Яркие грани таланта Немногим представителям художественной ин­теллигенции Молдовы за недолгий отрезок жизненного пути волею судьбы удалось широко, богато и много­гранно раскрыться в сфере творческой




Скачать 58.24 Kb.
Дата01.08.2016
Размер58.24 Kb.
Pg.3

Орлов, Андрей и Петриченко, Александр. Яркие грани таланта. Люди искусства // Земля и Люди, 1998, 25 июл. – с. 3


Земля и Люди






Люди искусства
Яркие грани

таланта


Немногим представителям художественной ин­теллигенции Молдовы за недолгий отрезок жизненного пути волею судьбы удалось широко, богато и много­гранно раскрыться в сфере творческой, педагогической и общественной деятельности. К ним относится и Ион Табурцэ, с именем которого связаны яркие страницы культурной жизни республики последних десятилетий.

Ион Табурцэ родился в селе Хлиная Слобозийского района в 1930 г., где окончил семь классов. С детских лет, наблю­дая за работой селян, помогая своим родителям, он проникся глубоким чувством уважения к родной земле, к ее труженикам, что безусловно отразилось на его дальнейшем творчестве. Еще в школьные годы он проявил большой интерес к изо­бразительному искусству, а после войны поступил в Кишиневское художественное училище им.И.Е.Репина (ныне Республикан­ский художественный колледж им.А.Плэмэдялэ). В 1960 г. он заканчивает также и один из ведущих вузов Киевский госу­дарственный художественный институт.

По возвращении в Молдову молодой художник сразу оку­нается в кипучую художествен­ную жизнь.

В 1961 г. Ион Табурцэ наз­начается директором Кишинев­ской детской художественной школы им.А.В.Щусева, которую бессменно возглавляет много лет. Именно с этого времени начинается плодотворная деятельность Иона Табурцэ как организатора художественного-образования, педагога-методиста и общественника.

В скором времени школа превращается в ведущее худо­жественное учебное заведение со сплоченным ядром художников-педагогов.

Как проявление заботы о художественном воспитании подрастающего поколения и в целях выявления талантов и подготовки абитуриентов для различных профилей и факульте­тов худвузов, постановлением Правительства Молдовы в г.Ки­шиневе в 1969 г, открывается Республиканская средняя специальная художественная школа-интернат (ныне Респу­бликанский художественный лицей им.Игоря Виеру). Неоценимая заслуга в органи­зации этой школы-лицея принадлежит Иону Табурцэ. Именно им была проведена огромная работа по созданию учебно-материальной базы, организации учебно-воспитательного процесса, подбору педагогических кадров.

Плодотворной является также и творческая деятельность худож­ника. Со времени принятия его в Союз художников, в 1962 г., он становится активным участником почти всех республиканских, всесоюзных и зарубежных выс­тавок. В 1961-1962 гг. художник-график исполнил серию гравюр на картоне – портреты наших современников, людей разных возрастов и профессий. Круг портретируемых очень широк. На республиканской художественной выставке демонстрировались яркие и запоминающиеся образы: "Портрет молодого рабочего", "Портрет сталевара", "Кранов­щица", "Скульптор Зина" и др. Открытые лица людей труда на рабочем месте или в минуты отдыха приковывали внимание зрителя.

В 70-е годы тепло была при­нята серия работ "На тракторном заводе". Десяти листах художник отразил заводскую жизнь молодого тогда еще предприятия. Он обратил внимание зрителя на красоту труда, величие техники, картины полны оптимизма. На протяжении ряда лет он создал около сорока листов, составивших художественную летопись завода.

Много сил и энергии отдано мастером исторической теме. Ему пришлось немало поработать над изучением этой темы, пер­сонажей его графических композиций. Здесь докумен­тальность гармонично соседствует с творческим воображением "живых" сцен и окружающей бстановки. Он добивается большой динамичности фигур, строгого учета и ритма линий. Им созданы образы таких исторических личностей, как Василе Лупу, Дмитрий Кантемир и др.

Тема труда страстно прозвучала также в произведениях Иона Табурцэ в серии "Молдавская ГРЭС". Всего пять листов, но они вобрали в себя важные вехи в строительстве электростанции и работе ее коллектива.

"Сельскохозяйственная Молдова" – так озаглавлена другая серия его работ. В ней отражено то типическое, что было верно подмечено художником в жизни сельских тружеников. А главное, ему удалось передать дух трудолюбивого народа села Молдовы, создать характерные образы людей земли.

В начале 90-х годов Ион Табурцэ с увлечением работает над пейзажем – в основном это виды Кишинева. Линогравюры "Прос­пект Д.Кантемира", "Бульвар Возрождения", "Новый Кишинев" дают представление об успехах художника в пейзажном жанре. Каждый лист несет в себе свет и пространство, дающие возможность зрителю проник­нуться красотой города, уто­пающего в зелени. Параллельно он успешно работает с акварелью, где проявляется его чуткое отношение к цвету. Среди них выделяются те, что написаны в городе Кымпина (уезд Плоешть), в уезде Тимишоара (Румыния) и в городе Моршин (Украина).

Время как бы диктует и направляет работу графика, находя отклик в его творческих поисках. В новых графических листах "Портрет А.Матеевича", "М.Еминеску", "Митрополиты Варлаам и Петру Мовилэ" созданы правдивые образы широко известных поэтов и просветителей, духовных наставников народа, деятелей мировой культуры. В этих портретах художник более строг в отборе деталей и аксессуаров для образной характеристики героев. Ряд листов выполнен в цветной линогравюре с большим тактом и выразительностью.

Неравнодушен Ион Табурцэ и к офорту. Материалом для создания авторской печатной формы мастеру служит металл (цинк).

В середине 80-х годов на республиканской художественной выставке зрители познакомились с цветным офортом художника. В этой технике проявились устремления графика обогатить свою палитру, полнее выявить творческие способности. И это ему удалось.

А как не вспомнить его аква­рели, монументальную цветную мозаику на здании Дома куль­туры села Мокра Рыбницкого района "Пробуждение" (испол­ненную совместно с художником Александром Кузьминым), эскиз монументальной фрески, посвя­щенной






космосу, цветные лито­графии, пастели? В них чувствуется интересный худо­жник, владеющий большим арсеналом выразительных средств.

Произведения Иона Табурцэ выставлялись в более чем 20 странах. Около 80 работ находят­ся в коллекциях художественных музеев, картинных галлерей республики и за рубежом, Не­легко сочетать творческую работу с педагогической, но художнику это удается вполне. Ибо в основе успеха главным является правильно организованный труд. Как говорит сам художник: "Обучить ученика рисунку и живописи можно лишь тогда, когда сам владеешь мастерством, методикой обучения и идешь в ногу со временем". Его главное дело – служение искусству с ве­рой, что ты делаешь людям добро.




За многолетнюю активную трудовую, педагогическую и общественную деятельность Иону Табурцэ в 1980 г. было присвоено звание заслужен­ного работника культуры Молдовы, в 1990 г. – почет­ное звание народного учите­ля Молдовы. В 1995 г. он был награжден орденом "Глория Мунчий".

В настоящее время Ион Табурцэ – в расцвете творческих сил, полон энер­гии, всегда в поиске, он с оптимизмом смотрит в бу­дущее.


Андрей ОРЛОВ, Александр ПЕТРИЧЕНКО,

искусствоведы

НА СНИМКАХ:

художник Ион Табурцэ;

автолитография "Виноградари", 1975 г.

Pg.1

Аграрно–Демократическая партия Молдовы


Земля и Люди

№40 (339) Суббота, 25 июля 1998 г.


Год издания 6-й Цена 35 бань

Pg.4

Зам. главного редактора Виктор КУШНИРЕНКО

АДРЕС РЕДАКЦИИ: МД-2012, г.Кишинев, Театральный переулок, 15. Факс: 22-33-87. Телефоны: 22-27-66, 23-48-55. Реклама: 23-48-55. Отпечатано в типографии "ПРАГ-3", ул.Петрикань, 94.

Группа компьютерной верстки АДПМ
ГАЗЕТА АГРАРНО-ДЕМОКРАТИЧЕСКОЙ ПАРТИИ МОЛДОВЫ.

Выходит по субботам на молдавском и русском языках. • Распространяется ГП "Пошта Молдовей". • Подписку оформляют все почтовые отделения. • Стоимость полугодовой подписки 24 лея.



Индекс РМ 11006 Тираж 7034 экз. Зак. 746


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница