Яблокова Наталья Валентиновна 2013 год пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс) Данная рабочая программа




Скачать 411.77 Kb.
страница1/4
Дата29.07.2016
Размер411.77 Kb.
  1   2   3   4
Муниципальное образовательное учреждение

Шипиловская основная общеобразовательная школа



директор __________Орлова Т.В.

Приказ № ___от « » августа 2013 г.




.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса «История»

5 класс

на 2013-2014 учебный год

Автор учебника Ф.А.Михайловский «История древнего мира».

Составитель:

Яблокова Наталья Валентиновна

2013 год

Пояснительная записка к рабочей программе по истории Древнего мира (5 класс)

Данная рабочая программа разработана на основе:



  1. Федерального компонента государственного образовательного стандарта, утвержденного Приказом Минобразования РФ от 05. 03. 2004 года № 1089

  2. Федеральной примерной программы основного общего образования по истории, созданной на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта (основного) общего образования 2004 года по предмету «История», а также Примерной программы основного общего образования по истории МО РФ 2004 .

  3. БУП -2004, утвержденного приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004 г.;

Программа ориентирована на учебник Ф.А.Михайловского «История древнего мира». Он соответствует данной программе по объему учебного материала и содержит разнообразный, интересный материал, в том числе иллюстративный по истории и культуре древних цивилизаций, а также адаптирован к возрасту учащихся.


Назначение учебного курса «История»

Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся, приобщения их к национальным и мировым культурным традициям, интеграции в исторически сложившееся многонациональное и многоконфессиональное сообщество. В процессе обучения у учащихся формируются яркие, эмоционально окрашенные образы различных исторических эпох, складывается представление о выдающиеся деятелях и ключевых событиях прошлого. Знания об историческом опыте человечества и историческом пути российского народа важны и для понимания современных общественных процессов, ориентации в динамично развивающемся информационном пространстве.

Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа. Отбор учебного материала на этой ступени отражает необходимость изучения наиболее ярких и значимых событий прошлого, характеризующих специфику различных эпох, культур, исторически сложившихся социальных систем. Изучение истории должно быть ориентировано прежде всего на личностное развитие учащихся, использование потенциала исторической науки для социализации подростков, формирования их мировоззренческих убеждений и ценностных ориентаций

В курсе происходит знакомство с процессом формирования человека и человеческого общества, с важнейшими цивилизациями Древнего мира. При этом вводится только общее понятие «цивилизация», противопоставленное первобытности (поскольку в науке выделение локальных цивилизаций древности, их наименования и определение сущности являются спорными и неустановленными).

Курс ставит своей целью дать школьникам знания о далеком прошлом, которые послужат одной из основ их общей образованности.

В данной программе при отборе фактов и явлений основным критерием явилась их значимость в историческом процессе, в развитии мировой культуры. Исходя из задачи курса — формировать историческое мышление — дается представление об общем и особенном при характеристике древних обществ, а также представление о том, чем отличается Древний мир от мира современного. В соответствии с давней историографической и дидактической традицией программа предусматривает знакомство с образцами свободолюбия, патриотизма, мужества, благородства, мудрости. Государственный стандарт основного общего образования по истории содержит раздел пропедевтического модуля «Что изучает история», который отсутствует в программе для общеобразовательных учреждений. «История» (5-9 кл.). М., «Просвещение», 2001 г. Курс «История Древнего мира». С учетом этого в рабочую программу 5 класса были добавлены темы пропедевтического модуля «Что изучает история» (10 часов), которые содержатся в примерной программе основного общего образования по истории, 2004 г.



Цели и задачи учебного предмета.

— осветить взаимодействие человека с окружающей природной средой, экономическое развитие древних обществ, различные формы социального и политического строя;

— показать наиболее яркие личности Древнего мира и их роль в истории и культуре;

— охарактеризовать становление идей и институтов, понимание которых необходимо современному человеку и гражданину (деспотическая форма правления, законы, демократия, республика, моральные нормы, религиозные верования, в частности особенности мировых религий — буддизма и христианства);

— раскрыть на конкретном материале положение о том, что каждый из народов древности оставил позитивный след в истории человечества. Последнее дает возможность формировать у учащихся терпимость, широту мировоззрения, гуманизм.

Краткая характеристика сформированных общеучебных умений, навыков и способов деятельности учащихся по учебному предмету на начало учебного года.

- умение использование для познания окружающего мира различных методов (наблюдение, измерение, опыт, эксперимент, моделирование и др.).

- умение разделять процессы на этапы, звенья; выделение характерных причинно-следственных связей.

- определение адекватных способов решения учебной задачи на основе заданных алгоритмов. Комбинирование известных алгоритмов деятельности в ситуациях, не предполагающих стандартное применение одного из них.

- сравнение, сопоставление, классификация, ранжирование объектов по одному или нескольким предложенным основаниям, критериям.

- исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике.

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.

- адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

- осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение информационно-смыслового анализа текста.

- владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение).

- самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

- владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

- оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей. Соблюдение норм поведения в окружающей среде, правил здорового образа жизни.

- владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание свого вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

- оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

- использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



Предметные умения, навыки и способы деятельности, которыми должны овладеть обучающиеся в течение учебного года в соответствии с пребываниями к уровню подготовки учащихся выпускников начальной, основной и средней ступени общего образования.

 знать основные этапы и ключевые события истории Древнего мира и выдающихся деятелей истории;

 знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;

 знать изученные виды исторических источников;

 уметь определять последовательность и длительность важнейших событий истории;

 уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;

 уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;

 владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;

 уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;

 использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;

 выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;

 объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;

 уметь анализировать исторические явления, процессы факты;

 группировать исторические явления и события по заданному признаку;

 уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;

 выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;

 определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;

 объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории Древнего мира, достижениям культуры;

 использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;

- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;

- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;

- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;

 уметь осуществлять самоконтроль и самооценку.


УМК:

  1. Учебник Михайловский Ф.А. «История Древнего мира». Учебник для 5-го класса общеобразовательных учреждений. –13-е изд. – М.: ООО «Русское слово - учебник», 2011.- 304 с.

  2. Атлас и контурные карты по истории Древнего мира. 5 класс, М., Дрофа, ДИК, 2007

Список литературы для учителя

  1. Arафонов С.В. Схемы по всеобщей истории. 5 кл.: к учебнику Ф.А Михайловского «История Древнего мира». М.: Русское слово, 2005-23 с.

  2. Арасланова О.В. поурочные разработки по истории Древнего мира. 5 КЛ.: к учебникам АА Вигасина, Г.И. Годера, И.С. Свенцицкой (М.: Просвещение); Ф.А Михайловского (М.: Русское слово). М.: ВАКО, 2005- 304 с.

  3. Архипова С.В., Вяземский Е.Е., Карпова В.В. Особенности методики преподавания пропедевтического курса истории. Учебно-методическое пособие/-М.:АПКиПРО, 2001 – 78 с.

  4. Брандт М.Ю. История Древнего мира. Тесты.- М.,2000-302

  5. Быльева В. и др. История Древнего мира: Пособие для учителя истории. 5 КЛ. Брянск, 2003-144 с.

  6. Годер Г.И. Методическое пособие по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Просвещение, 2003-350 с.

  7. Годер Г.И. Рабочая тетрадь по истории Древнего мира. Выпуск1,2.-М., 2010-43с.

  8. Древний Восток: сложные вопросы школьной программы / В. Хачатурян, Н. Россель. М.: Чистые пруды, 2005-30 с.

  9. Жукова Л.В. Контрольные и проверочные работы по истории 5-9 класс.- М.,1997-76с.

  10. Зверева Л.И., Тувельман А.Е. Древний мир. 5 кл.: Краткие конспекты уроков для учителя истории. М.: ВЛ<1дос, 2004-71 с.

  11. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278с.

  12. Леонтьев Г.А.,Шорин П.А., кобрин В.Б. Вспомогательные исторические дисциплины: Учеб. Для студ. высш. учебн. Завед. Под ред. Г.А.Леонтьевой. -М.: Гуманит. Изд. Центр Владос, 2003. -368 с.

  13. Лубченков Ю.Н. Михайлов В.В. История Древнего Рима – М.,1998-123с.

  14. С.В Колпаков Н.А. Селунская «История древнего мира» 5 класс М. Дрофа 2003 год

  15. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005-191 с.

  16. Студеникин М.Т. Методика преподавания истории в школе: Учеб. для студ. Высш учеб. заведений. – М.: Гуманит. Изд. центр ВЛАДОС, 2002. – 240 с.: ил.

  17. Студеникин М.Т., Добролюбова В.И. Методика преподавания истории в начальной школе: Метод. Пособие для учителя. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2004. – 256 с.: ил.

  18. Сухов В.В. История Древнего мира и Средних веков. 5-6 класс. – М.,2000-173с.

  19. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Список литературы для обучающихся

  1. Крушкол Ю.С. Мурыгина Н.Ф, Хрестоматия по истории Древнего мира-М., 1977-148с.

  2. Кун Н, А, Легенды и мифы Древней Греции – М.,1998-278 с.

  3. Саплина Е.В. История Древнего мира. 5 КЛ.: Методическое пособие к учебнику / Е.В. Саплина, АИ. Саплин. М.: Дрофа, 2005- 191 с.

  4. Цветкова Г.А. Дидактические материалы по истории Древнего мира. 5 КЛ. М.: Владос-Пресс, 2003-272 с.

Интернет – ресурсы. Сайты для учителей и учащихся по истории Древнего мира

  1. А. Лукьянова «Всемирная история для школьников. История первобытных времен>, (httр://сепtеr.fio.ru/som/getblob.asp? id=10006785)

  2. История Востока (Восток в древности) (l1ttр://www.kulichki.com/~gumilev/HE1)

  3. Эллада (httр://www.hе1lаdоs.гu) снабжена алфавитным УКа3ателем и содержит более 500 иллюстраций к древнегреческим мифам-

  4. Античная мифология ( http://mythology.sgu.ru/mythology/ant/index/htm) предполагает не только изучение материала, но и .возможность on-line тестирования, а Мифология (http://mifologia.cjb.net) содержит статьи, очерки, библиографию, произведения классиков, рисунки в «мифологическом» стиле, рецензии на книги (научные и художественные), тексты песен, статьи по музыке и т.д.
  1   2   3   4


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница