Занятие «Брусиловский прорыв»




Скачать 57.36 Kb.
Дата12.08.2016
Размер57.36 Kb.
Тематическое занятие «Брусиловский прорыв»

Рабочий лист
Задание 1.
Прочитайте выдержку из газеты «Раннее утро» от 26 мая 1916 года. Предположите, о каком событии идет речь?

«Наши доблестные войска Юго-Западного фронта одержали новую блестящую победу, которая по силе стратегического значения и обилию трофеев превосходит все до сих пор победы нашего оружия над врагом. Со времени нашего отхода из Карпат нам удавалось наносить лишь частичное поражение австро-германцам… нами одержана не тактическая победа, а стратегическая. Прорывом австрийского фронта на широком пространстве в 140–150 верст перед нами открывается совершенно свободный, ничем не прикрытый, если не считать разбитых австрийских войск, путь на Львов…».

____________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.

Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Брусилова.

В чём была необходимость назначения наступления на Восточном фронте Первой мировой войны? Почему командование русской армии вынужденно было начать наступление на Юго-Западном фронте раньше запланированного срока?
«11 мая я получил телеграмму начальника штаба Верховного главнокомандующего, в которой он мне сообщал, что итальянские войска потерпели настолько сильное поражение, что итальянское высшее командование не надеется удержать противника на своем фронте и настоятельно просит нашего перехода в наступление, чтобы оттянуть часть сил с итальянского фронта к нашему; поэтому, по приказанию государя, он

меня спрашивает, могу ли я перейти в наступление и когда. Я ему немедленно ответил, что армии вверенного мне фронта готовы и что, как я раньше говорил, они могут перейти в наступление неделю спустя после извещения. На этом основании доношу, что мною отдан приказ 19 мая перейти в наступление всеми армиями…»

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 3.

Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Брусилова о подготовке войск Юго-Западного фронта. Проанализируйте мероприятия, которые были проведены в войсках до начала наступления. Определите стратегический и тактический смысл осуществлённых мероприятий.

«…Заранее с помощью войсковой агентуры и воздушной разведки мы ознакомились с расположением противника и сооружёнными им укреплёнными позициями. Войсковая разведка и непрерывный захват пленных по всему фронту дали возможность точно установить, какие неприятельские части находились перед нами в боевой линии...В свою очередь, воздушная разведка с самолётов сфотографировала все неприятельские укреплённые позиции как её боевой линии, так и лежавшие в тылу. Эти фотографические снимки с помощью проекционного фонаря разворачивались в план и помещались на карте; фотографическим путём эти карты легко доводились до желаемого масштаба. Мною было приказано во всех армиях иметь планы в 250 саженей в дюйме с точным нанесением на них всех неприятельских позиций. Все офицеры и начальствующие лица из нижних чинов снабжались подобными планами своего участка».

«…Однако для того, чтобы противник не мог заблаговременно разгадать наши намерения, войска располагались в тылу за боевой линией, но их начальники разных степеней, имея у себя планы в 250 саженей в дюйме с подробным расположением противника, всё время находились впереди и тщательно изучали районы, где им предстояло действовать, лично знакомились с первой линией неприятельских укреплений, изучали подступы к ним, выбирали артиллерийские позиции, устраивали наблюдательные пункты и т. д. Пехотные части ещё задолго до атаки и, как было сказано, во многих местах начали сближение с противником окопными работами: по ночам они выдвигались ходами сообщений на 100-200 шагов вперёд и устраивали окопы, обнося их рогатками с колючей проволокой. Таким путем на избранных участках наши окопы, постепенно сближаясь с противником, доводились до того, что отстояли от позиций австро-германцев всего на 200-300 шагов, в зависимости от местности. Для удобства атаки и скрытного расположения резервов на этих исходных для боя плацдармах строилось несколько параллельных рядов окопов, также соединённых между собой ходами сообщений».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



Задание 4.

Прочитайте отрывок из воспоминаний генерала Н.Н. Головина. Охарактеризуйте настроения, царившие в ставке верховного главнокомандующего в апреле 1916 года.
«…Николай II предоставил слово командующим. Все они, кроме Брусилова, высказали уверенность в невозможности наступления на своем фронте. Генерал Эверт, «к всеобщему удивлению, заявил, что «армии его, даже усиленные всеми стратегическими резервами Верховного Командования и всей тяжелой артиллерией, не в силах предпринять и неспособны перейти в наступление. С двойным, даже тройным превосходством в силах, они еле будут в состоянии удержаться на занимаемой или укрепленной линии, если немцы решатся перейти в наступление». Слова генерала Эверта произвели всеобщее смущение. Алексеев мрачно склонил голову и опустил глаза. После короткой паузы Царь дал слово генералу Брусилову. «Пессимизм его высокопревосходительства генерала Эверта мне не понятен и оснований для него я не нахожу, и не знаю, на чем он основывается», – раздался спокойный голос генерала Брусилова. «Что же касается моего фронта, то я нахожу, что дух войск отличный, они хорошо снабжены и в огнестрельных припасах теперь недостатка нет. Поэтому я могу с одними моими силами не только перейти в наступление, но быть уверенным в полном успехе операции» – Брусилов замолк…»

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 5.

Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Брусилова. Что скрывается за понятием «артиллерийское наступление»? Что являлось тактическим успехом взаимодействия пехоты с артиллерией, по мнению А.А. Брусилова? В чем преимущество этого тактического новшества, впервые введенного в русской армии?
«С рассветом 22 мая на назначенных участках начался сильный артиллерийский огонь по всему Юго-Западному фронту. Главной задержкой для наступления пехоты справедливо считались проволочные заграждения вследствие их прочности и многочисленности, поэтому требовалось огнем легкой артиллерии проделать многочисленные проходы в этих заграждениях. На тяжелую артиллерию и гаубицы возлагалась задача уничтожения окопов первой укрепленной полосы, и, наконец, часть артиллерии предназначалась для подавления артиллерийского огня противника. По достижении одной задачи та часть артиллерии, которая ее выполнила, должна была переносить свой огонь на другие цели, которые по ходу дела считались наиболее неотложными, всемерно помогая пехоте продвигаться вперед. Вообще же огонь артиллерии имеет громаднейшее значение в успехе атаки, артиллерия

начинает атаку и после ее надлежащей подготовки, то есть после того, как сделано достаточное количество проходов в проволочных заграждениях и уничтожены укрепления противника, его убежища и пулеметные гнезда, должна сопровождать атаку пехоты, препятствуя своим заградительным огнем подходу неприятельских резервов».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 6.

Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Брусилова. Определите итоги Брусиловского прорыва и его место в ходе Первой мировой войны.

«…с 22 мая по 30 июля вверенными мне армиями было взято всего 8255 офицеров, 370153 солдата, 496 орудий, 144 пулемета и 367 бомбометов и минометов, около 400 зарядных ящиков, около 100 прожекторов и громадное количество винтовок, патронов, снарядов и разной другой военной добычи. К этому времени закончилась операция армий Юго-Западного фронта по овладению зимней, чрезвычайно сильно укрепленной неприятельской позицией, считавшейся нашими врагами, безусловно, неприступной. На севере фронта нами была взята обратно значительная часть нашей территории, а центром и левым флангом вновь завоевана часть Восточной Галиции и вся Буковина. Непосредственным результатом этих удачных действий был выход Румынии из нейтрального положения и присоединение се к нам».

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 7.

Брусилова называли «суворовцем», который использовал принцип: «Воевать не числом, а умением!». Как данный принцип использовал А.А Брусилов?

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 8.

Прочитайте отрывок из воспоминаний А.А. Брусилова. Почему в историю данная операция вошла под названием «Проигранная победа»? На какие причины указывает А.А. Брусилов?

«В заключение скажу, что при таком способе управления Россия, очевидно, выиграть войну не могла, что мы неопровержимо и доказали на деле, а между тем счастье было так близко и так возможно! Только подумать, что если бы в июле Западный и Северный фронты навалились всеми силами на немцев, то они были бы, безусловно, смяты, но только следовало навалиться по примеру и способу Юго-Западного фронта, а не на одном участке каждого фронта. В этом отношении, что бы ни говорили и ни писали, я остаюсь при своем мнении, доказанном на деле…».



______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница