Вопросы к экзамену по дисциплине «история экономических учений»



Скачать 407.62 Kb.
Дата02.04.2016
Размер407.62 Kb.
ТипВопросы к экзамену
АВТОНОМНАЯ НЕКОММЕРЧЕСКАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

« ИНДУСТРИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ »

Кафедра бухгалтерского учета, налогообложения, экономики и финансов
УТВЕРЖДЕН

на заседании кафедры

протокол № 1 от «31» августа 2015 г.

Заведующий кафедрой бухгалтерского учета,

налогообложения, экономики и финансов

________________В.Н. Ефименко

(подпись, расшифровка подписи)

ПО УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЕ
ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
38.03.01 (080100.62) ЭКОНОМИКА

ФИНАНСЫ И КРЕДИТ

БАКАЛАВР

Курск – 2015




ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»


  1. Экономическая мысль Древней Азии.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль Древней Греции.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль Древнего Рима.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль феодализма в арабских странах.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль раннего феодализма в Западной Европе.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль развитого феодализма (позднего средневековья).

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая мысль феодальной России (IX – XVI вв.).

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Сущность меркантилизма и этапы его развития. Экономические взгляды меркантилистов.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Зарождение классической политической экономии.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая теория У. Петти.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая теория П. Баугильбера.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическая теория физиократов.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Характеристика экономики Англии накануне промышленной революции.

Реализуемые компетенции: ПК-4

  1. Экономическое учение Адама Смита.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Экономическое учение Давида Рикардо.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Сущность и причины возникновения экономического романтизма.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Сисмонди – родоначальник перепроизводства при капитализме.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Реформизм Прудона.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Общая характеристика экономический мысли 20 – 30 годов Х1Х в.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Экономическая мысль Англии в 20 – 30 годах Х1Х в.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Экономическая мысль 20 – 30 годов Х1Х в. во Франции и США

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Марксизм – учение рабочего класса.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Структура и основные идеи 1, 2, 3 и 4 томов «Капитала».

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Российская антикрепостническая мысль (конец XVIII-середина Х1Х в.).

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Маржиналистская революция в экономической науке.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Общая характеристика неоклассического направления.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Австрийская школа. Экономические взгляды К. Менгера, Е. Бем. –

Баверка.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6



  1. Лозанская школа, экономические взгляды Л. Вальраса и В. Парето.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Кембриджская школа. А. Маршалл.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Дж. Б. Кларк – основоположник неоклассического направления в США.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Трактовка Кларком основных экономических категорий. Его вклад в науку.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Экономическая мысль России в пореформенный период (вторая половина Х1Х – начало ХХ вв.).

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Общая характеристика институционализма.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Социально-психологический институционализм Т. Веблена.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Социально-правовой институционализм Дж. Коммонса.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Конъюнктурно-статистический институционализм У.К. Митчелла.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Теория монополистический конкуренции Э. Чемберлена.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Теория несовершенной конкуренции Дж. Робинсон.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Теория олигополии.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Теория уравновешенных сил.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Экономическое учение Дж. М. Кейнса и его последователей.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Теория мультипликационного процесса.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Неокейнсианство.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Характеристика неолиберального направления.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Причины возникновения и сущность неоконсерватизма.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6

  1. Позитивные и негативные аспекты неоконсерватизма в экономической области.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6, ПК-9

  1. Чикагская школа. Монетаризм М. Фридман.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6, ПК-9

  1. Экономическая мысль Советской России.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6, ПК-9

  1. Экономическая мысль России в период «Перестройки» и пост советских реформ.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6, ПК-9

  1. Научные изыскания Нобелевских лауреатов по экономике – Олимп современной экономической мысли.

Реализуемые компетенции: ПК-4, ПК-6, ПК-9

ТЕМЫ РЕФЕРАТОВ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»


  1. Экономическая мысль Древнего мира как часть науки об управлении.

  2. Особенности трактовок разделения труда, сущности и функций денег у Ксенофонта, Платона и Аристотеля.

  3. Экономические идеи канонистов.

  4. Денежная реформа Е. Глинской.

  5. Экономические взгляды поместного дворянства.

  6. Экономическая мысль раннего меркантилизма.

  7. Особенности позднего меркантилизма.

  8. Общая характеристика российского меркантилизма.

  9. Сравнительный анализ экономических взглядов У. Петти и П. Буагильбера А.Смит и Д. Рикардо - общие идеи и различные подходы в экономической теории.

  10. Историческое значение английской буржуазной классической политэкономии.

  11. Национальные особенности английской политэкономии первой половины XIX в.

  12. Кэри ГЛ. - представитель экономической мысли США в 3 0-е гг. XIX в.

  13. Физиократические воззрения у А. Тюрго.

  14. Экономические взгляды Ф. Бастиа Мальтус и неомальтузианство

  15. Проблема кредита и денег в работах Дж. С. Милля Специфика представлений Дж. С. Милля об экономических законах.

  16. Значение экономического учения К. Маркса Распространение марксистской политической экономии.

  17. Проблема соотношения трудовой теории стоимости и предельной полезности Сравнительный анализ экономических взглядов Сисмонди и Прудона.

  18. Критически-утопический социализм во Франции.

  19. Особенности английского утопического социализма.

  20. Фридрих Лист - экономик-геополитик.

  21. Критика крепостничества в трудах А.Н. Радищева.

  22. "Крестьянский социализм" А.И. Герцена и Н.П. Огарева.

  23. Н.И. Тургенев о политике фритредерства.

  24. Развитие русской общины в работах Н.Г. Чернышевского.

  25. Теория маржинализма: новизна методологии и основные концепции.

  26. Генезис проблемы общего экономического равновесия в экономической науке.

  27. Общая характеристика неоклассического направления.

  28. Математические методы в экономическом анализе У. Джевонса.

  29. Концепция экономического равновесия у Л. Вальраса.

  30. Вклад А. Маршалла в развитие экономической науки.

  31. Теория благосостояния: возникновение и развитие.

  32. К. Виксель - родоначальник шведской школы маржинализма.

  33. Содержание и значение работы Т. Веблена «Теория праздного класса».

  34. Теория стоимости в трудах Т. Веблена и Дж. Коммонса.

  35. Проблема конкуренции в экономической науке.

  36. Роль институционализма в интеграции наук об обществе.

  37. Кейнсианство как ведущее направление западной экономической теории.

  38. Отличие учения Дж. М. Кейнса от теории А. Маршалла.

  39. Неокейнсианские экономические теории.

  40. Основные принципы экономических теорий неолиберализма Неолиберализм как альтернатива кейнсианству.

  41. Монетарная концепция борьбы с инфляцией.

  42. Теория «естественной безработицы» М. Фридмена.

  43. Экономическое наследие А.В. Чаянова.

  44. Концепция рыночного равновесия и финансовой стабилизации Л.Н. Юровского.

  45. Н.Д. Кондратьев: исследование проблемы экономической динамики Работы российских экономистов-математиков в 20-30-е гг.

  46. Экономические взгляды и политическая деятельность Н.И. Бухарина Экономические взгляды и политическая деятельность Л.Д. Троцкого.

  47. Развитие идей В.И. Ленина о путях построения социализма в СССР: Идейная твердость и причины компромисса.

  48. Экономические взгляды В. Леонтьева.


КРОССВОРД ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ
По горизонтали

2. Какой капитал по мнению а.смита не вступает в обращение и остается в руках его владельца

4. Метод научного исследования, позволяющий выявить общие положение и принципы на основе частностей и отдельных фактов

7. кого считают первым экономистом в истории экономики.

12. Как называется процесс, который заключается в наличие в стране людей, составляющих часть экономически активного населения, которые способны и желают трудиться по найму, но не могут найти работу

16. какое направление можно назвать первой школой политической экономии.

17. Интересно отметить,что у Маркса, как и у Смита, процесс накопления капитала не зависит от внешних условий, а является процессом

21. Кто впервые использовал термин экономика

24. От какого английского слова образован термин маржинализм
По вертикали

1. Яркий представитель экономического учения Древнего Китая

3. Хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления

5. макроэкономическая теория, согласно которой количество денег в обращении является определяющим фактором развития экономики.

6. Кто ввел термин институционализм в научный оборот

8. Способность материальных средств бысто превращаться в деньги

9. Социальный клас общества, не обладающий правом собственности на средства производства, основным источником доходов которых является продажа собственной рабочей силы

10. господствующий класс капиталистического общества, обладающий собственностью на средства производства и существующий за счет эксплуатации наемного труда.

11. Это направление можно назвать первой школой политической экономии

13. Соотношение прибавочной стоимости ко всему капиталу

14. течение классической политической экономии во Франции, представители которого исходили из определяющей роли в экономике сельского хозяйства.

15. Каким методом пользовались средневековые ученые-богословы

16. Автором термина политическая экономия является

18. раздел экономической теории, изучающий национальное хозяйство как единое целое.

19. по мнению Песталя, Тургеньева и Чернышевского именно от этого явления было необходимо избавиться России для дальнейшего развития экономики.

20. Основоположник Экономического романтизма в экономической науке

22. Ситуация, когда на рынке действует масса мелких продавцов и один-единственный покупатель

23. Господство нескольких крупнейших фирм на рынке



ТЕСТОВЫЕ ЗАДАНИЯ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИСТОРИЯ ЭКОНОМИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ»
1. История экономических учений берет свое начало с периода возникновения: простой

1) натурально-хозяйственной идеологии

2) меркантилистской идеологии

3) идеологии классической политической экономии



2. Изучение истории экономических учений позволяет выявить, что экономической науке присуще: средний

1)        однонаправленное развитие

2) неоднонаправленное развитие

3) неприятие «старых» идей и теорий



3. Изучение истории экономических учений позволяет лучше понимать в развитии экономической науки ее: простой

1) прошлое

2) настоящее

3) прошлое и настоящее



4.  Предмет изучения истории экономических учений охватывает экономические теории: простой

1) отдельных экономистов

2) школ экономической мысли

3) отдельных экономистов и школ экономической мысли



5. Выразители экономической мысли дорыночной эпохи идеализировали: простой

    1) денежное хозяйство

    2) натурально-хозяйственные отношения

    3) либеральные рыночные отношения

    4) крупную торговлю

    5) ростовщические операции



6. Завершающим этапом эпохи экономических учений дорыночной экономики явился этап: простой

1) меркантилизма

2) физиократического учения

3) смитианского экономического учения



7. Вытеснение предыдущего этапа или направления экономиеской мысли новым (альтернативным) этапом или направлением в истории экономических учений происходит: средний 

1) по завершении данного этапа либо направления

2) через временной лаг после завершения данного этапа либо направления

3) еще до завершения существования того или иного этапа либо направления



8. Этап идеализации принципов «чистой» экономической науки имел место в эпоху экономических учений: средний

1) дорыночной экономики

2) нерегулируемой рыночной экономики

3) регулируемой рыночной экономики



9. Законы Хаммурапи регламентировали долговое рабство с целью: средний

    1) ликвидации системы рабовладения

    2) улучшения экономического положения рабов

    3) скорейшего перехода к рыночной экономике

    4) обеспечения роста налоговых поступлений в казну

    5)  не допустить разрушения основ натурального  хозяйства



10. Аристотель относит к сфере хрематистики: средний

          1) земледелие

          2) ремесло

          3) пчеловодство

    4) ростовщичество и торгово-посреднические операции

    5) мелкую торговлю



11. В соответствии с экономическими воззрениями Аристотеля и Ф. Аквинского  деньги – это: простой

    1) совершенно бесполезный товар

        2) результат соглашения между людьми

        3) единственное проявление богатства человека и государства

        4) техническое средство, облегчающее обмен

        5) стихийно возникший товар



12. Согласно концепции «справедливой цены» Ф. Аквинского в основе стоимости (ценности) товара лежит: средний

       1) нравственный принцип

       2) затратный принцип

       3) морально-этический принцип

       4) затратный и морально-этический принцип одновременно

       5) принцип предельного анализа



Тема 2. Меркантилизм – первая концепция

рыночной экономической теории

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке меркантилизма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой



2. Предметом изучения меркантилизма является: простой

        1) сфера обращения (потребления)

        2) сфера производства (предложения)

        3) сфера сельскохозяйственного производства

        4) сфера обращения и сфера производства одновременно

    5) совокупность экономических и неэкономических факторов



3. Приоритетным методом экономического анализа меркантилизма  

      является: простой                                   

     1) эмпирический метод

         2) каузальный метод

         3) функциональный метод

         4) исторический метод

         5) математический метод

4. В соответствии с экономическими воззрениями меркантилистов богатство это: простой

1. деньги золотые и серебренные

2. товары и услуги

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность



5. В соответствии с меркантилистской концепцией источником денежного богатства является: средний

          1) рост заграничных инвестиций

          2) насильственное завоевание внешних рынков

          3) неограниченная свобода предпринимательской деятельности

    4) превышение импорта над экспортом

        5) превышение экспорта над импортом



6. Порчей национальной монеты правительство занималось в период: простой

     1) раннего меркантилизма 

     2) позднего меркантилизма

     3) на всем протяжении меркантилизма



7. В соответствии с воззрениями меркантилистов макроэкономическое равновесие обеспечивается в стране: простой

      1) координирующими мерами государства

      2) без вмешательства государства в хозяйственную жизнь

      3) частичным вмешательством государства в хозяйственную жизнь



8. Кольбертизм – это характеристика протекционистской политики в экономике, в результате которой емкость внутреннего рынка: простой

   1) не меняется

       2) меняется постепенно

       3) сужается

       4) расширяется

       5) сужается и расширяется одновременно



9. Автором термина «политическая экономия» является: простой

    1) Аристотель

    2) Ф. Аквинский

    3) А. Монкретьен

    4) А. Смит

    5) К. Маркс



Тема 3. Зарождение и становление

классической политической экономии

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке классической политической экономии доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой



2. Предметом изучения классической политической экономии является: простой

     1) сфера обращения (потребления)

         2) сфера производства (предложения)

         3) сфера обращения и сфера производства одновременно

      4) сфера сельскохозяйственного производства

       5) совокупность экономических и неэкономических факторов



3. В классической политической экономии приоритетным методом экономического  анализа является: простой

      1) эмпирический метод

         2) каузальный метод

         3) функциональный метод

         4) исторический метод

         5) математический метод



4. В соответствии с экономическими воззрениями представителей классической политической экономии богатство это:

1. деньги золотые и серебренные 

2. товары и услуги

3. деньги и товары, имеющие материальную сущность  

5. В соответствии с классической политической экономией деньги – это: простой

      1) искусственное изобретение людей

      2) важнейший фактор экономического роста

      3) техническое орудие, вещь, облегчающая обмен

      4) эквивалент богатства

      5) категория сферы производства



6. Согласно классической политической экономии заработная плата как доход рабочего тяготеет: средний

         1) к физиологическому минимуму

         2) к прожиточному минимуму

         3) к максимально возможному уровню

      4) к оптимальному уровню

7. Категорию «деньги» У. Петти рассматривает как сторонник: средний

          1) номиналистической теории денег

      2) металлической теории денег

          3) количественной теории денег

      4) натурально-хозяйственных отношений

          5) системы биметаллизма

      5) к неизменному уровню

8. У. Петти и П. Буагильбер – родоначальники теории стоимости, определяемой: простой

      1) затратами труда (трудовая теория)

      2) производственными издержками (теория издержек)

      3) предельной полезностью

      4) на основе правовых факторов

      5) на основе дифференциации продукта



9. По предложенной Ф. Кенэ классификации фермеры представляют: простой

      1) производительный класс

      2) класс собственников земли

      3) бесплодный класс

         4) пролетариат

         5) класс капиталистов



10. Согласно учению Ф. Кенэ о «чистом продукте» последний создается: средний

            1) в торговле

            2) в промышленности

            3) в банковской сфере

            4) в мелкотоварном хозяйстве

       5) в сельскохозяйственном производстве



11. Первым автором теории воспроизводства и первым, кто подразделял капитал на основной и оборотный, а труд – на производительный и непроизводительный, является: средний

      1) У. Петти

      2) Ф. Кенэ

      3) А. Смит

      4) К. Маркс

      5) А. Тюрго



12. А. Тюрго единственным источником всякого богатства считает труд: средний

      1) торговца

      2) земледельца (фермера)

      3) ремесленника

         4) ростовщика

         5) купца



13. По мысли А. Смита, большую стоимость к действительному богатству и доходу добавляет капитал, вкладываемый: средний

     1)  в торговлю

         2) в промышленность

         3)  в банковскую сферу

      4)  в сельскохозяйственное производство

5)  во все сферы хозяйства



14. «Невидимая рука» А. Смита – это: сложный

     1) механизм государственного управления экономикой

        2) действие объективных экономических законов

     3) механизм хозяйствования, обусловленный божественным провидением

     4) действие природных законов

     5) взаимодействие законов природы и экономики



15. Согласно методологической позиции А. Смита частный интерес: средний

      1) не отделим от общего интереса

      2) стоит выше общественного

      3) вторичен по отношению к общественному

      4) развивает худшие качества человека

      5) сдерживает поступательное развитие экономики



16. В структуре торговли на первое место А. Смитом поставлена: сложный

      1) внутренняя торговля

      2) внешняя торговля

      3) транзитная торговля

      4) мелкая торговля

      5) розничная торгвля



17. Согласно А. Смиту, в каждом развитом обществе стоимость товаров обусловлена: средний

          1) затратами труда

       2) затратами труда и капитала

          3) суммой доходов

          4) предельной полезностью

          5) предельной полезностью и предельными издержками



18. А. Смит считает труд производительным, если он приложен: простой

    1) в сельскохозяйственном производстве

      2) в любой отрасли материального производства

      3) в отраслях материального и нематериального производства

      4) во внешней торговле

      5) в сфере науки



19. В структуре капитала А. Смит выделяет следующие части: простой

      1) первоначальные и ежегодные авансы

      2) основной и оборотный капитал

      3) постоянный и переменный капитал

      4) постоянные и переменные издержки

      5) текущие и предстоящие расходы



20. Тезис «Баснословная догма Смита» возник у К. Маркса в связи с тем, что А. Смит: сложный

      1) считает невозможным автоматическое равновесие в экономике

      2) допускает деление капитала на постоянный и переменный

      3) отождествляет принцип выявления ценности «годичного продукта  труда» и «цены всякого товара»

      4) придерживается теории интенсивного воспроизводства

      5) придерживается теории расширенного воспроизводства



21. Н.С. Мордвинов, будучи последователем экономического учения А. Смита источником происхождения богатства считает: средний

1) промышленность

2) торговлю

3) науку


4) промышленность, торговлю и науку одновременно

22. А.К. Шторх, будучи последователем экономического учения А. Смита допускает производительный характер труда: средний

1) в материальном производстве

2) в нематериальном производстве

3) в материальном и нематериальном производстве



23. В соответствии с экономическими воззрениями М.М. Сперанского «постепенное усовершенствование общественного» предполагает осуществление экономической политики: средний

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) протекционизма и экономического либерализма одновременно



Тема 4. Апогей развития классической политической экономии

и ее завершение

1. При определении стоимости Д. Рикардо придерживается: простой

      1) трудовой теории

      2) теории издержек

      3) теории полезности

      4) теории потребительского поведения

      5) теории пределльной полезности



2. По мнению Д. Рикардо, зарплата имеет тенденцию к снижению, так как: средний

      1) предприниматели занижают цену труда рабочих

         2) высокие темпы рождаемости порождают избыточное предложение  труда

      3) машины и механизмы вытесняют труд рабочих

         4) уровень инфляция постоянно повышается

      5) доля живого труда в производимом продукте постоянно снижается



3. Категорию «рента» Д. Рикардо трактует в следующих вариантах: сложный

1)  как доход с земли

2) так же, как и прибыль фермера

3) так же как и прибыль в промышленной сфере

4) как дополнительный доход фермера сверх уровня средней прибыли в  

сфере его деятельности

5) как «свободный дар земли»

4. Тенденцию нормы прибыли к понижению, согласно Д. Рикардо, порождают следующие причины: сложный

           1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) снижение относительного уровня «рыночной цены труда»

3) рост относительного уровня «рыночной цены труда»

4) рост дороговизны продуктов земли из-за постоянного снижения ее  

    плодородия

5) снижение темпов народонаселения

6) повышение темпов народонаселения



5. Основными постулатами «закона рынков» Ж.Б. Сэя являются: сложный

1) спрос создает соответствующий ему уровень предложения

           2) предложение создает соответствующий ему спрос

3) деньги как важнейший самостоятельный фактор воспроизводственного процесса

4) деньги нейтральны

5) цены, заработная плата и процентная ставка совершенно гибки,  

    подвижны

6) допускается вмешательство государства в экономику

7) экономические кризисы невозможны либо их проявление имеет всегда временный и преходящий характер

6. «Закон Сэя» исчерпал свою актуальность с возникновением экономического учения: простой

      1) К. Менгера

      2) А. Маршалла

      3) Дж.Б. Кларка

      4) Дж.М. Кейнса

      5) М. Фридмена



7. Согласно теории народонаселения Т. Мальтуса главными причинами бедности являются: сложный

1) несовершенство социального законодательства

2) постоянно высокие темпы роста численности населения

3) неизменно низкий уровень заработной платы

4) чрезмерно высокие темпы научно-технического прогресса

5) «закон убывающего плодородия почвы»



8. Теорию народонаселения Т. Мальтуса из числа ниженазванных авторов категорически отвергали: сложный

1) Д. Рикардо

2) С. Сисмонди

3) П. Прудон

4) Р. Оуэн

5) Дж.С. Милль

6) К. Маркс

7) А. Маршалл



9. По мысли Т. Мальтуса, «третьи лица» в воспроизводственном процессе проявляют себя как: сложный

1) производительная часть общества

2) непроизводительная часть общества

3) фактор, содействующий созданию и реализации общественного  

               продукта

4) фактор, сдерживающий полное использование капитала

5) фактор, предотвращающий общее перепроизводство

10. Первыми из авторов классической политической экономии обратились к рассмотрению теоретико-методологических проблем социализма:сложный

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Дж.С. Милль

4) К. Маркс

5) Т. Мальтус



11. В концепции реформ Дж.С. Милля рекомендуется осуществить такие мероприятия, как: сложный

1) изменить законы производства

2) изменить законы распределения

3) ограничить право наследования

4) уничтожить наемный труд при помощи кооперативной производительной ассоциации

5) ниспровергнуть систему частной собственности

6) социализировать земельную ренту при помощи земельного налога

7) улучшить систему частной собственности ради участия в приносимых ею доходах каждого члена общества



12. Единственным из представителей классической политической экономии характеризует категорию «капитал» как средство эксплуатации рабочего и как самовозрастающую стоимость: простой

1) А. Смит

2) Д. Рикардо

3) Ж.Б. Сэй

4) К. Маркс

5) Ф. Кенэ



13. Какие из ниженазванных причин порождают, по мнению К. Маркса, тенденцию нормы прибыли к понижению: сложный

1) перелив капитала из одного занятия в другое

2) рост дороговизны продуктов земли из-за снижения ее плодородия

3) рост относительного уровня заработной платы рабочих

4) уменьшение в структуре капитала доли переменного капитала

5) накопление капитала, сопровождаемое увеличением в структуре  

капитала доли постоянного капитала

14. Какими из перечисленных вариантов положений руководствуется

К. Маркс, если допустить, что прибавочная стоимость создается: средний

1) трудом, капиталом и землей

2) неоплаченным трудом производительных рабочих

3) постоянным капиталом

4) переменным капиталом

15. В теории воспроизводства К. Маркса обосновываются такие положения, как: сложный

      1) циклический характер экономического развития при капитализме

      2) нециклический характер экономического развития при капитализме

      3) различия простого и расширенного типов воспроизводства

      4) правомерность доктрин экономических кризисов недопотребления

      5) преходящий характер экономических кризисов при капитализме



16. А.И. Бутовский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории издержек

3) теории полезности

4) теории предельных издержек

5) теории предельной полезности



17. И.В. Вернадский как один из смитианцев постмануфактурного периода определение стоимости считает возможным на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории издержек

3) теории полезности

4) теории предельных издержек

5) теории предельной полезности



18. Будучи одним из оппонентов марксистского экономического учения П.Б. Струве полагает, что Россия должна стать страной: простой

1) земледельческой

2) бедной капиталистической

3) богатой капиталистической



Тема 5. Экономические взгляды и реформаторские концепции

противников классической политической экономии

1. Экономисты-романтики выдвигали реформаторские концепции, в которых обосновывается целесообразность приоритетного развития:простой

1) фабрично-заводского производства

2) фермерского хозяйства

3) натурального хозяйства

4) мелкого товарного производства

5) мануфактурного производства



2. Причиной минимизации заработной платы рабочих С. Сисмонди считает: простой

1) низкий уровень разделения труда в обществе

2) избыточное предложение труда из-за высоких темпов рождаемости

3) вытеснение труда рабочих машинами и механизмами

4) существующие в обществе традиции и обычаи

5) закон убывающего плодородия почвы



3. Из числа ниженазванных непосредственно П. Прудону принадлежат идеи о целесообразности: сложный

1) ведущей роли в экономике общенародной собственности

2) организации банков народа

3) упразднения денег и создания конституированной стоимости

4) предпочтения функционального метода анализу каузальному

5) введения беспроцентного кредита

6) ликвидации государственной власти

4. Согласно социалистам-утопистам приоритетное значение в экономике должна иметь собственность: простой

1) частная

2) мелкая

3) общенародная

4) кооперативная

5) акционерная



5. Историческая школа Германии рассматривает в качестве предмета

      экономического анализа: простой

  1) сфера обращения (потребления)

          2) сфера производства (предложения)

          3) сфера обращения и сфера производства одновременно

      4) сфера сельскохозяйственного производства

      5) совокупность экономических и неэкономических факторов

6. С.Ю. Витте как сторонник методологии немецкой исторической школы обосновывает положение о том, что: простой

1) интерес отдельного индивида должен стоять выше общественного

2) общественный интерес должен стоять выше интереса отдельного индивида 

3) общественный интерес и интерес отдельного индивида равнозначны



Тема 6. Маржиналистская революция. Зарождение

субъективно-психологического направления

экономической мысли

1. Маржинализм (маржинальная экономическая теория) базируется на  

исследовании: простой

      1) суммарных экономических величин

      2) средних экономических величин

      3) предельных экономических величин

      4) макроэкономических величин

      5) микроэкономических величин



2. Предметом изучения субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

          1) сфера обращения (потребления)

          2) сфера производства (предложения)

          3) сфера обращения и сфера производства одновременно

          4) сфера сельскохозяйственного производства

          5) совокупность экономических и неэкономических факторов



3. Приоритетным методом экономического анализа субъективно-психологического направления экономической мысли является: простой

          1) эмпирический метод

          2) каузальный метод

       3) функциональный метод

          4) исторический метод

          5) математический метод



4. Среди авторов периода «маржинальной революции» родоначальником современного макроэкономического моделирования принято считать:простой

      1) Л. Вальраса

      2) У. Джевонса

      3) А. Маршалла

      4) Дж.Б. Кларка

      5) В. Парето



5. Авторы первого этапа «маржинальной революции» определяют стоимость (ценность) на основе: средний

        1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения

        2) трудовой теории

        3) теории издержек

        4) теории предельной полезности

        5) теории предельных издержек



Тема 7. Возникновение неоклассического направления

экономической мысли

1. Предметом изучения неоклассического направления экономической мысли является: простой

         1) сфера обращения (потребления)

      2) сфера производства (предложения)

         3) сфера обращения и сфера производства одновременно

         4) сфера сельскохозяйственного производства

         5) совокупность экономических и неэкономических факторов



2. Приоритетным методом экономического анализа неоклассического направления экономической мысли является: простой

          1) эмпирический метод

          2) каузальный метод

       3) функциональный метод

          4) исторический метод

          5) математический метод



3. Термин А. Маршалла «репрезентативная фирма» характеризует разновидность фирмы: простой

1) мелкой

2) специализированной

3) средней

4) многопрофильной

5) крупной



4. Стоимость товара А. Маршаллом характеризуется на основе:

        1) выявления точки пересечения кривых спроса и предложения простой

        2) трудовой теории

        3) теории издержек

        4) теории предельной полезности

        5) теории предельных издержек



5. Автором учения о статике и динамике и теории предельной производительности является: простой

        1) У. Джевонс

        2) Л. Вальрас

        3) Дж.Б. Кларк 

        4) А. Маршалл

        5) В. Парето



6. Критерием достижения общего экономического равновесия, по мысли В. Парето, следует считать: простой

      1) измерение соотношения предпочтений конкретных индивидов

      2) максимизацию полезности

      3) выявления суммарной полезности

      4) выявление предельной полезности

      5) равенство доходов потребителей благ



7. В соответствии с экономическими воззрениями Н.Х. Бунге стоимость определяется: средний

1) спросом

2) предложением

3) спросом и предложением



8. В соответствии с экономическими воззрениями М.И. Туган-Баранов-ского и В.К. Дмитриева определение стоимости возможно на основе: средний

1) трудовой теории

2) теории предельной полезности

3) синтеза трудовой теории и теории предельной полезности



Тема 8. Зарождение американского институционализма и теорий

монополистической и несовершенной конкуренции

1. На этапе приоритетной роли в экономической науке институционализма доминировала концепция: простой

1) протекционизма

2) экономического либерализма

3) социального контроля общества над экономикой



2. В качестве предмета экономического анализа представителями институционализма выдвигается: простой

         1) сфера обращения (потребления)

         2) сфера производства (предложения)

         3) сфера сельскохозяйственного производства

         4) сфера обращения и сфера производства одновременно

         5) совокупность экономических и неэкономических факторов



3. Приоритетными методами исследования в институциональной теории являются: средний

            1) каузальный

2) историко-экономический

3) функциональный

4) эмпирический

5) логической абстракции

6) социальной психологии

4. Понятие «эффект Веблена» характеризует ситуацию влияния потребительского поведения на рост спроса в связи: простой

     1) с возросшим уровнем цен

     2) с неизменными ценами

     3) со снизившимся уровнем цен

     4) с возникновением товаров-субститутов

     5) с усилением монополистической конкуренции



5. В результате рекомендуемых реформ Т. Веблен предвещает: простой

     1) переход к «индустриальной системе»

     2) сохранение приоритетной роли финансовых слоев «бизнеса»

     3) ведущую роль в экономике сферы «малого бизнеса»

     4) два обязательных выходных дня в неделю

     5) переход к социалистическому обществу



6. Согласно Дж. Коммонсу стоимость формируется: простой

      1) юридическим соглашением «коллективных институтов»

      2) затратами труда на производство продукта

      3) соотношением спроса и предложения на рынке

      4) предельной полезностью блага

      5) предельными издержками в процессе производства



7. Из ниженазванных этапов в эволюции «капитализма» Дж. Коммонс выделяет следующие: средний

1) капитализм свободной конкуренции

2) денежное хозяйство

3) финансовый капитализм

4) кредитное хозяйство

5) административный капитализм



8. Антимонопольные концепции Т. Веблена и Дж. Коммонса были впервые апробированы: средний

1) до первой мировой войны 

2) в период первой мировой войны

3) в период экономического кризиса 1929—1933 гг.

4) в период «нового курса» Ф. Рузвельта

5) после второй мировой войны



9. У.К. Митчелл – родоначальник одного из течений институционализма, получившего название: простой

     1) традиционное

     2) конъюнктурно-статистическое 

     3) технократическое

     4) социально-психологическое

     5) социально-правовое



10. Экономическое учение У.К. Митчелла явилось основой: простой

      1) теории предельной полезности

      2) теории народонаселения

      3) концепции богатства меркантилизма

      4) концепции бескризисного цикла

      5) теории эволюции природы Ч. Дарвина



11. Теории рынка с несовершенной конкуренцией возникли: простой

      1) после мирового экономического кризиса 1929-1933 гг.

      2) в трудах А. Смита и Д. Рикардо

      3) в учении физиократов

      4) в сочинениях древнегреческих философов

      5) в трудах родоначальников неоклассицизма



12. В теории монополистической конкуренции Э. Чемберлина основным признаком «дифференциации продукта» является наличие у товара одного из продавцов какого-либо существенного признака, который может быть:средний

      1) воображаемым

      2) фиксированным

      3) реальным

      4) дискретным

      5) как реальным, так и воображаемым 



13. Согласно Э. Чемберлину, монополистическая конкуренция порождает феномен избытка мощности, обусловленный формированием цен продавца: средний

      1) ниже уровня издержек

      2) на уровне издержек

      3) превышающих издержки

      4) юридическим соглашением «коллективных институтов»

      5) затратами труда на производство продукта



14. В условиях несовершенной конкуренции, согласно Дж. Робинсон, размеры (мощности) фирм: простой

      1) превышают оптимальный уровень

      2) не влияют на уровень рентабельности

      3) оптимальны

      4) обусловлены численностью занятых работников

      5) не достигают оптимального уровня



Тема 9. Теории государственного регулирования экономики.

Олимп современной экономической мысли

1. Из нижеприведенных положений основу методологии исследования

      Дж.М. Кейнса составляют: сложный

1) приоритет микроэкономического анализа

2) приоритет макроэкономического анализа

3) концепция «эффективного спроса»

4) приверженность «закону рынков» Ж.Б. Сэя

5) мультипликатор инвестиций

6) склонность к ликвидности



2. Для стимулирования потребительского спроса на инвестиции государство, по мысли Дж.М. Кейнса, должно активно содействовать регулированию нормы ссудного процента: простой

      1) в сторону снижения

      2) до достигнутого уровня в предыдущем периоде

      3) в сторону увеличения

      4) с учетом согласования с мировым банком

      5) до уровня промышленно развитых стран



3. В соответствии с «основным психологическим законом» Дж.М. Кейнса с ростом доходов темпы прироста потребления: простой

      1) остаются на прежнем уровне

      2) увеличиваются в геометрической прогрессии

      3) опережают темпы прироста доходов

      4) увеличиваются в арифметической  прогрессии

      5) увеличиваются, но не в той же мере, что и доходы 



4. Неолиберализм в отличие от кейнсианства предполагает: сложный

1) государственные меры по инвестированию убыточных и низко-

     рентабельных отраслей экономики

2) либерализацию экономики

3) рост объемов правительственных заказов, закупок и займов

4) свободное ценообразование

5) приоритет частной собственности

5. Термин «социальное рыночное хозяйство» впервые использовал:простой

1) К. Менгер

2) Дж.М. Кейнс

3) А. Мюллер-Армак

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен



6. Фрайбургская школа неолиберализма в концепции социального рыночного хозяйства придерживается принципов: сложный

       


1)конкуренция везде, где возможно, регулирование — там, где необходимо

2)автоматическое функционирование «свободного рыночного хозяйства»

3)синтез между свободным и «социально обязательным общественным  

     строем»

4)  концентрация власти и коллективизм

5)  социальное выравнивание посредством справедливого распределения



7. Лидер Чикагской школы неолиберализма М. Фридмен в своей концепции государственного регулирования экономики основополагающими считает принципы: сложный

1)  приоритетности неденежных факторов

2)  приоритетности денежных факторов

3)  стабильности «кривой Филлипса»

4)нестабильности «кривой Филлипса»

5)стабильности темпа роста количества денег с учетом «естественной  

      нормы безработицы» (ЕНБ)

8. Из числа названных авторов нобелевскими лауреатами по экономике  

      являются: средний

1) Дж.М. Кейнс

2) В.В. Леонтьев

3) Э. Чемберлин

4) П. Самуэльсон

5) М. Фридмен

9. Основным научным достижением российского нобелевского лауреата по экономике Л.В. Канторовича является разработка: средний

1) модели линейного программирования в процессе использования ресурсов



2) метода «затраты – выпуск»

3) методологии позитивной экономической науки


Поделитесь с Вашими друзьями:


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2019
обратиться к администрации

    Главная страница