Занятие «Экологический марафон»




Скачать 121.87 Kb.
Дата03.06.2016
Размер121.87 Kb.
МБОУ СОШ № 4 г. Скопина

Учитель О.Н. Купцова

Внеклассное занятие

«Экологический марафон»

Цели: Прививать любовь к природе, окружающему миру, учить правилам поведения в природе.

Развивать умения анализировать, сравнивать, обобщать.

Воспитывать бережное отношение ко всему живому.
Оборудование: Плакат, карточки с заданиями, аудиозапись со звуками леса, маски и реквизиты к сказке, рисунки.


  1. Вступление.

15 апреля проводится день экологических знаний. Проблема экологии всегда была наиболее важной для человечества. Как вы думаете, почему?

Сегодня мы проведем экологический марафон. Почему мы выбрали такое название для нашего занятия? Почему назвали его экологическим?

Марафон – длительное состязание в чем-либо. Название таких состязаний произошло от названия греческого селения Марафон, из которого прибежал в Афины воин с вестью о победе над персами в 5 веке до нашей эры. Это расстояние было равно 42 км 195 м. Позже в честь этого события стали проводить состязания в беге, в которых могли принять участие все желающие. Длина дистанции была равна расстоянию от Афин до Марафона. Потом марафоном стали называть любые длительные состязания и не только спортивные, но и интеллектуальные.

Для любого состязания необходим командный дух и сплоченность.



Выбор команд, их название.
Наш марафон назван экологическим, значит мы будем говорить об экологии. Что же такое экология?

В переводе на русский язык – «ойкос» - дом, «логос» - наука. Выходит, что экология – это «наука о доме». Для человека дом чаще всего – 4 стены и крыша; для зверя – лес, горы, поле; для рыб – моря, реки, озера. Значит у всего живого есть дом, а для всех вместе – это, конечно, планета Земля. А каким должен быть наш дом? Вот наука экология и призвана изучить, как отдельные жильцы нашего большого дома не только уживаются, но и воздействуют друг на друга. К концу нашего занятия на белом листе бумаги мы попробуем построить такой прекрасный дом. Что же нам нужно взять для этого? Из чего будем строить? На все вопросы мы попробуем ответить к концу нашего занятия.


1 тур. «Блицтурнир».

Каждой команде задаются вопросы.



  1. Вещество, встречающееся на Земле в трех состояниях? (Вода).

  2. Природные богатства, находящиеся в глубине Земли? (Полезные ископаемые).

  3. Верхний слой Земли, на котором растут растения? (Почва).

  4. Кто спит вниз головой? (Летучая мышь).

  5. Самая маленькая птица на Земле? (Колибри).

  6. Какая птица подбрасывает свои яйца в чужие гнезда? (Кукушка).

  7. Вода какого озера считается самой чистой? (Байкал).

  8. Растет ли дерево зимой? (Нет, оно замирает).

  9. Что зимой страшнее для птиц голод или холод? (Голод).

  10. Какой зверек сушит грибы на ветках? (Белка).


По одному участнику от каждой команды приклеивают на плакат солнце и облако.

2 тур. Математический.

Каждая команда получает экологическую задачу.



  1. В крупных городах на 1 км2 поверхности за месяц оседает 26 кг сажи. Сколько кг сажи оседает в городском районе площадью 30 км2 за месяц? За год?

  2. Из неисправного крана за 1 минуту вытекает 2 стакана воды. Сколько стаканов воды вытечет из крана за 1 час? За сутки? Сколько это литров, если в 1 литре 4 стакана воды.


Участники приклеивают на плакат реку и радугу.
- Как меняется вид нашего будущего дома? Объекты какой природы здесь помещены? (Неживой).

- Что еще необходимо для жизни на Земле? (Растения, животные).


3 тур. Загадки о растениях.



1. Я кормлю свиней и белок

Ничего, что плод мой мелок.

Я высок и могуч,

Крона – больше черных туч.

( Дуб.)

2. Что за дерево стоит?



Ветра нет, а лист дрожит.

(Осина.)


3. Листья у него резные,

Точно звезды золотые.

Его листочки знают дети,

Красивы осенью в букете.

(Клен.)

4. Не сосна я и не елка.



Только осень на порог –

До единой все иголки

Скину с веток точно в срок.

(Лиственница.)


5. Зелена, а не луг,

Бела, а не снег,

Кудрява, а не человек.

(Береза.)

6. Почки липучие,

Листья пахучие,

Плоды летучие.

(Тополь.)

7.У меня длинней иголки,

Чем у елки.

Очень прямо я расту

В высоту.

(Сосна.)

8. Что за дерево? В лесу ли

Или в парке зацветет –

Пчелы тут как тут, и в улье

Будет нам душистый мед.

(Липа.)


  1. Что за дерево? Девица –

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год.

(Ель.)


  1. Я совсем и не плаксивая.

Отчего же там и тут

С давних пор меня, красивую,

Все плакучею зовут?

(Ива.)



Участники приклеивают на плакат траву и лес.


Мы безмерно богаты

В наших чащах и рощах

Столько всяких пернатых –

Просто диву даешься.

Но спросите иного,

Что он знает о птицах,

Пусть ответит толково –

И, гляди, удивится:

Как же, фауна, дескать,

Как же, наше богатство –

На полях, в перелесках,

Так сказать, птичье царство.

Птичье царство и только?

Ну, дрозды, ну, синички…

Где запомнить все клички,

Просто клички и – только.



- А вы знаете птиц?

4 тур. Отгадай птицу по описанию.

Составить цепочку из правильных ответов.

1 2 3 4

Ласточка снегирь дятел дрозд



5 6 7 8

Голубь цапля воробей скворец



  1. Какая птица устраивает свои гнезда в обрывах над рекой? (1 – ласточка).

  2. Какая птица может подражать голосам животных? (8 – скворец).

  3. Какая из птиц считается символом мира? (5 – голубь).

  4. Какая птица является лесным доктором? (3 – дятел)

  5. Какая птица на лето перелетает дальше на север? (2 – снегирь).

  6. Какую птицу называют маленьким воришкой? (7 – воробей).


Участники приклеивают на плакат птиц.
Ученик. В одной стране жили необыкновенные голуби. Громадными стаями перелетали они с одного места на другое. Назвали этих голубей странствующими. Их было так много, что люди ради вкусного мяса убивали их без счета. Охота не прекращалась до тех пор, пока на Земле не осталось ни одного странствующего голубя. Поэтому, чтобы такого не случилось с другими птицами, не стоит браться за рогатки и стрелять в ни в чем не повинных ласточек, воробьев. Выбросит свою рогатку, забрать ее у другого мальчишки – это и будет ваше маленькое, но важное дело охраны природы. А странствующий голубь был занесен в Международную Красную книгу.
Ученик. В марте 1974 года была учреждена Красная книга СССР (так называлась тогда наша страна). В первый ее список были внесены 52 вида зверей и 65 видов птиц нашей страны.
5 тур. Угадай животное.

Из набора букв составить название животных.

Бурз лафгомин ужк-солеткра бедьле тинманла

(Зубр фламинго жук-красотел лебедь ламантин)



Участники приклеивают на плакат животных.
- Что объединяет всех этих животных? (Занесены в Красную книгу). А каких животных Рязанской области, занесенных в Красную книгу, вы знаете) (Стерх, выхухоль, зубр).

- Как называется территория, на которой редкие животные находятся под охраной? (Заповедник).


Рассказ об Окском заповеднике.
Сказка «Теремок». (См. приложение).
6 тур «Правила»

Командам необходимо озвучить экологические знаки.


Не губи живое

Деревцо малыш сажал,

Он старался очень.

Озорник его сломал,

Так вот между прочим.

Дивные цветы в саду

Машенька взрастила,

Всем на радость. До чего

Сердцу мило было!

Что же здесь произошло?

Все цветы помяты,

Всюду битое стекло.

Вот ведь супостаты!

Федя бабочку поймал

И божию коровку,

Отпускать он их не стал

И посадил в коробку.

Пришел домой, про них забыл.

У Феди игр тыщи.

Попробовал бы сам пожить

Год без воды и пищи!

Вот из гнезда упал птенец –

В гнездо родное хочет.

Уже над ним его отец

Кружится и хлопочет.

А мимо Петя проходил.

Домой спешил на ужин.

Птенца увидел и решил:

«Мне птенчик больше нужен».

Откуда взрослые на свете?

Они растут из малышей.

Скорее исправляйтесь, дети, -

Остаться злым всего страшней.




7 тур. «Писатели о природе».

Из слов нужно составить высказывание «Охранять природу – значит охранять Родину».

- Посмотрите какой дом у нас получился. Как можно назвать наш плакат? «Природа – наш дом».

- Почему сегодня все чаще мы говорим об охране природы? Кто постепенно разрушает ее? Что необходимо делать, чтобы сохранить ее красоту? А что можем сделать мы?


Береги природу


Ты видел в лебедей стреляли?

Ты видел, как они упали?

Скажи, а если б птицы знали

И если б только понимали,

Что их полет прощальным будет,

Их на заре подстрелят люди,

Скажи, они бы не летали?
Наверно, даже если б знали

И даже если б понимали,

То все равно взмывали б ввысь.

Ведь небо – это их стихия!

Ведь небо – это их свобода!

Ведь небо – это вся их жизнь!


А в небе - стая журавлей

Так грустно над землей кружится.

Земля… Скажи, что стало с ней,

Когда б на ней умолкли птицы?


Тогда бы мертвым стало небо.

И – тишина в пустых лугах,

И, может быть, колосья хлеба

Не колосились на полях.

И на полях уж не грачи,

А стаи черной саранчи.


Я не хочу такого мира,

Где все так серо и уныло…

Опомнись, вздрогни, человек.

Не долог на земле твой век.

Но что после себя оставим?

И чем себя мы здесь прославим?

Убитой птицей на заре?

Лесами черными в огне?

И свалкой мусора огромной?

Иль атмосферою зловонной?

Иль речкой с мертвою плотвой?

Полями с выжженной травой?


Опомнись, вздрогни, человек!

Перед природой ты в долгу,

И славен будет пусть твой век

Травой душистой на лугу.

И трелью птиц веселой, звонкой,

И шумным плеском родника,

И гроздьями рябины тонкой,

И синим глазом василька,

И свежим ароматом трав,

И рощи шумом, и дубрав…





Итог занятия.

Надеемся, что сегодняшнее занятие «Экологический марафон» многих заставит задуматься об экологическом состоянии нашей природы, Земли. Все полученные знания постарайтесь передать другим.

По традиции давайте закончим наш праздник «Маршем юннатов».
Приложение

Теремок

сказка на экологический лад
(по мотивам сказки с. я. маршака)


Действующие лица:

Ведущий.

Лягушка.

Мышка.


Петух.

Еж.


Медведь.
Ведущий. В чистом поле теремок, теремок;

Он не низок, не высок, не высок.

Кругом чистые луга,

Рядом чистая река,

А вокруг стоит лесок,

Мусор в нем – большой порок.

Тут Лягушка мимо шла,

К теремочку подошла.



Лягушка. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?

Ква-ква, тишина!

В теремочке я одна!

А из этого окна

Речка чистая видна.

Жить тут – просто загляденье:

Воздух чист, и нет сомнений –

Остаюсь тут навсегда – да, да, да!

Ведущий. Только свет зажгла Лягушка,

Появилась Мышь-норушка.



Мышка. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто, кто в теремочке живет?

Кто, кто в невысоком живет?



Лягушка. Я – Лягушка-квакушка!

А ты кто?



Мышка. А я – Мышка-норушка!

Пусти меня в дом,

Будем жить с тобой вдвоем.

Лягушка. Я пустить-то тебя рада,

Только мне грязнуль не надо!

Кругом дивна красота,

Пусть останется она.



Ведущий. Поселилась Мышь с Лягушкой –

Лупоглазою подружкой.

Топят печь, зерно толкут

Да блины в печи пекут.

Так живут они тихонько,

Ходят в лес они порой,

Только мусора вагоны

Не оставляют за собой:

Где найдут какую банку,

Тут же вмиг ее возьмут,

Подберут и даже палку,

Чтоб без дела не лежала тут.

Вдруг явился на рассвете

Петушок горластый – Петя.



Петух. Ку-ка-ре-ку! Ку-ка-ре-ку!

Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?

Лягушка и Мышка (вместе.)

Здесь живем мы – две подружки,

В чистом поле дом нашли,

А из грязного болота

Убежать теперь смогли.

А ты кто?



Петух. А я – Петушок,

Золотой гребешок,

Масляна головушка,

Шелкова бородушка.

Разрешите здесь пожить,

Буду честно вам служить.

Спать я буду на дворе,

Петь я буду на заре.



Лягушка и Мышка (вместе.)

Так и быть, мы впустим в дом,

Только, чур, тебе поем:

Береги и ты природу,

Не бросай ты мусор в воду,

Охраняй от разных бед,

И не спи же ты в обед.

Ведущий. Вот живут они – Лягушка,

Петушок и Мышь-норушка;

Их водой не разольешь.

Вдруг явился серый Еж.



Еж. Это что за теремок, теремок?

Он не низок, не высок, не высок.

Кто-кто в теремочке живет?

Кто-кто в невысоком живет?



Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Мы – веселые зверята,

В чистом поле дом нашли.

А ты кто?



Еж. Я колючий Ежик,

Ни головы, ни ножек.

Я из лесу к вам пришел,

Там беды большой подъем:

Люди там так отдыхают,

Сразу шум стоит такой,

Всех зверюшек распугают,

Мусор всюду оставляют.

Жить там стало невтерпеж –

Хоть куда девайся Еж.

Разрешите здесь пожить,

Буду терем сторожить.

Лучше нас, лесных ежей,

Нет на свете сторожей!



Лягушка, Мышка и Петух (вместе).

Так и быть, пожалуй в дом,

Жить мы будем вчетвером.

Ведущий. Вот живут они, играют,

И печаль, и грусть не знают.

Не грозят им шум и гам,

Спят спокойно по ночам,

Воздух свеж и так приятен,

Нет от дыма и следа.

Хорошо живут зверята –

Всем довольные ребята.

В это время из берлоги

Вышел Мишка толстокожий,

Он мотает головой,

Рассуждает сам с собой.

Вдруг увидел – дом стоит,

Рядом реченька бежит. Он решил...



Медведь. Пойду туда,

Наломаю там бока!



Ведущий. Оттого он злой такой,

Кто-то разбудил его зимой,

Не дал Мишке крепко спать.

Стал он злым, стал всем мешать.

Если б люди всех любили,

Уважали бы зверей,

Не пошел бы Мишка бурый

Дом ломать у малышей.

Лишь вломился он в домок,

Рухнул в поле теремок.



Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Что же ты наделал, Мишка?

Ты зачем сломал домишко?

Где же жить теперь зверятам?

Ты б не трогал этот дом –

Так прекрасно было в нем!

И пока жива природа,

Жить должно в ней много

Лесного народа.

Медведь. Я же вовсе не хотел

Обижать вас, братья!

А имея крупный вес,

Просто в гости я полез.



Ведущий. Вот так и люди поступают;

Имея силу, разум, власть,

Лесных зверей не уважают,

Куражатся над ними всласть.



Лягушка, Мышка, Петух и Еж (вместе).

Пусть все живут на свете вместе,

И только так спасем мы мир.

Ведь если каждый человек,

Устроил на поляне пир,

Захочет мусор свой забрать,

И потушить костер, залить,

Не будет каждая букашка

Свой новый дом опять искать.

Медведь. Но я же вовсе не хотел

Обидеть вас, друзья!

Я новый дом построить помогу

На радость вам, назло врагу.



Ведущий. И пошла у них работа!

Дом срубили за момент:

Он высокий и красивый,

И стоит как монумент.

За собой они убрали,

Мусор быстро весь собрали,

Чтоб не засорять окрестность,

Чтоб была красивой местность.

Так вот жили и живут –

Экологию все чтут.



Литература


  1. Василенко Г. И. «Дни наук в начальной школе». Сценарии предметных праздников. Волгоград; Учитель, 2007 г.

  2. Козлова М. И. Классные часы: внеклассная работа: 1-4 классы. М.: Издательство «Экзамен», 2009 г.

  3. Кувашова Н. Г. «Праздники в начальной школе – 2». Волгоград; Издательство «Учитель», 2000 г.

  4. Фисенко М. А. Классные часы. 3 класс. Волгоград; Издательство «Учитель – АСТ», 2005 г.








База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница