24. Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти



Скачать 148.11 Kb.
Дата31.07.2016
Размер148.11 Kb.
24.  Память: явления, функции и виды. Основные подходы к изучению памяти. Теории памяти.

Определение: Память – способность субъекта сохранять в течение какого-то времени содержания, являющиеся результатом процессов запоминания, о которых мы можем судить по результатам процессов актуализации этих содержаний.

Последовательность процессов, согласно определению:

Существуют три основных процесса памяти:



  1. Запоминание

Запоминание может быть произвольным (наличие осознанной цели запомнить) и непроизвольным (осознанная цель отсутствует, но запоминание материала, тем не менее, происходит). При произвольном запоминании цели и средства могут быть различными (например, запомнить наизусть или только основное содержание; использование мнемотехники и т.д)

А.А. Смирнов выделяет 5 видов мнемической направленности:

1) Полнота запоминания (сплошное или выборочное)

2) Последовательность запоминания (соблюдение/несоблюдение порядка запоминания)

3) Точность запоминания (максимально подробное или в общих чертах)

4) Прочность запоминания (навсегда или на время)

5) Своевременность запоминания (направленность на то, чтобы воспроизвести материал в определенное время)



  1. Сохранение

  2. Извлечение

Процессы актуализации сохраняемых содержаний подразделяются на воспроизведение (сохраняемые содержания могут актуализироваться в виде действий, образов, эмоциональных переживаний, словесных сообщений); узнавание (человек воспринимает определенные содержания опыта как уже ранее воспринимавшиеся); и опознание (человек воспринимает определенные содержания актуального опыта как уже известные, например «это стол, стул и т.д»). Все эти три процесса могут быть произвольными и непроизвольными.

Виды памяти

По критерию различных содержаний памяти выделяют:

  • Процедурную и декларативную память/знания (Сквайер).

Процедурные знания: привычки (индивидуально своеобразные для каждого человека действия, которые воспроизводятся при определенных условиях), умения (способы действий, которые в сочетании с определенными знаниями позволяют человеку решать те или иные задачи) и навыки (хорошо освоенные умения).

Декларативная память: все те знания, о которых человек может объявить. Существует в двух основных формах: образной и словесной. Примеры образной формы: образы-представления (образы, возникающие в отсутствие действия стимулов на органы чувств; менее яркие и более обобщенные, чем образы-ощущения или образы-восприятия); образы-воспоминания (образы конкретных, ранее воспринятых человеком эпизодов из его жизни, которые соотносятся хотя бы приблизительно с определенным временем в прошлом; какие-то значимые эпизоды из жизни, эмоционально окрашенные).

  • Семантическую (хранение в словесной форме) и эпизодическую (образы-воспоминания) (Тулвинг)

  • Моторную, аффективную, образную, словесно-логическую (Блонский)

  • Автобиографическая память (психологи с недавних пор стали выделять; АП содержит эпизоды, наиболее значимые для человека, определившие его жизненный путь).

По критерию времени хранения память разделяют на:

  • Ультракратковременную

  • Кратковременную

  • Долговременную

По критерию доступности содержаний и последующей их актуализации память разделяют на:

  • Эксплицитную (содержания, которые могут быть извлечены с помощью процессов воспроизведения, узнавания, опознания)

  • Имплицитную (содержания, которые не могут быть извлечены посредством вышеперечисленных процессов; об этих содержаниях мы можем судить либо по проявлениям в поведении, либо через анализ бессознательного)

Функции памяти:

  1. Способность ориентироваться во времени. Без памяти, по словам Рубинштейна, мы были бы «людьми мгновения».

  2. Условие приобретения навыков, умений, знаний.

  3. Формирование идентичности и Я-концепции.

Функции памяти также иллюстрируют ее нарушения. Наиболее известные нарушения памяти - амнезии (человек не может вспомнить какие-либо эпизоды из своей жизни, утрачивает определенные навыки).

Классификация амнезий (Т.Рибо):



  1. Общие (человек не помнит ничего из определенного прожитого им периода) и частные (из памяти выпадают отдельные жизненные эпизоды).

  2. Общие амнезии могут быть полными и неполными (из памяти выпадает все, что связано с определенными периодом).

  3. Общие амнезии могут быть временными (возникают внезапно и также внезапно проходят) и постоянными (не проходят).

  4. Общие амнезии бывают ретроградные (человек не может вспомнить период жизни, которые он прожил до наступления амнезии) и антероградные (не помнит то, что было после наступления амнезии); антероретроградные (выпадают события прошлого и настоящего)

  5. Перемежающиеся амнезии (наличие у человека двух, периодически сменяющих друг друга личностей)

  6. Прогрессирующие амнезии (постепенное ухудшение памяти со временем)

  7. Корсаковский синдром (нарушение памяти на недавние события; часто наблюдается при хроническом алкоголизме)

Основные подходы к изучению памяти

  1. Ассоционизм

В ассоционистском подходе понятием для объяснения психики и поведения является ассоциация. Ассоциация – связь между психическими явлениями, возникающая при определенных условиях. Существует 4 вида ассоциаций: ассоциации по смежности в пространстве; по смежности во времени; по сходству; по контрасту.

Факты о реальном существовании ассоциаций (Из «Словаря ассоциативных норм русского языка» А.А. Леонтьева, известного психолингивиста):

  1. Ассоциации по смежности в пространстве: стол-стул

  2. По смежности во времени: суббота-воскресенье

  3. По контрасту: жизнь-смерть

  4. По сходству: голова-шар, качан

Первые фундаментальные исследования памяти были проведены представителем ассоцианистского подхода Г.Эббингаузом. Он рассматривал сохраняемый прошлый опыт в памяти как совокупность содержаний, связанных друг с другом ассоциативными связями, которые образуются в процессе запоминания и благодаря которым происходит актуализация этих содержаний. В его экспериментах использовался специальный материал, с которым работали испытуемые – бессмысленные слоги (2300 слогов). Это было сделано с целью исключения других, помимо ассоциативных, связей (смысловых, эмоциональных), т.е. осуществлялась попытка исследовать память «в чистом виде». Также были разработаны специальные методы:

  • Метод заучивания (основной): испытуемым предъявляется ряд бессмысленных слогов и затем их просят воспроизвести те слоги, которые они запомнили. Ряд слогов предъявляется до тех пор, пока испытуемый не воспроизведет его полностью. Посредством данного метода можно оценить динамику заучивания.

  • Метод антиципации: испытуемым предъявляется ряд слогов один или несколько раз подряд, затем их просят воспроизвести этот ряд один или несколько раз. Испытуемому предлагается сохранять порядок предъявления слогов. Если он ошибается, то его исправляют. Процедура продолжается до одного или двух правильных воспроизведений.

  • Метод сбережения: включает два этапа. 1. Испытуемый должен заучить материал (обычно методом заучивания) до определенного критерия, например, до первого правильного воспроизведения. 2. Спустя какое-то время испытуемый повторно заучивает тот же самый материал тем же методом до того же критерия. По результатам этого метода можно вычислить коэффициент относительного сбережения (К = Количество предъявлений (в первый раз) – Количество предъявлений (второй раз) / Количество предъявлений (первый раз) – Критерий × 100%)

  • Метод узнавания: испытуемому один или несколько раз предъявляют ряд бессмысленных слогов, а затем предъявляют их вперемежку с другими слогами. Затем можно вычислить коэффициент узнавания.

Закономерности, выявленные Эббингаузом:

  1. Объем кратковременной памяти: 6-7 элементов (бессмысленных слогов, которые человек может запомнить).

  2. Хорошо структурированный и осмысленный материал запоминается лучше. Эксперимент Эббингауза на самом себе: заучивание бессмысленных слогов за 55 повторений; отрывок стихотворения Шиллера (тот же объем слогов) за 6-7 повторений.

  3. «Эффект края» (элементы ряда, стоящие в начале и в конце запоминаются лучше).

Испытуемые заучивали трехзначные числа методом антиципации.

Ось х – порядок элементов в ряду (от 1 до 10), ось y - % правильных воспроизведений.



  1. Влияние заучивания материала во времени на его запоминание (факт описан Йостом). В эксперименте варьировались условия: количество дней и количество повторений: 3 дня по 8 повторений; 6 дней по 4 повторения; 12 дней по 2 повторения. Наибольшее количество правильных воспроизведений – при 3-м условии.

  2. Закономерность забывания заученного материала. Кривая забывания.

Кривая была построена при помощи метода сбережения. Испытуемые заучивали ряды бессмыленных слогов методом заучивания. Затем процедура повторялась спустя какое-то время. Вычислялся коэффициент сбережения. Результаты показывают, что уже в течение первого часа материал забывался на 50 %. Далее материал забывался медленнее. К концу месяца – уже на 80 %. Эта кривая забывания только бессмысленного материала. Результат сбережения и забывания зависит от организации процесса заучивания.

Подобное исседование проводил Пьерон. Он предположил, что на заучивание влияет интерферирующее воздействие последующего ряда. В своем эксперименте Пьерон использовал только один ряд бессмысленных слогов и получил другой результат.

Материал сохранялся полностью в течение недели. Через 120 дней материал забывался на 80 %.



  1. Феномен реминисценции – процесс обратный процессу забывания. С течением времени происходит улучшение эффективности воспроизведения ранее заученного материала. Эксперимент Бэлларда. Испытуемые заучивали различный материал (стихи, бессмысленные слоги) за время, недостаточное для полного заучивания. По окончании заучивания они должны были воспроизвести заученный материал: сразу и через разные промежутки времени (от 1 до 7 дней).

Эксперименты Эббингауза односторонние, исследующие механическое заучивание наизусть. Процессы запоминания не сводятся к механическому заучиванию. Отсюда- необходимость исследований в других направлениях.



  1. Исседование памяти в повседневной жизни. Исследование Бартлетта.

Бартлетт полемизировал с Эббингаузом. В повседневной жизни человек редко прибегает к механическому заучиванию наизусть. Бартлетт проводит эксперимент с процелурой последовательного запоминания, которая по своей сути напоминает испорченный телефон. Участники (4-6 человек), все кроме одного, выходят за дверь. Оставшемуся зачитывается рассказ, который нужно попытаться запомнить. Затем заходит второй, первый пересказывает ему рассказ. Затем заходит третий и т.д. Основные результаты:

  1. Большая часть воспринимаемой информации не запоминается. Рассказы каждого последующего испытуемого становятся все короче. Последний рассказ состоит всего из нескольких предложений.

  2. На основе воспринятого рассказа у испытуемых формируется схематичное представление о нем, без лишних подробностей.

  3. В рассказах испытуемых могут появляться новые элементы, которых не было в оригинале. Процесс запоминания рассказов включает их субъективную интерпретацию.



  1. Деятельностный подход.

Изучение непроизвольного запоминания. Непроизвольное запоминание – наиболее часто встречающееся запоминание, которое сопровождает нас в повседневной жизни. Исследование П.И.Зинченко. Гипотеза: человек непроизвольно запоминает тот материал, который связан с направленностью его деятельности (т.е. связан с мотивацией). Методика: испытуемым предлагался набор из 15 карточек. На них нарисованы предметы в центре, а в правом углу – цифры. Карточки подбирались так, чтобы их можно было классифицировать по содержанию. Участвовали 2 группы, в каждой группе – испытуемые разных возрастов (младшие школьники, средние школьники и взрослые). Группам давались разные инструкции: первой - классифицировать карточки по содержанию; второй – разложить карточки в порядке возрастания номеров. Задачи на запоминание в инструкциях не было. После завершения задания испытуемых просили воспроизвести изображенные предметы и числа. Результат подтвердил гипотезу: запоминается лучше то, с чем человек работает.

Та же гипотеза проверялась А.А.Смироновым. Исследование проводилось в полевых условиях. Смирнов встречал сотрудников и спрашивал, что они запомнили по дороге на работу (после 1,5-2 часов). Чаще запоминалось то, что либо препятствовало, либо способствовало их приходу на работу. Результаты подтвердили гипотезу.



Исследование интенсивности мнемической направленности. Интенсивность мнемической направленности зависит от побудительной силы мотива той деятельности, в которую она включена. Исследование ученицы А.Н.Леонтьева З.М.Истоминой. Эксперимент с детьми от 3 до 7 лет. Им предлагалось в 3-х разных условиях запомнить материал, превышающий объем кратковременной памяти – 10 слов. Условия: а) детям предъявляется ряд слов, который им нужно запомнить; б) игровые условия, игра в магазин - ребенка просили купить те же 10 предметов; в) игра в магазин включалась в подготовку к выставке детского творчества. Результаты: наименее мотивированны дети были в первом случае, наиболее – в третьем. Второе условие- промежуточные результаты.

  1. Психоаналитический подход.

Теория забывания З.Фрейда также является мотивационной теорией, где главной причиной забывания является мотив неохоты.

  1. Гештальт-психология.

Теория К.Левина. Мотивационное объяснение работы памяти. Влияние квазипотребностей на ситуативное запоминание. Феномен забывания намерений.

  1. Культурно-исторический подход.

В основе – положения Л.С.Выготского. Память как ВПФ. Развитие памяти подчиняется общим законам развития ВПФ. Исследование А.Н.Леонтьева - методика двойной стимуляции. Две серии исследований. Испытуемые: дети от 4 до 16 лет и взрослые от 22 до 28 лет. Первая серия: ряд из 15 слов, который нужно было воспроизвести через 1-2 минуты. Вторая серия: перед испытуемыми раскладывались карточки с картинками. Испытуемые должны были выбирать карточку, которая бы помогла им запомнить слово, и откладывать ее. Далее вновь зачитывался тот же ряд. Экспериментатор брал карточку и просил назвать слово. Результат: «параллелограмм развития». На дошкольников почти не повлияла ситуация с карточками. У младших школьников наблюдается наибольшее различие в результатах серий с карточками и без. Взрослые и с карточками и без используют внутренние средства опосредования. Вывод: развитие высших форм памяти подчиняется общему закону развития ВПФ: от внешне опосредованного запоминания к запоминанию внутренне опосредованному.

Кол-во правильно воспроизведенных слов (мах-15)

Возраст

С карточками



Без карточками

Младшие


Средние

Взрослые


  1. Когнитивный подход.

Main stream исследований памяти. В когнитивном подходе познавательные процессы рассматриваются как процесс обработки информации и обычно описываются в виде моделей.

Модель памяти Н.Во и Д.Нормана.

В основе модели положена классификация видов памяти У.Джеймса, который разделял первичную (на недавние события) и вторичную (на более отдаленные события в прошлом) память.




Вторичная память

Первичная память (повторение)

Входящая информация


Факты о существовании первичной и вторичной памяти:

  1. Синдром Милнер. У больных с повреждением гиппокампа наблюдается сохранность памяти на все прошлые события, предшествующие повреждению и не сохраняется память на недавние события. При помощи повторение они могут что-то удерживать в памяти, но без него забывают.

  2. Эффекты первичности и недавности. Эксперименты Б.Мердок на свободное припоминание. Испытуемым предъявлялся список из 30 слов с интервалом в 1 с. Затем их просили воспроизвести материал в любом порядке. Первые и последние слова запоминаются лучше, чем слова в середине ряда. Эффект первичности объясняется возможностью большего количества повторений. Эффект недавности связан с тем, что последние слова остаются в первичной памяти и легче воспроизводятся. Модификации опыта: если время интервала увеличивался до 2 с., то эффект первичности был более выраженным; если после предъявления слов давали интерферирующую задачу (обратный счет в уме), то эффекта недавности не наблюдалось.

Модель памяти Аткинсона и Шиффрина.

Генератор ответа.

Долговременное хранилище.

1. сенсорный регистр

2. кратковременное хранилище

Процессы управления

Формированеи ответа

В памяти наличие трех структурных областей. В сенсорном регистре информация сохраняется очень короткое время, затем поступает в КВХ, и затем в ДВХ. В генераторе ответа происходит формирование действия. В модели присутствуют процессы управления, которые представляют различные способы обработки информации. Эти процессы используются человеком по его усмотрению в зависимости от опыта, задачи, материала.



Сенсорный регистр. Это иконическая память. Ему посвящены исследования Сперлинга, который тахистоскопически предъявлял испытуемым буквы. В независимости от количества, испытуемые могли воспроизвести 4-5 букв. Это была процедура «полного отчета». Далее Сперлинг разработал методику «частичного отчета». Испытуемого просят воспроизводить не все буквы, а только часть, которая указывается с помощью пост-стимульной инструкции (использовалась высота звукового тона, позже - зрительная метка). В данном случае испытуемые воспроизводили 10-12 букв. Т.е. испытуемые запоминают больше, чем могут воспроизвести. Воспринимаемая информация какое-то время хранится в памяти целиком, в виде отпечатка - иконы. Время хранения в иконической памяти – не более 500 мск. Для слуха - эхоическая память. Время хранения в ней дольше, чем в иконической – до 4 с.

Кратковременная память. Объем – 7 единиц. Время хранения – от 15 до 30 с (если информация не повторяется). Это подтверждает эксперимент супругов Петерсонов. Предъявлялось либо три слова, либо три буквы. Сразу после этого давалась инструкция вести обратный счет. Далее испытуемых прерывали и просили воспроизводить материал (например, каждые 3 с). Через 18 с только 10 % испытуемых могли воспроизвести материал полностью. С данным фактом связываются две теории: теория угасания следов и теория интерференции (пока главенствующая). Также вставал вопрос о том, как происходит поиск информации в КП (гипотезы о параллельном и последовательном сканировании). Этим занимался Стернберг. Результаты его исследования свидетельствовали в пользу гипотезу о последовательном сканировании. В современной когнитивной психологии точки зрения на КП начинают пересматриваться, ее включают в блок рабочей памяти – в ней сохраняется информация, необходимая для текущей деятельности.

Долговременная память. Объем и время хранения определить невозможно. Забывание в ДП происходит под влиянием интерференции, что подтверждается экспериментом Дженкинса и Даленбаха. Испытуемые заучивали бессмысленные слоги, и воспроизводили их через разные периоды времени (1,2,4, 8 часов). Гипотеза: во сне интерферирующих влияний меньше, поэтому после сна воспроизведение должно быть лучше. Результаты подтвердили это предположение. Также по поводу ДП существует теория недоступности следов. По Фрейду некоторые элементы памяти не забываются, а вытесняются в бессознательное и к ним нет доступа. По Тулвингу запоминание происходит в контексте, который является ключом доступа к воспоминанию. В эксперименте Бэддели участвовали аквалангисты, которым предъявлялся ряд из 40 слов на берегу и глубине. Затем их просили воспроизвести эти слова также на берегу или глубине. Если обстоятельства запоминания и воспроизведения совпадали, то материал запоминался намного лучше. Содержания в ДП организованы определенными связями, о чем свидетельствует эксперимент, выявляющий феномен «верчения на языке» Брауна и МакНейл.

Модель уровней обработки информации Ф.Крейка и Р.Локхарта.

Является оппозицией структурным моделям. Почему одни содержания хранятся долго, а другие коротко? Время хранения зависит от степени глубины обработки. Чем глубже степень обработки информации, тем более вероятно, что она запомнится надолго. Память едина и неделима. Данные утверждения подтверждают эксперименты Т.Роджерса. Испытуемым предъявлялись слова и вопросы, которые предполагали разную степень обработки информации: структурную (каким шрифтом написано слово), фонетическую (рифмуется ли слово с другим словом), смысловую (означат ли слово то же самое, что и другое слово), соотношение с представлением о самом себе (характеризует ли это слово Вас). После этого им давали простые задачи (устранение свежих следов). Результаты на графике.

структурная

фонетическая

семантическая

Отношение к себе

Кол-во воспроизведенных прилагательных

3

2



1

Простое повторение не приводит к запоминанию материала, чем глубже обработка, тем дольше он запоминается.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница