1. Методологические основы теории языка



Скачать 270.23 Kb.
Дата19.07.2016
Размер270.23 Kb.




РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Учебно-методические материалы.

ОБЩЕЕ ЯЗЫКОЗНАНИЕ



для студентов направления 031001.62 «Филология».

БАКАЛАВРИАТ

(очная форма обучения)
Раздел 1. Лекции.
1.1 Краткие теоретические и учебно-методические указания по каждой теме
Тема 1. Методологические основы теории языка. Тема посвящена изучению основных методологических положений дисциплины: проблема определения общего языкознания и теории языка как лингвистических дисциплин, объект и предмет языкознания, различные подходы к их определению, связь общего языкознания и смежных дисциплин, методы лингвистических исследований, статус синхронии, диахронии и панхронии в современной науке о языке. Студенты, таким образом, вводятся в круг научной парадигмы языкознания. Учитывая антропоцентрические тенденции в лингвистике, следует обратить особое внимание на аспект взаимодействия теории языка и таких дисциплин, как: филология, школьная грамматика (в т.ч. разделы: орфография и пунктуация), психология, психолингвистика, философия, этология, синергетика. В курсах по общему языкознанию этот вопрос, как правило, дается обзорно, без раскрытия глубинных связей и анализа методологических различий контактирующих дисциплин, что в современной ситуации явно недостаточно. Важен и вопрос о современном представлении о научном методе, роли метода в лингвистических исследованиях, проблеме классификации лингвистических методов.
Вопросы для самоконтроля:

  • Как определял объект и предмет языкознания Ф. де Соссюр?

  • Какие языковые явления могут изучаться в аспекте панхронии?

  • Каким образом в современной методологии соотносятся понятия статика-динамика и синхрония-диахрония?


Тема 2. Проблема сущности языка. Рассматривает вопросы, связанные с определением сущности языка как явления действительности. Изложение материала строится на следующих тезисах: принципиальная невозможность однозначного определения сущности языка, различие онтологического и гносеологического подхода к определению языка ( на примере концепций языка Ф. де Соссюра и В. фон Гумбольдта), коммуникативная функция языка как главная функция, варианты определения функций языка как разновидностей коммуникативной, метаязыковая функция как базовая функция теории языка. Вопрос о метаязыковой функции в современной лингвистике – один из самых актуальных, а поэтому требует особого внимания и анализа по следующим составляющим: механизм реализации метаязыковой функции, понятие «презентация» и «репрезентация» в общей методологии науки и лингвистике, лингвистическая терминология как средство реализации метаязыковой функции, варианты типологии лингвистических терминов.
Вопросы для самоконтроля:

  • Почему невозможно однозначное определение языка как явления действительности?

  • Что такое «метаанализ»?

  • Каковы основные типы лингвистических терминов?



Тема 4. Система и структура в языке. Посвящена проблеме системно-структурного устройства языка. При изложении материала следует обратить внимание на следующие тезисы: господство в современной лингвистике представления о системном устройстве языка, необходимость корреляции терминов «система» и «структура», антропологические тенденции в понимании системности языка и понятие «антисистема», главные особенности концепций системности языка Ф. де Соссюра, Л. Ельмслева, К. Бюлера, учение об уровнях языковой системы Э. Бенвениста и его дальнейшее развитие в лингвистике, отношения в системе языка, единицы языка и единицы речи, проблема центральной единицы языка.
Вопросы для самоконтроля:

  • Дайте определение понятиям «система» и «структура» в лингвистике.

  • Что такое «значимость» в концепции системности языка Ф. де Соссюра?

  • В чем заключается проблема центральной единицы языка?


Тема 5. Проблема происхождения языка. Главная цель, которую преследует лектор при изложении материала данной темы – дать представление о причинах, препятствующих решению проблемы происхождения языка и о современных попытках их преодоления. В первую очередь необходимо рассмотрение вопроса о постановке самой проблемы: отсутствие прямых источников, содержащих материал первобытного языка, недостаточность косвенных данных (детская речь, средства коммуникации человекообразных обезьян, языки племен, стоящих на низших ступенях цивилизации), отказ от решения проблемы в структурализме, связь проблемы происхождения языка и проблемы происхождения человека, корреляция проблемы происхождения человеческого языка в целом и проблемы происхождения отдельных языков. Далее необходимо установить универсальные элементы и свойства языка человека и способов коммуникации животных, что, в итоге, должно способствовать определению минимальных характеристик человеческого языка (по Дж. Гринбергу – «дефиниционных характеристик»). Важно обратить внимание на разграничение гипотез происхождения языка и теорий эволюции языка. Полноценное изучение проблемы также требует исторического обзора гипотез происхождения языка, которые для удобства рассмотрения разбиты на три группы: социальные, биологические (антропологические) и мифологические (логосические).
Вопросы для самоконтроля:

  • В чем суть теории моногенеза и теории полигенеза языка?

  • Каковы основные биологические предпосылки возникновения человеческого языка?

  • Что такое «протоязык»?



Тема 6. Проблема связи языка и мышления. Предполагает рассмотрение по трем тематическим направлениям, отражающим основные аспекты изучения проблемы: логическое (проблема связи форм мышления с единицами языка), психологическое (исследование лингвистических предпосылок афазии и внутренней речи), этнологическое (исследование проблемы лингвистического детерминизма, связанного с воздействием языка на мышление). Основные тезисы: язык и мышление – онтологически разные явления; необходимость разграничения языка, речи, мышления, сознания; слово как единица языка может быть связана с понятием, представлением и восприятием (отчасти); афазия и внутренняя речь – факты проявления речемыслительной деятельности, требующие лингвистического изучения; воздействие языка на мышление фиксируется в понятии «языковая картина мира»; язык отчасти через особенности лексики, грамматики и синтаксиса навязывает человеку определенный способ восприятия объективной действительности; данные когнитивной психологии, интерлингвистики и других наук позволяют существенно ограничить степень влияния языка на мышление и поведение человека, заявленное гипотезой Сепира-Уорфа.
Вопросы для самоконтроля:

  • Что такое «афазия»?

  • Что такое «предметно-схемный код»?

  • В чем суть гипотезы лингвистической относительности?



Тема 7. Проблема типологического исследования языков. Изложение материала должно опираться на следующие концептуальные моменты: наличие трех факторов, обусловливающих языковое сходство: ареальный, генеалогический, типологический; ареальная типология: основные понятия и принцип построения; необходимость разграничения ареальной лингвистики и теории языковых контактов; генеалогическая классификация: принцип построения и история создания, проблема объединения семей, понятия «макросемья» и «ностратическая макросемья»; необходимость разграничения общей типологии и частных типологий; морфологическая типология языков: варианты; контенсивная типология Г.А. Климова: принцип построения и типы языков. Наиболее актуален вопрос о системной типологии Г.П. Мельникова, как попытке синтеза всех трех типологических факторов. Методологически важно провести разграничение между типологической лингвистикой и лингвистикой универсалий, показав разницу в предметах исследования.
Вопросы для самоконтроля:

  • Что такое «языковой союз»? Назовите примеры языковых союзов?

  • Назовите основные признаки родства языков?

  • Объясните значение терминов системной типологии «внутренняя детерминанта» и «внешняя детерминанта».


1.2 Списки учебной литературы, рекомендуемой по темам лекций.
Тема 1.

Основная литература:


  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1979. С. 7-29.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 5-7.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 6-8, 201-208.

  4. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. М.: Наука, 1973. С. 5-100.

  5. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 120-130.


Дополнительная литература:


  1. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М., 2003. С. 5-7.

  2. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история / Э. Косериу // Новое в лингвистике. Вып.3. М.: Прогресс, 1963. С. 36-47.

  3. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 106-117.



Тема 2.

Основная литература:


  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1979. С. 13-17.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 10-40.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 28-37.

  4. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. / В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1971. С. 20-78.


Дополнительная литература:


  1. Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 2. С. 67-95, 120-130.

  2. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. 20-50.

  3. Норман Б.Ю. Теория языка: вводный курс. / Б.Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. С. 7-14, 19-28.



Тема 3.

Основная литература:


  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1979. С. 56-78.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 30-40.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 60-77.

  4. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 98-103.

  5. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. / В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1971. С. 45-60.


Дополнительная литература:


  1. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2000. С. 34-36, 41-47.

  2. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. / Н.Б. Мечковская. - М.: Academia, 2004. С. 10-90.

  3. Норман Б.Ю. Теория языка: вводный курс. / Б.Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. С. 7-63.



Тема 4.

Основная литература:


  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1979. С. 34-56.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 15-30.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 77-115.

  4. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 46-55.

  5. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 150-174.


Дополнительная литература:


  1. Бенвенист Э. Общая лингвистика. / Э. Бенвенист. - М.: Едиториал УРСС, 1974. С. 15-45.

  2. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. С. 50-70.

  3. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. / В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1971. С. 23-78.



Тема 5.

Основная литература:


    1. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. С. 121-178.

    2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 5-35.

    3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. / Б.В. Якушин. - М.: Наука, 1985. C. 5-90.


Дополнительная литература:
Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. - М.: Изд-во АН СССР, 1963. Т. 2. С. 5-30, 45-100.

Тема 6.

Основная литература:


  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. -М.: Просвещение, 1979. С. 111-122.

  2. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. – Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 36-58.

  3. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 63-105.

  4. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1987. С. 34-60.


Дополнительная литература:


    1. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2000. С. 11-135.

    2. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2001. С. 5-100.

    3. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. С. 327-372.

    4. Гухман М.М. Лингвистическая теория Л. Вайсгербера / М.М. Гухман // Вопросы теории языка в современной зарубежной лингвистике. М.: Наука, 1961. С. 156-168.

    5. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи / Н.И. Жинкин.- // Вопросы языкознания. 1964, № 6. С. 56-68.

    6. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку // Новое в лингвистике. Вып.1. М.: Прогресс, 1960. С. 78-90.

    7. Якобсон Р. Избранные работы. / Р.О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985. С. 40-60.



Тема 7.

Основная литература:
Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 182-191.
Дополнительная литература:


    1. Бенвенист Э. Классификация языков // Новое в лингвистике. Вып.3. М.: Прогресс, 1963. С. 89-115.

    2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 182-191.

    3. Гуров Н.В., Зограф Г.А. Ареальное языкознание: предмет и метод. / Н.В. Гуров, Г.А. Зограф // Вопросы языкознания. 1992, № 3. С. 67-72.

    4. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. / Н.Б. Мечковская. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 25-36, 44-51, 69-79, 79-82, 117-141, 147-174, 275-283.

    5. Новое в лингвистике. Вып.VI. Языковые контакты. М.: Прогресс, 1972. С. 3-15, 45-67.


Раздел 2. Практические занятия.

2.1 План проведения практических занятий.

Практические (семинарские) занятия по курсу «Общее языкознание» содержат темы, освоение которых сопряжено с большой трудностью, что в свою очередь объясняется недостаточной методической решенностью, дискуссионостью их в современной теории языка. Все они, тем не менее, носят ключевой характер для понимания строения и функционирования языка. Общая цель проведения семинарских занятий - ознакомить студентов с современными теоретическими представлениями о языке: его строении и организации, функционировании, происхождении, методологии исследования. Сьтуденты должны научиться анализировать научную литературу по данной теме, аргументировано излагать свое мнение, уметь вести дискуссию по данной теме. Подбор литературы для практических (семинарских) занятий определяется ее доступностью для студента (наличие в НБ АлтГУ и АКУНБ им. В.Я. Шишкова), а также современностью подхода, представленного авторами работ.



Занятие №1.

Тема: Методологические основы теории языка (2 часа).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Общее языкознание как лингвистическая дисциплина.

  2. Общее языкознание и смежные дисциплины.

  3. Современные представления о методе лингвистического исследования, структура метода. Корреляция понятий «методология», «метод», «методика», «прием».

  4. Классификация методов лингвистического исследования. Описательный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы в языкознании.

  5. Синхрония и диахрония. Концепция панхронии.

Литература:


1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Просвещение, 1979. С. 7-29.

  1. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. - Пермь: Изд-во Перм. ун-та, 1999. С. 5-7.

  2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 5-6.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 6-8.

  4. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М., 2003. С. 5-7.

  5. Косериу Э. Синхрония, диахрония и история / Э. Косериу // Новое в лингвистике. Вып.3. М.: Прогресс, 1963. С. 36-47.

  6. Общее языкознание. Методы лингвистических исследований. М.: Наука, 1973. С. 5-100.

  7. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 120-130.


Занятие №2.

Тема: Проблема знаковости языка (2 часа).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Учение о знаках Ч. С. Пирса.

  2. Концепция языкового знака в структурализме.

  3. Сематологическая концепция К. Бюлера.

  4. Концепция односторонней сущности языкового знака.

  5. Проблема знаковости отдельных языковых единиц.

Литература:




    1. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2000. С. 34-36, 41-47.

    2. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики/ Ф. де Соссюр // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 98-103.

    3. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. – Пермь: Изд-во перм. ун-та, 1999. С. 25-34.

    4. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Ворон. ун-та, 1987. С. 60-75.

    5. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура. / Н.Б. Мечковская. - М.: Academia, 2004. С. 5-67.

    6. Солнцев В.М. Язык как системно-структурное образование. / В.М. Солнцев. - М.: Наука, 1971. С. 23-78.

Занятие №3.

Тема: Происхождение языка (4 часа).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Постановка проблемы происхождения языка.

  2. Биологические (антропологические) предпосылки происхождения языка.

  3. Язык человека и способы коммуникации животных.

  4. Историческое и генетическое направления в исследовании проблемы происхождения языка.

Литература:




  1. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 14-45.

  2. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. С. 327-372.

  3. Норман Б.Ю. Теория языка: вводный курс. / Б.Ю. Норман. - М.: Флинта: Наука, 2004. С. 45-76.


Занятие №4.

Тема: Происхождение языка.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


    1. Мифологические (логосические) концепции происхождения языка.

    2. Биологические (антропологические) концепции происхождения языка.

    3. Социальные концепции происхождения языка.

Литература:




    1. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 13-56.

    2. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа,2003. С. 327-372.

    3. Якушин Б.В. Гипотезы о происхождении языка. / Б.В. Якушин. - М.: Наука, 1985.



Занятие №5.

Тема: Проблема взаимосвязи языка и мышления (2 часа).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Постановка проблемы связи языка и мышления.

  2. Формы чувственного и абстрактного мышления, их соотношение с языковыми единицами.

  3. Лингвистическое учение об афазии.

  4. Проблематика первого этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Августин, Ж.-М. Шарко, А.Л. Погодин).

  5. Проблематика второго этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин).

  6. Язык и картина мира в учении Л. Вайсгербера.

  7. Гипотеза лингвистической относительности и ее роль в решении проблемы взаимосвязи языка и мышления.

Литература:




  1. Левицкий Ю.А. Язык, речь, текст. / Ю.А. Левицкий. – Пермь: Изд-во перм. ун-та, 1999. С. 13-30.

  2. Гречко В.А. Теория языкознания. / В.А. Гречко. - М.: Высшая школа, 2003. С. 121-178.

  3. Бюлер К. Теория языка. Репрезентативная функция языка. / К. Бюлер. - М.: Прогресс, 2000. С. 34-36, 41-47.

  4. Якобсон Р. Избранные работы. / Р.О. Якобсон. - М.: Прогресс, 1985. С. 45-60.

  5. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 41-60.

  6. Жинкин Н.И. О кодовых переходах во внутренней речи
    Н.И. Жинкин // Вопросы языкознания. 1964, № 6. С. 35-67.

  7. Уорф Б.Л. Отношение норм поведения и мышления к языку / Б.Л. Уорф // Новое в лингвистике. Вып.1. М.: Прогресс, 1960. С. 78-90.

  8. Выготский Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский. - М.: Наука, 2001. С. 25-78.


Занятие №6.

Тема: Проблема типологического исследования языков (4 часа).
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Ареальная классификация языков.

  2. Генеалогическая классификация.

  3. Морфологическая типология языков.

  4. Контенсивная типология А.Г. Климова.

  5. Системная типология Г.П. Мельникова.

  6. Типологическая лингвистика и лингвистика универсалий.

  7. Виды универсалий.

Литература:




  1. Березин Ф.Н., Головин Б.Н. Общее языкознание. / Ф.Н. Березин, Б.Н. Головин. - М.: Высшая школа, 1979. С. 130-170.

  2. Рождественский Ю.В. Лекции по общему языкознанию. / Ю.В. Рождественский. - М.: Высшая школа, 1990. С. 90-150.

  3. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 56-95.

  4. Бенвенист Э. Классификация языков / Э. Бенвенист // Новое в лингвистике. Вып.3. М.: Прогресс, 1963. С. 45-56.

  5. Гуров Н.В., Зограф Г.А. Ареальное языкознание: предмет и метод. / Н.В. Гуров, Г.А. Зограф // Вопросы языкознания. 1992, № 3. С. 67-72.

  6. Климов Г.А. Принципы контенсивной типологии. М., 1983.

  7. Мельников Г.П. Системная типология языков: Принципы, методы, модели. / Г.П. Мельников. - М.: Наука, 2003. С. 108-127.

  8. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. /Н.Б. Мечковская. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 25-36, 44-51, 69-92, 117-141, 275-283.



Занятие №7 .

Тема: Проблема типологического исследования языков.
Вопросы, рассматриваемые на занятии:


  1. Социальные функции языков мира. Функциональная классификация языков.

  2. Языковые контакты и межъязыковое взаимодействие.

  3. Национально-языковая политика.

  4. Русский язык в современном мире.

Литература:




  1. Попова З.Д. Общее языкознание. / З.Д. Попова. – Воронеж: Изд-во Воронеж. ун-та, 1987. С. 196-201.

  2. Гак В.Г. К типологии форм языковой политики / В.Г. Гак // Вопросы языкознания. 1989, № 5. С. 23-34.

  3. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: структурная и социальная типология языков. / Н.Б. Мечковская. - М.: Флинта: Наука, 2001. С. 117-141.

  4. Новое в лингвистике. Вып.VI. Языковые контакты. М.: Прогресс, 1972. С. 5-56.


Раздел 3. Список наглядных пособий.
Не предусмотрены.
Раздел 4. Список современных информационных технологий и мультимедийных продуктов.


  1. Сусов И.П. Введение в теоретическое языкознание. Электронный учебник. // http://homepages.tversu.ru/~ips/LingFak1.htm

  2. Сусов И.П. Общее языкознание. // http://homepages.tversu.ru/~ips/Ling0.htm



Раздел 5. Словарь терминов и персоналий.
5.1 Персоналии:
Бенвенист Эмиль (1902-1976) – французский лингвист.

Блумфилд Леонард (1887-1949) – американский лингвист, основатель дескриптивной школы в лингвистике.

Бодуэн де Куртенэ Иван Александрович (1845-1929) – крупнейший русский

лингвист, основатель Казанской и Петербургской лингвистических школ. Был одним из основателей теории фонем. После Октябрьской революции – в эмиграции в Польше.



Боас Франц (1858-1942) – американский лингвист, основатель антропологической лингвистики и американской этнолингвистики.

Бопп Франц (1791-1867) – немецкий лингвист, один из родоначальников сравнительно-исторического языкознания.

Брёндаль Виго (1887-1942) – датский лингвист, один из основателей Копенгагенской школы стрктурализма.

Брокá Поль(1824-1880) – французский антрополог и нейрофизиолог, открывший локализацию речевого центра.

Булич Сергей Константинович (1859-1921) – русский лингвист, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, представитель Казанской лингвистической школы.

Бюлер Карл (1879-1963) – австрийский лингвист и психолог.
Вайсгербер Иоганн Лео (1899 – 1985) – немецкий лингвист, основатель неогумбольдианства.

Виноградов Виктор Владимирович (1895-1969) – крупнейший русский советский языковед, автор работ по лексикологии, фразеологии русского языка.

Вундт Вильгельм (1832-1920) – немецкий лингвист, философ и психолог.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) – русский психолог, создатель культурно-исторической теории в психологии. Исследования по внутренней речи, психологии высшей нервной деятельности.
Гераклит (544 до н.э. - ?) – древнегреческий философ.

Гердер Иоганн (1744-1803) – немецкий философ.

Гримм Якоб (1785-1863) – немецкий лингвист, один из основателей сравнительно-исторического языкознания, писатель.

Гумбольдт Вильгельм фон (1767 -1835) – немецкий лингвист, основатель теории и философии языка.
Джонс Уильям (1746-1794) – английский филолог-ориенталист, один из основателей сравнительно-исторического языкознания.

Дурново Николай Николаевич (1876-1937) – русский лингвист, представитель Московской лингвистической школы.
Ельмслев Луи (1899-1965) – датский лингвист, один из основателей и руководитель Датской школы глоссематики (Копенгагенской школы структурализма).

Есперсен Отто (1860-1943) – датский лингвист и интерлингвист.
Карцевский Сергей Осипович (1884-1955) – русский лингвист, ученик Ф. де Соссюра.

Крушевский Николай Вячеславович (1851-1887) – русский лингвист, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ, представитель Казанской лингвистической школы.
Мартине Андре (1908-1999) - французский лингвист, представитель функциональной школы.

Мейе Антуан (1866-1936) – французский лингвист, индоевропеист.
Ору Сильвен (р. 1947) – современный французский лингвист, основатель эпистемологического направления в языкознаниии.
Пирс Чарльз Сандерс (1839-1914) – американский философ и логик, основатель семиотики.

Погодин Александр Львович (1872-1947) – русский лингвист, ученик А.И. Соболевского.

Поржезинский Виктор Карлович (1870-1929) – русский лингвист, представитель Московской лингвистической школы, историк языка.

Потебня Александр Афанасьевич (1835-1891) – русский лингвист, основатель Харьковской лингвистической школы, представитель психологического направления в лингвистике.

Порциг Вальтер (1895-1961) – немецкий лингвист, представитель неогумбольдианства.
Сéпир Эдуард (1884-1939) – американский лингвист, один из основателей этнолингвистики.

Сеше Альбер (1870-1946) – швейцарский лингвист, ученик Ф. де Соссюра.
Трир Йост (1894-1970) – немецкий лингвист, представитель неогумбольдианства.

Трубецкой Николай Сергеевич (1890-1939) – русский лингвист, основоположник фонологии.
Уорф Бенжамен Ли (1897-1941) – американский лингвист, представитель этнолингвистического направления. Сформировал принцип лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа).
Фортунатов Филипп Федорович (1848-1914) – русский лингвист, основатель Московской лингвистической школы, заложил основы формальной грамматики.

Фриш Карл фон (1886-1982 ) – немецкий зоолог, этолог, исследователь «языка пчел». Нобелевская премия 1973 г.
Хомски Ноам (род. 1928) – крупнейший современный американский лингвист, один из основателей порождающей (генеративной) грамматики.
Шлейхер Август (1821-1868) – немецкий лингвист, индоевропеист.

Шрадер Отто (1855-1919) – немецкий лингвист, индоевропеист, классик лингвистической палеонтологии.
Щерба Лев Владимирович (1880-1944) – русский лингвист, ученик И.А. Бодуэна де Куртенэ. Исследования по фонологии, грамматике, лексикологии.
Якобсон Роман Осипович (1896-1982) – русский лингвист, один из основателей Пражского лингвистического кружка. Исследования по грамматике, лингвистической теории афазии. С 1921 г. – в эмиграции.

5.2. Термины:
Данный словарь отражает термины, использовавшиеся в курсе лекций, которые отражают особенности частных теоретических представлений о языке или требуют дополнительного толкования ввиду их неоднозначности в современной лингвистике. Предполагается, что основной блок общелингвистических терминов освоен студентами в курсе «Введение в языкознание».
Акустический образ – см. означающее.

Антисистема – понятие в современной лингвистике, обозначающее явления в языке, которые хотя и противоречат системе, но не разрушают системного строения языка.

Ареал – область, в которой распространяются языки, принадлежащие к разным семьям, но обнаруживающие общие черты, свойственные другим языкам, по крайней мере одной из этих семей.

Ахрония –см. панхрония.
Билингвизм – функционирование двух языков на одной и той же территории, в одной и той же этнической среде, с равными социальными функциями.
Внешняя детерминанта – одно из ключевых понятий системной типологии Г.П. Мельникова, обозначающее внешние особенности общения: размер коллектива, его однородность/разнородность, способ передачи информации (линейный/сетевой) и т.д.

Внутренняя детерминанта - одно из ключевых понятий системной типологии Г.П. Мельникова, обозначающее форму языка, т.е. его системное устройство.

Вторая сигнальная система – в учении И.П. Павлова – «сигнал сигналов», т.е. знаковая система подобная человеческому языку.
География лингвистическая – раздел лингвистики, занимающийся составлением атласови т.п., отражающих географические границы распространения какого-либо языкового явления, национального языка или группы языков.

Гипотеза лингвистической относительности (гипотеза Сепира-Уорфа, гипотеза лингвистического детерминизма) – гипотеза, сформулированная американским лингвистом Б. Уорфом, которая утверждает, что познание действительности зависит от особенностей языковой системы конкретного языка.
Диахрония – эволюция языка, последовательность языковых фактов во времени.

Динамика – законы исторического движения языка (термин И.А. Бодуэна де Куртенэ), в настоящее время воспринимается как онтологическе понятие.
Единица речи – речевое произведение, образующееся в речи из единиц языка.

Единица языка – элемент системы языка, материал, который образует вторичныю материальную систему «язык».
Знак – материальный объект, использующийся для передачи информации.

Значимость – понятие, введеное Ф. де Соссюром, обозначает свойство, приобретаемое языковой единицей в языковой системе, в отношениях с другими знаками языка.
Макросемья – объединение языков, содержащее две и более семей (например, урало-алтайская макросемья).

Меризм – (термин Э. Бенвиниста), единица субфонематического уровня языка – различительный признак фонемы (смычность, дентальность и т.д.).
Означаемое – (термин Соссюра), т.е. понятие как одна из сторон языкового знака.

Означающее – (термин Сосюра), или «акустический образ» - «психический отпечаток звука», внешняя сторона языкового знака. В традиции Московской школы понимается как звуковая оболочка слова.
Панхрония – термин, введеный в оборот Соссюром, активно использовавшийся в традиции Копенгагенской школы – фактор вневременной (собственно ахрония), дающий о себе знать в строе любого языка. К проявлению панхронии в языке современная лингвистика относит прежде всего языковые универсалии.

Протоязык – гипотетический язык, существовавший в древности, промежуточная ступень между языком человека и комуникативными системами животных.

Парадигматические отношения – отношения в системе языка между элементами как членами определенных классов.
Речевая деятельность – по Соссюру – объект науки о языке, проявления речевой способности человека.
Сематология – термин, введеный К. Бюлером для названии науки о знаках и их функционировании.

Синтагматические отношения – отношения элементов системы языка в линейной последовательности.

Система – целостный внутренне упорядоченный объект, состоящий из элементов, находящихся во взаимных отношениях.

Структура – совокупность внутрисистемных связей и отношений.
Типологическая закономерность –какое-либо сходство, наблюдаемое в нескольких неродственных языках, необусловленное контактами.

Тмема – единица промежуточных уровней (морфонологического и словообразовательного) языковой системы.
Универсалия языковая – типологическая закономерность, обязательная для всех языков.

Уровень – подсистема общей системы языка, связанная с другими уровнями иерархическими отношениями.
Фреквенталия – типологическая закономерность, носящая факультативный характер.

Функция языка – сфера использования языка.
Языковая политика – сознательно-регулируемое воздействие на язык.

Раздел 6. Материалы по всем формам контроля по учебной дисциплине.
Вопросы, выносимые на экзамен:


  1. Общее языкознание как лингвистическая дисциплина.

  2. Общее языкознание и смежные дисциплины.

  3. Современные представления о методе лингвистического исследования, структура метода. Корреляция понятий «методология», «метод», «методика», «прием».

  4. Классификация методов лингвистического исследования. Описательный, сравнительно-исторический и сопоставительный методы в языкознании.

  5. Синхрония и диахрония. Концепция панхронии.

  6. Постановка проблемы сущности языка. Гносеологические концепции.

  7. Постановка проблемы сущности языка. Онтологические концепции.

  8. Социальная сущность языка. Функции языка.

  9. Метаязыковая функция.

  10. Язык как системно-структурное образование.

  11. Теория уровней языка.

  12. Единицы языка и единицы речи, проблема центральной единицы языка.

  13. Концепция языкового знака в структурализме.

  14. Концепция односторонней сущности языкового знака.

  15. Проблема знаковости отдельных языковых единиц.

  16. Постановка проблемы происхождения языка.

  17. Биологические (антропологические) предпосылки происхождения языка.

  18. Язык человека и способы коммуникации животных.

  19. Историческое и генетическое направления в исследовании проблемы происхождения языка.

  20. Мифологические (логосические) концепции происхождения языка.

  21. Биологические (антропологические) концепции происхождения языка.

  22. Социальные концепции происхождения языка.

  23. Теории эволюции языка.

  24. Постановка проблемы связи языка и мышления.

  25. Формы чувственного и абстрактного мышления, их соотношение с языковыми единицами.

  26. Лингвистическое учение об афазии.

  27. Проблематика первого этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Августин, Ж.-М. Шарко, А.Л. Погодин).

  28. Проблематика второго этапа лингвистического осмысления проблемы внутренней речи (Л.С. Выготский, Н.И. Жинкин).

  29. Язык и картина мира.

  30. Гипотеза лингвистической относительности и ее роль в решении проблемы взаимосвязи языка и мышления.

  31. Ареальная классификация языков.

  32. Языковые контакты и межъязыковое взаимодействие.

  33. Генеалогическая классификация.

  34. Морфологическая типология языков.

  35. Контенсивная типология А.Г. Климова.

  36. Системная типология Г.П. Мельникова.

  37. Функциональная классификация языков.

  38. Типологическая лингвистика и лингвистика универсалий.

  39. Виды универсалий.

  40. Типология форм национально-языковой политики.


Критерии оценки:

  • Оценка «отлично» выставляется студенту, обнаружившего всестороннее, систематическое и глубокое знание программного (учебного) материала, выполнившего все задания, предусмотренные программой, усвоившего основную и знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной программой дисциплины.

Как правило, оценка «отлично» выставляется студенту, усвоившим взаимосвязь основных понятий дисциплины в их значении для приобретаемой профессии, проявившим творческие способности в понимании и использовании программного (учебного) материала, в полном объёме владеющего знаниями по данной дисциплине.

  • Оценка «хорошо» выставляется студенту, обнаружившего полное знание программного (учебного) материала, успешно выполнившего предусмотренные в программе задания, усвоившего основную литературу, знакомый с дополнительной литературой, рекомендованной в программе дисциплины.

Как правило, оценка «хорошо» выставляется студентам, показавшим системный характер знаний по дисциплине, и способным к их самостоятельному пополнению и обновлению в ходе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности, но допустившего несколько незначительных погрешностей в знании законов или теоретической части предмета на экзамене.

  • Оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, показавшего знание основного программного (учебного) материала, в минимальном объеме, необходимой для дальнейшей работы по профессии, справившегося с выполнением заданий, предусмотренных программой, знакомый с основной и рекомендованной литературой.

Как правило, оценка «удовлетворительно» выставляется студенту, допустившим значительные погрешности в ответе на экзамене и при выполнении экзаменационных заданий, но обладающим теоретическими знаниями для их устранения.

  • Оценка «неудовлетворительно» выставляется студенту, показавшего значительные пробелы в знаниях основного программного (учебного) материала, допустившему принципиальные ошибки в выполнении предусмотренных программой заданий.

Как правило, оценка «неудовлетворительно» ставиться студентам, знания которых не соответствуют профессиональным требованиям, предъявляемых к социальному дизайнеру.


Формы промежуточного контроля
Коллоквиум - (лат. colloquium – разговор, беседа) может служить формой не только проверки, но и повышения знаний студентов. На коллоквиумах обсуждаются отдельные части, разделы, темы, вопросы изучаемого курса, обычно не включаемые в тематику семинарских и других практических учебных занятий, а также рефераты, проекты и иные работы обучающихся.

Темы коллоквиума – см. «Содержание практических занятий».


Индивидуальное домашнее задание (ИДЗ) – представляет собой написание эссе или реферата по тематике вопросов, выносимых на практические занятия. ИДЗ предназначены для студентов, отсутствовавших на практическом занятии.
Самостоятельная работа студентов

Представляет собой:

1) подготовку к практикам и выполнение заданий, предусмотренных практиками;

2) самостоятельную работу над отдельными темами учебных дисциплин в соответствии с учебно-тематическими планами;



3) подготовку ко всем видам контрольных испытаний, в том числе курсовым, цикловым и комплексным экзаменам и зачётам.
Методические указания студентам по изучению дисциплины
Раздел 1. Содержание дисциплины.
Полное содержание дисциплины изложено в Рабочей программе, п.2, раздел «Содержание дисциплины».
Раздел 2. Аудиторные занятия.
Календарный план лекций и практических занятий см. в Разделе 4 «Учебно-методическая (технологическая) карта дисциплины» (графы 1, 3, 4) Рабочей программы. Краткое содержание лекций см. там же (графа 3).
Раздел 3. Самостоятельная работа.
Список рекомендуемой литературы (обязательный и дополнительный) с постраничными указаниями на материал темы/раздела см. в п. 3.1 Рабочей программы. Задания к каждому практическому занятию и вопросы для самоконтроля указаны в «Учебно-методических материалах», Раздел 2.
В течение семестра студентам необходимо сделать следующие конспекты:


  1. Гумбольдт В. фон О различии строения человеческих языков и его влиянии на духовное развитие человечества / В. фон Гумбольдт // Гумбольдт В. фон Избранные труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1984. С. 67-74.

  2. Бодуэн де Куртенэ И.А. Язык и языки. / И.А. Бодуэн де Куртенэ // Бодуэн де Куртенэ И.А. Избранные труды по общему языкознанию. М.: АН СССР, 1963. Т. 2. С. 67-95, 120-138.

  3. Соссюр Ф. де Курс общей лингвистики // Труды по языкознанию. М.: Прогресс, 1977. С. 46-55, 98-103, 120-130.









Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница