Всё о человеке и обществе в нескольких страничках




Скачать 119.7 Kb.
PDF просмотр
Дата06.07.2019
Размер119.7 Kb.

ВСЁ О ЧЕЛОВЕКЕ И ОБЩЕСТВЕ В
НЕСКОЛЬКИХ СТРАНИЧКАХ
самая сжатая теория на свете
Для чего это нужно?
- Задание 4 - 6.
- Задание 21 - 29
ОБЩЕСТВО – отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей и включающая в себя все формы их объединения и способы их взаимодействия.
Общество состоит из людей. Но кто такой человек? Любой ли человек является индивидом? А личностью?
ЧЕЛОВЕК – существо биологического вида Homo Sapiens. Если ты способен прочитать этот текст – то ты 100% человек. Ведь медведи, лисы, зайцы, комары и другие живые существа не способны на то, что может человек
Только человек с рождения обладает:
1)
Сложно организованным сознанием
2)
Способностью к мышлению и членораздельной словесной речи
3)
Способностью к разнообразной деятельности
4)
Способностью к прямохождению и т. п.
ИНДИВИД – отдельно взятый человек с индивидуальным набором внешних отличий (цветом волос, глаз, кожи, весом, ростом и пр.)
ЛИЧНОСТЬ – совокупность социально значимых качеств индивида, формирующихся в процессе общественной жизни. Личностью человек становится только находясь в обществе и общаясь с другими людьми.
Такие черты как трудолюбие, аккуратность, общительность и т. п. не являются врожденными, а приобретаются по ходу жизни человека. Их называют социальными чертами. Таким образом, человек является биосоциальным существом: в нем сочетаются как биологические, так и социальные черты.
Любой человек от рождения обладает некоторым набором задатков, т. е. врожденных предрасположенностей к различным видам деятельности. Находясь в обществе, задатки начинают проявляться в повседневной жизни ребенка: вспомните детей, которые шустро носят-
ся по улице и мешают своим родителям и тихонь, способных подолгу сидеть на одном месте, рассматривая какого-нибудь жучка. Такие свойства личности, являющиеся основой для успешного выполнения какой-либо деятельности, называют способностями. Развитые способности в какой-либо деятельности называют талантом, а высшая точка развития таланта называется гениальностью. Гениальность –
штука очень редкая, она стоит колоссальных личных усилий. Обязательно запомни эти уровни развития способностей, они могут пригодиться тебе на экзамене в самый неожиданный момент.
Человек обладает потребностями.
ПОТРЕБНОСТЬ – нужда человека в том, что составляет необходимое условие его существования.
Выделяют следующие уровни потребностей:
Первичные потребности совпадают у людей и у животных. А вот вторичные присущи только человеку. К ним относятся социальные и духовные потребности.
Потребности лежат в основе формирования интересов человека
ИНТЕРЕС – целенаправленное отношение человека к какому-либо объекту его потребности
Потребности и интересы человека меняются по мере его взросления, изменения жизненных целей и обстоятельств. Активность по удовлетоворению потребностей не должна противоречить социальным нормам

Природа одарила нас способностью к мышлению.
МЫШЛЕНИЕ – способность к познанию существенных свойств и связей объектов, выходящих за рамки чувственной информации и практического опыта человека.
Мышление – это взаимодействие субъекта с:
- Объективным миром
- Познаваемым объектом
- Понятийным аппаратом языка
Ты, сам того не ощущая, каждый день используешь эти операции мышления. В салоне связи ты сравниваешь две модели мобильного телефона, чтобы определить, какая из них лучше. Когда ты рассказываешь, чем хорош был фильм о «Капитане Марвел», ты мысленно разделяешь его на составные части, т. е. актерскую игру, сюжет, спецэффекты – анализируешь его.
Мышление осуществляется с помощью речи
РЕЧЬ – исторически сложившаяся форма общения людей посредством языка (системы знаков, которая существует и реализуется через речь)
Именно наличие развитого мышления позволяет нам заниматься деятельностью:
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ – способ взаимодействия с окружающим миром, в процессе которого он сознательно изменяет окружающий мир и самого себя
ОПЕРАЦИИ (ПРИЁМЫ) МЫШЛЕНИЯ
Анализ
Мысленное разложение предмета на составляющие его элементы
Синтез
Мысленное объединение отдельных элементов целого
Сравнение
Установление сходств и различий объектов
Обобщение
Переход от мыслей о конкретных объектах или группах объектов к свойствам их классов и родов
Абстраги-
рование
Мысленное отвлечение от ряда качеств познаваемого объекта в целях выявления и ясного понимания какого- то одного из них
Модели-
рование
Исследование свойств и связей объектов действительности на специально построенных моделях

Рассмотрим структуру деятельности человека
Субъект – человек или группа людей, который /-ая осуществляет деятельность.
Объект – то, на что направлена деятельность субъекта (Плотник делает табуретку – объектом является табуретка; писатель пишет рассказ –
объектом является рассказ)
Мотив – потребность, которой вызвана деятельность
Цель – желаемый результат деятельности, то, чего мы хотим добиться в результате
Методы – то, какими способами достигается цель деятельности
Средства – то, с помощью чего достигается цель деятельности
Результат – то, что получилось после всех действий субъекта.
Результат может не совпадать с целью деятельности. Например, ты хотел завести какое-нибудь домашнее животное, например собаку. Но денег у тебя хватило только на черепаху. Цель – завести домашнее животное – достигнута, но черепаха явно не является собакой.
В мире существует великое многообразие видов деятельности

По субъектам
деятельности
По характеру
деятельности
По сфере в которой
осуществляется
деятельность
- Индивидуальная
- Групповая
- Репродуктивная
- Творческая
- Экономическая
- Политическая
- Социальная
- Духовная
По объектам (результатам) деятельности
-
Материальная (практическая, производственная)
-
Социально-преобразовательная
-
Духовная (познавательная, прогностическая, ценностно- ориентировочная, художественная и пр.)
ОСНОВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
ИГРА
деятельность в условных ситуациях, в которых воспроизводятся типичные действия и формы взаимодействия людей
ПОЗНАНИЕ
форма деятельности, в которой действия человека направлены на освоение определенных знаний, навыков и умений
ТРУД
форма деятельности, направленная на производство материальных или нематериальных благ
ОБЩЕНИЕ
особый вид деятельности, заключающийся в целенаправленном прямом или опосредованном обмене информацией с другими людьми.
Классификации деятельности
Основные виды деятельности
СВОБОДА ЧЕЛОВЕКА понимается чаще всего как возможность осознанного выбора (цели, методы и средства своей деятельности)
Свобода никогда не бывает абсолютна! Она всегда ограничена существующими в обществе социальными нормами.
ОТВЕТСТВЕННОСТЬ – способность и готовность принимать последствия своих поступков, результатов деятельности

Мировоззрение формируется в результате социализации и в ходе познания человеком окружающего мира.
Носителями мировоззрения являются как отдельная личность, так и социальная группа, всё общество или даже всё человечество целиком.
Все люди на Земле разделяют такие ценности как гуманизм, уважение к материнству, уважение к детству и старости и т. п. Такие общекультурные ценности часто называют культурными
универсалиями.

МЕНТАЛИТЕТ – устойчивая форма мировоззрения, характерная для больших социальных групп (этносов, социальных страт) и обусловливающий особенности их реагирования на факты и процессы окружающего мира.
Мировоззрение обладает некоторыми особенностями:

Историчность (всегда связано с конкретной эпохой)

Стихийность (формируется ненаправленно, само по себе)

Направленность (совокупность мотивов, определяющих деятельность человека)

Опирается на жизненный опыт человека

Сказывается на всем облике человека, поведении, действиях, наклонностях
Классификация мировоззрения в зависимости от господствующих ценностей.
Мировоззрение играет ряд важных функций. Вот основные из них
1. Познавательная – делает мир понятным и доступным
2.Оценочная – способствует формированию собственного мнения о фактах, явлениях и процессах окружающего мира
3.Социальная – способствует формированию целостного взгляда на общественные процессы
4.Интегративная – позволяет человеку встраиваться в существующие общественные отношения
5.Прогностическая – помогает прогнозировать развитие окружающего мира и др.
ТЕОЦЕНТРИЗМ
Главная ценность – Бог и служение ему
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ
Главная ценность – человек, его жизнь, интересы, права и свободы
СОЦИОЦЕНТРИЗМ
Главная ценность – общество и общественные интересы
ЭТАТИЗМ
Главная ценность – государство и служение ему
НАУКОЦЕНТРИЗМ
Главная ценность – наука, ее принципы и нормы
ПРИРОДОЦЕНТРИЗМ
Главная ценность – природа и экология

ПОЗНАНИЕ – активное отражение действительности в сознании человека; процесс постижения им новых фактов, явлений, закономерностей развития природы, общества, человека.
Целью и результатом познания является знание.
ЗНАНИЕ – познавательно значимая информация, особая познавательная единица, выражающая отношение человека к действительности.
Существует великое множество видов
познания:
- Обыденно-бытовое познание
- Мифологическое познание
- Религиозное познание
- Художественно-образное познание
- Лженаучное познание
- Паранаучное познание и др.
Но главный вид познания для сдающих ЕГЭ – научное познание
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ МИРА – особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно- организованных и теоретически обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Замени в приведенном слева списке слово
«познание» на слово
«знание» - и ты получишь перечень видов знаний. А заменив на слово
«мировоззрение» -
список видов
мировоззрения. Лайфхак!

Особенности научного познания и научного знания

Объективность (независимость результатов исследования от качеств познающего субъекта)

Проверяемость и воспроизводимость знаний

Системность (все элементы научного познания взаимосвязаны)

Рациональность – данные становятся научными только при их включение в систему теоретических выводов

Доказательность

Наличие специального языка науки

Использование специальных методов познавательной деятельности.
Цель научного познания – системно организованное объективное истинное знание.
ИСТИНА – знание, соответствующее свойствам познаваемого объекта
Знание, не соответствующее свойствам познаваемого объекта или искажающее их, называется ложью.
Как определить, является ли знание истинным? Для этого необходимо использовать критерии истины:
1)
Авторитетность источника информации
2) Соответствие законам логики
3) Соответствие ранее известным открытиям той или иной науки
4) Договоренность (конвенция) специалистов в той или иной науке

5) Простота, ясность мысли
6) Парадоксальность идеи
7) Подтверждение практикой – основной критерий истины. Но не универсальный – для того, чтобы совершенно точно удостовериться в истинности того или иного знания, необходимо использовать несколько критериев истинности.
Существуют два основных вида истины: абсолютная и относительная
ТЕПЕРЬ – НЕСКОЛЬКО СЛОВ О КУЛЬТУРЕ
КУЛЬТУРА – это совокупность искусственных объектов, созданных человеком в процессе освоения и преобразования природы
(материальная культура)
КУЛЬТУРА – это совокупность достижений человечества в социально- экономической, политической и духовной жизни (духовная культура)
Кроме того, культура – это
… степень развития какой-либо отрасли знания или деятельности
(например, культура труда, правовая культура и т. п.)
… характеристика отдельных исторических эпох, этносов или наций
(например древнегреческая культура, средневековое общество и т. п.)
… уровень, степень развития человека как члена общества (Вася культурный, а Петя - нет)
Мы являемся как производителями культуры (когда я набираю этот конспект, я являюсь производителем культуры), так и потребителем культуры (ты читаешь этот текст – значит потребляешь культуру)
ВИДЫ ИСТИН
АБСОЛЮТНАЯ
ОТНОСИТЕЛЬНАЯ
Полное, исчерпывающее знание о предмете, которое не может быть опровергнуто или изменено
Абсолютные истины характерны для религии и мифологии. В науке играют роль
недостижимого идеала
Ограниченно верное знание, которое может изменяться, дополняться или опровергаться с течением времени
Характерны для научного
познания

Духовная культура – очень важная и нужная. Она представлена в виде
трех основных форм:
Некоторые современные социологи выделяют также экранную культуру как особую форму. Она тесно связана с современными мультимедийными технологиями и распространяется в Интернете.
Компьютерные игры, социальные сети, сайты и форумы, мемы и подкасты – всё это является контентом, который относят к экранной культуре. Каждый из нас имеет возможность создавать свои объекты экранной культуры от примитивных игр до смешнявок с котами.
Каковы функции культуры:
1)
Социализация личности
2)
Приспособление человека к окружающей среде
3)
Создание, накопление и передача социальных ценностей
4)
Обеспечение взаимодействия между социальными группами и индивидами
5)
Регулирование жизни общества и деятельности человека
(например, с помощью моральных, эстетических норм и пр.)
НАРОДНАЯ
КУЛЬТУРА
ЭЛИТАРНАЯ
КУЛЬТУРА
МАССОВАЯ
КУЛЬТУРА
Создается народом и отражает национальный характер
- Коллективная творческая деятельность народа
- Передаётся устно
- Как правило имеет анонимного автора
Культура, рассчитанная на узкий круг ценителей, подготовленных к восприятию сложных по форме и содержанию произведений
- Цель: самовыражение автора
- Может служить источником вдохновения для массовой культуры
- Культура, опережающая своё время.
Культура, зародившаяся в индустриальном обществе и связанная с появлением и развитием технических средств коммуникации
- общедоступная, простая по содержанию культура
- Отражает насущные потребности народных масс
- Коммерческий характер
(ради бабла)
- Может оказывать серьезное влияние на формирование общественного мнения

Культура отдельных социальных групп может сильно отличаться от других таких культур. Для описания культуры этих групп используется понятие субкультуры.
СУБКУЛЬТУРА – культура, создаваемая представителями отдельных социальных групп и не противоречащая ценностям господствующей культуры.
Широко известны молодежные субкультуры – панки, готы, эмо и прочее.
Существуют также профессиональные субкультуры – например, субкультура врачей, выражающаяся в максимально циничном сленге
(«Снимаем бабке череп и на колбасу» - «Делаем бабушке томограмму головы и увозим в палату по длинному коридору») и особом образе жизни.
Когда какой-то субкультуре становится тесно в пределах своей социальной группы, она выплескивается из нее и захватывает всё больше и больше людей в свои цепкие лапы. Это называется словом контркультура
КОНТРКУЛЬТУРА – 1) культура, ценности которой противостоят господствующим в обществе ценностям. 2) Система ценностей асоциальных групп населения (криминалитет, бомжи, хикки и т. п.)
Например, субкультура АУЕ, долгое время существовавшая в криминальной и околокриминальной среде покинула эту социальную группу и распространилась среди молодежи. Таким образом АУЕ переродилась из субкультуры в контркультуру, и вполне попадает под систему ценностей асоциальных групп населения.
РЕЛИГИЯ
область культуры и форма духовной жизни, основанная на вере людей в существование сверхъестественных сил.
МОРАЛЬ
область культуры, отражающая представления общества о добре и зле, хорошем и плохом.
ИСКУССТВО
область культуры, которая представляет собой отражение окружающей действительности в художественных образах.
ОБРАЗОВАНИЕ
область культуры, предназначенная для передачи ценностей духовной культуры из поколения в поколение
НАУКА
область культуры, ставящая своей целью получение объективных, системно организованных истинных знаний о мире, обществе и человеке
Не стоит путать формы духовной культуры и области духовной
культуры. Иногда составители ЕГЭ пишут «формы (области)
культуры» - они имеют в виду то же самое, что и области культуры.

ОБЩЕСТВО – отделившаяся от природы, но тесно связанная с ней часть материального мира, состоящая из людей и включающая в себя все формы их объединения и способы их взаимодействия.
ОБЩЕСТВЕННЫЙ (СОЦИАЛЬНЫЙ) ИНСТИТУТ – исторически сложившаяся устойчивая форма организации совместной деятельности людей для удовлетворения базовых потребностей человека и общества.
Пять базовых, самых важных институтов общества:
- Государство
- Церковь
- Семья
- Производство
- Образование
Общество является самоорганизующейся динамической системой. Это означает, что в обществе постоянно создаются и распадаются социальные институты, происходят изменения, меняется каждый человек в отдельности и всё общество целиком. Как именно это происходит?

ПРОГРЕСС – движение общества от менее совершенного к более совершенному, от простого – к сложному
Существуют три формы общественного прогресса – реформа,
революция, модернизация.
Иногда общество не двигается к более сложным формам, а наоборот, откатывается к старым, отжившим формам. Такое явление называется словом регресс.
РЕГРЕСС – движение общества от более совершенного к менее совершенному, деградация, возвращение к изжившим себя структурам
Отсутствие развития называют
стагнацией.
На своем пути общество прошло три этапа: этап доиндустриального,
индустриального и постиндустриального общества.
ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(ТРАДИЦИОННОЕ)
ОБЩЕСТВО
(с древнейших времен до XVIII – XIX века)
Характерные черты:

Человек подчинен природе

Основной фактор производства – земля

Преобладание натурального хозяйства

Аграрно-сырьевая экономика

Экстенсивные технологии

Ручной труд

Сословное строение общества - затрудненность вертикальной социальной мобильности

Коллективизм, большие расширенные семьи

Деспотическая культура

Подданническая культура

Религиозный характер культуры

Неграмотность основной массы населения

ПОСТИНДУСТРИАЛЬН
ОЕ
(ИНФОРМАЦИОННОЕ)
ОБЩЕСТВО
(с середины XX века до наших дней)
Характерные черты:

Стремление к гармонии человека и общества

Основной фактор производства – информация

Преобладание наукоёмких технологий и средств коммуникации

Преобладание сферы услуг

Индивидуализация производства и потребления

Сокращение социального неравенства, рост среднего класса

Политическое многообразие (плюрализм)

Ценности гражданского общества и правового государства

Особая роль науки

Непрерывное образование

Ценность индивидуального творчества и самореализации

Появление виртуальной культуры.
ДОИНДУСТРИАЛЬНОЕ
(ТРАДИЦИОННОЕ)
ОБЩЕСТВО
(с XVIII – XIX века до середины XX века)
Характерные черты:

Человек подчиняет природу

Основной фактор производства – капитал

Массовое промышленное производство

Механизация и автоматизация производства и управления

Появление стандартов потребления

Формирование среднего класса

Высокий уровень социальной мобильности

Нуклеарная семья

Индивидуализм

Демократизация политической жизни

Расширение прав и свобод граждан

Ценности прогресса, развитие науки и техники

Появление массовой культуры
Прогресс является противоречивым явлением. С одной стороны, появление новых, более сложных (а значит более совершенных) изобретений и общественных институтов приводит к упрощению и улучшению общественной жизни. С другой стороны, они же могут приводить к негативным последствиям. Например, изобретение пороха, с одной стороны, привело к появлению фейерверков, которые украшают любой праздник, с другой стороны, привело к появлению огнестрельного оружие, которое унесло на тот свет сотни миллионов людей. Само по себе изобретение пороха нейтрально, но его последствия носят противоречивый характер.

НЕКОТОРЫЕ ПЛАНЫ (ЗАДАНИЕ № 28)
1) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «ДУХОВНАЯ
КУЛЬТУРА ОБЩЕСТВА». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Культура понимается как:
а) духовная культура;
б) материальная культура;
2. Области духовной культуры общества:
а) мораль;
б) наука;
в) искусство;
г) религия;
д) образование.
3. Формы духовной культуры а) народная культура.
б) элитарная культура в) массовая культура
4. Функции духовной культуры:
а) познавательная;
б) ценностно-ориентировочная;
в) нормативная;
г) коммуникативная;
д) интегративная;
е) социализации.
5. Понятия «субкультура» и
«контркультура»
2) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «СТРОЕНИЕ
ОБЩЕСТВА». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Подсистемы (сферы) общества:
а) политическая;
б) экономическая;
в) духовная;
г) социальная.
2. Направления развития общества:
а) прогресс;
б) регресс.
3. Критерии общественного прогресса:
а) развитие науки и техники;
б) развитие производительных сил;
в) гуманистические критерии и др.
4. Базовые социальные институты:
а) государство б) церковь в) семья г) образование д) производство
5. Стагнация – отсутствие общественного развития
Данный план можно использовать по теме «Общество как динамическая система»

НЕКОТОРЫЕ ПЛАНЫ (ЗАДАНИЕ № 28)
3) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «ОСОБЕННОСТИ
НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ МИРА».
План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Отличительные признаки научного знания:
а) объективность;
б) рационализм;
в) системность и упорядоченность и пр.
2. Современная классификация наук:
а) гуманитарные;
б) естественные;
в) социальные и т.д.
3. Функции научного познания:
а) познавательно-объяснительная;
б) мировоззренческая;
в) производственно- преобразующая;
г) прогностическая.
4. Уровни научного познания:
а) эмпирический;
б) теоретический.
5. Методы эмпирического познания:
а) научное наблюдение;
б) описание;
в) эксперимент и пр.
6. Методы теоретического познания:
а) анализ б) синтез в) абстрагирование и др.
4) Используя обществоведческие знания, составьте сложный план, позволяющий раскрыть по существу тему «МИРОВОЗЗРЕНИЕ
ЧЕЛОВЕКА». План должен содержать не менее трех пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.
1. Элементы мировоззрения а) Мировосприятие б) Мироощущение в) Миропонимание
2. Мировоззрение включает в себя а) взгляды б) нормы в) ценности г) установки
4. Основные виды мировоззрения а) мифологическое б) религиозное в) философское г) научное и др.
5. Функции мировоззрения а) познавательная б) оценочная в) социальная г) интегративная и др.
6. Классификация мирвоззрения по господствующим ценностям а) антропоцентризм б) социоцентризм в) этатизм и др.


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница