بسم الله الرحمن الرحيم противоядие для защиты супругов от развода



страница1/5
Дата15.07.2016
Размер0.73 Mb.
  1   2   3   4   5




بسم الله الرحمن الرحيم



ПРОТИВОЯДИЕ ДЛЯ ЗАЩИТЫ СУПРУГОВ ОТ РАЗВОДА

Доктор Мухаммад ибн Насыр аль-Хумаййид



Содержание


  • Предисловие







  • Плоды брака




  • Причины развода




  • Причины развода со стороны мужа




  • Причины развода со стороны жены




  • Причины развода со стороны родственников супругов или других лиц




  • Последствия развода




  • Наставление




  • Что следует делать после возникновения развода




  • Заключение





Предисловие
Хвала и благодарность принадлежат Аллаху. Мы просим у Него помощи и прибегаем к его защите от зла нашей плоти и ошибок наших деяний. Никто не сможет ввести в заблуждение того, кого Аллах наставит на верный путь. Никто не сможет наставить на верный путь того, кого Аллах ввел в заблуждение. Я свидетельствую, что нет Бога, достойного поклонения, кроме Аллаха. У него нет сотоварищей. Я свидетельствую также, что Мухаммад – Его раб и посланник.

«О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха должным обра­зом и умирайте не иначе, как будучи мусульманами!»1

«О люди! Бойтесь вашего Господа, Который сотворил вас из одного человека, сотворил из него пару ему и расселил много мужчин и женщин, произошед­ших от них обоих. Бойтесь Аллаха, именем Которого вы просите друг друга, и бойтесь разрывать родственные связи. Воистину, Аллах наблюдает за вами»2.

"О те, которые уверовали! Бойтесь Аллаха и говорите правое слово. Тогда Он исправит для вас ваши дела и простит вам ваши грехи. А кто повинуется Аллаху и Его посланнику, тот уже достиг великого успеха"3.

Итак. Поистине, ислам позаботился о создании семьи, и о ее благородной жизни в сени учения высокочтимого шариата и руководства лучшего из созданий, нашего пророка Мухаммада ибн 'Абдуллаха, да благословит и приветствует его Аллах. Воистину, он был идеальным примером и великим образцом. "В Посланнике Аллаха был прекрасный пример для вас, для тех, кто надеется на Аллаха и Последний день и премного поминает Аллаха"4. Тот, кто желает прожить счастливую супружескую жизнь, должен придерживаться этого прямого пути и верной дороги.

Достойно сожаления то, что распространилось в исламских обществах в виде поспешности развода из-за причин, которые можно исправить. Я посчитал, что необходимо обратить внимание на это положение, - поскольку в нем имеется плохое воздействие на личность и общество, - а также исследовать его причины и изучить средства его исправления в сени исламского учения. И я принялся писать об этой теме в исследовании, которое я назвал: "Противоядие5 для защиты супругов от развода", прося у Всевышнего Аллаха помощи, наставления и принятия, и надеясь, что разумные примут его и будут действовать согласно ему.

Во-первых, я упомянул в нем исламский путь оберегания супружеской жизни. Затем я присоединил к нему разъяснение плодов брака. После чего я подробно описал причины развода и попытался указать на исправление каждой причины, которую можно поправить, разъясняя причины развода со стороны мужа, затем со стороны жены, а потом со стороны родственников обоих супругов или других лиц. Далее я прояснил результаты развода, а затем дал совет каждому, кто может быть причиной развода. Потом я упомянул то, что можно сделать после наступления развода, как последняя попытка для исправления перелома, объединения союза и исправления отношений между супругами. Затем я завершил тему упоминанием того, что следует после затруднения жизни между супругами, а это – разлучение, как сказал Всевышний: "Развод допускается дважды, после чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"6. Потом я упомянул предписания развода, и целью здесь является (поиск соблаговоления) Аллаха. И да будет благословение и приветствие Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и сподвижникам.




Путь шариата в оберегании супружеской жизни

Поистине, Всевышний Аллах установил для супругов положения, при помощи которых их жизнь становится правильной, а их совместное проживание становится продолжительным. Также Он сделал обязательными для каждого из супругов права, которые необходимо соблюдать по отношению друг к другу. Мы упомянем здесь совокупность священных текстов шариата, которые разъяснили эти права. И это - путь, который необходимо соблюдать супругам для того, чтобы прожить счастливую жизнь.

Всевышний сказал: "Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению"7. Всевышний также сказал: "После чего надо либо удержать жену на разумных условиях, либо отпустить ее по-доброму"8. Пречистый Аллах еще сказал: "Живите с ними достойно"9. Также Всевышний сказал: "Поселяйте их там, где вы живете сами – по вашему достатку"10.

От Му'авии ибн Хайды аль-Кушайри, да будет доволен им Аллах, передано, что он сказал: "Я спросил: "О, посланник Аллаха, какое право имеют наши жены?" Он ответил: "Если ты ешь, то должен кормить и ее, если ты одеваешься, то должен одевать и ее. И не бей ее по лицу и не говори: "Да обезобразится твое лицо", и не отлучай ее, кроме как в своем доме (не выгоняй ее из дому)"11. От Умму Саламы, да будет доволен ею Аллах, передается, что она сказала: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Какая бы женщина ни умерла, в то время как ее муж остался доволен ею, она войдет в рай"12.

От Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "У посланника Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, спросили: "Какая из женщин лучше?" Он ответил: "Та, которая радует (своего мужа), если он посмотрит на нее. Она повинуется его велениям, и не противоречит ему ни в себе, ни в своем имуществе тем, что ему не нравится"13.

Также от Абу Хурайры, да будет доволен им Аллах, передается, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену к постели, и она отказалась прийти, ангелы будут проклинать ее до наступления утра"14.

От Талька ибн 'Али, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: "Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если мужчина позвал свою жену для своей нужды, пусть она явится к нему, даже если и будет у печи15".16

От 'Амра ибн аль-Ахваса, да будет доволен им Аллах, передано, что пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Послушайте, поистине, вы имеете право над своими женщинами. И ваши женщины также имеют право над вами. Что касается вашего права над вашими женщинами, так это чтобы они не позволяли сидеть на вашем ложе тому, кого вы не любите17. И чтобы они не разрешали входить в ваши дома тому, кого вы не любите. Послушайте, их право над вами, чтобы вы хорошо одевали и кормили их"18.

Также пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женщине недозволенно соблюдать (добровольный) пост в присутствии своего мужа, кроме как с его разрешения, и она не должна разрешать входить в его дом (кому-либо), кроме как с его разрешения"19.

Это лишь небольшое количество воды из большого разлива. Кто желает дополнения по этому вопросу, пусть прочтет главы о браке в книгах сунны и описания жизни Избранного, да благословит и приветствует его Аллах, с его супругами, матерями правоверных, да будет доволен всеми ими Аллах, ибо в этом содержится много блага и обилие знания.


Плоды брака

Поистине, ислам побудил к браку, поскольку в нем имеются огромные плоды для личности и общества.

Всевышний сказал: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь"20.

Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак21, то пусть женится"22. Также он сказал: «Этот мир – вещь (для пользования). И лучшим благом этого мира является праведная жена»23.



Мы упомянем здесь совокупность плодов брака. Среди них:

Во-первых. Успокоение и умиротворение души. Всевышний сказал: "Среди Его знамений – то, что Он сотворил из вас самих жен для вас, чтобы вы находили в них успокоение, и установил между вами любовь и милосердие. Воистину, в этом – знамения для людей размышляющих"24.

Всевышний также сказал: "Ваши жены – одеяние для вас, а вы – одеяние для них"25. То есть, они - укрытие (покой) для вас, а вы – укрытие (покой) для них, как прокомментировали этот аят Ибн 'Аббас и группа предшественников, да будет доволен ими Аллах26.

Во-вторых. Опускание взора и оберегание половых органов. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "О молодые люди! Если кто-нибудь из вас способен вступить в брак, то пусть женится, потому что это поможет ему потуплять взор и оберегать половые органы (от распутства)"27. Ибо каждый из супругов прикрывает друг друга и защищает его от совершения распутства.

В-третьих, появление достатка (богатства), которое обещал Пречистый Аллах неимущим Своими словами: "Сочетайте браком тех из вас, кто холост, и праведников из числа ваших рабов и рабынь. Если они бедны, то Аллах обогатит их из Своей милости. Аллах – Объемлющий, Знающий"28.

В-четвертых, появление праведного потомка, благодаря которому будет продолжаться деяние человека после его смерти. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Когда человек умирает, то его дела прекращаются, кроме трех. Это – доброе дело, которое продолжается (и после его смерти); знание, которое приносит пользу людям; и праведный сын, который молится за него»29.

В-пятых, увеличение мусульманской общины. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Женитесь на любящих и часто рожающих (женщинах и девушках), ибо я буду гордиться вами перед (другими) общинами»30.

В-шестых, оставление потомства и продолжение человеческого рода для того, чтобы поклоняться Всевышнему Аллаху и населять Землю. Всевышний сказал: "Мы отправили к самудянам их брата Салиха. Он сказал: «О мой народ! Поклоняйтесь Аллаху, ибо нет у вас иного божества, кроме Него. Он сотворил вас из земли и поселил вас на ней. Просите прощения у Него, а затем покайтесь перед Ним. Воистину, мой Господь – Близкий, Отзывчивый"31. И хотя данный аят и является обращением к народу Салиха, мир ему, однако эти цели, указанные в аяте, являются умыслом во всех общинах32.

В-седьмых. Взаимное знакомство и сближение между людьми, как сказал Всевышний: "О люди! Воистину, Мы создали вас из мужчины и женщины и сделали вас народами и племенами, чтобы вы узнавали друг друга"33.

В-восьмых, исполнение благочестия к родителям и поддержание родственных уз, а также достижение великой награды от Всевышнего Аллаха тем, кто совершает благочестие к родителям и поддерживает родственные узы. От пророка, да благословит и приветствует его Аллах, передается, что он сказал: "Господь доволен, когда доволен родитель, и Аллах гневается, когда гневается родитель"34. Всевышний также сказал: "Которые поддерживают то, что Аллах велел поддерживать, страшатся своего Господа и боятся ужасного расчета, которые проявляют терпение, стремясь к Лику своего Господа, совершают молитву, расходуют тайно и открыто из того, чем Мы их наделили, и добром отталкивают зло. Им уготована Последняя обитель – сады Эдема, в которые они войдут вместе со своими праведными отцами, супругами и потомками. Ангелы будут входить к ним через любые врата. Мир вам за то, что вы проявили терпение! Как же прекрасна Последняя обитель!"35


Причины развода

Мы упомянем здесь совокупность причин, которые иногда ведут к разводу.

Затрагивая причины развода, мы обнаруживаем, что среди них есть те, для которых имеется решение, и те, для которых нет выхода, кроме развода. Мы, если на то будет воля Аллаха, скоро упомянем соответствующие решения, основываясь при этом на священных текстах шариата для каждой причины, которую можно исправить.
А – Причины развода со стороны мужа

1. Несоблюдение мужем прав своей жены, соблюдать которые велел Всевышний Аллах. Это происходит либо из-за незнания, либо из-за невнимательности, либо из-за отказа от Закона Всевышнего Аллаха.

Поэтому муж должен узнать права своей супруги, которые она имеет над ним, не быть небрежным по отношению к этому, и бояться Аллаха относительно своей жены, для того чтобы супружеская жизнь между ними продолжалась в сени высокочтимого шариата. К этим правам относится достойное проживание с ней, материальное обеспечение, отдача ей должного (награждение), мягкое обращение, закрытие глаз на некоторые из ее ошибок, приукрашивание для нее прекрасным образом. Ибн 'Аббас сказал36: "Я люблю приукрашиваться для жены так же, как и люблю, чтобы она наряжалась для меня. Ибо Всевышний Аллах сказал: "Согласно установленному порядку, жены имеют такие же права, как и обязанности, хотя мужья и выше их по положению"37.



2. Отсутствие исполнения заповеди пророка, да благословит и приветствует его Аллах, данной мужчине, жениться на набожной женщине (девушке) в его словах: «На женщине женятся из-за четырех достоинств: богатства, знатного происхождения, красоты и приверженности религии. Посему добивайся набожной женщины, да запылится твоя рука38»39. Когда один из супругов является набожным, а другой – в противоположность тому, между ними возникают противоречие и спор. Ибо набожный из них совершает деяние, ведущее к довольствию Всевышнего Аллаха, а другой совершает действие согласно своему желанию.

Поэтому сватающемуся необходимо иметь в виду это пророческое завещание и стремиться исполнить его и действовать согласно ему, даже если пройдет долгое время в поиске набожной женщины. Ибо в скором времени с позволения Аллаха он будет жизнь счастливой жизнью с набожной женщиной. И даже если набожный мужчина женится на женщине, которая не является набожной, то на нем лежит большая ответственность в призыве ее и ее наставлении. И он должен соблюдать при этом терпение и придерживаться пути шариата, призывая ее мудростью и добрым увещеванием. Всевышний сказал: "Вели своей семье совершать молитву и сам терпеливо совершай его"40. Также Всевышний сказал: "Призывай на путь Господа мудростью и добрым увещеванием и веди спор с ними наилучшим образом"41. И тогда может быть, что она по воле Всевышнего Аллаха наставится на прямой путь, и их совместная жизнь исправится.



3. Наличие в доме упущения или недостатка в поклонении Аллаху, или же участие во внедрении в него нечестия различными способами: порочными (телевизионными) каналами, или падшими журналами, или бесстыдными кассетами и другими. Отсутствие чтения Благородного Корана в доме, особенно суры "Корова", о достоинстве которой пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Не превращайте ваши дома в могилы! Поистине, сатана убегает из дома, в котором читается сура "Корова""42. Таким образом, когда в доме нет чтения Корана, и вместо него туда входит то, что вызывает гнев Всевышнего Аллаха, туда будут закрадываться шайтаны, и там будет отсутствовать спокойствие и умиротворение. И в том доме появляются те трудности, которые иногда приводят к его распаду, а затем разрушению.

Поэтому оба супруга должны стремиться оберегать свой дом от шайтанов так же, как они защищают его от воров и тому подобного. Они также должны быть заняты тем, что приносит им религиозную и мирскую пользу, вместо тех пагубных деяний, и заполнять дом поминанием Аллаха и голосом, распространяющим Благородный Коран, которым Аллах оказал милость для нас. И какой он (Коран) хороший собеседник (друг)! Всевышний сказал: "Разве не поминанием Аллаха утешаются сердца?"43



Заметка. Каждый разумный обязан не быть обманутым и не прельщаться положением некоторых домов, которые находятся в грехах и порицаемых действиях, и вместе с тем супруги (в них) живут во взаимном согласии, и разногласия между ними бывают редко. В хадисе, переданном от Ибн Мас'уда, да будет доволен им Аллах, сказано: "Поистине, Аллах дарует богатство тому, кого Он любит, и кого Он не любит. Но Он дарует религию лишь тому, кого Он любит"44. Ибо это относится к отсрочке, которую Всевышний Аллах дает грешникам. Всевышний сказал: "Пусть не обольщает тебя свобода действий на земле тех, кто не уверовал. Это – всего лишь недолгое (небольшое) удовольствие, а затем их пристанищем будет Геенна. Как же скверно это ложе!"45 Пречистый Аллах также сказал: "А тех, которые считают ложью Наши знамения, Мы завлечем так, что они даже не узнают этого. Я дам им отсрочку, ведь хитрость Моя несокрушима"46. Посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине Аллах предоставляет долгий срок притеснителю, но если Он схватит его, то тот не ускользнет от него"47.

И размышляющий над домами грешников не обнаружит, что все они живут дружбе. Напротив, среди них есть те, чьи жители живут в несчастье и тревоге. Всевышний сказал: "Если кто возжелает преходящей жизни, то Мы тотчас одарим тем, что пожелаем, того, кого пожелаем"48. И Всевышний Аллах разъяснил, что не каждый, кто желает этого мира, добивается в нем успеха. Однако он приходит к одним, и не приходит к другим.



4. Недостаток терпения у мужчины. Скорее всего, к этому приводит его невнимательность, или его пренебрежение, или неведение об истинной природе женщины, которая заключается в том, что она создана из ребра. Как сказал пророк, да благословит и приветствует его Аллах: "Хорошо обходитесь с женщинами, ибо они созданы из ребра. А самым кривым местом в ребре является его верхняя часть. Если ты начнешь исправлять его, то сломаешь его. Если ты оставишь его, то оно так и останется кривым. Так обходитесь же хорошо с женщинами"49. В другой версии сказано: "Поистине, женщина создана из ребра, и она никогда не будет ровной (для тебя) во всех случаях. И если ты будешь пользоваться ею, то она будет доставлять тебе удовольствие даже при наличии той самой кривизны, но если ты попытаешься выпрямить ее, то непременно сломаешь женщину, а это означает, что ты разведешься с ней"50.

Поэтому мужчина должен помнить эту истину создания женщины, чтобы терпеть и переносить (трудности). И он должен знать, что это состояние всех женщин. Поэтому ему следует закрывать глаза на некоторые ошибки, и не отчитывать ее за каждую ошибку. Аль-Хасан, да смилуется над ним Аллах, сказал: "Благородный никогда не будет вдаваться глубоко (в чужие ошибки)"51.



5. Гнев. Иногда из-за него мужчина торопится с разводом, либо же он начинает ставить развод в зависимость от одного из состояний.

Поэтому муж должен владеть собой во время гнева, не торопиться и не пускаться в речь, чтобы не высказать то слово (развода). Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Сильный не тот, кто может свалить (в борьбе). Однако силен тот, кто сдерживает себя во время гнева»52. Было также приведено сообщение о том, что один мужчина сказал пророку, да благословит и приветствует его Аллах: "Сделай мне наставление". Тогда он ответил: "Не гневайся". Тот (мужчина) повторил (свою просьбу) несколько раз. Тогда он сказал: "Не гневайся"53.



Мы упомянем здесь некоторые сообщения, приведенные от пророка, да благословит и приветствует его Аллах, о сдерживании гнева.

  • Молчание во время гнева. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи. Если гневаешься, то молчи"54.

  • Прошение защиты у Аллаха от побиваемого камнями сатаны. От Сулеймана ибн Сурода, да будет доволен им Аллах, передается, что он сказал: «(Однажды) двое мужчин поругались в присутствии пророка, да благословит и приветствует его Аллах, а мы сидели рядом с ним. И один из них стал ругать своего товарища в гневе, а лицо у него стало краснеть. Тогда пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: «Поистине, я знаю слова, произнесение которых им снимет этот (гнев) с него. Если бы он сказал: "А‘узуу билляхи минаш-шайтонир-роджийм".55

  • Слова пророка, да благословит и приветствует его Аллах: "Если кто-либо из вас гневается, будучи стоя, пусть сядет. Если гнев у него пройдет, (то хорошо). В противном случае, пусть он ляжет"56.

  • Совершение омовения, которое относится к действиям, тушащим гнев. Пророк, да благословит и приветствует его Аллах, сказал: "Поистине, гнев – от сатаны, а сатана создан из огня. И огонь тушится лишь водой. Поэтому, если кто-либо из вас гневается, пусть совершит омовение"57.

  • Выход из дома для того, чтобы прекратить ссору. Это основано на рассказе об 'Али ибн Абу Талибе, да будет доволен им Аллах. Аль-Бухари и Муслим передали со слов Сахля ибн Са'да, да будет доволен им Аллах, что он сказал: «(Однажды) посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пришел в дом к Фатиме, да будет доволен ею Аллах, и не нашел ‘Али в доме. Он спросил: «Где сын твоего дяди (по отцовской линии)?» (Фатима) ответила: «Между нами кое-что произошло, и он разозлился на меня, вышел из дому и не спал в полдень у меня». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, сказал одному человеку: «Посмотри, где он?» Тогда тот (разузнал и), придя, сказал: «О, посланник Аллаха, он спит в мечети». Тогда посланник Аллаха, да благословит и приветствует его Аллах, пошел к нему и обнаружил, что (‘Али) лежит, а его плащ упал с его бока, и на него попала пыль. Тогда посланник Аллаха стал стряхивать с него (пыль), говоря: «Вставай, Абу Тураб, вставай, Абу Тураб»58.

Мы считаем, что каждый из супругов после того, как узнает природу и душевный склад другого, должен избегать того, что вызывает его гнев. Также супруга, для того чтобы сберечь свою совместную жизнь, должна избегать деяния, от возникновения которого со стороны супруга зависит развод.



Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница