Звук [а]. Буквы А, а



Скачать 83.67 Kb.
Дата03.06.2016
Размер83.67 Kb.
ТипПояснительная записка
План-конспект

урока обучения грамоте

1 класс

Тема: Звук [а]. Буквы А, а.

Цель: познакомить учащихся с буквой А, а.

Задачи.

Обучающие: учить выделять звук [а] в словах; слогах давать ему характеристику, познакомить с буквенным обозначением этого звука в сильной позиции.

Развивающие: расширять представления учащихся об окружающем мире и детской литературе; обогащать лексический запас; развивать устную речь, внимание, память, фонематический слух, умение наблюдать, сравнивать, анализировать.

Воспитательные: воспитывать любовь к животным, интерес к русской детской литературе, трудолюбие, активность, коммуникативную культуру.

Оборудование: ручки, карандаши для каждого ребенка, наборы букв для учителя и учащихся, «Букварь» под ред. Воронковой В.В, компьютер, мультимедийный проектор (в идеале планшетник на каждого ребёнка)
Пояснительная записка к продукту IT – технолгии (учебник – рабочая тетрадь).
Страница 1. Загадка. Загадку может прочитать учитель или хорошо читающий ученик, что позволит включить в работу и тех детей, которые уже хорошо знают буквы и умеют читать. После отгадывания загадки по щелчку появляется Буква А. Переход к следующему слайду осуществляется щелчком.

Страница 2. Интерактивная игра. Дети находят все буквы А, которые едут в паровозике. Они уже знакомы с согласными и гласными звуками и их цветовым обозначением. Под руководством учителя дети разукрашивают букву А необходимым для этого цветом (красный – для гласных). Здесь важно руководство учителя. Для участия в этой работе можно привлечь почти всех детей класса по очереди, особенно если есть интерактивная доска.

Страница 3. Физминутка. Дети танцуют под отрывок из песенки «Апельсин и ананас» (музыкальный файл вовремя устного рассказа учителя выключен, во время музыкальной паузы включён)

Страница 4. Игра «Сколько раз коснулся подбородок?» Ставим ручки под подбородочек и читаем слова в книжке – Ап – те – ка, сколько раз коснулся подбородочек наших ручек? Три. Значит в слове три гласных. Назовём их А, Е, А. А сколько в слове гласных, столько и слогов. Тоже три.

Страница 5. Игра. Детям необходимо соотнести каждую картинку с буквой и определить, в каком месте слова будет находиться звук [а].

Страница 6. Представление буквы. Найдите все буквы А и обведите их.

Страница 7. Стихи и загадки с буквой А

Страница 8. На столе лежат карточки с лото (на них изображены разные буквы) Задание: найдите карточку с такой же буквой, назовите её.

Страница 9. Физкультминутка. Включаем звук. (под музыку дети изображают букву А)

Страница 10. Заключительная. Домашнее задание.

Страница 11. Релаксация.

Ход урока.


  1. Повторение.

Учитель: Вчера мы с вами закончили первый раздел «Букваря». Что мы узнали из этого раздела? Какие темы изучили?

Учитель: Мы говорили о речи, устной и письменной, о предложениях и знаках препинания, о словах, звуках и буквах. А с этого урока мы подробнее будем изучать звуки и буквы.

Учитель: Откройте «Буквари» на той странице, которую я вам показываю (с.22-23). Что изображено на рисунке?

Страница 1.

Дети: Поезд

Учитель: Правильно, это поезд, но необычный. Кто может прочитать его название?

Дети: Алфавитинск.

Учитель: От какого слова произошло название поезда?

Дети: От слова «алфавит».

Учитель: Кто может сказать, что обозначает слово «алфавит»? Выскажите предположения.

Учитель: Алфавит – это буквы языка, записанные в определенном порядке.

Учитель: А почему этот поезд носит такое название?

Дети: В нём едут буквы.

Учитель: Буквы едут в своих вагончиках, и мы с вами сегодня начинаем большую экскурсию по поезду Алфавитинску. Мы будем двигаться от вагона к вагону. Проложите маршрут движения.

Дети с помощью учителя показывают, как они будут путешествовать по поезду.

Учитель: Итак, в путь…


  1. Актуализация знаний.

Учитель: Подъезжаем к первому вагончику. С какой же буквы мы начнем… А чтобы узнать это, мы обратимся за помощью к одному сказочному герою. Он всегда готов помочь всем, кто попал в беду. Именно он и познакомит нас с первой буквой. А чтобы узнать, кто это, отгадаем загадку:
Лечит маленьких детей,
Лечит птичек и зверей,
Сквозь очки свои глядит
Добрый доктор…
(Айболит)

Заходит в класс Айболит.
Учитель: Кто такой Айболит? Чем он знаменит? Кто придумал этого сказочного героя?

Дети: Это доктор, который лечит животных, написал сказку про него К. Чуковский.

Учитель: А кто-нибудь может вспомнить строчки из сказки?

Учитель: Почему у доктора такое необычное имя?

Дети: Животные, приходя к нему, кричат «Ай, болит!»

Учитель: А кто помнит самое большое приключение Айболита? Кому он помогал и где?

Дети: Он отправился в Африку помогать заболевшим зверям.

Учитель: Давайте составим схему слова «Африка»


Дети под руководством учителя поочередно называют звуки, дают им характеристику и выбирают соответствующий квадратик, потом определяют место ударения в слове, при щелчке по нужному квадратику появится знак ударения. Остальные дети проделывают эту работу с индивидуальными кассами букв и схем.

Схема остаётся на столах

Учитель: А что такое Африка?

Дети: Это континент, материк, земля, где почти круглый год тепло.

Дети могут поделиться имеющимися знаниями об Африке, если позволяет время.

Учитель: Давайте и мы с вами сделаем маленький перерыв и отправимся попрыгать с нашим исполнителем песни Ананас и апельсин
Физминутка
Страница 3
. Дети танцуют под отрывок из песни «Ананас и апельсин»
3. Определение темы урока.

Учитель: Ну, что же, вернемся к нашему доктору. Что общего у слов «Ай!» и «Африка»?

Дети: Они начинаются со звука [а])

Учитель: Думаю, теперь вы можете определить тему нашего урока. Кто поможет ее сформулировать? Что мы будем сегодня изучать?

Дети: Звук и букву А.

Учитель: Посмотрите на ваши схемы, найдите обозначение звука [а], каким квадратиком мы обозначали звуки [а] в слове?

Дети: Красным.

Учитель: Произнесите еще раз этот звук, что вы можете о нем сказать?

Дети: Звук проходит свободно, без преград, это гласный звук.

Учитель: Итак, мы сегодня будем изучать гласный звук [а] и его обозначение буквой.


  1. Работа по теме.

Учитель: Кого обычно лечил Айболит?

Дети: Животных.

Учитель: Как называется врач, который лечит животных?

Дети: Ветеринар.

Учитель: У нас написаны слова. Найдите среди них те, в названии которых нет звука [а].
Страница 4

Дети поочередно выбирают с помощью мыши или интерактивного маркера лишнее, объясняя свое мнение.
Учитель: Лишние ушли. В названиях оставшихся есть звук [а]. А теперь ваша задача подобрать к каждому схему и указать на схеме, где расположен звук [а] в этих словах.
Страница 5.
Дети поочередно показывают, к какому слову относится схема, и находят нужный звук с помощью курсора или интерактивного маркера.
Учитель: Молодцы, вы хорошо узнаете этот звук в словах. А чтобы записать эти слова не схемой, а по-настоящему, что нам нужно?

Дети: Буквы.

Учитель: Как же пишется буква А? Кто знает, найдите букву А в кассах букв и покажите мне. А теперь вы можете себя проверить.
Страница 6.
Учитель: Кто еще не нашел, посмотрите на экран и найдите такую же букву. Как называется эта буква?

Дети: «А»
Учитель: Для чего нам нужна эта буква?

Дети: Чтобы записывать и читать слова со звуком [а].

Учитель: Откройте в «Букваре» вот такую страницу – страницу 24, рассмотрите письменную букву, такую букву мы научимся сегодня писать. В каких еще словах мы будем писать букву А?

Дети: Аист, зайцы, акула, арбуз.

Учитель: Найдите и обведите все буквы А
Физминутка.
Учитель: Еще раз внимательно рассмотрите букву А. Встаньте и попробуйте изобразить своим телом букву А, можете вместе с соседом

Учитель: Сядьте и придумайте, из каких подручных средств можно сложить букву А. Покажите.

Дети: Из ручек, карандашей, счетных палочек.

Учитель: Я предлагаю вам дома слепить эти буквы – заглавную и строчную – из пластилина или изготовить из других материалов. А кто захочет, может найти стихи об этой букве разных поэтов или придумать, на что похожа буква А и нарисовать. На следующем уроке мы проведем конкурс на самую оригинальную и необычную букву А.

Учитель: А сейчас мы послушаем стихи про букву А

Страница 7.
Учитель: Загадки про букву А мы сейчас позагадываем с вами.

Учитель: Мы «почитали» слова, а теперь «почитаем» предложения. Оказывается «А» - это не только буква. Посмотрите на схему и скажите, какую еще работу может выполнять «А»?

Дети: «А» может быть словом.

Учитель: «А» может быть буквой в слове, а может быть и целым словом. В этих предложениях слово «а» противопоставляет предметы друг другу. Попробуйте догадаться, каких слов не хватает, и составить предложения.

Бабочка летает, а акула плавает.

Айболит добрый, а Бармалей злой.
Необходимо по возможности подобрать как можно больше вариантов.
Учитель: Что обозначает вертикальная черточка в начале предложений?

Дети: Предложения надо писать с большой буквы.

Учитель: А где еще есть вертикальная черточка и почему?

Дети: В слове «Бармалей.
Возможно, кто-то из детей сможет сам объяснить, что слово Бармалей – это имя, поэтому пишется с большой буквы, если затруднятся, то это коротко сообщает учитель.
Учитель: А когда еще «А» может быть словом? Посмотрите на рисунок.
Учитель: Кто и когда может произнести слово «А»? Составьте небольшой рассказ по картинке в группах. В ваших рассказах обязательно должно звучать слово «А».
Через несколько минут представители групп озвучивают свои рассказы. Дети вместе выбирают лучший рассказ.

Страница 8.

Учитель: На рисунке буква А найдите среди всех букв такую же и положите рядом.

  1. Итог урока.

Учитель: Молодцы, вы активно работали на уроке! Домашнее задание у вас будет следующее:

  • Найди все буквы А

  • Найди и посчитай буквы А синего цвета

  • Разукрась букву А

  • Какие слова надо подписать под картинками?

  • Какая буква есть в каждом из этих слов?


Учитель: Расскажите Айболиту и мне, что вам больше всего понравилось делать? Когда было особенно интересно? Какая информация была для вас новой, что удивило? Если вы считаете, что урок прошел для вас с пользой, положите красный кружок рядом с Айболитом в «Букваре», если вам было скучно и не интересно – рядом с Бармалеем.
Учитель: Кто желает поучаствовать в конкурсе, какое у вас задание?

Дети: Изготовить букву из разных материалов, подобрать стихи или нарисовать, на что похожа буква А.

Учитель: Ну что же, Айболиту пора уходить, он прощается с вами. Кто хочет попрощаться с Айболитом?

Урок окончен. Всем СПАСИБО!
Каталог: files -> file
file -> Чисть I. История. Введение: Предмет философии науки Глава I. Философия науки как прикладная логика: Логический позитивизм
file -> Перспективы развития транспортно-логистического комплекса Ленинградской области Слайд 1 «Представление»
file -> Участие Сосновоборского городского округа в реализации государственных программ в 2014 году
file -> Общие требования к верстке книжных изданий
file -> А–7 кр–4 «Одночлены» вариант 1 А–7 кр–4
file -> Пособие разработано ст преп. Смышляевой Т. В
file -> Коммуникационный практикум
file -> «Звук [а] и его обозначение буквами А, Я»


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница