Занятие Игровая стихия у Р. Кено и Б. Виана «Коллеж де Патафизик» илитература авангардизма: история термина




Скачать 73.41 Kb.
Дата26.02.2016
Размер73.41 Kb.
ФРАНЦУЗСКАЯ ЛИТЕРАТУРА ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ ХХ – НАЧ. ХХI ВВ.

ВОПРОСЫ К ПРАКТИЧЕСКИМ ЗАНЯТИЯМ



Занятие 1. Игровая стихия у Р. Кено и Б. Виана

  1. «Коллеж де Патафизик» и литература авангардизма:

- история термина;

- цели патафизиков и пути их достижения.



  1. Новаторство Р. Кено-прозаика:

- преемственность творчества Р.Кено в литературном процессе;

- игровое начало творчества;

- значение новаций Р. Кено для литературного процесса второй половины ХХ в.


  1. Художественный мир Б. Виана:

- пародийный характер повествования;

- разноуровневая игра в «Пене дней»;

- «салливеновский цикл» Б. Виана: мистификация или стилизация?

ЛИТЕРАТУРА



Vian, B. L’Ecume des jours.

Queneau, R. Zazie dans le metro / Les Fleurs bleues – au choix.

Виан, Б. «Пена дней» (обязательно). «Я приду плюнуть на ваши могилы», «Мертвые одного цвета», «Истребим всех уродов» - любой из трех текстов на выбор.

Кено, Р. «Зази в метро», «Голубые цветочки» - на выбор.

Валеева, Е.А. Поэтика романов Р. Кено 1930-60 гг. (АКД)

Ерофеев, В.В. В лабиринте проклятых вопросов / В.В. Ерофеев. – М.: Советский писатель, 1990. – С. 314-329. /либо Французская литература 1945-1990 / Н.И. Балашов [и др. ]; ИМЛИ РАН; редкол.: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин. – М., 1995. – С. 185-197.

Косиков Г.К. О прозе Бориса Виана // Виан Б. Пена дней. Роман. Новеллы / Составление и вступительная статья Г. К. Косикова. – М.: Изд-во “Художественная литература”, 1983. - С. 3-22.

Занятие 2. «Театр абсурда».

  1. Генезис антидрамы и ее место в литературном процессе:

- «антидрама» и театр «рубежа веков»: преемственность;

- театр европейского авангардизма и «антидрама»;

- кризис традиционной драматургии: причины, последствия, способы преодоления;

- понятия «театр абсурда» и «антидрама», место «театра абсурда» в ретроспективе европейского литературного процесса.



  1. Поэтика антидрамы:

- проблема действия и фабулы (сюжета), пути ее решения в пьесах Ионеско и Беккета;

- художественный язык «театра абсурда»;

- сценическое пространство в пьесах Ионеско и Беккета: специфика организации.


  1. Художественные особенности драматургии Ионеско, Беккета, Жене:

- С. Беккет: поэтика эксперимента в антидраме;

- Э. Ионеско: от трагифарсов к метафизической драме;

- Ж. Жене: травестия как идейно-художественная доминанта пьесы «Служанки».

ЛИТЕРАТУРА



Ionesco, E. La Cantatrice chauve.

Ионеско, Э. «Лысая певица», «Стулья» – на выбор. «Носороги», «Король умирает» – на выбор. «Воздушный пешеход», «Жажда и голод» – на выбор. «Макбет».

Беккет, С. «В ожидании Годо».

Жене, Ж. «Служанки».

Ёнэска, Э. Лысая спявачка / Э. Ёнэска // Пры зачыненых дзвярах: Драматычныя творы. Мн., 1995.

Андреев, Л.Г. Современная литература Франции: 60-е годы / Л.Г. Андреев. – М., 1977.

Гозенпуд, А. Пути и перепутья: Английская и французская драматургия ХХ века / А. Гозенпуд. М., 1967.

Елистратова, А. Трагикомедия Беккета “В ожидании Годо” / А. Елистратова // Иностр. лит. - 1966 - №10.

Кондаков, Д.А. Творчество Эжена Ионеско в контексте идейно-худложественных исканий европейской литературы ХХ века / Д.А. Кондаков. – Новополоцк, 2008.

Проскурникова, Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы: Очерки истории французского театра второй половины ХХ века / Т.Б. Проскурникова. – СПб: Алетейя, 2002.

Проскурникова, Т.Б. Французская антидрама (1950-60-е годы) / Т.Б. Проскурникова. – М., 1968.

Французская литература 1945-1990 / Н.И. Балашов [и др. ]; ИМЛИ РАН; редкол.: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин. – М., 1995. – С. 541-563.

Шаблоўская, І. В. Драма абсурду ў славянскіх літаратурах і еўрапейскі досвед/ І. Шаблоўская // Шаблоўская, І.В. Сусветная літаратура ў беларускай прасторы: Рэцэпцыя. Тыпалогія. Кантакты. – Мн., 2007. – С.187-214.

Швыдкой, М.Е. Секреты одиноких комедиантов: Заметки о зарубежном театре второй половины ХХ века / М. Е. Швыдкой. – М., 1992.

Якимович, Т.К. Французская драматургия и театр современной Франции / Т.К. Якимович.- Киев, 1968.

Якимович, Т.К. Французская драматургия на рубеже 1960-1970-х гг. / Т.К. Якимович.- Киев, 1973.

Занятие 3. «Новый роман». Творчество А. Роб-Грийе, Н. Саррот, М. Бютора.

  1. Антироман в литературном процессе Франции:

- генезис понятия;

- антироман и модернистские эксперименты с романным жанром в 1 половине ХХ в.;

- антироман в контексте европейского литературного процесса.


  1. Эстетика и поэтика «нового романа»:

- проблема фабулы и персонажа;

- А. Роб-Грийе «За новый роман»: «шозизм», «школа взгляда»;

- Н. Саррот «Эра подозрения»: кризис романного жанра глазами Н. Саррот;

- стилистическая панорама «нового романа»: сходства и различия.



  1. Творческая эволюция А. Роб-Грийе:

- «В лабиринте»: дебют «школы взгляда»;

- «В прошлом году в Мариенбаде»: кинематографизм в литературе;

- «Проект революции в Нью-Йорке»: художественные особенности в контексте эпохи;

- визуальное и вербальное в поэтике романов Роб-Грийе.



  1. Особенности психологизма Н. Саррот:

- «Тропизмы» и «Вы слышите их?»: поэтика тропизмов;

- «Золотые плоды»: «преодоление сюжета» и его результаты.



  1. Организация повествования в романе М. Бютора «Изменение»:

-

- проблема пространства и времени, три плана повествования: замкнутое пространство купе, внутренний «микрокосм» героя, контраст атмосферы Рима и Парижа;

- особенности организации повествования;

- функции «тотального описания» в прозе Бютора.

ЛИТЕРАТУРА

Sarraute, N. Tropismes.

Саррот, Н. «Тропизмы», «Золотые плоды», «Вы слышите их?», «Детство» – 2 произведения на выбор.

Роб-Грийе, А. «В лабиринте», «В прошлом году в Мариенбаде», «Проект революции в Нью-Йорке» – любой роман на выбор.

Бютор, М. «Изменение».

Евнина, Е.М. Современный французский роман. 1940-1960 / Е.М. Евнина. – М., 1962.

Еремеев, Л.А. Французский «новый роман» / Л.А. Еремеев. – Киев, 1974.



Зонина, Л. Тропы времени. Заметки об исканиях французских романистов (60-70-е гг.) / Л. Зонина. – М., 1984.

Наркирьер, Ф.С. Французский роман наших дней (Нравственные и социальные искания) / Ф.С. Наркирьер. М., 1980.

Роб-Грийе, А. О несколько устаревших понятиях // Называть вещи своими именами: Программные выступления мастеров западноевропейской литературы ХХ века. М., 1986.

Саррот, Н. Эра подозрения.

Французская литература 1945-1990 / Н.И. Балашов [и др. ]; ИМЛИ РАН; редкол.: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин. – М., 1995. – С. 394-447.

Занятие 4. Философско-эстетическая концепция в романе «Лесной царь» М. Турнье.

  1. Образная система романа:

- образ Авеля Тиффожа: мировоззрение героя, степень социальной адаптированности, его отношения с обществом;

- характер образности у Турнье: символы, аллегории или знаки?



  1. Переосмысление опыта Второй мировой войны в романе:

- «странная война» глазами Тиффожа;

- Тиффож в плену: равнодушие или соучастие?

- Роминтен и Кальтенборн: между эстетическим искушением и моральным осуждением;

- нацистская Германия глазами героя и автора: тоталитаризм и его причины.



  1. Проблема гуманизма в «Лесном царе»:

- гуманизм и патология;

- интерпретация финала: «Лесной царь» или Св. Христофор?



  1. Поэтика романа в свете его проблематики:

- «Лесной царь» и романы-притчи Турнье: сходство и различия;

- композиция, разделение на части: основные принципы;

- организация повествования, соотношение автора и нарратора;

- роман «Лесной царь»: проблема метода.

ЛИТЕРАТУРА

Tournier, M. Le Roi des Aulnes.

Турнье, М. «Каспар, Мельхиор и Бальтазар», «Пятница, или Зеркало лимба», «Элеазар, или Источник и куст», «Жиль и Жанна» – 2 произведения на выбор. «Лесной царь» - обязательно.

Жылевіч В.Ф. Раман-прытча ў французскай літаратуры другой паловы ХХ ст. (Ж.-М. Г. Леклезіё і М. Турнье) (АКД).

Французская литература 1945-1990 / Н.И. Балашов [и др. ]; ИМЛИ РАН; редкол.: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин. – М., 1995. – С. 666-677.

Занятие 5. Проблематика и поэтика современного французского романа.


  1. Феномен литературного депримизма:

- философское и социально-культурное обоснование понятия «депримизм» («депримизм» и позитивизм, «депримизм» и постмодернизм);

- «депримизм» в творчестве М. Уэльбека;

- жанровое своеобразие произведений М. Уэльбека.


  1. Человек в постиндустриальном социуме (Ф. Бегбедер):

- «Windows on the world»: «гиперреализм» как творческий метод Ф. Бегбедера.

  1. Творчество Э.-Э. Шмитта в контексте афтер-постмодерна:

- диалог с традицией в творчестве Э.-Э. Шмитта;

- Э.-Э. Шмитт и постмодернизм;

- организация повествования в произведениях Э.-Э. Шмитта.

ЛИТЕРАТУРА



 Schmitt, Eric-Emmanuel. Oscar et la Dame Rose.

Уэльбек, М. «Элементарные частицы», «Платформа» – на выбор.

Бегбедер, Ф. «99 франков», «Каникулы в коме», «Windows on the world» – на выбор.

Шміт, Э.-Э. «Аскар і матухна Ружа».

Браиловский, А. Мы будем беседовать… / Э.-Э. Шмитт // Распутник. Секта эгоистов.- С/Пб., 2008.

Гонтар, М. Постмодернизм во Франции: определение, критерии, периодизация / М. Гонтар // Человек. Образ и сущность: Постмодернизм: парадоксы бытия. – М., 2006.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница