Планы практических занятий
Практическое занятие № 1. Философская проза Ж.=П. Сартра и А. Камю.
-
Философские истоки литературы экзистенциализма.
-
Эссеистика Ж.-П. Сартра и А. Камю.
-
Теория ситуации и концепция человека в творчестве Ж.-П. Сартра и А. Камю.
-
Тема смерти в повести А. Камю «Посторонний». Три ситуации смерти. Метафизика ландшафта и символика цвета. Философский интертекст.
-
Значение ситуации в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота»: концепция приключения, совершенных мгновений.
-
Искусство в исканиях смысла А. Рокантеном. Рокантен и Сартр.
Рекомендуемая критическая литература:
-
Сартр Ж.П. Экзистенциализм – это гуманизм. //Ж.П. Сартр. Тошнота. М., 1994.
-
Сартр Ж.П. Объяснение «Постороннего». // Называть вещи своими именами. М., 1986.
-
Камю А. Человек Абсурда. Миф о Сизифе. // А. Камю. Избранное. М., 1994.
-
Камю А. За пределами пятой заповеди. // Новое время. №9, 1993.
-
Котельников В.А. Блудный сын Достоевского. // Вопросы философии. №2, 1994.
-
Маньковская Н.Б. Счастливая смерть постороннего. // Вестник МГУ. Серия 8. Философия. №2.
-
Великовский С. Грани несчастного сознания. М., 1973.
-
Кирнозе З.И. Французский роман ХХ века. Горький, 1977.
-
Фокин С.П. Альбер Камю. Роман. Философия. Жизнь. СПб, 1999.
-
Юровская Э.П. Жан-Поль Сартр. Жизнь. Философия. Творчество. СПб, Петрополис, 2006.
-
Андреев Л.Г. Жан-Поль Сартр. Свободное сознание и XX век. — М.: Гелеос, 2004.
Практическое занятие № 2. Новый роман во французской литературе 50-х годов ХХ века.
1. Р.Барт о генезисе нового романа. «Смерть автора».
2.Теоретические манифесты А. Роб-Грийе.
3. Роман «В лабиринте» как иллюстрация поэтики новой романистики: «белое письмо», техника «взгляда», «шозизм».
4.Проза М. Бютора, Н. Саррот. Отказ от психологизма в творчестве Н. Саррот: «…персонажи меня не интересуют». Учение о «тропизмах».
Художественная литература:
-
А. Роб-Грийе. В лабиринте.
-
М. Бютор. Изменение.
-
Н. Саррот. Тропизмы. Золотые плоды. Вы слышите их? Детство.
Рекомендуемая критическая литература по теме:
-
Барт Р. Литература и метаязык. Смерть автора. От произведения к тексту. // Р. Барт. Избранные работы. Семиотика. Поэтика. / Р. Барт. М.: «Прогресс», 1989.
-
Интервью с Натали Саррот. М.Климова ,"Ex-Libris-НГ" 17.09.1997.
-
Саррот Н. Эра подозрения// Писатели Франции о литературе. М.: Прогресс, 1978.
-
Саррот Н. Тропизмы. Эра подозрения. М., Полинформ-Толбури, 2000.
-
Саррот Н. Откройте. ИЛ №5, 1999.
-
Роб-Грийе А. О нескольких устаревших понятиях. //http://demosfera.by.ru
-
Зонина Л. Тропы времени: Заметки об исканиях французских романистов (60-70 гг.). М., 1984.
-
Зверев А. М. «Новый роман»// Литературная энциклопедия терминов и понятий. М.: Интелвак, 2001, с.665-666.
Практическое занятие №3. Французский театр абсурда.
1.Театр абсурда во французской литературе: антипьесы и трагифарсы Э. Ионеско.
2. Традиция А. Жарри. Драматургия Б. Виана, Ж. Одиберти, Р. Вайнгартена, М. де Гельдерода.
3.Трагические «клоунады» С. Беккета. Театр без актера: «Сцены для театра» и «Дыхание» С. Беккета. 4.Интертекст как способ «чтения» драмы театра авангарда.
Художественная литература:
-
Ионеско Э. Лысая певица. Стулья. Жажда и голод.
-
Виан Б. Живодерня для всех. Строители Империи.
-
Беккет С. В ожидании Годо. Сцены для театра. Дыхание.
-
Гельдерод М. де. Смерть доктора Фауста. Эскориал. Школа шутов.
Рекомендуемая критическая литература:
-
Проскурникова Т.Б. Театр Франции. Судьбы и образы. Очерки по истории французского театра II-ой половины ХХ века. / Т.Б. Проскурникова. СПб: Алетейя, 2002, 471 с.
-
Проскурникова Т. Б. Французская антидрама. / Т.Б. Проскурникова. М.: Высшая школа, 1968, 104 с.
-
Строев А.Ф. Ионеско. / А.Ф. Строев. // Французская литература. 1945-1990. Ред. коллегия: Н.И. Балашов, Т.В. Балашова, С.Н. Зенкин и др., М.: «Наследие», 1995. с. 541-552.
-
Киричук Е.В. Комическое в драматургии Б. Виана. Омск, ОмГУ, 2007.
-
Киричук Е.В. Поэтика комического в театре М. де Гельдерода. // Комическое в драматургии А. Жарри и М. де Гельдерода. Омск. ОмГУ, 2004.
-
Токарев Д. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета. М.: Новое литературное объединение, 2002.- 336 с.
Практическое занятие № 4. Жанр притчи в литературе ХХ века. У. Голдинг. Повелитель мух. Шпиль. Кобо Абэ. Женщина в песках.
-
Особенности современной притчи.
-
Моделирование действительности в притчах Голдинга и Абэ: модель и метафизика ландшафта.
-
Экзистенциальное сознание как философская основа притчи К. Абэ. Сизиф и Ники Дзюмпей.
-
Библейские аллюзии в притче У. Голдинга. «…темна душа человека».
-
Образ Саймона . Цитирование как способ введения интертекста («зверь появляется из вод», «повелитель мух», «зверь – это мы сами»).
-
Ситуация выбора в притче как проблема обретения свободы («Без угрозы наказания нет радости побега»).
Практическое занятие № 5. Роман А. Мердок «Черный принц».
-
Творческий путь А. Мердок: от философии к литературе.
-
«Черный принц» как роман «парабола»: структура романа, образ издателя, полифония.
-
Шекспировская аллюзия в романе. Б. Пирсон и А. Баффин.
-
Преображающийся герой в прозе А. Мердок: значение послесловий к роману. Оппозиция: Брэдли Пирсон – Арнольд Баффин.
-
Концепция искусства в романе: кольцевая композиция текста.
-
Философская метапроза – «открытый» диалог А. Мердок.
Практическое занятие № 6. Роман Д. Фаулза «Волхв».
-
Д. Фаулз как представитель постмодернизма в английской литературе ХХ века.
-
Рамочная композиция романа и кодовое значение имени «Алисон».
-
Топонимический ряд: Англия (Оксфорд) – Австралия – Фраксос (Греция).
-
Вилла Кончиса – центр композиции романа (театральная сцена).
-
История Кончиса – смысл притчи о свободе («Элефтерия!»). Философия игры в романе.
-
Значение шекспировской аллюзии («Буря», «Отелло»).
Практическое занятие № 7. Роман Г. Белля «Бильярд в половине десятого».
-
«Литература развалин» и раннее творчество Г. Белля.
-
Концепция времени в романе Г. Белля «Бильярд в половине десятого» (Историческое время, миф, биографическое время).
-
Приемы цитирования и аллюзии в романе. («Паси агнцев моих…», «маленький Давид», «Сострадая, сердце всевышнего остается твердым»).
-
Выстрел как мотив разрешения духовного кризиса в романистике Г. Белля («Долина грохочущих копыт», «Бильярд…»).
-
Женские образы в романистике Г. Белля.
Рекомендуемая критическая литература по темам 4-7:
-
Чамеев А. Уильям Голдинг — сочинитель притч // Голдинг У. Бог-скорпион. СПб, 2001. С. 5—29.
-
Воробьева Е. Заметки о малых прозаических жанрах. Парабола как явление постлитературы. НЛО, №38,1999. С. 289-300.
-
Эко У. Роль читателя. Исследования по семиотике текста. СПб, РГГУ, 2005.
-
Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.
-
Кристева Ю. Бахтин. Слово. Диалог. Роман. // Кристева Ю. Избранные труды: Разрушение поэтики. М., РОССПЭН, 2004.
-
Мелетинский Е. Поэтика мифа. 3-е изд., М., 2000.
-
Рожновский С. Генрих Белль. М., 1965.
-
Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. // Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.
-
Белль Г. Франкфуртские лекции. // Вопросы литературы. № 5, М., 1988. С. 169-214.
-
Ильина Э.А. Романы Г.Белля (вопросы поэтики). АКД. Н. Новгород, 1994.
-
Вирина Г.Л., Липинская А.А. Система хронотопов в романах Г. Белля «Бильярд в половине десятого» и «Женщины у берега Рейна». // http:// aseminar.narod.ru/bell.htm
-
Ефимова Д. А. Библейские аллюзии и образ Саймона в романе Уильяма Голдинга «Повелитель мух» // Электронный журнал «Знание. Понимание. Умение». — 2009. — № 5 — Филология.
-
Ивашева В. Патриарх из Солсбери. // Ивашева В. Английские диалоги. М., 1971.
-
Скороденко В. Притчи Уильяма Голдинга. // Голдинг У. Шпиль и другие повести. М., 1981.
-
Голдинг У. Избранное. М., 1996
-
Львофф Б. «Черный принц» Айрис Мердок и «Женщина французского лейтенанта» Джона Фаулза. // http://proza.ru
Толкачев С.П. Художественный мир А. Мердок. Реферат дисс…к.ф.н., М., 1999//http://dissertation1.narod.ru
Практическое занятие № 8. Англо-американская фантастика ХХ века.
-
Жанр антиутопии в английской литературе ХХ века.
-
Дж. Оруэлл о проблеме тоталитаризма.
-
Двоемыслие и мыслепреступление как факторы формирования социального сознания в романе Дж. Оруэлла «1984».
-
Типология героя антиутопии: Уинстон Смит («1984») и Гай Монтег («451̊ по Фаренгейту»).
-
Парадоксы времени в фантастике ХХ века: совмещение настоящего и будущего.
-
Моделирование действительности в романах Оруэлла и Брэдбери. Социальная и пространственная модели.
-
Антиутопия как пародийный жанр: романистика К. Воннегута.
-
Роман – предупреждение в творчестве С. Кинга и Р. Мерля.
Рекомендуемая критическая литература по теме:
-
Оруэлл Дж. Подавление литературы. Литература и тоталитаризм. Рецензия на роман Е. Замятина «Мы». // Дж. Оруэлл. 1984 и эссе разных лет. М., 1987.
-
Замятин Е. Герберт Уэллс. СПб, Эпоха, 1922. // http://az.lib.ru
-
Бердяев Н. Учение о прогрессе и конец истории. //Смысл истории. М.. Мысль, 1990.
-
Бердяев Н. Русская литература ХIХ века и ее пророчества. // Истоки и смысл русского коммунизма. М., Наука, 1990.
-
Антиутопии ХХ века. Антология. М., 1989.
-
Мэмфорд М. Невидимая машина. //Утопия и утопическое мышление. М., 1990.
-
Морсон Г. Границы жанра. Антиутопия как пародийный жанр. // Утопия и утопическое мышление. М., 1990.
-
Мищенко В. Г. Страшные притчи Стивена Кинга // Кинг С. Воспламеняющая взглядом. Минск, 1992. С. 351;
-
Аствацатуров А. Поэтика и насилие. (О романе Курта Воннегута «Бойня номер пять»). НЛО, №58, 2002.
-
Райт-Ковалева Р. «Канарейка в шахте», или мой друг Курт Воннегут. //
http://vonnegut.ru/stat/stat.htm
Практическое занятие № 9. Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества». Проза Борхеса.
-
Новый латиноамериканский роман как специфическое явление литературной классики ХХ века.
-
Г.Г. Маркес о проблеме романического жанра.
-
Истоки мифологем в романе. Мифотворчество писателя.
-
«Сто…» как семейная эпопея. Исторические параллели романа.
-
Образ Мелькиадеса в романе: символика, мифологические аналоги, смысл профетической функции.
-
Темы инцеста, одиночества и любви в романе.
Практическое занятие № 10. Роман Г.Г. Маркеса «Сто лет одиночества».
-
Прием карнавализации в романе: смеховая культура и пародийная стратегия.
-
Проблемы времени и пространства в романе. Роман как развернутый текст притчи о «роде».
-
Манускрипты Мелькиадеса: текст о тексте.
-
Концепты «рода» и «дома» в романе. Значение эсхатологического мифа.
-
«Сто…» как «роман века». Проблема «рубежа веков».
Рекомендуемая критическая литература:
-
Дубин Б. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии. // Х.Л. Борхес. Собрание сочинений в 4-х т. Том 4. СПб, Амфора, 2001. С. 478-500. или http://ae-lib.org.ua/texts/dubin__borges_biography__ru.htm
-
Ф. Соррентино. Семь бесед с Борхесом. // http://www.borges.su/
-
Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.
-
Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. М., 1983.
-
Земсков В.Б. Габриэль Гарсия Маркес. М., 1986.
-
Бахтин М.М. Творчество Франсуа Рабле и народная культура Средневековья и Ренессанса. М., Худож. лит., 1990.
-
Столбов В. Пути и жизни. М., 1985.
-
Киричук Е.В. Хронотоп библиотеки и аллюзия «потерянной книги» в зарубежной прозе ХХ века. Материалы межвузовской конференции, СПб, ЛГОУ им. А.С. Пушкина, 2002. С.227-231.
-
Орлов В.В. Романтика латиноамериканской прозы. // Орлов В.В. Собрание сочинений в 6 томах. Том 1. М., «ТЕРРА-Книжный клуб», 2001. // http://lib.ru/PROZA/ORLOW_O/latinp.txt
-
История литератур Латинской Америки. Т. 5. Очерки творчества писателей XX века. М.: ИМЛИ РАН, 2005.
Практическое занятие № 11. Новеллистика Х.Л. Борхеса.
-
Особенности жанра новеллы в творчестве Х.Л. Борхеса.
-
«Борхес и Я»: загадки философских исканий писателя
-
Модель мира в произведениях Х.Л. Борхеса: «Алеф» и «Сад расходящихся тропок». Пространство и время.
-
Мир как текст: «Вавилонская библиотека». Нумерологическая символика в произведениях писателя. Борхес и У. Эко.
-
Мистификации Х.Л. Борхеса: легитимация знания в тексте (письме). «Роза Парацельса». «Три версии предательства Иуды».
-
Универсальность письма: «историй всего четыре».
Рекомендуемая критическая литература:
-
Дубин Б. Хорхе Луис Борхес: Страницы биографии. // Х.Л. Борхес. Собрание сочинений в 4-х т. Том 4. СПб, Амфора, 2001. С. 478-500. или http://ae-lib.org.ua/texts/dubin__borges_biography__ru.htm
-
Ф. Соррентино. Семь бесед с Борхесом. // http://www.borges.su/
-
Кутейщикова В.Н., Осповат Л.С. Новый латиноамериканский роман. М., 1983.
-
Мамонтов С.П. Испаноязычная литература стран Латинской Америки. М., 1983.
|