Звуковой культуры речи




Скачать 27.92 Kb.
Дата07.03.2016
Размер27.92 Kb.
ВОСПИТАНИЕ

ЗВУКОВОЙ КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

У детей к пяти годам заканчивается становление звуковой культуры речи. Однако при произнесении шипящих, свистящих и сонорных звуков дети испытывают известные затруднения, которые обусловлены несовершенной деятельностью коры головного мозга, недостаточным развитием речедвигательных механизмов, а также условиями воспитания и обучения.

Для развития речевого слуха и слухового внимания с детьми младшего и среднего дошкольного возраста используются дидактические игры и упражнения: «Кто позвал», «Угадай, на чём играют», «Что делает за ширмой Петрушка», «Что говорит улица», «Угадай, что я сказала» и т.д. Для моторики артикуляционного аппарата подвижные игры с элементами звукоподражания: «Как шумит лес», «Кто как кричит», «Гуси», «Поезд», «Автомобили», «Самолёты», «Пчёлы» и др. Для дыхания: сдувание бумажек или ватных шариков, гимнастические упражнения типа «насос», «дровокол» и др.

Предусмотрены задания на выработку дикции и формирование интонационной выразительности речи.

Перечисленные упражнения проводят на прогулках, в часы игр, их включают в занятия (речевые, музыкальные, физкультурные).

Структура таких занятий различна.

А.М.Бородич, например, предлагает составлять занятие из четырёх частей. Примерный план занятия для средней группы:1

1. Развития речевого слуха и слухового внимания. Дидактическая игра «Угадай, что я сказала» (2 – 4 мин).

2. Формирование звукопроизношения. Дидактическая игра с картинками «Угадай, кто это» (5 мин).

3. Работа над выразительностью речи. Повторение заученных ранее потешек, используя игрушки (3 – 5 мин).

4. Упражнение на речевое дыхание «Бабочка, лети!» (2 – 3 мин).

Иной план занятий рекомендует М.Г.Геринг и Н.А.Герман:

1. Рассказ о звуке, с помощью которого внимание детей нацеливается на слуховое восприятие данного звука, связывает его с конкретным образом: з - песня комара, ж – жука.

2. Пояснение артикуляции звука и упражнения в его произношении с использованием «сказок весёлого язычка».

3. Шутки-чистоговорки типа: су-су-су-увидели в лесу лису.

4. Дидактические игры и упражнения на закрепление звука.

М.М.Алексеева считает обязательным в первой части занятия постановку учебной задачи. Затем детям средней группы даётся показ и объяснение артикуляции звука. Вторая часть задания может быть дана в форме дидактической игры, игры-инсцинировки, рассказа-драматизации, чтения и пересказа, подвижной игры и др. заканчивается занятие хоровым произнесением стихов, потешек, рифмованных строк, насыщенных отрабатываемым звуком.

М.М.Алексеева рекомендует проводить подобные занятия два-три раза в месяц, а А.М.Бородич - один-два раза.

Особенность занятий по формированию правильного произношения – многократное повторение однотипного речевого материала. Педагог должен предусмотреть приёмы, позволяющие разнообразить процесс повторения, вызывая неизменный интерес детей к одному и тому же звуку. Например, упражняя детей в изолированном произношении звука ш, педагог предлагает им пошелестеть, как листья большого дерева, как листочки на маленьком кустике; передать шипение сердитого гуся, прошелестеть, как уползающая змея; пошуметь, как ветерок.

В эти занятия рекомендуется включать моменты сюрпризности (прислушались.., кто-то приближается), элементы подвижной игры, имитационные движения, наглядный и словесный материал и др.

Как использовать их, правильно чередуя, сочетая, дозируя по времени, учитывая, что каждый новый звук требует своих звукоподражаний и речевого материала? Далее перед педагогом закономерно встают вопросы об усложнении заданий, приёмов, о подборе слов, фраз, стихов с новым звуком, взаимосвязи и преемственности данного занятия с предыдущим и т.п.

В начале учебного года рекомендуется повторить артикуляцию свистящих, с которыми детей познакомили ранее, усложнив методику подачи образца. Затем в течение года отрабатываются шипящие, потом – соноры.



1 См: А.М.Бородич Методика развития речи детей. М., «Просвещение», 1974 г.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница