Вводная часть




Скачать 348.63 Kb.
Дата14.08.2016
Размер348.63 Kb.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»


ИНСТИТУТ МАССОВЫХ КОММУНИКЦИЙ И СОЦИАЛЬНЫХ НАУК


ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЭКЗАМЕН ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

021400 «ЖУРНАЛИСТИКА»

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ:

ПРОГРАММЫ, ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ И МЕТОДИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА И МАТЕРИАЛЫ

КАЗАНЬ - 2014

Рекомендовано Учебно-методической комиссией Института массовых коммуникаций и социальных наук

Казанского (Приволжского) федерального университета

протокол № 3 от 27 января 2014 года
Научные редакторы:

Гарифуллин В.З., доктор филологических наук, профессор;

Дорощук Е.С., доктор педагогических наук, профессор.
Ответственные редакторы:

к. филол. н. Фатыхова М.Х.,

секретарь ГАК Мустафина А.Р.
Рецензент:

Латышев А.Н., к. филос. н., главный редактор газеты «Республика Татарстан» (г. Казань).
Государственный экзамен по специальности 021400 «Журналистика» высшего профессионального образования: программы, диагностические и методические средства и материалы. – Казань, 2014.- 37 с.
Методические материалы содержат диагностические средства и программы государственного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» высшего профессионального образования.

Пособие предназначено для выпускников отделений и факультетов журналистики ВУЗов, преподавателей и аспирантов. Соответствуют требованиям Государственного образовательного стандарта второго поколения высшего профессионального образования специальности 021400 «Журналистика».



ВВОДНАЯ ЧАСТЬ.

ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Государственный экзамен по специальности «Журналистика» предусмотрен Государственным образовательным стандартом по специальности 021400 «Журналистика»1.

Программа Государственного экзамена построена с учетом требований к профессиональной подготовленности выпускника, необходимых для выполнения им профессиональных функций – квалификационных требований, обозначенных в пункте 7 Государственного образовательного стандарта. К основным из них относятся:

в области подготовки собственных журналистских материалов – понимание социальных функций журналистики и специфики различных видов и типов СМИ; умение точно и адекватно сформулировать цель и концепцию журналистского материала с учетом специфики темы, проблемы и особенностей аудитории органа информации; умение разработать план работы над материалом; способность ориентироваться в системе существующих источников информации по данной проблематике; умение собрать необходимую информацию и реализовать свой профессионально-творческий замысел в соответствующих новостных, проблемно-аналитических и иных жанрах с соблюдением необходимых этических и правовых норм, норм русского языка;

в области организаторской деятельности – понимание социального смысла участия представителей различных социальных институтов и слоев населения в функционировании СМИ; владение методами организации общественного сотрудничества; помощь в подготовке материалов внештатных авторов; умение работать с редакционной почтой; организация общественных обсуждений и дискуссий; подготовка материалов, передач в разнообразных формах с участием аудитории; владение основами методики изучения и способами выражения общественного мнения в СМИ; знание основ PR-деятельности в сфере СМИ;

в области журналистской редакторской работы – владение основами методики редактирования различных материалов для СМИ;

в области программирующей деятельности – знание видов, типов программирования и планирования в СМИ; методов разработки концепции и модели органа информации; владение основами знаний и области информационного маркетинга;

в области производственно-технологической деятельности – умение подготовить газетный, радио, телевизионный материал или материал для размещения в сетевых медиа в соответствии с принятыми технологическими требованиями на базе современной техники.

Государственный экзамен включает проверку теоретических и практических основ подготовки выпускника, а также как самостоятельную часть - защиту творческого досье выпускника с целью проверки овладения им необходимыми профессиональными навыками и умениями.



РАЗДЕЛ 1.

ТРЕБОВАНИЯ К МИНИМУМУ ДИСЦИПЛИН ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ СООТВЕТСТВУЮЩЕЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ ВЫПУСКНИКА

В соответствии с требованиями к выпускнику, обозначенными в Государственном образовательном стандарте специальности 021400 «Журналистика», учебно-методическим объединением по журналистике разработан перечень дисциплин образовательной программы, обеспечивающих получение соответствующей профессиональной подготовленности выпускника, проверяемой в процессе государственного экзамена.

В этот перечень включены дисциплины, входящие в циклы ОПД.Ф – общепрофессиональные дисциплины и СД.Ф – специальные дисциплины:


п/п

Цикл и номер дисциплины согласно ГОС

Наименование дисциплины

1.

ОПД. Ф. 01.

Логика

2.

ОПД. Ф. 05.

История отечественной журналистики

3.

ОПД. Ф. 06.

История зарубежной журналистики

4.

ОПД. Ф. 07.

Современный русский (и родной) язык

5.

ОПД. Ф. 08.

Стилистика и литературное редактирование

6.

ОПД. Ф. 09.

Основы журналистики:

Введение в теорию журналистики;

Система и организация функционирования СМИ;

Введение в специальность



7.

ОПД. Ф. 10.

Основы творческой деятельности журналиста

8.

ОПД. Ф. 11.

Техника и технология СМИ:

Техника и организация производства периодических изданий;

Техника и организация телевизионного вещания;

Техника и организация радиовещания;

Новые электронные СМИ: техника и технология


9.

ОПД. Ф. 12.

Международное право и СМИ


10.

ОПД. Ф. 13.

Правовые основы журналистики

11.

ОПД. Ф. 14.

Профессиональная этика журналиста

12.

ОПД. Ф. 15.

Социология журналистики

13.

ОПД. Ф. 16.

Психология журналистики

14.

ОПД. Ф. 17.

Экономика и менеджмент СМИ

15.

ОПД. Ф. 18.

Основы рекламы и паблик рилейшнз

16.

СД. 01.

Современные зарубежные СМИ

17.

СД. 02.

Актуальные проблемы современности и журналистика

18.

СД. 03.

Актуальные проблемы современной науки и журналистика

19.

СД. 04.

Риторика


РАЗДЕЛ 2.

ФОРМА ОРГАНИЗАЦИИ, МЕТОДИКА ПРОВЕДЕНИЯ И ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА

В ходе Государственного экзамена по специальности 021400 «Журналистика» осуществляется итоговых контроль знаний фундаментально-теоретического и прикладного – профессионально-практического характера, полученных выпускником за весь период обучения. Результат Государственного экзамена должен свидетельствовать о степени готовности выпускника к профессиональной деятельности и уровне компетенций, сформированных в процессе обучения в вузе.

В соответствии с этим, экзаменационные билеты содержат две части: общую и специальную. В первую часть включаются вопросы, касающиеся фундаментально-теоретических положений функционирования журналистики в обществе, а также вопросы по истории, социологии, психологии, праву, этике, экономике журналистики. Во вторую часть включается теоретико-практический вопрос по специализации студента (печать, телевидение, паблик рилейшнз, новые компьютерные технологии в СМИ).

Самостоятельной частью экзамена является защита профессионального творческого досье, состоящего из подготовленных выпускником материалов за весь период обучения (с учетом специализаций).




РАЗДЕЛ 3.

ПРОГРАММА ГОСУДАРСТВЕННОГО ЭКЗАМЕНА




Часть 1. Общие проблемы теории и практики журналистики




Общие вопросы и тенденции развития журналистики в современном мире. Процессы глобализации, глокализации, концентрации, монополизации и их влияние на журналистику. Мировые медиасистемы: особенности организации и формы деятельности. Информационное общество и журналистика. Глобальные проблемы и журналистика. Конвергенция в СМИ: формы, особенности, своеобразие. Сущность процессов массовой коммуникации и массовой информации, их специфика. Свойства массовой информации как основного понятия теории и практики современной журналистики. Формы воздействия на массовое сознание в СМИ.
Журналистика и демократия. Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве и как сфера публичной политики. Особенности выполнения журналистами своих обязанностей в условиях становления институтов демократии. Доступ к информации как основная проблема демократизации общественных отношений. Проблемы информационной безопасности: правовой и этический аспекты. Государственная информационная политика и способы ее осуществления. Журналистика как социальный институт, ее специфика и полномочия. Понятие «четвертая власть». Социальная позиция журналиста, формы ее проявления. Функции журналистики, модель функций как система, характерные особенности функционирования журналистики в современном мире и современном российском обществе. Эффективность и действенность журналистики. Факторы эффективности.
Организация деятельности средств массовой информации в современном обществе. СМИ как система, ее структурные особенности, типологические характеристики, типоформирующие факторы. Типы и виды СМИ. Традиционные и инновационные СМИ в структуре современной медиасистемы России. Экономический, политико-правовой и социальный факторы формирования современной системы СМИ. Печать, телевидение и радиовещание в условиях глобализации общественных отношений и информационного обмена. Сетевая журналистика, ее виды, формы и тенденции развития. Информационные агентства и службы в системе СМИ современной России.
Экономические основы деятельности СМИ. Информационный рынок и его особенности. Аспекты информационного рынка. Сегментирование, позиционирование на рынке СМИ. Разработка концепции издания, программирование и планирование в системе редакционной деятельности. Особенности редакционно-издательского маркетинга, его формы, виды, своеобразие. Основы редакционного менеджмента, сущностные характеристики, виды, факторы организации деятельности редакции. Психологические аспекты управления творческим коллективом редакции. Реклама и паблик рилейшнз в системе редакции современного СМИ.
Технология производства СМИ. История развития полиграфических процессов. Виды печати. Основные полиграфические процессы. Современная полиграфическая база. Структура и функционирование современной редакции. Этапы производства периодических изданий. Подготовка текстовых материалов. Устройства ввода и передачи информации. Редактура и корректура. Подготовка к печати изобразительного материала. Различные виды сканирующих устройств. Графические редакторы. Цифровые фотоаппараты. Воспроизведение изобразительных оригиналов. Верстка. Функции, задачи и принципы оформления периодических изданий. Устройства для верстки и обработки изобразительных материалов. Издательские системы. Устройства для вывода оригинал-макетов и фотоформ.Техника и технология радиовещания. Организационные принципы радиовещания. Особенности построения вещательной сети. Радиовещательные диапазоны. Радиопередающие и радиоприемные устройства. Подготовка радиопередачи. Радиоволны, звук и его и его трансформация в радиовещании. Радиодом и его оборудование. Запись и воспроизведение звука в радиовещании. Аналоговая магнитная запись. Цифровая звукозапись. Техника и технология телевидения Техника и технология интернет-СМИ. Основные принципы организации передачи информации в компьютерной сети Интернет. Интернет как информационная компьютерная сеть. Коммерческое использование Интернета. Адресация в Интернете. Интернет-сервисы. Архитектура клиент/сервер. История технологии WORLD WIDE WEB. Иерархическая и гипертекстовая система доступа к информации. Концепция «сетевого гипертекста». Программное обеспечение для WEB. Электронные СМИ в WORLD WIDE WEB. Общественные организации, контролирующие развитие Интернет. Технические основы телевидения. Принципы построения приемно-передающей телевизионной системы Телевизионные стандарты. Магнитная видеозапись. Цифровое телевидение. Телевизионные центры и их оборудование. Внестудийное телевизионное оборудование, передвижная и репортажная телевизионная техника. Организация телевизионного вещания. Роль журналиста в телевизионном производстве. Спутниковое телевизионное вещание. Перспективы развития ТВ. Производственно-технологическая подготовка телевизионных программ.
Журналистика как творческая деятельность. Особенности творческого процесса в журналистике. Публицистика как творчество. Журналист как субъект творческой деятельности в журналистике: творческая индивидуальность в журналистике, структура и особенности проявления. Психологические особенности творчества журналиста. Основы профессионального общения в журналистике. Способ творческой деятельности журналиста. Особенности системы методов журналистского творчества. Источники и их своеобразие в журналистике. Доступность и достоверность, надежность и компетентность как основные качественные характеристики источника. Система текстов в журналистике. Текст как результат творческого процесса журналиста. Специфика подготовки, элементов содержания и моделей журналистских материалов. Технологии создания современного журналистского текста: видовые и типологические характеристики. Жанр в журналистике: специфика, общее и частное. Новостная журналистика, анализ формы и метода. Аналитическая и расследовательская журналистика: формы подачи материала, жанровые разновидности.

Правовые основы журналистики. Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт. Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции. Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации. Права и обязанности журналиста. Нормы авторского права в сфере журналистики. Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний. Судебная и общественная защита свободы СМИ. Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.



Этические основы журналистики. Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста. Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ. Мораль как часть социо-культурной реальности. «Этика правила» и «этика последствий». Система моральной регуляции: нормы, ценности, принципы. Профессиональная мораль как выражение личностной позиции человека в профессии. Профессиональная этика как выражение организационной культуры и самоидентификации корпоративного сообщества. «Механизмы» воздействия профессиональной общности на поведение отдельного журналиста: опыт мирового сообщества. Комиссии по жалобам на прессу. Кодексы профессиональной этики. Недопустимость диффамации в СМИ. Честь и достоинство как предмет профессиональной этики журналиста. Уважение героев публикаций. Работа над языком. Досудебное решение спорных ситуаций. Защита прав и интересов детей и подростков в СМИ, родственников жертв несчастных случаев и катастроф. Презумпция невиновности. Методы сбора информации. Допустимость покупки информации, работа со слухами. Журналист в экстремальной ситуации и в режиме журналистского расследования. Отношения журналиста с коллегами. Авторское право как предмет профессиональной этики.
Практическая стилистика и литературное редактирование. Стилистическая система русского литературного языка. Лингвистическое многообразие понятия функциональных стилей. Научный, официально-деловой, литературно-художественный и публицистический стили. Разговорный стиль. Стилистические ресурсы языка. Взаимодействие стилей. Стилистика текста. Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка. Основные качества речи. Точность словоупотребления. Проблема выбора слова. Активный и пассивный состав языка, лексика ограниченного употребления, фразеология, и ее стилистическое использование. Функционирование морфологических форм речи. Стилистические ресурсы словообразования. Текст как объект литературного редактирования. Основные характеристики текста. Работа редактора над авторским текстом. Психологические и логические основы редактирования текста. Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций. Виды текстов и особенности работы редактора над ними. Методика редактирования авторского текста.
Социология журналистики. Потребности общества и журналистики в социологическом изучении СМИ. Специальная социологическая теория массовой коммуникации и эмпирические исследования в этой сфере. Структура социологии журналистики: «академические» и «коммерческие», фундаментальные и прикладные исследования. Медиаметрия как часть бизнеса. Функции социальных коммуникаций в обществе. Историческая обусловленность содержания функций. СМИ как социальный институт. СМИ между властью, обществом и бизнесом. Аудитория как массовая общность. Понятия реальной, потенциальной, целевой аудитории. Социальные потребности как основа информационных потребностей и интересов. Исследования и оценка социальных эффектов. Учет в социологическом анализе типа и специфики канала: пространственная и временная организация производства и распространения информации. Журналисты и редакции как объекты социологических исследований. Содержание материалов СМИ как объект социологического анализа. Критерии оценки социальных качеств контента СМИ. Направления эмпирических исследований: журналисты (коммуникатор), содержание (контент), канал, аудитория, социальные эффекты. Количественные и качественные методы исследования. Основные этапы программирования и проведения эмпирического исследования. Виды анкетирования. Контент-анализ, требования к проведению. Социология в журналистской работе. Применение социологических подходов, знаний, методов в проектировании новых каналов, в программировании функций и содержания действующих каналов. Получение и использование социологической информации.


Часть 2. История отечественных и зарубежных СМИ
История отечественной журналистики. Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине ХУШ века. Журналистика первой четверти Х1Х века. Журналистская деятельность А.С. Пушкина. Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг. Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы Х1Х века). Эпоха реформ и печать. Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х века. Журналистика 70-ых гг. Х1Х века. Журналистика периода 1880-1890 годов. Печать периода Первой русской революции: особенности. Журналистика 1917 года. Журналистика первого советского десятилетия. Журналистика во второй половине 20-30-х гг. ХХ в. в условиях становления сталинского тоталитарного режима. Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.). Средства массовой информации СССР как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. ХХ в. Особенности организации и функционирования. Пресса «перестройки» в условиях демократизации и гласности.
Возникновение мировой журналистики. Предыстория журналистики в античном мире и средневековой истории. Ораторская проза, историческая проза, эпистолография как образцы античной публицистики. Прообраз газеты в древнем мире. Традиции раннехристианских проповедей в публицистике. Рукописные издания Средневековья. Развитие техники, культуры, экономики, политики как фактор развития журналистики. Изобретение книгопечатания. Книгоиздание. Газетное дело после Гуттенберга и первые периодические издания. Появление и развитие института цензуры в Западной Европе.
Журналистика Западной Европы и Америки в XVII – ХХ столетиях. Журналистика в XVII-XVIII вв. в Западной Европе и Америке. Политическая публицистика и ее роль в общественной жизни. Появление ежедневной газеты. Борьба за свободу печати. Первая концепция печати. Развитие средств информации и США в XIX в. Совершенствование техники газетного дела. Становление системы периодической печати. Развитие ежедневной прессы. Качественная и массовая пресса. От газеты мнений к информационной газете. Коммерциализация печати. Реклама в газете. Концентрация печати. Развитие журнального дела. Появление и развитие информационных агентств. Печать в государственной системе. Развитие законодательства о печати. Борьба за свободу печати в XIX в. Печать и власть. Становление и развитие партийной печати. Политическая журналистика и публицистика. Особенности развития средств информации в XIX в. в Великобритании, Франции, Германии и США. Средства массовой информации стран Европы и США в первой половине ХХ в. Развитие техники и СМИ. Появление новых каналов информации. Развитие радиовещания как средства массовой информации и пропаганды. Становление документального кино. Зарождение телевидения.
Журналистика и война. Журналистика в период Первой мировой войны. Пропаганда войны и мира. Государственная внешнеполитическая пропаганда. Революция в России и развитие журналистики. Зарождение и становление коммунистической печати. Развитие научных исследований в области журналистики. Концепции печати в первой половине ХХ в. СМИ зарубежных стран накануне и в период Второй мировой войны. Особенности нацистской пропаганды. Антифашистская публицистика. Подпольная печать европейский стран. Радиовойна – новый метод внешнеполитической пропаганды.
Журналистика зарубежных стран в современном мире. Особенности технологического развития СМИ. Новые возможности радиовещания. Становление телевидения как нового канала массовой информации. Структурные изменения в развитии СМИ различных стран Европы. Новые технологии и печать. Журналистика в современном обществе. Основные модели средств массовой информации. Взаимодействие с экономикой, государством, партиями, церковью. Процесс концентрации в сфере СМИ. Возникновение и развитие транснациональных корпораций. СМИ и информационное общество. Новые информационные технологии. Интернет и журналистика. Глобализация, мультимедиатизация и демассификация. Особенности журналистики различных регионов мира в условиях информационной революции, формирования информационного общества. Особенности развития СМИ США в 1980-90-е гг. Политика в сфере СМИ Совета Европы и Европейского Союза. Особенности СМИ стран Западной Европы 1980-90-е гг. Развитие системы СМИ стран Центральной и Восточной Европы: особенности функционирования СМИ в период 1949-1989 гг. и после демократических преобразований. Научные исследования в области СМИ. Развитие теоретических концепций журналистики.

Литература к 1 и 2 частям:
Закон о средствах массовой информации // Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации. М., 2012.
Актуальные проблемы саморегулирования средств массовой информации. – М.: Институт проблем информационного права, – 2005. – 628с.

Антипов К.В. Основы рекламы : учебник. - М., 2012. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=7792



Галкин, С.И. Техника и технология СМИ: Художественное конструирование газеты / С.И. Галкин. – М.: Аспект-Пресс. – 2007. – 224 с.

Годин А.А. Интернет-реклама. - М., 2012. -// http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=3617

Головко Б. Информационный менеджмент. М., 2007.

Голядкин Н.А. История отечественного и зарубежного телевидения. - М., 2011. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6049

Гуревич С.М.Экономика отечественных СМИ. - М., 2009. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=5976

Есин Б.И. История русской журналистики (1909-1917): Учебно-методический комплект (Учебное пособие; Хрестоматия; Темы курсовых работ). – 2-е изд., испр. – М.: Флинта: Наука, 2001. - 464 с.

Зотов В.В. Бренд-решения : учебное пособие, - М., 2011 - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6123

Калмыков А.А. Коханова Л.А. Интернет-журналистика. – М.: Юнити-Дана, 2005. – 384 с.

Кузнецов И.В. История отечественной журналистики (1917-2000): Учебный комплект (Учебное пособие; Хрестоматия) / И.В. Кузнецов. – М.: Флинта: Наука, 2002. – 640 с.

Мандель Б.Р. PR-методы работы со средствами массовой информации. – М., 2009.

Марочкина С.С., Дмитриева Л.М., Азарова Е.В. Введение в специальность. Реклама. – СПб., 2009.

Машкова, С.Г. Интернет-журналистика: учебное пособие / С.Г. Машкова. – Тамбов : Изд-во тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 80 с.

Михайлов С.А. Зарубежные СМИ: история и современное состояние: Учеб. пособие. - СПб., 2005. - 200 с.

Назайкин Н.А.Эффективный рекламный текст в СМИ. - М., 2011. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=8323

Профессиональная этика журналиста: Документы и справочные материалы. – М.: Медея, 2004. – 480с.

Романов А.А. Рекламные и PR-технологии масс-медиа. - М, 2010. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6512.

Рихтер А.Г. Правовые основы журналистики. М., 2002.

Соколоверов А.П.УМНО, или Управление маркетингом нетривиальным образом, - М., 2014. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=9678

Солганик Г.Я. Практическая стилистика русского языка. М., 2006.

Техника и технология СМИ: печать, телевидение, радиовещание, Интернет. Учебник / Под ред. В.В. Тулупова – СПб .: Изд-во Михайлова В.А. 2006. – 320 с.

Уотсон Т., Нобл П. Методы оценки деятельности PR-подразделения компании. Лучшее руководство по планированию, исследованиям и оценке связей с общественностью. М., 2006.

Фомичева И.Д. Социология журналистики: Учебное пособие /И.Д.Фомичева /М.: Аспект-Пресс, 2007. -335с.

Чумиков А.Н., Бочаров М.П. Связи с общественностью. Теория и практика. М., 2007.

Шайхитдинова С.К. Медиа-этика [Текст]: учеб. пособие для вузов / С.К. Шайхитдинова. – Казань, 2007.

Шарков Ф.И., Бузин В.Н.Интегрированные коммуникации : массовые коммуникации и медиапланирование. - М, 2012. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=7793

Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д. Методика телевизионной журналистики: учебное пособие для студентов вузов, - М., 2012. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6012



Часть 3. Специализации
Периодическая печать
Особенности организации периодической печати в современной России. Духовная публицистика как тип творчества. Роль духовной публицистики в возрождении культуры как системы ценностей и памятных знаков. Роль журналистики в освещении международного терроризма и влияния на него новых информационных технологий. Процесс конструирования реальности сегодняшнего дня методами литературы и публицистики. Ролевые маски журналиста во время беседы. Приемы и правила работы пресс-служб со СМИ. Проблемы информационного взаимодействия СМИ и пресс-служб. Актуальные проблемы науки на страницах современных периодических изданий. Функции научной журналистики.
Профессионально-этические стандарты в периодической печати. Слагаемые объективности в периодической печати. Качественная и массовая журналистика: границы частной жизни героев публикаций. Журналист в экстремальной ситуации (виды экстремальных ситуаций, требования к работе интервьюера, фоторепортера). Этос социономических профессий: определение, основное требование. Концепции идентичности мужчины и женщины в журнальном глянце. Язык вражды в периодических изданиях. Проблема толерантности. Виды интолерантности (социальная, этническая, расовая, конфессиональная) и ее проявления в современной российской прессе. Честь, достоинство и деловая репутация в информационных спорах. Авторские права в печатных изданиях. Информационный повод. Правила создания информационного повода.
Исторические аспекты деятельности периодической печати. Основные черты и особенности развития советской периодической печати в период "оттепели" и застоя (1956-1985 гг.). Формы массовой работы печати в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.). Максим Горький (1868-1936 гг.) – публицист. Михаил Ефимович Кольцов – журналист и общественный деятель (1898 – 1940 гг.). Валентин Владимирович Овечкин – публицист (1904 – 1968 гг.). Анатолий Абрамович Аграновский – специальный корреспондент «Известий» (1922 – 1984 гг.).

Телевидение

Теоретико-методологические основы телевидения. ТВ как социокультурный феномен. Роль и место телевидения в системе публичных коммуникаций современной России. Основные вехи истории ТВ в России. Открытия В. Зворыкина. Начало регулярного телевизионного вещания в СССР. Появление видеозаписи и видеомагнитофона. Портативная видеотехника. Цифровое телевидение. Специфика телевидения и его место в системе массового информационного обмена. Особенности телевизионной коммуникации. Симультанность, как особая отличительная характеристика телеинформации и телевоздействия. Специфика телеинформации. Типы и виды телевизионного вещания: государственное телевизионное вещание в России; коммерческое телевизионное вещание в России. Особенности, формы, личности; региональное телевещание и его особенности. Новостные телеканалы: специфика, жанровое своеобразие. Специализированное телевидение. Выразительные средства ТВ.
Система жанров телевизионной журналистики и формы вещания. Жанры телевизионной журналистики. Общая характеристика. Телевизионный репортаж. Виды. Особенности языка и формы. Телевизионное интервью. Виды, языковые особенности. Телеочерк. Особенности подготовки. Выдающиеся телерепортеры России. Понятие «формы вещания», особенности формообразования и специфика. Классификаторы программ на ТВ: основания, признаки, авторы. Основы программирования на ТВ: принципы и методы. Телевизионная программа как форма вещания: основные характеристики, разновидности, принципы верстки.
Современная практика ТВ. Работа с персоналом телекомпании. Менеджмент ТВ. Тележурналист: творческая позиция. Качество телеинформации: критерии оценки. Структура телевизионной речи. Риторика ТВ: специфика. Особенности общения в телеэфире. Телевизионный сценарий. Особенности подготовки. Виды сценариев на ТВ. Телевизионный продюсер, его роль в подготовке и выпуске телепрограммы. Институт продюсерства на телевидении. Телевидение в зеркале критики. Персоналии.
Литература


Голядкин Н.А.История отечественного и зарубежного телевидения. - М., 2011. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6049

Кузнецов Г. В., Цвик В. Л., Юровский А.Я. Телевизионная журналистика (4-е издание)- М: Изд-во МГУ, 2002.

Шестеркина Л.П., Николаева Т.Д.Методика телевизионной журналистики : учебное пособие для студентов вузов, - М., 2012. - // http://www.bibliorossica.com/book.html?currBookId=6012


Цвик В.Л. Телевизионная журналистика: История, теория, практика: Учебное пособие/ В.Л.Цвик. – М.: Аспект Пресс, 2004.




Дополнительная литература и учебные пособия:
Кузнецов Г.В. ТВ-журналистика: Критерии профессионализма. – М.: РИП-холдинг, 2002.

Борецкий Р.А.Осторожно, телевидение! – М.: ИКАР, 2002.

Муратов С.А. Телевизионное общение в кадре и за кадром/Учебное пособие - М.: Аспект Пресс, 2003.

 Вартанов А. С. Актуальные проблемы телевизионного творчества на телевизионных подмотсках/Учебное пособие – М.: Высшая школа, 2003.

Саруханов В.А. Азбука телевидения/Учебное пособие- М.:Аспектпресс, 2003.

Саппак В. Телевидение и мы. - М.: Аспект-пресс 2007.


Международная журналистика
Организация деятельности журналиста за рубежом. Особенности работы журналиста зарубежом. Организация деятельности журналиста зарубежья. Спец.коры, собкоры и пр. Слагаемые имиджа зарубежного журналиста. Международное радиовещание: принципы организации и основы функционирования. Мобильная международная журналистика.

Международное телевидение: особенности функционирования. Медиаэкономика зарубежом: тенденции развития. Глобализация, глокализация, конвергенция в зарубежной медиасистеме. Особенности менеджмента зарубежного СМИ. Новый международный информационный порядок и глобальный мейнстрим. Техника и технология зарубежных СМИ.


Основы и специфика профессиональной деятельности журналиста-международника. Международная специфика взаимодействия с массовой аудиторией. Международная информация, специфика и особенности работы с ней. Проблематика. Слагаемые мастерства международного журналиста. Специфика освещения вопросов по правам человека в зарубежных СМИ. Жанровая специфика зарубежной журналистики. Международная журналистика. Комментарий в системе текстов зарубежного СМИ. Международная журналистика и Интернет. Реклама в зарубежных СМИ.
Литература:
Вартанова Е.Л. Медиаэкономика зарубежных стран. М., 2009.

История зарубежной журналистики. Под ред. Я.Н. Засурского. М., 2008.



РАЗДЕЛ 4.

ФОРМЫ ПРОВЕДЕНИЯ И МЕТОДИКА ОЦЕНКИ ОТВЕТОВ ВЫПУСКНИКА
Государственный экзамен проводится в традиционной устной форме. Экзаменационные билеты состоят из двух частей: первая включает два обще профессиональных вопроса: фундаментально-теоретический и теоретико-практический и предусматривает защиту творческого досье. Вторая часть содержит один специальный вопрос теоретико-практического характера в соответствии со специализацией выпускника.

Выпускник считается соответствующим требованиям ГОС ВПО, если он в ходе государственного экзамена демонстрирует комплекс знаний и умений, свидетельствующих о его готовности решать задачи профессиональной деятельности без принципиальных погрешностей.

Ответ выпускника оценивается по пятибалльной системе:

отлично ставится тогда, когда выпускник минимум на три вопроса ответил полно и правильно, а в одном вопросе допустил погрешности, не влияющие на принципиальное представление выпускника о проблеме и не умаляющие верности решения; выпускник обладает уверенными знаниями, умеет решать профессиональные задачи, соответствующие квалификации специалиста в области журналистики.

хорошо ставится тогда, когда выпускник ответил минимум на два вопроса полно, а в третьем вопросе также содержится правильное решение, но не доведенное до конца; выпускник обладает достаточными знаниями, умеет решать профессиональные задачи, соответствующие квалификации специалиста в области журналистики;

удовлетворительно ставится тогда, когда выпускник ответил минимум на один вопрос полно, на один вопрос представлено решение, но не в полном объеме, а один вопрос остался без решения; выпускник обладает удовлетворительными знаниями и умеет ограниченно решать профессиональные задачи;

неудовлетворительно ставится тогда, когда два вопроса из задания не имеют решения, содержание ответов свидетельствует о слабых знаниях выпускника и его неумении решать профессиональные задачи.

РАЗДЕЛ 5.

ТВОРЧЕСКОЕ ДОСЬЕ: СТРУКТУРА, ОФОРМЛЕНИЕ И ПОРЯДОК ЗАЩИТЫ
Творческое досье представляет собой итоговый сводный отчет по результатам учебно-практической деятельности, в основе которого лежат результаты летних производственных практик, а также публикации, выполненные выпускником в течение всех лет обучения на факультете.

В творческое досье или портфолио включаются в обязательном порядке:

а) творческие продукты деятельности выпускника за пять лет обучения (это могут быть публикации в печати, на радио, телевидении, в интернет-СМИ; материалы рекламных и PR-акций; материалы редакторской, продюсерской или иных видов деятельности в СМИ) – они представляются в виде оригиналов или ксерокопий с печатью и подписью редакторов СМИ, подтверждающих факт публикации;

б) творческие характеристики из организаций, в которых студент проходил практику;

в) отзывы преподавателей – руководителей производственных и семестровых практик;

г) отзыв рецензента - преподавателя выпускающей кафедры об итогах работы выпускника с анализом динамики его профессионального роста.

Структура творческого досье содержит:


  1. Титульный лист.

  2. Оглавление.

  3. Творческий отчет выпускника (самопрезентация, включающая резюме).

  4. Рецензия.

  5. Творческие материалы (проекты), расположенные в хронологическом порядке по годам обучения, снабженные указателем.

  6. Творческие характеристики.

Критерии оценки творческого досье выпускника:



    • систематичность подготовки журналистских материалов в течение всего периода обучения;

    • видимый профессиональный рост выпускника как журналиста;

    • высокий уровень профессиональной подготовки, включающий: умение работать с разнообразными источниками информации; явная новизна подхода; достаточная фактическая основа; четкость аргументации, обоснованность выводов; разнообразие жанровой структуры творчества; богатая изобразительно-выразительная палитра материалов; учет особенностей аудитории.

Творческие досье сдаются в специальных папках, на белой бумаге формата А4, в компьютерном варианте – шрифт Times New Roman, кегль 14 через полтора интервала. Сроки cдачи творческого досье – не позднее трех дней до даты Государственного экзамена. Образец титульного листа содержится в Приложении.

Порядок защиты творческого досье включает краткий отчет выпускника о прохождении практики за годы обучения; ознакомление с творческим досье членов государственной экзаменационной комиссии; вопросы и замечания; итоговое решение комиссии.



Приложения

Приложение 1.

примерные Контрольные вопросы для подготовки к государственному экзамену
ОБЩАЯ ЧАСТЬ
1.Мировая цивилизация и журналистика: проблемы и перспективы. СМИ и информационное общество.

2.Журналистика как область массовой информационной деятельности. Сущность и специфика массовой информации.

3.Журналистика как социальный институт. Понятие «четвертая власть».

4.Функции журналистики в современном обществе. Проблемы эффективности функционирования СМИ.

5.Концепции свободы прессы и проблемы свободы СМИ в современных условиях.

6.Журналистика в гражданском обществе и правовом государстве.

7.СМИ как сфера публичной политики в демократическом обществе.

8.СМИ и проблемы информационной безопасности.

9.Социальная позиция журналиста.

10.Структура системы СМИ: общая характеристика. Типология СМИ. Типоформирующие факторы.

11.Периодическая печать в системе СМИ: функции, основные виды изданий. Динамика развития периодических изданий в условиях информационного рынка.

12.Телевидение в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

13.Радиовещание в системе СМИ: функции, основные виды, типология и тенденции развития.

14.Сетевые СМИ: функции, структура и тенденции развития.

15.Информационные агентства и службы в системе СМИ.

16.Государственная информационная политика и практика ее осуществления.

17.Экономические, социально-политические и духовно-идеологические условия и факторы развития современной отечественной системы СМИ.

18.Редакция как профессионально-творческая, организационно-производственная и экономическая структура. Современные тенденции формирования структуры редакции.

19. Разработка концепции органа информации. Программирование и планирование в редакционной практике.

20. Моделирование в журналистике. Виды, типы моделей СМИ.

21. Дизайн в журналистике. Особенности оформления различных типов СМИ.

22.Редакционный менеджмент: задачи, направления, методы работы. Психологические аспекты управления редакционным коллективом.

23.Службы паблик рилейшнз в сфере СМИ: сущность, функции, методы организации.

24.Техническая база СМИ на современном этапе. Основные тенденции развития.

25.Электронные технологии в журналистике.

26. Экономические основы функционирования СМИ. Рынок массовой информации: формирование и развитие в условиях России. Информационный маркетинг.

27.Капитал в сфере СМИ: издательские дома, холдинги, концерны.

28.Условия и факторы развития рекламы в СМИ. Рекламные кампании в прессе, на радио, телевидении.

29.Журналистский текст как продукт авторского творчества.

30.Способ творческой деятельности журналиста: слагаемые. Творческая индивидуальность журналиста и его профессиональные качества.

31.Система методов журналистского творчества.

32.Профессиональное общение журналиста. Искусство диалога.

33.Система источников информации и проблемы доступа к информации.

34.Система жанров журналистики и тенденции их развития.

35.Новостная журналистика. Особенности репортерской деятельности. Жанровая структура.

36.Аналитическая журналистика, жанровая структура.

37.Расследовательская журналистика. Формы, тенденции развития.

38.Публицистика как вид творческой деятельности в журналистике.

39.Психологические аспекты журналистской деятельности.

40.Система современного российского законодательства о СМИ. Закон РФ о средствах массовой информации как базовый нормативный акт.

41.Государственные органы управления и контроля в сфере СМИ: правовой статус, основные функции.

42.Права собственности в сфере СМИ. Правовое положение владельца и учредителя органа информации.

43.Права и обязанности журналиста.

44.Нормы авторского права в сфере журналистики.

45.Правовое регулирование деятельности СМИ в период избирательных кампаний.

46.Судебная и общественная защита свободы СМИ.

47.Международное гуманитарное право в сфере журналисткой деятельности.

48.Значение этических норм как базы профессиональной деятельности журналиста.

49.Этические принципы взаимоотношений журналиста с источниками информации, героями публикаций и аудиторией СМИ.

50. Кодексы профессиональной этики журналиста.

51.Социология и журналистика: социологические подходы, методы и информация в журналистской практике.

52.Особенности процесса массовой коммуникации, социальные функции СМИ, социальные эффекты.

53.Социологическое обеспечение при разработке концепции и программы органа информации.

54.Аудитория СМИ: социальные потребности и интересы, методы медиаметрических исследований, особенности информационного поведения аудитории российских СМИ,

55.Методы изучения текстов печати, телевидения и радио.

56.Редакция и журналисты как объекты социологических исследований.

57.Социология в авторской журналистской работе.

58.Методы изучения общественного мнения и способы представления его в СМИ.

59.Стилистическая система русского литературного языка. Стилистика текста.

60.Функционирование лексических и фразеологических средств современного русского языка.

61.Функционирование морфологических форм речи.

62.Текст как объект литературного редактирования. Психологические и логические основы редактирования текста.

63.Работа над композицией авторского материала, фактическим материалом, языком и стилем публикаций.

64.Виды текстов и особенности работы редактора над ними.

65.Методика редактирования авторского текста.

66.Возникновение и развитие российской журналистики в первой половине ХУШ века.

67.Журналистика первой четверти Х1Х века.

68.Журналистская деятельность А.С. Пушкина.

69.Журналистика, публицистика и литературная критика 1840-50-ых гг. 70.Русская журналистика в условиях кризиса самодержавия (60-ые годы Х1Х века). Эпоха реформ и печать.

71.Демократическая журналистика 60-ых гг. Х1Х века.

72.Журналистика 70-ых гг. Х1Х века. Народничество и печать.

73.Развитие газетного дела во второй половине Х1Х века в России. 74.Либеральная пресса России второй половины Х1Х века.

75.Печать периода Первой русской революции: особенности.

76. Журналистика 1917 года.

77. журналистика первого советского десятилетия.

78. 91Журналистика во второй половине 20-30-х гг. ХХ в. в условиях становления сталинского тоталитарного режима.

79.Публицисты и публицистика периода Великой Отечественной войны (1941 – 1945 гг.).

80.Средства массовой информации СССР как единый пропагандистский комплекс в 70-ых – середине 80-х гг. ХХ в. Особенности организации и функционирования.

81.Пресса периода перестройки: в условиях демократизации и гласности.

82. Истоки публицистики. Ведущие античные ораторы.

83. Значение изобретения печатного станка И.Гуттенбергом для развития прессы.

84. Становление и развитие газеты и журнала как основных типов изданий в XVI-XVIII веков.

85.Английские публицисты XVIII века Д. Дефо и Дж.Свифт.

86.«Декларация прав человека и гражданина» и французская концепция свободы печати.

87.Публицистика Великой Французской революции.

88. «Билль о правах» и английская концепция свободы печати. Творчество Дж.Мильтона.

89.Первая поправка к Конституции США и американская концепция свободы печати.

90.Современные зарубежные теории СМИ.

91.СМИ США: основные вехи развития и особенности.

92. СМИ Великобритании: основные вехи развития и особенности.

93. СМИ Франции: основные вехи развития и особенности.

94. СМИ Германии: основные вехи развития и особенности.

95. СМИ развивающихся стран Латинской Америки, Азии и Африки: основные вехи развития и особенности.

96. Мировые СМИ в годы «холодной войны».

97. Основные зарубежные медиаконцерны и крупнейшие медиавладельцы.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Вопросы по специализации «Периодическая печать»


  1. Основные черты и особенности развития советской периодической печати в период "оттепели" и застоя (1956-1985 гг.).

  2. Формы массовой работы печати в годы иностранной военной интервенции и гражданской войны в России (1918 – 1920 гг.).

  3. Максим Горький (1868-1936 гг.) – публицист.

  4. Михаил Ефимович Кольцов – журналист и общественный деятель (1898 – 1940 гг.).

  5. Валентин Владимирович Овечкин – публицист (1904 – 1968 гг.).

  6. Анатолий Абрамович Аграновский – специальный корреспондент «Известий» (1922 – 1984 гг.).

  7. Духовная публицистика как тип творчества. Роль духовной публицистики в возрождении культуры как системы ценностей и памятных знаков.

  8. Роль журналистики в освещении международного терроризма и влияния на него новых информационных технологий.

  9. Процесс конструирования реальности сегодняшнего дня методами литературы и публицистики.

  10. Ролевые маски журналиста во время беседы.

  11. Приемы и правила работы пресс-служб со СМИ.

  12. Проблемы информационного взаимодействия СМИ и пресс-служб. Актуальные проблемы науки на страницах современных периодических изданий. Функции научной журналистики.

  13. Слагаемые объективности в периодической печати.

  14. Качественная и массовая журналистика: границы частной жизни героев публикаций.

  15. Журналист в экстремальной ситуации (виды экстремальных ситуаций, требования к работе интервьюера, фоторепортера).

  16. Этос социономических профессий: определение, основное требование. Концепции идентичности мужчины и женщины в журнальном глянце.

  17. Язык вражды в периодических изданиях. Проблема толерантности.

  18. Виды интолерантности (социальная, этническая, расовая, конфессиональная) и ее проявления в современной российской прессе.

  19. Честь, достоинство и деловая репутация в информационных спорах. Авторские права в печатных изданиях.

  20. Информационный повод. Правила создания информационного повода.


Вопросы

по специализации «Телевидение»
1. ТВ как социокультурный феномен. Основные вехи истории ТВ в России.

2. Механические и эстетические свойства нового СМИ.

3. Основы программирования на ТВ: принципы и методы.

4. Специфика телеинформации. Выразительные средства ТВ.

5. Региональное телевещание и его особенности.

6. Классификаторы программ на ТВ: основания, признаки, авторы.

7.Типы и виды телевизионного вещания. Государственное телевизионное вещание в России. Коммерческое телевизионное вещание в России.

8. Телевизионная программа: основные характеристики, разновидности. Виды телевизионных программ.

9. Телевидение в зеркале критики. Персоналии.

10. Жанры телевизионной журналистики. Общая характеристика.

11. Телевизионный репортаж. Виды. Особенности языка и формы.

12. Телевизионное интервью. Виды, языковые особенности.

13. Телеочерк. Особенности подготовки.

14. Новостные телеканалы: специфика, жанровое своеобразие.

15. Особенности телевизионной коммуникации.

16. Работа с персоналом телекомпании. Менеджмент ТВ.

17. Тележурналист: творческая позиция. Амплуа телевизионного журналиста.

18. Качество телеинформации: критерии оценки.

19. Структура телевизионной речи. Риторика ТВ: специфика. Особенности общения в телеэфире.

20. Выдающиеся телерепортеры России.

21. Телевизионный сценарий. Особенности подготовки. Виды сценариев на ТВ.

22. Телевизионный продюсер, его роль в подготовке и выпуске телепрограммы. Институт продюсерства на телевидении.



Вопросы по специализации «Международная журналистика»


  1. Особенности работы журналиста зарубежом.

  2. Слагаемые имиджа зарубежного журналиста.

  3. Организация деятельности журналиста зарубежья. Спец.коры, собкоры и пр.

  4. Международная специфика взаимодействия с массовой аудиторией.

  5. Международная информация, специфика и особенности работы с ней. Проблематика.

  6. Слагаемые мастерства международного журналиста.

  7. Международное радиовещание: принципы организации и основы функционирования.

  8. Мобильная международная журналистика.

  9. Международное телевидение: особенности функционирования.

  10. Специфика освещения вопросов по правам человека в зарубежных СМИ.

  11. Медиаэкономика зарубежом: тенденции развития.

  12. Глобализация, глокализация, конвергенция в зарубежной медиасистеме.

  13. Особенности менеджмента зарубежного СМИ.

  14. Жанровая специфика зарубежной журналистики.

  15. Международная журналистика.

  16. Комментарий в системе текстов зарубежного СМИ.

  17. Международная журналистика и Интернет.

  18. Новый международный информационный порядок и мейнстрим.

  19. Реклама в зарубежных СМИ.

  20. Техника и технология зарубежных СМИ.


ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Образец титульного листа творческого досье
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«Казанский (Приволжский) федеральный университет»

Институт массовых коммуникаций и социальных наук
Специальность: 030601.65 – Журналистика

Специализация: наименование (если есть)
ТВОРЧЕСКОЕ ДОСЬЕ

(материалы практик за период с сентября (год поступления) по март (год окончания))
Выпускника (цы)

дневного (заочного) отделения журналистики

Иванова Ивана Ивановича
Руководитель:

ФИО, ученая степень, ученое звание, должность


КАЗАНЬ - 2014




1 ГОС второго поколения по специальности 021400 «Журналистика» утвержден Министерством образования РФ 10.03.2000 г. (регистрационный № 69 гум/сп).


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница