Законотворческой деятельности московской областной думы за 2007-2011 гг. Москва 2011



страница1/10
Дата10.06.2016
Размер2.12 Mb.
ТипЗакон
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10



МОСКОВСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ДУМА



О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ
ЗАКОНОТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МОСКОВСКОЙ


ОБЛАСТНОЙ ДУМЫ

ЗА 2007–2011 гг.



Москва – 2011

Сборник подготовлен Организационным управлением на основе материалов, представленных аппаратами комитетов Думы, Государственно-правовым управлением и Управлением внешних связей и протокола Московской областной Думы.


ВВЕДЕНИЕ
Завершается деятельность очередного четвертого состава Московской областной Думы, избранного 11 марта 2007 года в единый день голосования по пропорциональной системе. Председателем подмосковного парламента во второй раз стал Валерий Евгеньевич Аксаков.

Грядущие 4 декабря 2011 года выборы пройдут по смешанной системе: 25 депутатов из 50 ти будут избираться по единому избирательному округу пропорционально числу голосов, отданных за списки кандидатов от той или иной партии, еще 25 будут избираться по одномандатным избирательным округам, и каждый из них будет проводить собственную избирательную кампанию.

На протяжении всего периода деятельности депутатский корпус Московской областной Думы обеспечивал развитие и совершенствование правового поля области, в частности в таких сферах, как организация государственной власти и местного самоуправления, финансово-экономическая политика, жилищное законодательство и градостроительная политика, хозяйственная деятельность, правовое регулирование социальной политики и многое другое.

Специфика работы четвертого состава Московской областной Думы в процессе преодоления мирового социально экономического кризиса в значительной мере определялась положениями ежегодных Посланий Президента Российской Федерации, в которых уже в 2009 году был выбран стратегический курс на модернизацию страны, на построение эффективной и современной системы социальной поддержки граждан. Это определяло и основные приоритеты работы Думы, главной задачей которой была и остаётся грамотная социальная политика в регионе, благосостояние жителей Московской области.

Правовое регулирование в жестких рамках экономии бюджета было ориентировано на сохранение социальной направленности бюджета, сохранение достигнутого уровня жизни населения Московской области и его дальнейшее повышение, повышение эффективности и результативности бюджетных расходов, сокращение объема государственного долга Московской области.

Роль Московской областной Думы как законодательного (представительного) органа власти одного из крупнейших российских регионов будет, безусловно, возрастать. В определенной мере это следствие конструктивного взаимодействия Москвы и Московской области, сложившегося в последнее время.


1. Московская областная Дума 2007–2011 гг.
Общая характеристика, руководящие органы, структура

Московская областная Дума (далее - Дума) является постоянно действующим высшим и единственным органом законодательной власти Московской области. Дума состоит из пятидесяти депутатов, избираемых населением области на основе всеобщего равного прямого избирательного права при тайном голосовании на пять лет.

В соответствии с пунктом 3 статьи 10, пунктом 6 статьи 82 Федерального закона от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», пунктом 3 статьи 5 Закона Московской области № 191/2006-ОЗ «О выборах депутатов Московской областной Думы», статьей 3 Закона Московской области № 191/2007-ОЗ «О статусе депутата Московской областной Думы» и Законом Московской области № 38/2011-ОЗ «О сокращении срока полномочий Московской областной Думы» в целях совмещения дня голосования на выборах депутатов Думы с днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации в декабре 2011 года срок полномочий Думы, избранной на выборах 11 марта 2007 года, сокращен до дня первого заседания Думы нового созыва.

В соответствии со статьей 45 Устава Московской области депутаты осуществляют депутатскую деятельность, как на профессиональной постоянной основе (43 человека), так и на непостоянной основе (7 человек совмещают депутатскую деятельность с выполнением трудовых обязанностей по месту основной работы).

В Думе образовано 3 депутатские фракции: «Единая Россия» - 33 депутата, КПРФ - 12 депутатов, «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» - 5 депутатов.

Согласно статье 8 Закона Московской области № 191/2007-ОЗ «О статусе депутата Московской областной Думы» основными формами депутатской деятельности депутата Думы являются:

участие в заседаниях Думы;

участие в работе комитетов Думы и иных органов Думы;

участие в работе фракций;

участие в выполнении поручений Думы, поручений комитетов Думы и иных органов Думы;

участие в слушаниях, организуемых Думой;

внесение законопроектов в Думу;

обращение с депутатским запросом;

работа с избирателями;

иные формы, установленные федеральными законами, законами Московской области, Регламентом Думы.

Вопросы, относящиеся к компетенции Думы, установлены статьей 42 Устава Московской области. Устав Московской области размещен на официальном сайте Думы в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»: http://moduma.ru.

Согласно п. 5 ст. 41 Устава Московской области структуру Думы составляют:

- Председатель Думы,

- заместители Председателя Думы,

- иные государственные должности Московской области, устанавливаемые для непосредственного исполнения полномочий Московской областной Думы законами Московской области,

- постоянные и временные органы Думы,

- фракции в Думе,

- аппарат Думы.

Дума самостоятельно устанавливает число заместителей Председателя Московской областной Думы, а также устанавливает наименование и число постоянных и временных органов Думы, определяет их задачи, состав и срок деятельности.
Председатель Московской областной Думы





АКСАКОВ

Валерий

Евгеньевич,

член фракции «Единая Россия»




Первый заместитель Председателя Московской областной Думы





ЮДАКОВ

Сергей

Викторович,

член фракции «Единая Россия»




Заместители Председателя Московской областной Думы





АЛЕКСЕЕВ

Владимир

Константинович,

член фракции «Единая Россия»






ВОРОНЦОВ

Михаил

Яковлевич,

член фракции

«Единая Россия»

















ЖУКОВ

Иван

Николаевич,

член фракции

«Единая Россия»





КУЛИКОВ

Валентин

Петрович,

член фракции КПРФ


Организацию деятельности Думы осуществляют Председатель Думы, первый заместитель Председателя, заместители Председателя Думы. Для рассмотрения организационных и финансовых вопросов, а также вопросов, связанных с законопроектной работой Думы, создан Совет Думы, в состав которого входят: Председатель Думы, первый заместитель Председателя Думы, заместители Председателя Думы и руководители фракций в Думе.

Комитеты являются постоянно действующими органами Думы, образованными на срок полномочий Думы, для подготовки и предварительного рассмотрения вопросов, относящихся к компетенции Думы. Аппарат Думы создан в целях правового, финансового, организационного, информационного, аналитического обеспечения деятельности Думы, оказания консультативной помощи комитетам, депутатам Думы, депутатам представительных органов местного самоуправления муниципальных образований Московской области и членам Московского областного молодежного Парламента.

В соответствии с решениями фракций «Единая Россия», КПРФ и «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ» постановлением Думы от 25 апреля 2007 года № 11/5-П определены территориальные округа Московской области для работы депутатов Московской областной Думы.


До 2010 года в состав структуры Думы входила Контрольно-счетная палата Думы. В конце 2010 года в связи с упразднением Контрольно-счетной палаты как органа Думы и образованием Контрольно-счетной палаты Московской области были внесены изменения в структуру Думы, в реестр должностей государственной службы и штатное расписание Думы.

2. Основные итоги законотворческой деятельности Думы
За март 2007 - ноябрь 2011 гг.1 Думой проведено 175 заседаний, на которых рассмотрено 4027 вопросов, принято 1480 решений и 2487 постановлений (табл. 1, диаграммы 1-4).

Таблица 1




№ п/п

Показатель

2007 год

(III-XII)



2008 год

2009 год

2010 год

2011

год


(I-XI)

Всего

1

Проведено заседаний

28

37

38

37

35

175

2

Рассмотрено вопросов

737

870

793

842

785

4027

3

Принято решений

279

305

308

299

289

1480

4

Принято постановлений

467

541

479

508

492

2487

5

Принято законов

Московской области



208

249

183

183

202

1025

6

Количество проектов федеральных законов, внесенных Московской областной Думой в порядке законодательной инициативы в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации

12

12

4

6

1

35

На заседаниях Думы рассмотрено более тысячи проектов законов Московской области.

Принято 1025 законов Московской области, из них:

233 новых законов,

757 законов о внесении изменений в законы Московской области,

23 закона о признании утратившими силу законов Московской области,

9 законов о введении в действие законов Московской области «О поправках к Уставу Московской области».


Диаграмма 1. Основные итоги деятельности Думы.



Диаграмма 2. Результаты законодательного процесса в Думе.


Диаграмма 3. Участие субъектов права законодательной инициативы в Думе в формировании законодательства Московской области по годам.


Диаграмма 4. Распределение законов Московской области, принятых Думой в марте 2007 года - ноябре 2011 года, по сферам правового регулирования.

3. Обзор законов Московской области, принятых Думой
в 2007–2011 годах, по сферам правового регулирования

3.1. Законодательство в сфере государственного строительства,
соблюдения законности и охраны правопорядка
За отчетный период Комитет по законности, вопросам государственной власти и общественных связей Думы уделял внимание правовому регулированию всех находящихся в ведении Комитета вопросов, особенно: порядка проведения выборов; прохождения государственной гражданской и муниципальной службы; установления дополнительных гарантий социальной защиты сотрудникам и работникам органов внутренних дел и их подразделений, осуществляющих охрану общественного порядка на территории Московской области, членам их семей; назначения и деятельности мировых судей Московской области; административно-территориального устройства Московской области; защиты прав, законных интересов и личной безопасности граждан при чрезвычайных ситуациях; противодействия злоупотреблению наркотическими средствами и их незаконному обороту.

В тесном взаимодействии с исполнительными органами государственной власти Комитет уделял внимание разработке нормативных правовых актов по вопросам муниципальной службы, нотариата, организации архивного дела.

Так, Законом Московской области № 137/2007-ОЗ «О муниципальной службе в Московской области» реализуются предоставленные новым Федеральным законом «О муниципальной службе в Российской Федерации» полномочия органов государственной власти Московской области по уточнению основных положений муниципальной службы в Московской области, установлены дополнительные гарантии муниципальным служащим.

Закон Московской области № 126/2007-ОЗ «О нотариальных округах и количестве должностей нотариусов в нотариальных округах в Московской области» установил пределы нотариальных округов и количество нотариусов в нотариальных округах Московской области.

Закон Московской области № 65/2007-ОЗ «Об архивном деле в Московской области» установил правила организации архивного дела, а также наделил органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов Московской области государственными полномочиями Московской области по хранению, комплектованию, учету и использованию архивных документов.
Благодаря совместной работе Комитета по законности, вопросам государственной власти и общественных связей Думы с аппаратом Правительства Московской области, администрациями и Советами депутатов городов и районов, районными судами и мировыми судьями Московской области в июне 2008 года был принят Закон Московской области № 98/2008-ОЗ «О создании и упразднении судебных участков и должностей мировых судей в Московской области». В состав судебных участков были включены перечни железнодорожных станций, платформ и остановочных пунктов, участки федеральных и других автомобильных дорог по километрам, сторонам движения, предпринята попытка отрегулировать нагрузку мировых судей через изменение границ, что, в свою очередь, должно положительно сказаться на качестве принимаемых мировыми судьями решений.

В ноябре 2008 года принят Закон Московской области № 172/2008-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О муниципальных выборах в Московской области», внесенный Советом муниципальных образований Московской области. Разработанный и принятый Закон дал возможность на уровне всех муниципальных образований, а не только в городских округах и муниципальных районах, как это было предусмотрено прежде, проводить выборы по партийным спискам, после внесения соответствующих изменений в Устав муниципального образования. Муниципальные образования, учитывая особенности конкретных поселений, остаются самостоятельными в выборе наиболее приемлемой для себя избирательной системы. Помимо пропорциональной системы новый Закон позволяет использовать и смешанную, в этом случае только часть депутатов, но не менее половины, избирается по партийным спискам.

Большое внимание Комитет по законности, вопросам государственной власти и общественных связей Думы вместе с рабочей группой по разработке нормативных правовых актов по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы уделил работе над Законом Московской области № 164/2008-ОЗ «Об исчислении стажа государственной гражданской службы Московской области и муниципальной службы в Московской области». В результате был принят новый Закон, объединивший все требования федерального законодательства и возможности областного законодательства, тысячи жителей области получили реальную социальную поддержку со стороны государства.
В 2009 году завершена работа над Законом Московской области № 31/2009-ОЗ «О мерах по противодействию коррупции в Московской области». Законопроект был внесен Прокурором Московской области под другим названием. Вокруг него велось много дискуссий, начиная от названия закона и заканчивая его содержанием. Поэтому после одобрения проекта закона была создана специальная рабочая группа из представителей не только Думы, но и Правительства Московской области, Прокуратуры Московской области, других заинтересованных служб, которая выработала единую концепцию Закона. В результате работы этой группы был принят данный Закон и установлены основные меры по противодействию коррупции в Московской области. Особое внимание в Законе уделено антикоррупционной экспертизе, т.к. сама борьба по всем направлениям установлена федеральным законом. Как показывает практика, Закон работает. В Думу вносятся законопроекты, прошедшие предварительную антикоррупционную экспертизу, которую проводят субъекты права законодательной инициативы. Выявленные в ходе этой экспертизы коррупциогенные факторы устраняются.

15 января 2008 года вступили в силу изменения, внесенные в Основы законодательства Российской Федерации о нотариате и в Федеральный закон от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», в соответствии с которыми право совершения 5 нотариальных действий передано главам администраций поселений и уполномоченным ими лицам в случае отсутствия в поселении нотариуса.

Таким образом, на территории Московской области главы и должностные лица местного самоуправления 236 поселений получили право совершать отдельные нотариальные действия. Однако они столкнулись с тем, что порядок совершения этих действий был во многом не урегулирован законом.

С целью единообразного исполнения возложенных федеральным законодательством на органы местного самоуправления полномочий и исключения возможности нарушения прав и законных интересов граждан и юридических лиц, гарантированных Конституцией Российской Федерации, в 2009 году Думой был принят Закон Московской области № 99/2009-ОЗ «О совершении нотариальных действий главами администраций поселений и специально уполномоченными должностными лицами местного самоуправления поселений в Московской области».

В целях реализации положений Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 5 ноября 2008 года о необходимости формирования Совета Федерации только из числа лиц, избранных в законодательные (представительные) органы государственной власти субъекта Российской Федерации или в представительные органы муниципальных образований, был принят Закон Московской области № 49/2009-ОЗ «О внесении изменений в Закон Московской области «О порядке избрания и назначения представителей в Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации от законодательного (представительного) органа государственной власти и исполнительного органа государственной власти Московской области».

Закон устанавливает, что кандидатом для избрания (назначения) в качестве представителя в Совете Федерации может быть гражданин Российской Федерации, являющийся депутатом Московской областной Думы или депутатом представительного органа муниципального образования Московской области. Требование к кандидату о необходимости его проживания не менее 10 лет в совокупности на территории Московской области отменено.


В 2009 году активное внимание также было уделено работе над законодательством по вопросам государственной гражданской и муниципальной службы. В итоге разработано и принято 15 законов Московской области, основная часть которых направлена на приведение областных законов в соответствие с постоянно меняющимся федеральным законодательством. В результате этой работы:

- установлены классные чины муниципальных служащих;

- предоставлена возможность приема молодых специалистов на старшие должности муниципальной службы при отсутствии стажа по специальности;

- учреждена должность государственной гражданской службы Московской области - Уполномоченный по правам ребенка в Московской области;

- пенсия за выслугу лет лицам, замещавшим муниципальные должности или должности муниципальной службы в органах местного самоуправления, рассчитывается с учетом надбавки за классный чин;




Поделитесь с Вашими друзьями:
  1   2   3   4   5   6   7   8   9   10


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница