Амфорные клейма из античных памятников округи феодосии



Скачать 102.21 Kb.
Дата14.08.2016
Размер102.21 Kb.
ТипРеферат
Содержание:

1. введение

2.первая глава - описание клейм как источника и их бытование

3.вторая глава - корпус клейм с описанием

4.заключение
Первая глава
АМФОРНЫЕ КЛЕЙМА ИЗ АНТИЧНЫХ ПАМЯТНИКОВ ОКРУГИ ФЕОДОСИИ

Керамические клейма на транспортных амфорах уже давно используются как надежный критерий для датировки памятников, в последнее время создаются и применяются методики для определения импорта товаров на поселение, причем удается проанализировать динамику импорта и соотношения различных центров. Для большинства античных памятников такая работа предварительно была проведена и мы имеем если не достоверные сведения, то, по крайней мере, материал для определения состава импорта. Кроме этого, клейма представляют значительный интерес для разработки типологии, хронологии, динамики керамического производства и экспорта, ономастики разных центров античного мира.

Керамическое клеймение обычной бытовой тары было не производственной формальностью, а устоявшейся стандартной традицией. До эллинистического периода опечатывались дома, склады, погреба, сундуки и другое личное имущество, а с начала 6 века до н.э. стали штемпелевать и опечатывать еще и амфоры.

Первые поставки товаров в керамической таре из греческих центров Эгеиды в Причерноморье фиксируются с VII по II вв. до н.э. В греческих центрах на этот период существовала развитая система амфорного производства.


По останкам гончарных мастерских в греческих полисах, торговых и винных складов на территории древней Ольвии, Херсонеса, подводным раскопкам в акватории Черного, Мраморного, Азовского, Средиземного морей, а также находкам захоронений в бассейнах Днепра, Дона, Днестра были проведены исследования амфорного материала, с тщательным анализом качественных и количественных признаков. По итогам проведенной работы была установлена география экспорта (импорта) вина и оливкового масла, маркетинговая сеть торговых марок и объемы поставок. Карта 2. Греческие колонии в VI – I вв. до н.э.
Классификация амфор в работах Придика Е.М., Монахова С.Ю., Грейс В., Бон А., Каца В.И. позволила установить тенденции и направления эволюции форм тары, количественный порядок торговых марок античных центров, обосновать хронологию их производства и распространения.
С VII-VI вв. до н.э. в городах Северного Причерноморья наладился импорт вина и масла из таких средиземноморских центров как: Фасос, Хиос, Родос, Менды, Милет, Клазомены, Лесбос, Кос, Пепарет, Парос, Икос, Книд, Эгина, Синопа, Халхидика и др., миром.

Основной статьей импорта было вино.


Фото№1 Амфоры в музее заповедника г. Ольвии Фото№2 Амфоры заповедника г. Ольвии из затонувшей части города. В античности культивировалось до 150 сортов винограда, приспособленного к различным почвам и климатическим зонам. Экспорт вина из Римской империи простирался от Скандинавии до Индии. Перебродившее в погребах в течение 5-10 лет вино помещалось в амфоры. Цвет амфорной тары, ее форма и клеймо характеризовали ввозимый продукт и выражали: вкусовые особенности, гарантии качества, место производства, имя поручителя за качество изготовления самой упаковки. Такое же клеймо при «бутилировке» и укупорке ставилось на запечатываемую воском или глиной пробку. Это гарантировало целостность разлива, сохранность продукта, обеспечивало герметичность упаковки. Каждая амфора снабжалась ярлыком с указанием года, места производства, цвета и наличия сладких добавок. Пробка и ярлык клеймились по воску непосредственными производителями вина, а также магистратами, инспекторами и гарантами продукта. Клеймо было своеобразным знаком качества изделия, этикеткой, накладной и кассовым чеком одновременно. Если амфора была не достаточно обожжена и протекла, клеймо указывало адрес для предъявляемых претензий. По клейму брак обменивался на новую продукцию. Технически клеймо выполнялось печатным способом (штемпелеванием), вдавливаясь в Таблица №1 Аналогия «фирменных знаков». горлышко, ручку, реже – ножку амфоры до ее просушки и обжига, что свидетельствовало о тиражном изготовлении. Чаще всего оттиск был произведен вдавливанием знака, но в некоторых случаях рельеф был выпуклым и выполнялся пресс-формой. Культура авторского клейма стала известна с 7- 6 вв. до н. э.. На художественных изделиях в Древней Греции авторскую принадлежность удостоверяла не знаковая монограмма, а короткая фраза типа: «Меня исполнил Фидий», «Сделал Пракситель» или «Эту статую сделал Мирон… или Полимед». Копию никто не имел права подписывать. На дорогих изделиях чернолаковой и краснолаковой посуды мог подписаться только общепризнанный мастер росписи, а не автор-изготовитель керамического черепка.



Фото №3 Клейма гераклейских амфор Табл. №2 Аналогия «мокрых печатей» или штампов. Наряду с амфорами в Греции производилась и более изысканная посуда: краснолаковые и чернолаковые ойнохои, лекифы, канфары, килики, ритоны, трулы, гидрии, кратеры, пелики. Эта, лакированная и расписанная посуда, иногда с рельефом и каннелюрами, была предметом основного экспорта греков. Такая посуда также клеймилась, но без подробной эпиграфики.
В IV веке до н.э. производились кубки без ручек, закрытые сосуды и ойнохои с клеймами агораномов на ручках, фабрикантов и имен гончаров.] Это можно видеть на краснолаковых тарелках IV-V в н.э. из мастерских Северной Африки на дне штампованные клейма в виде крестов, пальметт, петухов, зайцев, лягушек, дельфинов Для греков амфора выполняла роль тары, а не посуды и на этом ее функция исчерпывалась. У скифов греческие опустошенные амфоры использовались многократно, подобно современным бутылям и банкам и употреблялась как посуда.
С VII по II века до н.э. на греческой амфорной продукции своим клеймением зарегистрровалось более 280 фабрикантов и магистратов. Таблица №3 Комбинирование аналогов «фирменных знаков» и логотипов. Это указывает на то, что знаковое клеймение античной керамической тары было устойчивым и системным процессом в социально-торговых взаимоотношениях. Клеймо фабриканта являлось гарантийными обязательствами при проверке продукции.


В Херсонесе астиномов в их торговых функциях сопровождали агораномы; и как те, так и другие попадали в легенды штемпелей. . Изучение клейм иногда обнаруживало печать одной и той же композиции различными штампами. При массовом производстве и контроле амфор клеймение производилось не только самим магистратом, но и доверенными лицами из магистратской коллегии или коллегии агораномов.
Термин «керамарх», встречающийся в клеймах амфор острова Фасос обозначал чиновника, которому был поручен контроль за изготовлением Таблица №4 Аналогия «логотипов». Фото №4 Клейма Книда, Коса, Фанагории, Фасоса. амфор.
Наиболее значительным был импорт вина из Родоса, амфоры которого всегда клеймились. По количеству находок родосские клейма в Северном Причерноморье уступают лишь синопским. В III и начале II в. до н.э. основной поток родосского импорта шел в Северо-западное Причерноморье (Ольвия и др.), позднее же - в Боспор.
Широкая известность и значение фасосского вина, находившего сбыт у населения Поднестровья, Приднепровья, Крыма, Нижнего Дона и Прикубанья, нашло отражение в целом ряде нарративных и эпиграфических источников, в том числе в появлении около 480 года до н.э. первого закона «о вине и уксусе».


Самые ранние образцы фасосской керамической тары первой половины V века стали известны около десяти лет назад, после открытия в местечке Николери около 190 амфор. Более половины сосудов этой группы имели на ручках круглые или прямоугольные анэпиграфные клейма со следующими сюжетами: голова быка в профиль, лира, черепаха, силен, орел с распростертыми крыльями, светильник, которые И. Гарлан отнес к «протофасосской» серии. По его мнению, помимо оттисков, встреченных в Николери, к этой серии следует относить клейма с изображениями: шлема; кратера; ойнохои; листа, Геракла-лучника, грозди, дельфина, человека, несущего амфору; лука; лука со стрелой; круга с точкой. К серии клейм фасосского клеймения первой половины V века можно отнести экземпляры с изображением черепахи из Эгины, оттиск с изображением цветка лотоса из Большой Черноморки. Ряд клейм с предметной стилистикой: на ручке амфоры из Патрея, с изображением пифоса, лука, с клеймом в виде лиры на амфоре патрейской серии, на фрагментированной и графически восстановленной из Фанагории, с клеймом в виде ромба, получил определение «анэпиграфных», то есть не словесных.
Фото №7 Клейма из Родоса. Наиболее известным и популярным торговым маркам подражали. Копируя типо-стандарт, пользующийся спросом, подчеркивались столь же высокие характеристики своего продукта. Однако не исключалась и фальсификация тары «под известную марку» с целью сбыта низкосортной продукции.
Оттискивание клейм разными штампами, при одинаковых размерах и конфигурациях корпуса, а также допущенное различие в профилировке форм ножки, горлышка, объясняется их изготовлением в разных мастерских.
Исследования остатков керамических мастерских свидетельствуют о строгом контроле изделий и отбраковывании некачественной продукции магистратами в мастерских фабрикантов.


Редкие анэпиграфные (нетекстовые, т.е. знаковые) клейма с изображением Диониса, возлежащего на осле, связаны с амфорами города Менды на п-ве Паллена в Халкидике.
Хиос был (наряду с Милетом, Самосом, Коринфом, Клазоменами и Лесбосом) одним из центров массового производства керамической тары для виноторговли. Этот остров был ведущим экспортером вина на протяжении VI –IV веков, а также был одним из первых центров, практикующих клеймение амфор. Композиция амфорного клейма «сфинкс, сидящий перед амфорой» была для Хиоса своеобразной эмблемой. Аналогичный сюжет мы можем видеть и на хиосских монетах третьей четверти V века до н. э.
Самос, наряду с Хиосом, также являлся одним из первых экспортеров своей продукции в керамической таре.
Античный Пепарет, ныне о. Скопелос, с древности специализировался на виноделии. На монетах Пепарета V–IV веков до н.э. уже фигурировали эмблемы, связанные с виноделием (Дионис, тирс, гроздь, лист плюща, сосуды для вина и т. п.). Свалки мастерских оказались насыщены клеймами позднего классического периода и раннего эллинизма. Клейма серии «нос корабля» или «прора» (городская эмблема Книда) известны по всему Северному Причерноморью. Н.В. Ефремовым учтено 167 экземпляров, а также небольшие квадратные клейма с монограммой ΟΐΘ, аббревиатурами «ΕI», «АР», «НР», групп «А» и «В» Зенона и др. (Фото 4)
Проследить динамику развития амфорных клейм всей малоазиатской территории Греции помогло изучение клейм Гераклеи Понтийской и некоторые исторические факты. Гераклейский импорт был особенно ин- тенсивным в Понтийском регионе в эпоху поздней классики и раннего эллинизма и не только не уступал, но в отдельные периоды даже превосходил по объемам вывоза такие центры, как Хиос, Менда, Фасос и Синопа. Значимость гераклейской тары, выделяющая ее из общего потока греческого экспорта, сводится к двум следующим моментам.
Во-первых, в Причерноморье гераклейские амфоры хорошо пред- ставлены на поселениях и в некрополях - как греческих, так и варварских.
Во-вторых, с конца V века до н.э. гераклейские амфоры клеймились систематически, тогда как хиосские, мендейские, пепаретские и некоторые другие штемпелевались в виде исключения. На Фасосе такая традиция зародилась в начале IV столетия до н.э., а в Синопе клеймение ввелось не ранее 60-х годов IV века до н.э. Поэтому Гераклейские амфорные клейма являются более достоверными индикаторами для определения хронологии археологических памятников Причерноморья IV века до н.э., чем материалы керамической эпиграфики Фасоса и Синопы.
В Гераклее уже в раннем эллинизме было установлено систематическое клеймение. Клейма в одну и две строки, как правило, содержали имена фабрикантов, и такая практика продержалась приблизительно с 415 г. До н.э. до середины 90-х годов IV века до н. э. На сегодняшний день известны имена примерно 50 фабрикантов, отнесенных к раннефабрикантской группе (РФГ). В дальнейшем, на протяжении IV века, амфорное производство в Гераклее осуществлялось под магистратским контролем, – в легенде клейма наряду с именем фабриканта фигурировало имя магистрата. [Фото 3]
Поскольку до 85% известных гераклейских амфор имеют на горлах магистратские клейма, то реконструировать динамику форм и стандартов гераклейской тары можно по хронологии гераклейского магистратского клеймения.
Первая магистратская группа (1 МГ) включает не менее 15 имен. В этой группе первыми магистратами были Аристокл и Ортесилай, имена которых ставились в штампах в полной или сокращенной форме. После них установилась практика укорачивать имя магистрата до 2-3 букв: ПА(-), ΛΥ (-), IА (-), МК (-), ΕΥ (-), ΘΕ (-), НРО (-), ЕΥК (-), ΛΕΥ (-) и т. п. Магистраты первой группы (кроме Аристокла и Ортесилая), скорее всего, являлись и фабрикантами, что объясняет магистратский контроль кем-либо из фабрикантов в Гераклее этого периода.
Вторая магистратская группа (2 МГ) возродила клеймение полных имен. Последовательность выполнения магистратуры чиновниками 2 МГ выглядит следующим образом: Сосий, Кромний, Дионисий I, Сулий, Молосс, Этер, Аристон, Алкет, Стифон, Диномах, Ор, Эвгетион, Эвпитион, Керкин, Кир, Павсаний, Лесас. Фото №8 Клейма из Херсонеса.
Третья магистратская группа (3 МГ) продолжила предыдущую традицию. В большинстве случаев, с именем магистрата фигурирует эпонимный предлог. Широкое распространение получили эмблемы, фигурные клейма. По ряду комплексов отнесео около17 имен: Агнодам, Ликон, Дионисий II, Каракид, Матрий, Скиф, Эвфроний, Филин, Каллий, Андроник.
Четвертая магистратская группа (4 МГ). Ее в первую очередь представили чиновники: Амфит, Бакх, Гераклид, Агасиалл, Эвксен, Филоксен, Лиситей, Эврифон, Даматрий, Сатир, Силан (Силен), Агафон, Меланоп и Аполлоний.
Пятая магистратская группа (5 МГ) составила двадцать магистратских

имен. Клейма Архиппа, Писистрата и Крония имеются в комплексах, а все остальные – по единичным находкам из культурных слоев поселений.


90 - летний период магистратского клеймения в Геракле, по уточненному списку, уже сейчас насчитывает более 80 имен.
После завершения магистратского клеймения наступил период позднего фабрикантского клеймения (ПФГ = позднефабрикантская группа), с использованием в штампе одного имени в одну или две строки. В отличие от ранних фабрикантских клейм, поздние выделяются лунарной сигмой, иным шрифтом, практикой клеймения не только горла, но и ручек амфор. Кроме того, распространились рельефные клейма, а также сокращения имен типа ΔΙΟΝΙ (-), ΝΙ (-).
Изменения в структуре причерноморской торговли в конце эпохи эллинизма привели в традиционные производственные центры новых торговых контрагентов. С этого рубежа, новая маркетинговая политика принципиально изменила морфологию керамической тары, прекратила систематическое клеймение амфор, ввела унификацию тарных сосудов по римским образцам. И хотя некоторые греческие центры традиционного виноделия и виноторговли (Родос, Книд, Кос) продолжали вывоз вина на причерноморские рынки, греческое амфорное производство из оригинального и самобытного явления превратилось в подобие италийских образцов. [19, с.67]
Считается, что греки довели форму крупной тары до совершенства. Маркировка амфорной тары и формообразовательный аспект, являясь надежными хроноиндикаторами, позволили археологам изучить характер торговых связей, культурного взаимоотношения античной Греции и народов Причерноморья.
Каталог: files -> referat -> ref-8722
referat -> Занятие по теме Развитие кинематографии
referat -> Исследовательская работа ученицы 9 класса гимназии №1505 города Москвы Богоявленской Марии к ф. н. Евдокимова А. А
referat -> Тема: «…» Цель – выяснить роль СССР в событиях 1938г в Центральной Европе (события связанные с Мюнхенским договором и т д.) и степень влияния позиции нашей страны на дальнейший ход истории
referat -> Тубельский Александр Наумович. Школа самоопределения
referat -> Диплом Синтез волшебной сказки Aвтор: ученика10 «A» клaссa Гулида Анатолия Маргаритов. В. С москвa
referat -> Для того чтобы создать такую сказку надо сделать определенные действия
referat -> Создание рекламной кампании 1 Образы, привлекающие внимание
referat -> Реферат Образы средневековья в западной культуре


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница