Знатоки истории. Родословная вещей. Цели и задачи урока




Скачать 60.67 Kb.
Дата21.07.2016
Размер60.67 Kb.
Знатоки истории. Родословная вещей.

Цели и задачи урока:

- развитие интереса к отечественной истории;

- проверка и закрепление знаний по предмету;

- вовлечение учащихся в творческую деятельность;

- развитие творческого и интеллектуального потенциала;

- формирование исторической памяти и уважения к прошлому страны.

- отразить некоторые малоизвестные факты истории страны

Форма проведения: Театрализованный урок



Оборудование: проектор, экран.

сороцица - нижняя рубашка
«Скажи мне – и я забуду;

покажи мне – и я запомню;

дай сделать – и я пойму»
Ход мероприятия

История вещей – это история людей. И, проследив, например, историю колеса, можно под определенным углом зрения проследить историю человечества. Если забудем историю вещей, то забудем и историю людей, все перепутаем, смешаем. Я приглашаю вас на встречу со стариной, нашей родной историей.

Великий философ древности Цицерон утверждал: « История – свидетель времени, свет истины, жизнь памяти, вестница старины…»

Позвольте, братцы, старину сказать,

Как бы старину стародавнюю,

Как бы в старые годы, прежние,

Во те времена первоначальные.
Давайте представим себе что мы попали домой к новгородскому дружиннику и понаблюдаем.
Раунд 1 слайд 2

Дружинник (отдыхает после сечи).

Вот придет Авдотья Никитишна, жена моя, обед мне подаст. Я ей книгу почитаю. Вот «Слово о полку Игореве» (берет с этажерки книги), вот «Хождение за три моря» Афанасия Никитина. Смотрика, берестяные грамоты. (Разворачивает.) «Пришли мне сороцицю, сороцицю забыл». А я ее послал жене прошлым годом. Хранит ее моя жена.

Ребята! Прокомментируйте эту сцену. Есть тут неточности?

Зрители должны найти несоответствия эпохе. Ответивший правильно зритель получает медаль из бумаги.



Правильный ответ: этажерки появились только в конце XVII века, а показан XIII век. «Слово о полку Игореве» было написано в XII веке, а «Хождение за три моря» гораздо позже, в путешествие Никитин отправился в XVI веке. Берестяные грамоты могли быть, их в изобилии находят при раскопках в Новгороде.

Раунд 2 Дружинник (входит с веничком и садится за стол). Ух, хороша банька! Веничек сюда положим. Здраво банька творит и не вредит! Что ж, попьем чайку, кваску да кисельку. Тут и мед, и молоко, сахарок да варенье, хлеб и пряники. Вот я, добрый молодец, киселя поем, молочка нахлебаюсь, чаю напьюсь... (Ест.) слайд 3
Время действия — XIII век. Все правильно в этой сцене?

Правильный ответ: чай на Руси появился в XVII веке, его прислал в подарок (4 пуда) монгольский хан царю Михаилу Федоровичу, а потом, в конце XVII века, привозили из Китая. Сахара в XIII веке тоже не было, его промышленное производство началось в Индии с XVI века, а в России с XVIII века. Наверное, варенье, если оно было, делалось не на сахаре, а только на меду.

А теперь что? А теперь обед.


Раунд 3 Авдотья Никитична ставит на стол семечки, картошку, помидоры, грибы, яблоки, масло, хлеб. Раскладывает деревянные ложки и обычные вилки, называя каждую вещь. Слайд 4

- Кушай, голубок, вот семечки.

Ой, ребята, посмотрите, что поставила на стол Авдотья Никитишна. Все ли верно?



Правильный ответ: семечек не было, подсолнечник завезли, как и тыкву, из Америки. Картофель появился в России после Петра I, помидоры — в XVIII веке; не было железных вилок, грибы солили, а не мариновали.

А сейчас мы перенесемся в XVI—XVII.

Умный придворный человек намерения своего и воли никому не объявляет...

В XVI—XVII веках дьяк в русском государстве — должностное лицо.



Раунд 4 Дьяк. Петрушка, завтракать. Слайд 5

Петрушка (накрывает на стол, приговаривая). Тарелку из фарфора по центру, вилочку слева, ложку с ножиком справа, салфетку на тарелку, мясо стеллеровой коровы.

Дьяк (вздыхая). Хорошо пахнет, свеженькое. Когда прилучится тебе с другими за столом сидеть, то сиди благочинно. Не облизывай перстов, не грызи костей. Зубов ножом не чисти, но зубочисткою, (режет хлеб) хлеба, приложа к грудям, не режь. Не чавкай, как свинья, и головы не чеши (ест). Петрушка! Кофий!

Слуга вносит кофе и газеты. Слайд 6



Дьяк (читает). Из Персиды пишут. Индейский царь послал в дарах великому государю нашему слона и иных вещей немало. Из града Шемахи отпущен он в Астрахань сухим путем... (удивляется) слона!

Спасибо за правила хорошего тона, ценную информацию из газеты. Но в сценке допущены ошибки. Какие? Кто заработает медаль?



Правильный ответ: в России тарелки из фарфора вошли в обиход в середине XVIII века, а в XVII веке были деревянные, оловянные, серебряные. Салфетки, нож, вилку клали только особо почетным гостям. Стеллерова корова — морское млекопитающее, открытое в середине XVIII века во время экспедиции Беринга, а вот кофе пили уже во времена Петра I — это в сцене верно. Газета «Ведомости» была основана Петром в 1702 году, следовательно, в сцене ее применение обосновано.

Раунд 5. Слайд 7

На стене часы со звоном.



Служивый. Как к ракетному заведению приписали, ни сна тебе, ни отдыха. Служивый человек должен быть бодр, трудолюбив и беспокоен, подобно как в часах маятник. Пороху на эти ракеты немыслимо уходит, материалу всякого и денег без счета, о-хо-хо! Слуга! Машину заграничную!

Слуга (вносит ящичек — арифмометр). Ишь, чего удумали иноземцы! Машина самосчетная.

Служивый Разорила на ракетах машина заграничная! На счетах-то оно может дешевле выйдет. Служивый (считает, что-то записывая карандашом и приговаривая). Убытки, убытки (раздается бой часов),

пора на службу, в заведение ракетное! Раньше придешь — выгонят, опоздаешь — высекут! (Уходит.)

Ребята, прокомментируйте эту сцену.

Правильный ответ: ракета — очень старое оружие. В 1680 году в Москве было «ракетное заведение», а в конце XVIII века, когда в России появился отличный русский порох, производство ракет стало массовым. Карандашом служивый не мог пользоваться, его изобрели во Франции в конце XVIII века. Арифмометр — машинка, выполняющая сложение и вычитание, в середине XVII века уже была, а счеты были еще в начале XVII века. Галилей открыл закон маятника, и часы были не только настенные, но к концу XVII века и карманные.

Раунд 6 слайд 8

Ой, полным полна моя коробушка,

Есть и ситец и парча,

Пожалей, моя зазнобушка,

Молодецкого плеча!

Выйду, выйду в рожь высокую!

Там до ночки погожу.

А увижу черноокую,

Все товары разложу.
Некрасов написал «Коробейников» в 1861 году. Значит, теперь у нас XIX век. Что же у коробейника в коробушке?

Мыла пахучие — По две гривны за кусок!

Румяна нелинючие — Молодись за пятачок!

Вот и камни самоцветные

В перстеньке, как жар, горят!

Есть и любчики заветные —

Хоть кого приворожат!
Мы видим в коробе спички, матрешку, свистульку из глины, платок из шелка, капроновые чулки, пуговицы, нитки, иголку, бритву. Ведущий предлагает «купить» товары, которые были в XIX веке.

Правильный ответ: спички в России производились с 1837 года. Матрешка — в основе принцип японской игрушки — расписана в конце XIX века. Промышленное производство шелка было основано еще при Петре I. А вот капрон был изобретен уже в советское время, бритва тоже появилась в XX веке.

Жюри подводит итоги



Слайд 9 Наше путешествие закончилось. Сегодняшний урок был необычен и по форме и по содержанию. Мы играли в театр, раскрывая чудесные странички истории вещей.

Есть родословная не только у людей, но и у вещей.



И у вещей есть юбилеи, столетия, двухсотлетия и тысячелетия.

Мы с вами свидетели возникновения новых вещей – компьютеров, например. И даже не удивляемся тому, насколько замечателен наш век.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница