2011 г. Современное состояние, проблемы и риски развития страхового рынка



Скачать 149.02 Kb.
Дата06.06.2016
Размер149.02 Kb.
ТипРеферат
СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ СТРАХОВОГО РЫНКА УКРАИНЫ НА 2011-2020 ГОДЫ

2011 г.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

1. Современное состояние, проблемы и риски развития страхового рынка

2. Цель, задачи и мероприятия по реализации Стратегии

3. Организация и этапы реализации Стратегии

4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

5. Финансовое обеспечение реализации Стратегии

Введение

Стратегия развития страхового рынка Украины на 2011 – 2020 годы (далее – Стратегия) разработана согласно статьям 2 и 20 Закона Украины «О Кабинете Министров Украины». Стратегия направлена на обеспечение прозрачности и предсказуемости государственной политики по страховому рынку, координацию деятельности властных и негосударственных институтов, участников страхового рынка.

Стратегия является составной частью среднесрочных программ социально-экономического развития государства, формулирует особенности (цель, основные задачи и мероприятия для их выполнения) государственной политики по страховому рынку на ближайшую перспективу.

Реализация Стратегии должна улучшить качество страхового рынка, стать значительным шагом на пути внедрения в Украине эффективных механизмов управления рисками государством и частными лицами, создать надлежащее взаимодействие государства и страхового рынка при возмещении убытков от стихийных явлений и катастроф, уменьшить негативное влияние их последствий с использованием института страхования, обеспечить формирование мощного источника внутренних долгосрочных инвестиций для постоянного, инновационного развития экономики Украины.


1. Современное состояние, проблемы и риски развития страхового рынка

В течение последних докризисных лет страховой рынок динамично развивался, возрастала капитализация страховщиков. Уровень охвата страхованием наземных транспортных средств превышал 50 процентов, рисков гражданской ответственности владельцев наземных транспортных средств – 70 процентов. По темпам прироста премий страховой рынок далеко опережал другие области экономики страны. Появились страховые компании как с иностранными, так и отечественными инвестициями, которые предоставляют услуги европейского уровня, внедряют современные технологии, готовят квалифицированные кадры, поддерживают надлежащий уровень сервиса, соблюдают показатели ликвидности и платежеспособности.

В связи с финансовым кризисом впервые за последние 20 лет уменьшились объемы классического страхового рынка. Самое большое падение произошло в страховании наземных транспортных средств, что в 2009 году составляло 33% в валовых поступлениях страховых платежей (премий, взносов).

Вместе с тем, как в период развития, а тем более с учетом финансового кризиса, многие проблемы страхового рынка остаются не решенными. Как следствие, страховой рынок не обеспечивает потребностей общества в современных страховых услугах. На рынке существуют страховые компании, практикующие демпинг, не обеспечивая при этом выполнение взятых на себя обязательств, прикрываясь недостоверной отчетностью, которая не дает возможности оценить реальное финансовое состояние таких страховщиков, что искажает возможность потребителя сделать осознанный выбор.

Развитие страхового рынка тормозит несовершенное, устаревшее законодательство, неэффективные, непрозрачные, непредусмотренные и выборочные правила государственного регулирования и надзор. Мер, принимаемых для финансового оздоровления страховщиков, вывода с рынка страховщиков, не имеющих возможности в ближайшее время улучшить свое неудовлетворительное финансовое состояние, не достаточно. На ненадлежащем уровне обеспечиваются потребности рынка в квалифицированном персонале, прежде всего, страховых агентов, андеррайтеров, актуариев, страховых инженеров, страховых детективов.

Из-за значительного объема непокрытых страхованием рисков у государства и в обществе не хватает средств на возмещение ущерба или возникает необходимость использования средств государственного, местных бюджетов и общественных фондов. В структуре украинского ВВП неоправданно мала доля классического страхового рынка, на которую приходится около 0,9 процентов, в то время как среднемировой показатель составляет около 7 процентов.

Вместе с тем развитие страхования больших рисков, в частности, в энергетической и строительной сферах, аграрном секторе, рисков по массовым видам страхования, в частности, медицинского страхования, страхования жизни и формирование мощного долгосрочного финансового ресурса с помощью привлечения сбережений домашних хозяйств и корпораций в инвестиционный процесс невозможно без реформирования страхового сектора экономики.

Неразвитость институтов саморегулирования приводит к чрезмерному, затратному и неэффективному вмешательству государства в рыночные процессы, не позволяет в полном объеме привлечь интеллектуальные и финансовые ресурсы страховщиков и профессиональных объединений.

Несовершенным или недостаточным является регулирование страховых посредников, актуариев, аудиторов, сюрвееров и аджастеров.

Страховой рынок находится под действием значительных как внешних, так и внутренних рисков. Основными из них являются:

глобальные риски, обусловленные циклическим характером развития мировой экономической и финансовой систем, невозможностью предусмотреть время и масштаб очередного кризиса;

макро- и микроэкономические риски, связанные, в частности, с сохранением тенденций к снижению темпов роста национальной экономики или отдельных областей, уровнем инвестиционной активности, высокими уровнями инфляции и процентов по банковскому кредитованию, низким уровнем жизни населения Украины, недостаточным уровнем развития внутренней инфраструктуры;

финансовые риски, включающие, в частности, неудовлетворительное финансовое состояние значительной части страховщиков, низкий уровень качества активов, зависимость инвестиционных доходов от депозитной политики банковской системы;

коммерческие риски, к которым, в частности, относится усиление ценовой конкуренции и угроза банкротства значительного количества страховщиков, рост объема невыполненных обязательств между страховщиками, в т.ч. по договорам перестрахования, и в отношениях с контрагентами и партнерами (банками, инвестиционными компаниями и т.п.).


2. Цель, основные задачи и мероприятия по реализации Стратегии

2.1. Целью Стратегии является возрождение изначальной роли страхования как общественно-полезной функции защиты имущественных интересов граждан, субъектов экономической деятельности и государства на основе развития конкурентоспособного, открытого, платежеспособного, оснащенного наиболее современными инфраструктурой, технологиями страхового рынка с привлекательным и широким ассортиментом качественных страховых услуг и инструментов, гарантированным уровнем защиты прав потребителей и современными методами регулирования и надзора с привлечением институтов саморегулирования.

Достижение цели Стратегии является одним из наиболее важных приоритетов долгосрочной экономической политики государства в финансовой сфере.



2.2. Основными задачами и мероприятиями по реализации Стратегии являются:

2.2.1 оздоровление страхового рынка и преодоление последствий кризиса, для чего, в частности, необходимо обеспечить:

методологическое единство страховой отчетности;

внедрение контроля достоверности отчетности страховщиков, оценки размеров резервов, качества и стоимости активов, в частности, с проведением независимого аудита;

повышение требований к аудиторам, осуществляющим аудит страховщиков, и пересмотр реестра таких аудиторов;

упрощенные процедуры передачи страхового портфеля и преобразования страховщика в страхового посредника;

внедрение института субординированного долга;

поддержание добросовестной конкуренции и противодействие неправомерным преимуществам в конкуренции, полученным вследствие нарушения законодательства;

внедрение принципа первоочередности удовлетворения требований страхователей в общей очереди других кредиторов и исключение из ликвидационной массы страховой компании страховых резервов по всем видам страхования;

пересмотр условий лицензирования страховщиков, предусмотрев обязанность доказательства способности страховщика выполнять свои обязательства в будущем;

2.2.2 развитие эффективного, прозрачного, недискриминационного, институционно способного, предсказуемого государственного надзора за страховым рынком, для чего, в частности, необходимо:

обеспечить институционную способность Государственной комиссии по регулированию рынков финансовых услуг Украины (в дальнейшем – Орган надзора), а именно: лишить ее несвойственных и наделить необходимыми полномочиями; повысить квалификационный уровень работников, в том числе путем установления их заработной платы на уровне заработной платы в поднадзорных учреждениях; внедрить современные информационные технологии, в частности перевести поднадзорные учреждения исключительно на электронную отчетность; обеспечить необходимыми источниками финансирования, в частности путем внедрения платежей надзора;

предоставить политическую независимость Органу надзора, пересмотрев, в частности, порядок назначения и освобождения председателя и членов Органа надзора;

усовершенствовать распределение полномочий по регулированию и надзору между центральными органами исполнительной власти и Органом надзора;

обеспечить информационную прозрачность и предсказуемость деятельности Органа надзора;

предоставить Органу надзора право использовать обязательные для рассмотрения рекомендации для оперативного прекращения действий, содержащих признаки нарушений законодательства;

систематизировать нарушения законодательства и установить ответственность относительно каждого из этих нарушений с учетом степени их общественной опасности;

2.2.3 внедрение реальной защиты прав потребителей, для чего, в частности, необходимо:

обеспечить контроль за достоверностью финансовой отчетности страховщиков;

обеспечить регулярное обнародование информации о деятельности страховщиков и других участников страхового рынка в электронных и печатных средствах массовой информации;

внедрить для страховщиков систему пруденционного надзора, требования к акционерам (участникам), к оценке стоимости активов, консолидированный надзор в финансовых группах;

внедрить институт «страхового омбудсмена»;

внедрить требования к регулятивному капиталу на основании системы управления рисками страховщиков;

нормировать деятельность других, кроме страховщиков, участников страхового рынка, в частности, посредников, аудиторов, актуариев, аварийных комиссаров, экспертов, аджастеров, сюрвееров;

внедрить стандарты корпоративного управления страховщиков;

создать эффективную систему противодействия страховому мошенничеству;

ввести разрешительную процедуру относительно операций с активами страховщиков, к которым применяется мера воздействия в виде утверждения плана восстановления финансовой стабильности;

2.2.4 усовершенствование системы управления рисками в государстве и обществе, для чего, в частности, необходимо:

определить риски, которые содержатся государством и органами самоуправления, сформировать источники их покрытия средствами государственного и местного бюджетов и другими средствами, например Стабилизационного фонда и т.п., и риски, которые должны быть переданы страховщикам, и обеспечить реальное управление такими рисками. При этом предусмотреть внедрение запрета использования средств государственного и местного бюджетов для компенсации убытков, которые могут быть возмещены по договорам страхования, заключенным на обычных рыночных условиях, одним налогоплательщикам за счет других;

определить риски частного сектора, создающие значительную опасность для общественной жизни, пересмотреть сферы обязательности их страхования и дифференциацию уровня регламентации условий страхования в зависимости от степени значимости риска для общества и развитости соответствующего рынка;

усовершенствовать систему ответственности субъектов государственного и частного сектора за причиненный ущерб, в т.ч. объектами повышенной опасности, с использованием механизмов финансового обеспечения, в частности, страхования таких рисков, определения лимитов страховых сумм в зависимости от специфики деятельности и ущерба, который может быть причинен;

2.2.5 содействие развитию основных видов страхования, для чего, в частности, необходимо осуществить:

привлечение страховщиков к системе второго уровня пенсионного обеспечения, в том числе как администраторов открытых пенсионных фондов;

развитие правовых принципов для внедрения обязательного социального медицинского страхования (ОСМС), которое может осуществляться с участием страховых организаций, базироваться на конкурентных началах и праве выбора гражданином семейного врача (врача общей практики), заведения здравоохранения и страховщика;

развитие предсказуемой, прозрачной, эффективной и надежной системы страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой как эффективного инструмента государственной политики в сфере сельского хозяйства, который не противоречит требованиям ВТО, базируется на рыночных началах и принципах государственно-частного партнерства, согласно которым государство осуществляет регулирование, надзор и оказывает финансовую поддержку (субсидирование страховых премий, участие в возмещении катастрофических убытков), а частный страховой сектор – непосредственно страхование, перестрахование и инвестирует средства в развитие страховой сети и других элементов инфраструктуры системы;

усовершенствование налогообложения участников страхового рынка, а именно: внедрение на законодательном уровне стимулирующей налоговой политики относительно развития личного страхования, долгосрочного страхования жизни, участия страховщиков в системе негосударственного пенсионного обеспечения, обязательного медицинского страхования путем отнесения доли взносов по этим видам страхования на валовые расходы юридических лиц и усовершенствования налогообложения доходов физических лиц;

поэтапное увеличение лимитов ответственности и переход на прямое урегулирование убытков с обязательного страхования гражданско-правовой ответственности владельцев наземных транспортных средств, внедрение свободных тарифов по этому виду страхования, упрощение процедур уплаты страхового возмещения за ущерб, причиненный жизни и здоровью;

2.2.6 интеграция страхового рынка Украины в мировое финансовое пространство, для чего, в частности, необходимо:

адаптировать законодательство Украины в сфере страхования к законодательству Европейского Союза, в частности, путем принятия новой редакции Закона Украины «О страховании»;

устранить разногласия между действующими нормативно-правовыми актами с целью усовершенствования договорных отношений в сфере страхования, классификации рисков и видов страхования;

внедрить международные стандарты бухгалтерского учета и финансовой отчетности страховщиков;

заключать двусторонние и многосторонние договоры между Органом надзора и органами страхового надзора других стран относительно взаимодействия в сфере регулирования страховой (перестраховой) деятельности;

ввести взаимный обмен информацией между Органом надзора и органами страхового надзора других государств относительно деятельности страховщиков, их филиалов, страховых посредников и страховых групп (страховых холдингов).

3. Организация и этапы реализации Стратегии

Стратегия будет реализовываться в три этапа.

3.1. На первом этапе (2011 – 2013 годы) реализуются первоочередные задачи относительно:

оздоровления страхового рынка и преодоления последствий финансового кризиса;

усовершенствования государственного регулирования страхового рынка в части повышения прозрачности и предсказуемости деятельности Органа надзора и прозрачности страховщиков, информированности участников страхового рынка;

усовершенствования распределения функций относительно регулирования и надзора между центральными органами исполнительной власти и Органом надзора;

внедрения платежей надзора;

усовершенствования государственной системы управления рисками в части анализа и оценки государственными учреждениями рисков государства;

интеграции страхового рынка Украины в мировое финансовое пространство в части международных стандартов финансовой отчетности.

Первый этап предусматривает первоочередную разработку и внедрение закона об оздоровлении и преодолении последствий финансового кризиса, разработку и принятие новой редакции Закона Украины «О страховании» и внесение изменений в Закон Украины «О финансовых услугах и государственном регулировании рынков финансовых услуг в Украине», приведение других законодательных и нормативно-правовых актов в соответствие с этими законами. Также на первом этапе разрабатываются и принимаются законы относительно страхования сельскохозяйственной продукции с государственной поддержкой и обязательного социального медицинского страхования, обеспечивается институционная способность и политическая независимость Органа надзора.

3.2. На втором этапе (2014 – 2016 годы) обеспечивается внедрение принятых на первом этапе актов законодательства и реализуются задачи относительно:

усовершенствования государственного регулирования страхового рынка в части продолжения пересмотра полномочий Органа надзора, внедрение пруденционного надзора с элементами экономической оценки баланса страховщика, систем управления рисками страховщика, требований к регулятивному капиталу, контролю за деятельностью лиц, которые согласно условиям договора выполняют часть функций страховщика;

усовершенствования системы управления рисками в государстве и обществе;

содействия внедрению и ускоренному развитию основных видов страхования, в частности, страхования сельскохозяйственной продукции при государственной финансовой поддержке и обязательного социального медицинского страхования;

усовершенствования защиты прав потребителей.

Реализация задач второго этапа будет содействовать возрождению доверия к страхованию и обеспечит достаточный уровень защиты прав потребителей страховых услуг, приблизит условия функционирования страхового рынка Украины к условиям Европейского Союза, разгрузке государственного и местных бюджетов от непредусмотренных расходов и переводу их в стабильные (запланированные) равномерные расходы на страхование;

3.3. На третьем этапе (2017 – 2020 годы) реализуются задачи относительно:

завершения усовершенствования государственного регулирования страхового рынка в части внедрения требований к регулятивному капиталу на основании системы управления рисками страховщиков;

пересмотра и усовершенствования на основе накопленного опыта нормативно-правового регулирования основных видов страхования;

полноценной интеграции страхового рынка Украины в мировой финансовый рынок;

обеспечения реальной защиты прав потребителей.

Организационное обеспечение реализации настоящей Стратегии возлагается на министерства и другие центральные органы государственной исполнительной власти в пределах их компетенции. Координация и контроль за реализацией мероприятий, предусмотренных настоящей Стратегией, возлагается на Орган надзора. Анализ эффективности реализации Стратегии, формирование предложений относительно поддержания ее в актуальном состоянии в зависимости от рисков, сопровождающих ее реализацию, и экономической ситуации в государстве возлагаются на межведомственную комиссию, которая создается при Кабинете Министров Украины в составе представителей министерств и других центральных органов государственной исполнительной власти, задействованных в реализации Стратегии, представителей частного сектора и институтов гражданского общества.


4. Ожидаемые результаты реализации Стратегии

Реализация Стратегии создаст условия для постоянного роста страхового рынка Украины, его конкурентоспособности в условиях интеграции в мировое финансовое пространство, обеспечит:

удовлетворение потребностей государства и частного сектора в качественных страховых услугах;

достижение уровня проникновения страхования до 5 процентов ВВП Украины;

удовлетворение потребностей государства в инвестиционном ресурсе на уровне 100 млрд. грн., в том числе в долгосрочном инвестиционном ресурсе на уровне 50 млрд. грн.;

увеличение ежегодных выплат страховых возмещений до 30 млрд. грн. в 2020 году;

уменьшение стоимости привлеченного капитала для предприятий, страхующих свои риски;

повышение конкурентоспособности экономики Украины в целом;

приведение количества страховых компаний в соответствие спросу на услуги страхования, гарантированному уровню платежеспособности, определенному законодательством, состоянию конкуренции и расходов государства для осуществления надзора и регулирования;

создание дополнительных рабочих мест на 50 тыс. лиц;

увеличение поступлений в бюджет и фонды социального страхования за счет уплаченных страховщиками налогов и взносов более 3 млрд. грн. в 2020 году.
5. Финансовое обеспечение реализации Стратегии

Финансовое обеспечение реализации Стратегии на первом и частично на втором этапах осуществляется в пределах бюджетных ассигнований. К реализации положений Стратегии целесообразно привлечь ресурсы международной технической помощи и других источников в пределах действующего законодательства.



На втором и третьем этапах, кроме указанных выше источников, предполагается привлечение поступлений от участников рынка финансовых услуг в пределах функционирования реформированной системы финансирования органов регулирования и надзора.




Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница