Закон «Об образовании»




страница1/7
Дата15.07.2016
Размер1.49 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7


6-9 история 001.jpg

Пояснительная записка

к рабочей программе по истории

для основного общего образования.

(Базовый уровень)

Рабочая программа составлена на основе нормативных документов, определяющих содержание исторического образования:



  1. Закон «Об образовании» от 10.07.1992 N 3266-1 с изменениями, внесенными Федеральным законом от 12.11.2012 N 185-ФЗ (вступили в силу с 1 декабря 2012 года).

  2. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях 2.4.2.2821-10, утверждённые Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. N 189.

  3. Приказ Министерства образования и науки РФ №1089 от 05.03.2004 «Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования».

  4. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 09.03.2004 № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования» с изменениями, утверждёнными приказом Минобрнауки России от 1 февраля 2012 года N 74 (вступил в силу с 1 сентября 2012 года).

  5. Письмо Департамента государственной политики в образовании Мои Н РФ от 07.06.2005г. №03- 1263 «О примерных программах по учебным предметам федерального базисного учебного плана».

  6. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов Федерального компонента Государственного стандарта общего образования.

  7. Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 27 декабря 2011 г. N 2885 "Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2012/2013 учебный год".

  8. Постановление Правительства Свердловской области от 17.01.2006 № 15-ПП "О региональном (национально-региональном) компоненте государственного образовательного стандарта дошкольного, начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования Свердловской области"

  9. Образовательная программа МКОУ Рахмангуловской СОШ на 2015-2016 учебный год, утверждённая приказом директора МКОУ Рахмангуловской СОШ № 1/9 от 01.09.2012г.

  10. Положение о рабочих программах по учебным предметам, утверждённое приказом директора МКОУ Рахмангуловской СОШ № 4812 от 20.01.2012.

  11. Учебный план МКОУ Рахмангуловской СОШ на 2012 - 2013 учебный год, утверждённое приказом директора МКОУ Рахмангуловской СОШ № 4812 от 20.01.2012.

  12. Примерная программа основного общего образования по истории.

  13. Авторских программ: Программа «История России», 6-9 классы. А.А. Данилов, Л.Г. Косулина. М. «Просвещение», 2001., Программа «История средних веков 6 класс» В.А. Вадюшкин. М. «Просвещение», 2001, Программа «Новая история, 7-8 классы» А.Я. Юдовская, Л.М. Ванюшкина. М. «Просвещение», 2001, Программа О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX-начало XXI века» «Просвещение», 2002.

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Государственный стандарт (основного) общего образования не предполагает преподавание в начальной школе какого-либо отдельного курса или учебного модуля по истории. Содержательная линия «История Отечества» включена в обязательное содержание курса «Окружающий мир» – как изучение «отдельных, наиболее важных и ярких исторических событий; картин быта, труда, традиций людей в разные исторические времена». В требованиях к уровню подготовки выпускников начальной школы закреплено лишь умение «описывать отдельные (изученные) события из истории Отечества». Тем самым изучение исторического материала в курсе «Окружающий мир» не позволяет решить комплексные задачи пропедевтического образования. С учетом этого примерная программа исторического образования на ступени основного общего образования предполагает ввод пропедевтического модуля «Что изучает история» в 5 классе.

Соотношение содержания исторического образования на ступенях основного и полного общего образования определяется с учетом принципа преемственности исторического образования и специфики каждой из этих ступеней. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории на ступени полного общего образования позволяет систематизировать знания учащихся об историческом пути и опыте человечества, составить представление о различных моделях изучения исторического прошлого, развить навыки работы с различными типами исторической информации. При этом как на ступени основного общего образования, так и в старших классах изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций.

Предполагается изучение особой содержательной линии «История родного края». Эта содержательная линия предусмотрена государственным стандартом общего образования и в обязательном минимуме содержания стандарта отмечена курсивом, то есть ориентирована на обязательное изучение, но не подлежит включению в требования к уровню подготовки выпускников основной общей школы. «История родного края» изучается в качестве краеведческого модуля в курсе истории 9 класса.



Цели изучения истории, установленные стандартом, тесно связаны со стратегией модернизации российского образования. Они ориентированы не только на усвоение обучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей.

Структура целей изучения истории включает освоение знаний, овладение умениями, воспитание, развитие и практическое применение приобретенных знаний и умений. Все представленные цели равноценны.



Цель школьного образования по истории: формирование активной личности, мотивированной к самообразованию, обладающей достаточными навыками и психическими установками к самостоятельному поиску, отбору, анализу и использованию информации. Достижение этой цели, обеспечит реализация компетентностного подхода и личностно- ориентированного, развивающего обучения на основе деятельностных технологий.

Задачи:

  • Воспитание патриотизма, уважение к истории и традициям нашей Родины, к правам и свободам человека, демократическим принципам общественной жизни;

  • освоение знаний о важнейших событиях, процессах отечественной и всемирной истории в их взаимосвязи и хронологической последовательности;

  • овладение элементарными методами исторического познания, умениями работать с различными источниками исторической информации;

  • формирование ценностных ориентаций в ходе ознакомления с исторически сложившимися культурными, религиозными, этно-национальными традициями;

  • применение знаний и представлений об исторически сложившихся системах социальных норм и ценностей для жизни в поликультурном, полиэтническим и многоконфессиональныом обществе, участия в межкультурном взаимодействии, толерантного отношения к представителям других народов и стран.

В преподавании истории реализую программу «История России 6-9 классы» авторов А.А. Данилов, Л.Г. Косулина, учебно-методический комплекс по отечественной истории для 7 классов, изданного в издательстве «Просвещение»: Данилов А.А.. Косулина Л.Г. «История России XIX в.» учебники для 6-9 классов, Данилов А.А., Косулина Л.Г., Рабочие тетради по истории России для 6-9 классов; Данилов А.А., Косулина Л.Г. и «Поурочные разработки…» к данным учебникам тех же авторов. Во втором полугодии преподаю историю зарубежных стран в 6-8 классах. В 9 классе курс истории включает и зарубежную историю, но на её изучение отдельного учебного времени не предусмотрено. Такой курс называется «История Отечества и зарубежных стран в XX-начале XXI веков» по 2 часа в неделю. Это вызывает дефицит времени. Поэтому в 9 классе параллельно с изучением тем по истории Отечества XX-начале XXI веков изучаются темы по истории зарубежных стран в XX-начале XXI веков, и с учебником Данилова использую учебник О.С. Сороко-Цюпа, А.О. Сороко-Цюпа «Новейшая история зарубежных стран XX-начало XXI века» М. «Просвещение» 2002

По истории в связи с дефицитом учебного времени выполнение требований стандарта осуществляется и за счёт самостоятельной работы в виде чтения, составления таблиц, решения тестов и других познавательных задач и заданий, проводится индивидуальная работа с учащимися.

В соответствии с Постановлением Правительства Свердловской области от 17. 01. 06 г. № 15 – ПП «О региональном компоненте дошкольного, начального, основного общего среднего общего образования Свердловской области» реализую в своей педагогической деятельности содержательные линии образования:



  1. Художественная культура

  2. Социально-экономическая и правовая культура.

  3. Культура здоровья и охрана жизнедеятельности.

  4. Экологическая культура.

  5. Информационная культура.

  6. Родной язык.

Приёмы, методы, формы работы определяются указанными выше задачами, содержанием курса. Возрастает роль разнообразных видов самостоятельной работы. Таких, как составление тезисов, планов, подготовка реферата, рецензии, информационного отклика на прочитанный текст, тестов, уроков, где целенаправленно отрабатываются навыки и умения, необходимые выпускнику основной школы на государственной итоговой аттестации.

Основой целеполагания является обновление требований к уровню подготовки выпускников в системе гуманитарного образования, отражающее важнейшую особенность педагогической концепции Федерального государственного стандарта - переход от суммы «предметных результатов» (то есть образовательных результатов, достигаемых в рамках отдельных учебных предметов) к межпредметным и интегративным результатам. Такие результаты представляют собой обобщенные способы деятельности, которые отражают специфику не отдельных предметов, а ступеней общего образования. В государственном стандарте они зафиксированы как общие учебные умения, навыки и способы человеческой деятельности, что предполагает повышенное внимание к развитию межпредметных связей курса истории.

Дидактическая модель обучения и педагогические средства отражают модернизацию основ учебного процесса, их переориентацию на достижение конкретных результатов в виде сформированных умений и навыков учащихся, обобщенных способов деятельности. Формирование целостных представлений об истории будет осуществляться в ходе творческой деятельности учащихся на основе личностного осмысления фактов и явлений. Особое внимание уделяется познавательной активности учащихся, их мотивированности к самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование нетрадиционных форм уроков, в том числе методики деловых и ролевых игр, проблемных дискуссий, межпредметных интегрированных уроков и т. д.

Для освоения содержания основного общего образования приоритетным можно считать развитие умений самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность (от постановки цели до получения и оценки результата), использовать элементы причинно-следственного и структурно-функционального анализа, определять сущностные характеристики изучаемого объекта, самостоятельно выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов - в плане это является основой для целеполагания.



Проектная деятельность учащихся - это совместная учебно-познавательная, творческая или игровая деятельность, имеющая общую цель, согласованные методы, способы деятельности, направленная на достижение общего результата. Непременным условием проектной деятельности является наличие заранее выработанных представлений о конечном продукте деятельности, соблюдение последовательности этапов проектирования (выработка концепции, определение целей и задач проекта, доступных и оптимальных ресурсов деятельности, создание плана, программ и организация деятельности по реализации проекта), комплексная реализация проекта, включая его осмысление и рефлексию результатов деятельности.

Реализация тематического плана обеспечивает освоение общеучебных умений и компетенций в рамках информационно-коммуникативной деятельности, в том числе способностей передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, проводить информационно-смысловый анализ текста, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), создавать письменные высказывания, адекватно передающие прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно), составлять план, тезисы, конспект. На уроках учащиеся могут более уверенно овладеть монологической и диалогической речью, умением вступать в речевое общение, участвовать в диалоге, понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение, приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы. Для решения познавательных и коммуникативных задач учащимся предлагается использовать различные источники информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения, осознанно выбирать выразительные средства языка и знаковые системы (текст, таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.).

Учащиеся должны уметь развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства (в том числе от противного), объяснять изученные положения на самостоятельно подобранных конкретных примерах, владеть основными видами публичных выступлений (высказывания, монолог, дискуссия, полемика), следовать этическим нормам и правилам ведения диалога, диспута. Предполагается уверенное использование учащимися мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности.

Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано прежде всего на формирование информационно-коммуникативной компетенции учащихся.

С точки зрения развития умений и навыков рефлексивной деятельности, особое внимание уделено способности учащихся самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.), оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Стандарт ориентирован на воспитание школьника - гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школьника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, объективно оценивать свои учебные достижения, соотносить приложенные усилия с полученными результатами и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.

Для информационно-компьютерной поддержки учебного процесса предполагается использование программно-педагогических средств, реализуемых с помощью компьютера: использование программы «Домашний репетитор»; компьютерные программы по истории, электронный репетитор по истории (система обучающих тестов, репетитор по истории (Кирилла и Мефодия) и др.

Планируемые результаты.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе по Истории Средних веков.


  • Уметь сравнивать, сопоставлять.

  • При выполнении творческих работ уметь определять адекватные способы решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов, мотивированно отказываться от образца деятельности, искать оригинальные решения.

  • Уметь передавать содержание текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания, использовать различные виды чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.), составлять план.

  • Владеть монологической и диалогической речью, уметь вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение), приводить примеры, подбирать аргументы, перефразировать мысль (объяснять «иными словами»), формулировать выводы.

  • Для решения познавательных и коммуникативных задач использовать

различные источники информации, включая энциклопедии, словари, интернет-ресурсы и другие базы данных, в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения осознанно выбираться выразительные средства языка и знаковые системы (текст,

таблица, схема, аудиовизуальный ряд и др.)



  • самостоятельно организовывать свою учебную деятельность (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.),

оценивать ее результаты, определять причины возникших трудностей и пути их устранения, осознавать сферы своих интересов и соотносить их со своими учебными достижениями, чертами своей личности.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 6 классе по курсу «История России с древнейших времен до конца XVI века».

анализировать информацию, содержащуюся в летописях («Повесть временных лет» и др.), правовых документах («Русская правда», Судебники 1497 и 1550 гг. и др.), публицистических произведениях, записках иностранцев и других

источниках по истории Древней и Московской Руси.

– осознавать свою идентичности как члена этнической группы, для которой общая историческая судьба выступает в качестве важного этнодифференцирующего признака;

– осмысливать социально-нравственный опыт периода Древней и Московской Руси;

– понимать культурное многообразие Восточной Европы в изучаемый период, уважать древнерусскую культуру и культуру соседних народов.

– уметь работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять простой план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

– решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация);

– сотрудничать с соучениками в коллективной работе.

- применять понятийный аппарат и приемы исторического анализа для раскрытия сущности и значения следующих событий и явлений: образование Древнерусского государства; крещение Руси; начало политической раздробленности; установление зависимости русских земель от Золотой Орды; объединение русских земель вокруг Москвы; подъем и упадок российской государственности в период правления Ивана IV Грозного;

– уметь изучать и систематизировать информацию из различных исторических и современных источников как по периоду в целом, так и по отдельным тематическим блокам (Древняя Русь; политическая раздробленность; возвышение Московского княжества; Русское государство в XVI в.);

–владеть оценочной деятельностью на основе осмысления жизни и деяний Владимира I Святославича, Ярослава Мудрого, Владимира II Мономаха, Андрея Боголюбского, Александра Невского, Ивана I Калиты, Дмитрия Донского, Ивана III Великого, Ивана IV Грозного

– применять исторические знания для выявления и сохранения исторических и культурных памятников истории России до конца XVI в.

аргументировать ее с помощью фактов.

Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе по Новой истории. 1500-1800.

В процессе изучения курса Новой истории учащиеся должны овладеть умениями:

- определять и объяснять понятия;

- уметь выделять главную мысль, идею в учебнике, рассказе учителя, докладе одноклассника, в письменном тексте, в документе;

- рассматривать общественные явления в развитии, в конкретной исторической обстановке, применяя принципы историзма;

- раскрывать во взаимосвязи и взаимозависимости явления экономики, политики, культуры, искусства;

- анализировать исторические явления, процессы, факты;

-обобщать и систематизировать полученную информацию;

- давать на основе анализа конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

- осуществлять перенос знаний (межпредметные и внутрипредметные связи), решать ситуативные задачи, в том числе на основе анализа

действительности и собственного социального опыта;

- определять свою личную точку зрения, уметь ее формулировать и аргументировать, осуществлять оценочные суждения;

- обладать необходимыми коммуникативными умениями: владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить

монологическую речь, участвовать в дискуссии, формулировать вопрос, сжато давать ответ, выступать с сообщениями, докладами; писать рецензии;

- уметь участвовать в групповых формах работы, в ролевых играх;

- определять цели своей деятельности и уметь представить свои результаты;

- уметь выбрать и использовать нужные средства для учебной деятельности;

- осуществлять самоконтроль и самооценку.



Требования к уровню подготовки обучающихся в 7 классе по истории России.

–ориентироваться в этнонациональной и культурной самоидентификации на основе усвоения исторического опыта народов России;

– владеть основными знаниями по истории России XVII-XVIII вв., понимать роль Московского царства XVII в. и Российской империи XVIII в. во всемирно-историческом процессе, значения наследия этих периодов для современного общества;

– уважать историю России XVII-XVIII вв. и гордиться героическими свершениями предков;

– анализировать информацию, содержащуюся в исторических источниках по истории России XVII-XVIII вв.

– осознавать свою идентичность как гражданина страны – исторической преемницы Русского царства и Российской империи;

– осмысливать социально-нравственный опыт России XVII-XVIII вв.;

– уважать культуру допетровской и послепетровской России.



Метапредметные результаты изучения истории России в 7 классе выражаются в следующих качествах:

–работать с учебной и внешкольной информацией (систематизировать, анализировать и обобщать факты, составлять развернутый план, формулировать и обосновывать выводы), использовать современные источники информации;

– решать творческие задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах (сообщение, презентация, реферат).

  1   2   3   4   5   6   7


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница