Закон Божий в воскресной школе: учебный план, программа, конспекты занятий



Скачать 337.8 Kb.
Дата28.07.2016
Размер337.8 Kb.
ТипЗакон


Закон Божий в воскресной школе: учебный план, программа, конспекты занятий
В связи с постепенным переходом воскресных школ на Стандарты учебно-воспитательной деятельности, реализуемой в воскресных школах (для детей) Русской Православной Церкви, предлагаемые Синодальным отделом религиозного образования и катехизации (пока речь идет о первой ступени), по решению методического совета преподавателей воскресных школ Ростовской-на-Дону епархии, состоявшегося 23 сентября 2012 года стандартный курс Закона Божия в воскресных школах Ростовской-на-Дону епархии будет выглядеть следующим образом:


КЛАСС

ПРЕДМЕТ

Количество часов

Дошкольный

Введение в Закон Божий

(34 часа)

1 класс

Введение. Христианство. Храм Божий.

Священная история Ветхого Завета (Основы христианской нравственности. Православное богослужение)


(34 часа)

2 класс

Священная история Нового Завета. (Основы христианской нравственности. Основы православного вероучения. Православное богослужение)

(34 часа)

3 класс

История Церкви. (Основы христианской нравственности. Основы православного вероучения.)

(34 часа)

4 класс

Православное богослужение

(34 часа)

5 класс

Основы православного вероучения.




6 класс

Основы христианской нравственности.



Черным цветом обозначены основные предметы; зеленым цветом обозначены предметы, которые изучаются в контексте основного, растворяются в нем (это является обязательным для выполнения); красным цветом обозначены предметы, введение которых зависит от условий конкретного прихода).

Такая структура предполагает комплексный подход к изучаемым предметам.

По общему мнению, преподавать два-три основных предмета в один день в воскресной школе нереально, так как это слишком большая нагрузка для детей).

Исходя из этого, программа для первого класса включает в себя вводную часть (основные представления о вере, храме, богослужении), вводные занятия по Священной истории Ветхого и Нового Завета, курс Священной истории Ветхого Завета.

Так как учащиеся воскресной школы должны иметь представление о православных праздниках (краткое повествование о них включается в данную программу), которые связаны со Священной историей Нового Завета, в начале года надо познакомить с ней учащихся. Поэтому в программу включается вводный урок в Священную историю Нового Завета.

Изучая Священную историю Ветхого Завета, предлагается сразу говорить о том, как она отражается во Всенощном Бдении, изучать Декалог, говорить об иконографии, а также о том, какие нравственные уроки мы можем извлечь для себя.

Программа для второго класса по Священной истории Нового Завета находится в процессе разработки. В ней будут растворены следующие предметы: «Православное богослужение» (кратко), «Основы православного вероучения» (так как Священная история Нового Завета будет изучаться в течение года (по Ростовским стандартным программам для нее отводилось только второе полугодие), в этом курсе можно подробно изучить Заповеди блаженства, и говорить о том, как Священная история Нового Завета отражается в Символе веры), «Основы христианской нравственности (на основе Евангелия), об иконографии.

В третьем классе изучается предмет «История Церкви», в контексте которой повторяется Символ веры. Этот курс интегрируется с предметом «Христианская нравственность» (по примеру Ростовской стандартной программы).

Три года по Ростовским стандартным программам являются основными. Для тех, кто может позволить себе учить детей дальше, предлагается ввести более глубокое изучение богослужения, основ православной веры, вести беседы для подростков о христианской нравственности, христианской этике, основам социальной концепции РПЦ, заниматься проектной деятельностью.

Преподавателям школ, в которых нет условий для работы с детьми в течение трех лет, на основе Стандартов Ростовской-на-Дону епархии надо разработать программы, позволяющие дать учащимся начальное религиозное образование.

По положению о воскресной школе Ростовской-на-Дону епархии дети должны изучать как минимум один вероучительный предмет и один дополнительный предмет (пение, рисование и т.д.) в неделю.

На уроках пения можно учить детей петь тропари изучаемых праздников, слушать церковные песнопения. В программу Церковного пения (2 класс) предлагается включить следующие темы: годовой, седмичный и суточный круг богослужения, церковный календарь.

По московскому Стандарту церковнославянский язык изучается во втором классе вторым уроком. В Ростовской-на-Дону епархии для дошкольной группы разработана программа «Буквица» (Введение в церковнославянскую грамоту), Если в дошкольной группе дети обучаются по этой программе, целесообразно продолжать обучение церковнославянскому языку в первом классе По Стандартам Ростовской-на-Дону епархии знания по церковнославянскому языку растворены в курсе Закона Божия. Можно попробовать соединить церковнославянский язык с художественным творчеством.

23 августа 2012 года на методическом совете преподавателей воскресных школ был утвержден учебный план на 2012-2013 учебный год. По утвержденному учебному плану учащиеся первого класса переходят на Стандарты, предлагаемые Синодальным отделом религиозного образования и катехизации; учащиеся остальных классов продолжают обучение по стандартным программам, разработанным Отделом образования Ростовской-на-Дону епархии (1996 г.). Кроме того, в школах, где есть возможность обучать детей 4 года предлагается ввести в четвертом классе предмет «Православное богослужение».

Учебный план для воскресных школ на 2012-2013 учебный год.

КЛАСС

ПРЕДМЕТ

Количество часов

Дошкольный

Введение в Закон Божий

34 часа

1 класс

Священная история Ветхого Завета

35 часов*

2 класс

Основы христианской нравственности

34 часа

3 класс

Основы православного вероучения

34 часа

4 класс

Православное богослужение

34 часа

В Приложении 2 помещена программа преподавания Священной истории Ветхого Завета на 2012-2013 учебный год (35 часов). В 2012-2013 учебном году предлагается начать учебный год 2 сентября (добавляется дополнительный урок), для того, чтобы была возможность провести занятие, посвященное храмам в честь Рождества Пресвятой Богородицы (этот вопрос будет в Кирилло-Мефодиевской ученической олимпиаде).

Так как в Донской митрополии нет возможности полностью реализовать Синодальный стандарт, в котором во второй ступени снова изучается Священное писание, в первом классе курс Ветхого Завета предлагается сделать более полным.

Предлагаемая программа может быть откорректирована в зависимости от конкретных обстоятельств и условий воскресной школы.

В 2012-2013 учебном году Кирилло-Мефодиевская ученическая олимпиада будет посвящена Рождеству Пресвятой Богородицы.

В комплекс заданий Олимпиады войдут вопросы



  1. по Новому Завету;

  2. по иконографии;

  3. по Ветхому Завету (прообразы Пресвятой Богородицы);

  4. по литургическому преданию;

  5. по святым;

  6. по святыням (храмы в честь Рождества Пресвятой Богородицы);

  7. по христианской нравственности (на основе текстового, аудио- и видео материала).

В приложении 3 помещена статья С. Алексеева «Икона и картина», в приложении 4 – рекомендация по проведению экскурсии в Ростовский кафедральный собор Рождества Пресвятой Богородицы, в приложении 5 – изображения (икона и картина Рождества Пресвятой Богородицы; фотографии храмов в честь Рождества Пресвятой Богородицы). Эти материалы будут использоваться для разработки заданий Кирилло-Мефодиевской ученической олимпиады.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2
УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

КУРСА СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА




ТЕМА

КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ

1

Введение. Христианство. Храм Божий.

5

2

Священная история Ветхого Завета от сотворения мира до переселения Израиля в Египет

13

3

Священная история Ветхого Завета от рождения Моисея до возвращения евреев из плена

17


ПРОГРАММА КУРСА

СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА

Общая схема конспекта занятия:

а) тема занятия;

б) ссылки на Священное Писание;

в) содержание занятия;

г) методические замечания для преподавателя;

д) словарик;

е) список литературы (в конспектах занятий нужные книги обозначаются теми номерами, под которыми они помещены в полном списке).

В качестве дополнительного пособия может быть использован УМК «Вертоград» (в соответствии с данной программой). Если есть возможность печатать изображения выборочно, не рекомендуется использовать листы с изображениями Бога Отца. Такие изображения запрещены Церковными Соборами.


  1. КРАТКИЕ КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ

ПО СВЯЩЕННОЙ ИСТОРИИ ВЕТХОГО ЗАВЕТА
2. 09. 2012.

1. а) МЫ — ХРИСТИАНЕ. КРЕСТ ХРИСТОВ.

в) Понятие о Боге. Бог Троица. Богочеловек Иисус Христос. Матерь Божия. Понятие о грехе. Крест Христов — орудие нашего спасения. Изображение Креста. Крестное знамение. Молитва Кресту. Спасительная сила Креста.

г) Дети, пришедшие на занятие, скорее всего уже имеют какие-то понятия о Боге, надо лишь уточнить их, не раскрывая подробно. Необходимо подчеркнуть, что Господь захотел пострадать, чтобы спасти грешников. Рассказываем события последних глав Евангелия более подробно, говорим о Кресте, рисуем на доске Крест разной формы и по ходу рисования описываем. Рисуем полное изображение — икону Креста (говорим только о том, что икона – это образ, развернутое определение даем на четвертом занятии). Сообщаем значение всех букв. Крест — это труд. Господь на Кресте не только говорил со Своей Матерью, любимым учеником и покаявшимся разбойником, но и молился за распинавших Его — вот сила Его любви к людям. В конце этого рассказа уже можно сказать детям: посмотрите на свои крестики... Те, у кого их нет, захотят их иметь, захотят приобщиться Кресту Христову. Полагаем крестное знамение на себя, учимся это делать правильно — неспешно, благоговейно, не точками, а рисуя на себе Крест правильной формы. Вертикальная перекладина заканчивается не на груди, а на чреве, иначе Крест получается перевернутым. Читаем молитву Кресту. Говорим о спасительной силе Креста; надо оставить время на то, чтобы дети смогли рассказать о спасительной силе Креста, крестного знамения, если они знают.

Домашнее задание после этого занятия должно быть дано в виде просьбы; можно попросить детей рассказать дома о Кресте, закончить начатые рисунки Креста (рисунок Креста можно выполнить на уроке рисования), вместе с родителями читать ежедневно молитву Кресту (если учащиеся — из воцерковленных семей и есть уверенность, что это будет делаться).

Обратить внимание на то, как дети полагают крестное знамение на себя, показать им, как правильно это делать. Когда мы держим карандаш в руке, это похоже на правильно сложенное троеперстие — мы рисуем на себе Крест. Когда мы правильно, справа налево, рисуем на себе горизонтальную перекладину Креста, после этого очень легко сделать поклон, донеся руку до земли, как и кланялись всегда по русскому обычаю. Телу удобно делать правильно. Можно попросить детей дома нарисовать храм или какую-то его часть.

д) КРЕСТ

ЗНАМЕНИЕ (однокоренное слово — знамя)

ОБРАЗ, ИКОНА (русское и греческое слова)

СПАСЕНИЕ


ГРЕХ

е) 1 — с.5 — 12, 23 — 26, 31 — 37.

2 — книга 1, гл.1.

3 — с. 121 — 122.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№1 – работа на уроке)

ХРАМОВЕДЕНИЕ. №2 – домашнее задание; №4 (1-ая часть: Крестное знамение – работа на уроке)
9.09. 2012.

2. а) СВОЙСТВА СВЯТОЙ ТРОИЦЫ. МОЛИТВА. ХРАМ.

в) Свойства Святой Троицы.

Молитва — общение, разговор с Богом. Бог вездесущий, молиться можно всегда и везде. Но есть особое место молитвы — храм, потому что:



  1. в храме присутствует Христос;

  2. в храме присутствуют Божия Матерь и святые — своими иконами, они молятся вместе с нами и о нас;

  3. в храме мы молимся Богу вместе;

чтобы молиться внимательно, надо “выйти из мира”, удалиться от всего, что отвлекает нас от молитвы.

Внутреннее устройство православного храма. Притвор, трапезная часть (неф), алтарь. Икона (очень кратко). Иконостас.

Молитва Святой Троице.

г) Перед этим занятием желательно повести детей в храм, лучше всего не во время службы, дать им возможность походить по храму, рассмотреть его. Тогда занятие будет построено на припоминании и обсуждении увиденного. Можно провести занятие в храме (можно свозить на экскурсию в храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы и рассказать об этом событии там).



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД. ХРАМОВЕДЕНИЕ. (№5, №15 – работа на уроке (если он не проводится в храме, если урок проводится в храме, листы под этими номерами даются как домашнее задание на следующем занятии(3)); №3,№6 – домашнее задание.)

16.09.2012

3. а) ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ РОЖДЕСТВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (21 СЕНТЯБРЯ). ХРАМЫ, ПОСВЯЩЕННЫЕ РОЖДЕСТВУ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ.

в) Святые праведные Иоаким и Анна. Их бездетность, их скорбь. Их смирение, молитвы. Рождество Приснодевы. Икона Рождества Пресвятой Богородицы. Тропарь праздника.

Господь наш Иисус Христос по своей человеческой природе является Сыном Девы Марии, избранной Богом для рождения Спасителя мира за Ее любовь, чистоту и смирение. 21сентября Православная Церковь празднует Рождество, то есть Рождение Пресвятой Богородицы. Богородица – значит родившая Бога. Божия Матерь родилась в семье благочестивых родителей Иоакима и Анны, происходивших из царского рода. Но известны они были не своим царским происхождением, а смирением и милосердием. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и к людям. Они дожили до глубокой старости, а детей не имели. Это очень огорчало их. Но, не смотря на свою старость, они не переставали просить Бога, чтобы Он послал им дитя. Они дали обет, то есть обещание: если у них родится младенец, посвятить его служению Богу. За великую веру и любовь к Богу и друг к другу Господь послал Иоакиму и Анне великую радость. Под конец их жизни у них родилась дочь. Ей было дано имя Мария, что значит по-еврейски «Госпожа, Надежда».

Давайте посмотрим на икону Рождества Пресвятой Богородицы. Мы видим святую праведную Анну на ложе. Рядом с ней – люди, несущие ей пищу. В доме, недалеко от престарелой Анны, находится ее верный супруг – Иоаким. Образ Самой новорожденной Богородицы не занимает центрального места в изображении, что свидетельствует о высоте Ее будущего смирения.

Чем отличается изображение святых людей на иконе? (Нимб вокруг голов святых – это изображение сияния света Божия в душе праведника.)

Действие происходит на фоне архитектуры. Обратите внимание на ткань, перекинутую с одной башни на другую. Она называется «велум». Такое изображение означает, что действие происходит внутри помещения.

Иконой «Рождество Пресвятой Богородицы» начинается праздничный ряд высокого иконостаса, который раскрывает историю спасения человечества.

К Пресвятой Богородице мы обращаемся с просьбой, молитвой о заступничестве перед Сыном Ее Господом Иисусом Христом.

Главная краткая молитва в честь церковного праздника называется «Тропарь».

Тропарь в честь Рождества Пресвятой Богородицы на церковнославянском, богослужебном, языке звучит так: (текст)

А теперь, послушайте перевод на русский язык: (текст).

Рождество Божией Матери принесло радость не только Ее родителям, но и всем людям. Оно стало началом нашего спасения.

В Донской митрополии Рождеству Божией Матери посвящено несколько храмов:

…………………………………………………………………………………………….

На примере этих храмов повторяем материал прошлого урока.

д) ОКРЕСТНОСТИ (место вокруг храма, осененное Крестом)

ЦЕРКОВЬ (и церковь: можно уже сейчас сказать детям, что это слово имеет два значения и мы различаем их по заглавной или строчной букве)

ХРАМ


МОЛИТВА (молить, молва — однокоренные слова. Сам язык как бы подсказывает нам, что любой разговор — это разговор с Богом, поэтому мы должны быть очень внимательны к своим словам)

ПРИТВОР (двери притворяются: не каждый может войти!)

ТРАПЕЗА (Господь питает нас!)

НЕФ (корабль, спасающий нас в бурю)

АЛТАРЬ (alta are, высокое место: обратить внимание детей на ступени, ведущие на амвон)
23. 09.2012.

4 а) ИКОНА. ИКОНОПИСНЫЙ КАНОН. ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ ВОЗДВИЖЕНИЯ ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ (27 СЕНТЯБРЯ).

Изучая Священную историю, мы будем говорить и об иконописных изображениях изучаемых событий.

Иконой, или образом, называется изображение Самого Бога или Божией Матери, или ангелов, или святых угодников.

Почитая святые иконы, мы обращаемся с молитвой не к предмету (доске и краскам), а к тому, кто на ней изображен.

Святая икона есть то же, что священная книга: в священной книге мы благоговейно читаем Божие слова, а на иконе благоговейно созерцаем святые лики, которые, как и Божие слово, поднимают наш ум к Богу и Его святым и воспламеняют наше сердце любовью к нашему Творцу и Спасителю. Так же как в священных книгах словами, в иконах линиями и красками запечатлено христианское вероучение.

Икона призвана являть утраченную красоту и непохожесть на наш мира, который был до грехопадения, и возвещать о мире грядущем, измененном и преображенном.

То есть икона показывает нам не видимый мир, а духовный.

Так же как в любом деле, в иконописании существуют свои правила, по которым изображается этот непохожий на видимый, духовный мир. Свод этих правил называется каноном, а икона, выполненная по этим правилам, называется каноничной.

Иконописные правила создавались в течение длительного периода времени не только иконописцами, или, как раньше говорили, изографами, но и отцами Церкви. Ведь каноничная икона – это не просто изображение, а отражение православного вероучения в линиях и красках.

Какие же правила включает в себя иконописный канон?

Сегодня мы начнем говорить об этих правилах и будем продолжать разговор о них в дальнейшем, изучая каноничную икону.

Для того чтобы лучше понять, посмотрим на каноничную икону и картину.

Как называется эта икона? (икона Рождества Пресвятой Богородицы)

Когда это событие праздновалось Православной Церковью?

Первое правило иконописного канона – условность изображения. Это обозначает, что изображается мир духовный, не похожий на видимый материальный мир. Этим каноничная икона отличается от картины, где изображения выглядят как настоящие.

Обратите внимание на лики на иконе и на картине …, а также на изображение одежды. Линии складок на иконе строго упорядочены. Ведь святость освящает все то, что с ней соприкасается. Это – начало будущего преображения мира.

Следующим отличием каноничной иконы является символичность изображений. Они несут в себе тот или иной смысл.



Как называется изображение круга вокруг головы и что оно обозначает? (Нимб вокруг голов святых – это изображение сияния света Божия в душе праведника.)

Цвет также имеет символическое значение. Например, красный цвет на одних иконах символизирует царское достоинство, а на других мученичество.

Праздник Крестовоздвижения Господня. Тропарь.

ИКОНА


КАНОН (на примере иконы Рождества Пресвятой Богородицы – первой в праздничном ряду)
30.09.2012.

5. а) БОГОСЛУЖЕНИЕ. БОГОСЛУЖЕБНЫЙ ЯЗЫК.

в) Богослужение (Всенощное бдение. Литургия.). Священнослужители. Благословение священника…

г) В богослужении символически изображается Священная история. …..

Изучая священную историю будем говорить о том, как она отражается в богослужении, а также будем изучать богослужебный язык, которым является церковнославянский.

ПРЕСТОЛ


АНАЛОЙ

КАДИЛО


ЦАРСКИЕ ВРАТА

е) 1 — с.607 — 624.

2 — книга 1, гл.2.

3 — с. 122 — 129.

5 — т.6, с.106 — 126.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД. ХРАМОВЕДЕНИЕ. (№ 16, №17 – работа на уроке; №18 – домашнее задание.)

7.10.2012.

6. а) ПОВТОРЕНИЕ ПРОЙДЕННОГО МАТЕРИАЛА. ВВОДНЫЙ УРОК В СВЯЩЕННУЮ ИСТОРИЮ ВЗ.


14.10.2012.

7. а) ВВОДНЫЙ УРОК В СВЯЩЕННУЮ ИСТОРИЮ НЗ. ПРАЗДНОВАНИЕ ПОКРОВА ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ В ЦЕРКВИ (14 ОКТЯБРЯ).

Тропарь праздника.
21. 10.2012.

8. а). СОТВОРЕНИЕ МИРА.

б) Быт.1 и 2 гл.

в) Бог — Дух. Бог — Любовь. Первопричина творения мира — любовь Божия.

Сотворение мира невидимого и видимого. Дни творения. Объяснения, рисунки. Совет Святой Троицы о сотворении человека. Сотворение человека по образу и подобию Божию. Сотворение жены. Жизнь первых людей в раю. Обязанности людей к Богу: благодарность, послушание, молитва.
г) Рисование на тему “сотворение мира” — самый распространенный прием проведения этого занятия, но рисование займет много времени и отвлечет детей от слушания. Лучше в начале занятия попросить их хорошо запомнить рассказ и зарисовать его дома (или на уроке рисования).

Могут возникнуть вопросы о согласовании библейского рассказа о творении мира с научным изложением. Катехизатор должен быть готов к этому разговору, но не сводить к этому все занятие. Можно показать, что великие учители Православной Церкви, как св. Василий Великий, св. Иоанн Дамаскин и др. включали в изложение веры те знания, которые им давала светская наука (см. 6, 7, 21), а те научные гипотезы, которые “опровергали” Библию, в конце концов самой наукой разоблачались как несостоятельные (см. 17, 21).

Необходимо обратить внимание детей на то, что мир сотворен Богом “хорошим весьма”, совершенным, заранее заложив противоядие против “эволюционной точки зрения”, которая будет внушаться им в школе. Подчеркнуть, что человек сотворен был настолько совершенным, насколько это возможно для тварного существа, привести доказательства ума Адама — зрелого и острого (он смог дать названия животным, значит, он проникал умом в сущность каждого существа, которое видел).

Загадка: как называлась самая первая в мире икона? — АДАМ.

д) ТВОРЕЦ, ТВОРЕНИЕ, ТВАРЬ

ОБРАЗ И ПОДОБИЕ

БЛАГОДАРНОСТЬ (дарение блага: человек, сотворенный Богом, должен был из любви к своему Творцу отдать Ему полученное благо, то есть свою жизнь, то есть пребывать в постоянном послушании Богу и творении Его воли)

ПОСЛУШАНИЕ (по-слуш-ание)

ДУХ, ДУША (достаточно обратить внимание детей на то, что это разные слова, не углубляясь пока что в различия)
е) 1 — с.15 — 30, 101 — 127.

2 — книга 1, гл. 4.

3 — с. 29 — 30.

4 — с. 1 — 12.

5 — т.6, с.5 — 16.

7 — с. 87 — 93.

8 — с. 85 — 86.

21 — с. 28 — 50.

26 — с. 3 — 23.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ХРАМОВЕДЕНИЕ (№8 – домашнее задание)

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№3 (1-ая часть – работа на уроке)
28.10.12

9. а) ГРЕХОПАДЕНИЕ.

б) Быт. гл.3.

в) Отпадение части Ангелов от Бога и превращение их в бесов. Зависть — главная причина падения.

Грехопадение Адама и Евы. Нераскаянность — худший грех, чем вкушение запрещенного плода. Изгнание из рая. Изречение приговора Божия и обетование о Спасителе. Началась история падшего человечества — история ожидания Избавителя.

г) У детей должно остаться четкое понимание того, что:



  1. Адам, общавшийся с Богом и от Него научавшийся всякому добру, не нуждался в древе для познания добра;

  2. запрет был требованием послушания, и грех был грехом непослушания, усугубленным грехом нераскаянности (Милосердный Господь ожидал покаяния и Своим вопросом подводил Адама к нему, и был готов помиловать согрешившего);

  3. несмотря на нераскаянность первых людей, Господь обещал им появление Спасителя. Это было первой Благой Вестью — Евангелием — согрешившим людям.

Дети постарше часто спрашивают, почему Бог не создал людей так, чтобы они не могли согрешить. — Только свободное существо может любить. Бог творил людей, которые смогут стать Ему любящими детьми, а не просто слугами.

д) ГРЕХ (в переводе с еврейского — промах, проскакивание мимо цели; в русском языке — то, что греет, жжет)

ДИАВОЛ (клеветник, лжец)

ОБЕТ, ОБЕТОВАНИЕ

НАКАЗАНИЕ (показ, приказ, сказка: наказание — это научение, а не расправа)

СОБЛАЗН


е) 1 — с.32 — 33, 128 — 136.

2 — кн. 1, гл. 5.

3 — с.30 — 31.

4 — с.8 — 12.

8 — с. 87.

24 — с.67.

26 — с.23 — 30.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№2 – домашнее задание)
4.11.2012

10. а) КАИН И АВЕЛЬ. ДОПОТОПНОЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО.

Прообразование Христа.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№4 – работа на уроке)
11. 11.2012

11. а) ВСЕМИРНЫЙ ПОТОП.



б) Быт. гл. 4- 9.

в)Грехи людей. Грехи против Бога и против ближних.

Бог призывает людей к спасению. Строительство ковчега Ноем — проповедь действием. Долготерпение Божие, призывающая благодать.

Всемирный потоп. Радуга — знак завета Бога с Ноем.

Дети Ноя. Послушание, почтительность (и непочтительность Хама). Потомки сыновей Ноя (славяне — потомки Иафета).

Что такое хамство.

г) Часто задают вопрос: откуда Каин узнал о неугодности Богу его жертвы? — По состоянию своей души, по тому, что совесть обличала его. Голос совести в нас — голос Бога. Мы всегда знаем, когда грешим.

В беседе с детьми более старшего возраста можно коснуться вопроса о том, что даже избранность не исключает грехопадений, и поэтому наша борьба с грехом не прекращается до конца жизни.

д) ПРАВЕДНИК

СВЯТОЙ (это, прежде всего, не “безгрешный”, а “выделенный из мира и посвященный Богу”)

КОВЧЕГ (однокоренное слово: КОВШ; Бог изымает праведника из гибнущего мира)

ПРОПОВЕДЬ (Ной про-поведует, оповещает людей о воле Божией; проповедь действием не менее, а может быть и более действенна, чем словом)

ХАМСТВО

ПОЧИТАНИЕ, ПОЧТЕНИЕ, ПОЧТИТЕЛЬНОСТЬ



е) 1 — с. 137 — 143.

2 — кн.1,гл. 6 и 7.

3 — с.31 — 33.

4 — с.12 — 29.

7 — с. 57 — 60.

8 — с. 88 — 90.

24 — с. 68.

26 — с. 31 — 66.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№5 (до столпотворения)– работа на уроке)
18.11.2012

12. а) АВРААМ — ОТЕЦ ВЕРУЮЩИХ.

б) Быт.11:10 — 19:30.

в) Вера и послушание Аврама. Почему надо было уйти от своих родных? Авраам и Сарра. Бог Троица являет Себя Аврааму. Обетование о рождении сына у Сарры и обетование о рождении Спасителя от семени Авраама.

г) В начале беседы можно кратко изложить историю столпотворения и подвиг Евера, обратить внимание на слова. Еверу и его потомкам был оставлен неповрежденный язык, на котором говорил Адам. Поэтому не все равно, на каком языке мы говорим (думаем).

Надо показать детям бессмысленность и мерзость идолопоклонства (поклонялись предметам! Приносили кровавые и даже человеческие жертвы!). Авраам уходит из дома отца в 75 лет.

Дети должны увидеть высокие нравственные качества Авраама: его послушание Богу (мы видим, что он любит своих родных, по тому, как он любит Лота), его миролюбие и снисходительность (раздел пастбищ с Лотом: он, старший, предлагает выбирать младшему; ходатайство о городах), отвага и вера (с малым числом своих слуг он освобождает Лота), благочестие (он выделил часть своей добычи Мелхиседеку).

д) ВЕРА, ВЕРНОСТЬ, ВЕРУЮЩИЙ (отличие от “верящий”)

ИДОЛ(образ; поскольку Бога никто не видел, идол — человеческая фантазия, то есть ложь о Боге)

ИСТУКАН (ис-туканный, высеченный из камня)

СТОЛПОТВОРЕНИЕ (творение столпа, а не толпы!)

ЕВРЕИ — потомки ЕВЕРА

е) 1 — с.147 — 154.

2 — кн.1,гл. 8.

3 — с.33 — 34.

4 — с. 34 — 43.

8 — с. 91 — 92.

24 — с.69.

25 — с.8-9.

26 — с.82 — 126.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№5 (от столпотворения),№6 (1-ая часть)– работа на уроке)
25.11.2012

а) ГИБЕЛЬ СОДОМА И ГОМОРРЫ. РОЖДЕСТВЕНСКИЙ ПОСТ.

13. в) Содом и Гоморра. Ходатайство Авраама. Уничтожение городов. Праведный Лот. Жена Лота.

Значение поста.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ. №6 (2-ая часть) – работа на уроке

2.12.2012

14. а) АВРААМ И ИСААК. ПРАЗДНОВАНИЕ ВВЕДЕНИЯ ВО ХРАМ ПРЕСВЯТОЙ БОГОРОДИЦЫ (4 ДЕКАБРЯ)

б) Быт. гл.21 — 24.

в) Рождение Исаака. Повеление Божие, его цель. Послушание Авраама и Исаака. Явление Ангела, указавшего агнца для жертвы.

Тропарь праздника.

г) Почему Бог повелел Аврааму принести в жертву сына? — Он не испытывал веру Авраама, а показывал ее нам. Исаак — прообраз Христа. Авраам являет людям образ Отца, Который пошлет сына на крестную смерть. Исаак являет образ Сына, повинующегося Отцу “даже до смерти”. Поведение Авраама и Исаака — образ Святой Троицы.

Дети должны знать заранее, что история закончится хорошо, иначе они будут думать о жестокости Авраама.

Дети должны почувствовать, что жертва Авраама была подвигом. Он долго ждал сына и очень любил его, но Бога он любил еще больше, больше всего и всех.

Так же как любил Бога Авраам, любили Его праведные Иоаким и Анна, родители Божией Матери, даже не смотря на то, что дожив до глубокой старости, они не имели детей. А в то время каждый еврей, не имеющий детей был презираем окружающими, так как это считалось великим наказанием Божиим за грехи. Особенно тяжело было Иоакиму, как потомку Давида, потому что в его роде должен был родиться Христос. Не смотря на свою старость, праведные Иоаким и Анна продолжали просить Бога, что бы Он даровал им дитя и дали обет посвятить его Богу. И Господь послал им эту великую радость. Когда Деве Марии исполнилось три года, благочестивые родители Ее приготовились исполнить свой обет. Они одели Ее в лучшие одежды и, провожаемые народом, с пением духовных песен, с зажженными свечами повели Ее в храм Иерусалимский для посвящения Богу. Трехлетняя Мария Сама взошла по лестнице из пятнадцати высоких ступеней. Первосвященник встретил и благословил Ее. А затем по внушению Духа Святого он ввел Ее в Святое Святых. Это было самое священное место в храме. Туда мог входить только первосвященник, и то, только один раз в год. Она была достойна войти в самое священное место как Матерь Сына Божия, Который откроет людям вход в Царство Небесное.

Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы указывает нам на значение храма и молитвы в нем для духовного возрастания людей.

А пример Авраама, Иоакима и Анны учит нас хранить верность и любовь к Богу в любых испытаниях.

д) ПРООБРАЗ, ПРООБРАЗОВАНИЕ (образ = икона; прообраз — икона того, что еще не явлено, что еще только будет)

ПАТРИАРХ (отец, имеющий власть; почему он имеет власть над своими детьми? Потому что сам повинуется Богу, творит не свою, а Его волю)

е) 1 — с.155 — 157.

2 — кн.1,гл.9.

3 — с.35.

4 — с.44 — 48.

8 — с.92 — 94.

24 — с.69.

26 — с.131 — 148.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№7 – работа на уроке)
9.12.2012

15. а) ЖЕНИТЬБА ИСААКА.

б) Быт.гл.21 — 24.

в) Смерть Сарры. Женитьба Исаака. Благочестие и послушание родителям Исаака и Ревекки.


16.12.2012

16. а) ИСАВ И ИАКОВ

б) Быт.25:19 — 35 гл.; 37 — 49 гл.

в) Рождение Исава и Иакова. Исав продает свое первородство. Благословение Иакова. Бегство Иакова и его жизнь у Лавана. Видение лествицы. Иаков — Израиль. Примирение Иакова и Исава.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№8 – работа на уроке)
23.12.2012

17. а) СЫНОВЬЯ ИАКОВА. ИОСИФ.

Иосиф — любимый сын. Братья продают Иосифа. Иосиф в Египте. Встреча Иосифа с братьями и отцом. Иосиф — прообраз Спасителя.

г) Необходимо вспомнить, что дети знают о прообразованиях спасения, и углубить эти знания: лествица — прообразование соединения неба и земли; можно вспомнить, что это место из Священного Писания читается в храме на Богородичные праздники: лествица прообразует Богоматерь; Иосиф — прообраз Спасителя, любимый сын, которому дается самый трудный подвиг: служение братьям, продавшим его в рабство, воздаяние им добром за зло. Хорошо прочитать слова Иосифа братьям: “Не бойтесь меня, потому что я боюсь Бога...)

д) ПЕРВОРОДСТВО

ЛЕСТВИЦА


КОЛЕНА ИЗРАИЛЕВЫ

е) 1 — с. 162 — 174.

2 — с.44 — 55.

3 — с.36 — 42.

4 — с.48 — 70.

8 — с.95 — 97.

25 — с.8 — 9.

26 — с.150 — 268.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№9 – работа на уроке)
30.12.2012

18. а) ИОВ МНОГОСТРАДАЛЬНЫЙ. ПРАЗДНОВАНИЕ РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В ЦЕРКВИ (7 ЯНВАРЯ)

Тропарь праздника.

О Рождестве Спасителя можно начинать говорить раньше при подготовке к утреннику.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№10 – работа на уроке)
13.01.2013

19. а) ИЗРАИЛЬ В ЕГИПТЕ. МОИСЕЙ. ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ КРЕЩЕНИЯ ГОСПОДНЯ (19 ЯНВАРЯ)

в) Жизнь евреев в Египте. Рождение Моисея. Призвание Богом Моисея и Аарона. Видение неопалимой купины. Чудеса. Моисей - прообраз Спасителя. Тропарь праздника.

г) Продолжаем рассматривать ветхозаветную историю как прообразование нашего искупления. Неопалимая купина — прообраз Богородицы (желательно показать детям икону Богородицы “Неопалимая Купина”, прочитать тропарь ей. Призвание косноязычного Моисея к пророческому служению — прообразование слов Господа о силе Божией, совершающейся в немощи человеческой.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№11 – работа на уроке)
20.01.2013

20. а) ИСХОД ИЗ ЕГИПТА.

б) Исх.1 — 12 гл.

Казни египетские. Евреи выходят из Египта. Еврейская пасха — прообраз христианской Пасхи. Символы: агнец, горькие травы, дорожный посох и пояс, кровь, знаменующая искупление.

Кровь агнца избавляла первенцев от гибели; но Ангел не нуждался в этом знаке, он дан как прообраз.

Пасха — выход из рабства (греху).

д) ПРОРОК

ПАСХА, ИСХОД

е) 1 — с.176 — 186.

2 — с.56 — 62.

3 — с.42 — 44.

4 — с. 81 — 104.

8 — с. 97 — 99.

25 — с.6 — 7,10 — 11.

26 — с. 276 — 316.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№12 – работа на уроке)
27.01.2013

21. а)  ПЕРЕХОД ЧЕРЕЗ ЧЕРМНОЕ МОРЕ И ДРУГИЕ ЧУДЕСА.

а) Гибель фараона с войском. Ниспослание манны и другие прообразовательные чудеса,

г) ) Нужно подчеркнуть заботу и милость Бога к евреям: Он не просто питал их в пустыне, но давал такую пищу, какую они хотели. Но благость Божия требует от нас благодарности и послушания.

Необходимо упомянуть об ирмосах первой песни канонов, воспевающих переход через Чермное море.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№13 – работа на уроке)

д) ЧЕРМНОЕ МОРЕ (не путать с Черным!)

е) 1 — с.187 — 203.

2 — с.63 — 75.

3 — с.45 — 48.

8 — с.99 — 103.

25 — с.12 — 13.

26 — т.1 — с.318-407, т.2 — с.6 — 85.


3.02.2013

22. а) ДЕСЯТОСЛОВИЕ.

Синай. Моисей поднимается на гору и получает скрижали Завета.

Ветхозаветная пятидесятница — память синайского законодательства.

г) Изучение Десятословия — Преподаватель должен подчеркнуть, что без исполнения заповедей первой скрижали исполнение заповедей второй не имеет смысла, неспасительно и невозможно (без помощи Божией).

ЗАПОВЕДИ


СКРИЖАЛИ

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ (еврейское слово — brit — означает “союз”)

СКИНИЯ ЗАВЕТА

ЗАКОН


РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№14 – работа на уроке; №15, №16 – домашнее задание)
10.02.2013

23. а) СКИНИЯ И КОВЧЕГ ЗАВЕТА. ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ СРЕТЕНИЯ ГОСПОДНЯ.

Скиния и ковчег Завета. Скиния — прообраз православного храма. Левиты.

Тропарь праздника. Молитва Ныне отпущаеши раба Твоего…


РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№17 – работа на уроке)
17.02.2013

24. а) СОРОКАЛЕТНЕЕ СТРАНСТВИЕ ЕВРЕЕВ

Неверие евреев и сорокалетнее их странствие. Наказание змеями и исцеление медным змеем. Медный змей — прообразование распятия.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№18 – работа на уроке)

24.02.2013

25. а) ВСТУПЛЕНИЕ ЕВРЕЕВ В ЗЕМЛЮ ОБЕТОВАННУЮ.

в)Переход через Иордан.Взятие Иерехона и Гаваона. Расселение. Левиты. Смерть Иисуса Навина.
РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№19 – работа на уроке)
3.03.2013

26. а) СУДЬИ

в)  Судьи. Самсон, его борьба против филистимлян. Его гибель. Самуил, его история.

г) Дети должны понять и запомнить, что не человеческий выбор, а Божие избрание и помазание поставляет царя, и что царская власть — это служение (за невыполнение этого Саул лишился всего).



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№20 – работа на уроке)
10.03.2013

27. а) ДАВИД.

Помазание Саула на царство. Давид. Его помазание. Победа над Голиафом. Давид и Саул. Воцарение Давида.

Нужно показать нравственную высоту Давида, его ревность о служении Богу, глубину его покаяния после совершенного греха.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№21 – работа на уроке)
17.03.2013

28. а) ПСАЛТИРЬ. ПРОЩЕНОЕ ВОСКРЕСЕНЬЕ. ВЕЛИКИЙ ПОСТ.

в) Грех Давида и покаяние. Псалтирь. 50 псалом. Перенос скинии в Иерусалим. Псалмы, воспевающие это событие: 67 — перенос скинии и 23 — вступление скинии в крепость Иерусалим. Пророчество о рождении Спасителя в потомстве Давида. Иерусалим и Вифлеем.

Если есть возможность, следует читать отрывки из псалмов на церковнославянском языке, ибо в переводе точность и определенность пророчеств о Спасителе теряется.


д) МЕССИЯ, ХРИСТОС (помазанник)

ПСАЛОМ, ПСАЛТИРЬ

СУДЬИ

ЦАРЬ


ИЕРУСАЛИМ (если дети уже приобрели некоторую привычку к вслушиванию в слова, можно указать им, что еврейское окончание слов -им означает не только форму множественного числа, но и полноту признака: Иерусалим — единственный в мире святой город)

е) 1 — с.213 — 22.

2 — с. 76- 77.

3 — с. 48 — 50.

4 — с. 181 — 250.

8 — с.103 — 106.

25 — с.14 — 15, 360.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№22 – работа на уроке)
24.03.2013

29. а) СОЛОМОН.

б) 3 Царств, гл.1 — 11.

в) Воцарение Соломона. Его благочестие. Молитва о мудрости и дарование ему мудрости. Примеры мудрости Соломона.

г) О воцарении Соломона для младших школьников достаточно сказать, что он избран отцом за веру и послушание, для более старших детей можно рассказать об Адонии и Авессаломе (3 Царств, гл.2). При воцарении Соломона ему было не более 18 лет. О мудрости Соломона лучше всего прочитать слова его прошения к Богу: они говорят о том, что Соломон уже был весьма разумен, и от глубокого чувства своего недостоинства для предстоящего ему служения он взывает к Богу о помощи.

Дети могут сами рассказать о том, как Соломон рассудил двух женщин, но важно, чтобы дети увидели здесь не просто хитрость, а глубокую сердечную мудрость: только отдав, сохранишь. В каком-то смысле, это тоже — прообразование слов Спасителя.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№23, 1-ая часть(до постройки храма) – работа на уроке)
31.03.2013

30. а) ПОСТРОЙКА ХРАМА.

Построение храма. Устройство храма. Перенесение ковчега Завета. Благоденствие евреев. Нравственное падение Соломона. Его смерть. Предсказание о судьбах царства.

О строительстве храма: большая часть всего необходимого была подготовлена Давидом. Молитву Соломона о храме надо обязательно прочитать вслух: надо, чтобы дети запомнили, что Соломон молится об услышании молитвы всякого человека в этом храме, а не только еврея. Для более старших детей интересны будут подробности о ветхозаветном храме и жертвоприношениях (они содержатся в труде о. Павла Флоренского, опубликованного в “Богословских трудах”, вып.83).

Не следует пользоваться художественной литературой при изложении этой темы.

РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№23, от постройки храма) – работа на уроке)
7.04.2013

31. а) КНИГИ СОЛОМОНА. ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ БЛАГОВЕЩЕНИЯ БОГОРОДИЦЫ.

в) Песнь песней, Притчи Соломоновы, Книга Экклесиаст, Премудрости Соломоновы. Тропарь праздника. Молитва Богородице Дево, радуйся…

Очень кратко следует сказать о четырех книгах Соломона, вошедших в канон Ветхого Завета, останавливаясь на пророчествах о Спасителе и их духовно-прообразовательном смысле . Хорошо, если дети запомнят стихи о Премудрости Божией (Притч.9:1-6) — впоследствии они смогут узнать в этих стихах Слово Божие, Церковь и ее семь таинств. О Песни Песней достаточно сказать, что в ней прообразовательно описана любовь Христа к Церкви.

д) МУДРОСТЬ

е) 1 — с.220 — 222.

2 — с.87 — 89.

3 — с.50.

4 — с.250 — 273.

8 — с.106 — 107.

25 — с.14 — 15.

26 — с.361 — 422.



14.04.2013

32. а) РАЗДЕЛЕНИЕ ЦАРСТВ. ПРОРОКИ.

б) 3 Царств, гл.17; 4Царств, гл. 2 — 4 и 13; Иона; Дан.3:1-23, 91-97; 1Ездры; Пс.136.

в) Отступление евреев от Завета и наказания. Исаия Илия. Состязание со жрецами Ваала. Чудо у вдовы. Восшествие на небо. Елисей. Милоть Илии.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№24, №25 – работа на уроке)
14.04.2013

33. а) ПРОРОКИ. Иона, покаяние Ниневии, Иеремия, Иезекииль.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№26 – работа на уроке)
21.04.2013

34. а) ПРОРОКИ.

в) Даниил, три отрока. Ирмосы 7 и 8 песен канона.

г) Младшим детям не обязательно запоминать всех пророков, но главный вывод дети должны запомнить: все пророки призывали еврейский народ к покаянию, но человек не может устоять в добре сам. Пророки предсказывали пришествие Того, Кто даст помощь. Пророк Даниил предсказал время рождения Спасителя, так что многие (даже язычники) знали это.



РАБОЧИЕ ЛИСТЫ: ВЕРТОГРАД.

ВЕТХИЙ ЗАВЕТ . (№27, №28 – работа на уроке)
28.04.2013

35. а) ВОССОЗДАНИЕ ХРАМА. ПРАЗДНОВАНИЕ В ЦЕРКВИ ВХОДА ГОСПОДА В ИИРУСАЛИМ И ВОСКРЕСЕНИЯ ХРИСТОВА.

Евреи в плену и их возвращение. 136 псалом. Воссоздание храма, но уже без ковчега Завета.

г) Время после возвращения евреев из плена — это время напряженного ожидания Спасителя.

Тропари вышеназванных праздников.

д) ПОКАЯНИЕ (отличие от “раскаяние”)

е) 1- с.225- 255.

2 — с.90 — 102.

3 — с.51 — 55.

4 — с. 274 — 366.

8 — с.107 — 115.

25 — с.16 — 23.

5 МАЯ – ПАСХА

12 МАЯ ДЕТСКИЙ ПАСХАЛЬНЫЙ ПРАЗДНИК

19 МАЯ НА УСМОТРЕНИЕ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ: УРОК, ПОСВЯЩЕННЫЙ СВ. КИРИЛЛУ И МЕФОДИЮ, ЭКСКУРСИЯ И ТД.

26 МАЯ ПРАЗДНИК, ПОСВЯЩЕННЫЙ ДНЮ СЛАВЯНСКОЙ ПИСЬМЕННОСТИ И ОКОНЧАНИЮ УЧЕБНОГО ГОДА


СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ, РЕКОМЕНДУЕМОЙ ДЛЯ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ В ВОСКРЕСНОЙ ШКОЛЕ
1. Закон Божий для семьи и школы. Сост. прот. Серафим Слободской. Изд.4, Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1993.

2. Закон Божий. Первая книга о Православной вере. ИМКА-Пресс. Париж. В 5 книгах.

3. Закон Божий. Основы Православной веры в изложении для детей. Сост. С. Куломзина. “Паломник”, Москва.

4. А.П.Лопухин. Библейская история Ветхого Завета. Монреаль, 1986.

5. Полное собрание сочинений протоиерея о. Иоанна Ильича Сергиева. СПб.1905.

6. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого, архиепископа Кесарии Каппадокийския. ч.1. Беседы на Шестоднев. М.,1845, репринт М.,1991.

7. Протоиерей Стефан Ляшевский. Опыт согласования современных научных данных с библейским повествованием в свете новейших археологических раскопок и исследований. Пер. с сербского. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

8. Священник Евгений Сосунцов. Первая книга преподавателя Священной истории. Репринт. Сатисъ, СПб, 1994.

9. Опыты православной педагогики. Сост.А.Стрижев и С.Фомин. Лит.учеба, 5-6, 1993.

10. Троицкий В.Ю. Пути русской школы. М.,1994.

11. Пестов Н.Е. Путь к совершенной радости. М., “Даниловский благовестник”,1994.

12. Букварь. Славянский или церковный букварь. Репринт. СПб, “Титул”,1992.

13. Вестник духовного просвещения. Журнал Отдела религиозного образования и катехизации Московского патриархата.

14. Творения иже во святых отца нашего Феофана Затворника. Начертание христианского нравоучения. Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря и изд-ва “Паломник”, 1994.

15. Преподобный Иустин (Попович). Православная Церковь и экуменизм.

16. Зеньковский В. В. Проблемы воспитания детей в свете христианской антропологии. Изд. Свято-Владимирского Братства. М., 1993.

17. Митрополит Вениамин (Федченков). О вере, неверии и сомнении. СПб. М., 1992.

18. Сестра Магдалина. Мысли о детях в Православной Церкви сегодня. Изд. Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата. М., 1992.

19. Путь Православия. Журнал Отдела религиозного образования и катехизации Московского Патриархата.

20. Куломзина С.С. Наша Церковь и наши дети. Изд.2-е,М.,1994.

21. Творение иже во святых отца нашего Иоанна Дамаскина. Точное изложение православной веры. М., 1992.

22. Сочинения Епископа Игнатия Брянчанинова. Аскетические опыты. В двух томах. Спб., 1905 — репринт М., 1990.

23. Игумен Филарет. Конспект по нравственному богословию. М.,1990.

24. Прот. Александр Дернов. Методика Закона Божия. СПб, 1913.

25. Атлас Библейской истории. Издание Российского Библейского общества. 1995.

26. Толковая Библия в трех томах, под ред. А.П. Лопухина. Второе изд. Института перевода Библии, Стокгольм, 1987.

27. Пестов Н.Е. Современная практика православного благочестия. В 4 томах. Сатисъ, СПб, 1995. 96.

28. Прот. Евгений Попов. Общенародные чтения по православно-нравственному богословию. Репринт. СПб, 1901.

29. Избранные жития святых в изложении для детей. Народная библиотека, М., 1994.

30. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Репринт. “Златоуст”, М., 1994.

31. Сердце чисто созижди во мне, Боже...И дух прав обнови во утробе моей. Сборник святоотеческих изречений и поучений в двух частях. 1991.

32. Протоиерей Михаил Дронов. Трудный путь к богосыновству. — Православная беседа, №3,1996.

33. Священник Александр Ельчанинов. Записи. М., 1992.

34. Жизнеописания достопамятных людей земли Русской. 10. 20 вв. М.,1992.

35. Жития святых на русском языке, изложенные по руководству четьих-миней святителя Димитрия Ростовского. Репринт. Изд. Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1993.

36. Рассказы о святых. Сост. С.С.Куломзиной. “Паломник”, М.,1994.

37. Поучения в честь и славу Пресвятыя Богородицы Епископа Иустина. Изд. Свято-Данилова монастыря. М.,1991.

38. Сказания о земной жизни Пресвятой Богородицы. Изд. Русского на Афоне Пантелеимонова монастыря, М., 1904. Репринт.

39. Православный катихизис Святителя Филарета, Митрополита Московского. “Православная Русь”, СПб,1995.

40. Опыт построения исповеди. Пастырские беседы в дни Великого поста архимандрита Иоанна (Крестьянкина). Изд. Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1993.

41. Архим. Лазарь. О тайных недугах души. М., 1995.

42. Архимандрит Борис (Холчев). Огласительные беседы с крещаемыми. Беседы о молитве Господней. Изд. Московского Патриархата, 1991.

43. Диакон Андрей Кураев. Миссионеры на школьном пороге. М., 1995.

44. Закон и заповеди Божии. Сборник учебных программ. Изд. Отдела религиозного образования и катехизации. М., 1992.

45. Избранные жития русских святых 10. 15 веков. М.,1992.

46. Законоучитель. Сборник материалов в помощь преподавателю. Вып. 1. Изд. “Златоуст”, М., 1994.

47. Законоучитель. Вып.2.

48. Законоучитель. Вып.3.

49. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное догматическое богословие в сжатом изложении. Новосибирск. Рига, 1993.

50. Диакон Андрей Кураев. Библия в школьной хрестоматии. М.,1995.

51. Догматические послания православных иерархов 17-19 веков о Православной вере. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1995.

52. Архимандрит Платон (Игумнов). Православное нравственное богословие. Свято-Троицкая Сергиева лавра, 1994.

53. А.Трофимов. Святые жены Руси. М., 1993.

54. С. Нилус. Великое в малом. Изд. Свято-Троицкой Сергиевой лавры, 1992.

55. Житие и подвиги преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежскогои всея россии чудотворца. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1904.

56. Материалы к житию преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы. Письма, дневники, воспоминания, документы. М., 1995.

57. Мюллер Л. Святая мученица Российская Великая Княгиея Елисавета Феодоровна. М., 1994.

58. Житие преподобномученицы Елисаветы и инокини Варвары. — Православный церковный календарь на 1994 год. Изд. Московской Патриархии.

59. Митрополит Иоанн. Быть русским! — Пастырь добрый. Венок на могилу митрополита Иоанна. Спб., 1996.

60. Хитров М. Святой благоверный Великий Князь Александр Ярославич Невский. Подробное жизнеописание. Репринт, М., 1991.

61. Избранные жития святых. 3 — 9 вв. М., 1992.

62. Канонизация святых. Троице -Сергиева Лавра, 6 — 9 июня 1988 года.

63. К канонизации новомучеников Российских. Комиссия Св. Синода Русской православной Церкви по канонизации святых. М., 1991.

64. Житие святителя Тихона. — Православный церковный календарь на 1992 год. Изд. Московской Патриархии.



65. Житие святого праведного Иоанна Кронштадтского. Житие преподобного Силуана Афонского. — Православный церковный календарь на 1993 год. Изд. Московской Патриархии.


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница