинаковых температурах различна.

Аморфные те­ла, это тела, которые обладают свойствами твердых тел (прочность, хрупкость, твердость) и свойствами жидкостей (текучесть, не сохраняют формы с те­чением времени). Примеры аморфных тел: куски затвердевшей смолы, янтарь, изделия из стекла.
2. Виды перехода из одного агрегатного состояния в другое

Процесс перехода вида «твердое вещество —» жидкость —» газ» связан с увеличением внутренней энергии. Значит, в таких превращениях вещест­во поглощает тепло, и кинетическая энергия движения молекул возрастает, т.е.: v , U > 0.

Процесс перехода вида «газ —» жидкость —» твердое вещество» идет с выделением тепла. При этом скорость молекул и внутренняя энергия уменьшаются, т.е.: v , U < 0.

Иногда бывает так, что вещество из данного агрегатного состояния сра­зу переходит в иное, минуя жидкую фазу.



Процесс перехода из твердого состояния в газообразное, называется сублимацией или возгонкой. Субли­мирует кусочек льда в морозный день. Сырое белье замерзает на ветру в мороз, а через сутки становится сухим - ледяная корка исчезает. Также сублимирует угольная кислота в брикетах. Вообще любое тело в твердом состоянии, если оно имеет запах, сублимирует.

Процесс перехода вещества из твердого состояния в жидкое, называется плавлением. Оно идет с поглощением тепла.

Процесс превращения жидкости в пар, называется парообразованием. Это тоже требует количества теплоты извне.

Процесс превращения жидкости в твердое тело называется кристалли­зацией. При этом вещество часть тепла отдает в окружающую среду.

Процесс превращения пара в жидкость, называется конденсацией.

Очень интересным процессом является процесс, обратный сублимации, - десублимация. При этом вещество из газообразного состояния сразу пе­реходит в твердое.

Таким образом, есть шесть процессов, которые определяют варианты перехода вещества из одного агрегатного состояния в другое (рис. 1): плавление, кристаллизация, парообразование, конденсация, сублимация, десублимация.



Интересный факт

Гелий - газ, который сжижается при 4 К, т. е. при температуре, близкой к абсолютному нулю. Жидкий гелий замечателен тем, что, как бы ни понижали температуру при нормальном давлении, он не переходит в твердое состояние. Это единственное вещество с такой особенностью. Другое замечательное свойство жидкого гелия в 1932 г. открыл нидерландский физик Биллем Хендрик Кеезом. При пони­жении температуры жидкого гелия после точки кипения (до  2,2 К) кипение жидкости внезапно прекращалось, ее поверхность станови­лась абсолютно гладкой, и дальнейшее испарение шло без призна­ков кипения. Кеезом назвал это явление сверхтеплопроводностью.

Советский ученый П.Л.Капица также заинтересовался удиви­тельными свойствами жидкого гелия. Экспериментируя, он обнару­жил сверхтекучие свойства жидкого гелия. Петр Леонидович о своем открытии говорил так: «Мне в жизни в первый раз удалось найти такое фундаментальное свойство вещества. Я много делал экспери­ментов в разных областях, но это уже вопрос везения или невезения. Когда такой случай подвернулся, нельзя было его упускать. Таких интересных явлений в природе еще немало. Чем явление непонят­нее, чем больше оно противоречит современным взглядам, тем оно значительнее. Распутывать эти явления и должна передовая наука». В 1978 г. П. Л. Капице была присуждена Нобелевская премия.


III. Закрепление изученного материала

1. Удельная теплоемкость пока­зывает... (.. какое количество теплоты необходимо для нагре­вания 1 кг вещества на 1 °С).

2. Количеством теплоты называ­ется... (… энергия, которую тело получает или отдает при тепло­передаче).

3. Переход из твердой фазы в жидкую фазу называется…(...плавлением).

4. Переход из твердой фазы в га­зообразную фазу называется…(...сублимацией).

5. Переход из жидкой фазы в га­зообразную фазу называется… (…испарением).

6. Переход из газообразной фазы в жидкую фазу называется… (…конденсацией) .

Задачи для любителей литературы

По загадкам


  1. Над водою - ушко,

Под водою – брюшко. (Айсберг)

О каких состояниях воды идет речь в загадке? (О твердом и жидком)



  1. Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем. (Воздух)

Может ли воздух быть в твердом и жидком состояниях? (Да)



3. Добывают на дне морском из водорослей, хорошо лечит ранки, а дети его боятся. (Йод)

В каком состоянии может находиться йод: в твердом, жидком или газообразном? (Во всех трех.)



  1. Под острым гребнем из металла

Сосна и липа застонали. (Пила)

Почему при распиле древесины пила нагревается? Может ли же­лезо быть в газообразном состоянии? (Механическая работа превра­тилась во внутреннюю энергию. Железо может быть в твердом, в жидком и газообразном состояниях.)



Качественные задачи и вопросы

1. Могут ли быть в жидком состоянии кислород и водород? (Да.)



2. Могут ли быть в газообразном состоянии железо и золото? (Да.)

3. Кусок свинца нагрели, и он перешел в жидкое состояние. Как при этом изменились скорость движения молекул, их расположение, внутренняя энергия вещества? (Скорость движения молекул увели­чилась, внутренняя энергия увеличилась.)

4. Воду испарили. Как при этом изменились скорость движения молекул, расстояние между ними, внутренняя энергия воды? (Ско­рость движения молекул, расстояние между молекулами, внутрен­няя энергия воды увеличились.)

Задачи с техническим содержанием

1. Резервуары для хранения нефти и нефтепродуктов имеют кла­паны для выхода газов. Откуда в резервуарах появляются газы? (Ис­паряются с поверхности жидкости)



2. Поршень отливают из алюминия. Одинакова ли внутренняя энергия алюминия в жидком и твердом состояниях, если в том и дру­гом случае температура вещества 660 °С? (В жидком состоянии внут­ренняя энергия больше.)

3. Что произойдет, если космонавт, выйдя из корабля в открытый космос, откроет сосуд с водой? (При малом давлении вода начнет кипеть и быстро испаряться, при этом вода в сосуде резко охлаж­дается и затвердевает. Процесс испарения с поверхности замерз­шей воды будет продолжаться, но более медленно)



Кроссворд







1











































2














































3


































4











































5











































6




















































7








































8





































Вопросы:

1. Процесс превраще­ния вещества из жидко­го состояния в твердое.

2. Мельчайшая частица вещества.

3. Один из ви­дов теплопередачи.

4. Величина, характери­зующая способность тела совершать работу.

5. Прибор для измере­ния температуры.

6. Процесс интенсивного испарения вещества по всему объему жидкости.

7. Величина, характеризующая быстроту движения.

8. Процесс, обратный кристаллизации.

Ответы: 1 - отвердевание, 2 — атом, 3 — излучение, 4 — энергия, 5 — тер­мометр, 6 - кипение, 7 - скорость, 8 — плавление.

Ключевое слово: возгонка.
Домашнее задание

1. § 37 учебника; вопросы и задания к параграфу;



2. Сборник задач В.И.Лукашика, Е.В.Ивановой: № 1012, 1013.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница