Адаптационный период в 1 классе



Скачать 64.84 Kb.
Дата14.06.2016
Размер64.84 Kb.
Адаптационный период в 1 классе

 

Адаптация первоклассника – процесс приспособления ребёнка к школе, к новым условиям существования, новому виду деятельности и новым нагрузкам.



 
Начало обучения в школе – один из наиболее сложных и ответственных моментов в жизни детей как в социально - психологическом, так и в физиологическом плане.

Это не только новые условия жизни и деятельности человека – это новые контакты, новые отношения, новые обязанности. Изменяется вся жизнь ребенка: все подчиняется учебе, школе, школьным делам и заботам. Это очень напряженный период, прежде всего потому, что школа с первых же дней ставит перед учениками целый ряд задач, не связанных непосредственно с их опытом, требует максимальной мобилизации интеллектуальных и физических сил.

Вообще, с началом обучения в школе удельный объем нагрузок связанных с длительной неподвижностью, сильно возрастает по сравнению с предшествующим периодом жизни ребенка. В то же время для детей вообще, а особенно для малышей в возрасте шести – семи лет именно, эта нагрузка является наиболее утомительной.

Приспособление (адаптация) ребенка к школе происходит не сразу. Не день, не неделя требуются для того, чтобы освоиться в школе по-настоящему. Это довольно длительный процесс, связанный со значительным напряжением всех систем организма.

От отношения учителя к ученикам на этом начальном этапе адаптации к школе во многом зависит то, как будут складываться взаимоотношения учитель – ученик, отношения, определяющие в значительной степени психологическую адаптацию ребенка в школе.

 

Выделено три основных этапа (фазы) адаптации:



 

Первый этап – ориентировочный, когда в ответ на весь комплекс новых воздействий, связанных с началом систематического обучения, отвечают бурной реакцией и значительным напряжением практически все системы организма. Эта «физиологическая буря» длится достаточно долго (две – три недели).

 

Второй этап – неустойчивое приспособление, когда организм ищет и находит какие-то оптимальные (или близкие к оптимальным) экономии ресурсов. Организм тратит всё, что есть, а иногда и «в долг берет»; поэтому учителю так важно помнить, какую высокую «цену» платит организм каждого ребенка в этот период. На втором этапе эта «цена» снижается, «буря» начинает затихать.

 

Третий этап – период относительно устойчивого приспособления, когда организм находит наиболее подходящие варианты реагирования на нагрузку, требующие меньшего напряжения всех систем. Какую бы работу ни выполнял школьник, будь то умственная работа по усвоению новых знаний, статическая нагрузка, которую испытывает организм при вынужденной «сидячей» позе или психологическая нагрузка общения в большом и разнородном коллективе, организм, вернее, каждая из его систем, должна отреагировать своим напряжением, своей работой. Поэтому чем большее напряжение будет «выдавать» каждая система, тем больше ресурсов израсходует организм. А мы знаем, что возможности детского организма далеко не безграничны, а длительное напряжение и связанное с ним утомление и переутомление могут стоить организму ребенка здоровья.

 
Этапы физиологической адаптации

• 1 этап - «Физиологическая буря» - 2-3 недели

• 2 этап – Неустойчивое приспособление – 2-3 недели

• З этап – Относительно устойчивое приспособление (адаптация) -1-2 недели
Этапы психологической адаптации

• 1 группа – 1-2 месяца (56%)

• 2 группа – 3-4 месяца (30%)

• 3 группа – не адаптируются (14%)

 

Цель адаптационного периода - созданию максимально комфортных условий, позволяющих успешно функционировать и развиваться в новой для них школьной системе отношений.

 

Задачи адаптационного периода для первоклассников

• Помочь учащимся познакомиться друг с другом, учителями;

• Развивать различные поведенческие умения, обеспечивающие успешность включения учащихся в новый вид деятельности;

• Формировать у учащихся желание участвовать в индивидуальной и совместной учебной деятельности;

• Помочь принять позицию школьника;

• Обучить школьников навыкам учебного сотрудничества с учителем, одноклассниками;

• Формировать у учащихся нужную мотивацию;

• Формировать умение выполнять задания самостоятельно, умение следовать школьным правилам; умение налаживать и поддерживать дружеские связи с детьми;

• Согласование своих «хочу» и школьных «надо».

 

В качестве основных причин нарушения (срыва) адаптации можно выделить:

 

• Стресс ограничения времени;



• Отрицательное подкрепление, противоречивость требований, завышенные требования и т.п.;

• Перегрузки (эмоциональные, интеллектуальные, физические);

• Несоответствие программ, методик, технологий возрастным и индивидуальным возможностям;

• Нарушение режима и организации учебных и внеучебных занятий;

• Неадекватность требований педагога, родителей;

• Нарушения психического и физического здоровья;

• Психологическая и функциональная неготовность к условиям и требованиям процесса обучения.

 

Высокий уровень адаптации



Ребенок любит школу, рад тому обстоятельству, что теперь он – ученик. Он легко учится, с интересом получает новые знания и радостно ими делится с окружающими, прилежно выполняет задания в школе и дома (причем без особого внешнего контроля и «нажима»), внимательно слушает учителя на уроке, способен что-то выучить или подготовить по своей инициативе, «сверх программы», добросовестно выполняет «общественные поручения», легко сходится с одноклассниками.

 

Средний уровень адаптации



Ребенок вроде бы не прочь посещать школу, негатива и отторжения уроки у него не вызывают, он в хороших отношениях с одноклассниками и учителем, но предпочитает работать под контролем взрослого и по его указаниям. Самостоятельная работа у такого ребенка «не идет». Для него важно в школе не познание, а сам статус ученика. Таким детям нужен постоянный контроль, инициативы в получении знаний они не проявляют, у них слабо развита самостоятельность в тех делах, которые не представляют для ребят непосредственного интереса.

 

Низкий уровень адаптации



Такие дети к школе относятся негативно либо просто равнодушно, на уроках подавлены, «отсутствуют». Или, наоборот, нередко нарушают дисциплину, учебный материал усваивают не полностью, самостоятельно работают с трудом и без интереса, домашние задания выполняют не всегда. Для усвоения материала им нужна помощь взрослых: неоднократные объяснения и повторения, больше времени, чем остальным. Общественные поручения эти дети выполняют без особой охоты, нередко не имеют в классе друзей.

Признаки успешной адаптации

• Ребенок ходит в школу с удовольствием, его главная цель – учение.

• Не слишком устает: активен, жизнерадостен, хорошо спит и т.д.

• Достаточно самостоятелен: ориентируется в школе, может попросить о помощи и т.д.

• Появились друзья-одноклассники.

• Нравится учитель.

• Ребенок не хочет вернуться в детский сад.

 

Признаки дезадаптации



• Повышенная утомляемость;

• Нежелание ребёнка делиться своими впечатлениями о проведённом дне;

• Жалобы на события, связанные со школой;

• Нежелания выполнять домашние задания;

• Агрессивное поведение по отношению к учителям, одноклассникам, родителям;

• Снижение сопротивляемости организма (частая заболеваемость);

• Беспокойный сон;

• Трудности утреннего пробуждения, вялость;

• Повышенная возбудимость, тревожность.

  

Для того, чтобы поддержать учащегося, необходимо:



• Оценивайте только поступки, а не самого ребенка;

• Нельзя никогда говорить ребенку, что он хуже других;

• Опираться на сильные стороны ребёнка;

• Признавайте право ребенка на ошибки;

• Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь;

• Внесите юмор во взаимоотношения;

• Любите ребенка таким, каков он есть, а не его достижения;

• Думайте о детском банке счастливых воспоминаний;

• Помните, ребёнок относится к себе так, как относятся к нему взрослые.

 

 



 
 

 


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница