Занятие №1 Наследие Дж. Фрэзера в области изучения мифа и ритуала Миф об умирающем и воскресающем растительном божестве




Скачать 122.94 Kb.
Дата12.06.2016
Размер122.94 Kb.
Практическое занятие № 1

Наследие Дж. Фрэзера в области изучения мифа и ритуала

Миф об умирающем и воскресающем растительном божестве
План


  1. Биография Дж. Фрэзера-исследователя, основные научные достижения, история создания и публикации книг «Золотая ветвь: Исследование магии и религии», «Фольклор в Ветхом завете».

В том числе индивидуальные задания: назначаются два докладчика, два рецензента. Обсуждение качества докладов на основе устных рецензий и собственной оценки.

  1. Основные положения монографии Дж. Фрэзера «Золотая ветвь».

Специфика композиции исследования: прием остранения в завязке (порядок замещения жреца при храме Дианы в святилище Неми).

Царь-жрец в архаике.

Концепция Фрэзера о происхождении магии и религии.

Поклонение деревьям.

Растительные божества: Аттис, Адонис, Осирис, Дионис; их женские дополнения (Иштар, Исида, Кибела, Персефона, Церера). Сходство мифологических сюжетов. Смерть как необходимое условие жизни.

Переход души и магической силы (душа без тела в народных обычаях и сказках).

Магия и наука («Прощание с Неми»).

Рекомендуемая литература

Фрэзер Дж. Золотая ветвь: исследования магии и религии (Онлайн библиотека, электронный ресурс erlib.com)


Практическое занятие № 2

Народные праздники
План

  1. Система восточнославянских календарных (аграрных) праздников, мифологическая основа ритуалов. Идеологический синкретизм ритуалов (единство дохристианских и христианских элементов). Народная составляющая религиозных праздников.

  2. Календарь народный.

Рождество (обряд «греть покойников»)

Крещение (Богоявление)

Благовещенье

Вербное воскресенье

Пасха

Вознесение



Семик

Троица


«Крестить кукушку» (= «хоронить кукушку»)

Кострома (Коструб, Кострубонька)

Иван Купала

Ильин день

Воздвиженье

Покров


  1. «Круглый стол»: какие праздники народного и религиозного календаря отмечают в семье (также в семьях друзей, родственников); какие семейные традиции вы хотели бы сохранить, от чего отказаться? Как принято поступать, если в брак вступают люди разной этнической и религиозной принадлежности?

Примечание: все позиции под № 2 являются названиями рекомендуемых словарных статей.


Основная литература

Русское устное народное творчество: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / В. И. Даль и др. – М., 2006


Рекомендуемая литература
Пропп В. Я. Русские аграрные праздники. Л., 1963 (и др. изд.) [Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»].

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей рад. Н. И. Толстого (электронный ресурс)


Практические занятия № 3 – 4

Славянская мифология
План


  1. Демонология народная.

  2. Схема описания мифологических персонажей. Растения и животные в славянском фольклоре; символика образов.

  3. Животные.

Домашние животные (специально разводимые): коза, конь, корова, курица, петух, пчела; кошка, собака.

Дикие животные: белка, волк, горностай, заяц, куница, лисица, медведь.

Птицы: аист, ворон, голубь, гусь, дятел, жаворонок, кукушка, орел, сорока

Змея, лягушка, мышь

Бабочка, божья коровка.


  1. Растения

«Житие» растений и предметов.

Травы и цветы: базилик, барвинок, папоротник.



Зерно.

Деревья и кустарники: боярышник, береза, верба, виноград, груша, дерево, дерево культовое, дерево плодовое, деревце обрядовое;, дуб (+ омела), ель, калина, можжевельник, рябина, орехи, осина.


Примечание: в пунктах №№ 3-4 все позиции, выделенные курсивом, являются названиями словарных статей.

Обсуждение: какие народные представления о животных и растениях были вам известны из устной традиции, то есть от старших родственников, друзей, знакомых? Приметы, запреты, предписания, использование в обрядовой практике. Есть ли отличия от сведений этнолингвистического словаря? Как вы можете объяснить возможные причины отличий?


Основная литература

Русское устное народное творчество: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / В. И. Даль и др. – М., 2006

Феоктистова И. К. Русские предания: история и мифология. Омск, 2011. С. 88 – 94.
Рекомендуемая литература

Виноградова Л. Н. Славянская народная демонология: проблемы изучения. Докторская диссертация. Текст диссертации в форме доклада | архив http://www.ruthenia.ru/folklore/vinogradova1.htm

Виноградова Л. Н., Толстая С. М. К проблеме идентификации т сравнения персонажей славянской мифологии // Славянский и балканский фольклор: Верования. Текст. Ритуал. М., 1994. С. 16 – 44.

Гура А. В. Символика животных в славянской народной традиции. М., 1997.

Славянская мифология: Энциклопедический словарь. М., 1995.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей рад. Н. И. Толстого (электронный ресурс)

Черепанова О. А. Мифологическая лексика русского Севера. Л., 1983. С. 12.

Практические занятия № 5 – 6

Жанровая система народной русской мифологической прозы
План


  1. История изучения народной прозы в отечественной фольклористике.

Проблема научной терминологии в работах XIX – XX вв.

Изучение народной прозы в довоенный период (А. Аарне, Н. П. Андреев, А. И. Никифоров, Ю. М. Соколов, А. А. Мисюрёв).

Изучение народной прозы во второй половине XX в.


  1. Жанровая система народной русской мифологической прозы.

Проблема жанровой дифференциации народной русской мифологической прозы.

Система жанров мифологической прозы.

Повествования, сочетающие признаки трех жанров.

Повествования, сочетающие признаки двух жанров.

Алгоритм.

Поверья, слухи и толки; мемораты, фабулаты.



  1. Проанализировать материалы фольклорного архива, собственных записей и сборников с точки зрения жанровой принадлежности текстов.

Прочитать и провести жанровый анализ следующих текстов из сборника А. Н. Афанасьева: «Рассказы про мертвецов» (№№ 359 – 362); «Рассказ о мертвеце» (№ 577).
Обсуждение выступлений по третьему вопросу: насколько точно удалось определить жанровые признаки текстов? Обнаружены ли случаи невозможности применения алгоритма? Какие тексты показались наиболее интересными? Почему (с точки зрения сюжета, отдельных образов, контаминации различных в жанровом отношении частей, трудности исследовательской задачи)? Почему Афанасьев поместил тексты «рассказов» в сборник сказок?
Тексты

Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Изд. подг. В.Я. Пропп. М., 1957. То же / Изд. подг. Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. М., 1984-1985 (см. также электронный ресурс).

Материалы фольклорной практики студентов факультета филологии и медиакоммуникацийОмГУ
Основная литература

Феоктистова И. К. Русские предания: история и мифология. Омск, 2011. С. 88 – 94, 191 – 225.


Рекомендуемая литература

Исследования

Померанцева Э. В. Мифологические персонажи в русском фольклоре. М., 1975.

Пропп В. Я. Легенда // Пропп В. Я. Поэтика фольклора. М., 1998. С. 269 – 299.

Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей рад. Н. И. Толстого (электронный ресурс). Статьи: былички, легенды, предания.




Практические занятия № 7 – 8

Мифологические мотивы в славянских сказках


  1. Генезис мотивов волшебной сказки (концепция В. Я. Проппа).

Глава I. Предпосылки (Основной вопрос. Значение предпосылок. Выделение волшебных сказок. Сказка и социальные институты прошлого. Сказка и обряд. Сказка и миф. Сказка и первобытное мышление. Генетика и история. Метод и материал).

Глава II. Завязка (дети в темнице, беда и противодействие)

Глава III. Таинственный лес (Типы яги, обряд посвящения, генезис мотивов яги и всей атрибутики образа)

Глава IVБольшой дом (лесное братство, загробные дарители, дарители-помощники).

Глава V. Волшебные дары (волшебный помощник, волшебный предмет).

Глава VI. Переправа.

Глава VII. У огненной реки (образ змея, герой в бочке).

Глава VIII. За тридевять земель (тридесятое царство в сказке, тот свет)

Глава IX. Невеста (печать царевны, трудные задачи, воцарение героя, магическое бегство.

Выводы.



  1. Дискуссия: группа делится на подгруппы по 3-4 человека; каждая получает задание обнаружить наибольшее количество мифологических мотивов в тексте и, опираясь на текст изученной монографии и справочной литературы, определить жанровую принадлежность повествования, а также указать, какие верования лежат в их основе. Какие верования сохранились до наших дней? Какова степень сохранности, среда бытования?

Для полноценной дискуссии все должны прочитать сказки из собрания А. Н. Афанасьева:

Летучий корабль (№ 144)

Марья Моревна (№ 159)

Емеля-дурак (165)

Сказка об Иване-царевиче, жар-птице и о сером волке (№ 168)

Чудесная курица (№ 197)

Звериное молоко (№ 204)

Волшебное зеркальце (№ 211)
Тексты
Афанасьев А.Н. Народные русские сказки: В 3 т. / Изд. подг. В.Я. Пропп. М., 1957. То же / Изд. подг. Л.Г. Бараг и Н.В. Новиков. М., 1984-1985

/ URL. http://feb-web.ru/feb/skazki/default.asp?/feb/skazki/texts/af0/af0.html.


Основная литература

Русское устное народное творчество: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / В. И. Даль и др. – М., 2006



Рекомендуемая литература

Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л., 1946 (и др. изд.) [Фундаментальная электронная библиотека «Русская литература и фольклор»]

Славянские древности: Этнолингвистический словарь: в 5 т. / под общей рад. Н. И. Толстого (электронный ресурс)

Практическое занятие № 9

Мифологические мотивы в героическом эпосе

План


  1. В. Я. Пропп о происхождении героического эпоса.

  2. Русский эпос эпохи развития феодальных отношений:

мифологические мотивы в древнейших героев и песен (Волх, Святогор);

былины о сватовстве (мифологические мотивы в образах женских персонажей и богатырей);

герой в борьбе с чудовищами, мифологические мотивы в образах антагонистов;

былины сказочного характера, мифологическая основа сказочного сюжета в былине;

былины об отражении татар,

мужик и князь

развенчание Владимира.


  1. Индивидуальное задание: подготовить доклад по теме: «Б. Н. Путилов о художественной системе героического эпоса славян и магической составляющей эпоса (чудесное рождение, магическая сила, эпические предсказания, посмертное восстановление справедливости).


Тексты

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под ред. Н. И. Кравцова. М.,1971.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Под. ред. А. М. Новиковой. М., 1987.

Русское народное поэтическое творчество: Хрестоматия / Сост. Ю. Г. Круглов. Л., 1987.



Основная литература

Русское устное народное творчество: Хрестоматия: учебное пособие для вузов / В. И. Даль и др. – М., 2006


Рекомендуемая литература

Пропп В.Я. Русский героический эпос. М., 1958 (и др. изд.)

Путилов Б. Н. Экскурсы в теорию и историю славянского эпоса. СПб., 1999. С. 30 – 37, 58 – 68.


Практическое занятие № 10

Обряды в современном городе

План


  1. Обряды перехода в условиях современного мегаполиса.

  2. Родильный обряд, сохранение значения процесса инициации.

  3. Свадебный обряд. Традиции и инновации. Сохранение магической составляющей в ритуальных действиях и вербальных текстах (приметы, запреты, предписания, обереги, заговоры, «вещие» сны).

  4. Похоронные и поминальные ритуалы.



Рекомендуемая литература

Белоусова Е. А. Представления и верования, связанные с рождением ребенка: современная городская культура. Кандидатская диссертация Автореферат | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/belousova5.zip

Белоусова Е. А. Современный родильный обряд | архив http://www.ruthenia.ru/folklore/belousova4.htm

Адоньева С.Б. Прагматика фольклора и практика переходных ритуалов // Современный городской фольклор. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 323-338.

Белоусова Е.А. Родильный обряд // Современный городской фольклор. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 339-369.

Дандес А. Кровавая Мэри в зеркале: ритуал и половое созревание / Пер. и коммент. А.А. Панченко // Дандес А. Фольклор: семиотика и/или психоанализ: сборник статей. М.: Издат. Фирма «Восточная литература» РАН, 2003. С.231-250.

Матлин М.Г. Свадебный обряд // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 370-390.

Шевченко В.Ф. Похоронные и поминальные ритуалы // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 391-406.

Практическое занятие № 11

Городская культура как совокупность субкультур

План


  1. Традиции городских субкультур.

  2. Молодежные сообщества и их фольклор.

  3. Студенческие традиции.

  4. Фольклор спортсменов.

  5. «Круглый стол», обсуждение по теме: в какие сообщества входит современная молодежь г. Омска? Какие новые традиции формируются в молодежной и студенческой среде? Какие жанры классического фольклора сохраняются? Ваш прогноз о развитии сообществ и их традиций (ответ аргументировать).

Рекомендуемая литература
Головин В. В. , Лурье М. Л.Современные подростковые субкультуры: мегаполис, провинция и деревня pdf

http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem40.pdf

Красиков М.М. Обрядово-зрелищные формы смеховой культуры современного украинского студенчества (К постановке проблемы) | архив http://www.ruthenia.ru/folklore/krasikov6.htm

Красиков М.М. «Шара, приди! Шара, приди! Шара, приди!» (Об одном современном студенческом ритуале) | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/krasikov5.htm

КрасиковМ.М. К вопросу об изучении субкультуры спортсменов | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/krasikov1.htm

Красиков М. М. Интернет как парта (Студенческая эпиграфика в сети) | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/krasikov7.htm

Шумов К.А. Студенческие традиции // Современный городской фольклор. - М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 165-179.

Щепанская Т.Б. Молодежные сообщества // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 34-85.

Щепанская Т.Б. Символика молодежной субкультуры: Опыт этнографического исследования системы. 1986-1989 гг. – СПб., 1993.

Практическое занятие № 12

Фольклор сообществ по профессии и роду занятий, хобби

План


  1. Фольклор туристов: специфика, жанровый диапазон, основные образы.

  2. Фольклор парашютистов. Репрезентация картины мира, ритуалы.

  3. Фольклор военнослужащих (солдат срочной службы и курсантов военных учебных заведений). Различия и сходство. Основные темы, популярные жанры.

  4. Тематическое и художественное своеобразие фольклора программистов.

  5. Неомифологический персонаж городского фольклора – «Анастасия, богиня дачников».


Рекомендуемая литература

Ливанова Н. Е. Фольклор парашютистов | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/livanova3.htm

Ливанова Н. Е. Формы репрезентации картины мира в фольклорной традиции парашютистов | архивhttp://www.ruthenia.ru/folklore/livanova2.htm

Пушкарева О. В. О специфике и многообразии фольклора туристов | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/pushkareva1.htm

Трушкина Н. Ю., Ферапонтов И. Е.. Структура и функциональные особенности альбомов туристов | архивhttp://www.ruthenia.ru/folklore/ferapontov1.htm

ЦивьянТ. В. Новый персонаж "домашнего" пантеона: Анастасия, богиня дачников | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/tcivian4.htm

Головин В.В., Лурье М.Л., Кулешов Е.В. Субкультура солдат срочной службы // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 186-230.

Ливанова Н.Е. Фольклор парашютистов // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 123-127.

Матлин М.Г. Фольклор военных училищ // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 180-230.

Шумов К.А. Профессиональный мир программистов // Современный городской фольклор. – М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 2003. – С. 128-164.

Практическое занятие № 13

Современный детский городской фольклор

План


  1. Традиционные и новые жанры детского фольклора.

  2. Комические жанры детского и школьного фольклора (пародии, садистские стишки, детские анекдоты и их специфика.

  3. Детские мифологические рассказы.

  4. Итоги и перспективы изучения детского фольклора.


Рекомендуемая литература

Белоусов А. Ф., Головин В. В., Кулешов Е. В., Лурье М. Л.. Детский фольклор: итоги и перспективы изучения pdf

http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem10.pdf

Лурье М. Л. Пародийная поэзия школьников | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem5.htm

Лысков А. О систематизации "садистских стишков" | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/lyskov1.htm

Лурье. В. Ф. Детский анекдот | архивhttp://www.ruthenia.ru/folklore/luriev4.htm

Лурье М. Л. Детский современный анекдот | архив

http://www.ruthenia.ru/folklore/luriem3.htm

Белоусов А.Ф. «Садистские стишки» // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. – М., 1998. – С. 545 – 547.

Кучегура Л.А. Смех персонажей в «садистских стишках» // Народная культура Сибири: Материалы VII научно-практического семинара Сибирского РВЦ по фольклору. Омск, 1998. – С. 206 – 211.

Кучегура Л.А. Специфика смеха в современном детском стихотворном фольклоре / Автореферат диссерт. … канд. филол. наук. – Челябинск, 2000.

Кучегура Л.А. Элементы «карнавальной культуры» в детских фольклорных перевертышах // Народная культура Сибири: Материалы V Всероссийского научно-практического семинара по фольклору. Омск, 1998. – С. 12 – 19.

Мир детства и традиционная культура: Сборник научных трудов и материалов / Сост. С.Г. Айвазян (Государственный республиканский центр русского фольклора). М., 1995.

Топорков А.Л. Пиковая дама в детском фольклоре // Русский школьный фольклор. От «вызываний» Пиковой дамы до семейных рассказов / Сост. А.Ф. Белоусов. – М., 1998. – С. 15 – 36.



Чередникова М.П. Современная детская мифология в контексте фактов традиционной культуры и детской психологии. Ульяновск, 1995.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница