11. Гуманизм Ф. эп. Возрождения. Натурфилософия



страница1/5
Дата22.07.2016
Размер0.88 Mb.
  1   2   3   4   5

11.Гуманизм Ф. эп. Возрождения. Натурфилософия.

Период формирования новых форм отношений – зарождение буржуазного общества. Период великих географических открытий. Падал авторитет религиозной идеологии – кризис католической церкви, влияние научного знания усиливалось. Для культуры Возрождения характерно обращение к наследию античной культуры. В период высокой классики эпохи Возрождения считали, что был период, когда человек - как цельное духовное существо. Идеологи Ренесанса ориентировались на идеи платонизма и неоплатонизма. Понтеизм – учение о неразрывности Бога и природы. Отвергает аскетизм(отказ от чувств. ориентации).

Идеал – гармоничный человек, в котором уравновешены духовное и телесное начало. Художественной культуре: Рафаэль, Леонардо да Винчи, Рембрандт, Франциск Скорина, Шекспир, Сервантес. Осн. тенденция – гуманизм. В науке сделаны выдающиеся открытия(Коперник). Вел.философы эпохи–Бруно, Кузанский.

Кузанский выдвинул новые моменты трактовки Бога, был одним из разработчиков григорианского календаря. Бог – это бытие, в котором совпадают бесконечный максимум и бесконечный минимум. Бог для Кузанского есть все во всем и ничто из всего. Уподобление человека Богу базируется на его познании. Познавая мир, человек уподобляется Богу. Познание понимается как преодоление незнания.

Джордано Бруно учил о множественности миров: вселенная бесконечна, каждая звезда- аналог солнечной системы. В бесконечности теряется разница между точкой и телом, центром и периферией. Он преодолел средневековое разграничение реальности по степени ее совершенства. Мир однороден во всех направлениях, никаких привилегированных положений в мире не существует. Бруно считает человека и самым великим и самым малым во вселенной. В бесконечности теряется разница между большим и малым. Благодаря своей деятельности человек приобретает преимущество, например, муравьем или всеми другими существами. Бруно – понтеист (понтеизм – Бог во всем). Бруно понимает вселенную как целостный организм. Монада – духовное первичное образование, из которого все состоит. Монада одушевлена, пронизана духом. Вселенная совершенна, хотя состоит из несовершенных систем.

Эпоха возрождения была прервана в Италии контрреформацией. Этот период характеризовался большими сдвигами в социальных отношениях. В этот период в Германии Лютер начал борьбу с римской церковной системой  протестантство. В Испании существовали борцы за реставрацию былого величия католицизма, поэтому там эпоха Возрождения была прервана контрреформацией. В 17 в. происходит решительный разрыв со средневековой философией



2. Ф. и мировоззрение. Понятие мировоззрения и его исторические типы: миф, религия, Ф..

Ф. – один из типов мировоззрения. Мировоззрение – совокупность взглядов и представлений людей о мире в целом, а также ценностей и убеждений людей, которые направлены на действия и поведение людей.

Компоненты мировоззрения:

a) Познавательный (цельные знания). b) Ценностно-нормативный (способность тех или иных вещей удовлетворять определённым потребностям человека). c) Эмоционально-волевой (совокупность суждений, которые определяют готовность человека к действиям; -переживания; -привычки и убеждения). d) Практический (реализация убеждений в практических социальных действиях).

Мировоззрение функционирует на двух уровнях: Обыденно(жизненно)-практический. Теоретический.

Исторические типы мировоззрения: 1.Мифологическое; 2 Религиозное; 3. Филосовское: Ф. – это не только духовно-практическая, но и теоретическая форма решения мировоззренческих проблем: на смену символу и образу(миф) приходит логос или разум. Ф. возникла (Пифагор), когда появилась необходимость в рациональном понимании мира (понимания с позиции знания). У Платона и Аристотеля Ф. – это совокупность теоретических знаний, накопленных человечеством. Ф. выступает в роли матери науки. Ф. – это особая форма мировоззрения, система общих теоретических взглядов на мир в целом, место в нем человека, определение различных форм отношения человека к миру, человека к человеку. Для Ф. характерно выдвижение на первое место рациональных знаний. Ф. характеризуется теоретическим обоснованием любых положений, которые в ней выдвигаются, связью с наукой. Для Ф. характерена всеобщность, субстанционализм (стремление объяснить любые явления из рациональных средств без сверхестественного) и сомнения ( Ф. все подвергает критическому анализу)




3. Ф. и основные формообразования культуры: наука, искусство, мораль, религия.

Начало Ф. можно определить, как попытку ответить Задачей культуры является сознание таких форм, которые бы позволили человеку самостоятельно обустраивать жизни: природную и социальную.

Религия – это практика достижения высших сил, выраженная в символах, обращенная к личности и основанная на вере. Это рациональное общезначимое познание, выраженное в понятиях и объясняющее мир естественными причинами. Ф. рефлексивна (зная что-то, философ должен знать себя, познающего что-то).

Искусство и Ф. схожи наличием в них творческого начала, но искусство ориентируется на эмоции, на конкретные образы, фантазию, а Ф. – это разумное использование категорий, при котором за видимостью ищут действительность.

Наука – это исследование необходимых связей предметного мира, индивидуальные различия субъектов науки не имеют значения. Для науки важен прогресс, она накапливает факты и по мере этого расширяет знания об окружающем мире. Ф. ориентирована на построение мировоззрения, и поэтому субъективный мир человека входит в ее рассмотрение.

Мораль характеризуется различием сущего и должного. Ф. не говорит о том, что должно быть, но описывает сущее. Ф. занимает центральное место в культуре человечества. Тесно связана с остальными науками.

-Позитивизм: Ф. – это побочный эл-т культуры, для позитивизма важна наука, естествознание.

-Натур Ф. – Ф. природы. Конкретные науки не являются важными.

-Антисциентизм: внутренний мир человека не может быть доступен науке.

Диалектико-материалистическая Ф. должна базироваться на опред. данных, может помогать естествознанию. К моменту возникновения Ф. человечеством был пройден большой путь. Появление Ф. – это рождение особого, вторичного типа общественного сознания, направленного на осмысление уже сложившихся форм практики, культуры.



4.Древнеиндийская Ф..

Д/и цивилизация–одна из древнейших на планете. В конце 2-го тысячелетия до н.э. на территорию современной Индии проникли арийские племена. В основе мировоззрения новой индийской цивилизации лежали Веды (знания). Существовали 4 Веды: Ригведа, Самаведа, Яджурведа , Атхарваведа (малые Веды). Общество Индии того времени носило кастовый характер. Выделяют 4 касты: брахман (каста жрецов, хранителей священного знания-вед); кшатрии (сословие воинов); вайшви (каста земледельцев); шудры (каста неприкасаемых–простые люди). Даршаны-филосовские школы Все эти школы базировались на Ведах и являлись ортодоксальными. Кроме этого в итоге кризиса сформировались 3 неортодоксальные системы: 1Джайнизм. 2Буддизм. 3Локаята. Практическая цель - достижение человеком свободы. Основные категории Веданты: Брахман (духовный абсолют, который вечен, неизменен, из него возникает все видимое многообразие вещей); Атман (жизненное дыхание, действие, внутреннее Я, единое и неразделимое сознание). Тождество Веданты: Брахман есть Атман, Атман есть Брахман; т.е. все в мире едино. Сансара–круговорот перерождений. Карма–плоды деяний, перевоплощение человека. Джайнизм – наиболее рационалистическая доктрина, спасение понимается как результат индивидуальных усилий; цель жизни достижение Нирваны. Важнейшая категория Джайнизма - Джива – индивидуальная психика, субъект познания. Аджива – неживая материя. Масштабы падения души безграничны (каждый человек в следующей жизни может стать камнем или насекомым). Цель жизни – достижение Нирваны, которая достигается с помощью не причинения вреда ничему живому, с помощью совершения добрых дел. Буддизм. Основоположником данного учения является Будда (пробужденный) (623- 544 г. до н.э.). В основе буддизма лежат 4 благородные истины: 1.Жизнь есть страданье.2 Есть причины страданий.3Есть путь избавления от страданий.1Есть путь уничтожения страданий ( восмиричный ). Одна из мировых религий мира. Будда выступил с проповедью преодоления крайности, он выступил с критикой внешнего ритуализма и обрядности, крайнего аскетизма, привязанности мира. В Б. На первый план выдвигаются морально-этические проблеммы. Буддизм демократичен, т.к. отвергает богатства. Моральное самосовершенствование человека – основа достижения нирваны. Нирвана не обусловлена, никем ни создана, она существует, ее можно достичь разумом.




5. Ф. Древнего Китая.

В 6 в. до н. э. для китайской Ф. характерно единство противоположностей: ян-инь, день-ночь. На этом этапе мифологического мировоззрения были созданы важные памятники: книга песен «Ши дзин» и книга перемен «И дзи», где мы находим первые в истории культуры символические изображения разных явлений в двухзначной форме. В книге перемен Вселенная предстает как меняющаяся реальность, процесс перемен начинается в Тань Цзы (великий предел, крайняя конечность, полюс). Из Тань Цзы порождаются две силы–ян и инь, из которых рождается усин. Основные школы: конфуцианство и даосизм. Конфуции:551-479 г.д.н.э. Основа-соц. этич. проблемы. Он создает идеал высоко морального ч-ка. Который должен обладать чувством долга и человечностью, став идеологией правящих классов превратилась в жестокую сис-му требований обязательных для исполнения. В 1 в.д.н.э. конфуцианство превратилось в религию, где верховной силой считается небо. Большое место отводится ритуалам. Даосизм: 5-6 в. д.н.э. Центральное понятие дао-первопричина. Он разработал и позитивную часть, в которой важную роль отдаёт методу. Метод эмпирической индукции – всё знание может быть получено лишь с помощью экспериментов и индукции.

-плодоносные опыты–они приносят практическую пользу

-светоносные опыты–проявляют фундаментальные знания

Бекон возрождает примеры атомистики, то есть материя – деятельна и активна, находиться в постоянном движении. Познание должно базироваться на опыте. У бекона есть футурологическое сочинение – «Новая Атлантида», где предсказывает создание современной академии наук.

Французский учёный Рене Декарт (1596-1650 гг.) считал, что цель науки – познание природы. Научные знания должны носить практический характер. Общее у Декарта и Бекона – прежде чем начинать познание, нужно провести определённую работу. Ничего нельзя принимать на веру. Решающую роль в познании играет метод. Философская тематика сдвигается с антологии (изучение проблемы бытия) на гносеологию (теорию познания). Метод рационалистической дедукции – всё познание должно проводиться по методам, которые аналогичны математическим, от общего к частному. Декарт выдвигает принцип универсального сомнения, однако он не скатывается до абсолютизации этого принципа. Если придерживаться этого принципа до конца, то возможно отрицание истины. Он считал, что есть одна истина, в которой нельзя сомневаться, – «мыслю – значит существую». Подлинной субстанцией является бог. В остальном мире он различает две субстанции:



  1. Телесная субстанция (характеризуется протяжённостью)

  2. Духовная субстанция (характеризуется единством)

Декарт различает первичные качества (габариты тел, движение; они являются предметом познания) и вторичные качества (цвет, запах, звук; они субъективны). Декарт – рационалист, так как для него разум – источник знаний.

6. Ф. Античности: проблемы, школы, эволюция.

1) Это Ф. свободных людей. Она достигла своего наивысшего рассвета в условиях полисной системы, где состоятельные граждане могли придаваться влечением к познанию, так как они не заботились о достатке.

2) Она открывает новую область реальности и мышления, которая богата великими открытиями и тайнами. Инструментом проникновения в эту область является ломка (диалектика). Мышление понимается как строго упорядоченная деятельность.

3) Эта Ф. поставила многие важные проблемы: проблему первоначала, проблему несоответствия мира чувственного восприятия и мира, постигаемого разумом. В итоге Ф. стала пониматься как наука правильной жизни, а не только, как интеллектуальной деятельности. Космос пронизан мировой душой, мировым разумом.

1-ые философские знания и учения возникли 2.5 тыс лет назад в Индии, Китае, Древней Греции. Наиболее высокого развития Ф. мысль достигла в Древней Греции. Спецификой греческой Ф. является стремление понять сущность природы, космоса, мира в целом (космоцентризм), поэтому первых греческих философов называли физиками. Общим для всех материалистов было то, что для объяснения природы они исходили из признания единого материального начала. Ранние древнегреческие учения носили стихийно - материалистический и наивно диалектический характер. При этом древнегреческая Ф. была тесно связана с мифологией и религией.
1. Ф. как социокультурный феномен. Предмет, структура и функции Ф..

Ф. – продукт духовного развития человечества и особая форма общественного сознания, мера цивилизованности общества. Выдающийся французский мыслитель Р. Декарт был убеждён, что только Ф. отличает нас от дикарей и варваров и что каждый народ тем более гражданственен и образован, чем лучше в нём философствуют. Ф. существует не с самого начала человеческой истории. Как специфическая область знаний она возникла на социальном переломе, обусловленном переходом от варварства к цивилизации. В те далекие времена произошло общественное разделение труда, утвердилась моногамная семья, появились антагонистические классы и государство. Более разнообразными становятся социальные взаимодействия, накапливаются знания, совершенствуется искусство. Преобразования в сфере материального производства, в общественных отношениях и культуре сопрягаются с серьезными изменениями в мировоззрении людей. Ф. (с греческого любомудрие, видение истины) - наука о наиболее общих законах развития природы, общества, и человеческого мышления. Предмет Ф. - вышеуказанные законы. Функции Ф. - мировоззренческая, гносеологическая (теоретика познания), методологическая (Ф. предлагает свои методы теор.-позн. и практ. Деят-ти чел), идеологич., интегративная.





Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница