Юбилей лефевра




Скачать 100.43 Kb.
Дата02.04.2016
Размер100.43 Kb.
ЮБИЛЕЙ ЛЕФЕВРА

И.Н.Семенов (профессор Госуниверситета – Высшая школа экономики)

Фундаментальная роль творческой индивидуальности В.А. Лефевра в

научном изучении рефлексии и становлении рефлексивной психологии


Одной из конструктивных новаций в сфере социально-гуманитарного знания последней трети ХХ в. является выделение в качестве особой междисциплинарной области научного изучения рефлексии в методологии, логике, лингвистике, психологии, социологии, культурологии. Фундаментальная роль в этом принадлежит выдающемуся российско-американскому философу и ученому Владимиру Александровичу Лефевру.

Известно (см. наш обзор в ж. «Рефлексивные процессы и управление» N 1 за 2001 г.), что хотя феноменология рефлексии восходит к Античности (Сократ, Платон, Аристотель, Плотин), а рельефно она обозначилась при переходе от Средневековья к Взрождению, то ее философское осмысление и категоризация приходится на Новое время (Декарт, Локк, Фихте, Гегель). Однако переход от философствования о рефлексии к ее собственно научному изучению требует в качестве своих необходимых предпосылок как определенного методологического базиса, так и конструктивного исследовательского подхода к формированию предмета и разработке методов соответствующих научных изысканий: конкретно-эмпирических, абстрактно-онтологических, операционально-исследовательских, модельно-экспериментальных, проектно-технических, прагматико-технологических и т.п. В создании всех этих конструктивных предпосылок собственно научного (в т.ч. логико-математического и психолого-этического) изучения рефлексии, а главное – в его концептуально-процедурной реализации и эффективном социально-праксиологическом освоении – фундаментальная роль в отечественной и мировой науке принадлежит одному из крупнейших ученых рубежа ХХ-ХХ1 веков В.А.Лефевру. Он не только выдвинул и разработал фундаментальные инновационные идеи, во многом определившие современную научную трактовку рефлексии, но и в процессе оригинальной реализации создал целое научное направление ее логико-психологических и шире – междисциплинарных исследований (В.А.Лепский, Г.Л.Смолян, А.Ф.Трудолюбов и мн.др.).

Научную деятельность В.А.Лефевра с чисто внешней социально-экологической и культурно-хронологической стороны для целостного охвата и рефлексивно-методологического анализа целесообразно дифференцировать на три основные эпохи, условно говоря: «советскую», «американскую» и «трансатлантическую». Охарактеризуем их подробнее.

Первый «советский период» до 1973 г. – это время формирования творческой индивидуальности В.А.Лефевра в процессе его учебы и становления ученого-новатора в области науки (от физики через логику до психологии) и в сфере методологии и социотехнических наук. Он завершился созданием оригинальной концепции рефлексии и методов, реализующих ее научное изучение посредством инновационного логико-математического аппарата «рефлексивных игр», что было обобщено в первой в нашей стране кандидатской диссертации, посвященной инженерно-психологическому исследованию рефлексии.

Второй «американский период» до 1992 г. – время углубленной конкретизации и дифференциации этой концепции в целях развития операционно-верифицирующих ее методов применительно к новым предметным областям, а главное – их праксиологическое освоение аксиолого-технологическими средствами новых прагматических сфер (политики, экономики, менеджмента и т.п.).

В третий «трансатлантический период» от 1993 до настоящего времени В.А.Лефевр, работая в основном в университетах США и часто приезжая в новую Россию, распределяет свою кипучую научно-исследовательскую деятельность между американским и отечественным научным сообществом, ведя междисциплинарные и прагматические исследования рефлексии в различных направлениях (актуальных научно и практически), а главное – концептуализируя и обобщая их результаты в фундаментальном учении о рефлексии и организуя вместе с В.Е.Лепским их международное обсуждение (cм. труды конференций «Рефлексивные процессы и управление» 1994-2006 г.г. и номера одноименного журнала).

Плодотворность влияния идей и методов В.А.Лефевра всех трех периодов не только на парадигмально родственные ему естественно-научные и социотехнические варианты отечественных концепций рефлексии (В.А.Розова, И.С.Ладенко, В.Е.Лепского), реализуемые на основе соответствующей логико-математической верификации в проектной практике рефлексивного управления (Г.Л.Смолян, В.Е.Лепский, А.Ф.Трудолюбов и др.), но и – что особенно эвристично – на содержательно иные концепции психологии рефлексии (наш обзор их см. в ж. «Вопросы психологии» N 2 и N5 за 1983-85). Важно подчеркнуть, что под воздействием идей В.А.Лефевра они развивались параллельно ему, но в парадигмальных рамках иных развличных концептуально-методологических подходов: проектно-деятельностного (Н.Г.Алексеев, Б.В.Сазонов, Г.П. Щедровицкий), организационно-игрового (О.С.Анисимов, Ю.В.Громыко, П.Г.Щедровицкий), интеллектуально-деятельностного (В.В.Давыдов, А.З.Зак, А.В.Захарова, В.В.Рубцов, В.И. Слободчиков), гуманитарно-культурологического (Н.И.Непомнящая, И.Н.Семенов, С.Ю.Степанов). Обратимся к прецедентам плодотворного воздействия идей В.А.Лефевра на становление разработанного нами гуманитарно-культурологического варианта рефлексивной психологии (Семенов И.Н., 1990, 1992, 2000, 2005)

Социокультурным контекстом ее зарождения (см. нашу статью в ж. «Кентавр» N 34 за 2004 г.) явилась атмосфера интеллектуального подъема, которая возникла в стране в период оттепели и реформ на рубеже 1950-60-х годов и вылилась, в частности, в научно-философском плане в инновационную деятельность кружка содержательно-генетической логики, а в дальнейшем – московского методологического кружка (ММК). Необходимо подчеркнуть эвристическую роль В.А.Лефевра во время его сотрудничества в ММК с его лидером Г.П.Щедровицким и с другими участниками, в особенности с В.Н.Садовским и Э.Г.Юдиным – будущими создателями отечественной системной методологии. Во время творческого сотрудничества В.А.Лефевра с ними на рубеже 1960-70-х годов были введены и концептуализированы такие ставшие классическими в системно-деятельностной методологии ММК инновации, как дифференциация «естественного» и «искусственного», «конфигурирование», «таблоизация сознания», «рефлексивность управления». Два последних оказали определяющую роль в фундаментальной трактовке рефлексии как конфликтного взаимодействия партнеров как самим В.А.Лефевром, так и изучавшими рефлексивные процессы другими участниками ММК (Н.Г.Алексеевым, О.С.Анисимовым, О.И.Генисаретским, В.В.Давыдовым, В.П.Зинченко, И.С.Ладенко, В.Е.Лепским, А.А.Пузыреем, Б.В.Сазоновым, И.Н.Семеновым, А.А.Тюковым, Г.П.Щедровицким и др.). Эти рационалистические представления оказали конструктивное воздействие и на психолого-педагогическое изучение рефлексии, и на ее сугубо интеллектуалистскую трактовку как осознанности средств и способов мыследеятельности, характерную не только для адептов ММК (Н.Г.Алексеева, Б.В.Сазонова, Г.П.Щедровицкого – с их рафинированным проектно-деятельностным подходом, реализовавшемся в прикладном плане в социотехнической установке), но и для близких к нему психологов (В.В.Давыдова, И.И.Ильясова, В.В.Рубцова, В.И.Слободчикова).

Необходимо отметить, что под влиянием интереса к рефлексии в ММК (Н.Г.Алексеев, В.А.Лефевр, Г.П.Щедровицкий) в 1970-е годы к ее психолого-педагогическому изучению приступает В.В.Давыдов (а позднее и его научная школа: А.З.Зак, А.В.Захарова и М.Э.Боцманова, В.В.Рубцов, Г.И.Катрич-Давыдова и др.). При этом рефлексия трактуется сугубо рационалистически – как интеллектуальная рефлексия, которая вслед за Н.Г.Алексеевым (см. «Педагогика и логика», 1968) экспериментально исследуется на материале понятийного и репродуктивного мышления в процессе формирования способов решения типовых учебных задач (см. итоговый сборник: Под ред. В.В.Давыдова, В.В.Рубцова. Новосибирск, 1995). Поскольку в отличие от этого, нас интересовала эвристическая роль рефлексии в процессе проблемного и продуктивного мышления, то в конструктивную оппозицию к социотехнической трактовке рефлексии (В.А.Лефевр, Г.Л.Смолян) и к диалектико-деятельностному подходу (В.В.Давыдов, Э.В.Ильенков) мы приступили к теоретико-экспериментальному изучению рефлексивных процессов на материале дискурсивного решения творческих задач (И.Н.Семенов, 1968, 1971).

Следует отметить, что в середине 1960-х годов, когда я стал учеником П.Я.Гальперина в психологии и Г.П.Щедровицкого и Н.Г.Алексеева (см. «ММК в лицах».М. 2006) в методологии, в ММК интенсивно обсуждалось множество методологических проблем и философских категорий. Среди них постоянно склонялось и малопонятное тогда для меня понятие «рефлексия», причем, как правило, в связке с классиком Локком и с незнакомой мне, но быстро становившейся на моих глазах легендарной фамилией Лефевр.

Так он (естественно, не подозревая об этом) внедрил в мое формировавшееся профессиональное сознание социокультурную ценность о необходимости и актуальности современного, а именно – научно-методологического изучения рефлексии в оппозиции к ее традиционному философско-спекулятивному анализу. В этом в ММК меня поддержали Г.П.Щедровицкий (прочитавший и отрецензировавший мою дипломную работу по творческому мышлению, выполненную под руководством, пожалуй, самого конструктивного советского психолога П.Я.Гальперина – см. об этом: «Рефлексивно-организационные проблемы формирования мышления и личности в образовании и управлении». М. 2003), а также мой друг и учитель Н.Г.Алексеев. Его исследование (см.: «Педагогика и логика». М. 1968)

представляло собой, практически, первую в стране психолого-педагогическую диссертацию (1975) по рефлексии, выполненную им методом нормативного анализа мыследеятельности на материале формирования осознанности решения типовых учебных задач «на три параметра». В нашей кандидатской диссертации (И.Н.Семенов, 1980) мы разработали этот системный подход применительно к изучению рефлексивных механизмов дискурсивного мышления на материале категориально-нормативного анализа творческих задач «на соображение» и содержательно-смыслового анализа мыслительного процесса их решения.

В то время я видел В.А.Лефевра и слушал его выступления как дома у Г.П.Щедровицкого в ММК, так и в различных философских, методологически, психологических семинарах и конференциях. Однако во всей полноте с новаторский подходом В.А.Лефевра я познакомился, слушая цикл его докладов на семинаре ММК (проводившемся Г.П.Щедровицким0 зимой 1971-1972 г.г. в Математическом институте АН СССР. Здесь В.А.Лефевр помимо своей методологической позиции, подробно излагал концепцию рефлексии, представленную как в ряде известных статей / 1969 /, так и обобщенную в его кандидатской диссертации, защищенной в 1971 г. по инженерной психологии. Необходимо подчеркнуть, что это была первавя в отечественной науке диссертация по рефлексии – так что, 2006 г. не только

юбилейный для В.А.Лефевра, но и для его диссертации! Важно отметить, что его идеи и методы оказывали существенное влияние на отечественные исследования рефлексии не только в «советский», но и в «американский» период его творчества. Ибо труды В.А.Лефевра по рефлексии развивались его учениками и последователями (В.Е.Лепский, Г.Л.Смолян, А.Ф.Трудолюбов) и издавались не только в американской, но и в российской печати. Более того, они получали высокую оценку и дальнейшее развитие в научно-философских сборниках и в журналах «Вопросы философии» и «Вопросы психологии» в статьях Н.Г.Алексеева, О.С.Анисимова, В.Е.Велихова, В.П.Зинченко, В.А.Лекторского, И.С.Ладенко, В.Е.Лепского, В.Н.Пушкина, И.Н.Семенова, С.Ю.Степанова, Ю.А.Шрейдера, Г.П.Щедровицкого, Э.Г.Юдина и мн. др.

Разрабатывая с Н.Г.Алексеевым и Э.Г. Юдиным в середине 1970-х годов проблематику методологических ориентаций в современной науке (см. «Эргономика». Вып. 10.М.ВНИИТЭ.1976 и Вып.17.М. 1979), я окончательно утвердился в своей профессиональной позиции, сводившейся к необходимости создания гуманитарно-культурологического варианта рефлексивной психологии. Поскольку ее естественно-научный вариант был уже создан фундаментальными трудами в виде рефлексивной психологии Владимира Лефевра, а социотехнический – в известных работах Н.Г.Алексеева и Г.П.Щедровицкого, то необходимо было, наконец, перейти к созданию гуманитарно-культурологического варианта рефлексивной психологии – как наименее разработанной в современной науке. В итоге многолетних разнообразных исследований в области общей, возрастной, социальной, педагогической, инженерной и патопсихологии (см. сборники «Исследование проблем психологии творчества».М.Наука.1983 и «Психология творчества: общая, дифференциальная, прикладная»М.Наука.1990) удалось экспериментально дифференцировать рефлексию на такие ее виды, как: интеллектуальная, личностная, диалогическая, коммуникативная, кооперативная, экзистенциальная, культуральная, духовная рефлексия (И.Н.Семенов, 1990,2000). С учетом этой дифференциации рефлексивных процессов нами были разработаны эффективные психолого-акмеологические рефлетехнологии игрорефлексики как способы развития творческого потенциала и рефлексивных способностей учащихся и взрослых профессионалов в сфере образования, госслужбы и управления (см. «Рефлексивный подход в психологическом обеспечении образования». М.-Ярославль. 2004).

Необходимо с благодарностью подчеркнуть, что в этих теоретико-экспериментальных изысканиях и праксиолого-технологических разработках методологическим камертоном для нас изначально являлись фундаментальные исследования В.А.Лефевра по научному изучению рефлексии. В связи с этим важно отметить, что еще Кант, исходя из методологической критики естествознания, упрекал современную ему эмпирическую психологию (восходящую, кстати, к эмпиризму Локка в трактовке рефлексии как внутреннего опыта самонаблюдения душой за своими собственными состояниями) в ее ненаучности. Ибо психология не в состоянии была в то время четко определить изучаемые ею психические объекты, а главное – не могла их измерять для того, чтобы применять математику для их экспериментального исследования. В этом контексте следует подчеркнуть фундаментальное значение трудов В.А.Лефевра по естественно-научной трактовке рефлексии. Ибо это обеспечило относительно рефлексии новаторскую постановку и конструктивное решение проблемы измерения рефлексии как важнейшей грани психической реальности.

Небезынтересно заметить, что последние труды крупнейшего эпистемиолога и психолога ХХ в. Жана Пиаже (1977) были посвящены

логико-психологическому изучению рефлексии, где также затрагивалась проблематика ее категоризации и квантификации. Необходимо подчеркнуть, что еще в «советский» период В.А.Лефевр и его научная школа раньше и дальше пошли в этом направлении, творчески разработав специальный логико-математический аппарат операционализации научного исследования рефлексивных процессов средствами алгебры логики рефлексивных игр. Это открыло конструктивные возможности для развертывания В.А.Лефевром уже в «американский» период не только фундаментальных, но и прикладных исследований рефлексивных процессов в рамках социотехнической парадигмы практического освоения их естественных закономерностей для оптимизации современного управления в сфере науки, образования, экономики, политики, права.



Параллельно этому и особенно в «трансатлантический» период В.А.Лефевр осуществляет обширную научно-организационную деятельность, инициируя творческие контакты между российскими и американскими учеными изучающими рефлексивные процессы. В этом направлении В.А.Лефевр и В.Е.Лепский организуют с 1994 г. периодические международные симпозиумы и конференции в Москве на базе ряда институтов РАН (философии, психологии, управления), РАО, Дипломатической академии по философско-методологическому, научно-психологическому и экономико-математическому изучению рефлексивных процессов и их праксиолого-технологическому освоению в сфере управления, образования, политики. В это непростое для России переходное время систематически издаются не только материалы этих конференций, но и Международный междисциплинарный журнал (гл. редактор В.Е.Лепский, члены редколлегии В.А.Лефевр и крупные ученые ряда стран) «Рефлексивные процессы и управление», выходящий на русском и английском языках с 2001 г.

Таким образом В.А.Лефевром и его научной школой осуществлена не только концептуализация и операционализация рефлексии, но и также институализация системно-междисциплинарных исследований рефлексивных процессов средствами конструктивно взаимодействующих естественных и социальных наук (в т.ч. рефлексивной логики, физики, психологии, социологии, менеджмента, экономики) и социализация их достижений в современной общественной практике и шире – в цивилизационной культуре.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница