Вопросы к экзамену по психологии ощущения и восприятия Хохлов Никита, 2010 первые вопросы билетов




Скачать 407.57 Kb.
страница1/3
Дата06.08.2016
Размер407.57 Kb.
  1   2   3
ОТВЕТЫ

на вопросы к экзамену по психологии ощущения и восприятия


© Хохлов Никита, 2010

ПЕРВЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ
1. Определение восприятия. Основные свойства образов восприятия. Различные представления о стимуле в психологии восприятия.
Восприятие – это процесс отражения целостных сцен и событий внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешних раздражителей на рецепторы.

Восприятие – это процесс порождения образов, возникающий при воздействии стимулов на органы чувств.


Основные феномены восприятия (по Ф.Х. Олпорту):

  • Сенсорные качества

Критерии сенсорности переживания: сенсорные качества элементарны; сенсорные качества уникальны и отличаются по критерию несводимости; все сенсорные качества имеют отрицательные последовательные образы; наличие специального рецептора, раздражение которого приводит к сенсорному переживанию. Пары: красный-зелёный, жёлтый-синий, тяжёлый-лёгкий, тёплый-холодный и т.п.

  • Конфигурация

Феномен конфигурации: восприятие не сводимо к сумме сенсорных качеств. Это пространственная организацию в фигуру и фон.

Восприятие – пространственная организация отдельных элементов, которая не сводима к простой сумме элементов.



  • Константность

Константность – это свойство воспринимать качества объекта внешнего мира неизменными несмотря на изменения условий наблюдения.

Сетчаточный образ. Все объекты проецируются на двумерную поверхность сетчатки. При приближении к объекту сетчаточная проекция увеличивается. Однако размер воспринимается адекватно.

Дистальный стимул – объект, воспринимаемый наблюдателем.

Проксимальный стимул – отображение дистального стимула на рецепторную поверхность сетчатки.

Нет однозначного соответствия между дистальной и проксимальной стимуляциями при разных условиях наблюдения.

Константность формы, контрастности, цвета.



  • Субъективные шкалы

Наличие субъективных шкал степени выраженности свойства воспринимаемого объекта.

Зрительно воспринимаемый возраст, оценка роста в зависимости от роста окружающих людей, оценка веса одинаковых по размеру шаров при наличии шара-«якоря». Феномен Узнадзе.



  • Предметность (категориальность)

Феномен предметности: мы воспринимаем не просто набор сенсорных качеств, а значение воспринимаемого объекта.

  • Доминирующая установка

Мотивация – воспринимаем, что хотим воспринимать.

Ожидания – воспринимает, что ежедневно видим или слышим вокруг себя.

Настроение – воспринимаем то, что соответствует нашему настроению.

Культура – воспринимаем то, что общепринято в социуме.



2. Понятие об ощущении и основных его свойствах. Классификации ощущений и рецепторов.
Ощущение – это процесс отражения свойств объектов внешнего мира, возникающий при непосредственном воздействии внешнего раздражителя на рецепторы.

Ощущение – это начальный сенсорный опыт, непосредственное переживание отдельных качеств внешнего мира.


Основные свойства ощущений (по Э. Титченеру):

  • Специфичность энергии стимула

  • Интенсивность ощущения зависит от интенсивности стимула

  • Протяженность ощущения в пространстве задается распределением стимульной энергии в пространстве

  • Длительность ощущения определяется длительностью стимуляции

  • Ясность ощущения характеризует его место в сознании индивида

  • Дистальный стимул – проксимальный стимул

Классификация ощущений:



  • По модальности (зрительная, слуховая, тактильная, вкус, запах, проприоцептивные ощущения, вестибулярная чувствительность, термочувствительность)

  • В. Вундт – по отклику на специфическую энергию внешнего воздействия (давление – механорецепторы, тепло – терморецепторы, свет – фоторецепторы, хеморецепторы)

  • Ч. Шерингтон – по функции рецепторов экстероцепция контактная (обоняние, осязание, вкус), экстероцепция дистантная (зрение, слух)

Проприоцепция – положение тела в пространстве

Интероцепция – чувствительность к изменению внутренней среды организма.


Классификация ощущений

Н.А. Бернштейн – по функции рецепторов сигнально-пусковая и контрольно-коррекционная.

По порядку возникновения различных видов чувствительности в филогенезе: протопатическая, эпикретическая
Разделение рецепторов на 3 вида по их месту расположения в теле человека:

а) экстерорецепторы – расположены вблизи поверхности тела, обращены к внешнему миру (зрительные, тактильные и др.);

б) интерорецепторы – расположены на поверхностях внутренних органов;

в) проприорецепторы – расположены в глубоких тканях тела (мышцы или сухожилия).


Разделение рецепторов на:

а) контактные – для их возбуждения необходим их непосредственный контакт с дистальным стимулом (тактильные, вкусовые);

б) дистантные – непосредственный контакт их с дистальным стимулом не требуется (зрительные, слуховые).

3. Виды образов. Специфика перцептивного образа в сравнении с другими видами образов.
Виды образных явлений:


  • Образы памяти – след прошлых чувственных воспоминаний, имевших под собой конкретную чувственную основу.

  • Образы воображения – нереальное, вымышленное представление, образ, никогда не соответствовавший реальности и поэтому не имевший конкретной чувственной основы.

  • Фосфены – неестественное воздействие на органы чувств.

  • Схема тела – представление о собственном теле, пространственной расположении его частей и его ближайшем окружении.

  • Фантомный образ – человеку, который потерял часть тела, кажется, что она существует.

  • Эйдетический образ – человек, мельком взглянувший на очень сложную сцену, описывает её с точностью до мельчайших деталей. Эйдетик. Появляется в подростковом возрасте, потом исчезает.

  • Галлюцинации – ложное восприятие отсутствующего предмета.

  • Сновидения

  • Последовательный образ – возникает после того, как человек в течение некоторого времени, не отводя взгляд, смотрит на картинку.

Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.


При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

4. Структуралистская теория восприятия.
Основатели структурализма: Эдвард Титченер, Вильгельм Вундт.
Предмет исследования по Титченеру:

  • Анализировать конкретное душевное состояние, разложив его на составные части

  • Найти закономерности соединения этих составных частей

  • Привести эти закономерности в соответствие с телесной организацией

Основные положения:



  • Два класса элементов сознательного опыта: ощущения и образы памяти.

  • Восприятие есть сумма этих двух классов элементов сознания.

Формирование ощущений:



  • Гипотеза постоянства: одно и то же внешнее воздействие приводит к одному и тому же ощущению.

  • Гипотеза суммации: сложный комплекс ощущений есть сумма отдельных локальных ощущений.

Пример: восприятие цвета.

Метод исследования: аналитическая интроспекция.


Свойства ощущений как элементов сознательного опыта:

  • Специфичность энергии стимула, действующего на соответствующий рецептор, определяет сенсорное качество или модальность ощущений.

  • От интенсивности энергии стимула зависит интенсивность ощущения.

  • Распределение стимульной энергии в пространстве задаёт протяжённость ощущения в пространстве.

  • Длительность стимула во времени характеризует длительность ощущения.

Формирование образа восприятия:

Закон ассоциация: установление ассоциативных связей между первичным зрительным образом и двигательной реакцией на его появление.

Пример: формирование трехмерного образа внешнего мира.



5. Гештальттеория восприятия.
Макс Вертгаймер, Вольфганг Кёллер, Курт Коффка

Гештальт – целостность образов восприятия как основное содержание сознания, т.е. несводимость восприятия к сумме составляющих его ощущений.

Свойства целостной структуры образа: выделение фигуры на фоне – всегда воспринимается как более яркая, четкая, близкая по отношению к наблюдателю. Фон не может восприниматься как фигура.

Принципы гештальт-группировки:



  • Близость по пространству: фигура образуется легче из элементов, находящихся ближе друг к другу.

  • Фигура образуется легче из элементов, имеющих сходство по отдельному качеству (цвету, форме, смыслу).

  • Хорошее продолжение. Фигура легче образуется из элементов, имеющих хорошее продолжение.

  • Прегнантность (простота): мы стремимся воспринимать фигуру как состоящую из простых частей.

  • Принцип изоморфизма: физический мир, физиологический мир – феноменальный мир (изоморфны между собой). Фи феномен.

6. Экологическая теория восприятия (Дж. Гибсон)
Экологический подход Дж. Гибсона.

Восприятие – есть процесс непосредственного «вычерпывания» информации об окружающей среде, которая необходима для организации поведения. Основу восприятия окружающего мира составляют поверхности, события и возможности.

Стимуляция – объемлющий оптический поток света, приходящий в каждую потенциальную точку наблюдения.

Он структурирован текстурой поверхностей, окружающих наблюдателя.

Структура оптического потока меняется для различных событий, каковыми могут быть перемещения наблюдателей, движения объектов, их заслонения и т.д.

Изменения оптического строя специфичны и неповторимы для каждого из перцептивных событий. Можно найти стимульную переменную, характерную только для данного перцептивного события.


Восприятие пространства:

  • Основу восприятия пространства составляет восприятие поверхностей.

  • Поверхности имеют текстуру: неравномерность окраски, шероховатости и т.д.

  • Ориентация поверхности задается стимульной переменной, которую Гибсон называет «градиент плотности текстуры поверхности».

Вывод: информация о третьем измерении существует в структуре оптического строя.
Стимульные инварианты:

Инвариант – что-то неизменное постоянное в объемлющем оптическом строе. Инварианты несут информацию о неизменных свойствах объектов внешнего мира.


7. Теория восприятия как процесса бессознательных умозаключений (Герман фон Гельмгольц)
Теория бессознательных умозаключений

Герман фон Гельмгольц (1821-1894).


Основные положения:

  • Восприятие – есть чувственные представления о форме и положении внешних объектов.

  • В основе 3 вида образов: первичные образ, образ представления и перцептивный образ.

  • Механизм формирования образа – синтез первичного образа и образа представления, который осуществляется посредством бессознательных умозаключений.

Определения 3 видов образов:

  • Первичный образ – совокупность впечатлений, формирующихся на основе таких ощущений, в которых отсутствуют следы прежнего опыта.

  • Образ представления – впечатления, не имеющие текущей чувственной основы, основанные только на прошлом опыте.

  • Перцептивный образ – синтез прошлого опыта и текущих ощущений.

Бессознательные умозаключения:

  • Подобны по своей природе логическим умозаключениям.

  • Неосознаваемы, поэтому непреодолимы.

  • Отвечают на вопрос о том, какой предмет воздействовал на рецепторную поверхность, в результате чего произошло возникновение определенного первичного образа.

Закономерности формирования перцептивных образов:

При необычных воздействиях на органы чувств мы видим так, как будто воздействие было обычное (механическое воздействие на глаз, фантомные боли, зрительные иллюзии). Не все ощущения входят в перцептивный образ, а только те, которые важны для восприятия внешних объектов (не воспринимаем двоения, не видим слепого пятна).

Как можно определить, какова роль первичного образа?

Необходимо отвлечься от предметного содержания, например, создавая ситуацию необычного наблюдения.

Пример: инвертированное зрение, которое можно осуществить при помощи инвертоскопа – оптического прибора, при помощи которого можно перевернуть изображения на сетчатке.

8. Восприятие как процесс категоризации (Джером Брунер)
Джером Брунер.

Основные положения:



  • Восприятие – есть процесс категоризации, т.е. приписывание объекта к какому-либо классу объектов.

  • Этапы процесса категоризации.

  • Перцептивная готовность.

Процесс категоризации подобен процессу решения перцептивной задачи:



  • Первичная категоризация. Выделение объекта в поле восприятия.

  • Поиск признаков. Анализ объекта, поиск существенных признаков.

  • Подтверждающая проверка. Предварительная категоризация и проверка рабочей гипотезы. Ограничение не соответствующих гипотезе признаков.

  • Завершение проверки.

Восприятие выполняет функцию предсказания свойств отражаемого объекта, в силу того, что обобщенное знание более полно.


«Тот факт, что восприятие достаточно точно отражает мир, обсуловлен умением сопоставлять достаточно точно признаки объекта с эталонной системой категорий. Он также связан со способностью человека создавать систему взаимосоотнесённых категорий, отражающих существенные черты мира, в котором живёт человек». (Брунер. Психология познания).

9. Восприятие как перцептивный цикл (Ульрих Найссер)
Теория перцептивного цикла у Найсера.

Основные положения теории

Восприятие – конструктивный процесс предвосхищения некоторой информации, делающий возможным для человека принятие этой информации, когда она становится доступной.

Когнитивная схема – психическая структура, активизирующая сбор информации об объекте.

Перцептивный цикл – развернутый во времени процесс внутреннего ментального действия.
Функции когнитивных схем:


  • Предвосхищение

  • Избирательность

  • Активность

  • Непрерывность во времени

  • Многоуровневая структура

  • Параллельная работа нескольких вложенных друг в друга схем.


Объект

Модифицирует



Изучает


Когнитивная схема

Исследование


Направляет




10. Нейрофизиологический подход к исследованию восприятия. Когнитивная нейрология.
Основатели направления: Ф. Крик, Д. Хьюбел, Т. Визел

Основные положения:



  • Восприятие возможно объяснить исходя из механизмов функционирования отдельных нейронов или групп нейронов.

  • Анализ и обработка информации осуществляется нейронными структурами, имеющими иерархическую организацию.

  • Нейроны различных уровней способны избирательно реагировать на специфические признаки предметов – цвет, форму, положение в пространстве, движение, лицо человека.

Обработка информации на примере зрительной информации. Ганглиозные клетки сетчатки – аксоны – отделы головного мозга.

Ганглиозные клетки – клетки сетчатки, имеющие рецептивные поля с оппонентной организацией центра и периферии.

Отвечают только на изменение освещенности: если изображение на сетчатке стабилизировать, то оно быстро начнет выцветать и исчезнет.

Приспособлены для выделения краев, границ освещения.

Лауреаты Нобелевской премии Д. Хьюбел и Т. Визел первыми описали рецептивные поля нейронов первичной зрительной коры. Были обнаружены и описаны простые, сложные и сверхсложные нейроны, реагирующие соответственно на ориентацию линии, на ориентацию линии, движущейся в определённом направлении, на сложный паттерн – пересечение под прямым углом светлых и темных границ.

Два пути переработки информации в зрительной системе человека: вентральный (система ЧТО) и дорсальный (система ГДЕ) зрительные проводящие пути. Функция вентральной системы – идентификация, распознавание объектов, дорсальной – зрительный контроль движений наблюдателя в процессе действий с объектом.
Когнитивная нейрология

Основные положения:



  • Исследование нейронной активности всего мозга в целом, а также взаимодействия различных отделов головного мозга при выполнении сложных когнитивных задач.

  • Сложные когнитивные процессы являются результатом взаимодействия простых когнитивных процессов, каждый из которых осуществляется своим отделом головного мозга.

  • Методы исследования – ПЭТ (позитронно-эмиссионная томография) и ФМРТ (функциональная магнитно-резонансная томография) FMRI.

Исследования синдрома посттравматического стресса для солдат, вернувшихся с войны. Результаты показали, что адаптация к кинохроникам военных действий происходит значительно у больных ПТС, чем у здоровых.

Информация о лицах обрабатывается в специальных областях головного мозга – FFA, OFA. Метод предъявления «перемешанного» (scrambled) лица. Информация о лице обрабатывается в специальной области головного мозга – FFA. Область активизируется только на настоящее человеческое лицо, но не возбуждается на «перемешанное» лицо.

11. Проблема врождённого и приобретённого в восприятии. Экспериментальные исследования.
Способность воспринимать наследуется или является результатом научения?

Нативизм. Декарт, Кант. Всё врождённое. Воспитание шимпанзе в человеческой семье.

Эмпиризм. Локк, Беркли, Гельмгольц. Приобретение первичного опыта на протяжении всей жизни. Картинка на опознание.
Современные представления о развитии перцептивных способностей.

Многие формы перцептивных способностей приобретаются после рождения.

Опыт модифицируется и стабилизирует генетически унаследованные сенсорные механизмы.

Задача – выделить основные детерминанты, определяющие развитие перцептивных способностей.


Группы экспериментальных данных по развитию перцептивных способностей:

  • Новорождённые младенцы

  • Новорождённые животные

  • Слепорождённые взрослые, приобретшие зрение в результате операции

  • Влияние культуры на развития восприятия

Эксперименты с новорождёнными младенцами.



  • Данные Р. Фантц. Исследование познавательной активности при предъявлении различных паттернов. Врождённость восприятия формы и лица.

  • Данные Т. Бауэер. Исследование константности размера у младенцев 3-х недельного возраста. Константность размера врождённая.

  • Данные Э. Гибсон и Р. Уока. Исследование восприятия глубины в ситуации зрительного обрыва. Восприятие глубины врождённое.

Но! Необходимо оговариваться, что нельзя исключить влияние научения в самые первые дни жизни.



12. Основные процессы развития восприятия: обогащение и дифференциация. Роль двигательной активности в развитии ощущения и восприятия.
Роль двигательной активности в развитии восприятия. Эксперимент Хэлда и Хейна.
Эксперимент А.Н. Леонтьева, Ю.Б. Гиппенрейтер, О.В. Овчинниковой.

Исследование роли моторного компонента в формировании звуковысотного слуха. Пороги звуковысотной чувствительности уменьшились после тренировки пропевания высоких звуков.

Гипотеза уподобления: восприятие – есть процесс уподобления моторного компонента процесса свойствам внешнего раздражителя.
Роль двигательной активности в развитии восприятия. Ярбус А.Л. Регистрация движения глаз при наблюдении сложных картин. Движения глаз подобны процессу ощупывания. Глаз по-разному «ощупывает» картину в зависимости от задачи. Картина И. Репина «Не ждали».
Запорожец А.В. Формирование перцептивных действий.

Восприятие – интериоризированное перцептивное действие, уподобляющееся свойствам предмета.

3 этапа формирования перцептивных действий:

1 – внешнее ориентировочное действие

2 – предварительное обследование при помощи взора и ощупывания рукой объекта.

3 – интериоризация перцептивного действия.

В ходе эксперимента детей просили продевать объекты сложной формы через отверстия сложной формы. Разные возрастные группы (3-4 года, 5-6 лет, старше). Маленьким детям свойственно только внешнее ориентировочное действие. Для более старших детей характерно предварительное обследования при помощи взора и ощупывания рукой объекта (составляли план моторных действий). Для самых старших детей характерен другой характер выполнения задания эксперимента. Поскольку были уже сформированы сенсорные эталоны, дети уже знали, какая форма в какую дырку может пролезть. Эти сенсорные эталоны позволяли не производить предварительного осмотра, а с одной попытки подбирать нужный объект.
Теории обогащения

Структурализм: перцептивное научение (ПН) как процесс образования устойчивых ассоциативных связей.

Конструктивизм: перцептивное научение как процесс развития и расширения арсенала перцептивных гипотез (Г. Гельмгольц), перцептивных схем (У. Найссер), уровня перцептивной готовности (Д. Брунер).

Факты приобретения любого первого опыта объяснимы только в терминах теории обогащения.


Теория дифференциации.

Теория Дж. Гибсона: ПН как процесс усовершенствования различных стимулов. Эксперименты Э. Гибсон с пружинками. Факты приобретения профессиональных навыков хорошо объясняются в рамках теории дифференциации.



ВТОРЫЕ ВОПРОСЫ БИЛЕТОВ
1. Закон Фехнера. Процедура вывода.
I – интенсивность стимула

ΔI – разностный порог

k – константа, зависящая от модальности


  • Постулат №1: Интенсивность ощущения нельзя измерить непосредственно.

  • Постулат №2: Отношение Вебера является постоянной величиной –

ΔI / I = k – константа

  • Постулат №3: Едва заметное различие («езр») – это самое слабое из всех возможных приращение интенсивности ощущения ΔS относительно его исходной величины S. ΔS = k1.

  • Постулаты №№ 2,3 позволяют написать равенство ΔS = с * ΔI / I, где с – константа.

  • Постулат №4: равенство может быть переписано в виде дифференциального уравнения: d S = c * d I / I. Интегрирование этого уравнения dS = ∫ c * dI / I приводит к выражению
    S = c * ln I + C, где С – постоянная интегрирования.

  • Постулат 5: ощущение равно 0 в точке нижнего абсолютного порога, т.е. S = 0 при I = I0 (нет ощущения) 0 = с * ln I0 + C.
    Тогда С = - с * ln I0, следовательно S = с * (ln I – ln I0).

S = c * log I / I0
Сила ощущения изменяется пропорционально логарифму интенсивности стимула.
Помни о графиках!

2. Закон Стивенса. Процедура вывода.
Психофизика Стивенса. Опроверг 1 постулат Фехнера.

  • Ощущение возможно измерить на косвенно, а напрямую.

  • Количественно ощущение можно измерить не в пороговой измерительной процедуре, а при помощи шкалирования субъектом своих ощущений.

Шкалирование – это приписывание объектам числе в соответствии с определёнными правилами.
Закон Стивенса (выведен экспериментально)

  1. Интенсивность ощущения можно измерить непосредственно.

  2. Отношение Вебера является постоянной величиной ΔI / I = k, где
    I – интенсивность стимула, ΔI – разностный порог, k – константа, зависящая от модальности.

  3. Отношение едва заметного различия («езр») ΔS к исходной величине ощущения S есть константа ΔS / S = k1

Пункты 2 и 3 позволяют записать равенство:

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница