1. Аннотация рабочая программа дисциплины



страница1/13
Дата04.06.2016
Размер3.06 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13
геология 1.jpeg





СОДЕРЖАНИЕ

1.Аннотация ……………………………………………………..……...........3

2.Рабочая программа дисциплины …………………………….……..…….4

3.Конспекты лекций …………….……………………………..…………...14

4.Материалы для практических занятий ……………………..…………...26

5.Материалы для организации самостоятельной работы студентов..…144

6.Контрольно-измерительные материалы ………………………...…….172

7.Список литературы ……………………………………………..………194

8.Глоссарий ……………………………………………………..…………197

9.Дополнительные материалы …………………………………..………202


АННОТАЦИЯ

Курс «Геология» предназначен для студентов специальности высшего профессионального образования 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» 2 курса (3 семестр) очной формы обучения и 4 курса заочной формы обучения. Дисциплина входит в блок инженерно-технических дисциплин, отражающих специфику отраслевой сферы материального производства цикла специальных дисциплин.

В разделе «Конспекты лекций» даны развёрнутые планы каждой лекции, включая вопросы для самопроверки и список литературы. Материалы для практических занятий представлены авторскими методическими разработками, охватывающими основную часть курса: «Лабораторным практикумом №1», «Лабораторным практикумом №2», «Методическими указаниями по выполнению практических работ». Материалы для организации самостоятельной работы студентов включают задания к контрольной работе с методическими рекомендациями по её выполнению, а также авторскую разработку «Практическое пособие по организации научно-исследовательской работы студентов». Контрольно-измерительные материалы представлены 9 вариантами тестов.

ABSTRACT.

The course "Geology" is designed for students majoring in higher education 080502.65 "Economy and Management (in the mining industry)," 2nd year (3 semester) full-time and 4nd year part-time training. In the "Lecture Notes" contained detailed plans of each lecture, including the questions to check and references. Materials for practical lessons are copyright methodological development-mi, covering the main part of the course "Laboratory workshop number 1", "Laboratory workshop number 2", "Guidelines for the implementation of practical work." Materials for-stalling work students include assignments to work with the control of methodical recommendations for its implementation, as well as the author's Developing of "Practical Guide to R & D organization of work of students." Gauging materials are 9 variants of the tests.
геология 2.jpeg

геология 3.jpeg


Аннотация

Курс «Геология» предназначен для студентов специальностей высшего профессионального образования 080502.65 «Экономика и управление на предприятии (по отраслям)» 2 курса (3 семестр) очной формы обучения и 4 курса заочной формы обучения. Дисциплина входит в блок инженерно-технических дисциплин, отражающих специфику отраслевой сферы материального производства цикла специальных дисциплин.

Геологические знания являются базовыми в горном производстве, во многом определяя его содержание и структуру. Их роль и значение важны, а по некоторым направлениям – играют ключевую роль в решении управленческих и экономических вопросов горно-производственной деятельности. Курс «Геология» является обобщающим и включает базовые элементы таких специальных геологических дисциплин, как «Общая геология», «Геология полезных ископаемых», «Инженерная геология», «Гидрогеология». Курс «Геология» связан с дисциплинами «Химия», «Физика» и «География».

Цель курса заключается в формировании у студентов знаний о строении и составе земной коры, геологических процессах и явлениях, видах полезных ископаемых и условиях их залегания, особенностях разведки, геолого-промышленной оценки месторождений, развитии навыков геологического изучения объектов горного производства, диагностики минералов, горных пород и руд. Задачей курса является приобретение студентами умений работать с текстовой и графической геологической документацией; прогнозировать гидрогеологические условия и геодинамическую обстановку производства горных работ и их влияние на окружающую среду.

Содержание учебной программы определяется, в основном, Государственным стандартом по направлению «Горное дело», утвержденным Министерством высшего образования Российской Федерации, с учетом специфики образовательной программы 080502.65 «Экономика и управление на предприятиях (по отраслям)».

1 Цели и задачи дисциплины

Целью преподавания дисциплины является ознакомление студентов с базовыми понятиями из области геологии, включая также разделы, как учение о вещественном составе земной коры, о процессах, протекающих на Земле, условиях образования и закономерностях распределения в земной коре месторождений полезных ископаемых, особенностях залегания и движения подземных вод, геологических условиях сооружения и эксплуатации объектов горного производства.

Задачей изучения дисциплины является овладение студентами знаниями и умениями, позволяющими квалифицировано решать вопросы горного производства, с экономическими и управленческими аспектами которого связана их будущая профессиональная деятельность.
2 Начальные требования к освоению дисциплины

Успешность изучения курса «Геология» во многом определяется качеством знаний, полученных ранее по таким дисциплинам, как химия, физика, математика, инженерная графика. Знания в области химии и физики помогают понять причины проявления основных диагностических свойств породообразующих и рудных минералов, обеспечивают усвоение общих принципов классификаций важнейших типов горных пород, грунтов и месторождений полезных ископаемых, позволяют глубже уяснить содержание и смысл геологических процессов и явлений, природу водно-физических и физико-механических свойств горных пород и грунтов.

Знания основ высшей математики определяют надежность выполнения расчетов, связанных с геолого-экономической оценкой месторождений полезных ископаемых, а подготовка в области инженерной графики обеспечивает усвоение (прочтение) графической информации и качественное составление графических материалов, широко используемых на всех стадиях горнопроизводственного процесса.
3 Требования к уровню освоения содержания дисциплины

Реализация программы курса должна обеспечить формирование у студентов глубоких профессиональных знаний в области геологии.



Студент должен

знать

  • общие сведения о строении Земли и литосферы;

  • условия формирования минералов, горных пород и руд;

  • общие принципы классификаций горных пород, грунтов и месторождений полезных ископаемых;

  • формы залегания горных пород и рудных тел в земной коре, основные типы тектонических нарушений;

  • содержание и смысл важнейших геологических процессов и явлений;

  • основные принципы геолого-экономической оценки месторождений полезных ископаемых;

  • условия залегания и особенности динамики подземных вод;

  • водно-физические и физико-механические свойства горных пород и грунтов;

  • способы и средства геологического изучения объектов горного производства.

уметь

  • диагностировать важнейшие породообразующие и рудные минералы;

  • диагностировать главные типы горных пород и руд;

  • диагностировать главные типы тектонических деформаций и их элементов;

  • использовать методы научного исследования горно-геологических явлений;

  • читать технические чертежи горно-геологического содержания.

4 Объем дисциплины и виды учебной работы

Виды учебной работы

Всего часов (оч./заоч.)

Распределение по семестрам/курсам

Общая трудоемкость дисциплины

170

3/4

Лекции

36/12

Практические/лабораторные занятия

18/6

Всего самостоятельная работа

89/152

в том числе

контрольная работа


-/30 (1 работа)



Вид итогового контроля

27/

экзамен


5 Тематическое планирование изучения содержания дисциплины

п/п

Разделы программы, темы

Кол-во часов

Контроль

Лц

Лз/Пз

СРС

1

2

3

4

5

6

1

Вводная лекция. Предмет, цели и задачи курса. История развития геологических знаний. Структура дисциплины и ее связь с другими науками.

1/1




2/4




2

Происхождение и история развития Земли. Состав и строение Земного шара. Характеристика литосферы, ее поверхности и элементов внутреннего строения.

1/-




2/6




3

Химический и минеральный состав земной коры. Происхождение минералов, их систематика и классификация.

2/2

2/-

8/10

отчет по Лр

4

Петрографический состав земной коры. Магматические, метаморфические, осадочные и вулканогенно-осадочные горные породы, их происхождение, классификация и формы залегания.

4/2

4/-

8/4

отчет по Лр

5

Возраст горных пород и методы его определения. Геохронологическая шкала.

2/-




4/6




6

Эндогенные геологические процессы. Особенности магматизма и вулканизма. Сейсмические явления. Виды геологических деформаций. Трещиноватость горных пород.

2/-

2/2

8/6

отчет по Пр

7

Экзогенные процессы. Процессы выветривания. Геологическая деятельность ветра, атмосферных осадков, рек, озер, болот, ледников и их продукты.

4/-




8/8

отчет по Лр

8

Полезные ископаемые и их месторождения (МПИ).

2/2




4/10




9

Морфологическая типизация тел полезных ископаемых. Вещественный состав полезных ископаемых.

2/-




2/4




10

Промышленные типы металлических, неметаллических и горючих полезных ископаемых. Разведка месторождений. Стадии разведки месторождений.

2/1




4/10




11

Подсчет запасов полезных ископаемых. Геолого-промышленная оценка МПИ.

2/1




6/6

тест

12

Горные породы как грунты. Основные категории состава, строения и состояния грунтов.

1/-

4/-

2/4




13

Инженерно-геологическая классификация грунтов. Характеристика классов грунтов.

1/-

2/-

8/6

отчет по Лр

14

Техническая мелиорация грунтов.

2/-




2/6




15

Горно-геологические явления при разведке месторождений полезных ископаемых.

2/-




2/10




16

Происхождение, состав и свойства подземных вод. Характеристика типов подземных вод.

2/-

2/2

8/6

отчет по Пр

17

Законы фильтрации. Приток воды к горным выработкам.

2/-

2/2

8/10

отчет по Пр

18

Виды и содержание геологических исследований.

2/-




3/6







Контрольная работа







30







Всего

36/12

18/6

89/152





6 Содержание лабораторных и практических занятий



п/п



раздела

Наименование лабораторной работы

1

3

Диагностические свойства минералов.

2

4

Диагностика магматических горных пород.

3

4

Диагностика осадочных горных пород.

4

6

Построение инженерно-геологического разреза и литолого-геологической колонки.

5

12

Определение плотности грунтов.

6

12

Определение водопроницаемости грунтов.

7

13

Определение гранулометрического состава грунтов.

8

16

Построение карты гидроизогипс.

9

17

Расчет водопритока в горные выработки.


7 Учебно-методическое обеспечение дисциплины

Основная литература

  1. Ананьев В. П. Инженерная геология : учебник для строит. спец. вузов / В. П. Ананьев, А. Д. Потапов. – 2-е изд., перераб. и доп. – М. : Высш. шк., 2006.

  2. Бондарев В. П. Геология : курс лекций : учебное пособие для сред. проф. образования / В. П. Бондарев. – М. : ФОРУМ ; ИНФРА-М, 2009.

  3. Ермолов В. А. Геология : учебник для вузов : в 2-х ч. Ч. 1 Основы геологии / В. А. Ермолов, Л. Н. Ларичев, В. В. Мосейкин ; под ред. В. А. Ермолова. – М. : МГГУ, 2008.

  4. Платов Н. А. Основы инженерной геологии : учебник / Н. А. Платов. – М. : ИНФРА-М, 2005.

Дополнительная и справочная

  1. Курс общей геологии / В. И. Серпухов, Т. В. Билибин, А. И. Шалимов. – Л. : Недра, 1976.

  2. Павлинов В. Н. Пособие к лабораторным занятиям по общей геологии / В. Н. Павлинов. – М. : Недра, 1983.

  3. Панюков П. Н. Инженерная геология / П. Н. Панюков. – 2-е изд. – М. : Недра, 1978.

  4. Седенко М. В. Гидрогеология и инженерная геология / М. В. Седенко. – М. : Госгеолтехиздат, 1962.

  5. Смирнов В. И. Геология полезных ископаемых : учебник для вузов / В. И. Смирнов. – М. : Недра, 1989.

Информационные ресурсы

  1. Гумерова Н. В. Геология [Электронный ресурс] : учебное пособие / Н. В. Гумерова, В. П. Удодов. – Томск : Изд-во ТПУ, 2010. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/745/74745

  2. Холмовой Г. В. Геология России [Электронный ресурс] : учебно-методическое пособие / Г. В. Холмовой, А. Е. Звонарев. – Воронеж : Изд-во ВГУ, 2005. – Режим доступа : http://window.edu.ru/resource/907/39907

  3. Горная энциклопедия. Аа-лава – Яшма [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.mining-enc.ru/g/gornoe-delo

  4. Все о геологии [Электронный ресурс]. – Режим доступа :

http://geo.web.ru/

8 Перечень типовых вопросов для итогового контроля

  1. Геология как наука. Предмет, задачи и структура дисциплины.

  2. Состав и строение земного шара.

  3. Минералы, их генетическая классификация и систематика.

  4. Диагностические свойства минералов.

  5. Горные породы, их классификационные признаки и группы.

  6. Магматические породы. Генетическая и химическая классификации.

  7. Осадочные горные породы и их группы.

  8. Метаморфизм, факторы его проявления и типы.

  9. Формы залегания горных пород.

  10. Возраст горных пород, виды и методы его определения. Геохронологическая шкала.

  11. Тектонические нарушения, их элементы и типы.

  12. Подземные воды. Причины локализации и виды.

  13. Геологические процессы. Эоловая деятельность.

  14. Плоскостная эрозия и ее продукты.

  15. Линейная эрозия и геологическая деятельность временных потоков.

  16. Выветривание, его виды и продукты.

  17. Геологические явления и их группы.

  18. Подземные горно-геологические явления.

  19. Сейсмические явления и их учет.

  20. Полезные ископаемые и их группы. Типы рудных объектов по масштабу.

  21. Классификация МПИ.

  22. Запасы и прогнозные ресурсы полезных ископаемых.

  23. Морфологические типы рудных тел, их минеральный состав и структура.

  24. Стадии геолого-исследовательского процесса.

  25. Собственно геологические методы исследований.

  26. Геофизические методы исследований.

  27. Геохимические методы исследований.

  28. Опробование, его виды и цели.

  29. Разведка МПИ, ее стадии и цели.

  30. Технико-экономический доклад. Кондиции на минеральное сырье и их параметры.

  31. Геолого-экономическая оценка МПИ и ее задачи. Социально-экономические факторы оценки МПИ.

  32. Горно-геологические факторы оценки МПИ.

  33. Географо-экономические факторы оценки МПИ.

  34. Классификация грунтов Саваренского.

  35. Грунты и их свойства.

  36. Техническая мелиорация грунтов и ее виды.

Каталог: bbcswebdav -> orgs -> FUFILIAL -> %D0%A4%D0%B8%D0%BB%D0%B8%D0%B0%D0%BB%20%D0%94%D0%92%D0%A4%D0%A3%20%D0%B2%20%D0%B3.%20%D0%94%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D0%B5%D0%B3%D0%BE%D1%80%D1%81%D0%BA%D0%B5 -> %D0%93%D0%9E%D0%A1-2 -> 080502.65%20%D0%AD%D0%BA%D0%BE%D0%BD%D0%BE%D0%BC%D0%B8%D0%BA%D0%B0%20%D0%B8%20%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5%20%D0%BD%D0%B0%20%D0%BF%D1%80%D0%B5%D0%B4%D0%BF%D1%80%D0%B8%D1%8F%D1%82%D0%B8%D0%B8 -> %D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> 1. Рабочая программа пересмотрена на заседании сф
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> «Разрушение горных пород взрывом» является учебной технологической дисциплиной, отражающей специфику отрасли добывающей промышленности, включена в цикл специальных дисциплин
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Целью изучения дисциплины является формирование основ знаний по технологическим процессам добычи и первичной переработки полезных ископаемых и ознакомление с производственными и организационными возможностями горнодобывающих предприятий
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Целью – формирование основ знаний относительно организационных и производственных возможностей горнодобывающих предприятий в области добычи и первичной переработки полезных ископаемых. Задачи
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> «Строительство горных предприятий» является учебной технологической дисциплиной, отражающей специфику отрасли добывающей промышленности, включена в цикл специальных дисциплин
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Рабочая программа учебной дисциплины Конспекты лекций
%D0%A3%D0%9C%D0%9A%D0%94 -> Учебной дисциплиной федерального компонента цикла общих математических и естественнонаучных дисциплин, устанавливающей базовые знания для получения профессиональных навыков


Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   ...   13


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница