Александр Сергеевич Соколов Московская государственная консерватория имени П. И. Чайковского Пленарный доклад



Скачать 203.66 Kb.
Дата11.03.2016
Размер203.66 Kb.
ТипДоклад
Общество теории музыки

Московская государственная консерватория (университет) имени П.И. Чайковского

Санкт-Петербургская государственная консерватория (академия) имени Н.А. Римского-Корсакова

Санкт-Петербургский государственный университет



Первый конгресс Общества теории музыки

ТЕОРИЯ МУЗЫКИ — МНОГООТРАСЛЕВАЯ СОВРЕМЕННАЯ НАУКА

ИННОВАЦИИ И ДИСКУССИОННЫЕ ПРОБЛЕМЫ

Санкт-Петербург

30 сентября — 2 октября 2013 года

ПРОГРАММА


30 сентября, понедельник

09.30–10.30

Регистрация участников

Санкт-Петербургский государственный университет



Университетская наб., д.7-9 , Петровский зал
10.30

Открытие конгресса

Петровский зал Санкт-Петербургского государственного университета
11.00

Александр Сергеевич Соколов

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Пленарный доклад: Проблемы отечественного музыкознания в свете некоторых инициатив исполнительной

и законодательной власти Российской Федерации

11.45–12.00 Перерыв


12.00

Герман Данузер

Берлинский университет имени Гумбольдта (Германия)

Пленарный доклад: Метадрама и метамузыка: на примере «Нюрнбергских мейстерзингеров» Рихарда Вагнера


13.00

Фред Лердал

Колумбийский университет (Нью-Йорк, США)

Пленарный доклад: Генеративная теория музыки в отношении к римановской и шенкеровской традициям

14.00–15.00 Обед
15.00–17.45 Секционные заседания:

1. Секция «Новое в методологии сольфеджио и развития слуха». Университетская наб., д. 7-9, Петровский зал

Ведущая — Марина Валериевна Карасева

2. Секция «Ритм». Университетская наб., д. 11 , ауд. 191

Ведущая — Нина Юрьевна Афонина

3. Секция «Русская теория музыки: взгляд с Запада». Университетская наб., д. 11 , ауд. 198

Ведущий — Саймон Дебрулэ

17.45–18.00 Перерыв


18.00–20.00

Организационное заседание. Университетская наб., д.11, ауд. 198

18.00

Ольга Владимировна Лосева

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Презентация электронного Журнала Общества теории музыки

18.15

Михель Схийер

Амстердамская консерватория (Нидерланды)

Теоретики и их общества

18.45

Отчетно-выборное заседание



20.00–22.00 Экскурсия по Петербургу

30 сентября, понедельник. 15.00–17.45

Санкт-Петербургский государственный университет


Секция «Новое в методологии сольфеджио и развития слуха»

Ведущая — Марина Валериевна Карасева




Секция «Ритм»

Ведущая — Нина Юрьевна Афонина




Секция «Русская теория музыки: взгляд с Запада»

Ведущий — Саймон Дебрулэ




15.00

Лола Рауфовна Джуманова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Адаптация элементарной теории музыки для решения практических проблем сольфеджио


15.30

Татьяна Анатольевна Боровик

Екатеринбургская детская хоровая школа № 4

Мастер-класс: Мультимедийные технологии в методике сольфеджио детских музыкальных

школ и детских школ искусств
16.15

Марина Валериевна Карасева

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: Мультимедийное сольфеджио: новые возможности использования

цифровых технологий
17.00

Татьяна Александровна Литвинова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Тембровый слуховой анализ в курсе сольфеджио




15.00

Гезина Шрёдер

Венский университет музыки и исполнительского искусства (Австрия),

Высшая школа музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди (Лейпциг, Германия)

Еще одна поляризация: ритм и метр в сочинениях Зигфрида Карг-Элерта


15.30

Мартина Зихарт

Высшая школа музыки и театра имени Феликса Мендельсона-Бартольди (Лейпциг, Германия), Свободный университет (Берлин, Германия)

Теория модификации темпа в сочинениях Макса Регера. Сравнение аспектов анализа и исполнения


16.00

Светлана Васильевна Чащина

Вятский государственный университет

Музыкальная ритмология: к проблеме генезиса современных представлений


16.30

Нина Юрьевна Афонина

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Время, хаос, ритм. Парадоксальные свойства ритма музыкальной формы




15.00

Саймон Дебрулэ

Оксфордский университет (Великобритания)

Восприятие идей Танеева на Западе


15.30

Марк Джон Макфарланд

Университет штата Джорджия (Атланта, США)

Стравинский как аналитик: «Жар-птица» и «Петрушка»


16.00

Саймон Перри

Университет Квинсленда (Австралия)

Русская музыкальная наука начала XX века: взгляд современных зарубежных ученых


16.30

Людмила Павловна Казанцева

Астраханская государственная консерватория

Стилевые черты русской музыки в творчестве западноевропейских композиторов


17.00

Ирина Арнольдовна Скворцова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: Стиль модерн как комплексное явление в русской музыке рубежа XIX–XX веков



1 октября, вторник

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Театральная площадь, 3
10.00–12.30

Секционные заседания:

1. Секция «Вопросы музыкального образования». Ауд. 44 (4 этаж)

Ведущий — Даниил Владимирович Шутко

2. Секция «Теоретическое источниковедение». Ауд. 9 (Конференц-зал)

Ведущая — профессор Зивар Махмудовна Гусейнова

3. Секция «Мотив и жест во множестве контекстов». Ауд. 60 (4 этаж)

Ведущая — Татьяна Владимировна Цареградская

12.30–13.00 Перерыв. Кофе-брейк для участников. Ауд. 44

13.00 Ауд. 9 (Конференц-зал)



Татьяна Сергеевна Бершадская

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Пленарный доклад: Теоретики Ленинграда и Петербурга о звуковысотной структуре


Презентация изданий Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова
14.00–15.00 Обед
15.00–17.15

Секционные заседания:

1. Секция «Вопросы смысла и содержания музыки». Ауд. 60 (4 этаж)

Ведущая — Валентина Николаевна Холопова

2. Секция «Методы и перспективы теории музыки». Ауд. 44 (4 этаж)

Ведущий — Вадим Робертович Дулат-Алеев

3. Секция «Перспективы развития музыкального образования». Ауд. 9 (Конференц-зал)

Ведущая — Екатерина Михайловна Царёва

17.15–17.30 Перерыв
17.30

Концерт-презентация. Малый зал имени А.К. Глазунова

Ансамбль древнерусского певческого искусства «Ключ разумения»,

художественный руководитель — Наталия Викторовна Мосягина

Фольклорный ансамбль Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова, художественный руководитель — Галина Владимировна Лобкова
19.00 Встреча за ужином

1 октября, вторник. 10.00–12.30

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова


Секция «Вопросы музыкального образования»

Ведущий — Даниил Владимирович Шутко




Секция «Теоретическое источниковедение»

Ведущая — Зивар Махмудовна Гусейнова



Секция «Мотив и жест во множестве контекстов»

Ведущая — Татьяна Владимировна Цареградская



10.00

Елена Борисовна Журова

Московская детская школа искусств имени Н.Г. Рубинштейна

Мастер-класс: Интеграция теории музыкального содержания в учебно-образовательный процесс детских школ искусств как способ реформирования начального музыкального образования


10.45

Аэлита Владимировна Гусева

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Теория музыки у исполнителей — что это?


11.15

Раиса Николаевна Слонимская

Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств,

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Теория музыкального образования: к постановке проблемы


11.45

Лариса Николаевна Трубникова

Национальный университет "Юридическая академия Украины имени Ярослава Мудрого" (Харьков, Украина)

Сольфеджио и джаз (или «Камо грядеши»?)




11.00

Зивар Махмудовна Гусейнова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Музыкально-теоретическая терминология Средневековой Руси


11.30

Альбина Витальевна Бояркина

Санкт-Петербургский государственный университет

Традиции переводов музыкально-теоретических трактатов о генерал-басе (1773–1849)


12.00

Ирина Петровна Сусидко

Российская академия музыки имени Гнесиных

“Elementi teorico-pratici di musica” (1796) Франческо Галеацци в контексте европейской

теории музыки


10.00

Игорь Ефимович Рогалев

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Театральность Бетховена


10.30

Алисон Зандерс Макфарланд

Университет штата Луизиана (США)

Мотивное развитие в эпоху Возрождения: Кристобаль де Моралес


11.00

Евгения Ивановна Чигарева

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Музыкальная категория мотива в организации литературного произведения


11.30

Лариса Дмитриевна Пылаева

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

“Danse de charatère” в понимании представителей музыкально-теоретической мысли во Франции

XVII — первой половины XVIII веков
12.00

Татьяна Владимировна Цареградская

Российская академия музыки имени Гнесиных

Брайан Фернихоу как теоретик: о концепции музыкального жеста



1 октября, вторник. 15.00–17.15

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова


Секция «Вопросы смысла и содержания музыки»

Ведущая — Валентина Николаевна Холопова




Секция «Методы и перспективы теории музыки»

Ведущий — Вадим Робертович Дулат-Алеев



Секция «Перспективы развития музыкального образования»

Ведущая — Екатерина Михайловна Царёва



15.00

Валентина Павловна Широкова

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

О легкости. К проблеме эстетических универсалий музыки XVIII века


15.30

Наталия Александровна Ганина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Римма Леонидовна Поспелова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Содержательно-смысловые взаимодействия слова и музыки в «Гальберштадском» Плаче Богородицы


16.00

Ольга Владимировна Шмакова

Волгоградская консерватория имени П.А. Серебрякова

Финальность как содержательный феномен в музыке


16.30

Ирина Ивановна Сниткова

Российская академия музыки имени Гнесиных

Картина мира, запечатленная в музыкальной структуре (о концептуально-структурных парадигмах современной музыки)




15.00

Иванка Стоянова

Университет Париж VIII (Франция)

Композиторско-теоретические исследования в парижском IRCAM: В направлении переосмысления музыковедения в XXI веке


15.30

Вадим Робертович Дулат-Алеев

Казанская государственная консерватория имени Н.Г. Жиганова

Современная теория музыки: проблемы и перспективы дисциплинарной матрицы


16.00

Татьяна Герасимовна Мдивани

Национальная академия наук Беларуси

Теория музыки перед вызовами процессов глобализации (новые интенции в академической музыке)

1

6.30


Михаил Евгеньевич Пылаев

Пермский государственный гуманитарно-педагогический университет

Методологический плюрализм в понимании истории европейской теории музыки Карлом Дальхаузом



15.00

Майя Изъяславовна Шинкарева

Российская академия музыки имени Гнесиных

Познавательный статус современного музыковедения: от объектно-предметной сферы к метадисциплинам


15.30

Валентина Николаевна Боголепова

Екатеринбургская детская музыкальная школа № 10 имени В.А. Гаврилина

Формирование навыков интонационного анализа на уроках музыкальной литературы в детских школах искусств


16.00

Екатерина Михайловна Царёва

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: История музыки в педагогическом процессе


16.45

Ефим Генохович Йоффе

Педагогический институт имени Э. Левинского (Тель-Авив, Израиль)

Сольфеджио в мультикультурном образовательном пространстве Израиля



2 октября, среда

Санкт-Петербургский государственный университет
10.00–12.30

Секционные заседания:

1. Секция «Аспекты музыкальной формы». Университетская наб., д.11; ауд. 198

Ведущая — Ольга Владимировна Лосева

2 Секция «Аналитические техники». Наб. лейтенанта Шмидта, ауд. 309

Ведущий — Ильдар Дамирович Ханнанов

3. Секция «Теории и концепции модуса, тональности и лада». Университетская наб., д.11; ауд. 191

Ведущая — Белла Бровер-Любовски

4. Секция «Проблемы теории полифонии». 9-я линия Васильевского острова, ауд. 120

Ведущий — Анатолий Павлович Милка

12.30–13.00 Перерыв
13.00 Университетская наб., д. 7-9, Актовый зал

Валентина Николаевна Холопова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Пленарный доклад: Теории музыкального содержания, музыкальной герменевтики,

музыкальной семантики: сходство и различия

14.00–15.00 Обед


15.00–17.15

Секционные заседания:

1. Секция «Звуковысотные структуры». Университетская наб., д. 11, ауд. 191

Ведущий — Филип Юэлл

2. Секция «Теория музыки и музыкальное исполнительство». Университетская наб., д. 7-9, Актовый зал

Ведущий — Александр Зиновьевич Бондурянский

3. Секция «Проблемы методологии музыкознания». Университетская наб., д. 11, ауд. 198

Ведущий — Константин Владимирович Зенкин

17.15–17.30 Перерыв
17.30

Круглый стол по междисциплинарным проблемам. Университетская наб., д. 7-9, Актовый зал



Президиум: Александр Сергеевич Соколов, Константин Владимирович Зенкин,

Алексей Анатольевич Панов, Валентина Николаевна Холопова, Ильдар Дамирович Ханнанов,

Татьяна Сергеевна Бершадская, Кирилл Владимирович Копейкин.

Участники: Андрей Анатольевич Гриб, Марина Николаевна Цветаева, Игорь Сергеевич Дмитриев,

Светлана Витальевна Лаврова, Михаил Борисович Менский, Григорий Борисович Гутнер и др.


19.45

Закрытие конгресса. Университетская наб., д. 7-9, Актовый зал

2 октября, среда. 10.00–12.30

Санкт-Петербургский государственный университет




Секция «Аспекты музыкальной формы»

Ведущая — Ольга Владимировна Лосева



Секция «Аналитические техники»

Ведущий — Ильдар Дамирович Ханнанов




Секция «Теории и концепции модуса, тональности и лада»

Ведущая — Белла Бровер-Любовски



Секция «Проблемы теории полифонии»

Ведущий — Анатолий Павлович Милка



10.00

Татьяна Юрьевна Чернова

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

О жанровом аспекте музыкальной формы


10.30

Анна Амраховна Амрахова

Редакция журнала «Musiqi Dünyasi» ("Мир музыки”, Баку, Азербайджан)

Когнитивный взгляд на формообразование в современной музыке


11.00

Марина Радославовна Черная

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург)

Полифонические жанры в клавирной музыке В.А. Моцарта: традиционное и особенное


11.30

Людмила Владимировна Шаповалова

Харьковский национальный университет искусств имени И.П. Котляревского (Украина)

Духовная реальность музыкального произведения и когнитивные методы ее познания


12.00

Ольга Парфеновна

Савицкая

Белорусская государственная академия музыки

(Минск, Беларусь)

Трио-сонаты Франсуа Куперена как жанрово-стилевой феномен инструментальной музыки эпохи барокко



10.00

Рафаэль Альмарио

Университет штата Флорида (США)

Структурные доминанты в сольных произведениях для скрипки и для виолончели И.С. Баха: аспекты исполнения и анализа


10.30

Димитар Нинов

Техасский университет в Браунсвилле (США)

Искусство гармонизации


11.00

Даниил Владимирович Шутко

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Переменные функции: текст, язык, лад


11.30

Михаэль Пальмезе

Университет Майами (США)

Акустический “Изгиб Дракона II”: фрактальная геометрия во “Фригийских воротах” Джона Адамса


12.00

Екатерина Олеговна Купровская-Денисова

Ассоциация “Друзья Эдисона Денисова”

Феномен “перенасыщения” как концепция музыки. О новейших тенденциях французской композиторской школы



10.00

Белла Бровер-Любовски

Иерусалимская академия музыки и танца, Еврейский университет в Иерусалиме (Израиль)

Концепция модального дуализма в северно-итальянской музыкально-теоретической традиции: от Арона до Тартини


10.30

Григорий Иванович Лыжов

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Две трактовки понятий «автентический» и «плагальный» на одной схеме Михаэля Преториуса


11.00

Елена Павловна Осипова

Туркменская национальная консерватория (Ашхабад, Туркменистан)

Ладовые структуры туркменской народной тюйдуковой музыки


11.30

Ндубуиси Эммануил Ннамани

Кембриджский университет (Великобритания)

Колокольный бас “Игеде”: анализируя тонально-ритмические паттерны и структурные черты в фортепианном стиле Окечукву Ндубуиси


12.00

Людмила Сергеевна Дьячкова

Российская академия музыки имени Гнесиных

Понятие тональности и концепты тоники в музыке Ю. Каспарова на примере цикла миниатюр для 12 исполнителей «Символы Пикассо» (2003)



10.00

Сусанна Касьян

Университет Сорбонна — Париж IV (Франция)

К истории развития циклической формы на примере месс Окегема


10.30

Кирилл Владимирович Дискин

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Эволюция учения о фуге в австронемецкой традиции XVIII века: от И.Й. Фукса к И.Г. Альбрехтсбергеру


11.00

Алла Ирменовна Янкус

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Контрапунктическая техника в фугах Вильгельма Фридемана и Филиппа Эммануила Бахов


11.30

Анатолий Павлович Милка

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Исторические закоулки двойной фуги


12.00

Киралина Иосифовна Южак

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

К вопросу о принципиальной двучастности фуги


2 октября, среда. 15.00–17.15

Санкт-Петербургский государственный университет


Секция «Звуковысотные структуры»

Ведущий — Филип Юэлл



Секция «Теория музыки и музыкальное исполнительство»

Ведущий — Александр Зиновьевич Бондурянский




Секция «Проблемы методологии музыкознания»

Ведущий — Константин Владимирович Зенкин



15.00

Петр Анатольевич Чернобривец

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А Римского-Корсакова

Звуковысотные отношения и особенности системообразования в условиях двадцатитоновой равномерной темперации


15.30

Франк Едржеевски

Университет Париж-Юг — Париж XI (Франция)

К классификации микротоновых ладов и гамм


16.00

Имина Гаджиевна Алиева

Бакинская музыкальная академия имени У. Гаджибейли (Азербайджан)

К вопросу о звуковысотной зоне


16.30

Филип Юэлл

Хантер-Колледж (Нью-Йорк, США)

Что хотели Бэббит и Форт? Американская теория рядов в перспективе




15.00

Александр Зиновьевич Бондурянский

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: Эволюция средств исполнительской выразительности в контексте стилевых и жанровых особенностей сочинения (с показом исполнения студентами)


15.45

Иван Васильевич Розанов

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова,

Санкт-Петербургский государственный университет

Алексей Анатольевич Панов

Санкт-Петербургский государственный университет

Теория такта в эпоху барокко и ее отражение в исполнительской практике


16.15

Владимир Петрович Чинаев

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: Традиции русской исполнительской школы: актуальность проблемы и ее научного осмысления




15.00

Андрей Владимирович Денисов

Российский государственный педагогический университет имени А.И. Герцена (Санкт-Петербург),

Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова

Мастер-класс: Математические методы в теории музыки — эвристические возможности и перспективы


15.45

Ильдар Дамирович Ханнанов

Консерватория Пибади,

Джонз Хопкинс Университет (Балтимор, США)

Мастер-класс: Современная западная теория музыки: поиски новых путей в традиционных и междисциплинарных направлениях


16.30

Константин Владимирович Зенкин

Московская государственная консерватория имени П.И. Чайковского

Мастер-класс: К проблеме научности теоретического музыкознания





Оргкомитет

Председатель Оргкомитета

А.С. Соколов — доктор искусствоведения, профессор, ректор Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, председатель Совета Общества теории музыки

Заместитель председателя Оргкомитета

К.В. Зенкин — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Совета, казначей Общества теории музыки

Члены Оргкомитета

М.Х. Гантварг — профессор, ректор Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Н.И. Дегтярева — доктор искусствоведения, профессор, проректор по научной работе Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

А.А. Панов — доктор искусствоведения, профессор, заместитель декана Факультета искусств

Санкт-Петербургского государственного университета по научной работе, член Совета Общества теории музыки



В.Н. Холопова — доктор искусствоведения, профессор, заведующая кафедрой междисциплинарных специализаций музыковедов Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского,

председатель Научного комитета Общества теории музыки



И.Д. Ханнанов — Ph. D., профессор Консерватории Пибади и Джонз Хопкинс Университета (США),

заместитель председателя Научного комитета Общества теории музыки



О.В. Лосева — доктор искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Совета, главный редактор Журнала Общества теории музыки

М.В. Карасёва — доктор искусствоведения, профессор кафедры теории музыки Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, член Научного комитета Общества теории музыки

П.А. Чернобривец — кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова

Д.В. Шутко — кандидат искусствоведения, старший преподаватель кафедры теории музыки

Санкт-Петербургской государственной консерватории имени Н.А. Римского-Корсакова



А.В. Бояркина — кандидат филологических наук, доцент, директор Центра музыкальной лексикографии и диахронического перевода Факультета искусств Санкт-Петербургского государственного университета

Е.А. Токун — кандидат искусствоведения, научный сотрудник Московской государственной консерватории имени П.И. Чайковского, и. о. секретаря Совета, редактор Журнала Общества теории музыки




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница