Зарубежные образцы системы управления высшим образованием




Скачать 159.33 Kb.
Дата12.08.2016
Размер159.33 Kb.
Е.Н. ЩЕРБАК,

кандидат исторических наук, профессор,

первый проректор по учебной работе

Московского государственного открытого университета


ЗАРУБЕЖНЫЕ ОБРАЗЦЫ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ ВЫСШИМ ОБРАЗОВАНИЕМ (НА ПРИМЕРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ СТАНДАРТОВ ФРАНЦИИ И США)
Опыт Франции в области управления высшим образованием свидетельствует о том, что в условиях активного развития мирового образовательного рынка и обострения международной конкуренции в этом сегменте деятельности добиться значимых результатов в этой области невозможно без целенаправленного участия и активной роли государства.

В отличие от континентальных систем, система высшего образования CША выстроена на фундаменте свободной и подвижной координации образовательных сообществ, а не на директивной и централизованной модели управления.


Ключевые слова: учреждения высшего образования, департаменты, университеты, информационные технологии, конгресс, штаты.
E.N. SCHERBAK,

candidate of historical sciences, professor, the first vice-rector on educational work Moscow state open university
FOREIGN MODELS OF THE SYSTEM OF MANAGEMENT

OF HIGHER EDUCATION (ON THE EXAMPLE

OF THE EDUCATIONAL STANDARDS FRANCE

AND THE UNITED STATES)
The Experience of France in the field of higher education management testifies to the fact that in the conditions of active development of the world educational market and the exacerbation of international competition in this segment of operations achieved significant results in this sphere is impossible without the meaningful participation and the active role of the state.

Unlike continental systems, the higher education system in the U.S. is built on the foundation of a free and mobile coordination of learning communities, and not on the policy and centralized management model.
Key words: higher education institutions, departments, universities, information technology, the congress, the states.
Особенность французской системы управления высшим образованием53 – академии (представительства) Министерства образования на региональном уровне. Территория Франции разделена на 28 академий, каждая из них объединяет несколько департаментов, соответствующих традиционному административно-территориальному делению Франции. Каждая академия возглавляется Ректором – чиновником с довольно широкими полномочиями по контролю и координации на всех уровнях образования, и, по сути, является связующим звеном между Министерством образования и учреждениями высшего образования, осуществляет контроль над исполнением директив министра и соблюдением норм образовательного законодательства, в том числе, в области высшего образования, в рамках собственной компетенции управляет округом, распределяет государственные кредиты на финансирование деятельности учреждений высшего образования.

Ректор академии входит в региональные управляющие советы учреждений высшего образования – совещательно-представительные органы, и в качестве высшего регионального администратора учреждений высшего образования обладает статусом Канцлера университетов.

Администрация учебных округов, которые в управленческом плане, в свою очередь, делятся на департаменты совместно с региональными префектами и счетными палатами в пределах своей компетенции и, не ограничивая предоставленной учреждениям высшего образования законодательной автономии, осуществляют административный и финансовый контроль над их деятельностью.

Административно-исполнительная власть на региональном и окружном уровнях в управлении высшим образованием осуществляется ректором-канцлером университетов и канцеляриями учреждений высшего образования. Канцелярии учреждений высшего образования – государственные учреждения для управления совместными службами и совместной собственностью учреждений высшего образования округа, руководит которыми административный совет в главе с Президентом. Ректор-канцлер имеет полномочия обращаться в административный суд с просьбой об аннулировании решений административного совета, с которыми он не согласен.

В вопросах управления учреждения высшего образования Франции получают все большую степень автономии, прежде всего, в вопросах выбора и содержания учебных и научных программ, что особенно важно с точки зрения повышения конкурентоспособности французских учреждений высшего образования на образовательном рынке, характеризующемся активным участием высшей школы Франции в Болонском процессе.

Однако качество обучения, соответствие программ уровню выдаваемых государственных дипломов является предметом контроля со стороны государства. На государственном уровне оценочные и контролирующие функции выполняют Национальный оценочный комитет, Главная инспекция управления национальным образованием и наукой, а также созданный в 2000 г. Высший совет по оценке, возглавляемый чиновником Национального аудиторского агентства и состоящий из выбираемых на государственном и местном уровнях представителей различных категорий участников образовательного процесса. Деятельность всех этих структур координирует Департамент по оценке и развитию образования Министерства образования Франции.

Для поддержания высокой конкурентоспособности французской системы высшего образования на мировом образовательном рынке, укрепления позиций страны на мировом образовательном рынке в системе управления высшим образованием создано агентство «КампюсФранс» (CampusFrance), находящееся под контролем Министерства по национальному обучению, высшему образованию и науке и Министерства иностранных дел. Основной целью «КампюсФранс» является продвижение французской системы высшего образования за границей на зарубежных сегментах мирового рынка высшего образования, гарантируя при этом качество учебных программ и упрощение административных процедур при поездке на учебу во Францию, включая и предоставление стипендий. Наряду с «КампюсФранс» действует агентство «ЕдуФранс» (EduFrance), продвигающее французское высшее образование на рынке, по оказанию поддержки иностранным студентам и аспирантам, в том числе осуществляющая консалтинговую деятельность по использованию информационных технологий в сфере высшего образования.

Опыт Франции в области управления высшим образованием свидетельствует о том, что в условиях активного развития мирового образовательного рынка и обострения международной конкуренции в этом сегменте деятельности добиться значимых результатов в этой области невозможно без целенаправленного участия и активной роли государства. В Минобразовании России в настоящее время это направление деятельности находится в компетенции Департамента международной интеграции и Департамента международного сотрудничества, полномочия которых размыты и не имеют четкого и корректного правового опосредования. Ужесточение конкуренции на образовательном рынке может вынудить учреждения высшего образования к заключению административных контрактов с Министерством образования РФ. Необходимость повышения статуса преподавателя государственного учреждения высшего образования по итогам прохождения конкурса целесообразно через приближение его статуса к государственным служащим, что, на наш взгляд, должно способствовать повышению инновационной активности преподавателей в учебном процессе.

Введение в действие Кодекса образования Франция – это первый опыт систематизации путем объединения нормативных актов в области образования в единый логический цельный акт, который, на наш взгляд, необходимо использовать в целях совершенствования и российского законодательства в области образования.

В отличие от континентальных систем, система высшего образования CША выстроена на фундаменте свободной и подвижной координации образовательных сообществ, а не на директивной и централизованной модели управления. Самым главным отличием системы образования США является высокая степень децентрализации управления1. В системе образования главная роль принадлежит обществу, а не государству. В системе управления образованием разделены полномочия федеральной власти, конгресса, штатов, округов и отдельных учебных заведений. Самоуправление образованием рассматривается как высшее достижение нации2. Так, в соответствии с десятой поправкой к конституции Соединенных Штатов Америки «полномочия, не делегированные Соединенным Штатам настоящей Конституцией и не запрещенные для отдельных штатов, сохраняются соответственно за штатами либо за народом»3. Каждый из 50 штатов обладает в соответствии с Конституцией страны суверенитетом в образовательной политике, в каждом штате имеется своя система образования. Деятельность учреждений высшего образования регулируется законодательством штата, устанавливающим цели, правовую форму и виды высшего образования, формы и программы обучения и др. В кодексах штатов по образованию или сводах законов выделяются разделы, нормы которых регулируют отношения в области высшего образования. Отмечаем, что каждый штат самостоятельно определяет совокупность регулируемых отношений в области высшего образования. Как правило, на уровне штатов образовательное законодательство включает в себя и подзаконные акты в области высшего профессионального образования, которые детализируют и уточняют нормы законов штатов.

Но при этом необходимо отметить, что это не означает отсутствия федерального законодательства в США в этой области. Так, правовое регулирование высшего образования осуществляется в соответствии с титулом 20 «Образование» Свода законов США4, включающего в себя две базисные главы: 8 «Говардский университет» и 28 «Средства для получения высшего образования и помощь студентам» на основании Закона «О высшем образовании»5, что послужило правовым основанием учреждения Ассоциации финансирования студенческих ссуд, обеспечивающей ликвидные средства для финансирования различных видов студенческих ссуд. При этом необходимо отметить и косвенное федеральное законодательное воздействие на программы обучения учреждений высшего образования, выражающееся в непредоставлении им государственной помощи в случае несоответствия их деятельности требованиям Закона «О высшем образовании».

Правоприменение норм титула 20 «Образование» Свода законов США регламентируется титулом 34 Кодекса федеральных нормативных актов (Code of Federal Regulations)6, регулирующим правовой статус агентств по аккредитации, положения соглашений между федерацией и штатами, участие штатов в финансировании высшего образования и иные вопросы общей компетенции федерации и штатов.

Учреждения высшего образования – компетенция Управления высшего образования Департамента образования США, функционально решающего следующие вопросы:

– формирование федеральной политики;

– изменение законодательства;

– администрирование учебных программ, которые должны быть направлены на развитие учреждений высшего образования и расширение доступа к высшему образованию;

– требования, предъявляемые к государственным агентствам по аккредитации учреждений высшего образования.

Система управления высшим образованием, как уже отмечалось, входит в компетенцию штатов, которые создают органы управления, различающиеся названиями и объемами полномочий в зависимости от образовательного законодательства в том или ином штате. В каждом штате взаимоотношения власти и учреждений высшего образования строятся различными способами. Различия в них отражают разницу в общей структуре управления, политической культуре и истории. В большинстве штатов существуют специализированные органы, такие, как Совет штата по вопросам высшего образования или комиссия по высшему образованию, состоящие из представителей губернатора штата, законодательной власти, учреждений высшего образования и студентов, отвечающие за общую политику штата в области высшего образования.

Задачами органов управления высшим образованием в штатах рамках высоко децентрализованной и автономной системы высшего образования, существующей в США является7:

– планирование и координирование государственного и частного высшего образования с целью создания не только академически прогрессивной, но и отвечающей потребностям рынка труда, в том числе мирового, в условиях жесткой рыночной конкуренции системы высшего образования штата;

– обеспечение эффективного использования предоставляемых государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие учреждениям высшего образования и финансовую помощь студентам;

– консультирование органов законодательной и исполнительной власти по вопросам формирования образовательной политики и законодательства и др.

Существуют и иные управляющие органы отдельными секторами высшего образования, например Комиссия по финансовой помощи студентам.

В США высшее образование давно обладает относительной автономией: деятельность учреждений высшего образования в определенной степени защищена от внешнего вмешательства. Во всех штатах обязанности по управлению учреждениями высшего образования передаются одному или нескольким управляющим комитетам, которые в большинстве случаев состоят из рядовых граждан штата. По своим функциям эти органы сходны с попечительскими советами в частных учреждениях высшего образования. Однако в частном секторе попечительский совет занимается делами только одного учреждения высшего образования, в то время как управляющие комитеты обычно курируют несколько учреждений высшего образования с участием штатов.

Обычно функции управляющих комитетов таковы8:

– надзор за соответствием деятельности учреждений высшего образования законам штата;

– назначение и оценка работы ректоров,

– стратегическое планирование, бюджетирование и распределение ресурсов между учреждениями высшего образования;

– обеспечение целевого, прозрачного и ответственного использования учреждениями высшего образования выделенных ресурсов;

– сохранение активов учреждений высшего образования и проверка их на соответствие задачам учреждения;

– разработка и внедрение политики учреждения9 в различных областях без согласования с внешними органами.

Выделяются следующие типы управленческого взаимодействия между властями штатов и учреждениями высшего образования10:

– отношения в области управления между властями штатов и учреждениями высшего образования соответствуют отношениям с государственными учреждениями;

– отношения в области управления между властями штатов и учреждениями высшего образования, когда они пользуются только государственной поддержкой и юридически независимы от властей штатов. В этом случае учреждения высшего образования юридически независимы от властей штата. При этом финансирование текущих административных расходов, расходов на поддержание основных фондов и целевое финансирование различных учебных программ осуществляет штат, остальные расходы покрываются за счет внебюджетных источников;

– при корпоративной модели управления бюджетное финансирование из источников штатов крайне незначительно и в основном представляет собой гранты для студентов, чтобы снизить стоимость их обучения. Для этой модели управления характерна юридическая независимость учреждений высшего образования.

Наиболее эффективным, с нашей точки зрения, является второй тип отношений, при котором финансирование текущих административных расходов, расходов на поддержание основных фондов и целевое финансирование вузовских программ осуществляется из бюджета штата, а остальные расходы покрываются за счет внебюджетных источников.

Этот тип значительно расширяет финансовые возможности. С одной стороны, отсутствует запрет на деятельность приносящую доход, а с другой – всегда есть бюджетное финансирование по таким важным статьям, как текущие административные расходы, расходы на поддержание основных фондов, целевое финансирование различных вузовских программ. Это – аналог многоканального финансирования вузов, к которому должны подойти российские федеральные государственные бюджетные образовательные учреждения высшего профессионального образования в новой системе финансирования, которую планируется полностью ввести с 2013 г.

Первый тип страдает отсутствием возможности самостоятельно зарабатывать деньги, а при недостаточности бюджетного финансирования безотлагательно возникают негативные последствия. Такой тип был характерен для советских учреждений высшего образования, а в перспективе будет у казенных учреждений высшего профессионального образования в новой системе финансирования; как правило, это вузы силовых структур.

Третий тип не предусматривает поступлений из бюджетов любого уровня, а все финансирование осуществляется только от платных образовательных услуг и от других разрешенных видов приносящей доход деятельности. Этот тип характерен для российских негосударственных учреждений высшего профессионального образования.

Необходимо иметь в виду, что в соответствии с новой системой финансирования предусматривается возможность участия и негосударственных, и автономных, и бюджетных учреждений высшего профессионального образования в конкурсе на заключение государственного контракта на предоставление образовательных услуг, т.е. на получение финансирования из бюджетов различных уровней. Критерии определения стоимости таких услуг сейчас активно разрабатываются. Пока за основу взяты специальности (направления), которые государство считает приоритетными для экономики (например, нанотехнологии, информационные технологии). Таким образом, теоретически третий тип самый рискованный, так как в случае неудовлетворительного управления таким вузом негативные последствия могут привести к его несостоятельности (банкротству).

Все учреждения высшего образования США попадают под полномочия шести региональных аккредитационных органов11. Определив путем согласования основные принципы аккредитации, каждое региональное агентство добивается того, чтобы все учреждения высшего образования отвечали согласованным требованиям, предъявляемым к образовательному процессу.

В распределении доходов на мировом рынке высшего образования США традиционно занимают первое место, что свидетельствует об их высокой конкурентоспособности в экспорте знаний63. Деятельность США на мировом образовательном рынке весьма диверсифицирована, управление ею осуществляет Бюро по делам культуры и образования Государственного департамента США. Учреждения высшего образования пропитаны директивами о важности набора иностранных студентов, о международной образовательной политике, о глобальных образовательных системах и проведении мероприятий по поддержке атмосферы доброжелательности во взаимоотношениях с иностранными студентами. Консультационные центры по образованию в США (более 450), в которых оперативно предоставляется информация о возможностях получения образования в США и о получении наилучшим образом доступа к этим возможностям, пронизывают страны всех континентов.

Институт международного образования в США12 как крупнейший международный тренинговый центр на образовательном рынке, благодаря высокопрофессиональным программам (более 250), дает возможность приблизительно 18 000 преподавателям, студентам и специалистам повышать свой образовательный уровень. Главные источники финансирования деятельности Института международного образования: Государственный департамент США, Агентство по международному развитию США, Департамент энергетики США и Всемирный банк.

Ассоциация международных деятелей образования, основанная как национальная ассоциация консультантов зарубежных студентов, сотрудничает с посольствами большинства стран – членов ООН и отвечает за помощь и консультирование студентов, прибывших для обучения в США. Деятельность Ассоциации, состоящей из различных фондов, исследовательских центров, международных и национальных корпораций, включает: 1) развитие международного образования путем внедрения международных программ обучения; 2) обеспечение возможности профессионального роста студентов; 3) разработку стандартов обучения; 4) предоставление грантов. Огромные затраты13 и эффективность деятельности специализированных учреждений США на мировом образовательном рынке обеспечивают лидирующее положение США в данной области.



Рассматривая особенность системы управления высшим образованием в США, отмечаем, что разделение полномочий между федеральной властью, конгрессом, штатами, округами в области высшего образования может быть полезно для совершенствования системы управления высшим образованием в РФ ввиду очень низкого уровня муниципального (местного) управления в этой сфере.

В условиях жесткой рыночной конкуренции подходы к планированию и координации государственного и частного высшего образования могут быть полезны при административно-правовом регулировании деятельности в сегментах государственного и негосударственного высшего образования. Административно-правовые формы регулятивного воздействия для обеспечения эффективности использования предоставляемых государственных финансовых ресурсов, направляемых на развитие учреждениям высшего профессионального образования и финансовую помощь студентам, могут быть полезными при переходе на новую систему финансирования российских учреждений высшего образования, а также для формирования нормативной базы образовательного кредитования.


Библиографический список:



  1. Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М.: РУДН, 2008. С. 7–19.

  2. Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. С. 26.

  3. Макгиннес Э. Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: сравнительное исследование взаимоотношений вузов и штатов в США / Пер. с англ. Центр ОЭСР–ВШЭ, 2005. С. 12.

  4. Николаев Б.В. Федеральное законодательство о высшем образовании в США // Право и образование. 2010. № 6. С. 18–27.

  5. Система образования США: контроль над системой образования и ее развитие – URL // http://www.infousa.ru/education/ch2.htm. – (дата обращения – 17.05.2011).

  6. Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире. М.: РУДН, 2008. С. 133–141.




53 Более подробно см.: Ткач Г.Ф., Филиппов В.М., Чистохвалов В.Н. Тенденции развития и реформы образования в мире. М.: РУДН, 2008. С. 133–141.

1 Система образования в США – URL // http://www.studyabroad.ru/sysusa.php. (дата обращения – 17.05.2011).

2 Макгиннес Э. Финансовый менеджмент в сфере высшего образования: сравнительное исследование взаимоотношений вузов и штатов в США / Пер. с англ. Центр ОЭСР–ВШЭ, 2005. С. 12.

3 Соединенные Штаты Америки: Конституционные акты / Пер. с англ. / Сост. В.И. Лафитский. Под ред. и со вступ. ст. О.А. Жидкова. М.: Прогресс, Универс, 1993. С. 42.

4 http://uscode.house.gov – (дата обращения – 17.05.2011).

5 Николаев Б.В. Федеральное законодательство о высшем образовании в США // Право и образование. 2010. № 6. С. 18–27.

6 Там же.

7 Система образования в США – URL // http://www.studyabroad.ru/sysusa.php. – (дата обращения: 17.05.2011).

8 Макгиннес Э. Указ. соч.

9 Там же.

10 Там же.

11 Система образования США: контроль над системой образования и ее развитие – URL // http://www.infousa.ru/education/ch2.htm. – (дата обращения – 17.05.2011).

63 Айдрус И.А., Филиппов В.М. Мировой рынок образовательных услуг. М.: РУДН, 2008. С. 7–19.

12http://www.iie.org//Content/NavigationMenu/About_IIE1/Mission_and_Profile/MissionandProfile.htm. – (дата бращения – 17.05.2011).


13 По данным А.Л. Арефьева, совокупный бюджет специализированных учреждений США превышает 1 млрд. долларов. См.: Арефьев А.Л. Российские вузы на международном рынке образовательных услуг. М.: Центр социального прогнозирования, 2007. С. 26.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница