Вступительный экзамен по направлению подготовки 45. 06. 01 Языкознание и литературоведение, направленность «Теория языка» предполагает проверку приобретенных соискателями знаний о важнейших проблемах теории и истории языка




Скачать 139.92 Kb.
Дата10.08.2016
Размер139.92 Kb.






Введение
Вступительный экзамен по направлению подготовки 45.06.01 Языкознание и литературоведение, направленность «Теория языка» предполагает проверку приобретенных соискателями знаний о важнейших проблемах теории и истории языка, а также о теории и истории лингвистических учений.

Программа включает вопросы по теоретической лингвистике и по разделам общего языкознания: фонетика, морфология, словообразование, синтаксис, семантика, фразеология, дискурс.


Раздел 1. Теоретическая лингвистика
1. Природа естественного языка

Язык как объект лингвистики. Естественные и искусственные языки. Функции языка. Знаковая природа языка. Язык, речь, речевая деятельность. Язык и мышление, их взаимодействие. Язык и коммуникация. Язык и общество, язык и культура. Социальная стратификация языка. Развитие языка. Проблема происхождения языка. Множественность языков. Социальные формы существования языка: язык, диалект, идиолект. Литературный язык. Тенденция языков к изменению, ее причины и следствия. Родственные и неродственные языки. Генеалогическая классификация языков. Живые, мертвые, исчезающие языки.



2. Внутренняя структура языка

Язык как система. Лексические и грамматические значения. Грамматические категории. Уровни языка. Основные языковые единицы: фонема, морфема, слово, словосочетание, предложение, текст.



3. Лингвистика как научная дисциплина

Общая характеристика лингвистических знаний: система лингвистических дисциплин. Общее языкознание, описательное языкознание; диалектология, компаративистика, типология (универсализм), контрастивная лингвистика, ареальная лингвистика; психолингвистика, социолингвистика, этнолингвистика, математическая лингвистика, лингвистическая статистика, компьютерная лингвистика, прикладная лингвистика; историография лингвистики. Лингвистика и смежные науки. Связь с естественными науками: математика, физика, биология, физиология, нейрофизиология, кибернетика, теория информации, искусственный интеллект. Связь с гуманитарными науками: семиотика, философия, логика, психология, социология, культурология, антропология, этнография, история, филология, литературоведение.


Раздел 2. Фонетика
Звуковой механизм речи: специфические системы, обслуживающие звучащую речь (звуковая система языка, речепроизводящий и речевоспринимающий механизмы речи). Фонетика как научная дисциплина: субстанциальная фонетика (описание артикуляции, акустики и восприятия) и функциональная фонетика (фонология); сегментная и просодическая фонетика; общая, частная и типологическая фонетика; синхронная и диахроническая фонетика; статическая и динамическая фонетика; прикладная фонетика.
1. Психофизиологическая и акустическая база фонетики

Артикуляция. Анатомия речевого аппарата, функции важнейших речевых органов. Основные артикуляционные и аэродинамические процессы. Акустика речи. Акустические характеристики основных классов звуковых сегментов (гласные, сонорные, шумные). Универсальные фонетические классификации. Понятие классификации и фонетические признаки как классификаторы. Фонетические возможности человека и их отражение в универсальных классификациях: артикуляторные классификации; акустические классификации.



2. Теоретическая база фонологических моделей

Основные положения классической фонологии. Фонемы и фоны: понятие оппозиции; виды оппозиций: смыслоразличительные и несмыслоразличительные (фонетическое сходство; свободное варьирование и дополнительное распределение); фонема как класс; основной аллофон фонемы; фонема как пучок различительных признаков. Основные особенности Московской фонологической школы. Фонема как класс звуков, позиционно чередующихся в составе морфемы. Функционирование фонемных противопоставлений: сильные и слабые позиции; вариации и варианты; понятие гиперфонемы. Фонематическая и фонетическая транскрипция МФШ. Петербургская фонологическая школа.


Раздел 3. Морфология
Понятие морфологического уровня представления языка; морфологические единицы и правила. Морфема как основная единица морфологического уровня. Морфема как множество (алло) морфов; морфологическое варьирование и техники его отражения в описаниях языков. Супплетивизм. Типы морфем. Корни и аффиксы (суффиксы, префиксы, циркумфиксы, инфиксы, трансфиксы; интерфиксы). Пустые и нулевые морфемы. Морфологические операции (чередования, редупликации). Значащие чередования (= апофонии) и незначащие чередования (= альтернации). Конверсия.
1. Морфология и грамматика

Общее представление о флексии. Флексия и основа. Словоформа как минимальная автономная единица. Несовпадение единиц, выделяемых в соответствии с фонологическими, грамматическими и синтаксическими критериями. Фонетическая словоформа.

Грамматическая словоформа. Аналитические словоформы. Понятие лексемы. Словоизменительные типы (грамматические разряды). Традиционное понятие части речи. Проблема прилагательных, наречий, предлогов и ее решение в разных языках. Значение морфологических единиц. Лексические, словообразовательные и грамматические (словоизменительные и словоклассифицирующие) значения. Понятие грамматической категории. Синтаксические (= реляционные) и несинтаксические (= семантически наполненные) грамматические категории; условность этого противопоставления. Категории, ориентированные на выражение синтаксических отношений. Общее понятие согласования. Общее понятие синтаксической зависимости; падеж как способ морфологического выражения типов зависимости у имен. Системы падежей. Локализация и партитивность как категории, типично выражаемые в составе падежной системы. Общее понятие актанта, синтаксической и семантической роли диатезы; залог. Понятие дейксиса; категории, ориентированные на выражение дейктических отношений. Дейксис, ориентация и локализация. Местоимения как особый класс лексем; указательные местоимения и дейктические системы. Понятие «лица»; системы личных местоимений. Время глагола; абсолютное и относительное время (таксис). Основные типы категорий, ориентированных на выражение более сложных семантических характеристик. Типичные категории имени: детерминация, оценочность, число. Число и собирательность. Типичные категории глагола: противопоставления, связанные с аспектуальностью и модальностью.
2. Основные проблемы словообразования

Понятие словообразования; место словообразования в модели языка. Деривация и композиция (словосложение). Продуктивное и непродуктивное, идиоматичное (нестандартное) и неидиоматичное (стандартное) словообразование.


3. Морфологическая типология языков

Условность понятия «морфологический тип языка»; попытки уточнения традиционных критериев. Агглютинация и фузия как разные стратегии организации морфем в более сложные комплексы. Флективность как преобладание кумулятивных грамматических показателей. Аналитизм как тенденция к неморфологическому выражению грамматических значений. Изоляция как отсутствие в языке морфологических средств для выражения синтаксических грамматических категорий.


Раздел 4. Синтаксис
Место синтаксиса в теории описания языка. Синтаксис и морфология (морфосинтаксис). Синтаксис и семантика (семантика синтаксиса). Структуральный синтаксис. Понятие глубинного и поверхностного синтаксиса как уровней синтаксического описания.
1. Основные синтаксические единицы

Предложение как максимальная синтаксическая единица. Существенные признаки предложения. Предложение и высказывание (язык—речь). Различные типы предложений (простые — сложные, главные — зависимые, полные — неполные, глагольные — именные и т.п.). Предикатно-аргументная структура. Актанты и сирконстанты. Словосочетание. Различные трактовки термина словосочетание. Синтагма как модель словосочетания. Именная группа. Предложная группа. Глагольная группа. Слово, словоформа, синтаксические основания классификации слов по частям речи. Сверхфразовые единства. Дискурс (связный текст). Закономерности построения дискурса.



2. Синтаксические отношения

Синтаксические отношения в словосочетании, эндоцентрическая — экзоцентрическая конструкция, сочинение — подчинение. Традиционные критерии выделения главного и зависимого члена словосочетаний, их недостатки. Формальные средства выражения синтаксических отношений: словоизменительные морфемы, служебные слова. Порядок слов, интонация, словарная информация (синтактика слова). Понятие управления. Валентности слова и модель управления. Семантические и синтаксические валентности, соотношение между ними. Принципы синтаксического членения предложения. Теория членов предложения. Члены предложения и синтаксические отношения. Субъект, предикат, логическое и грамматическое понимание. Односоставные и двусоставные предложения. Главные члены предложения. Признаки подлежащего, проблема универсальности понятия подлежащего. Прямое дополнение. Второстепенные члены предложения.


3. Синтаксические процессы

Синтаксическая синонимия и омонимия. Понятие трансформации, его значение для общей синтаксической теории. Понятие диатезы. Залог и диатеза. Актив, пассив, медий. Синтаксическая редукция, ее функции и типы. Эллипсис.


4. Коммуникативный и референциальный аспекты синтаксиса

Коммуникативная организация высказывания. Коммуникативные типы высказываний. Теория актуального членения. Тема и рема. Средства выражения актуального членения. Референция. Типы актуализаторов.


5. Способы представления синтаксической структуры

Понятие глубинной структуры в современной лингвистике. Различные подходы к ее определению. Глубинно-синтаксический уровень в соответствии с поверхностно-синтаксическим и семантическим уровнями. Семантическое и глубинно-синтаксическое представление.



Раздел 5. Семантика
1. Семантика как лингвистическая единица

Двойственность предмета семантики: значение и смысл. Соотношение семантики с традиционными лингвистическими дисциплинами: фонологией, морфологией, синтаксисом, лексикологией. Фоносемантика, грамматическая семантика, синтаксическая семантика, лексическая семантика.



2. Значение в структуре языкового знака

Означающее (план выражения) и означаемое (план содержания) как две стороны языкового знака. Свойства языкового знака, обеспечивающие выполнение языком своих главных функций: относительное постоянство связи между означающим и означаемым, двойное членение, асимметрический дуализм. Отражение разных пониманий «значения» в различных графических моделях знака — семантических треугольниках, трапециях и т. п.



3. Типология значений

Параметры значения: уровневая принадлежность означающего; характер передаваемой информации; степень обобщенности; связь с определенным типом знаний. Типы значений, противопоставляемых по данным параметрам: значение слова, морфемы, предложения; денотативный, сигнификативный, прагматический, коммуникативный и синтаксический слои (зоны) значения слова; референциальный, прагматический, логический компоненты смысла предложения; актуальное, узуальное, виртуальное значение; лингвистическое и энциклопедическое значение.



4. Лексическя семантика

Лексическое и грамматическое значение. Лексико-семантическая парадигматика: семантические корреляции, пропорции, парадигмы; понятие семантического поля и важнейшие корреляции между его членами: синонимия, гипонимия, антонимия, конверсивность, ассоциативные отношения. Тезаурус как модель парадигматической структуры плана содержания языка. Два вида тезаурусов: идеографичские словари и тезаурусы информационно-поискового типа. Принципы и методы описания лексического значения. Компонентный анализ лексических значений. Способы представления значения слова в когнитивной семантике: схемы, фреймы. Лексическая синтагматика: семантические валентности слова; семантическая сфера действия как обобщение понятия семантической валентности. Проблема лексической многозначности (полисемии). Языковая и речевая многозначность. Граница между полисемией и омонимией. Метафора, метонимия, синекдоха как основные типы семантических корреляций между значениями многозначного слова. Фразеология: устойчивость и идиоматичность; типы фразеологических единиц и способы описания их значения.



5. Семантика предложения и высказывания

Различие между предложением и высказыванием как отражение дихотомии язык – речь. Эксплицитная и имплицитная информация в высказывании. Основные компоненты смысла высказывания пропозициональный, референциальный, прагматический, коммуникативный.


Раздел 6. Дискурс
Понятие дискурса. Дискурсивный анализ как раздел лингвистики. Дискурс как объект междисциплинарного изучения.


Вопросы к вступительному экзамену


  1. Знаковая природа языка.

  2. Язык, речь, речевая деятельность.

  3. Язык и мышление, их взаимодействие.

  4. Когнитивный подход в современной лингвистике.

  5. Проблема происхождения языка.

  6. Язык и коммуникация.

  7. Классификация языков.

  8. Уровни языка.

  9. Лексические и грамматические значения. Понятия: форма, значение, категория, разряд.

  10. Принципы классификации консонантизма и вокализма.

  11. Теория фонемы. Московская и Петербургская фонологические школы.

  12. Понятие морфологического уровня языка. Морфема как основная единица морфологического уровня. Типы морфем.

  13. Словоизменительные типы (грамматические разряды).

  14. Традиционное понятие части речи. Проблема частей речи и её решение в разных языках.

  15. Значение морфологических единиц. Лексические, словообразовательные и грамматические (словоизменительные и словоклассифицирующие) значения.

  16. Категории, ориентированные на выражение синтаксических отношений.

  17. Системы падежей. Локализация и партитивность как категории, типично выражаемые в составе падежной системы.

  18. Общее понятие актанта, синтаксической и семантической роли диатезы, залог.

  19. Понятие дейксиса; категории, ориентированные на выражение дейктических отношений.

  20. Время глагола, абсолютное и относительное время (таксис).

  21. Типичные категории имени: детерминация, оценочность, число, собирательность.

  22. Типичные категории глагола: противопоставления, связанные с аспектуальностью и модальностью. Основные аспектуальные противопоставления: итеративность, дуративность / прогрессивность, перфективность / комплетивность, результативность.

  23. Понятие словообразования: место словообразования в модели языка. Деривация и композиция (словосложение). Продуктивное и непродуктивное словообразование.

  24. Условность понятия «морфологический тип языка»; агглютинация и фузия; флективность; аналитизм.

  25. Место синтаксиса в теории описания языка. Синтаксис и морфология. Синтаксис и семантика

  26. Предложение как максимальная синтаксическая единица. Существенные признаки предложения. Предложение и высказывание (язык – речь)

  27. Предикатно-аргументная структура. Актанты и сирконстанты. Словосочетание.

  28. Именная группа. Предложная группа. Глагольная группа.

  29. Сверхфразовые единства.

  30. Дискурс.

  31. Традиционные критерии выделения главного и зависимого члена словосочетаний, их недостатки. Формальные средства выражения синтаксических отношений: словоизменительные морфемы, служебные слова.

  32. Понятие управления и валентности слова. Семантические и синтаксические валентности.

  33. Принципы синтаксического членения предложения. Теория членов предложения. Субъект, предикат, логическое и грамматическое понимание.

  34. Коммуникативная организация высказывания. Коммуникативные типы высказываний. Теория актуального членения. Тема и рема.

  35. Референция. Типы актуализаторов.

  36. Понятие глубинной структуры в современной лингвистике. Глубинно-синтаксический уровень в соответствии с поверхностно-синтаксическим и семантическим уровнями.

  37. Двойственность предмета семантики: значение и смысл.

  38. Соотношение семантики с традиционными лингвистическими дисциплинами: фонологией, морфологией, синтаксисом, лексикологией.

  39. Означающее (план выражение) и означаемое (план содержания) как две стороны языкового знака.

  40. Многозначность термина «значение». Отражение разных пониманий «значения» в различных графических моделях знака – семантических треугольниках, трапециях и т. п.

  41. Типология значений.

  42. Понятие семантического поля и важнейшие корреляции между его членами: синонимия, гипонимия, антонимия, конверсивность.

  43. Компонентный анализ лексических значений.

  44. Способы представления значения слова в когнитивной семантике: схемы, фреймы.

  45. Проблема лексической многозначности (полисемии). Языковая и речевая многозначность. Граница между полисемией и омонимией.

  46. Метафора, метонимия, синекдоха как основные типы семантических корреляций между значениями многозначного слова.

  47. Фразеология: устойчивость и идиоматичность; типы фразеологических единиц и способы описания их значения.

  48. Различие между предложением и высказыванием как отражение дихтомии язык – речь. Эксплицитная и имплицитная информация в высказывании.

  49. Основные компоненты смысла высказывания: пропозициональный, референциальный, прагматический и коммуникативный.

  50. Дискурс. Понятие дискурса. Дискурсивный анализ как раздел лингвистики.



Список рекомендуемой литературы


  1. Алеференко Н.Ф. Современные проблемы науки о языке: Учебное пособие. – М.: Флинта; Наука, 2005.

  2. Алефиренко Н.Ф. Теория языка. Вводный курс. М.: Изд. центр «Академия», 2004.

  3. Алпатов В.М. История лингвистических учений. Языки славянской культуры, 2005.

  4. Амирова Т.А., Ольховников Б.А., Рождественский Ю.В. История языкознания. М., 2003.

  5. Белянин В.П. Психолингвистика. М.: Флинта, 2008.

  6. Бондарко А.В. Принципы функциональной грамматики и вопросы аспектологии. М., 2001.

  7. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования.7-е изд., стереотип. – М.: УРСС, 2009.

  8. Гийом Г. Принципы теоретической лингвистики. М., 2005.

  9. Голованова Е. И. Введение в когнитивное терминоведение. - М.: Флинта: Наука, 2011.

  10. Гречко В.А. Теория языкознания. – М.: Высшая школа, 2003.

  11. Гумбольдт В. фон. Избранные труды по языкознанию. М., 2004.

  12. Зеленецкий А.Л. Сравнительная типология основных европейских языков: учебное пособие / А.Л. Зеленецкий. – М.: Академия, 2004.

  13. Карасик В.И. Языковой круг: личность, концепты, дискурс. М.: Гнозис, 2004.

  14. Кибрик А.Е. Очерки по общим и прикладным вопросам языкознания. М.: УРСС, 2002.

  15. Кибрик А.А., Паршин П. Дискурс // Эциклопедия «Кругосвет» [Электронный ресурс] URL:
    http://www.krugosvet.ru/enc/gumanitarnye_nauki/lingvistika/DISKURS.html?page=0,0

  16. Кобозева И.М. Лингвистическая семантика. – М.: Едиториал УРСС, 2004. – 352 с.

  17. Кронгауз М.А. Семантика. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 352 с.

  18. Макаров М.Л. Основы теории дискурса. М.: Гнозис, 2003.

  19. Мартине А. Основы общей лингвистики. М., 2004.

  20. Маслова А.Ю. Введение в прагмалингвистику. М.: Флинта: Наука, 2007.

  21. Маслова В.А. Введение в когнитивную лингвистику. – М.: Флинта; М.: Наука, 2008.

  22. Маслова В. А. Современные направления в лингвистике. – М.: Академия, 2008.

  23. Мейе А. Сравнительный метод в историческом языкознании. М., 2004.

  24. Мечковская Н.Б. Общее языкознание: Структурная и социальная типология языков. М.: Флинта: Наука, 2003.

  25. Мечковская Н.Б. Семиотика: Язык. Природа. Культура: курс лекций. – М.: Академия, 2008.

  26. Михалев А.Б. Общее языкознание. История языкознания: путеводитель по лингвистике. М.: Флинта: Наука, 2007.

  27. Нелюбин Л.Л., Хухуни Г.Т. История науки о языке. М., 2008.

  28. Соссюр Ф. де. Курс общей лингвистики. М., 2004.

  29. Радбиль Т. Б. Основы изучения языкового менталитета. – М.: Флинта: Наука, 2010.

  30. Скрелина Л.М. Школа Гийома: психосистематика. – М.: Высшая школа, 2009.

  31. Теория текста / Под ред. А. А. Чувакина. – М.: Флинта: Наука, 2010.

  32. Фрумкина Р.М. Психолингвистика. М.: Академия, 2007.

  33. Хроленко А.Т., Бондалетов В.Д. Теория языка. – М.: Флинта: Наука, 2006. – 512 с. Чурилина Л.Н. Актуальные проблемы современной лингвистики. – М.: Флинта: Наука, 2006.

  34. Шайкевич А.Я. Введение в лингвистику. – М.: Изд. центр «Академия», 2005.

  35. Широкова А.В. Сопоставительная типология разноструктурных языков. – М.: Добросвет, 2006.

  36. Шарафутдинова Н.С. Теория и история лингвистической науки. – М.: Восток-Запад, 2012.

  37. Шулежкова С.Г. История лингвистических учений. - М.: Флинта: Наука, 2004 (2008).


Словари
1. Большой энциклопедический словарь. Языкознание // Гл. ред. В.Н. Ярцева. – М.: Изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1998. – 682 с.

2. Бочкарев А.Е. Семантический словарь. – Н.Новгород: Деком, 2003. – 200 с.



3. Матвеева Т. В. Полный словарь лингвистических терминов. – Ростов н/Д: ФЕНИКС, 2010. – 563 с.

4. Юдакин А.П. Романо-германская энциклопедия. – М.: ЧеРо, 2006. – 856 с.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница