Задания по математике на формирование универсальных учебных действий




Скачать 85.05 Kb.
Дата26.04.2016
Размер85.05 Kb.
Страшкова Елена Александровна

учитель математики высшей категории

МБОУ СОШ № 1 им. Ю.Г. Созонова

г. Ханты-Мансийск

Задания по математике

на формирование универсальных учебных действий
Овладение учащимися универсальными учебными действиями происходит в контексте разных учебных предметов и, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, умения и компетентности, включая самостоятельную организацию процесса усвоения, т. е. умение учиться.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД: личностных, познавательных, коммуникативных и регулятивных. Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод и т.д.), которые нацеливают учащихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

Разбирем примеры составлеия заданий по математике а примере темы в 5 классе «Проценты».

Задание «Понимание научного текста»

Цель: развитие умений работы с научным (познавательным) текстом, находить в нем ответы на поставленные вопросы и применить знания к решению проблемной ситуации.

Возраст: 12-15 лет

Форма выполнения: индивидуальная или групповая

Описание задания: учащимися описывается проблемная ситуация «Какой класс должен получить приз за активное участие»

Инструкция: прочитать п 40 учебника 5 кл Виленкин, найти ответы на вопросы и заполнить таблицу.

Класс

Всего учащихся

Участвовали в соревнованиях

Сколько процентов

5 «а»

12

6




5 «б»

20

9




5 «в»

25

11




Вопросы: что называют процентом; как перевести проценты в десятичную дробь; как обратить дробь в проценты.

Задание «Найди «лишнее»

Цель: совершенствование навыков математического моделирования, умений выделять закономерномерности и осуществлять для решения учебных задач операции сравнения и классификации.

Форма выполнения: групповая (пары)

Инструкция:


  1. Прочитайте условия задач

  2. Найдите закономерность между задачами

  3. Исключите «лишнюю» задачу.

1 карточка

  1. Заасфальтировав 27,5 км дороги, ремонтники тем самым выполнинили 25% плана. Сколько километров дороги надо заасфальтировать по плану?

  2. Фрекен Бок испекла 80 пирожков, и Карлсое тут же съел 10 пирожков. Сколько процентов всех пирожков съел Карлсон?

  3. На покупку книг в библиотеке выделили определенную сумму денег, 8% котрой потратили на покупку словарей. Сколько выделили на приобретение книг, если на словари потратили 28 000 рублей?

  4. За неделю бригада рабочих построила 88,4 км дороги, что составляет 75% плана. Сколько килиметров дороги нужно построить по плану?

2 карточка

1. Никелевая руда содержит 4% никеля. Сколько никеля сожержится в 150 т такой руды?

2. Чему равно расстояние между двумя городами, если 36 км составляет 15 % этого расстояния?

3. На склад привезли 480 кг огурцов и помидоров, причем огурцы составили 85% этих овощей. Сколько завезли огурцов?



  1. В магазин завезли 350 г сахара. В первый день продано 23% сахара. Сколько килограммов сахара было продано в первый день?

3 карточка

  1. На выборах из 80 000 принявших участие в голосовании за Петрова проголосовало 55 000 человек. Сколько процентов населения отдали свой голос за Петров?

  2. Ученик прочитал 35 страниц. Это сотавляет 17,5% книги. Сколько страниц в книге?

  3. В классе 25 учеников, из них 14 занимаются лыжами. Сколько процентов всех учеников в классе занимается лыжами?

  4. Из 180 шаров в корзине 55 красного цвета. Сколько процентов всех шаров составляют красные шары?


Задание «Страховщики»

Цель: совершенствование навыков математического моделирования по теме «Проценты», умений применить полученные знаний на практике.

Форма выполнения: групповая

Инструкция: познакомиться с понятиями «Страховая сумма», «Страховая премия» и «Страховые выплаты» и заполнить таблицу

Тойота Королла

Страховая сумма - это сумма, в пределах которой страховщик обязуется выплатить страховое возмещение по договору имущественного страхования

Страховая премия –плата за страхование, которую страхователь обязан внести страховщику в соответствии с договором страхования

Страховые выплаты – это денежная сумма, установленная договором страхования и выплачиваемая страховщиком страхователю, застрахованному лицу при наступлении страхового случая.



Название машины

Стоимость

(страховая сумма)



Страховая премия

Выплаты

Итог

%

руб

%

руб

Тойота Королла


650 000 руб

12%




9%







Шевроле


430 000 руб

11%




14%







ВMW


1800 тыс руб

9%




8%







Мицубиси


860 000 руб

13%




11%







ИТОГО



















Для формирования регулятивных УУД необходимо внедрение эффективных инструментариев, способствующих формированию навыка самоконтроля процесса и результата учебной деятельности, что, в свою очередь, способствует становлению учащихся субъектами образовательного процесса.

К однму из иструментов можо отнести «Листы самоконтроля». Этот инструментарий

состоит из разных видов индивидуальных листов самоконтроля, которые

взаимосвязаны друг с другом и работают на конечный результат. Комплексный

подход в их использовании в учебной деятельности направлен на формирование

навыка самоконтроля. Процесс самоконтроля осуществляется ежеурочно во всех видах

деятельности по предмету, а также фиксируется индивидуальный алгоритм действий,

позволяющий каждому учащемуся устранить причины затруднений, пробелы в

знаниях, которые выявились при выполнении какого-либо задания.

Лист самоконтроля «Домашняя работа» («Классная работа»)



Дата

























Мой шаг































Целесообразно данный лист самоконтроля использовать один раз в неделю. По

истечении месяца учащиеся подводят промежуточные итоги изучения темы и

записывают свои достижения. Это позволяет делать акцент именно на успехах

ученика, а также воспитывать ответственность за процесс и результат работы.



Тематические листы самоконтроля по теме «Проценты»

Критерии

Дата

Мой шаг

Я знаю

Я не знаю

Я затрудняюсь




1.Знаю понятие процента












2.Умею переводить проценты в дробь













3.Умею переводить дробь в проценты













4.Умею находить процент от числа













5. Умею находить число по его проценту;













6. Умею находить сколько процентов составляет одно число от другого;













7. Умею решать задачи на проценты (подбирать соответствующую схему задачи)













8.













Данные листы позволяют осуществлять самоконтроль прогнозирующий - на начальном, пооперационный - на текущем , итоговый - на заключительном
этапах изучения определенной темы.

Использование в педагогической практике «Листов самоконтроля» позволяет:




  • Развивать рефлексивные способности учащихся;

  • Развивать самостоятельность в определении выбора шагов деятельности, направленных на саморазвитие;

  • Осуществлять педагогу индивидуальный подход к каждому ученику;

  • Получать своевременную обратную связь от учащихся;

  • Повышать качество классных и домашних работ;

  • Повышать внутреннюю мотивацию у учащихся к изучению предмета;

  • Проводить психолого-педагогическую диагностику успешности освоения и обученности учащихся на всех этапах учебной деятельности;

  • Воспитывать ответственность за процесс учебной деятельности и ее результат;

  • Информировать родителей о трудностях, возможностях и успехах их ребенка по всем разделам любого предмета.

Используемая литература:

        1. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования

        2. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли, пособие для учителя под ред. А.Г. Асмоловой, Бурменская Г.В.,М: Просвящение, 2011 год

        3. Математика. Рабочие программы 5-6 классы, пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Кузнецовой Л.В., Минаева Л.О, М: Просвящение, 2011 год


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница