Введение. Европейское искусство эпохи Возрождения. Предмет и задачи курса. Особенности искусства Возрождения в Италии




Скачать 211.35 Kb.
Дата16.07.2016
Размер211.35 Kb.
Кафедра

Теории искусства и культурологии

Специальность 031501.65 Искусствоведение
Конспекты лекций

Раздел 1. Введение. Европейское искусство эпохи Возрождения. Предмет и задачи курса. Особенности искусства Возрождения в Италии.

Тема 1. Искусство Проторенессанса. Пизанская школа скульптуры. Искусство Рима, Флоренции, Сиены.


Вопросы.

1. Общие проблемы искусства эпохи Возрождения

2. Общая характеристика Итальянского Возрождения

3. Пизанская школа скульптуры.

4. История Ренессансной живописи: творчество Джотто

5. Живопись Проторенессанса: сиенская школа. Творчество Дуччо. Последователи.

Происхождение термина «Возрождения». Вопрос о его сущности, особенностях и хронологических границах. Оценка искусства Возрождения последующими столетиями. Взгляды на проблему «Возрождения», границы искусстве средних веков и Ренессанса в наши дни. Изобразительное искусство Возрождения, его прогрессивный характер, его народные основы. Отражение в искусстве гуманистических идей. Антропоцентризм культуры Возрождения. Развитие реализма, трактовка религиозного сюжета, как реального события, распространение светских сюжетов. Возникновение и развитие станковых форм искусства.

Рационализм и научные основы художников эпохи Возрождения.

Особенности исторического развития Италии и причины раннего возникновения здесь культуры Возрождения.

Формирование новой культуры в ХШ–ХIV вв., появление литературы на народном итальянском языке (“дольче стиль нуово”). Флоренция. Данте. «Божественная комедия»-«последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт Нового времени. Расцвет светской литературы во второй половине ХIV в. Петрарка. Родоначальник итальянской литературы Джованни Боккаччо. «Декамерон».

Сложный и противоречивый характер изобразительного искусства этого времени. Передовая роль скульптуры и живописи, отставание архитектуры.

Тоскана и ее главные города – Флоренция, Пиза, Сиена – центры новой художественной культуры Проторенессанса.

Пизанская школа скульптуры. Живопись Пьетро Каваллини. Чимабуэ. Джотто ди Бондоне. Андреа Пизано. Дуччо ди Боунинсенья. Симоне Мартини, братья Лоренцетти.

Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4 Л2.5

Методические разработки

Л3.1

Тема 1.3. Итальянское искусство второй половины ХIV века. Разнообразие и сложность стилистических исканий в живописи Италии второй половины ХIV века


Вопросы.

1. Проблемы итальянского изобразительного искусства XIII - XIV веков.

2. Искусство Треченто. Готика в Италии. Специфика культурной оппозиции.

3. Творчество художников, сюжеты их произведений.

Экономические трудности, постигшие ряд городов Италии вслед за эпидемией чумы 1348 г. Возрождение религиозного аскетизма в области искусства, усиление религиозной дидактики, отступление от найденных новых форм к более традиционным. Андреа да Фиренце (Андрее да Буонайути? 1377) и его фреска в Испанской капелле доминиканской церкви Санта Мария Новелла во Флоренции (1366–1368).

Живопись Пизы в середине Х1V в. Фрески в Пизанском “Кампо Санто”. Спор об их авторстве. Франческо Траини? (уп. в 1321 в 1337–1365 гг.). Их экспрессивная выразительность (особенно “Триумфа смерти”) яркость найденных образов и ситуаций.

Разнообразие, сложность стилистических исканий в живописи Италии 2-й пол. ХIVв.

Флорентийский живописец и скульптор Андреа Орканья (ок. 1320–1368) и его брат Нардо да Чионе (ок. 1300–1365). Черты готичности в их искусстве. Живопись Северной Италии, ее связь с искусством Джотто, Альтикьеро (ок. 1330-ок. 1390), Аванцо (вторая половина Х1V в.). Росписи церкви Сант-Анастазия в Вероне и церкви Сант-Антонио в Падуе, их “эмпирический реализм”. Документальность и конкретность в портретных характеристиках, передаче костюмов и архитектуры.



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4

Методические разработки

Л3.1



Раздел II. Искусство Раннего Возрождения.

Тема 2.1. Искусство Италии в первой половине и середине XY века. Искусство Средней Италии. Искусство Флоренции.

Вопросы.

1. Раннее Возрождение. Скульптура. Творчество Лоренцо Гиберти и его мастерской.

2. Донателло-новатор.

3. Школа флорентийского искусства: творчество Мазаччо, становление “картины”.

4. Живопись раннего Возрождения: творчество фра Анджелико и его школы.

5. Живопись раннего Возрождения во Флоренции: Паоло Уччелло, Андреа дель Кастаньо, Доменико Венециано, Поллайоло, фра Филиппо Липпи

6. Пьеро делла Франческа - живописец

Ведущая роль Флоренции как главного центра нового peaлистического искусства.

Конкурс 1401 г. на рельеф для дверей флорентийского баптистерия и участие в нем Брунеллески, Якопо делла Кверча, Гиберти.

Нанни ди Банко (ок. 1373–1421) его работа по украшению флорентийского собора и здания Ор-Сан-Микеле.

Донателло (1386–1466) – глава нового реалистического направления в скульптуре.

Другие течения в скульптуре. Якопо дела Кверча.

Новаторство Мазаччо. Фра Беато Анжелико (ок. 1400-1455}. Связь его искусства с готической традицией. Паоло Учелло (1397-1475). Сочетание сказочности и фантастики. Фра Филиппо Липпи (1406-1469). Развитие жанрово-повествовательных мотивов и светских тенденций в рамках традиционной религиозной живописи. Достижение искусства Беноццо Гоццоли. Доменико Венециано (ок. 1410-1461) - один из крупнейших колористов Флорентийской школы. Андреа дель Кастаньо (1423-1457). Проблема передачи пластической формы.

Влияние на искусство средней Италии искусства Флоренции и Нидерландов. Пьеро делла Франческа (1410/20-1492)-один из величайших художников итальянского кватроченто.



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.1 Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Методические разработки


Л3.1

Тема 2.3. Искусство Северной Италии. Искусство Феррары. Венеции Андреа Мантенья (1431-1506) - один из величайших художников Италии ХV в.


Вопросы

1. Эстетическая основа культуры северо-итальянских городов-государств

2. Художественная специфика искусства

3. Живопись раннего Возрождения: творчество Пизанелло

4. Венецианская школа. Якопо Беллини.

Стойкость готических традиций при дворах северо-итальянских властителей. Придворный характер культуры.

Влияние Джентиле да Фабриано на развитие искусства Северной Италии,

Пизанелло (1395-1455). Черты позднеготической куртуазной культуры в его творчестве, совмещающиеся с реалистическими элементами. Фрески Пизанелло в церкви Анастазии в Вероне (ок. 1435-1438). Портреты, их утонченное изящество. Рисунки художника. Значение Пизанелло в развитии медальерного искусства.

Якопо Беллини (1400—1470) - родоначальник искусства Ренессанса в венецианской школе. Отсутствие большинства несохранившихся работ мастера. Значение 2-х альбомов его рисунков (Британский музей и Лувр). Мотивы архитектуры, пейзаж, копии с античных памятников, свидетельствующие о конструктивно-четком восприятии пространства и человеческой фигуры.

Падуя. Андреа Мантенья (1431-1506)-один из величайших художников Италии ХV в. Формирование его искусства. Мастерская Скварчоне, его интерес к античности, увлечение археологией. Влияние на него Донателло и других флорентийских мастеров. Преодоление им наследия готической традиции, изучение перспективы и анатомии, передача человеческой фигуры в движении и ракурсах. Фрески в церкви Эремитани в Падуе (1448-1456). Алтарь для церкви Сан Дзено в Вероне (1456-1459). Росписи в Мантуе и их значение в развитии группового портрета новых принципов монументальной живописи. Поздние работы Мантеньи. Его гравюры и их влияние на развитие графики ХV в.


Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5



Методические разработки

Л3.1
Раздел III. Искусство Италии во второй половине XY века.



Тема 3.1. Искусство Средней Италии. Флоренция.

Вопросы

1. Флорентийская культура последней трети ХV в.

2. Художественные школы (Падуя, Мантуя, Феррара, Болонья, Венеция). Гирландайо - учитель великого Микеланджело.

3. Скульптура раннего Возрождения: Поллайоло, мастерская Андреа Верроккьо

4. Живопись раннего Возрождения: общая характеристика творчества Сандро Боттичелли. История интерпретации картин Боттичелли. Мифологические темы.

5. Искусство Средней Италии. Вне Флоренции

Художественные школы (Падуя, Мантуя, Феррара, Болонья, Венеция). Правление Лоренцо Медичи (1448-1492). Черты аристократизации и рафинированной утонченности-характерные черты флорентийской культуры последней трети ХV в.

Доменико Гирландайо (1449-1494) - портретист и бытописатель. Его фресковые циклы (капелла Сассетти 1483-1486, капелла Торнабуони 1486—1490 и другие). Мастерство композиции и декоративный дар Гирландайо.

Антонио Поллайоло (1431-1498) - его живописные, скульптурные и графические работы. Изучение анатомии, преодоление традиции по освоению изображения человеческой фигуры в сложных ракурсах и движении. Изощренность линейной трактовки формы.

Андреа Вероккио (1435-1488) и его мастерская. Живописные произведения, скульптура: “Давид” (1476, Флоренция, Национальный музей), конный памятник кондотьеру Коллеони в Венеции (1479-1496) и другие. Черты эффектности, интерес к психологической характеристике героя.

Сандро Боттичелли (1445-1510) - наиболее яркий живописец Флоренции конца ХV века. Противоречивый характер его творчества. Художники круга Боттичелли.

Формирование искусства Средней Италии последней трети ХV в. под влиянием Пьеро Делла Франческа. Мелоццо да Форли (1438-1494), Лука Синьорелли (ок. 1445-1523), Пьеро Перуджино (1450-1523), Пинтуриккио (1454-1513).



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.1 Л2.3 Л2.4 Л2.5

Методические разработки


Л3.1

Тема 3.3. Искусство Северной Италии. Искусство Падуи, Феррары, Венеции.


Вопросы

1. Гуманизм творчества Андреа Мантеньи

2. Художники Феррарской школы

3. Портрет в живописи раннего Возрождения

4. Венецианская живопись (мастерская Беллини)

Распространение гуманизма, увлечение античностью. Главные центры нового искусства: Падуя, Феррара и Венеция.

Культура Феррары, тяготеющая к феодальной традиции. Влияние франко-бургундской и нидерландской живописи. Сложение местной школы, сочетавшей элементы ренессансного искусства и позднеготической традиции. Черты условности и декоративности.

Козимо Тура (1430-1495). Экспрессивность и возбужденность его образов. Его станковые и монументальные работы. (Фрески зала палаццо Скифанойя 1469-71, сцены “Триумфов”.

Франческо Косса (ок. 1436-1478) и Эрколе Роберти (ок. 1450-1496), их совместная работа по декорированию палаццо Скифанойя.

Лоренцо Коста (1460-1535) и Франческа Франча (1450-1517)-представители поздно сформировавшейся болонской школы.

Особенности социально-экономического и политического развития Венеции. Позднее сложение культуры Возрождения и ее характерные черты.

Школа Мурано. Антонелло да Мессина. Джентиле Беллини. Витторе Карпаччо. Джованни Беллини (1430-1516) - крупный мастер венецианской живописи ХV в.




Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4 Л2.5



Методические разработки

Л3.1
Раздел IV. Искусство Высокого Возрождения



Тема 4.1. Искусство Средней Италии.

Вопросы

1. Общая характеристика искусства Высокого Возрождения



  1. Леонардо да Винчи-ученый и художник. Знаки и символы феноменальной живописи.

  2. Идейно-образные задачи произведений Микеланджело. Проект гробницы Юлия II. Роспись свода Сикстинской капеллы. Замысел ансамбля капеллы Медичи и его реализация.

  3. Флоренция начала ХV1 в. Искусство Рафаэля совершенное воплощение классического стиля

  4. Особенности развития венецианской школы 16 в. Творчество Джорджоне. Общая характеристика творчества Тициана. Мифологические темы в искусстве Тициана. Религиозная живопись Тициана

«Золотой век». Резкое политическое и экономическое ослабление итальянских государств. Утверждение искусства гуманистического идеала, увлечение античностью.

Леонардо да Винчи (1452-1519) как основоположник искусства Высокого Возрождения и один из величайших его мастеров. Его необычайная и разносторонняя одаренность. Леонардо ученый и художник, его взгляды на искусство. Значение научных изысканий в художественном творчестве Леонардо. Рационализм Леонардо. Формирование художника. Значение и историческое место творчества Леонардо.

Рафаэль (1483-1520). Творчество художника - совершенное воплощение классического стиля Высокого Возрождения. Творчества Рафаэля. Росписи Ватиканских станц. Римские алтарные картины Рафаэля. Монументально-декоративная живопись зрелого Рафаэля. Создание идеала гармонически развитого человека, величие и стройность композиционных построений мастера. Умбрийский период творчества художника. Значение Рафаэля и его влияние. Школа Рафаэля.

Микеланджело (1475-1564) - один из величайших художников Высокого Возрождения. Создание героических образов могучего и прекрасного человека. Римский период творчества. Фрески потолка Сикстинской капеллы как одно из величайших созданий Возрождения (1508-1512). Титанический образ человека, его глубокая жизненная сила и правдивость. Гробницы Медичи. Отражение кризиса культуры Возрождения в поздних работах Микеланджело. Трагический характер его последних скульптур. Значение поздних работ Микеланджело для развития искусства ХVII в., его влияние на современников.

Искусство Флоренции в начале ХVI в. Фра Бартоломeo (1472-1517) и Андреа дель Сарто (1486-1531). Его фрески и станковые картины. Мастерство колорита, ясность и уравновешенность композиции. Корреджо.

Своеобразие венецианской школы. Джорджоне (1476-1510). Новаторская роль как художника мифологических и литературных тем, портретов, передачи состояния природы. Тициан. Экстатический портрет. Колорит «живописца королей».


Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.2 Л2.3 Л2.4 Л2.5



Методические разработки

Л3.1
Раздел V. Искусство Позднего Возрождения



Тема 5.1. Искусство Средней Италии и Ломбардии. Маньеризм, его представители. Искусство Венеции во второй половине XYI века – главный очаг Позднего Ренессанса.

Вопросы

  1. Общая характеристика искусства позднего Возрождения. Понятие маньеризма.

  2. Тосканский маньеризм (Понтормо, Россо, Романо, Пармиджанино).

  3. Зрелый маньеризм А. Бронзино Творчество Дж. Вазари – родоначальник современной истории искусства. Скульптура. Б.Челлини.

  4. Венецианская живопись второй половины 16 века: общая характеристика

  5. Творчество П. Веронезе. Своеобразие живописной манеры Якопо Тинторетто.

Понятие “Позднего Возрождения”. Основные центры и периодизация. Два основных направления: 1.художественная традиция (Микеланджело, Тициан, Веронезе, Тинторетто, Бассано); 2. субъективное восприятие мира, подменявшее живое общение с реальностью эффектной и виртуозной игрой форм. Понятие маньеризма как художественного течения периода кризиса Возрождения. Трактаты: 1. Джан Паоло Ломаццо (1538-1560)-живописец, поэт, историограф. «Трактат об искусстве живописи» (1584); 2. Федериго Цуккаро (ок.1542-1609) - художник и теоретик «Идея живописцев, скульпторов и архитекторов» (1607).

Ранний маньеризм (1520-1540-е гг.) и его представители. Характерные черты и признаки маньеризма.

Якопо Понтормо (1494-1556). Постепенный отход от традиций Ренессанса. Смятение и тревога классических композиций.

Творчество Россо (1494-1541). Значение Россо для истории французского искусства. Отход в сторону маньеризма учеников Рафаэля и Леонардо да Винчи.

Джулио Романо (1492-1546). Неожиданные эффекты, театральная патетика.

Пармиджанино (1503-1540) - крупнейший представитель маньеристического искусства. Изощренность, необычайная трактовка сюжета ранних работ. Сознание рафинированного аристократического идеала красоты.

Искусство зрелого маньеризма (1540-1590-е годы). Его официальный, придворный характер. Виртуозность исполнения при внутренней опустошенности.

Аньоло Бронзино (1503-1572). Манерность и вычурность композиций. Портреты художника. Мастерство их формального выполнения при отсутствии раскрытия внутреннего мира моделей.

Джорджо Вазари (1511-1574) и его “Жизнеописания...”.

Бенвенуто Челлини (1500-1571). Ювелирные работы. Героизация личности. Дробность трактовки формы.

Искусство Венеции. Паоло Веронезе (1528-1588). Декоративный характер его живописи. Колористические и декоративно-композиционные решения. Поздние произведения мастера, предваряющие проблемы искусства XVII в.

Тинторетто (1518-1594). Сложность творчества. Яркий реализм, сочетающийся с мистической экзальтацией и маньеристической изощренностью форм. Своеобразие живописной манеры Тинторетто. Портреты художника, их глубокий психологизм. Влияние мастера на художников XVII в.



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4 Л2.5



Методические разработки

Л3.1
Тема 5.4. Искусство Испании XY-XYI веков. Влияние искусства итальянского маньеризма.



Вопросы

1.Испанское искусство XY века. Живопись.

2. Испанское искусство XYI века. Изобразительное искусство

3. Эль Греко: проблема Позднего Возрождения на Севере Европы.

Подъем и могущество Испании в конце XV-первой половине XVI в. Реализм с чертами фантастики и религиозной экзальтации в его искусстве. Художественная жизнь Каталонии и Валенсии. Воздействие нидерландского искусства.

Хаиме Уге (1414-1492). Наблюдательность и острота в передаче окружающего. Значение Кастилии в художественной жизни Испании. Интерес к новшествам итальянского Возрождения. Педро Берругете (ок. 1450-1504).

Алонсо Берругете (ок.1488-серед. 1550-х гг.). Скульптор, живописец и архитектор.

Влияние искусства итальянского маньеризма.

Хуан Хуанес (ок. 1523-1579). Луис де Моралес (1520/25-1568).

Эль Греко (ок. 1541-1614). Особое место в испанском искусстве. Итальянский период творчества Греко. Приезд в Испанию в 1576 г. Толедо. Портреты, их глубина и проникновенность. Усиление мистических настроений в поздних произведениях Греко.



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4



Методические разработки

Л3.1
Тема 5.7. Искусство Нидерландов XV-XVI веков. Особенности искусства Возрождения в Нидерландах.



Вопросы

  1. Общая характеристика художественного процесса в Нидерландах.

  2. Национальный характер фламандского и голландского искусства

  3. Нидерландская художественная школа XV в.

  4. Особенности развития нидерландского искусства в XVI в.

  5. Творчество Питера Брейгеля Старшего – последнего крупного мастера Возрождения в Нидерландах.

Особенности искусства Возрождении в Нидерландах. Эмпирика нидерландских художников. Новые живописные задачи и новая техника масляной живописи. Значение книжной миниатюры. Отсутствие традиций античного искусства. Роль интереса к реальным условиям жизни человека, к его характеру, быту. Зарождение портрета, бытового жанра, пейзажа.

Проблема изучения нидерландской живописи. Основной источник ее изучения – «Книга о художниках» (1604 г.) Карел ван Мандер (1548-1606).

Братья Губерт (?-1426) и Ян (ок.1390-1441) ван Эйки. Их творчество, подготовленное фламандскими мастерами книжной миниатюры. "Гентский алтарь" (ок.1432, Гент, церковь св. Бавона) и его значение для последующего развития нидерландской живописи.

Передача материального качества предметов, тонкость изображения природы, мастерство индивидуальной характеристики в портретах.

Робер Кампен (ок.1318-1444) (Флемальский мастер) как один из основоположников нидерландской школы. Рогир ван дер Вейден (1398-1464). Сохранение готических традиций в его творчестве и черты реализма в его портретах. Петрус Кристус (ок. 1410-1472) - прямой последователь Яна ван Эйка, Мастер бытовой картины и портрета. Дирик Боутс (ок. 1410-1474), значение его в развитии пейзажной живописи в Нидерландах. Гуго ван дер Гус (ок. 1435-1462) - крупнейший после Яна ван Эйка живописец ХУ в. Экспрессивность и драматизм его образов, острота реалистической характеристики: «Алтарь Портинари» (Флоренция, Галерея Уффици) - шедевр художника и один из главнейших памятников нидерландской живописи.

Творчество Ганса Мемлинга (ок. 1433-1494), Герарда Давида (ок. 1460-1532), отразивших идеологию патрицианских кругов города Брюгге.

Живопись в Северных Нидерландах.

Иероним Босх (ок. 1450-1516). Творчество средневековой фантастики и реализма. Элементы фольклора и мистики в его произведениях.

Влияние гуманистических сочинений Эразма Роттердамского. Борьба направлений в нидерландской живописи XVI в. Квентин Массейс (1466-1530). Иоахим Патинир (ок. 1480-1524). Зарождение специализации художников.

Сочетание черт итальянского искусства и национального, характерное для нидерландского романизма.

Ян Госсарт (ок. 1476-1536) и Бернард ван Орлей (ок. 1488-1541). Лука Лейденский (ок. 1489-1533) - крупный голландский художник ХVI в. Его отношение к романизму. Его графическое творчество. Тенденция к жанровой трактовке библейских и евангельских сюжетов, как в гравюрах, так и в картинах.

Ян Скорель (1495-1582) - крупнейший представитель романизма в Северных Нидерландах. Основоположник группового портрета.

Бытовая живопись: Питер Артсен (1508-1575), И. Бейкелар (1535-1574).

Питер Брейгель (ок. 1525/30-1589] - величайший художник Нидерландов XVI в. Тематика народных пословиц, развитие жанра и пейзажа. Графика Брейгеля.



Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4



Методические разработки

Л3.1
Тема 5.10. Искусство Германии XV-XVI веков. Немецкий гуманизм.



Вопросы

1. Специфика исторического и культурного развития Германии. Искусство Германии XV в.

2. Характерные особенности интернационального стиля в немецком искусстве рубежа XIV-XV вв.

3. Национальное своеобразие немецкого Возрождения XVI в. Творчество Альбрехта Дюрера – крупнейшего художника и теоретика Возрождения.

4. Другие направления в немецком искусстве XYI века.

Германия ХV в. Стойкость феодальной системы, раздробленность страны.

Лукас Мозер (первая четверть ХУ в.). Конрад Вице (ок. 140О-1448). Его алтари. Включение жанровых мотивов в религиозные композиции. Ганс Мульчер (он. 1400-1467). Усиление драматического начала. Стефан Лохнер (ок. 1410-1451) - крупный художник Северной Германии. Сочетание в его искусстве элементов южнонемецкой живописи со старой традицией кельнской школы.

Усиление готических традиций в живописи. Начало книгопечатания. Развитие графики, распространение гравюры как самостоятельного вида искусства.

Мартин Шонгауэр (ок. 1435-1491) - крупнейший художник Германии ХУ в. Творчество Михаеля Пахера (ок. 1435-1498) и его связь с искусством северной Италии. Живописные и скульптурные работы Пахера.

Германия XYI в., ее культура и искусство. Реформация и крестьянская война в Германии как первая в Европе попытка революции против феодализма. Преобразование в изобразительном искусстве. Сближение с итальянской традицией при ярко выраженном своеобразии. Преобладание экспрессии над гармонией, конкретных индивидуальных черт над возвышенными и идеальными.

Ведущие виды искусства-живопись и гравюра. Немецкий гуманизм. Альбрехт Дюрер (1471-1528) - величайший художник немецкого Возрождения. Широта его интересов и разносторонность знаний. Живопись и графика. Интерес к перспективе и пропорциям человеческого тела. Поиски образа гармонически совершенного человека. Портреты нюрнбергских бюргеров. Дюрер как теоретик искусства. Немецкая графика эпохи реформации и ее связь с искусством Дюрера.

Другие направления в немецком искусстве XYI века. Творчество Маттиса Грюневальда (Нитхардта? (ок. 1480-1528). Преувеличенная экспрессия и трагизм его образов.

Лукас Кранах Старший (1472-1553). Альбрехт Алътдорфер (ок. 1480-1536) в развитие пейзажа в немецком искусстве. Графика Альтдорфера. Ганс Гольбейн младший (1497-1543) - крупнейший немецкий портретист XYI века.

Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4



Методические разработки

Л3.1
Тема 5.12. Искусство Франции XY-XYI веков. Жизнерадостный характер французского Возрождения. Развитие реализма. «Школа Фонтебло».



Вопросы

1. Общая характеристика французского Возрождения

2. Историческое первенство рукописной миниатюры. Ж. Фуке

3. Высокое Возрождение во Франции.

4. Французская скульптура XVI в.

5. Деятельность итальянских художников и архитекторов во Франции

Расцвет гуманизма и итальянские походы, их влияние на французскую культуру. Франция в период Столетней войны и после ее завершения. Надгробная пластика Бургундии. Гробница Филиппа По (ок. 1400, Лувр).

Тесная художественная связь с Нидерландами и постепенное проникновение влияния раннего итальянского Возрождения. Турская шкала. Первый крупный художник французского Возрож­дения — Жан Фуке (около 1420—1481), придворный живописец Карла VII и Людовика XI.

Скульптурные работы Ж. Гужона. Творчество Жермена Пилона.

Превращение Франции в классическую страну абсолютистского государства. Светлый жизнерадостный характер французского Возрождения. Жи­вописец Жан Клуэ (около 1485/88—1541), придворный ху­дожник Франциска I, его сын Франсуа Клуэ (ок. 1510-1572) — самый крупный художник Франции XVI в., Корнель де Лион. Расцвет в XVI в. реалистического карандашного портрета. Этьен и Пьер Дюмустье.


Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4



Методические разработки

Л3.1
Тема 5.14. Искусство Англии XY-XYI веков. Исторические предпосылки возникновения культуры Возрождения Англии. Портрет как ведущий жанр английского искусства.



Вопросы

  1. Развитие английской культуры. Драматургия Шекспира.

  2. Специфика проблемы Возрождения в изобразительном искусстве Англии

  3. Портретная миниатюра. Н. Хиллиард. И. Оливер.

Исторические предпосылки возникновения культуры возрождения Англии. Гражданские войны XY в. Объединение страны и постепенное укрепление абсолютизма. Новые черты, ярче проявляющиеся в философии, литературе, в театре и менее в изобразительном искусстве.

Церковные реформы Генриха YIII (1534), провозгласившего независимость английской церкви, не способствовавшую развитию изобразительного искусства.

Портрет как ведущий жанр английского искусства. Приглашение Г.Гольбейна младшего, его роль как портретиста в развитии английской портретной живописи.

Менее значительное проявление искусства Возрождения в Англии. Значение церковной реформы Генриха YIII (1534), уничтожение монастырей, являвшихся центрами художественной культуры. Отсутствие здесь религиозной, мифологической и иной живописи, помимо портретной. Пребывание в Англии Ганса Гольбейна младшего в 1526-1528 и 1532-1543 гг. Портреты Георга Гише (1532, Берлин), двойной портрет французских посланников (1533, Лондон), Моретта (1534-35, Дрезден), Генриха YIII (1530-40, Рим) и др.

Н. Хиллиард (1547-1619) и И. Оливер (ок. 1562-1617), развитие английской портретной миниатюры в их творчестве.

Основная литература

Л1.1 Л1.3



Дополнительная литература

Л2.3 Л2.4



Методические разработки

Л3.1


Источники



  1. Вазари, Джорджо Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. / Джорджо Вазари ; пер. ит. А. Дживелегов, А.Эфрос. – Ростов/нД: Феникс, 1998. – 544 с.



Литература
Основная

Л 1.1 Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства: учебник: в 2т. - М. : ИЦ «Академия», 2011

Л 1.2 Верман К. Европейское искусство всех времен и народов: учебное пособие. - М. : Прогресс, 2010

Л1.3 Ильина Т.В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней : учеб. для бакалавров. - Юрайт, 2011


Дополнительная
Л.2.1 Вазари Дж. Жизнеописания наиболее знаменитых живописцев, ваятелей и зодчих. - СПб, 1999

Л2.2 Степанская Т.М., Нехвядович Л.И. Введение в историю искусства: учеб. пособие. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2008

Л2.3 Соколов М.Н. Время и место. Искусство Возрождения как перворубеж виртуального пространства. - М.: Прогресс-Традиция, 2002

Л2.4 История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение. : учебник Института живописи, скульптуры и архитектуры им. И.Е. Репина/ под ред. Нессельштраус Ц.Г. - М.: ЗАО "Сварог и К", 2003

Л2.5 Лисовский В.Г. Архитектура эпохи Возрождения: Италия. - СПб: Азбука-классика, 2007

Л2.6 Гнедич П. П. История искусств. Живопись. Скульптура. Архитектура : уч. пособ. - ЭКСМО, 2006


Методические разработки
Л3.1 Изобразительное искусство эпохи Итальянского Возрождения: программа: метод материалы. - Барнаул: Изд-во АлтГУ, 2004
Библиографические записи электронных ресурсов


  1. Аполлон. Изобразительное и декоративное искусство. Архитектура. Терминологический словарь [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://kniga.darovanie.ru/content/view/2136/78/.- Загл. С экрана (дата обращения)

  2. 20. Всеобщая история искусств. Т.3. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.artprojekt.ru/library/arthistory3/index.html.- Загл. С экрана (дата обращения)

  3. 21. Гомбрих Э. История искусства [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/gombr. - Загл. С экрана (дата обращения)

  4. Ильина, Т. В. История искусства Западной Европы от Античности до наших дней / Т.В. Ильина. - 5-е изд., перераб. и доп . - Издательство "Юрайт", 2012. - 435 с. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.asu.ru/library/ - Загл. С экрана Научная библиотека Алтайского государственного университета (дата обращения)

  5. Искусство эпохи Возрождения. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.hais.ru/index.php?cstart=10&do=cat&category=fine_arts. - Загл. С экрана (дата обращения)

  6. А. Ф. Лосев Эстетика Возрождения. Исторический смысл Эстетики Возрождения. - Режим доступа : http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Culture/Losev_EstetVozr/_Index.php (дата обращения)

  7. Персональный сайт Марина Ильинична Свидерская История искусств стран Западной Европы от эпохи Возрождения до начала ХХ века. Искусство XIX века. Введение. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://sviderskaya.philos.msu.ru/ – (дата обращения)

  8. Российская Государственная Библиотека по Искусству (РГБИ) - URL : http://www.liart.ru/about1.php (дата обращения)

  9. Шедевры мировой живописи, 2004 [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.on-line.crimea.ua. – Загл. С экрана 11 111 репродукций. ДиректМедиа Паблишинг (дата обращения).

  10. Босх Иероним. Серия «Великие художники». - М.: Директ-Медиа. - Т. 34. - 2010. - 49 с. – Научная библиотека Алтайского государственного университета : Режим доступа : http://www.asu.ru/library/ (дата обращения)

  11. Боттичелли Сандро. Серия «Великие художники». - М.: Директ-Медиа. Т. 6. - 2009. - 49 с. – Научная библиотека Алтайского государственного университета : Режим доступа : http://www.asu.ru/library/ (дата обращения)

  12. Брейгель Старший Питер. Серия «Великие художники». - М.: Директ-Медиа. - Т. 49. - 2010. - 49 с. – Научная библиотека Алтайского государственного университета. - Режим доступа : http://www.biblioclub.ru/101326_html (дата обращения)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница