Занятие по работе над проектом «Космос» Цель урока: формирование умения собирать информацию по теме и представлять её в занимательной форме




Скачать 262.55 Kb.
Дата02.08.2016
Размер262.55 Kb.
Тема открытого урока по русскому языку:

Заключительное занятие по работе над проектом «Космос»

Цель урока: формирование умения собирать информацию по теме и представлять её в занимательной форме.

Задачи:


  • формирование умения объединять предложения в соответствии с темой, ставить вопросы к тексту;

  • формирование умения давать точную и выразительную подпись к рисунку;

  • формирование умения отгадывать загадки, обосновывая ответ;

  • формирование умение обсуждать результаты проделанной работы в группе;

  • воспитание сотрудничества, умения работы в группе, распределять роли;

  • способствовать привлечению родителей к сотрудничеству в процессе выполнения проекта

Ход урока:



  1. Орг. момент.

Начнём наш не совсем обычный урок с небольшой разминки, а именно с викторины

(комп. викторина)

Космонавтом хочешь стать –

Должен много-много знать.

Любой космический маршрут

Открыт для тех, кто любит труд.
Только дружных звездолёт

Может взять с собой в полёт.

Скучных, хмурых и сердитых

Не возьмём мы на орбиты.


Ждут нас быстрые орбиты

Для полётов на планеты.

На какую захотим-

На такую полетим.


Если в космос мы хотим -

Значит скоро полетим!

Самым дружным будет наш

Наш отличный экипаж!





  1. Стук в дверь.

- Ребята, нам принесли интересную телефонограмму. Что это? Почему мы не можем прочитать её?

(пропущены слова)

Как же мы точно узнаем смысл послания?

(внизу картинки)

Да, нам надо написать пропущенные слова.

« SOS! Земляне, спасите нашу планету (рис.)! У нас был сильный ураган (рис.) и в космической библиотеке (рис.) перепутал все сведения о наших планетах. Помогите восстановить их!

- Что объединяет все эти слова?

(буквы, обозначающие непроверяемые безударные гласные в корне слова).

- К чему мы должны обращаться, чтобы без ошибок писать такие слова?

(в орфографический словарь)

Поможем нашим …?



  1. Восстановление текста (тексты на полосках, предназначен для работы 2 учеников)

Её называют «голубой планетой».

Это единственная планета солнечной системы на которой существует жизнь.

Жизнь на ней существует потому, что она окружена плотной атмосферой.

В атмосфере есть кислород.

Большую часть планеты занимают моря и океаны.


Это четвёртая планета от солнца.

На ней находятся самые большие горы в солнечной системе.

Предполагают, что раньше на ней было много воды.

На снимках планеты видны пересохшие русла рек.

Её называют «красной планетой».
- Кто догадался, о каких планетах говорится в этих предложениях?

-Придумайте заключительное предложение, в котором мы узнаем о названии этих планет.

- Давайте проверим, что у вас получилось. У вас могут получиться различные варианты текстов. При прослушивании, обращайте внимание на следующие моменты:


    • в правильном ли порядке составлены предложения? не нарушен ли их порядок?

- Ребята, какие предложения нельзя разделить, они должны следовать друг за другом?






-Ребята, а почему мы сегодня так много говорим о планетах, о космосе? День космонавтики уже прошёл…
(потому что мы длительное время работали над проектом по теме «Космос»)

- Почему мы выбрали тему «Космос»?

(мы хотели получить больше информации о космосе, о планетах, о космонавтах)

-С кем вы хотите поделиться результатами своей работы?

(с учащимися 1 класса, с воспитанниками детского сада)

Как вы организовали работу?

(работали по группам)

Расскажите, по какому принципу вы разделились на группы?

(по «дружбе»)

Итак, экипажи, представьтесь, пожалуйста, гостям и друг другу

(представление экипажей)

Название, обоснование названия, девиз.






Каждый экипаж работал над своим заданием. Сейчас по очереди, вы представите свои работы.

  1. Этимологи

Игра «Веришь – не веришь»

Слова


  1. Загадки

Загадки в виде звёздочек, оформлены в виде книги. Ученики загадывают загадки, играя в игру «Контакт – есть контакт», Обосновывают свой ответ

  1. Компьютерная презентация

Тема


  1. Моделирование ракеты

  2. Молодцы! А что же мы ещё делали в рамках проекта?

(организовали выставку рисунков, посвящённых космосу)

Расскажите, как мы определяли победителя?

Лучшим признана работа …

Автор, втаньте. Поздравляем, Вы – победитель.

Ребята, подумайте, как бы вы озаглавили эту работу? Почему?

Как эту работу назвал атор? Почему?



  1. Итог урока

  2. К сожалению, наш урок подходит к концу.

Чему научились вы выполняя задания?

Интересно было добывать материал?

Хотели бы вы продолжить работу?

Обратимся к нашим гостям, как Вы думаете, интересно ли будет первоклассникам выступление ребят по данной теме?


КОСМОС (мир, Вселенная). Заимств. в др.-рус. эпоху из греч. яз., где kosmos «мир, Вселенная» < «порядок».

Этимология


В словарях указывают, что слово «космонавт» образовано от греческих слов «космос» (греч. κόσμος), обозначающего «упорядоченность», «строение», «мир», «вселенную», «мироздание», и «наута» (греч. ναυτα) — «мореход», «моряк», «матрос», «мореплаватель», «спутник».

Но стоит отметить, что термин «космонавтика» (как и «астронавтика») произошел раньше, и разбирать этимологию корректнее от этого слова — от «космос» (греч. κόσμος) и «наутика» (греч. ναυτικη, которое в греческом языке всё же вторично от греч. ναυτα —- «моряк») —- «искусство мореплавания», «кораблевождение». То есть «космонавтика» («астронавтика») —- «искусство вождения космического (межзвездного) корабля», «искусство космоплавания (звездоплавания)». А «космонавт» —- производное от этого уже русскоязычного термина —- «человек, управляющий космическим кораблём», «владеющий искусством космоплавания».

В целом, в русском языке -навт, -навтик(а) утратили своё значение (какое эти слова имели в греческом языке) и превратились в подобие служебных частей слова, вызывающих представление о «плавании» —- как то «стратонавт», «акванавт» и т. п.[4]

[править] Происхождение и история термина «космонавт»


Впервые термин «космонавтика» появился в названии научного труда Ари Абрамовича Штернфельда «Введение в космонавтику» (фр. «Initiation a la Cosmonautique»), который был посвящён вопросам межпланетных путешествий. В 1933 году работа была представлена польской научной общественности, но не вызвала интереса, и была издана лишь в 1937 году в СССР, куда в 1935 переехал автор. Благодаря ему же в русский язык вошли слова «космонавт» и «космодром». Долгое время эти термины считались экзотическими, и даже Яков Перельман упрекал Штернфельда в том, что тот запутывает вопрос, выдумывая неологизмы вместо устоявшихся названий: «астронавтика», «астронавт», «ракетодром»[5].

В словарях слово «космонавтика» отмечено с 1958[4]. В художественной литературе слово «космонавт» впервые появилось в 1950 году в фантастической повести Виктора Сапарина «Новая планета»[5].

Когда пришло время решать как определить статус Юрия Гагарина, совет из ведущих специалистов (среди них были Сергей Королев и Мстислав Келдыш) решил, что «космонавт» является более подходящим термином. С ноября 1960 года во всех официальных докумантах «пилот-астронавт» стал именоваться «лётчик-космонавт»[5], но ещё в 1959 в приказах ВВС СССР писали: «произвести отбор астронавтов»[6].

Широкое распространение слово «космонавт» получило с 12 апреля 1961 года, после полета Юрия Гагарина. Однако Ожегов, в 4-м издании своего словаря, вышедшего в свет в конце 1960-го года пишет «космонавт — тот, кто будет совершать полёты в космос»[4]


[править] Происхождение термина «астронавт»


В английском языке термин «астронавтика» впервые употребил в декабре 1927 года писатель Жозеф Рони-старший. А ввёл его в обиход уже в 1928 году Робер Эсно-Пельтри[6]. Слово «астронавт» появилось в 1929 году, стало популярным с 1961[7].

[править] Международные синонимы слова «космонавт»


В русском языке, а также в большинстве языков народов бывшего СССР человека, совершившего космический полёт на корабле советского или российского производства, называют космонавтом.

Людей, совершивших полёт на американских космических кораблях, называют астронавтами (от греческого: астрон (греч. αστρον) — звезда, и наута (греч. ναυτα) — мореплаватель). Людей, летавших на китайских космических кораблях, называют тайконавтами (от тайкун (кит. , пиньинь 太空 — космос) и наута (греч. ναυτα) — мореплаватель).

В английском языке всех людей, летавших в космос, называют астронавтами (англ. Astronaut).

В китайском языке для обозначения летающего в космос человека есть сразу три слова: «юйханъюань» (кит. 宇航员, пиньинь yǔhángyuán, «мореплаватель во вселенной»), «хантяньюань» (кит. 航天员, пиньинь hángtiānyuán, «мореплаватель в небе») и «тайкунжэнь» (кит. 太空人, пиньинь tàikōng rén, «космический человек»). Общеупотребительным во всех китаеязычных странах и регионах (КНР, Тайвань, Гонконг, Макао, Сингапур) является «тайкунжэнь», в космической промышленности и науке используется «хантяньюань», а в прессе — «юйханъюань».

В целом термин «космонавт» является более логичным, чем «астронавт», так как этимологически первое обозначает человека, совершившего полет в космос, второе же по сути означает человека, совершающего межзвездный полёт, что на ближайшее будущее не является актуальным и может относиться только к произведениям фантастики.

[править] Использование термина


Понятия космонавт и астронавт в большинстве языков являются синонимами, и до окончания холодной войны выбор того или иного названия чаще всего объяснялся политической приверженностью говорящего. В то же время существуют небольшие нюансы в практике использовании этих названий. Так, человек, начинающий тренировки по государственной космической программе, в США сразу именуется астронавтом (несмотря на это, пилотов ракетного самолёта «X-15», летавших на высоты более 50 миль, поначалу не было принято называть астронавтами), в СССР и в России — аналогично, но звание «Лётчик-космонавт» в России присваивается лишь после выполнения космического полёта.

3 февраля 1994 года российский космонавт Сергей Константинович Крикалёв впервые совершил полёт в космос на борту американского шаттла, а 14 марта 1995 года американец Норман Тагард становится первым американцем, полетевшим в космос на российском космическом корабле «Союз ТМ-21».

Людей, избравших полёты в космос своей профессией, сегодня называют «профессиональными космонавтами». До настоящего времени полёты профессиональных космонавтов готовили только правительства, однако с полётом в 2004 году частного корабля «SpaceShipOne» ситуация изменилась. Появилась новая разновидность профессионалов, подготовку и полёт которых теперь обеспечивают коммерческие компании. Кроме того, развитие космического туризма заставило НАСА и российское Федеральное космическое агентство принять к использованию ещё один термин: — «участник космического полёта».


[править] Исторические факты


  • Первый в истории космонавт: Юрий Гагарин. Он отправился в космос 12 апреля 1961 года на корабле «Восток-1».

  • Первый американский астронавт: Алан Шепард. 5 мая 1961 года, «Меркурий-3».

  • Первая женщина-космонавт: Валентина Терешкова, 16 июня 1963 года, «Восток-6».

  • Первый космонавт из Азии: вьетнамец Фам Туан. Его полёт состоялся 23 июля 1980 года на борту корабля «Союз-37».

  • Первый космонавт из Африки: Марк Шаттлуорт (ЮАР), полетевший в качестве космического туриста на корабле «Союз ТМ-34» 25 апреля 2002 года.

  • Первый китайский космонавт: Ян Ливэй. 15 октября 2003 года, корабль «Шэньчжоу-5»

  • Самым молодым побывал в космосе Герман Титов, он совершил свой полёт в 25 лет на корабле «Восток-2».

  • В самом пожилом возрасте в космосе побывал Джон Гленн, ему было 77 лет, когда он участвовал в полёте «Дискавери STS-95».

  • Больше всего в космосе в рамках одного полёта работал космонавт Валерий Поляков — 438 суток.

  • Самый большой суммарный налёт в космосе имеет российский космонавт Сергей Крикалёв — 803 суток на 11 октября 2005 года.

  • Больше всего полётов (7 на 2003 год) совершили Джерри Росс и Франклин Чанг-Диаз.

  • Наибольшее расстояние от Земли преодолел экипаж «Аполлона-13»: — 401056 км.

  • Первым неправительственным космонавтом стала Криста МакОлиф, одна из погибших при катастрофе шаттла «Челленджер» 28 января 1986 года.

  • Первый частный космонавт: Майк Мелвилл, совершил полёт на «SpaceShipOne» 21 июня 2004 года.

  • Первый космический турист: Деннис Тито отправился в космос 28 апреля 2001 года на корабле «Союз ТМ-32».

См. также: — Первые в космосе

РАКЕТА. Заимств. в Петровскую эпоху из нем. яз., где Rakete < итал. rocchetto, суф. производного от rocca «веретено». Ракета (сначала только шутиха) получила имя по своему внешнему сходству с веретеном.

РАКЕТА

Немецкое – Rakete (снаряд из плотной бумажной трубки, набитый слабым пороховым составом и с прикрепленным деревянным прутом).

Голландское – raket (то же значение).

Итальянское – rocchetta, rocca (веретено).

Впервые заимствованное из немецкого языка слово с данным значением употребляется в 1696 г. Петром I. Именно в это время в России стали использоваться снаряды веретенообразной формы для фейерверков, судовых сигналов на море, в военных целях. Позже наименование «ракета» было дано и металлическим снарядам со взрывным пороховым зарядом.



Производные: ракетка, ракетчик, ракетница, ракетный.

ВЕЗДА

Древнерусское – звезда (светить, сияние).

Праславянскоеgvezda (свет, блеск).

В Древней Руси слово в значении «небесного тела» известно с XI в. С XVII! в. широко употребляется в поэтической речи, символизируя нечто прекрасное.

Звездой также называют предмет или рисунок, чаще пятиконечный (Кремлевские звезды).

Родственным является:

Польское – zwiazda (звезда).



Производные: звездный, созвездие, вызвездить.

ЗВЕЗДА. Общеслав. Исходное *gvoizda (oi > ě > е, g > з — суф. производное от той же, но «звонкой» основы, что и цвет (< *kvoitъ). См. цвет. Буквально — «то, что светится, светило» (ср. др.-прус. svāigstan (вин. п. ед. ч.) «сияние, свет, блеск», др.-осет. zvestæ «серебро» и др.).

 Фразеологический словарь русского литературного языка

ВОСХОДЯЩАЯ ЗВЕЗДА. Экспрес. Восторж. Человек, начинающий быстро получать признание, славу.

Цель:


  • Развитие общеинтеллектуальных умений на материале, дополняющем школьную программу, с формированием навыков саморазвития.

Задачи:

  • научить владеть полученной суммой знаний, применяя их в нестандартных ситуациях;

  • развить межпредметные связи, активно используя знания, полученные при изучении одного предмета в другом;

  • привить навыки саморазвития, акцентируя речевую культуру, аналитическую потребность, логическое мышление;

  • развить навыки саморегуляции и самоконтроля своей психофизической деятельности;

  • привить интерес к познавательной деятельности;

  • проверить творческие способности учащихся, познания в области покорения космоса.

Оборудование: Слайд-проектор, фонограмма песни А. Пахмутовой “Знаете, каким он парнем был!!!, жетоны-награды, фонограмма космической музыки.

Ход урока

Учитель:

12 апреля наша страна отмечает День космонавтики. Это всенародный праздник. Для нас кажется привычным, что стартуют с Земли космические корабли, В высоких небесных далях происходят стыковки космических аппаратов. Месяцами в космических станциях живут и трудятся космонавты, уходят к другим планетам автоматические станции. Вы можете сказать, “что тут особенного”? Но ведь совсем недавно о космических полетах говорили как о фантастике. И вот 4 октября 1957 года началась новая эра – эра освоения космоса.

12 апреля 1961 года впервые в мире на космическом корабле “Восток” совершил полет первый космонавт планеты. Им был наш гражданин Юрий Алексеевич Гагарин.

Жители Земли всегда будут с благодарностью помнить имена людей, открывших новую сферу человеческой деятельности. В этом созвездии имен одни из самых ярких – имя первого космонавта планеты Юрия Гагарина и имя главного конструктора академика Сергея Павловича Королева.

Сейчас вы станете свидетелями космического путешествия трех экипажей. И пусть это не настоящий космический полет, но ведь, возможно, наши сегодняшние “Космонавты” через 10-15 лет поведут корабли к другим планетам или будут создавать эти корабли.

Ладонью заслоняясь от света,


Сидит мальчишка.
Тишина.
И вдруг волшебное:
- Ракета
Достигла станции Луна. -
И оторвавшись от тетрадок,
Сказал с достоинством:
- Порядок.-
Как будто так и быть должно.
Должно быть так,
А не иначе.
И удивительного нет,
Что это нами,
Нами начат
Штурм неразгаданных планет.
Его за скупость не корите:
Мальчишка сдержан потому,
Что продолжение открытий
Эпоха верила ему! (Л. Татьяничева)

Встречаем экипажи. Наши космонавты прошли строгий отбор. Представляются экипажи: Командир корабля…….. бортинженер………., художник…………, математик……….., ученый…………, исследователь…………….., писатель-фантаст…………, астроном……. .

На протяжении всего полета за их работой будет наблюдать Центр управления полетом (жюри) и даст оценку готовности экипажей к выполнению различных заданий. Экипажам доложить о готовности.

Докладывают: Экипаж корабля “Гагаринец” (“Земляне”, “Марс-25”) к космическому рейсу готов. Командир экипажа….

Дорогие члены экипажей, сейчас мы с вами совершим увлекательное космическое путешествие. Во время игры мы выясним, чья команда лучше знает историю покорения космоса. Очень многое будет зависеть от вашей организованности, внимания, быстроты.

Вас, как и настоящих космонавтов, ждут неожиданности. Будьте готовы к ним. Экипажи должны пройти последнюю проверку на Земле.



1-й этап. Проверим физическую подготовку.

а) по 2 члена экипажа крутятся 5 раз, глядя на правую вытянутую руку, затем идут вдоль прямой. Такую проверку проходят все члены экипажа.

б) Во время полета срочно нужно перейти из одного отсека в другой. (Кто быстрее всем экипажем пройдет сквозь обруч)

Ну что ж, физически вы хорошо подготовлены.



2-й этап. А сейчас проверим ваше внимание, наблюдательность.

На столе изображено 10-15 предметов, через 5-7 секунд экипажи должны перечислить предметы и желательно по порядку расположения. Предметы записать, чья команда быстрее перечислит все предметы.



3-й этап. Конкурсы (см. приложение №1)

(Слайд)

Они были первыми. На слайде фотографии:

1. Ю. Гагарин

2. В. Терешкова

3. А. Леонов

4. С. Королев

5. Н. Армстронг

6. К. Циолковский

7. С. Савицкая

Задание: Поднять номер правильного ответа.

1. Первый пилотируемый полет в космос (1)

2. Первый выход в открытый космос (3)

3. Первый разработчик теории космического полета (6)

4. Первый полет женщины в космос (2)

5. Первый шаг на Луне (5)

6. Первая женщина в открытом космосе (7)

7. Конструктор первого космического корабля (4)

2 (Слайд)

Задание: Напишите как можно больше слов, получающихся из слова КОСМОНАВТ.

Время выполнения задания – 2 минуты.

(сок кот кон мост коса оса сом том мот сон нос воск носок сота тоска тон нота стон сова остов ток сват акт танк сток восток кант скот откос скат сонм квант окно атом наст стан окот моток ком кома мак мат)

3.

Задание: Вспомнить и записать космические корабли. Кто больше.

Проверка - слайд.

Пока экипажи выполняют задания, задания болельщикам.

Давайте еще раз повторим, кто же может попасть в отряд космонавтов?

1. Любой космический маршрут открыт для тех, кто любит (труд)

2. Только сильных звездолет может взять с собой в (полет)

3. Очень дружно мы живем. Скучных в космос (не берем).



Загадки:

Летит жар-птица, хвостом гордится (комета)

Днем спит, ночью глядит. (Луна)

Планета Солнечной системы


Мое начало составляет.
Нет для фантастов лучшей темы,
Она их тайной привлекает,
А слог второй под Новый год
Любовно люди украшают
Что в целом, отгадает тот
Кто город Франции узнает. (Марсель)

Раскинут ковер,


Рассыпан горох,
Ни ковра не поднять,
Ни горох не собрать. (звездное небо)

Егорка – Егорка упал в озерко,


Сам не потонул,
И воды не всколыхнул. (месяц)

Украшал ночную синь серебристый апельсин,


А прошла неделька только – от него осталась долька. (луна)

Первый космический день позади, нашим космонавтам пора отдохнуть, а болельщики исполнят для своих экипажей песни со словами “звезда”, “Земля”, “космодром”.

4 (Слайд) Выбери ответ. Подними карточку.

1. Кто первым предположил, что Земля имеет форму шара?

а) Аристотель

б) Пифагор

в) Птолемей

2. Самая маленькая планета Солнечной системы?

а) Марс

б) Земля



в) Плутон

3. Ближайшая к нам звезда?

а) Сириус

б) Альдебаран

в) Солнце

4. Сколько длился полет Юрия Гагарина?

а) сутки

б) 36 часов

в) 108 минут

5. Какая наука изучает небесные тела?

а) биология

б) анатомия

в) астрономия

6. В каком месяце года Земля находится ближе всего к Солнцу?

а) Июль

б) май


в) январь

7. Сколько планет Солнечной системы можно увидеть невооруженным глазом?

а) десять

б) пять


в) одну

Ответы: 1-б 2-в 3-в 4-в 5-в 6-в 7-б

5

Перечислите все известные вам созвездия – чья команда назовет последнее созвездие, та команда и победила.

Задание: Установите соответствие. Назовите созвездие и самую яркую звезду этого созвездия. Поднимите карточки. (Слайд)

1. Близнецы

1. Арктур

2. Возничий

2. Альдебаран

3. Волопас

3. Альтаир

4. Дева

4. Бетельгейзе

5. Лебедь

5. Вега

6. Лев

6. Денеб

7. Лира

7. Капелла

8. Орел

8. Кастор

9. Орион

9. Регул

10. Телец

10. Спика

Ответы: 1-8 2-7 3-1 4-10 5-6 6-9 7-5 8-3 9-4 10-2

6



Решите анаграммы и исключите лишнее слово.

ЛОВАПОС

РИССУИ

ИРОНО

КАРАТЕ

Ответ: Волопас Сириус Орион Ракета. Лишнее слово – “ракета”; остальные слова – названия созвездий.

7



Творческий конкурс. Переводчики.

С помощью жестов объяснить инопланетянам, что вам нужно.

Карточки:


  • Вы хотите залезть на высокую гору;

  • Вы хотите купить трех зайцев;

  • Вы хотите полить цветы;

  • Вы хотите поиграть в футбол.

8

Отвечаем на вопросы двумя словами ДА и НЕТ. Команды по очереди.

1. Самая большая планета Солнечной системы – Юпитер? (да)

2. Только Земля имеет спутник? (нет)

3. Солнце – это звезда? (да)

4. Первым космонавтом был Юрий Гагарин? (да)

5. Первым в открытый космос вышел американец? (нет)

6. Ближайшая к Земле звезда – Венера? (нет)

7. На Луну уже летали американцы? (да)

8. Планета – это относительно холодное небесное тело? (да)

9. Космонавты летали на Марс? (нет)

10. Первая женщина- космонавт Светлана Савицкая? (нет)

11. Полет Гагарина Длился сутки? (нет)

12.Планете Земля примерно 4,6 миллиарда лет? (да)

13. Ассирийцы и вавилоняне впервые выделили на небе знаки зодиака? (да)

14. Самая маленькая планета Солнечной системы – Меркурий? (нет)

15. Созвездие – это участок неба? (да)

9 “Что бы это значило?”

В нашей речи часто встречаются выражения, а правильнее сказать фразеологические обороты, связанные с темой космоса. Все ли из вас знают точный смысл этих выражений, мы сейчас проверим.

Выражения записаны на карточках (каждой команде по три выражения). Задача: раскрыть смысл этих выражений.

1. “Путеводная звезда” - то, что направляет, определяет чью-либо деятельность.

2. “Звезда первой величины” - известный человек, прославившийся в какой-либо области знаний или деятельности.

3. “Восходящая звезда” - человек, начинающий приобретать славу, получать известность в какой-либо области знаний или деятельности.

4. “Звездный час” - переломный, решающий момент в жизни человека.

5. “Родиться под счастливой звездой” - быть удачливым, счастливым, везучим во всем.

6. “Хватать звезды с неба” - отличаться выдающимися способностями, дарованиями, умом и т. д. совершать что-либо выдающееся, из ряда вон выходящее.

7.Между небом и землей” - быть в неопределенном положении, без жилья, без крова, без пристанища.

8. “Как небо и земля” - ничего похожего, полная противоположность.

9. “Небо коптить” - жить бесцельно, без пользы для других, не делать ничего полезного.

10



Конкурс частушек.

1.
Нас послушайте, ребята,


Вам частушки пропоем.
Только правду вам расскажем
И нисколько не соврем.

2.
Что за грохот, что за шум?!


Стены все качаются!
Это наш ведь класс шестой
В космос собирается

3.
Я учусь сегодня в школе,


Быстрей вырасти хочу,
Накоплю побольше денег,
Туристом в космос полечу.

4.
Ну, а я хочу учиться,


Быть ученым я хочу,
И я в космос не туристом
Космонавтом полечу.

5.
Раньше мамы нам читали


Про зайчат и про лису.
А теперь читаем сами
Мы про звезды и луну.

6.
Вы красивые девчонки


Прямо как те звездочки.
И глаза горят огнем,
Затмевают солнце днем.

7.
Между небом и землей


Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

8.
Звезды в космосе дружны,


Мне ребята все важны,
Будем вместе много знать,
В космос надо нам слетать.

Экипажи покидают Марс и направляются к Земле. И наконец можно подвести итог вашей совместной работы. Программу полета наши космонавты выполнили полностью. С благополучным возвращением!

Центр управления полетом подведет итоги полета, назовет победителей, вручит награды. “Космонавт читает стихотворение.

Когда последний закруглен виток.


Так хорошо сойти на Землю снова
И окунуться после всех тревог
В живую красоту всего земного.
Галактика в свеченье звездных трасс,
Нам на нее глядеть, не наглядеться,
Но, поднимаясь в небо, всякий раз
Своей Земле мы оставляем сердце.

Из 40000 профессий, существующих на Земле, профессия космонавта самая трудная, опасная и ответственная. Это настоящий подвиг. Подвиг научный, технический, организационный, но прежде всего – чисто человеческий. Завоевание космоса только начинается.



Литература.

1. Эрудит (толково-этимологический словарь иностранных слов). М: Школа-пресс, 1995

2. Забуслаев В. Н., Хейфец Б. Л Игры со словами (с дидактическим приложением), 1997

3. Своя игра. Выпуск 1-3

4. Любимая Книга для умных и веселых. – Киев: Сталкер, 1998

5. Волина В. В. Игры с буквами и словами. – М: АСТ – ПРЕСС, 1998


КОМЕТА. Заимств. в XVII в. из лат. яз., где cometa < греч. komētēs (astēr) «хвостатая» (звезда), суф. производного от komē «волосы, космы, хвост». комета




коме́та


через франц. comète из лат. соmētа от греч. κομήτης "носящий длинные волосы; комета"; κόμη "волосы".

Космонавт, ракета, планета, спутник, космос, астронавт, Вселенная. Интегрированный урок в 4 классе.



Окружающий мир и русский язык.

Учитель: Симонова Елена Викторовна, МОУ СОШ№8.

Тема урока: Определение спряжения глагола (закрепление). Космическая путешественница.

Цель интегрированного урока:

     Формировать целостное представление о космосе, космонавтах с помощью учебных предметов: русского языка и окружающего мира.

     Углубить знания детей в области покорении космоса, раскрыть новые возможности человека, познакомить с новым подвигом первых космонавтов.

     Познакомить с первой космической станцией «Мир», ее основными частями. Закрепить умение определять спряжение глаголов по их окончаниям. Расширить словарный запас учащихся.

    Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к Родине, школе, любознательность, тягу к новым знаниям.

Ход урока

1.Организационный момент.

Начинается урок,

Он пойдет ребятам впрок,

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давать,

Чтоб за работу получать

Только лишь оценку «пять».



2.Проверка домашнего задания. СЛАЙД 1 (Справочник 4 класс)

Какое задание выполняли?

Почему выбрали это задание?

1гр. Упр.374 -1вариант. (Мусаев, Савенко, Курнаков, Кукушкина, Смирнов, Молодушкин) - назовите глаголы первого спряжения (разгрызет, ведете, отстает, позовете, цветешь, зовем, снуешь, приведу)

- Почему эти глаголы I спряжения?

- Как определить спряжение глагола?

2 группа. Упр.375 -1 вариант.(Гороян, Корж, Ратников, Лебедев, Сало, Малина, Мосан) Назовите все глаголы, определите спряжение. ( Летит, молчит, лежит, молчит, умрет, заревет, найдешь, живут, идем, уйдем)

3 группа -1 вариант. Прочитайте свои предложения. ( Карпунина, Смолин, Дометов, Колесников) Молодцы! 3.Объявление темы и цели урока.



 Актуализация и мотивация. Сегодня мы с вами продолжим работу, начатую ранее. Давайте вспомним, какую тему мы начали изучать на прошлых уроках? СЛАЙД 2.

Итак, тема нашего урока «Определение спряжения глагола». «Космическая путешественница».

- Как вы думаете, о чем пойдет речь? В ходе урока проверим ваши предположения?

4.Посадка. СЛАЙД3. Повторение правил посадки. Чтобы справиться со всеми сложными заданиями, отгадать все загадки, шифры надо писать красиво и аккуратно Молодцы! Надеюсь, что весь урок вы будете писать также красиво.

5. Словарная работа.

 Загадка.

Он не летчик, не пилот,


Он ведет не самолет,
А огромную ракету.

Дети, кто скажите это?

Космонавт.

(Табличка на доску)

Не случайно мы сегодня изучаем новое слово.

- Почему, как вы думаете? Слово космонавт состоит из очень древних составных частей. Первую часть составляет греческое слово космос, одно из которого –«Вселенная», «мир», вторую часть слова космонавт составляет греческое слово наутэс – «моряк» «мореплаватель» (Таблички) Космонавт. Такого слова не было Среди многих тысяч слов. Привезли его на Землю Летчики Гагарин и Титов.

- Почему именно Гагарин и Титов? Запись слова космонавт – сущ., м.р.,2 скл.3 слога,9б.,9зв. Составление словосочетаний с новым словом. Космонавт (какой?) первый, мужественный, отважный,. Составьте предложение со словом космонавт. (Перед записью предложения Проговорить слово исследования по слогам, повесить табличку, далее найти слово в толковом словаре, объяснить значение).

Запись: Космонавт управляет космическим кораблем, проводит научные исследования.

- Что скажете об этом предложении? (простое, повест,невоскл., распр, с однор. членами) Подчеркнуть грамматическую основу. Вспомните тему урока. Назовите глаголы, определите их спряжение. Как определить спряжение глаголов?



Запись словарных слов.

Космонавт, ракета, планета, спутник, космос, астронавт, Вселенная.

- Почему записали эти слова? Вспомните тему урока. Найдите слова – синонимы ( проверка) СЛАЙД 4 Найдите многозначные слова (проверка, там же) Объясните значение слова ракета Аналогично со словом спутник.

- Какие значения слов подходят к нашему уроку?



6. Работа по теме. 12 апреля с космодрома Байконур стартовал космический корабль «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным. СЛАЙД5. Сбылась мечта человечества.

Впервые житель нашей планеты устремился к звездам. Это был гражданин нашей страны.

Все мы очень гордимся тем, что дорогу в космос проложили именно советские русские люди.

Вот как это было. СЛАЙД 6. –видео. А мы продолжаем нашу работу. Сейчас мы с вами откроем учебники русского языка на стр.87 упр.451.

- Прочитайте текст.

- Что нового вы узнали?

- Найдите глаголы и определите их время (устно)

- Назовите глаголы настоящего времени. (стоит) Определите спряжение данного глагола. Как определить спряжение глагола?



Домашнее Задание. Упр.452 (дифференцированно)

- Прочитайте текст Озаглавьте его. 

- Какое будет задание? Почему?

1 группа - карточки

2 группа – составить предложения из слов, подчеркнуть глаголы, определить спряжение.

3 группа – свои предложения о космосе, определить спряжения глаголов. Космонавты напряженно работают, но и у них есть минутки отдыха. Такая минутка наступила и у нас. (Запись «Спейс») А дальше снова напряженная работа Проверяем вашу внимательность.

Итак, упражнение на внимание. Найди глаголы, в горизонтальных строчках

Запись слов: летит, гремишь, звенят, долетят, жужжим, поет.

- Какая тема нашего урока?

- Определите спряжение данных глаголов.

- Какое слово лишнее? Почему? Пришла пора проверить ваши предположения, кто же такая космическая путешественница или что же это такое. СЛАЙД 7. Перед вами орбитальная космическая станция «Мир».

Эта станция третьего поколения. Главное ее отличие от других в том, что она построена по принципу модульности, то есть состоит из частей.

Она имеет 5 стыковочных портов для соединения с транспортными кораблями и научными модулями.  

      Модуль «Квант» необходим для исследования звезд и планет, недоступных наблюдениям с Земли.

      Модуль «Квант» -2. Модуль дооснащения. Он необходим для создания жизнеобеспечения и дополнительного комфорта обитателям станции.  

      Модуль «Кристалл». В нем размещалось оборудование для исследования процессов получения материалов в условиях невесомости.

      Модуль «Спектр». Аппаратура на нем позволяет вести наблюдения за атмосферой, океанами, земной поверхностью, биологические исследования.

      Модуль «Природа». В этом модуле приборы высокочастотного наблюдения за земной поверхностью.

      Стыковочный модуль был создан специально для стыковки корабля «Атлантис». А вот так работают космонавты в космосе. (СЛАЙДЫ) В учебнике на странице 151 – 152 мы прочтем более подробную информацию об этой станции.

- Сколько минут длился полет первого космонавта?

- Когда появилась космическая станция «Мир»?

- Какие открытия сделали благодаря работе космической станции»Мир»?

- Какое расстояние пролетела станция «Мир»?

- Сколько времени прожила станция «Мир»? В каком году была затоплена станция «Мир»? Сейчас в космосе работает Международная косми́ческая ста́нция (МКС) пилотируемая орбитальная станция, используемая как многоцелевой космический исследовательский комплекс.

     МКС — совместный международный проект, в котором участвуют шестнадцать стран (в алфавитном порядке): Бельгия, Бразилия, Великобритания, Германия, Дания, Испания, Италия, Канада, Нидерланды, Норвегия, Россия, США, Франция, Швейцария, Швеция, Япония. В основу устройства станции заложен модульный принцип Планируемые события С 2009 года предполагается довести численность постоянной команды на станции до 6 человек. В немалой степени эти планы определяются тем, что ожидается увеличение возможностей по доставке грузов на станцию. Кроме того, ожидается, что в 2009 году начнёт полёты к станции японский автоматический грузовой корабль. В планах также и существенная модернизация российских космических кораблей «Союз» к 2010 году. Сейчас, благодаря космическим исследованиям проводится большая научная работа. Рассмотрите вид нашей школы со спутника. (СЛАЙД)

Контроль. Наш урок подходит к концу. Сейчас я проверю, как вы запомнили наш урок. Подвиньте к себе листок.

Задание: Находить правильный ответ и заштриховывать прямоугольник. Вопросы: 1.Определите, каким членом предложения является слово поддерживает в предложении: Космонавт постоянно поддерживает связь с землей.

2.В каком году человек впервые полетел в космос?

3.Назовите имя первого космонавта?

4.Определите лицо и число глагола летишь.

5. Сколько времени продолжался первый полет в космосе?

6.Как назывался космический корабль, пилотируемый Юрием Гагариным?

7.Определи спряжение глагола привезет?

8.На что указывает суффикс -л – у глаголов?

9. Какая космическая станция прожила в космосе 15 лет?

10.Назовите первую женщину – космонавта. 11.Определи лицо глагола полетите.

- Какая фигура получилась?

- Оцените свои ответы. Спасибо за урок.

скачать презентацию

http://school8konakovo.ucoz.ru/_ld/0/19_ITF.ppt

«этимология слова вселенная» в словарях русского языка





  1. Школьный этимологический словарь русского языка

ВСЕЛЕННАЯ. Заимств. из ст.-сл. яз. Словообразовательная калька греч. oikoumenē, страдат. прич. от oikeō «обитаю, населяю, живу». Вселенная буквально — «обитаемая» (земля).

Ракета 1. Попросите ребенка наклеить  кружочки - окошечки на рулончик от бумажного полотенца

2. Сверните из бумажных полукругов три маленьких конуса - для того чтобы сделать сопла и один большой - для носа ракеты.

3. Пусть малыш приклеит все это, например, на клей ПВА. Сопла на низ ракеты, а верхний конус на верх (намазав внутренний край).

Чтобы ракета была более красивой, можно предварительно оклеить рулончик цветной бумагой.

 

Расскажите ребенку о реактивном движении. Когда топливо сгорает , то образуются газы. Газы выходя из сопла толкают ракету в противоположную сторону. Для демонстрации реактивного движения используйте воздушный шарик. Надуйте его и отпустите. Воздух, выходя из шарика заставит его двигаться в противоположном направлении и шарик будет забавно передвигаться по комнате.



  

 

 



Светлана Кантор

 


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница