Александр сергеевич даргомыжский (1813-1869) I



Скачать 37.69 Kb.
Дата27.03.2016
Размер37.69 Kb.
АЛЕКСАНДР СЕРГЕЕВИЧ ДАРГОМЫЖСКИЙ

(1813-1869)
I. Даргомыжский на 9 лет моложе Глинки, но его творчество пришлось на эпоху реакции, вызвавшей общественное разочарование, а в искусстве – расцвет романтизма и обострение интереса к социальной тематике (реалистические тенденции).

II. В творчестве Даргомыжского преобладают вокальные жанры (песни, романсы), а также оперы. Лучшие из них – это «Русалка» и «Каменный гость» (эту последнюю оперу дописал Кюи и оркестровал Римский-Корсаков).

Даргомыжский писал и симфоническую музыку («Чухонская фантазия»).



III. Настоящее признание пришло к композитору только в последний период его жизни – в 60-е годы. Были поставлены его оперы, он был избран председателем РМО, и вокруг него собрались молодые гении – будущая «Могучая кучка». В середине 60-х гг. – триумф его музыки в Европе (Брюссель).

IV. Мусоргский назвал Даргомыжского «великим учителем правды». Даргомыжский – создатель реалистического направления и один из лучших мастеров психологического портрета в русской вокальной музыке. Ему всегда был интересен характер в развитии, в драматичных ситуациях.

В 50-е-60-е годы его очень интересовала социальная тематика. Даргомыжский сбли-жается с критически настроенной интеллигенцией: кружком журнала «Искра» и его главой В. Курочкиным. В это время Даргомыжский создал галерею сатирических портретов (в том числе на стихи Беранже в переводе Курочкина).

Потрясают экспрессией, правдивостью и психологической глубиной женские портреты в вокальной лирике Даргомыжского и характеры его оперных героинь (Наташа в «Русалке»; Лаура в «Каменном госте»).

Даргомыжский стремился глубоко проникнуть в интонации человеческой речи и найти ей музыкальный эквивалент. «Хочу, чтобы звук прямо выражал слово. Хочу правды», – таково его творческое кредо.



V. Стиль Даргомыжского прошел значительную эволюцию. В раннем периоде его творчества мелодика имеет песенно-романсовую окраску, а к концу жизни («Каменный гость») приходит к речитативно-декламационному складу и свободному тональному развитию. Это связано с эволюцией Даргомыжского как оперного композитора, постепенно пришедшего к сквозной музыкальной драме (предпосылки этого были и в крупных сценах «Русалки»). Смелый опыт Даргомыжского в жанре психологической музыкальной драмы позже (в начале 90-х гг.) был оценен великим оперным мастером – Верди, который, работая над своей последней оперой «Фальстаф», внимательно изучил клавир «Каменного гостя».

VI. Глинка и Даргомыжский – композиторы-современники, но их музыкальные миры очень непохожи. Их можно сравнить с Пушкиным и Гоголем в литературе: в творчестве Глинки отражение мира гармоничное, уравновешенное, а у Даргомыжского – острое, кри-тическое, харáктерное. В своем отражении жизненной правды, он не избегал даже нрав-ственных уродств («Червяк»).

Даргомыжский – один из крупнейших новаторов в истории русской музыки.


КАМЕННЫЙ ГОСТЬ (1867-1868)
По завещанию Даргомыжского связки дописывал Кюи, оркестровал Римский-Корса-ков. Постановки добилась «Могучая кучка» в 1872 году.

Эта опера опередила время. В ней отразилась эволюция стиля Даргомыжского; он пришел к сквозной психологической драме, со свободным тональным развитием (ключевые знаки не выставлены), нет деления на арии и речитативы. Есть единый ариозно-декла-мационный стиль, что характерно для музыкальной драмы.

В основе оперы маленькая трагедия Пушкина «Каменный гость». От этой оперы отталкивается вокальный стиль Мусоргского, а от него – композиторов XX века.
«РУСАЛКА»
1) Опера центрального периода, начата в конце 40-х гг., закончена в 1855 году. Она открывает на русской сцене жанр лирико-психологической бытовой музыкальной драмы (третье направление русской оперы).

2) Либретто основано на незаконченной драме Пушкина, написанное белым стихом (в опере присочинен конец). Сюжет, подобный этому, уже был в тетралогии Кавоса и Давыдова «Леста – днепровская русалка», но это была по сути фантастическая опера, а у Даргомыжского – психологическая драма.

3) Драматургия. Опера неровная. I действие перевешивает и по сути является законченной одноактной оперой (история трагической любви Наташи и ее гибель). Но в опере 4 действия. II действие – история князя и княгини. Между II и III действиями проходит 12 лет. В начале III действия – раскрытие образа княгини. Кульминация III действия – 2-я картина – сцена князя и мельника. IV действие – развязка. Заканчивается опера немой музыкальной картиной.

Таким образом, узловые моменты оперы – ансамбли I и III действия (2-я картина).

Вообще «Русалка» – ансамблевая опера.

Основа оперы – крупные сквозные сцены. Главное внимание уделено развитию харак-теров и достоверному жанрово-бытовому фону.

5) Музыкальный язык. Опирается на бытовой романс и РНП (в опере немало цитат; лучшие сцены оперы насыщенны выразительными говорящими интонациями).

6) Наташа. Драматическое сопрано. Образ развивается от земной страстной женщины до холодной и мстительной русалки. Основные сцены: терцет из I действия и два дуэта (Наташа и князь, Наташа и мельник). Во II действии – песня русалки (голос Наташи) на свадьбе «По камушкам, по желтому песочку».



7) Мельник. Бас. Уникальный образ в оперном репертуаре. Одна из любимых партий Шаляпина. Партия построена на редчайшем контрасте. Образ развивается от комедии (первая ария – водевильные куплеты) до трагедии. Сцена с князем в 3 действии – трогательное ариозо «Да, стар и шаловлив я стал». Особая черта партии мельника – плясовой ритм (первая ария, дуэт с Наташей, финал I действия, ариозо в III действии, где продал мельницу.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница