Вопросы по дисциплине «Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного сервиса»




страница1/8
Дата06.06.2016
Размер1.21 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8
Вопросы по дисциплине

«Производственно-техническая инфраструктура предприятий автомобильного

сервиса»

1. Назначение и типы автотранспортных предприятий по характеру производственно-хозяйственной деятельности, подчиненности и формам собственности. Понятие производственно-технической базы (ПТБ) и производственно-технической инфраструктуры (ПТИ) предприятий автомобильного сервиса. Основные показатели оценки состояния и развития ПТБ: фондоотдача, фондоемкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов.

Автомобильный транспорт представляет собой крупную многоплановую отрасль экономики. В зависимости от производственных функций предприятия автомобильного транспорта подразделяются на автотранспортные, авторемонт­ные, автообслуживающие и терминалы.

Автотранспортные предприятия являются наиболее важным и распро­страненным типом предприятий автомобильного транспорта.

Основной задачей АТП является: эффективное осуществление автомобильных перевозок; обеспе­чение перевозок технически исправным подвижным составом осуществляется производственным комплексом этих предприятий путем регулярного выпол­нения мероприятий по диагностированию, техническому обслуживанию, ре­монту, хранению и грамотной эксплуатации автомобилей.

По своему назначению АТП делятся на: грузовые, пассажирские автобус­ные, пассажирские таксомоторные, пассажирские по обслуживанию предпри­ятий, учреждений и организаций, смешанные и специальные.

По принадлежно­сти различают АТП: общего пользования, ведомственные, кооперативные, ак­ционерные и частные.

По организации производственной деятельности АТП подразделяются на: комплексные и кооперированные.

Грузовые АТП осуществляют грузовые перевозки используя бортовые автомобили, самосвалы, фургоны, тягачи, полуприцепы, прицепы различной грузоподъемности. В крупных промышленных центрах, где имеется большой объем однотипных грузов, грузовые АТП могут специализироваться по видам грузов (железобетонные изделия, сыпучие грузы, контейнеры, изделия про­мышленных предприятий).

Пассажирские АТП выполняют перевозки пассажиров в городском, пригородном, межрайонном, междугородном и международном сообщениях В крупных городах, как правило, соз­даются специализирован –

ные городские автобусные предприятия и таксомотор­ные парки.



Смешанные АТП выполняют как грузовые, так и пассажирские перевоз­ки. Они создаются в небольших городах и населенных пунктах, где нет доста­точного объема грузов и пассажиропотоков для обеспечения работы специали­зированных грузового и пассажирского предприятий.

Специальные АТП создаются при необходимости выполнения большого объема специальных видов перевозок. К ним можно отнести АТП скорой по­мощи, АТП осуществляющие перевозки крупногабаритных и особо тяжелых грузов и т.д.

Комплексными называются автотранспортные предприятия осуществ­ляющие перевозки, а также хранение, обслуживание и ремонт своего подвиж­ного состава. Комплексные АТП должны иметь производственную базу для выполнения работ по техническому обслуживанию и ремонту подвижного со­става, стоянку для хранения автомобилей и инфраструктуру, необходимую для нормального функционирования предприятия.Наиболее распространенными являются комплексные пассажирские и грузовые АТП. Схема организации технологического процесса комплексного АТП приведена на рис. 1.


Рис.1. Схема технологического процесса ТО и ТР автомобилей в комплексном АТП.
Авторемонтные предприятия. к ним относятся авторемонтные и агрегаторемонтные заводы, централи –

зованные специализированные предприятия по ремонту отдельных узлов и элементов, аккумуляторных батарей, шин. Наиболее крупные из них авторемонтные заводы выполняют капитальный пол­нокомплектный ремонт автомобилей. Здесь автомобили полностью разбирают­ся, пригодные к восстановлению и ремонту детали и узлы реставрируются, не­пригодные заменяются на новые. Затем автомобили вновь собираются. По существующим нормативам ресурс автомобиля после капитального ремонта должен быть не ниже 80% ресурса нового автомобиля.



Автообслуживающие предприятия осуществляют сервисное и техниче­ское обслуживание автомобилей различных форм собственности. К таким предприятиям можно отнести базы централизованного технического обслуживания автомобилей, стан­ции технического обслуживания автомобилей, гаражи-стоянки, кем­пинги, мотели, автозаправочные станции.

Базы централизованного технического обслуживания автомобилей пред­назначены для централизованного выполнения сложных видов технического обслуживания и крупного текущего ремонта автомобилям небольших предпри­ятий, не имеющих своей производственной базы для выполнения этих работ.

Станции технического обслуживания осуществляют обслуживание и ре­монт автомобилей. По месту расположения они могут быть городскими и придорожными, а по специализации - обслуживать легковые автомобили, грузо­вые автомобили и автобусы. Городские СТО обслуживают автомобили, принадлежащие горожанам или городским предприятиям и имеют как постоянную, так и случайную клиентуру, тогда как придорожные СТО имеют только случайную клиентуру. За последние годы выросла сеть неболь­ших частных СТО выполняющие отдельные виды работ, например, мойка, ди­агностика автомобилей и отдельных узлов и агрегатов, ремонт и регулировка узлов и агрегатов и т.д. Размеры СТО определяются количеством постов для обслуживания автомобилей.

Гаражи-стоянки - это предприятия, главная задача которых - хранение ав­томобилей. Обычно такие гаражи бывают при автотранспортных предприятиях, домовые, микрорайонные, районные, в виде открытых площадок или специаль­ных зданий. Гаражи-стоянки могут создаваться также и в местах большого скопления автомобилей для их временного хранения, например у стадионов или торговых центров. В устонаселенных районах и культурных центрах крупных городов предпочтение отдают многоэтажным подземным или назем­ным гаражам. При гаражах-стоянках могут создаваться посты и участки для мойки, диагностирования, обслуживания и ремонта автомобилей.

Мотели и кемпинги предназначены для создания автотуристам условий для отдыха, хранения и обслуживания автомобилей. Мотели сооружаются на автомобильных дорогах и представляют со­бой комплексы состоящие из гостиницы, теплых гаражей, площадок для сто­янки автомобилей, СТО, АЗС. Кемпинги обычно создаются в живописных местах, где автотуристу выделяется участок для стоянки автомобиля и место для проживания. При кемпингах может быть создан также пункт для обслужи­вания автомобилей.

Автозаправочные станции - предприятия по обеспечению автомобилей эксплуатационными материалами, главным образом, бензином и дизтопливом. На АЗС могут производиться дозаправка или замена моторного масла, долив воды, подкачка шин. На многих из строящихся в последнее время частных АЗС предусматри –ваются магазины, пункты питания, мойки, мастерские по выполнению мелкого ремонта, обслу­живанию и диагностированию автомобилей.

Терминалы - транспортные комплексы для накопления, распределения и отправки грузов и пассажиров. К пассажирским автотранспортным терминалам относятся автовокзалы и автостанции, а к грузовым - грузовые станции, кон­тейнерные площадки и полнокомплектные автотранспортные терминалы.

Автовокзалы создаются, как правило, в крупных городах для обслужива­ния междугородних пассажирских перевозок. Кроме транспортных ус­луг автовокзалы могут оказывать и сервисные услуги: питание, торговля, про­живание.

Автостанции создаются в небольших городах и населенных пунктах, расположенных по пути междугородних автобусных маршрутов.

Грузовые станции создаются в грузообразующих узлах промышленных или сельскохозяйственных центров. Здесь грузы накапливаются и отправляются в различные города и регионы по заказу грузоотправи­теля.

Контейнерные площадки обеспечивают накопление, хранение и отправку до получателя грузов, поступивших, в контейнерах и строятся вблизи железной дороги, морских или речных портов и аэропортов.

Полнокомплектный автотранспортный грузовой терминал представляет собой комплекс, куда входят складское помещение для хранения и переработки грузов, контейнерная площадка, стоянка для хранения автомобилей, посты для обслуживания и ремонта автомобилей, гостиница, пункт питания, торговые па­вильоны.
Производственно-техническая база (ПТБ) предприятий автомобильного сервиса –
Производственно-техническая инфраструктура (ПТИ) предприятий автомобильного сервиса.

Основные показатели оценки состояния и развития ПТБ.

Производственно - техническая база наряду с другими материальными ценностями составляет основные производственные фонды предприятия средства труда, многократно участвующие в производственном процессе и пе­редающие свою стоимость на продукт частями по мере износа. В состав произ­водственных фондов входят: здания, сооружения, передаточные устройства, силовые машины, оборудование, подвижной состав, а также инструмент и ин­вентарь длительного пользования.

Для оценки эффективности использования основных фондов на автомо­бильном транспорте используются такие показатели, как фондоотдача, фондо­емкость, фондовооруженность, рентабельность основных фондов, а также раз­личные коэффициенты.

Фондоотдача (ФО) определяет сумму доходов ( Д), приходящихся на один рубль основных производственных фондов (Фосн):

Фондоемкость (ФЕ) - величина основных фондов, приходящихся на 1 рубль дохода: .

Фондовооруженность (ФВ) - величина основных фондов, приходящихся на каждого из среднесписочного состава работников предприятия (Nс): .

Рентабельность основных фондов (Rоф) - отношение балансовой прибыли (Пбал) к величине основных производственных фондов:

Для оценки эффективности использования основных фондов часто ис­пользуются также коэффициент эффективности использования основных фон­дов, характеризующий отношение фактически выполненной за единицу време­ни работы к плановой или возможной выработке и коэффициент сменности ра­боты оборудования, показывающий сколько смен используется установленное оборудование.

Эффективность использования подвижного состава оценивается такими коэффициентами как коэффициент использования грузоподъемности или вме­стимости, коэффициент использования пробега, коэффициент технической го­товности, коэффициент выпуска парка и другими специфическими для автомо­бильного транспорта показателями.
2. Закономерности изменения технического состояния автомобиля в процессе эксплуатации. Вероятности отказа и безотказной работы автомобиля. Функция (закон) надежности автомобиля и ее графическое изображение. Понятие интенсивности отказов и характер ее изменения: период «приработки», период установившегося состояния и период «старения». Современная система ТО и ТР автомобилей: стратегии и тактики технических воздействий на автомобиль и их выбор. Сущность технико-экономического метода определения периодичности ТО.

В процессе эксплуатации техническое состояние подвижного состава, вследствие влияния естественного износа, старения, деформации и коррозии деталей, узлов и агрегатов непрерывно изменяется. Каждая из этих причин в отдельности или в сочетании с другими может вызвать поломку или поврежде­ние - отказ автомобиля, нарушающий его работоспособность и приводящий к прекращению транспортной работы. Причины проявления отказов автомобиля, выявленные путем экспериментальных исследований, выглядят следующим образом: Износ - 40 %;Пластическая деформация - 26 %; Усталостные разрушения - 18 %; Температурные разрушения - 12 %; Прочие - 4 %.

Одной из основных постоянно действующих причин изменения техниче­ского состояния механизмов является износ деталей, интенсивность которого в процессе эксплуатации возрастает. С увеличением износа деталей увеличивает­ся вероятность потери ими работоспособности, т.е. с увеличением пробега ав­томобиля с начала эксплуатации возрастает вероятность его отказа. Факторы влияющие на возникновение отказа: качество материала, из которого изготавливается деталь; точность и чистота обработки деталей; качество сборки автомобилей и агрегатов; условия эксплуатации автомобилей (природ­но-климатические условия, качество автомобильных дорог, интенсивность движения и др.); качество эксплуатационных материалов; уровень организации производства по ТО и ремонту автомобилей; квалификация водителей и ремонтных рабочих и т.д.

Процессы, происходящие в технике и природе под воздействием боль­шого количества переменных факторов, значения которых неизвестны, невоз­можно описать жесткой связью функциональной зависимости. Для описания и исследования таких случайных процессов используются вероятностные методы. Характеристикой случайной величины служит вероятность - числен­ная мера степени возможности появления изучаемого события.



Вероятность появления отказа автомобиля g(L) за пробег L определяется на основе обработки статистической информации результатов испытаний большого количества автомобилей:

, где: n(L) - число автомобилей, отказавших за пробег L; N - общее количество испытываемых автомобилей.

Вероятность не появления отказа или как принято называть - вероятность безотказной работы Р(L) непосредственно связана с вероятностью отказа:



; Сумма вероятностей отказа и безотказной работы является событием достоверным, т.е. одно из этих событий является свершившимся фактом: P(L) + g(L) = 1.

Вероятность безотказной работы автомобиля часто называют функцией или законом надежности. Графическое изображение вероятности безотказной работы и вероятности отказа приведены на рисунке 2.



Рис.2. График изменения вероятности безотказной работы и вероятно­сти отказа автомобиля за пробег L.

Наиболее важными показателями, характеризующими работоспособность изделий являются параметр потока отказов L и интенсивность отказов  (L). Параметр потока отказов i представляет собой количество отказов, при­ходящихся на одно изделие за единицу пробега:

; где mi(L) - количество отказов каждого из N изделий за пробег L; N - общее количество изделий; L - интервал пробега.

Интенсивность отказов (опасность отказов) (L) представляет собой функцию, характеризующую изменение количества отказов, приходящихся на одно работоспособное изделие за единицу пробега:

; где n(L) - количество изделий, потерявших работоспособность за пробег L.

Многочисленные экспериментальные исследования показывают, что за­висимость интенсивности отказов от пробега имеет характерный вид (рис.3.).



Рис.3. График изменения интенсивности отказов в зависимости от пробега

Кривая изменения интенсивности отказов в процессе эксплуатации имеет три ярко выраженных периода, характеризующих техническое состояние под­вижного состава. Первый период (период приработки) характеризуется увеличением пара­метра потока отказов и интенсивности отказов вследствие "приработки" дета­лей узлов и агрегатов. Период приработки занимает незначительный интервал по сравнению с общим сроком эксплуатации автомобилей. Профилактические воздействия в этот период осуществляются по инструкциям заводов изготови­телей. Во втором периоде (период установившегося состояния) наблюдается наиболее стабильное техническое состояние подвижного состава с незначи­тельным нарастанием интенсивности отказов. Третий период (период "старения") характеризуется резким нарастанием интенсивности отказов. Наряду с износом, на проявление отказов в этот период усиливается влияние усталостных напряжений. Вследствие резкого нарастания опасности отказов, в третьем периоде эксплуатация автомобиля становится экономически невыгодной, его приходится снимать с эксплуатации и отправ­лять на капитальный (восстановительный) ремонт или списывать.

Таким образом, основным периодом по продолжительности эксплуатации автомобиля, который интересует нас, является период установившейся интен­сивности износа деталей узлов и агрегатов, когда интенсивность отказов Я(1) практически постоянна: .


  1   2   3   4   5   6   7   8


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница