11. Йосеф и его братья: единство народа Исраэля



Скачать 94.54 Kb.
Дата28.07.2016
Размер94.54 Kb.
11. Йосеф и его братья: единство народа Исраэля

Ва-игаш

И пал Йосеф на грудь Биньямину, своему брату, и плакал, и Биньямин плакал на его груди.

Так описана в недельном разделе торы Ва-йигаш встреча двух братьев после долгой разлуки. Почему они плакали? Только ли от радости встречи? Или плач, как бывает куда чаще, являлся выражением печали, т. е. что-то огорчало их, омрачало радость?

Раши придерживается второго мнения. Он пишет: Йосеф плакал о двух Храмах, которые будут воздвигнуты в наделе Биньямина и в конце концов разрушены [речь идет о Первом и Втором Йерушалаимском Храмах]. Биньямин плакал о святилище в Шило, которое будет построено в наделе Йосефа и потом разрушено.

Почему Раши считает, что Йосеф и Биньямин оплакивали катастрофы, которые постигнут в будущем еврейский народ? Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо понять смысл истории Йосефа и его братьев. Мы попытаемся сделать это в данной беседе.

Недельный раздел Торы Ва-йигаш продолжает повествование о Йосефе. В главах этого раздела мы читаем, как Йосеф, проданный в рабство братьями и достигший вершины власти в Египте, вновь встречается со своими братьями, пришедшими к нему на поклон. Круг как бы замыкается, и теперь можно рассмотреть историю Йосефа и его братьев в целом, попытаться понять ее смысл.

Жизнеописание Йосефа представляет собой одно из наиболее подробных повествований в Торе. Возникает вопрос: почему этому уделено так много места. Далее, у человека, читающего Тору поверхностно, без объяснений еврейских мудрецов, поведение как братьев Йосефа, так и его самого, может вызвать немалое удивление. Кажется, что братья просто завидуют Йосефу. Ведь сказано: И увидели, что отец любит его больше других сыновей, и возненавидели его. Йосеф же, в свою очередь, как мы читаем, передавал дурные слухи о братьях отцу, т. е. вроде бы ябедничал, что, если это действительно так, вряд ли можно признать поведением высоко моральным.

В общем, и с той и с другой стороны поступки, вроде бы совсем не такие, как подобает прародителям колен Исраэля. Но это только "вроде бы", только на первым взгляд, на самом же деле все обстояло иначе. Разъяснение истинных мотивов поведения Йосефа и его братьев и составит основную тему нашей беседы.

Прежде всего, следует отметить, что Тора никогда не создает образов неких "рыцарей без страха и упрека", не возвеличивает, не прославляет даже тех, кто признан потомками величайшими из праведников. Ее описания жизненны, в основе их лежит утверждение, приведенное в книге Коѓелет /Экклесиаст/: Нет праведника, который делал бы (только) добро и не согрешил. Но зависть, которая едва не приводит к убийству? Это лишь несовершенством человеческой натуры объяснить трудно, тем более что речь идет о таких личностях, как сыновья Яакова. Но, как сказано ранее, подобное впечатление — лишь результат чтения Торы без разъяснений еврейских мудрецов, раскрывающих ее смысл, насколько его в состоянии постичь человеческий разум. Только с их помощью мы сможем понять истинные мотивы поведения Йосефа и его братьев.

Но начнем с ответа на вопрос: Почему эта история изложена так подробно?  Еврейские мудрецы учат: Дела отцов — знак сыновьям.

Об Авраѓаме в 12 главе книги Б’решит сказано: Был голод в той земле (в Исраэле). И пошел Авраѓам в Египет пожить там. Объясняя этот стих, раби Моше бен Нахман (Рамбан) пишет: Авраѓам, гонимый голодом, отправляется в Египет. Египтяне притесняют его, посягают на его жену. Всевышний в отместку за это насылает на них страшные бедствия и выводит Авраѓама из Египта с большим достатком: скотом, серебром и золотом. Фараон сам просит его уйти и посылает людей проводить его. Здесь содержится указание на то, что и потомки Авраѓама уйдут в Египет, гонимые голодом, а египтяне будут притеснять их и, в частности, забирать у них женщин. Но Всевышний отомстит египтянам, наслав на них страшные бедствия, и евреи покинут Египет с серебром и золотом, мелким и крупным скотом, и египтяне будут просить их уйти.

Объяснение Рамбана составлено в значительной мере на основе сопоставления цитат из Торы: вначале из повествования об Авраѓаме, а затем из рассказа о пребывании Исраэля в Египте и исходе во времена Моше. Совпадение является практически полным — с потомками произошло то же, что случилось с Авраѓамом.

В продолжении книги Б’решит, в одной из глав, повествующих об Ицхаке, рассказано, как он и его слуги выкапывали колодцы, а филистимляне их засыпали. Рамбан пишет: Тора весьма подробно излагает историю с колодцами. Если понимать ее непосредственно, то, кажется, что в этих деталях нет никакой необходимости. Нет в этом и особой заслуги Ицхака. Да, он и его отец выкапывали колодцы. Но зачем уделять этому столько внимания? Повествование о колодцах, однако, глубокий смысл, если распознать в нем предвестие будущего. Колодец живой воды (который вырыл Ицхак) — намек на Дом Всевышнего, Храм, который построят потомки Ицхака. Недаром пророк Йирмеяѓу называет Творца "источник живой воды".

Далее Рамбан обращает внимание на названия, которые давал Ицхак вырытым колодцам, находит те же слова или корни в других главах Торы и на этом основании устанавливает соответствия с событиями будущего.

Первый колодец Ицхак назвал Эсек (спор). Это указание на Первый Храм, когда спорили с нашим народом и воевали с ним до тех пор, пока Храм не был разрушен. Название второго колодца — Ситна (ненависть, а также спор) намек на второй Храм, разрушение которого привело к изгнанию. В Книге Эзры о тех временах сказано: В царствование Ахашвероша написали навет на жителей Иудеи и Йерушалаима. Третий колодец был назван Реховот, от слова широкий, пространный. Это — грядуший Храм. В книге Дварим о временах Третьего Храма сказано: Когда Творец распространит твои пределы... В видении пророка Йехезкэля о Храме сказано: И он все более и более расширялся.

Третьему из прародителей Исраэля — Яакову встречается в ночи Некто и борется с ним. Итальянский равин 16 века Овадья Сфорно пишет: Это, вне всякого сомнения, был ангел, посланный Всевышним. Цель этого акта точно такая же, как в случае "выстрели и выстрелил". Сфорно проводит параллель с пророчеством Элиши, который велит мелеху Йоашу выстрелить из лука, объясняя, что выпушенная стрела — это знак избавления от Арама. Речь идет о некоем символическом действии — Яаков борется, Йоаш стреляет из лука — действии, подкрепляющем пророчество. Далее Сфорно объясняет, что борьба Яакова с ангелом и ее исход — ангел не может одолеть Яакова и благословляет его новым именем, Исраэль — это знак грядущим поколениям. Суть его в том, что Исраэлю предстоят тяжелые испытания, но в конце концов наступит избавление. Б-г благословит Исраэль и возвысит его.

Столь же поучительной для грядущих поколений считают еврейские мудрецы и историю Йосефа. Недаром ее называют всеобъемлющей (ховек олам), т. е. содержащей указания на то, что произойдет с еврейским народом в будущем. Именно этим и объясняется ее столь подробное изложение.

Может возникнуть вопрос: так ли велик Йосеф, чтобы в его жизни усматривать знамения, предвещающие будущее Исраэля? О том, что ответ на этот вопрос положителен, свидетельствует, например, тот факт, что имя Йосефа упоминается наряду с именами Авраѓама, Ицхака, Яакова, Моше, Аѓарона и Давида в числе семи ушпизин - величайших личностей еврейского народа, души которых, по преданию, посещают сукку  в дни праздника Суккот.

Йосефу была предназначена историческая роль привести Исраэль в Египет. Причем, судя по всему, он не являлся слепым исполнителем воли Б-га, а с раннего детства сознавал свою избранность.

Йосеф родился, когда Яаков был уже немолод. Тора называет Йосфа бен зкуним, что дословно означает "сын старостей". Но великий мудрец Онкелос на основании частого употребления слов "старость" и "мудрость" в качестве синонимов, переводит бен зкуним как "сын мудростей". Признавая правомерность такого объяснения, Раши добавляет: "Все, чему научился Яаков..., он передал Йосефу". Т. е. Йосеф воспитывался особо. От остальных братьев он отличался и внешним видом: в Торе сказано, что отец сделал ему особую одежду. Кроме того, он видел сны, которые предрекали ему величие.

В иудаизме даже существует понятие Машиах бен Йосеф, т. е. мессия из рода Йосефа. Здесь необходимо пояснить, что машиах, который придет в эсхатологические времена, когда Исраэль вернется к Б-гу и на земле наступят мир и гармония, будет, как сказано в Торе, происходить из рода Давида. Это машиах бен Давид — мессия в том смысле, в котором это слово принято употреблять обычно. Но в Талмуде /трактат Сукка/ написано о другом мессии, машиахе бен Йосефе, и впоследствии некоторые крупные равины, включая Виленского Гаона, подчеркивали, что их питают силы, идущие из мессианского источника, но "от Йосефа". Что это означает? Мессия из рода Йосефа — это личность, причем личность земная, которая своей деятельностью приближает приход Машиаха небесного из рода Давида. Это может быть еврей, достигший, как Йосеф, вершины власти в нееврейском окружении, и тем спасшим своих собратьев. Но, в первую очередь, это тот, кто приближает возвращение евреев в Эрец Исраэль. Машиах из рода Йосефа действует методами естественными. Его деятельность может быть неприметной, а сам он не узнан.

При встрече Йосефа с братьями в Египте он их узнал, а они его не узнали. Это можно понимать не только в прямом смысле узнавания или неузнавания при встрече, но и в смысле более глубоком: братья не узнали в Йосефе исполнителя воли Б-га.

Йосеф, несомненно, ощущал свое предназначение, и это чувство заставляло его испытывать повышенную ответственность за окружающих, оберегать их от опасностей. Что же было главной опасностью в его глазах? Конечно, грех перед Всевышним. Именно в этом свете объединяют еврейские ученые слова Торы: Он передавал о них (братьях) дурное отцу.

Йосеф видел, что братья делают нечто такое, что, по его мнению, противоречит велениям Б-га. В одном из случаев речь, как пишет Раши, шла о правилах убоя скота и подготовки его для употребления в пищу. Может показаться, что эта область не столь уж судьбоносна, чтобы оправдать, так сказать, доносительство Йосефа отцу. Но значение этого возрастает во много раз, если мы сформулируем предмет разногласим между Йосефом и его братьями иначе: какие правила в данной области обязательны для Исраэля, а какие для других народов? Должен ли евреи соблюдать особые законы, должны ли они отличаться от обычаев других народов? Пришла ли уже пора открыто провозгласить людям о своем отличии, о своей особой миссии в мире? С одной стороны, Тора с ее законами еще не была дарована всему народу Исраэля, а с другой, праведникам они были уже известны.

Получается, что правила, определяющие пригодность животного в пищу (законы кашрута) — превращаются в кардинальный вопрос, и тогда можно понять Йосефа, чувствовавшего, что на нем лежит обязанность предохранить братьев от греха. К кому же ему было обращаться за помощью, как не к тому единственному человеку, который научил его этим законам и который может остановить братьев — к отцу. Значит, не личные мотивы, а забота о братьях и о поколениях Исраэля, которые произойдут он них, руководила Йосефом.

Теперь попытаемся посмотреть на происходящее с другом стороны — глазами братьев. Мы читаем, что они возненавидели его, хотели убить, бросили в яму, а потом продали в рабство. Из всего этого можно сделать заключение, что ими руководили очень сильные чувства. Но какие? Зависть, возмущение против выскочки? Нет, страх перед расколом в семье, перед расколом в Исраэле.

Они хорошо знали о расколах, происходивших в прошлых поколениях их семьи. Авраѓама называли Авраѓам-иври. Слово иври связано со словом эвер, сторона, и еврейские мудрецы говорили: Авраѓам был по одну сторону, а весь мир — по другую.

Существует предание и о расколе в самой семье Авраѓама, брат которого, Ѓаран, не смог найти в себе достаточно мужества, чтобы безоговорочно последовать за Авраѓамом .

Еще ярче это проступает в следующих двух поколениях. Ицхак и Ишмаэль — сыновья Авраѓама. Ицхак продолжает путь Авраѓма, Ишмаэль становится прародителем арабов. В этом тоже есть свое предназначение: ислам сослужил немалую службу для распространения идей монотеизма. Но от Исраэля Ишмаэль отторжен навечно.

Сыновья Ицхака — Яаков и Эсав. Еще один раскол в семье, который повлек за собой раскол в глобальных масштабах. Яаков — третий из праотцев Исраэля. Потомки Эсава произвели на свет христианство, которое, даже в большей степени, чем мусульманство, способствовало внедрению идеи единобожия в мире. Но в целом это учение противопоставило себя иудаизму. Между Яаковом и Эсавом — пропасть.

Прошлый опыт давал братьям все основания опасаться еще одного раскола — в данном случае, Йосеф, с одной стороны, остальные братья — с другой. Тем более что им было в какой-то мере открыто будущее, и они не видели в нем никаких свидетельств подобного раскола. Именно поэтому они считали себя обязанными предотвратить то, к чему, по их мнению, вел Йосеф: то, чего, как показывало им будущее, не должно было случиться. Таким образом, мы приходим к заключению, что не мелкая зависть, а забота о доме Яакова-Исраэля, о народе, который произойдет от него, о миссии этого народа в мире, руководила братьями и толкала их на самые крайние меры, вплоть до замысла убить того, кто ставил, по их мнению, под угрозу будущее всего Исраэля.

Теперь мы можем вернуться к началу беседы и ответить на вопрос: почему Раши объясняет слезы Йосефа и Биньямина при встрече скорбью о разрушении Храмов. Это становится яснее после того, как мы поняли, что один из важнейших аспектов истории Йосефа и его братьев — это раскол в семье, в народе, его опасность, его вред. Поэтому естественно, что, повстречавшись после долгой разлуки, братья думают именно об этом. Сейчас в семье восстановлен мир, но взглядом, устремленным в будущее, они видят, что этот конфликт между братьями, к сожалению, не последний — еврейскому народу еще не раз придется страдать от междоусобиц.

Еврейские мудрецы учат, что именно за отсутствие уважения и братской любви, за беспричинную ненависть Исраэль был наказан разрушением Второго Храма. Но внутренние раздоры, пусть и в меньшей степени, происходили накануне всех остальных катастроф, постигавших Исраэль, и служили одной из их причин.

Значение, которое придавали еврейские мудрецы единству народа Исраэля, невозможно переоценить. Об этом свидетельствует, в частности, пояснение к одному из стихов Книги пророка Ѓошеи. Всевышний порицает идолопоклонство и дает указание пророку, как вести себя по отношению к тем евреям, что совершают этот тяжкий грех. На первый взгляд, это указание звучит несколько странно: Привязан Эфраим к идолам. Оставь его. Почему оставить? Не предостерегать? Не клеймить? Согласно Раши, народ [а Эфраим здесь является синонимом всего Исраэля] столь глубоко погряз в грехах, настолько глух, что никакие речи пророков уже не помогут.

Но есть ученые, которые видят причину в ином. Они обращают внимание на глагол, которым мы перевели слово "привязан" — "привязан к идолам". Дело в том, что в большинстве случаев этот глагол означает не внешнюю, а внутреннюю связь, сплочение. Привязан к идолам, но в то же время с другой, подчеркивается, что он внутренне сплочен. Единство же столь великая вещь, что в силу этого Всевышний велит пророку: не суди народ слишком строго, оставь его.



Это, конечно, не означает, что за грех не взыщется. Существует Высший суд, Высшая справедливость, существуют наказание за проступки и вознаграждение за добрые дела. Но смысл такого понимания в том, что, если народ един, неразобщен, то не следует торопиться с возмездием за его грехи. Ведь цель наказания, прежде всего, воспитательная, в данном же случае единство придает народу столь великие силы, что он сам, возможно, окажется в состоянии искоренить зло, разъедающие его.
Каталог: comments
comments -> Недельная глава "Хаей Сара" ("Жизнь Сары") сообщает о смерти Сары (Сара умерла в возрасте 127 лет), подробно рассказывает о покупке Авра hамом пещеры Махпела и о женитьбе Ицхака
comments -> Шелах 2 Недельная глава Шелах
comments -> "Насо" Место в Торе: Четвертая книга Торы Бамидбар, гл. 4, ст. 21 гл. 7, ст. 89. Почему она так называется?
comments -> Нахум Пурер
comments -> Перепись сынов Израиля 1: 1-1: 54
comments -> В. Т. Поцяпун, председатель подкомитета по законодательному обеспечению использования атомной энергии Комитета Государственной Думы РФ по энергетике
comments -> Этот недельный раздел Торы начинается повелением о зажжении


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница