1. 1 Информационные технологии



Скачать 391.96 Kb.
Дата02.08.2016
Размер391.96 Kb.

Задания для работы по теме 1.1 Информационные технологии


Задание №

Дайте определения следующим понятиям:



Понятие

Определение

информационные технологии -


процессы, методы поиска, сбора, хранения, обработки, предоставления, распространения информации и способы осуществления таких процессов и методов;

информационная система -


совокупность содержащейся в базах данных информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий и технических средств;

программное обеспечение (ПО) информационных систем -

Совокупность программных и документальных средств для создания и эксплуатации систем обработки данных средствами вычислительной техники

Задание №

Установите соответствие программного обеспечения (ПО) и его вида: ПО общего назначения, Операционные системы, Сервисные программы, Методо-ориентированнное ПО, Проблемно-ориентированное ПО, ПО для глобальных сетей, Программы технического обслуживания, Инструментальное ПО, ПО для организации вычислительного процесса.



Базовое (системное) ПО

Прикладное ПО

Операционные системы

ПО общего назначения

Сервисные программы

Методо-ориентированнное ПО

Программы технического обслуживания

Проблемно-ориентированное ПО

Инструментальное ПО

ПО для глобальных сетей




ПО для организации вычислительного процесса

Задание №

Установите соответствие программ. Оставшиеся пустые строки заполните самостоятельно. (UNIX , Windows XP , Adobe Photoshop, Windows Vista , «1С: Бухгалтерия», Mac OS, Linux, «Гарант», CorelDRAW, «Консультант»)



Операционные системы

Прикладные ПО общего назначения

Проблемно-ориентированное прикладное ПО

Windows XP 

Adobe Photoshop

«1С: Бухгалтерия»

Windows Vista

CorelDRAW

«Гарант»

UNIX 




«Консультант»

 Mac OS 




«Rs-bank»

Linux

























Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности . С. 73-75, 81

Задание №

Перечислите принципы правового регулирования отношений в сфере информации, информационных технологий и защиты информации.

1) свобода поиска, получения, передачи, производства и распространения информации любым законным способом;

2) установление ограничений доступа к информации только федеральными законами;

3) открытость информации о деятельности государственных органов и органов местного самоуправления и свободный доступ к такой информации, кроме случаев, установленных федеральными законами;

4) равноправие языков народов Российской Федерации при создании информационных систем и их эксплуатации;

5) обеспечение безопасности Российской Федерации при создании информационных систем, их эксплуатации и защите содержащейся в них информации;

6) достоверность информации и своевременность ее предоставления;

7) неприкосновенность частной жизни, недопустимость сбора, хранения, использования и распространения информации о частной жизни лица без его согласия;

8) недопустимость установления нормативными правовыми актами каких-либо преимуществ применения одних информационных технологий перед другими, если только обязательность применения определенных информационных технологий для создания и эксплуатации государственных информационных систем не установлена федеральными законами.



Источник: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Задание №

Что предусматривает Государственное регулирование в сфере применения информационных технологий:

1) регулирование отношений, связанных с поиском, получением, передачей, производством и распространением информации с применением информационных технологий (информатизации), на основании принципов, установленных настоящим Федеральным законом;

2) развитие информационных систем различного назначения для обеспечения граждан (физических лиц), организаций, государственных органов и органов местного самоуправления информацией, а также обеспечение взаимодействия таких систем;

3) создание условий для эффективного использования в Российской Федерации информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет" и иных подобных информационно-телекоммуникационных сетей.

Источник: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Задание №

Перечислите свойства ИТ.





Источник: Коноплёва И.А. Информационные технологии. С. 12, Глобальная сеть Интернет

Задание №

Охарактеризуйте свойства ИТ



  1. Целесообразность – главная цель реализации ИТ состоит в повышении эффективности производства на базе использования современных ЭВМ, распределенной переработке информации, распределенных баз данных, различных информационных вычислительных сетей (ИВС) путем обеспечения циркуляции и переработки информации.

  1. Наличие компонентов и структуры. Функциональные компоненты – это конкретное содержание процессов циркуляции и переработки информации. Структура информационной технологии – это внутренняя организация, представляющая собой взаимосвязанные компоненты ИТ. (Комплекс технических средств, программные средства, система организационно-методического обеспечения)

  1. Взаимодействие с внешней средой – взаимодействие информационной технологии с объектами управления, взаимодействующими предприятиями и системами, наукой, промышленностью программных и технических средств автоматизации.

  1. Целостность – информационная технология является целостной системой, способной решать задачи, не свойственные ни одному из ее компонентов.

  1. Реализация во времени – обеспечение динамичности развития информационной технологии, ее модификация, изменение структуры, включение новых компонентов.

Источник: Коноплёва И.А. Информационные технологии. С.12-13, Глобальная сеть Интернет

Задание №

Выделите основные классификационные признаки информационных технологий.





Источник: Коноплёва И.А. Информационные технологии. С.25, Глобальная сеть Интернет

Задание №

Заполните таблицу «Классификация ИТ» и дайте краткую характеристику.






Критерий классификации

Содержание классификации

Характеристика

КЛАССИФИКАЦИЯ ИТ

1.

По назначению и характеру использования



Обеспечивающие

Пример: технологии текстовой обработки, мультимедиатехнологии, технологии работы с базами данных, технология распознания символов, телекоммуникационные технологии, технологии искусственного интеллекта и др.

Функциональные

Пример: офисные технологии, финансовые технологии, информационные технологии образования, информационные технологии автоматизированного проектирования и др.

2.

По пользовательскому интерфейсу



Пакетные ИТ

Характеризуются тем, что обработка информации производится в заранее определённой последовательности и не требует вмешательства пользователя

Диалоговые ИТ

Характеризуются тем, что предоставляется пользователям неограниченная возможность взаимодействовать с хранящимися в системе информационными ресурсами в режиме реального времени, получая при этом всю необходимую информацию для решения функциональных задач и принятия решения.

Сетевые ИТ

Характеризуются те, что обеспечивают пользователю доступ к территориально распределенным информационным и вычислительным ресурсам с помощью специальных средств связи.

3.

По способу организации сетевого взаимодействия



ИТ на базе локальных вычислительных сетей

Это система взаимосвязанных и распределенных на ограниченной территории средств передачи, хранения и обработки информации, ориентированных на коллективное использование общесетевых ресурсов — аппаратных, программных, информационных.

ИТ на базе многоуровневых сетей

Это особенность архитектуры создаваемой сети, представленная в виде иерархических уровней, каждый из которых решает определенные функциональные задачи. Такие технологии строятся с учетом организационно-функциональной структуры соответствующего многоуровневого экономического объекта и позволяют разграничить доступ к информационным и вычислительным ресурсам в зависимости от степени важности решаемых задач и реализуемых функций управления на каждом уровне.

ИТ на базе распределенных сетей

Это способ организации сетевого взаимодействия ориентирован на реализацию коммуникационных информационных связей между территориально удаленными пользователями и ресурсами сети. Обеспечивает надежную передачу разнообразной информации между территориально удаленными узлами сети с использованием единой информационной инфраструктуры.

4.

По принципу построения



функционально ориентированные технологии

Характеризует тем, что деятельность специалистов в рассматриваемой предметной области разбивается на множество иерархически подчиненных функций, выполняемых ими в процессе решения профессиональных задач.

объектно -ориентированные технологии

Характеризует тем, что проектирование объектно-ориентированной ИТ происходит в виде совокупности классов и объектов предметной области. При этом иерархический характер сложной системы отражается в виде иерархии классов, ее функционирование рассматривается как совокупность взаимодействующих во времени объектов, а конкретный процесс обработки информации формируется в виде последовательности взаимодействий.

5.

По степени охвата задач управления



Технология управления данных

Характеризуются тем, что предназначены для решения функциональных задач, по которым имеются необходимые входные данные и известны алгоритмы, а также стандартные процедуры их обработки. Строятся без пересмотра методологии и организации процессов управления.

Технологии управления

Характеризуются тем, что удовлетворяет информационные потребности сотрудников, имеющих дело с принятием решений

Технологи автоматизации офиса

Характеризуются тем, что направлены на организацию и поддержку коммуникационных процессов как внутри организации, так и с внешней средой на базе компьютерных сетей и других современных средств передачи и работы с информацией. В них реализуются типовые процедуры делопроизводства и контроля управления.

Технологии поддержки принятия решения

Характеризуются тем, что предусматривают широкое использование экономико-математических методов, моделей и пакетов прикладных программ для аналитической работы и формирования прогнозов, составления бизнес-планов и обоснованных выводов по изучаемым процессам и явлениям производственно-хозяйственной практики. Ориентируются на решение слабоформализованных задач, генерация возможных вариантов решений, их оценка, выбор и предоставление пользователю лучшего из них и анализ последствий принятого решения.

Технологи экспертных систем

Характеризуются тем, что составляют основу автоматизации труда специалистов-аналитиков. Эти работники, кроме аналитических методов и моделей для исследования складывающихся в рыночных условиях ситуаций, могут использовать накопленный и сохраняемый в системе опыт оценки ситуаций, т. е. сведения, составляющие базу знаний в конкретной предметной области. Отличие информационных технологий экспертных систем от технологии поддержки принятия решения состоит в том, что они предлагают пользователю принять решение, превосходящее его возможности, и способны пояснять свои рассуждения в процессе получения решения.

6.

По участию ТС в диалоге с пользователем



информационно-справочные технологии

Характеризуются тем, что поставляют информацию пользователю после его связи с системой по соответствующему запросу. Технические средства в таких технологиях используются только для сбора и обработки информации об управляемом объекте.

информационно-советующие технологии

Характеризуются тем, что сами выдают абоненту предназначенную для него информацию периодически или через определенные промежутки времени.

7.

По способу управления производственной технологией



децентрализованные ИТ

Характеризуются тем, что эффективны при автоматизации технологически независимых объектов управления по материальным, энергетическим, информационным и другим ресурсам.

централизованные ИТ

Характеризуются тем, что осуществляется реализация всех процессов управления объектами в едином органе управления, который осуществляет сбор и обработку информации об управляемых объектах и на основе их анализа в соответствии с критериями системы вырабатывает управляющие сигналы.

централизованные рассредоточенные ИТ

Характеризуются тем, что сохраняется принципа централизованного управления, т. е. выработка управляющих воздействий на каждый объект управления на основе информации о состоянии совокупности объектов управления, но при этом некоторые функциональные устройства технологии управления являются общими для всех каналов системы. Для реализации функции управления каждый локальный орган по мере необходимости вступает в процесс информационного взаимодействия с другими органами управления.

иерархические ИТ

Характеризуются тем, что построена по принципу разделения функций управления на несколько взаимосвязанных уровней, на каждом из которых реализуются свои процедуры обработки данных и выработка управляющих воздействий.

Источник: Коноплёва И.А. Информационные технологии. С.12-35, Глобальная сеть Интернет

Задание №

Как Вы считаете, какова роль информационных технологий в развитии экономики. Дайте краткий ответ.

Во всем мире роль информационных технологий в экономике возрастает год от года, и Россия здесь не исключение.  Информатизация пронизывает все сферы общества, и этот процесс только нарастает. Конечно, с кризисом немного затормозились инвестиции в новые ИТ-проекты, но даже при этом ИТ-рынок не падает, как упали остальные отрасли. Коммерческие и государственные компании продолжают укреплять свою ИТ-инфраструктуру, без которой не может обойтись ни одно современное предприятие. Хотя, конечно, инвестиции в дорогостоящее «железо» и многолетние проекты сильно сократились.

Задание №

Информационные технологии в банковской сфере относятся к обеспечивающим или функциональным ИТ? Ответ обоснуйте.

ИТ в банковской сфере относятся к обеспечивающим ИТ. Так как они обеспечивают решение задать разного плана и разной степени сложности, а функциональные технологии это всего лишь модификация обеспечивающих технологий для задач определенной предметной области, т.е. реализуется предметная технология.  Например, работа сотрудника кредитного отдела банка с использованием ЭВМ обязательно предполагает применение совокупности банковских технологий оценки кредитоспособности ссудозаемщика, формирования кредитного договора и срочных обязательств, расчета графика платежей и других технологий, реализованных в какой-либо информационной технологии: СУБД, текстовом процессоре и т.д.

Задание №

Как Вы считаете, по способу управления технологией в банковских автоматизированных системах лучше использовать децентрализованную, централизованную или иерархическую информационную систему? Ответ обоснуйте.

Централизованную информационную систему. Это повышает эффективность управления деятельностью офисов. Внедрение централизованной информационной системы позволяет усовершенствовать процедуры учёта административно-хозяйственных расходов и оперативно контролировать производимые платежи по не операционным расходам и капитальным вложениям.

Задания для работы по теме 1.2 Автоматизированные информационные системы


Задание №

Для каких целей создаются государственные информационные системы?

Государственные информационные системы создаются в целях реализации полномочий государственных органов и обеспечения обмена информацией между этими органами, а также в иных установленных федеральными законами целях.

Источник: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"

Задание №

Дайте определения следующим понятиям:



Понятие

Определение

информация -


сведения (сообщения, данные) независимо от формы их представления;

даные -

это информация, представленная в виде, пригодном для обработки автоматическими средствами при возможном участии человека.

знания -

это информация, на основании которой путём логических рассуждений могут быть получены определённые выводы.

информационная среда-

совокупность систематизированных и организационных специальным образом данных и знаний













Источник: Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации"; Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности с.7,10

Задание №

Какие требования предъявляют к информации:



  1. Точность

  1. Достоверность

  1. Оперативность

  1. Полнота

Источник Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности с 8

Задание №

Назовите и охарактеризуйте информационные системы в зависимости от степени автоматизации



Степень автоматизации

Характеристика

  1. ручные ИС

все операции по переработке информации выполняются человеком

  1. автоматизированные ИС

часть функций управления или обработки данных осуществляются автоматически.

  1. автоматические ИС

Все функции управления и обработки информации выполняются техническими средствами без человека.

Источник Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 10

Задание №

Охарактеризуйте поколения ИС



Поколение

Временной отрезок

Характеристика

Первое поколение ИС

1960-1970

Строилось на базе центральных ЭВМ по принципу» одно предприятие – один центр обработки», а в качестве стандартной среды выполнения приложений служила операционная системы фирмы IBM - MVX

Второе поколение ИС

1970-1980

Характеризуется частичной децентрализацией ИС, когда мини-компьютеры типа DEC VAX, соединенные с центральной ЭВМ, стали использоваться в офисах и отделениях организации.

Третье поколение ИС

1980-1990

Определяется появлением вычислительных сетей, объединяющих разрозненные ИС в единую систему

Четвёртое поколение ИС

1990-наст.вр.

Характеризуется иерархической структурой, в которой центральная обработка и единое управление ресурсами ИС сочетается с распределённой обработкой инофрмации.

Источник Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 10

Задание №

Выделите основные классификационные признаки информационных систем.





Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 11-13

Задание №

Заполните таблицу «Классификация информационных систем» и кратко охарактеризуйте.






Критерий классификации

Содержание классификации

Характеристика

КЛАССИФИКАЦИЯ ИНФОРМАЦИОННЫХ СИСТЕМ

1.

ПО НАЗНАЧЕНИЮ

Информационно-управляющие системы

Служат для сбора и обработки информации, необходимой для управления организацией, банком, отраслью.

Системы поддержки принятия решений

Предназначены для накопления и анализа данных, необходимых для принятия решений в различных сферах деятельности людей

Информационно-поисковые системы

Необходимы для поиска информации, содержащейся в различных базах данных, различных вычислительных системах, разнесённых, как правило, на значительные расстояния.

Информационно-справочные системы

Работают в интерактивном режиме и обеспечивают пользователей справочной информацией.

Системы обработки данных

Занимаются обработкой и архивацией больших объёмов информации

2.

ПО СТРУКТУРЕ АППАРАТНЫХ СРЕДСТВ

Однопроцессорные ИС

Строятся на базе одного процессора компьютера

Многопроцессорные ИС

Используют ресурсы нескольких процессоров

Многомашинные системы

В сосредоточенных вычислительных системах весь комплекс оборудования, включая терминалы пользователей, сосредоточен в одном месте, поэтому для связи между отдельными компьютерами системы не требуется применение системы передачи данных.

Системы с удаленным доступом (с телеобработкой) обеспечивают связь между терминалами пользователей и вычислительными средствами методом передачи данных по каналам связи (с использованием систем передачи данных).

Вычислительные сети — это взаимосвязанная совокупность территориально рассредоточенных систем обработки данных, средств и систем связи и передачи данных, обеспечивающая пользователям дистанционный доступ к вычислительным ресурсам и коллективное использование этих ресурсов.

3.

ПО РЕЖИМУ РАБОТЫ

Однопрограммный режим

Может использоваться: пакетная обработка — это обработка данных или выполнение заданий, накопленных заранее таким образом, что пользователь не может влиять на обработку, пока она продолжается;

режим индивидуального пользования все ресурсы системы предоставляются в распоряжение одного пользователя;

режим коллективного пользования позволяет одновременный доступ нескольких независимых пользователей к ресурсам

вычислительной системы.

Мультипрограммный режим

4.

ПО ХАРАКТЕРУ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С ПОЛЬЗОВАТЕЛЯМИ

Диалоговый режим

Человек взаимодействует с системой обработки информации, при этом человек и система обмениваются информацией в темпе, соизмеримом с темпом обработки информации человеком.

Интерактивный режим

Взаимодействие человека и процесса обработки информации, выражающийся в разного рода воздействиях на этот процесс, предусмотренных механизмом управления конкретной системы и вызывающих ответную реакцию процесса.

Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 11-13

Задание №

Структура любой информационной системы может быть представлена совокупностью обеспечивающих подсистем. Перечислите их и дайте краткую характеристику.





Информационное обеспечение – совокупность единой системы классификации и кодирования информации, унифицированных систем документации, схем информационных потоков циркулирующих в организации, а также методологии построения баз данных.

Техническое обеспечение – комплекс технических средств, предназначенных для работы информационной системы, а также соответствующей документации на эти средства и технологические процессы.

Математическое обеспечение – совокупность методов, моделей и алгоритмов для реализации целей и задач информационной системы

Программное обеспечение - совокупность программ для реализации целей и задач информационной системы, а также нормального функционирования комплекса технических средств.

Организационное обеспечение – совокупность методов, регламентирующих взаимодействие работников с техническими средствами и между собой в процессе разработки и эксплуатации информационной системы.

Правовое обеспечение – совокупность правовых норм, определяющих создание, юридический статус и функционирование информационных систем, регламентирующих порядок получения, преобразования и использование информации.

Источник: Глобальная сеть Интернет

Задание №

На что необходимо обращать внимание при анализе качества информационных процессов в ИС?

Время и качество результирующей информации.

Временные свойства включают: среднее время выполнения информационного процесса; продолжительность временно́го интервала, в течение которого информационный процесс завершается с заданной вероятностью.

Качество информации характеризуется: достоверностью данных — свойством данных не содержать скрытых ошибок; целостностью данных — свойством данных сохранять свое информационное содержание; безопасностью данных — защищенностью данных от несанкционированного доступа к ним.

Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 13-14

Задание №

В чем заключается назначение компьютерных справочно-правовых систем?

Компьютерные СПС – это программный комплекс, включающий в себя массив правовой информации и программные инструменты, позволяющие специалисту работать с этим массивом информации: производить поиск конкретных документов или их фрагментов, формировать подборки необходимых документов, выводить информацию на печать и т.д.

Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 249

Задание №

Перечислите достоинства и ограничения справочно-правовых систем.



Достоинства СПС

Ограничения СПС

компактное хранение больших объемов информации

эргономические ограничения на восприятие информации с экрана

быстрый поиск нужных документов или даже их фрагментов в огромных массивах данных

привычка работы с бумажным носителем

высокоскоростная передача информации средствами связи на любые расстояния

СПС не является официальным источником опубликования нормативно-правовых актов

Источник Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С 253-254

Задание №

Перечислите принципы выбора справочно-правовой системы?



Основные свойства СПС

Дополнительные свойства СПС

надежность источников и достоверность информации, ее аутентичность

возможность заказа и поиска редких, узкоспециальных документов

полнота информации


возможность обучения работе с СПС

оперативность поступления новой информации




качество юридической обработки информации в системах.




Источник: Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности. С. 267

Задание №

Практическая работа №1 «Работа с банком документов»

Набрав адрес http://правительство.рф/ попадаем на интерент-портал правительства РФ. Это один из первых адресов в интернете, где домен пишется кириллицей, а не латиницей. (Особенность ввода и отображения адреса зависит от браузера и его настроек.)

Заглавный кадр сайта содержит информацию об основных разделах портала (воспроизводим лишь содержимое, а не дизайн) Следует учесть, что главная страница время от времени обновляется, и вы можете увидеть несколько отличный список

ПРАВИТЕЛЬСТВО РФ:

Исполнительная власть

Правительство России

Аппарат Правительства

Правительство на связи

Для СМИ

Россия в цифрах

Написать письмо

Банк документов

Мультимедиа

Важные темы

Главные события

Рабочий день

Документы

Сообщения пресс-службы

Войдём в раздел Банк документов. Опишите основные критерии поиска информации на портале.

Поиск по ключевым словам. Возможно использования фильтра период и сортировки по возрастанию и убыванию.


Практическая работа №2 «Работа с информационно-справочной системой»
Набрав адрес http://www.cbr.ru/ попадаем на сервер Центрального банка РФ, представляющий собой сочетание информационно-справочной системы, информационно-поисковой системы и банка документов. Заглавный кадр сайта содержит информацию об основных разделах банка (воспроизводим лишь содержимое, а не дизайн).

Центральный банк Российской Федерации
Банк России сегодня

Банкноты и монеты

Специальный стандарт МВФ на распространение данных (ССРД)

Информационно-аналитические материалы

Информация по кредитным организациям

Статистика

Издания Банка России

Региональный раздел

Центральный каталог кредитных историй

Поиск

Карта сервера

Архив




Основные индикаторы финансового рынка

Макроэкономические индикаторы

Архив документов

Новое на сервере

Архив пресс-релизов

Пресс-релизы

Дополнительные материалы

Интернет-приемная

и т.д.

В левой колонке этой таблицы — постоянные рубрики, а в правой колонке — основные информационно-справочные рубрики. Некоторые из них являются постоянными (с обновляемым содержанием), большая часть — сменными, в них отражается актуальная на настоящий момент информация с относительно коротким «временем жизни».

Войдём в раздел «Архив». Перед нами открывается обширный перечень документов.



  1. Просмотрите содержимое. Опишите структуру архива.

    Архив на определённый год




    Информационно - аналитические материалы




    Архив изданий Банка России




    Переход банковской системы на МСФО




    Банк России сегодня




    Банкноты и монеты




    Пресс - релизы




  2. Опишите предоставляемые критерии поиска информации на сервере.

Критерии поиска:

  • по ключевым словам

Сортировка:

  • по сходству

  • по заголовку

  • по размеру

  • по дате обновления

  • по пути к файлу




  1. Используя возможности поиска на сайте, найдите актуальный «Квартальный обзор инфляции». Адрес сохраните в отчёте.

Адрес отчёт: http://www.cbr.ru/publ/root_get_blob.asp?doc_id=8671

Задание №

Практическая работа №3 «Работа с библиотечными каталогами»

В России самой большой является «Российская государственная библиотека». Набрав адрес http://www.rsl.ru/, попадаем на первую страницу Web-сайта библиотеки. Нам предлагается меню:



О библиотеке

Читателям

Фонды

Каталоги

Услуги

Издания

События

Проекты

Сотрудничество

Электронные ресурсы

Виртуальная справочная служба

Европейская библиотека

Выберем раздел «Каталоги» и попадем на страницу, на которой содержится описание всех каталогов.



Единый электронный каталог (ЭК) РГБ

Каталоги специализированных отделов

Электронная версия Генерального систематического каталога (ГСК)

Центральная система каталогов (ЦСК)

Войдём в Единый электронный каталог/ Каталог книг. Нам предлагается запросная форма. В ней для поиска нужной литературы необходимо вписать ключевые слова и элементы записи для поиска, если известны. Введем ключевые слова «Банковское дело» и не будем ничего более уточнять, т. е. начнем поиск. Система выдаст соответствующие документы — бегло их просмотрим.

Рассмотрите возможности Ранжирования / Отбора / Уточнения



Задание №

Практическая работа №4 «Работа с региональной информационно-справочной системой»

В настоящее время большинство регионов России и многие крупные города имеют собственные информационно-справочные системы. Вводим адрес сайта своего региона (http://www.adm.orel.ru/). Перед нами обширная информационно-справочная система общего назначения. Из нее можно многое узнать о жизни региона. Выполните в качестве упражнения просмотр нескольких разделов системы.


Задание №

Лабораторная работа № Банки документов.

Задания к лабораторной работе

Произвести поиск в банке документов системы образования и материалов ЦБ РФ. Поиск указанной информации выполнять, используя ресурсы Internet и сайта www.cbr.ru. (Поисковый ресурсы: http://www.yandex.ru/, http://www.google.ru/ и т.д.)


Составить описание поиска, включающее:

1) общее описание источника;

2) перечень объектов поиска;

3) траекторию поиска;

4) результаты поиска.

Варианты заданий
Вариант 1

Документы, имеющие отношение к Вашему ССУЗу.



Вариант 2

Документы по высшему экономическому образованию.



Вариант 3

Стандарты образования по информатике различных ступеней системы образования.



Вариант 4

Материалы и документы по законодательству в системе образования.



Вариант 5

Статьи Гражданского кодекса, связанные с отношениями в сфере образования.



Вариант 6

Материалы о ставке рефинансирования за последние 10 лет.



Вариант 7

Перечень иностранных валют, официальные курсы которых по отношению к рублю устанавливаются Банком России ежедневно (по рабочим дням)



Вариант 8

Денежная масса М2 (национальное определение) в текущем и предыдущем году.



Вариант 9

Сведения об адресах Web-сайтов кредитных организаций Российской Федерации



Вариант 10

Данные об инфляция на потребительском рынке за предыдущий месяц текущего года.



Задание №

Лабораторная работа № «Каталоги электронных библиотек»

Произвести поиск литературы в каталоге указанной электронной библиотеки на заданную тему (тема сформулирована ориентировочно, возможны вариации). Если число источников, предъявляемых системой в ходе поиска, велико, то ограничиться просмотром части из них.

Составить описание поиска, включающее:

1) общее описание электронного каталога;

2) траекторию поиска;

3) результаты поиска.



Варианты заданий
Поиск в каталоге Российской государственной библиотеки

(http://www.rsl.ru)


Вариант 1 Литература по теме «Информатика» 2009 года издания

Вариант 2 Литература по теме «Информатика» 2010 года издания

Вариант 3 Литература по теме «Базы данных»

Вариант 4 Литература по теме «САПР»

Вариант 5 Литература по теме «Информационно-справочные системы»

Вариант 6 Литература по теме «Экспертные системы»

Вариант 7 Литература по теме «Базы знаний»

Вариант 8 Литература по теме «Искусственный интеллект»

Вариант 9 Литература по теме «ССУЗы »

Вариант 10 Литература по теме «Банковское дело»


Задание №

Лабораторная работа № Информационно-справочные системы

Задания к лабораторной работе

Осуществить поиск информации в информационно-справочной системе своего региона (города). Составить описание поиска, включающее:

1) общее описание информационно-справочной системы;

2) перечень объектов поиска;

3) траекторию поиска;

4) результаты поиска.



Варианты заданий

Каждый студент выбирает свой перечень объектов поиска и согласует его с преподавателем.


Тест


Ответьте на тестовые вопросы:

Результаты теста оформите в таблице:

вопроса

Ответ

вопроса

Ответ

1.










2.










3.








































































  1. Информационная технология — это:

а) процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;

б) процесс удовлетворения информационных потребностей человечества в информационных ресурсах;

в) комплекс аппаратных и программных средств, позволяющих пользователю общаться с ПК, используя разнообразные, естественные для себя среды: звук, видео, графику, тексты, анимацию и др.


  1. Средства информационных технологий — это:

а) средства выполнения и комплекс технологических решений, используемых в качестве основы для построения определенного круга прикладных программ;

б) система методов, алгоритмов, программных и аппаратных средств для ввода, обработки и отображения графической информации, а также для преобразования данных в графическую форму;

в) технические, программные, информационные и другие средства, при помощи которых реализуется информационная технология на экономическом объекте.


  1. Производство информации для ее анализа человеком и принятия на этой основе решения по выполнению какого-либо действия — это:

а) процесс информационной технологии;

б) цель информационной технологии;

в) цель технологии материального производства.


  1. Организованная структура данных, хранящая систематизированную определенным образом информацию — это:

а) база данных;

б) база знаний;

в) экспертная система.


  1. Повышение эффективности производства за счет внедрения современных средств вычислительной техники, распределенных баз данных, различных вычислительных сетей, что позволяет обеспечить эффективную циркуляцию и переработку информации — это свойство ИТ называется:

а) целесообразность;

б) целостность;

в) развитие во времени.


  1. Конкретное содержание процессов циркуляции и обработки информации — это:

а) структура информационной технологии;

б) целесообразность информационной технологии;

в) функциональные компоненты информационной технологии.


  1. К какому этапу эволюционного развития информационных технологий относится изобретение и распространение телевидения и ЭВМ:

а) 4-й этап;

б) 5-й этап;

в) 6-й этап.


  1. Процесс удовлетворения информационных потребностей человечества в информационных ресурсах — это:

а) информационная технология;

б) информатизация общества;

в) информатика.


  1. Интегрированная информационная технология — это:

а) процесс удовлетворения информационных потребностей человечества в информационных ресурсах;

б) процесс, использующий совокупность средств и методов сбора, обработки и передачи данных для получения информации нового качества о состоянии объекта, процесса или явления;

в) взаимосвязанная совокупность отдельных технологий, т. е. объединение различных технологий с организацией развитого информационного взаимодействия между ними.


  1. Специальным образом организованная информация в электронном виде, хранящая систематизированную совокупность понятий, правил и фактов, относящихся к некоторой предметной области, — это:

а) автоматизированный банк данных;

б) база данных;

в) база знаний.


  1. Система методов, алгоритмов, программных и аппаратных средств для ввода, обработки и отображения графической информации, а также для преобразования данных в графическую форму — это:

а) компьютерная графика;

б) средства мультимедиа;

в) операционная система.


  1. Совокупность правил организации взаимодействия устройств или программ между собой или с пользователем и средств, реализующих это взаимодействие, — это:

а) компьютерная графика;

б) интерфейс;

в) средства мультимедиа.


  1. Совокупность компьютеров и сетевого оборудования, объединенных с помощью каналов связи в единую систему для информационного обмена — это:

а) вычислительная сеть;

б) информационная технология;

в) автоматизированный банк данных.





Библиография


По теме 1.1 Информационные технологии

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Безручко, В.Т. Практикум по курсу «Информатика» [Текст] : учеб. пособие / В.Т. Безруч-ко. - М.: ФОРУМ : ИНФРА-М, 2008. - С. 7-89.

Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах [Текст] / Ф.С. Воройский. - М.: Физматлит, 2006. - С. 49-93.

Гришин, В.Н. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст] / В.Н. Гришин, Е.Е. Панфилова. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - С. 6-35.

Информатика [Текст] : учебник / под ред. Н.В. Макаровой. - М. : Финансы и статистика, 2007.-С. 87-119,458-507.

Информатика для экономистов [Текст] : учебник / под ред. В.М. Матюшка. - М. : ИНФРА-М, 2006. - С. 33-39, 101-104,118-150.

Информационные технологии (для экономиста) [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. АХ Волкова.- М.: ИНФРА-М, 2001. -С. 3-24,76-110.

Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М.: Академия, 2008. - С. 72-75, 81-91,347-356.

Михеева, Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М. : Академия, 2005. -С. 180-190.

Попов, В.Б. Основы информационных и телекоммуникационных технологий. Программно-аппаратное обеспечение [Текст] : учеб. пособие / В.Б. Попов. - М. : Финансы и статистика, 2005,-С. 33-124.

Свиридова, М.Ю. Информационные технологии в офисе.' Практические упражнения [Текст]: учеб. пособие для нач. проф. образования / М.Ю. Свиридова. - М. : Академия, 2007. -С. 12-66.



По теме 1.2 Автоматизированные информационные системы

Федеральный закон от 27.07.2006 № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации».

Безручко, ВТ. Практикум по курсу «Информатика» [Текст] : учеб. пособие / ВТ. Безруч-ко. - М. : ФОРУМ : ИПФРА-М, 2008. - С. 239-240, 244-245.

Воройский, Ф.С. Информатика. Энциклопедический словарь-справочник: введение в современные информационные и телекоммуникационные технологии в терминах и фактах [Текст] / Ф.С. Воройский. - М.: Физматлит, 2006. - С. 93-153.

Информатика [Текст]: учебник / под ред. Н.В. Макаровой. - М. : Финансы и статистика, 2007.-С. 62-71.

Информационные технологии (для экономиста) [Текст] : учеб. пособие / под общ. ред. А.К. Волкова. - М. : ИНФРА-М, 2001. - С. 267-304.

Компьютерные сети [Текст] : учеб. изд. / сост. Т.П. Абрамова, О.В. Коренев. - Тверь : УМЦ Банка России, 2000.

Михеева, R.B. Информационные технологии в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие для студ. сред. проф. образования / Е.В. Михеева. - М. : Академия, 2008. -С. 7-14,249-283.

Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности экономиста и бухгалтера [Текст] : учеб. пособие / Е.В. Михеева, О.И. Титова. - М. : Академия, 2005. --С. 119-152.

Михеева, Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности [Текст]: учеб. пособие/Е.В. Михеева.-М. : Академия,2006-С. 145-183.



Дополнительная литература:

Коноплёва И.А., Хохлова О.А., Денисов А.В. Информационные технологии: учеб. пособие / под ред. И.А. Коноплёвой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007



Публикации в периодической печати

Ресурсы сети Интерент
Каталог: drupal -> sites -> default -> files
files -> Требования к обладателю свидетельства штурмана ст. XII
files -> 1. Вексель является…письменным обязательством векселедателя
files -> Курс лекций тема введение в макроэкономику план: Макроэкономика: цели и инструменты
files -> Авиапочта airmail авизо- advice
files -> Методическое пособие по проведению инспектирования воздушных судов на перроне часть 1 общий порядок инспектирования воздушных судов
files -> Методические рекомендации по подготовке к полетам в весеннее-летний период 2013 года. Рекомендации по подготовке к полетам авиакомпаниям


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница