Возникновение, сущность и учение Ислама




Скачать 221.16 Kb.
Дата21.06.2016
Размер221.16 Kb.
XIII – тема: Возникновение, сущность и учение Ислама

Мухаммад (САВ)

Мухаммад (САВ) – реальная историческая личность, жизненный путь которой изложен в одном из источников вероучения ислама – Сунне. Согласно Сунне Мухаммед родился в Мекке в 570 г. и происходил из рода Хашим родоплеменной группы Курайш. По представлению мусульман, Мухаммед – пророк Аллаха и его посланник, через которого был передан людям текст Корана.

Родился Мухаммад (САВ) в небогатой, но близкой по родству к мекканской знати семье. Его отец умер во время торговой поездки до рождения Мухаммад (САВ), мать – через несколько лет. Мухаммад (САВ) воспитывался в доме своего деда Абд ал-мутталиба. С молодых лет он был знаком с караванной торговлей, иногда участвовал в торговых поездках. В юности Мухаммед нанялся вести торговые дела богатой мекканской вдовы Хадиджи бинт Хувайлит, на которой женился в возрасте 25 лет. Пока Хадиджа была жива, Мухаммад (САВ) не брал себе других жен. Она родила ему несколько скончавшихся в младенчестве сыновей, в том числе Касима, по которому Мухаммеда звали Абу-ал-Касим, и четырех дочерей: Рукайу, Умм Кулсум, Зайнаб и Фатиму.

Среди последователей ислама есть несколько версий происхождения религии и основы вероучения – Корана. По одной из них Мухаммад (САВ) любил одиночество и благочестивые размышления, часто удалялся в соседние с Меккой горы, был знаком с основами иудаизма и христианства, с взглядами аравийских монотеистов-ханифов. Когда Мухаммад (САВ) было около 40 лет, во время одного из периодов уединения ему стали являться видения, а затем речения извне, возвестившие о том, что он является посланником Бога. Мухаммад (САВ) сильно напугал этот голос и само сообщение. Но вслед за первыми словами последовал приказ: "Читай". Протестуя, Мухаммад (САВ) отвечал, что не может читать, так как не умеет. Но архангел Джабраил настойчиво призывал к чтению: "Читай! Во имя Господа твоего, который сотворил человека"! Криком, обычно предупреждавшем горожан об опасности, Мухаммад (САВ) со склона горы Ас-Сафа возвестил жителей Мекки о ниспосланном ему Слове Божьем.

По другой версии обстановка передачи Корана рисуется так. Пророк, стоя на горе Арафат (близ г. Мекка), слушал голос архангела Джабраила, который с седьмого неба около двадцати трех лет диктовал ему содержание Корана, а Мухаммад (САВ), в свою очередь, сообщал его содержание в виде отдельных проповедей и учений своим последователям.

В то же время мусульманское духовенство учит, что Аллах передавал Коран Мухаммад (САВ) через архангела Джабраила отдельными откровениями, главным образом по ночам, через видения. Первое видение получило название «Лайлат ал-кадр» («Ночь предопределения») и произошло в ночь с 26 на 27 число месяца рамазана. В эту ночь Аллах принимает решения о судьбе каждого мусульманина, учитывая его желания. Поэтому у верующих принято проводить эту ночь в мечети, читать Коран и просить Аллаха о выполнении своего желания.

Первоначально Мухаммад (САВ) испугался начавшихся “откровений”, но затем уверился, что избран божеством в качестве посланника (расул) и пророка (наби), чтобы нести людям Слово Божье.

Первые “откровения”, которые Мухаммад (САВ) пытался передать своим соплеменникам, провозглашали величие единственного и единого бога Аллаха, отвергали распространенное в Аравии многобожие, предупреждали о грядущем воскрешении мертвых, Дне суда и наказаний в аду всех, кто не верует в Аллаха.

Вначале проповедь Мухаммад (САВ) была встречена в Мекке с насмешкой, однако постепенно вокруг него собралась группа сторонников, частью из знатных родов, частью – из низов мекканского общества. В связи с этим мекканская верхушка, которая боялась потерять власть, начала преследовать и притеснять последователей Мухаммад (САВ) – мусульман. Однако Мухаммад (САВ) находился под защитой своего рода и его главы – Абу Талиба. В то же время многие из мусульман, спасаясь от гонений, уехали из Мекки в Эфиопию.

Первыми ислам приняли жена Мухаммад (САВ) – Хадиджа, поверившая в пророческую миссию мужа, Али – двоюродный брат и воспитанник Мухаммад (САВ) и Зайд – вольноотпущенник и приемный сын Мухаммад (САВ). Среди курейшитов привержанцами новой религии стали знатные мекканцы – Абу Бакр, Омар и Осман, впоследствии ставшие халифами (приемниками пророка Мухаммеда).

Проповедь Мухаммад (САВ), якобы передававшая прямую речь Аллаха, доказывала всемогущество Аллаха, часто именовавшегося Милостливым (Рахман), его величие, полную зависимость от него человека. При этом Мухаммед отсылал слушателей к известным им историям о пророках прошлого и о погибших древних народах. Коран как бы показывал, что пророчество Мухаммад (САВ) – явление известное и возможное и что непослушание пророку всегда вело к наказанию неверующих.

В какой-то момент (около 618-620 гг.) возникла возможность компромисса с мекканцами. Мухаммад (САВ) якобы согласился признать особое положение при Аллахе почитаемых в Мекке богинь – ал-Лат, ал-Уззы и Манат, а мекканцы – пророческую миссию Мухаммеда и первое место Аллаха среди богов. Однако примирение, нарушавшее главный принцип нового учения – строгое единобожие, не состоялось, и борьба обострилась. Тем временем умерла Хадиджа, умер Абу Талиб, и Мухаммад (САВ) лишился значительной части моральной поддержки и защиты. Кроме того, ставший главой рода Абу Лахаб отказал Мухаммад (САВ) в покровительстве.

Мухаммад (САВ) стал искать сторонников вне Мекки. Он обращался с проповедями к людям, приезжавшим в город по торговым делам, совершил в безрезультатных поисках убежища поездку в г. Таиф. Наконец, около 620 г. он вступил в тайное соглашение с группой жителей Йасриба – крупного землевладельческого оазиса примерно в 400 км. к северу от Мекки. Жившие там языческие и принявшие иудаизм арабские племена находились в состоянии затянувшихся и запутанных междоусобиц, из которых они, по аравийскому обычаю, надеялись выбраться с помощью авторитетного и беспристрастного третейского судьи. В качестве такого судьи они и пригласили Мухаммеда, признав его пророческую миссию как основу его авторитета.

Сначала большинство мекканских мусульман, а затем и сам Мухаммад (САВ) переселились в Йасриб. Он прибыл туда 12 или 18 раби I, т.е. 24 или 22 сентября 622 г. С первого месяца (ал-мухаррам) этого года мусульмане (при Умаре I) стали отсчитывать годы новой эры по хиджре, т.е. по году переселения Мухаммад (САВ) из Мекки в Йасриб, который стал называться Мажинат ан-наби (“город Пророка”) или просто ал-Мадина (Медина).

Мухаммад (САВ) превратился из простого проповедника в политического лидера общины, включавшей поначалу не только мусульман. Постепенно устанавливается его единовластие в Медине. Главной опорой Мухаммад (САВ) были пришедшие с ним из Мекки мусульмане – мухаджиры и мединские мусульмане – ансары. Мухаммад (САВ) надеялся также найти религиозную и политическую поддержку и у иудеев Йасриба, он даже подчеркнуто избрал киблой Иерусалим. Однако они отказались признать в Мухаммад (САВ) мессию из неиудеев, более того высмеивали пророка Аллаха и даже вступили в контакты с врагами Мухаммад (САВ) – мекканцами. К ним присоединились и часть других жителей Йасриба из язычников, иудеев и христиан, первоначально охотно принявших ислам, но затем выступивших против Мухаммад (САВ). Эта внутренняя мединская оппозиция неоднократно осуждается в Коране под именем “лицемеров” (мунафикун).

Внутреннее размежевание помогло развитию представления об исламе как об отдельной религии, усилению ее аравийских черт. Мухаммад (САВ) все отчетливее стал говорить об особой роли ислама, о себе как о последнем пророке – “печати пророков”. В его речах иудеи и христиане порицаются как плохие верующие, ислам объявляется исправлением допущенных ими искажений воли Аллаха. В противовес субботе устанавливается особый мусульманский день общей молитвы – пятница, объявляется о святости ал-Каабы и первостепенном значении паломничества к ней. Она становится главной святыней ислама, к ней молящиеся начинают обращаться во время молитвы (кибла).

В Медине строятся первая мечеть, дом Мухаммад (САВ), устанавливаются основы мусульманского ритуала – правила молитвы, омовения, поста, призыва к молитве, сборов на благочестивые нужды и т.д. В проповедях Мухаммад (САВ) стали фиксироваться правила жизни общины – принципы наследования, раздела имущества, бракосочетания. Объявляются запреты на вино, свинину и азартные игры, начинает особо выделяться положение Мухаммад (САВ) как посланника Аллаха. В “откровениях” появляются требования особого почтения к Мухаммад (САВ), ему “ниспосылаются” исключения из некоторых запретов, обязательных для других.

Таким образом, в Медине Мухаммад (САВ) сформировал основные принципы религиозного учения, ритуала и организации общины. Эти принципы были выражены в “откровениях” и частично в высказываниях, решениях и поступках самого Мухаммад (САВ).

Одной из форм сплочения общины и ее расширения с самого начала мединского периода стала борьба с неверующими мекканцами. В 623 г. начинаются нападения мусульман на мекканские караваны. В 624 г. при Бадре мусульмане, возглавляемые Мухаммад (САВ), победили мекканский отряд, и эта победа была воспринята и истолкована как доказательство того, что Аллах – на стороне мусульман. В 625 г. мекканцы пошли к Медине и сразились с мусульманским войском около горы Ухуд. В бою Мухаммед был легко ранен в голову, мусульмане понесли большие потери, однако мекканцы не развили свой успех и отошли. В следующем году они снова подошли к Медине, но были остановлены обороной мусульман у специально выкопанного рва.

Тесные связи внутренней мединской оппозиции с мекканцами, ее попытки покушения на жизнь Мухаммад (САВ) и упорный отказ от полного ему подчинения вызывали резкие ответные меры. Последовательно из Медины были изгнаны иудейские племена бану кайнука и бану надир, значительная часть бану курайза была перебита, были убиты и некоторые наиболее активные противники и соперники Мухаммад (САВ). Затем были собраны большие силы для решительной борьбы с Меккой.

В 628 г. большое войско, к которому присоединились некоторые кочевые племена, двинулось в сторону Мекки и остановилось в местечке ал-Худайбийа, на самой границе священной территории Мекки.

Переговоры между мекканцами и мусульманами завершились перемирием. Ровно через год Мухаммад (САВ) и его сподвижники совершили в соответствии с договором малое паломничество (умра).

Тем временем крепла сила мединской общины. Были завоеваны богатые оазисы Северной Аравии Хайбар и Фадак, союзниками Мухаммад (САВ) становились все новые и новые племена. В этих условиях продолжались тайные переговоры мекканцев с Мухаммад (САВ), многие мекканцы принимали ислам открыто или тайно. В результате всего этого подошедшее к Мекке в 630 г. мусульманское войско беспрепятственно вошло в город. Мухаммад (САВ) совершил поклонение ал-Каабе и очистил ее от языческих идолов. С этого момента формируется мусульманское феодально-теократическое государство, которое получило название Арабский Халифат. Мухаммад (САВ), однако, продолжал жить в Медине, лишь однажды (в 632 г.) совершил паломничество, называемое прощальным (хиджжат ал-вада).

Победа над Меккой еще более укрепила уверенность Мухаммад (САВ) в себе и подняла его политический и религиозный авторитет в Аравии. Он посылает различным царям и вождям Аравии и наместникам пограничных с Аравией областей Византии и Ирана послания с предложением принять ислам. Мекканские военные отряды появляются в Йемене. В Мекку приезжают представители различных племен и областей полуострова. Многие из приезжавших договариваются с Мухаммадом (САВ) о союзе. В сражении при Хунайне в 630 г. мусульмане и их союзники отбили большое наступление на Мекку враждебных кочевых племен. В итоге в 631-632 гг. значительная часть Аравии оказывается в той или иной степени включенной в политическое объединение, возглавляемое Мухаммадом (САВ).

В последние годы жизни Мухаммад (САВ) определяет цель этого объединения – распространение власти ислама на север и начинает готовить военную экспедицию в Сирию. В июне-июле 632 г. Мухаммад (САВ) неожиданно для своих сподвижников скончался после непродолжительной болезни. Существует легенда, что он был отравлен. Похоронен Мухаммад (САВ) в главной мечети Медины (Мечети Пророка).

Надо сказать, что Аравийский полуостров никогда до Мухаммад (САВ) не знал единой власти. Лишь пророк смог добиться относительного мира. После смерти Мухаммад (САВ) в 632 г. авторитет уммы пошатнулся, и установившееся было согласие вновь было нарушено. Причина этого кроется в том, что по древнеарабским традициям соглашения теряли силу после смерти главы той или иной стороны.

Со смертью Мухаммад (САВ) прекратился прямой “контакт” общины с Аллахом, ею стали управлять халифы – заместители Пророка в деле проведения в жизнь законов и правил, заповеданных Мухаммадом (САВ) и изложенных в Коране. За право выдвижения на пост халифа своего представителя соперничали разные группы мусульман.

Связано это с тем, что после смерти Хадиджи Мухаммад (САВ) заключал большое количество браков. Право Пророка превысить разрешенное для мусульманина число жен (четыре) было специально обосновано кораническим “откровением”. В большинстве своем эти браки носили политический характер, укрепляя связи Мухаммад (САВ) с различными родоплеменными группами. Любимой женой М Мухаммад (САВ) предание считает Аишу, дочь Абу Бакра. После смерти Пророка она пыталась играть политическую роль в качестве хранителя и толкователя его заветов. Особой любовью Мухаммад (САВ) также пользовалась коптская невольница Мария, родившая ему сына Ибрахима, умершего в младенчестве и горько оплаканного Пророком. Согласно преданию у Мухаммада (САВ) было 11 официальных жен, девять из которых были живы в момент его кончины.

Мухаммад (САВ) не оставил мужского потомства. Дочь Мухаммад (САВ) Фатима вышла замуж за его двоюродного брата и верховного друга Али ибн Аби Талиба. От потомков их сыновей – ал-Хасана и ал-Хусайна – происходят все довольно многочисленные в сегодняшнем мусульманском мире потомки “семьи Пророка” – саййиды и шарифы.

Таким образом, преемниками Мухаммад (САВ) стали его ближайшие соратники. Первым "заместителем пророка", халифом, стал Абу Бакр – один из первых, обращенных в ислам. Но правил он недолго: спустя два года после своего избрания он умер, передав правление грозному Омару. Омар властвовал десять лет – до 644 г. За годы его правления Халифат значительно расширил свою территорию за счет Сирии, Египта, Палестины, Северной Африки, Ирана и Ирака. В 644 г. Омар был убит рабом. На его место был избран Осман, который был знаменит не завоевательными походами, а собранием сохранившихся в памяти первых мусульман текстов Корана. Преемником Османа был Али ибн Аби Талиба, двоюродный брат и зять Мухаммеда. Поскольку Али был из общины семьи Пророка, он претендовал на особое, привилегированное положение. Вследствие его притязаний первоначально единый мусульманский мир раскололся на два направления. Сторонники Али стали называться шиитами («шиа» – группировка Али), а их противники были впоследствии названы суннитами (от «сунна» – преданный Мухаммаду (САВ)).

В современной науке существует общее мнение, что Мухаммад (САВ) действительно жил и действовал, произнес значительную часть слов, составляющих Коран, обосновал общину мусульман сначала в Мекке, потом в Йасрибе. В жизнеописании Мухаммад (САВ) (сира), в преданиях о его словах и поступках (хадис), в комментариях к Корану (тафсир) и т.д. наряду с исторически достоверными сведениями содержится много поздних добавлений, домыслов и легенд. Все вместе они и составляют известную всем мусульманам биографию Пророка.

Ислам в принципе не наделяет Мухаммад (САВ) никакими сверхъестественными чертами. В Коране неоднократно подчеркивается, что он такой же человек, как и все. Тем не менее, вокруг его фигуры постепенно возник цикл легенд о чудесах. Некоторые из них развивают намеки Корана, как, например, легенда о том, что ангелы рассекли молодому Мухаммад (САВ) грудь и омыли его сердце, или легенда о его ночном путешествии на волшебном животном ал-Бураке в Иерусалим и последующем вознесении на небеса. Сложился ряд легенд о чудесах, сотворенных Мухаммадом (САВ), – в его присутствии недойная овца дает молоко, малой пищи хватает на множество людей и т.д. В целом, однако, подобного материала в преданиях о Мухаммаде (САВ) сравнительно мало.

Праведные (правоверные) халифы

Праведные (правоверные) халифы – халифы Абу Бакр, Умар, Усман и Али, которые после кончины пророка Мухаммада в течение почти 30 лет возглавляли мусульманскую общину и еще при жизни пророка в той или иной мере принимали участие в деятельности общины, а также были связаны с пророком узами кровного родства или брака.

В последующие столетия период правления праведных халифов называли «золотым веком» ислама, когда процветали изначальные мусульманские добродетели, а самим халифам присвоили титул «ар-рашидун» – идущие праведным путем, чтобы отличить их от тех, кто пришел к власти в разных провинциях некогда единого мусульманского государства.

Абу Бакр ас-Сиддик - преуспевающий мекканский купец, был одним из первых, кто сразу и безоговорочно поверил Мухаммаду и стал ему помогать. Он не жалел средств на нужды мусульманской общины. Одной из статей его расходов был выкуп рабов, освобождая которых он ставил единственное условие – принятие ими ислама. Именно он сопровождал Мухаммада, когда пророк решил перебраться в Медину (622), узнав о заговоре против него. Чтобы сбить с толку преследователей, Мухаммад и Абу Бакр провели три дня в пещере на горе Саур близ дороги, ведущей на Йемен, дожидаясь возвращения преследователей в Мекку. В Медине Абу Бакр выдал замуж за пророка свою дочь. Он всячески опекал Мухаммада, сопровождал его военных походах.

Умар (Омар I) ибн аль-Хаттаб аль-Фарук второй из «праведных халифов». Согласно преданию, сначала он был настроен против мусульман, но после того как познакомился с текстом суры «Та ха», который дала ему его сестра, захотел встретиться с Мухаммадом. После этой встречи он стал одним из самых верных сторонников пророка. В мединский период Умар прославился своей храбростью, принимал участие в главных битвах мусульман. Халифу Умару принадлежит заслуга в создании административной системы, которая легла в основу управления будущего мусульманского государства. При Умаре была создана налоговая система, действовавшая во всем государстве. Система разделяла мусульман и христиан, победителей и побежденных не только размерами налогов, но и целым перечнем запретов. Так, специально оговаривалось наказание за осмеивание пророка и его веры. Запрещалось прикасаться к мусульманской женщине, покушаться на жизнь и имущество мусульман, укрывать врагов ислама и т.д. Кроме того, немусульмане должны были «отличаться одеждой» от мусульман; им нельзя было строить жилища выше домов правоверных, пить публично вино, открыто носить кресты, иметь оружие, ездить верхом и т.п. В частности, при нем был окончательно признан ритуал хаджа, который стал одним из пяти обязательных принципов веры. Ежегодное паломничество Умар возглавлял сам. По поручению халифа бывший секретарь пророка Зайд ибн Сабит начал сбор разрозненных текстов откровений, записанных со слов Мухаммада. Окончательно текст Корана был канонизирован уже после смерти Умара.

Усман ибн Аффан (годы жизни – 575–656, время правления – 644–656) – третий халиф из плеяды «праведных». Мусульманские историки, описывая деяния Усмана, ставят ему в заслугу кодификацию Корана. Именно по его распоряжению был составлен единый свод откровений, записанных при жизни Мухаммада. Лучшие каллиграфы переписали текст в четырех экземплярах. Все последующие сборники делались на основании этих записей.

Али ибн Абу Талиб – четвертый и последний праведный халиф (род. в 602, годы правления 656–661) является ключевой фигурой для понимания разделения мусульман на суннитов и шиитов. Он был не только соратником, но и близким родственником – двоюродным братом – пророка Мухаммада. Историки расходятся во мнениях относительно роли Али в становлении мусульманского государства. Очевидно, что у него не было таланта администратора и проницательности политика, необходимых для управления мусульманской империей. Но образ «рыцаря без страха и упрека», который, несмотря на все невзгоды, оставался честным и верным исламу, сохранился в веках. Его трагическая гибель, а также гибель его потомков, создали ему ореол мученика.

Возникшее после его смерти движение шиитов первое время находило опору в иракском патриотизме, а затем распространилось на территории Ирана. Здесь образ Али приобрел черты персидского богатыря, его почитают как святого мученика. Если у суннитов Али остается образцом набожности и благородства, то в среде шиитов существует культ Али. Его фигура порой заслоняет образ пророка Мухаммада, так как крайние шииты считают, что именно Али является носителем божьей благодати (араб. барака), абсолютным и непогрешимым авторитетом в делах ислама, обладателем всех достоинств, которым Аллах может наделить человека. Сторонники Али называют его «вали Алла» (араб. «друг Аллаха»).

Мечеть

Мечеть – мусульманское культовое здание, где совершаются богослужения и произносятся проповеди. Слово "мечеть" означает "место, где совершаются земные поклоны". Таким образом, мечеть – особо священное место для молитв. Вход в мечеть в некоторых странах (Марокко, Иран) запрещен немусульманам. В других странах всякий входящий в мечеть должен снимать обувь у ее дверей, выказывая тем самым священное уважение к молитвенному дому. Мечеть может располагаться на любом месте, но на расстоянии, не доступном скверне. Например, вдалеке от кожевенных заводов и пивоваренных предприятий. Архитектура мечетей не везде одна и та же, однако, обыкновенно при них находятся тонкие башни (минареты), с вершины которых муэдзин громким голосом возвещает часы молитвы призывом: "Бог величайший! Я свидетельствую, что нет Бога, кроме Аллаха. Спешите к саляту! Спешите к успеху (спасению)! Бог величайший! Нет Бога, кроме Аллаха!"

Убранство в мусульманской мечети сильно отличается от христианской церкви. В частности, ислам запрещает использовать изображения Бога (Аллаха) и пророков в качестве предмета религиозных церемоний, а также хор, музыку и т. п. Поскольку молитва совершается в коленопреклоненной позе, то пол мечети покрыт коврами.

Противоположная от входа стена мечети ориентирована в сторону Мекки, в ее центре находится ниша-михраб, указывающая направление, куда должны обращаться мусульмане во время молитвы. Справа от михраба находится кафедра, на которую всходит проповедник (khatib) во время торжественного дневного служения в пятницу и в некоторые праздничные дни для произнесения обычной короткой проповеди.

В исламском мире имеются три главные мечети: ал-Масджид ал-Харам в Мекке, мечеть Пророка в Медине, Куббат ас-Сахра в Иерусалиме, которая стоит на священной скале, с которой Мухаммед в 619 г. возносился к небесному престолу Аллаха. Это место почитаемо также иудеями и христианами, поскольку здесь некогда высился храм Соломона.

Символы ислама – полумесяц и зеленый цвет.

Мусульманские обряды и праздники

Обряды и праздники составляют неотделимую часть и один из главных атрибутов ислама, без которых нельзя себе представить эту религию. Они соблюдаются по особому мусульманскому календарю. Нечетные месяцы мусульманского календаря состоят из 30 дней, четные – из 29. 12 таких месяцев образуют лунный год (354 дня), каждый третий год — високосный (355 дней). Поскольку мусульманский лунный год на 11 дней короче солнечного, все мусульманские праздничные даты каждый год смещаются. Названия месяцев мусульманского лунного года следующие: мухаррам, сафар, раби аль-аввал, рабн ас-сани, двумад аль-авваль, джумад аль-ахира, раджаб, шибан, рамадан, шавваль, зуль-када, зуль-хаджа.

Окончанию мусульманского поста посвящен канонический праздник ислама Ид аль-фитр (праздник разговения), известный также под тюркским названием «Ураза-байрам». Праздник проводится в первый день следующего за рамаданом 10-го месяца – шавваля. В шариате указывается только один официальный день этого праздника – день подаяния особой милостыни, так называемый садака-фитра.

С обрядом паломничества связан праздник Ид аль-адха (великий праздник жертвоприношения), известный среди мусульман нашей страны под тюркским названием «Курбан-байрам». Этот праздник отмечается в виде жертвоприношения в 10-й день 12-го месяца мусульманского календаря зуль-хиджжа, в период совершения паломничества в Мекку. Хаджж нельзя представить без жертвоприношения. Обряд этот еще до возникновения ислама выполняли арабские племена, ислам же сохранил его и придал ему свою окраску. Поскольку не все мусульмане в состоянии совершить хаджж, каноны ислама предписывают исполнять кульминационную часть обряда не только в Мекке, но и всюду, где они могут оказаться.

Как видим, основные праздники ислама – Курбан-байрам и Ураза-байрам – являются неотделимой частью мусульманских канонических обрядов паломничества и поста и отдельно от них не существуют.

Что же касается праздников Мавлюд (день рождения Мухаммеда) и Мирадж (вознесение Мухаммеда на небо), то таковыми их можно считать условно, тем более что в первоначальном исламе их вовсе не существовало. Мавлюд, например, стали отмечать лишь спустя 300 лет после возникновения ислама.

Мирадж связан с фантастическим представлением о «чуде» Мухаммеда, молниеносно «вознесшегося» из Мекки в Иерусалим и оттуда – к престолу Аллаха. Его мусульмане отмечают 27 раджаба. Тюркские народы этот праздник называют «раджаб-байрам».

Пятница – день отдыха мусульман, имеет такое же для них значение, как воскресенье для христиан и суббота для иудеев. В пятницу проводятся большие торжественные полуденные богослужения.

Краткая примерная хронология развития ислама


ок. 570-

632 гг.


годы жизни Мухаммада (САС)

610 г.

выступление Мухаммада (САС) с проповедью монотеистической религии – ислам в г. Мекка

619 г.

вознесение Мухаммада (САС) к небесному престолу Аллаха

622 г.

великое переселение (хиджра) Мухаммеда со своими сподвижниками в г. Йасриб (Медин)

623-

630 гг.


годы борьбы мусульман против мекканцев

630 г.

принятие ислама мекканской знатью, образование феодально-теократического государства Арабский Халифат

632-

634 гг.


властвование приемника Мухаммеда халифа Абу-Бакр

634-

644 гг.


властвование халифа Омара

644-

656 гг.


правление халифа Олифа, проведшего канонизирование содержания Корана и составление его окончательной редакции

656-

661 гг.


правление халифа Али

661 г.

убийство халифа Али в мечети г. Куф, захват власти родом Омейя

VII в.

начало проникновения ислама на Северный Кавказ России

конец VII в.

разделение приверженцев ислама на суннитов и шиитов

VII-X вв.

формирование фикха – мусульманского канонического права

IX в.

окончательное редактирование хадисов Сунны

1926 г.

образование Всемирного Исламского Конгресса

1962 г.

образование «Лиги Мусульманского мира»

1969 г.

образование «Организации исламской конференции».

1979-

1980 гг.


празднование 1400-летия хиджры (XV века переселения)



ДЕРЕВО РЕЛИГИЙ

Ислам

  • Суннизм

        • Ханафиты (Албания, Босния и Герцеговина, Турция, Сирия, Ирак, Афганистан, Пакистан, Индия, Бангладеш, Туркменистан, Узбекистан, Таджикистан, Киргизия, Казахстан, Россия, Джибути, Эритрея и другие страны)

        • Шафииты (Сирия, Ливан, Палестина, Иордания, Саудовская Аравия, ОАЭ, Йемен, Египет, Сомали, Коморы, Мальдивы, Индия, Малайзия, Индонезия, Бруней и другие страны)

        • Маликиты (Египет, Судан, Ливия, Тунис, Алжир, Марокко, Мавритания, Кувейт, Бахрейн и другие страны)

        • Ханбалиты (Саудовская Аравия, Катар и другие страны)

    • Сектантский суннизм*

        • Ваххабиты (Саудовская Аравия и другие страны)

        • Сенуситы (Ливия)

  • Шиизм

    • Имамиты

        • Усули* (Иран, Ирак)

        • Ахбари* (Индия, Ирак, Бахрейн, Иран)

    • Шейхиты (Иран, Ирак, Бахрейн)

        • Старые шейхиты*

        • Новые шейхиты*

    • Зейдиты

        • Собственно зейдиты* (Йемен)

        • Нуктавиты* (Иран)

    • Исмаилиты

        • Низариты* (Индия, Пакистан, Афганистан, Иран, Таджикистан и другие страны)

        • Мусталиты*

          • Даудиты* (Индия, Пакистан)

          • Сулайманиты* (Йемен)

    • Друзы (Сирия, Ливан)

    • Нусайриты

        • Киблийя* (Сирия)

        • Шамалийя* (Турция)

    • Ахл-и хакк

        • Алеви [кызылбаши]* (Турция)

        • Шаббаки* (Ирак)

        • Курд-бача* (Иран)

    • Эзелиты* (Иран)

    • Бекташи (Турция, Албания и другие страны)

        • Собственно бекташи*

        • Деде*

        • Челеби*

  • Хариджизм

        • Ибадиты (Оман и другие страны)

  • Маргинальные мусульманские секты*

    • Ахмадие

        • Кадиани* (Пакистан, Индия, Гана, Нигерия и другие страны)

        • Лахори* (Пакистан и другие страны)

    • Черные мусульмане

        • Нация ислама (США)

        • Мавро-американский научный храм (США)

    • Субуд (Индонезия и другие страны)


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница