«Закрепление знаний о правописании парных согласных в корне слова с применением здоровьесберегающих методов и приёмов»




Скачать 90.82 Kb.
Дата07.03.2016
Размер90.82 Kb.


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 37 городского округа город Буй Костромской области

Мастер – класс


Тема: «Закрепление знаний о правописании парных согласных в корне слова с применением здоровьесберегающих методов и приёмов»
(Фрагменты уроков русского языка в 3 классе)

Автор: учитель начальных классов

высшей квалификационной категории

Барабанова Тамара Владимировна
г. Буй

2006 г.


Задачи:

  1. Демонстрация здоровьесберегающих технологий через учебно-воспитательный процесс на 1 ступени обучения.

  2. Ретрансляция педагогического опыта на примере занятия по теме «Закрепление знаний о правописании парных согласных в корне слова с применением элементов здоровьесберегающего сопровождения»


Содержание:

Технология: мастер – класс. Фрагменты урока русского языка на 1 ступени обучения.

План проведения:


  1. Организационный момент.

  2. Ознакомление с темой.

  3. Целеполагание.

  4. Демонстрация фрагментов урока с комментариями учителя к каждому этапу технологической цепочки.

  5. Рефлексия понимания и восприятия урока с использованием ЗСОТ.


Оборудование:

  1. Раздаточный материал для работы в парах, в группах.

  2. Тренажёры для органов зрения.

  3. Массажные коврики.

  4. Картинки с животными зоопарка.

  5. Аудиокассета с сенсорной музыкой для релаксации.

  6. Карточки с предложениями для проведения зрительного диктанта.

  7. Мяч.



  1. Организационный момент.

  2. Сообщение темы и цели.

- Сегодня на занятии мы будем отрабатывать умение проверять парный согласный в корне слова.
3. Пальчиковая гимнастика.

«Здравствуй, пальчик», «Топали мы, топали…»

Топали мы, топали. (Одновременно указательным и средним пальчиками обеих рук выполняем «шагательные движения» вперед).

До тополя дотопали.

Остановились около … (остановились)

И пять потопали. (Пальчики двигаются назад).


4. Зрительный диктант. Игра «Фотоглаз».

Чтоб ошибок избежать,

Зоркость будем развивать.

В игре проверить можешь сам

Своё внимание к словам.

Описание работы:

Предложение проектируется несколько секунд. Ваша задача: внимательно прочитать предложение, запомнить его и написать красиво без ошибок. Каждое предложение пишите с новой строки.



  • К лесу вела узкая дорожка. (21 буква – 6 секунд)

  • Там растут берёзки и дубки. (22 буквы – 6 секунд)

  • Олег и Глеб бегут к сторожке. (23 буквы – 6 секунд)


5. Введение в тему урока.

- Назовите слова, в которых встретился парный согласный в корне слова.


6. Проблемный вопрос.

- Как проверить эти слова? (Показать карточки со словами: узкая, дорожка, берёзки, дубки, Олег, Глеб, сторожка).

Подбираются проверочные слова.

7. Работа над правилом (листочки с правилом на партах).

Идёт отработка правила в парах.

- Повторите правило.

- Какие парные согласные звуки нужно проверять? Назовите их.

(б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с).

- В каких случаях проверяют парный согласный звук? (Когда он стоит в корне слова на конце или в середине).

- Какие два способа проверки парных согласных в корне слова существует?

( 1 способ. Изменить слово по числам: зуб-зубы, глаз-глаза.

2 способ. Подобрать однокоренные слова так, чтобы после согласного стоял гласный или звук Н: скользкий - скользить, гладкий-гладить).
8. Отработка правила.

Технология «Вертушка» или «Карусель»

Описание: У меня пять карточек с вопросами на одной стороне и с ответами на другой. Участвовать будут 10 человек.

5 человек образуют внутренний круг, встав спиной друг к другу, карточку с вопросом вы держите в руке, ответ перед собой.

Следующие 5 человек образуют внешний круг. Каждый встаёт напротив одного из вопросов, читает вопрос, отвечает на него и переходит к следующему вопросу и т.д., пока не вернется к первому. Двигаетесь по часовой стрелке. Проделав круг, меняетесь ролями, т.е. осуществляется переход внешнего и внутреннего круга, действия повторяются.

(Ответы корректируются проверяющими.)

Вопрос 1. Назовите парные согласные.

Ответ: Парные согласные: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з-с.
Вопрос 2. Как проверить парный согласный на конце слова?

Проверь: хле (б,п) - ?, эта (ш,ж) - ?



Ответ: Для проверки измени слово так, чтобы после согласного стоял гласный звук.

Хлеб – хлеба,

этаж – этажи.
Вопрос 3. Проверьте слова. Какую букву надо вставить? Назовите корень.

Ду (б,п) - ?, овра (г,к) - ?,

арбу (з,с) - ?, автобу (с,з) - ?

Ответ:

дубы - дуб, корень – дуб;

овраги - овраг, корень - овраг;

арбузы – арбуз, корень - арбуз;

автобусы – автобус, корень – автобус.
Вопрос 4. Каким способом можно проверить парный согласный в середине слова?

Оши (б,п) ка - ?, бесе (т,д) ка - ?



Ответ: Чтобы проверить парный согласный в корне, надо подобрать однокоренное слово так, чтобы после этого согласного стоял гласный звук или звук Н.

Ошибка – ошибочка, ошибайся, корень – ошиб -.

Беседка – беседа, беседочка, беседовать, корень – бесед -.
Вопрос 5. Проверьте слова. Какой согласный нужно вставить? Назовите корень.

Овра (ж,ш) ки - ? Закла (д,т) ка - ?

Коро (п,б) ка - ? Ска (с,з) ка - ?

Ответ:

Овражек – овражки, корень – овраж- ;

кладёт – закладочка – закладка, корень – клад -;

коробок, коробочка – коробка, корень – короб -;

сказочка – сказочник – сказочный – сказка, корень – сказ -.


  1. Работа с пословицами. Работа в паре, в группе.

(Работа в группах способствует смене динамической позы).

- Что такое пословица? (Это меткое выражение.)

Задание: В конвертах, которые лежат на партах, находятся половинки от 4 пословиц. Вам нужно собрать все 4 пословицы.

а) Индивидуальное задание. Сначала каждый из вас выполнит задание: нужно вставить пропущенную букву и проверить слово, выделить корень, парный согласный подчернуть.

б) Парное задание. Затем соберите пословицы в парах.

в) Групповая работа. Соберите пословицы в группе. Правильность выполнения задания проверьте по «Ключу» («Ключ» на жёлтом листке бумаги).

1. Ры … ка ( ) мелка, да уха сла … ка ( ).

2. У курицы серё … ки ( ), а у петуха сапо …ки ( ).

3. В сеноко … ( ) горька, а в моро … ( ) сла … ка ( ).

4. Стоял на кре … кой ( ) но … ке ( ), теперь лежит в луко … ке ( ).

Самооценка: Каждый может оценить выполнение задания:

«5» - без ошибок, «4» - 1 ошибка, «3» - 2 ошибки.


9. Оздоровительные паузы.

  1. Гимнастика для глаз.

Используются тренажеры для органов зрения.


  1. «Бегающие огоньки». Тренажер со зрительными метками.

В различных участках класса фиксируются разноцветные круги из картона (красного, жёлтого, зеленого, синего, коричневого цвета). Для активизации организма, в том числе общего чувства координации и равновесия, упражнения нужно выполнять только стоя.

С этой целью нужно периодически поднимать детей из-за парт под счёт 1, 2, 3, 4 и фиксировать взгляд на зрительных метках, т. е кружках, сочетая эти действия с движением головы, туловища, глаз.



  1. Упражнение для органов зрения (гимнастика):

а) Движение зрачков влево – вправо, вверх – вниз, круговые движения зрачками. Крепко зажмурить глаза на 1- - 20 секунд. Ослабить мышцы, глаза открыть.

б) Массаж глазных век подушечками пальцев.



4) Физкультминутка

Чтоб головка не болела,

Ей вращаем вправо, влево.

А теперь руками крутим

И для них разминка будет.

Тянем наши руки к небу,

В стороны разводим.

Повороты вправо – влево

Плавно производим.

Наклоняемся легко,

Достаём руками пол.

Потянули плечи, спинки.

А теперь – конец разминке.
10. Игра «Спринт» (Проводится по вариантам).

Цель: Кто больше запишет однокоренных слов к данному корню слова за определенное время по теме «Парные согласные в корне слова».

Дается 2 мин. 1 вариант – сторож, 2 в. – мороз, 3 в. – дождь, 4 в. груз, 5 в. – гриб, 6 в. – сад.

Описание: Первый записал однокоренное слово данному, выделил корень и передал карточку соседу, сидящему сзади. Второй – читает предыдущие слова, пишет следующее однокоренное, выделяет корень и т.д. Если не знаешь, ставь пропуск (чёрточку) и передавай дальше. Последний бежит к первому, и игра продолжается до тех пор, пока все однокоренные слова к данному корню не будут написаны. Выявляется победитель.



Примечание: количество однокоренных слов должно быть примерно одинаково. Задание можно усложнить: подчеркнуть проверочные слова.
11. Игра «Поищем буковку»

Описание. На доске в три столбика записаны слова с пропущенной парной согласной в корне слова. Нужно найти пропущенную букву в определенном месте класса, вставить ее в слово при этом устно подобрать проверочное слово. Сидящие на 1 ряду ищут буквы на розовых квадратах по левой стороне класса, сидящие на 2 ряду – на зеленых квадратах на противоположной стене от доски, сидящие на 3 ряду – на голубых квадратах по правой стороне класса.



1 ряд (розовые) 2 ряд (зеленые) 3 ряд ( голубые)

ги …кий б ро … кий б мя … кий г

ло … кий в у … кий з жи … кий д

сла … кий д лягу … ка ш кре … кий п

ука … кА з гла … кий д бедня … ка ж

лё … кий г пиро … ки ж ни … кий з
Прикрепить букву. Пройти по массажному коврику (Релаксация стопы).

Проверка задания.



Игра «Ты – мне, я – тебе». (У учителя в руках мяч.)

Учитель кидает мяч ученику и называет слово, например: гибкий. Ученик бросает мяч учителю и называет проверочное слово: гибок, сгибать и т. д. Проверяются все слова, которые проверяли на доске.


12. Игра «День – ночь» (Игра на внимание).

Музыкальная релаксация. Сопровождается сенсорной музыкой.



Цель игры: Развитие внимания, зрительной памяти, используется метод исключения.

На доске картинки животных: гепард, лев, тигр, носорог, бегемот, медведь, морж, дикобраз, зебра.

- Куда мы попали? Где можно увидеть этих необычных животных? (В зоопарке).

- Назовите этих животных. Посмотрите внимательно. Что объединяет этих животных в правописании? (Большинство слов заканчивается на согласный).

- Кто из животных лишний ? (Тигр, зебра).

- Почему? По какому признаку исключили? (Тигр заканчивается непарным звонким «Р», зебра на гласный «а»). Убираю картинки с этими животными.

- Перечислите оставшихся животных. На какой согласный звук заканчивается название каждого животного? Проверьте.

(Гепарды – гепард, львы – лев, носороги – носорог, бегемоты – бегемот, медведи – медведь, моржи – морж, дикобразы – дикобраз)

- Чем занимаются звери днём? (Отдыхают, едят, спят, веселят публику и т.д.)

- Что делают звери ночью? (Ночью звери спят).

- Внимательно посмотрите на всех животных и запомните их.

Вот и у нас наступает ночь. Глазки закрываются. Положите головки на руки. Отдыхаем. (Звучит приятная сенсорная музыка. Учитель в это время убирает картинку с одним из животных.)

- Внимание! (Музыка утихает).

- Кто из зверей ушёл отдыхать первым? (Должны угадать животного, которого нет и т.д.)
13. Творческая работа в группах.

Цель: развитие связной речи, дифференцированная работа (сильный обучает слабого), развитие выражения, мышления, смена режима динамической позы.

Описание: Вы работаете в группе, составьте рассказ по опорным словам, запишите его, придумайте заголовок.

Опорные слова: лето, пруд, берёзки, травка, лодка, утро, рыбка, улыбка, погодка. (Даётся время. Каждая группа записывает свой рассказ на карточке и зачитывает его. Выбирается понравившийся рассказ).
14. Рефлексия.

(На доске прикрепляется дерево познания).

Подведите итог занятия и поместите желаемый предмет на «Дерево познания».

Плод – я всё понял, могу объяснить другим.

Цветок – я всё понял.

Зеленый листок – я понял, но мне нужна помощь.

Жёлтый листок – я ничего не понял.
15. Узелок на память.

В итоге нашего занятия я дарю вам «Узелок на память».



Если слышишь парный звук,

Б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш, з –с

Будь внимательным, мой друг.

Слово смело изменяй.

Рядом гласный подставляй!

Стог – стога, гриб – грибок.

Вот и кончился стишок.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница