Вопрос Восточные славяне: расселение, занятия и верования. Расселение




страница1/9
Дата04.08.2016
Размер1.89 Mb.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9
Вопрос 1. Восточные славяне: расселение, занятия и верования.
Расселение.

Наши общие индоевропейские предки были немногочисленны и первоначально занимали какую-то небольшую территорию Восточной Турции или территорию по рекам Одер и Висла, а на нее они попали, отделившись раньше от более древнего племени. Это было так давно, что на момент отделения у них не образовался развитый язык. С увеличением численности отдельные семьи переселялись на другие земли в Европу и переднюю Азию, давая начало новым племенам и родам. Индоевропейцы – кельты, славяне, балтийцы, германцы, в наибольшей степени создали современную этническую карту Европы. Славяне обособились из индоевропейской общности в середине 2 тыс. до н.э. Прародиной славян признается территория от Карпат до Днепра. Распространение племен, кот. можно было назвать славянскими, началось в 4в. н.э., а на земли современной Белоруссии, Украины, европейской части России славяне пришли в 6-7 вв. До 7 в. ни одного русского на земле не существовало. Первые письменные свидетельства о славянах появляются в тысячах греческих, арабских и византийских источниках. В источниках появились названия славяне, или венеды или анды. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге — печенеги и хазары, на востоке — волжские булгары и многочисленные угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).


Занятия

Основным занятием восточных славян было земледелие. Это подтверждается археологическими   раскопками, при которых были обнаружены семена злаков (рожь, ячмень, просо) и огородных культур (репа, капуста, морковь, свекла, редька). Выращивались также и технические культуры (лен, конопля). Южные земли славян обгоняли в своем развитии северные, что объяснялось различиями в природно-климатических условиях, плодородии почвы. Южные славянские племена имели более древние земледельческие традиции, а также имели давние связи с рабовладельческими государствами Северного Причерноморья.

У славянских племен существовали две основные системы земледелия. На севере, в районе густых таежных лесов, была подсечно-огневая система. Основными орудиями труда в лесной полосе были топор, мотыга. Убирали урожай при помощи серпов и размалывали зерно каменными зернотерками и жерновами.

В южных районах ведущей системой земледелия был перелог. При наличии большого количества плодородных земель участки засевали в течение нескольких лет, а после истощения почвы переходили на новые участки. В качестве основных орудий использовали рало, а впоследствии деревянный плуг с железным лемехом. Плужное земледелие было более эффективным и давало более высокие и стабильные урожаи.

С земледелием тесно было связано скотоводство. Славяне разводили свиней, коров, овец, коз. В качестве рабочего скота в южных районах использовали волов, в лесной полосе — лошадей.

Важное место в хозяйстве восточных славян играли охота, рыболовство и бортничество. Мед, воск, меха были основными предметами внешней торговли.


Город

Приблизительно в VII - VIII вв. ремесло   окончательно   отделяется от земледелия. Выделяются специалисты—кузнецы, литейщики, мастера золотых и серебряных дел, позднее гончары. Ремесленники обычно концентрировались в племенных центрах — градах или на городищах — погостах, которые из военных укреплений постепенно превращаются в центры ремесла и торговли — города. Одновременно города становятся оборонительными центрами и резиденциями носителей власти.

Города, как правило, возникали при слиянии двух рек, так как такое расположение обеспечивало более надежную защиту. Центральная часть города, окруженная валом и крепостной стеной, называлась кремлем или детинцем. Как правило, со всех сторон кремль был окружен водой, так как реки, при слиянии которых строился город, соединялись рвом, наполненным водой. К кремлю примыкали слободы — поселения ремесленников. Эта часть города называлась посадом.

Древнейшие города возникали чаще всего на важнейших торговых путях. Одним из таких торговых путей был путь из "варяг в греки". Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии. Окончательно этот путь сложился к IXв. Другим торговым путем, одним из древнейших на территории Восточной Европы, был Волжский торговый путь, связывавший Русь со странами Востока.


Культура восточных славян

Восточные славяне были язычниками. Они обожествляли различные силы природы. На ранней ступени своего развития они верили в добрых и злых духов. Впоследствии сложился довольно развитый пантеон славянских богов, включавший как местных, так и общеславянских богов. Главными божествами восточных славян являлись: божество Вселенной — Род, божество солнца Даждь-бог (у некоторых славянских племен он назывался Ярило, Хорос), бог скота и богатства — Велес, бог огня — Сварог, бог грозы и войны — Перун, богиня земли и плодородия — Мокошь.

Славяне изготавливали деревянные и каменные изваяния своих богов. Местами поклонения служили священные рощи, источники. Кроме того, у каждого племени существовали общие святилища, куда сходились все члены племени на особо торжественные праздники и для решения важных дел.

С возрастанием роли князя и военной дружины в жизни племени Перун — бог грозы и войны — становится главным богом славянского пантеона. Именем Перуна клялись послы, скреплялись дипломатические договоры. Священным считался домашний очаг или печь как символ семьи. Огню молились обычно под овином, в котором сушилось зерно.

У славян существовал годовой цикл земледельческих праздников в честь солнца и смены времен года. Языческие обряды должны были обеспечить высокий урожай, здоровье людей и скота. Особыми обрядами сопровождались важнейшие события в жизни человека — рождение, свадьба, смерть.

Важное место в религии древних славян занимал культ предков. Широко был распространен обычай сожжения покойников и возведения над погребальными кострами земляных насыпей — курганов. Вера в загробное существование проявлялась в том, что в погребальный костер вместе с умершими клали вещи, оружие, пищу. При погребении князя вместе с ним сжигали коня и одну из его жен или рабыню. В честь умершего устраивали пир — тризну и военные состязания.


Вопрос 2. Древняя Русь: от варяга Рюрика до Владимира Святого.
Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. 882г.- приемник Рюрика, воряжский конунг (князь) Олег(879-912) пришел в Киев, здесь он вероломно убил князей днепровских полян Аскольда и Дира. У Рюрика был сын Игорь(912-945). (Он умер во время сбора дани в земле древлян в 945 г. остался сын Святослав, которому в это время было четыре года. Регентшей при нем стала вдова Игоря княгиня Ольга.) В результате объед.земель ильменских славян и днепровских полян, было создано Др.Русс. гос-во, Киевская Русь. Первоначально оно протянулось довольно узкой полосой вдоль торгового пути, кот.связал Балтийское море с Черным(из варяг в греки)( Через Неву или Западную Двину и Волхов с его притоками и далее через систему волоков суда достигали бассейна Днепра. По Днепру они доходили до Черного моря и далее до Византии.)

Великий князь Святослав Игоревич(957-972) нанес сокрушительный удар по враждебному Хазарскому каганату.965- он уничтожил столицы Хоз.ког. Итиль на Волге, Семендер на Терике.971- Свят.попытался создать Русско-Болгарское гос-во. Однако этот замысел ему не позволила воплотить в жизнь Византийская империя. К концу Хв. завершилось объединение Вост. Славян в сост.Др.Руси это произошло в период Вел.княжения Владимира Святославича(980-1015). 982-он покорил окских вятичей, а в 992г. Владимир Святой завоевал карпатских хорват.


Вопрос 3. Древняя Русь: от Ярослава Мудрого до Мстислава Великого.
Расцвет Др.Руси пришелся на время великого княжения Ярослава Владимировича Мудрого.(1019-1054).С ним стремились породниться лучшие королевские семьи Европы. Шведский король выдал за него свою старшую дочь Ирину.1036г.-у стен Киева рус.армия под командованием Яр.Мудрого окончательно разгромила печенегов. Яр.Муд. утвердил «Правду Ярослава». Она ограничила кровную месть, допуская ее лишь за убийство близких родственников. Сыновья Яр.Муд. приняли «Правду Ярославичей». Этот док.полностью отменял кровную месть и всячески защищал княжеское хоз-во.

В начале сущ-я Др.Руси кр-не явл.свободными членами сельской общины. Однако постепенно кр.стали попадать в личную зависимость от феодалов. Самыми обездоленными были холопы наход-ся на положении домашних рабов. В 1097г. сост. съезд русс.князей в г.Любече на нем они провозгласили принцип: «каждый держит вотчину свою». Создание местных княж.династий привело к тому что Др.русс. гос-во двинулось по пути феод.раздробл. В1103г. Русск. армия под командованием вел.князя Святополка Изяславовича нанесла половцем сокрушит.поражение у р.Сутень. Одним из самых выдающихся полководцев и управленцев был великий кн.Владимир Всеволодович Мономах. При нем появился «устав» запретивший ростовщикам брать больше 50%. Этот док.заметно снизил соц.напряженность. В 1132г. скончался вел.кн. Мстислав Владим. После смерти М.В. Др.Р. прекратила свое сущ-е, как единие гос-во.


Вопрос 4. Крещение Др.Руси.
В 988 г. при Владимире в качестве государственной религии было принято христианство. Это имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Христианство с его идеей вечности человеческой жизни утверждало равенство людей перед богом. Путь в рай открыт и богатому вельможе и простолюдину, если они честно исполняли свои обязанности на земле. “Божий слуга” - государь был и справедливым судьей и доблестным защитником границ державы Крещение Владимира и его приближенных было совершено вХерсонесе(византия)– центре византийских владений в Крыму. Ему предшествовало участие киевской дружины в борьбе византийского императора Василия 2 с мятежом полководца Варды-Фоки. Император победил, но не выполнил своего обязательства – отдать за Владимира свою дочь Анну. Тогда Владимир осадил Корсунь и принудил византийскую царевну выйти замуж в обмен на крещение “варвара”, которого давно привлекала греческая вера. Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь народ. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения. Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Руси. Принятие христианства укрепляло гос. власть и территориальное единство Киевской Руси. Но имело большое международное значение, заключавшееся в том, что Русь становилась теперь равной другим христианским странам, связи с которыми значительно расширились. Наконец принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры, испытавшей на себе влияние византийской, через нее античной. Во главе русской православной церкви был поставлен митрополит, назначенный константинопольским патриархом. Все население страны было обязано платить налог в пользу церкви. В руках церкви был суд, ведавший делами об антирелигиозных преступлениях, нарушениях нравственных и семейных норм.

Вопрос 5. Формир.нов.полит.центров в период феод.раздр.
Первый удар по единой Киевской Руси нанесли удельные князья – феодалы. 1097г. – Любечский съезд («Каждый да держит вотчину свою»). С этого момента началась борьба за обособление от власти Киевского князя.

Причины феодальной раздробленности на Руси:



  1. Сложный порядок престолонаследия

-Порядок занятия престолов в зависимости от старшинства в княжеском роду порождал обстановку нестабильности, неуверенности, что мешало дальнейшему развитию Руси. Новой формой государственно-политической организации стала политическая раздробленность, сменившая раннефеодальную монархию

  1. Относительная политическая самостоятельность удельных княжеств

-Дальнейшее экономическое развитие отдельных земель и княжеств вело к неизбежным социальным конфликтам. Для их разрешения была необходима сильная власть на местах. Местные бояре, опиравшиеся на военную мощь своего князя, теперь больше не хотели зависеть от центральной власти в Киеве

  1. Утрата Киевом роли центра торговли на пути «из варяг в греки»

-Падение престижа Киева было связано с тем, что он утратил свое прежнее значение торгового центра Руси. Крестоносцами были проложены новые торговые пути из Европы на Восток через Средиземное море

  1. Рост вотчинного землевладения

-Княжеские и боярские вотчины, платившие подати государству, имели натуральный характер. Они стремились максимально удовлетворить свои потребности за счет внутренних ресурсов. Их связи с рынком были весьма слабыми и нерегулярными. Господство натурального хозяйства открывало каждому региону возможность отделиться от центра и существовать в качестве самостоятельной земли или княжества.

  1. Усиления боярской олигархии в Новгороде и Пскове

-Главной силой разъединительного процесса выступило боярство. Опираясь на его мощь, местные князья сумели установить свою власть в каждой земле. Однако впоследствии между усилившимся боярством и местными князьями возникли неизбежные противоречия, борьба за влияние и власть.

  1. Внешнеполитический фактор

-Ослабление внешней угрозы — половецких набегов, интенсивность которых резко упала в результате активных военных действий Владимира Мономаха и его сына Мстислава

В результате дробления в качестве самостоятельных выделились княжества, названия которым дали стольные города: Киевское, Черниговское, Переяславское, Муромское, Рязанское, Ростово-Суздальское, Смоленское, Галицкое, Владимиро-Волынское, Полоцкое, Турово-Пинское, Тмутараканское; Новгородская и Псковская земли. В каждой из земель правила своя династия — одна из ветвей Рюриковичей. Сыновья князя и бояре-наместники управляли местными уделами. Междоусобицы как внутри отдельных ветвей князей Рюрикова дома, так и между отдельными землями во многом определяют политическую историю периода удельной раздробленности.


Вопрос 6. Борьба С-З Руси с нем-швед агрессией.
В 1238г. между немецкими и датскими крестоносцами было заключено соглашение о союзе против Руси. К походу присоединилась и Швеция. Борьбу с немецкими и шведскими рыцарями возглавил новгородский князь Александр Невский, родившийся в 1220г. В 1235г. его отец предпринял успешный поход против немцев на Днепр. Там был и Александр. Вскоре отец выделил Александру на княжение Новгород. Первой наступление на Русь начала Швеция. Цель – захват тер-ий по Неве и Ладоге, даже Новгорода. Прикрытие – распространение католицизма. Шведская флотилия остановилась на Неве у притока Ижоры для отдыха. 15 июля 1240г. русские скрыто подошли и напали. Всё решили внезапность нападения и талант полководца. Быстрая и славная победа русских. Битва за устье Невы была битвой всей Руси за сохранение выхода к морю. В том же 1240г. немецкие и датские рыцари, собранные из крепостей Ливонии, вновь двинулись на Русь. Разбили крепость Изборск, после осады взяли Псков. Новгородское боярство вступило в конфликт с Александром, он уехал. В начале 1241г. рыцари продвинулись дальше. Население захваченных тер-ий бежало в Новгород. По требованию Новгородского вече пригласили Александра. Он освободил Копорье и Псков. На побережье Чудского озера были встречены главные немецкие силы. Русские отступили на лёд, сконцентрировав основные силы на флангах. 5 апреля 1242г. немецкие рыцари напали на русское войско, но проиграли сражение. Победа русских была полной и решительной. В отношении Золотой Орды Александр Невский старался проводить мирную политику, насколько это было возможно. Сам неоднократно ездил к хану. Прекрасно понимая неготовность страны открыто противостоять Орде, Александр стремился улаживать все конфликты мирным путём.
Вопрос 7. Монголо-татары и Русь.
Монголы: Летом 1219 г. почти 200-тысячное монгольское войско во главе с Чингисханом начало завоевание Средней азии. Битва на реке Калке. 31 мая 1223 г. монголы разбили союзные силы половецких и русских князей в приазовских степях на реке Калке. Полки русских воинов и половцев, перейдя Калку, нанесли удар по передовым отрядам монголо-татар, которые отступили. Русские и половецкие полки увлеклись преследованием. Подошедшие же основные монгольские силы взяли преследовавших русских и половецких воинов в клещи и уничтожили. В 1237 г. Рязань первой из русских земель подверглась удару захватчиков. На старом месте Рязань больше не возродилась (современная Рязань - это новый город, находящийся в 60 км от старой Рязани, раньше он назывался Переяславль Рязанский). Батый основал государство Золотая Орда. Нашествие Батыя жестоко разорило Русь. Пострадало крестьянство, горожане; ремесленное производство пришло в упадок, исчезли целые специальности, на полвека замерло каменное строительство. Но самый тяжелый урон был нанесен феодалам: князьям и дружинникам. Именно они, профессиональные войны, первые гибли на поле боя. Состав дружин сменился едва ли не полностью. На смену погибшим пришли совсем иные люди – выходцы из непривилегированных слоев общества. Они привыкли быть не соратниками, а покорными слугами. Так монгольское вторжение резко усилило процесс превращения князя из “первого среди равных” в полновластного господина. После нашествия Русь попала в зависимость от Золотой Орды. Монголы ограничились взиманием дани (“выхода”). Власть осталась в руках русских князей, подчиненных теперь воле ордынского хана. Они получали “ярлык” (т.е. подтверждение своих прав) на великое княжение. Ханы стремились превратить князей-вассалов в “служебников”, но князья всячески сопротивлялись. Итак, основные аспекты влияния тотаро-монгольского ига:1,Отставание от западноевропейских стран прогрессирует. 2,Монголы не жили на подчиненных территориях, а обкладывали ее данью; ни культура русского народа, ни менталитет не изменился. 3,Усиление преклонения перед властью (1480г. – когда иго заканчивалось, русское самодержавие считало себя преемником власти тотаро-монгольских ханов). 4,Способствовало развитию тенденций к объединению. 5,В русский язык вошло много татарских слов. 6,Эффективная финансово-административная система, налоговая система, которой не было даже в Зап. Европе. 7,Все финансовые термины – татарского происхождения (казна, таможня, кабала – долговое рабство, кабак, деньги, дороги, драги, пути, копейка, алтын). 8,Военные организации многое перенимают от ига. 9,Дипломатический стиль (переписка, оформление документации).
Вопрос 8. Становление Русской культуры в 11-12 веке
XI-XIIв. – расцвет киевской культуры. "Золотой век". Принятие русскими христ-ва способствовало распространению просвещения. Письменность возникла у славян еще до принятия христианства.

Архитектура: Очень сильное влияние Византии. Киевские князья приглашали из Византии мастеров - зодчих, живописцев, ювелиров. Эти мастера развернули в Киеве широкое дворцовое и культовое строительство. До 10 в. На Руси не было каменного строительства. После принятия христианства здания стали каменными (по Византийскому образцу). «Десятинная церковь» - 1-е каменное здание. Спасо-Преображенский собор - самый «византийский» храм древней Руси. Софийский собор в Киеве - сохранился и сейчас. Это - огромный храм, построенный при Ярославе Мудром. Внутри этого собора есть шедевр - фигура Софии Оранты.

С 12 в. Византийское влияние на нашу культуру ослабеваетю. Появляются башенные храмы (собор Михаила - Архангела в Смоленске).



Живопись: в основном церковная. Мы позаимствовали из Византии каноны иконописи и технику мозаики и фрески.

Ремесла: тут было сильным влияние Западной Европы. Мы заимствовали у них бронзовое литье, резьба по кости, ювелирное искусство.

Крупнейшие русские ремесленные города: Киев, Новгород, Смоленск, Владимир, Суздаль, Рязань. Русские мастера славились в обработке дерева, кости и металла. Умели делать изделия с применением эмали и стекла. ПИСЬМЕННОСТЬ, ПРОСВЕЩЕНИЕ, ЛИТЕРАТУРА.

9-10 вв. На руси распространены славянские азбуки: кириллица и глаголица. Создали их Кирилл и Мефодий. Братьев Кирилла и Мефодия наз. "апостолами славян". Обе церкви - римско-католическая и правос-ная - считает их святыми. Главные источники просвещения – монастыри. Среди них Печерский монастырь в Киеве, как по величине, так и по значению, занимает I место. Высокий уровень грамотности (летописи, житие).

Литературным языком др. Руси стал древнеславянский язык (близкий по своей грамматике к греческому). С 10в. На руси действуют школы, берестяные грамоты. В этих школах проводилось «книжное ученье». Школы были начальные и высшие. Создавались школы в основном при монастырях.

Особенности русской лит-ры: рукописный характер и анонимность произведений. Часто переписчики редактировали и вносили изменения в тексты книг. Книги не были самостоятельны, а входили в состав сборников, служащих каким-либо целям. В 10-11 в. Появляются летописи.

Писали на пергаменте и бересте. Героями лит-ры были исторические личности. «Повесть временных лет» - повествует о развитии, становлении русского государства. Написал Нестор. Тема борьбы с внешними врагами проходит через летопись. «Слово о полку Игореве» - поход Игоря с дружиной против половцев. Автор оплакивает поражение Игоря и осуждает княжеские междоусобные раздоры


Вопрос 9. Объединения русских земель, причины возвышения Москвы в 14-15 вв.
Вследствие внешних и внутренних факторов, на грани 13-14 вв. раздробленность Руси достигла апогея. Только из Владимиро-Суздальского княжества выделилось 14 княжеств, главное – суздальское, Ростовское, Ярославское, Тверское и Московское. Но к середине 14 в. наметились предпосылки политического и экономического объединения русских земель.

  1. В северо-восточной Руси развивалось крупное феодальное землевладение, вотчинникам боярам было тесно в пределах небольших княжеств.

  2. Социальная борьба крестьян и горожан требовала усиления власти (в 14 в. появился термин «крестьяне», вместо слов «люди», «смерды»).

  3. Развивались экономические связи между землями. Силы, объединяющие восточных славян, оказались сильнее центробежных.

  4. Возрождались старые и появлялись новые города.

  5. Одинаковый уровень социально-экономического развития княжеств и правовые нормы, идущие от «Русской Правды», способствовали объединению;

  6. Сохранилось общерусское национальное самосознание, общность материальной и духовной культуры (языка, религии);

  7. Объединение Руси возглавила Москва, которая в середине 14 в. стала крупнейшим торгово-экономическим центром;

  8. Действия указанных предпосылок усиливалось внешним фактором: необходимостью организовать отпор набегам ханов Золотой Орды и свергнуть ее иго. Этого фактора было недостаточно, чтобы объединить русских земель в 13 в. перед нашествием Батыя. Однако в 14 в. без него был бы невозможен подвиг русских людей под предводительством московского князя – внука Ивана Калиты Дмитрия Ивановича Донского (1359-1389 гг.), воеводы Боброка Волынского и князя Андрея Ивановича Серпуховского.

Причины объединения земель вокруг Москвы.

С конца 13 в. усиливается роль городов в развитии Руси. Заметную роль в северной Руси играла Москва. Возвышению города, объединению вокруг него русских земель способствовал ряд факторов.

1. Географическое положение Москвы. Отгороженная от Золотой Орды Рязанским и Нижегородским княжествами, окруженная густыми лесами, Московская земля была сравнительно тихим местом. Сюда редко приходили отряды татарских всадников. От набегов немцев, шведов и литовцев Москву защищали Новгород, Псков и Смоленское княжество. Поэтому русские люди, уходя от восточных и западных притеснителей, охотно селились в Москве и в подмосковных селах.

2. Центральное положение Москвы среди исконных русских земель, где происходило складывание великорусской народности.

3. Москва была городом со значительным торгово-ремесленным посадом.

4. Узел торговых путей, удаленность от окраин, подвергавшихся разорению со стороны иноземных завоевателей.

5. Личные качества и способности первых московских князей.

6. Политическая близорукость Золотой Орды, которая не сумела вовремя разглядеть главного соперника и ослабить его.

В 1326 г. в Москву из Владимира переезжает митрополит. Это помогло великому князю укрепить религиозное единство.
Вопрос 10. Реформы Ив.Грозного.
Наиболее ярко гос. и полит. талант Ивана Грозного раскрывают реформы 50-х годов XVI века. Общей чертой реформ является их антибоярская направленность. Провозглашая эти реформы, правит-во Ивана IV (Избранная рада с 1549 года, которую возглавлял Адашев А.Ф.)изображало их как мероприятия, цель кот. заключалась в том, чтобы ликвидировать последствия боярского правления и укрепить эк. и полит. позиции тех соц. групп, чьи интересы оно выражало и на которые опиралось - дворян, помещиков и верхи посада. При этом есть основание говорить о наличии у правит-ва Ивана IV целого плана реформ, охватывающих широкий круг вопросов внутр. п-ки и включавших в себя мероприятия в области землевладения, финансовые и церковные реформы.

1. Принят новый Судебник - свод законов гос-ва (1550); Основывался на Судебнике 1497 года и судебной практике.

2. При Иване IV были созданы центральные органы гос. управления - приказы (первоначально - "избы"), до них: государев дворец и государева казна;

3. Образование стрелецкого войска на основе отрядов пищальников (1550 г.)

4. В 1556 г. были отменены кормления и произведена реорганизация местных органов власти. Раньше в пользу наместника, получавшего опред. тер-рию в кормлении шла немалая часть налогов, теперь деньги шли непосредственно в казну. Власть наместника на местах теперь перешла в руки выборных губных старост (из среды дворян), в городах выбирались земские старосты;

5. В 1551 году Стоглавый собор провел унификацию церковных обрядов и принял меры по улучшению прав духовенства. Собор сохранил один из пережитков удельной старины: духовенство и "церковные люди" подлежали суду епископов, а не государства.

6. В 1549 году был создан первый Земский собор, состоявший из боярской думы, представителей духовенства и феодалов.

7. Реформы Избранной рады, в частности укрепления вооружённых сил (конное ополчение феодалов - осн. часть). Потом - служилые люди "по прибору" и посоха.

6. Опричнина (1565-1572) - система мероприятий для борьбы с предполагаемой изменой в среде феодалов, для укрепления своей власти и борьбы со своими противниками. Все земли страны были разделены на опричнинские и земские. В о. действовала своя Боярская Дума, и были свои войска. Главные функции опричнинских войск - палаческие, хотя они также участвовали в военных операциях против внешнего врага. О. ознаменовалась разгулом страшного террора, нанесла большой урон экономике страны, следствием чего был тяжелый экономический кризис. О. утвердила в России режим личной власти и привела к усилению крестьянского гнета.

Таким образом, реформы 50-х годов способствовали укреплению Рос. централиз. многонац. гос-ва. Они усилили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального управления, укрепили военную мощь страны. Но т.к. целью политики Ивана IV было усиление личной власти любой ценой, то реформы привели к эк. разорению страны, поражению в Ливонской войне и полит. кризису, переросшему в Смуту.



Реформа органов центр. вл.: Принятие гос-рем всея Руси царского титула (1547); Созыв сословно-представительного учр-я – Земского собора (1949); широкое внедрение приказной системы.

Воен. реформа: Запрет споров м/у воеводами во время походов. Воеводы стали подчинятся главнокомандующему (1550); Появилось войско из стрельцов, вооруженных холодным и огнестрельным оружием. Стрельцы служили постоянно, получали обмундирование, ден. и хлебное жалование (1550); Установление единого порядка воен. службы с поместий м вотчин (1550); Введение периодических воен. осмотров (1556).

Фин. реформа: ед-во ден. сист. Ед.податного обложения – соха.Осн.ден.ед.–серебр. руб. Чеканка денег – прерогатива гос.казны.
Вопрос 11. Внешняя политика Ивана Грозного.

Три направления внешней политики Ивана IV:

  • Западное

  • Восточное

  • Южное

Южное:

Казанская проблема:

  • Постоянные набеги ханов и мурз (отвлекала силы от решения балтийской проблемы).

  • Привлекательность волжского торгового пути, плодородных поволжских земель

  • 02.10.1552. – взятие Казани, присоединение Казанского ханства

Астрахань:

  • 1556г. – присоединение Астрахани

Восточное:

сер 50х гг. XVI в. – Сибирское ханство признает вассальную зависимость от России, однако впоследствии некоторые ханы еще пытались вести с Россией борьбу

1582г. – поход Ермака и его разгром ханских войск

Западное:

К середине XVI в. Россия укрепляет свое международное положение, поддерживает отношения со Швецией, Данией, с Германской империей и итальянскими городами-государствами, Англией, Индией и Ираном.



Ливонская война (1558-83 гг.):

  • после победы над Казанью основным стал балтийский вопрос

  • на первом этапе войны русские войска удержали ряд убедительных побед, взяв такие города, как Нарва, Дерпт и др.

  • с 1564г. Россия начинает терпеть поражение за поражением

  • 1579г. – шведы отвоевали большую часть Ливонии

  • 1583г. – мир, по которому мы отдали Швеции Нарву, Ям, Копорье, Ивангород, но сохранили устье р. Невы

Причины поражения:

  • недостаточность средств для ведения войны,

  • несоответствие цели, поставленной Иваном Грозным и сил московской Руси,

  • тяжелейший экономический кризис после опричнины

Вопрос 12. Смутное время.
«Бунташный» 17 век в России открывается трагедией Смутного времени. Смута 17 в. сложна переплетением нескольких кризисов, подготовленных историческим развитием русского государства.

Первопричиной Смуты явился династический кризис. В 1591 г. в результате несчастного случая погиб малолетний царевич Дмитрий – последний сын Ивана 4, законный наследник престола, находившийся с матерью в Угличе. В 1598 г. умер бездетным царь Федор Иванович. С его смертью прекратила существование многовековая династия Рюриковичей.

Попытка Бориса Годунова, шурина и практического соправителя царя Федора, утвердиться на престоле и дать начало новой династии успеха не имело. Слишком сильны были противники – Романовы, Шуйские. Отсутствие претендентов с неоспоримыми правами на престол привело к кризису власти.

Общегосударственный кризис был предопределен политикой Ивана 4, которая, с одной стороны, обеспечила «безумное молчание всего мира», с другой стороны, возбудила всеобщий ропот и ненависть. Порядками, установившимися в Московском государстве, были недовольны все, начиная от бояр и кончая крестьянской массой. Высшее боярство раздражали жестокость царя и бегство крестьян. Низшее дворянство страдало от тягот военной службы, нехватки земель, что вело к дроблению поместий. Купцы и промышленники были недовольны многочисленными податями. Нещадная эксплуатация крестьян заставляла их бросать помещиков и бежать в степи. Законы о заповедных и урочных летах закрепощали их. В государстве назревал социальный кризис. Он проявился в народных бунтах, мятежах, восстаниях (Хлопка, И. Болотникова), разбои казаков и беглых холопов.

Обстановка нестабильности породила нравственный кризис общества. Москвичи «целовали» крест (приносили клятву на верность Борису Годунову, самозванцам, боярину Василию Шуйскому, польскому королевичу Владиславу). Само явление самозванства, основанное на лжи, могло появиться только в условиях потерь общественной морали.

В Смутное время страна оказалась втянутой в жестокую борьбу общественных сил за выбор пути развития. Альтернатива состояла в следующем: или идти путем, близким к восточному, и превратиться в деспотию,или повернуть на европейский путь, предоставляя свободу обществу.

После Смутного времени был сделан выбор в пользу сохранения крупнейшей державы и избран путь даль-нейшего развития: самодержавие как форма политического правления, крепостное право как основа экономи-ки, православие как идеология, сословный строй как социальная структура.
Вопр 13 Освоение Зап сиб. и Даль.вост

     С самого начала присоединения Сибири и вхождения ее народов в состав России в архивах центральных правительственных учреждений и воеводских канцелярий стал накапливаться огромный документальный материал, отразивший и запечатлевший ход этого процесса. Эти материалы в дальнейшем послужили историкам для воссоздания истории присоединения, изучения и освоения Сибири, истории русских географических открытий на северо-востоке Азии.


     Уже в XVII веке проявился живейший интерес русских людей к начальному периоду истории присоединения Сибири, стремление осмыслить значение этого события. Появляются летописные исторические сочинения о «сибирском взятии», в которых выдвигались принципиально различные концепции похода Ермака, давались различные толкования и оценки описываемым событиям. Завершением этого «летописного» периода явилась «История Сибирская» С. У. Ремезова, созданная в самом конце XVII века.
     Значительно продвинулось вперед изучение Сибири, в том числе и ее истории, в следующем, XVIII столетии, что явилось результатом работ многих экспедиций, в состав которых входили специалисты-ученые по разным отраслям знания. Особенно следует отметить заслуги Г. Миллера, участника второй экспедиции В. Беринга. Его задачей был сбор материалов по истории присоединения Сибири и населявших ее народов. За десять лет, с 1733 по 1743 год, Г. Миллер объездил всю Сибирь, обследовал и описал более 20 архивов, скопировал массу ценных документов, многие из которых не дошли до нас. Он одним из первых начал собирать фольклор сибирских народов, а также лингвистический, археологический и этнографический материал. На основе этого обширного материала им была создана фундаментальная многотомная «История Сибири», Это сочинение не потеряло своего значения до наших дней.
     Большой интерес к изучению Сибири, ее истории, экономики, жизни населения проявил А. Н. Радищев, сосланный в Сибирь. При написании сочинения А. Н. Радищев использовал богатый фактический материал, содержащийся в первом томе «Истории Сибири» Г. Миллера. Но это не значит, что его сочин. являются просто кратким изложением содержания книги Г. Миллера. Непримиримый противник «самодержавия», Радищев не мог воспринять его концепцию, в которой основная роль в процессе присоединения Сибири отводилась государственной власти, утверждалась плодотворность самодержавного начала и действий правительственной администрации, прославлялись успехи экспансии феодального государства. В противовес этой официозной концепции Радищев выдвинул новое, демократическое объяснение процесса присоединения Сибири, связав его с вольнонародной колонизацией и подчеркнув роль народных масс в этом событии. Основной движущей силой этого процесса он считал не самодержавную власть, а русский народ. Он выступал против национального гнета. При этом он особо подчеркивал значение установившегося добровольного соглашения между отрядами Ермака и русскими поселенцами, с одной стороны, и сибирскими народами — с другой, уделял большое внимание внутреннему развитию самих сибирских народов. Эти взгляды А. Н. Радищева на историю Сибири получили дальнейшее развитие в передовой русской исторической мысли последующего времени и в советской исторической науке.
     В истории продвижения русских в Сибирь и сделанных ими географических открытий до сих пор остается много «белых пятен». Дело в том, что действительными первопроходцами чаще всего были не служилые люди, обязанные представлять отчеты о своих походах, которые сохранились в архивах, а вольные промышленники, в большинстве своем остававшиеся неизвестными.    

Большой интерес вызывают краткие, но емкие рассказы самих землепроходцев, сохранившиеся в виде записей устных донесений («скаски»), письменных отчетов («отписки»). Эти документы дают достаточно яркое представление о положении рядовых служилых людей, о тяжелых условиях их службы, связанной с каждодневным риском, о взаимоотношениях с местным населением. В них землепроходцы выступают не просто как отважные путешественники, но и как первые пытливые исследователи Сибири. В открываемых ими «новых землицах» их интересовало все: пути, реки, залежи руд, растительный и животный мир, возможности охоты, рыболовства, земледелия, состав и численность населения, его язык, нравы и обычаи. Источником этих сведений были не только их личные наблюдения, но и показания местных жителей, что также нашло отражение в документах. Сведения, собранные землепроходцами, послужили фундаментом всего последующего знания о Сибири.   Поход отряда томского казака Ивана Москвитина к Охотскому морю, состоявшийся в 1639 году, явился важной вехой в истории русских географических открытий. Его участники были первыми русскими людьми, вышедшими на берег Тихого океана и совершившими плавание по Охотскому морю: на север — до устья Охоты и на юг — до устья Амура. Это были первые географические и этнографические описания Охотского побережья.


     В середине 30-х годов XVII века начинается бурный период освоения северо-восточных сибирских рек. Иван Ерастов и его товарищи довольно подробно рассказали о походах Посника (1638—1640 гг.) и Зыряна (1641—1642 гг.), в результате которых были обследованы бассейны рек и впервые проложена сухопутная дорога с Лены в верховья Яны и с Яны на среднее течение Индигирки, служившая до конца века основной северо-восточной сухопутной магистралью.

     В 30-х годах началось и мореплавание между Леной и другими северо-восточными реками. К 50-м годам оно стало довольно оживленным. Морским путем завозились на Яну, Индигирку, Колыму продовольствие и снаряжение, вывозилась пушнина. Курбатов в 1643 году первым из русских достиг Байкала. Известен он и как картограф: им составлены первые чертежи верховий Лены, озера Байкал, Охотского побережья и некоторых других районов Сибири.

     Особое место по богатству сведений и подробности описания занимают две «скаски» Владимира Атласова о его походе на Камчатку. О Камчатке русские узнали в середине XVII века, как только обосновались на Анадыре. В результате похода Атласова 1697—1609 годов Камчатка была присоединена в России. Тем самым был достигнут «край и конец Сибирской земли» и положено начало новому этапу русских географических открытий, связанных с изучением Тихого океана и Севоро-Западной Америки.

     Эборгард Избрант Идее — по национальности голландец, родился 1657 году. Наиболее ценным в «Записках» Избранта является описание хозяйства, быта, верований различных сибирских народов. По словам советского историка А. И. Андреева, «труд Избранта Идеса является, в сущности, первым этнографическим трудом русского происхождения о большинстве народов Сибири, хотя и написанным на немецком языке, причем для некоторых народов он дает вообще первое этнографическое описание их». «Записки» Избранта дают также наглядное представление об успехах хозяйственного освоения русскими людьми сибирской территории, достигнутых к концу XVII века.



Вопрос 14. Россия при царе Алексее Михайловиче

Именно при государе Алексее Михайловиче государство начинает входить в новое время. Именно он сделал ставку на динамизм, отнюдь не являвшийся идеалом православного средневековья. Царь впервые на Руси стал опираться на умных, знающих людей, независимо от их происхождения. Во второй половине XVII в. Россия продвинулась по пути правового государства. Взаимоотношения власти и общества регламентировались законами Соборного Уложения 1649 г., принятие которого было одним из главных достижений эпохи Алексея Михайловича.



Основные направления его внутренней политики:

  1. Составлено Соборное Уложение - были систематизированы все законы, оформлено крепостное право. По-новому регулировался крестьянский вопрос: отменялись «урочные лета», розыск беглецов становился бессрочным, тем самым завершалось юридическое оформление крепостного права, устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом, крестьяне окончательно прикреплялись к земле. Уложение также включала юридическое понятие «вольные люди». Из них набирались наемные работные люди на фабрики, стройки. Благодаря им, в России постепенно складывался рынок рабочей силы - необходимый элемент капиталистического развития.

  2. Стремление к централизации управления выразилось в учреждении группы приказов, которым подчинялись несколько сходных по ведомствам приказов, и в соединении уездов на напряженных участках границ в военные округа – разряды.

  3. Провел церковную реформу, которая заключалась в устранении различий в богослужильной практике между русской и греческой церковью, а также введение единообразия в церковной службе по всей России. Фактически церковная реформа явилась прологом к отмене патриаршества и впоследствии при Петре I замене его Синодом и подчинения церкви лично императору.

Собственность на землю становилась привилегией дворянства и верхушки купечества.

Посадское население прикреплялось к посаду.

Нововведения, с одной стороны, упрощали социальную структуру, с другой - способствовали усилению корпоративной замкнутости и становлению четкой сословной организации.

Цели:


1.Завоевать выход в Балтику и Чер. Море

2.Создать регулярную армию и флот

3.протекционизм

4.введение подушной подати

5. введение городского самоуправления

6.раз-е образования

Алексей Михайлович начал модернизацию- Петр I увеличил ее темпы.

Бунт Степана Разина.


В конце царствования Алексея Михайловича Россию потряс народный мятеж под руководством Степана Разина. Продолжительная война с Польшей и Швецией, несколько неурожайных лет и эпидемии привели государство к крайнему разорению. Измученные поборами и тяжелым подневольным трудом, тысячи голодных людей бросали дома и бежали на казацкий Дон. Голытьба скапливалась в верховых станицах, соединялась в ватаги и промышляла на жизнь грабежами в соседних с Доном землях.
В 1667 году Степан Разин, возглавивший "казацкую вольницу", вывел голытьбу с Дона и начал грабительский промысел на Волге. Так началось народное восстание против бояр и воевод за вольную казацкую жизнь, за "хорошего" царя. По всей Волге, Каспию, Яику и Дону летела слава атамана - защитника сирых и бедных, собирая новые толпы обездоленных крестьян. С большим трудом правительству удалось в 1671 году подавить это восстание. В июле этого же года Степан Разин был четвертован на Красной площади в Москве.
______________
В 1671 году царь Алексей Михайлович венчался с Натальей Кирилловной Нарышкиной. 30 мая 1672 года молодая царица родила первенца - будущего императора и преобразователя России, Петра Великого.

28 января 1676 года, предчувствуя близкую кончину, "тишайший" благословил на царство сына Федора, а малолетнего царевича Петра поручил заботам и попечению деда - Кирилла Нарышкина. Умирающий царь приказал освободить заключенный, вернуть из ссылки опальных, простить казенные недоимки...

____________________________

Вопрос 15. Борьба между Россией и Речью Посполитой
Воссоединение с Украиной.
Царствование Алексея Михайловича ознаменовалось важным событием - воссоединением Украины, входившей большей частью в Речь Посполитую (По Люблинскому акту (1569 год), королевство Польское и великое княжество Литовское составили одно "нераздельное тело", одну Речь Посполитую, с одним государем-королем, избираемым в Польше. Так Литва и Юго-Западная Русь были прикованы к Польше), с Россией.

С тех пор как юго-западные русские земли отошли к Литве, в их степных просторах стали селиться выходцы-крестьяне, бежавшие от власти помещиков, старост и воевод. С годами переселенцев, получивших название "казаки", становилось все больше и больше, а занимаемые ими территории вплотную подходили к границам с крымскими татарами. Польско-литовское правительство издавна пользовалось услугами казаков как степных сторожей государства от возможных набегов татар.

Для этой же цели за порогами Днепра на острове Хортица было построено военное поселение - знаменитая Запорожская Сечь. Чем сильнее паны притесняли крестьян и православную веру, тем больше беглецов скапливалось в Запорожской Сечи и по степным окраинам. Казаки были единственной силой, боровшейся и за свои права, и за православие. Не раз поднимались они на борьбу с польскими панами.

Важный этап этой борьбы связан с именем Богдана Хмельницкого. Не раз пытался Богдан втянуть Россию в войну с Польшей, но московское правительство каждый раз не решало щекотливый вопрос, "задирать ли" Польшу или предоставить казаков самим себе. Лишь 1 октября 1653 года Земский Собор принял решение объявить войну Польше за оскорбление веры и царской чести, а 8 января 1654 года на Переяславской Раде было принято решение о добровольном воссоединении Украины с единокровной и единоверной Россией.

Польская война началась успешно для Москвы: в 1654 году был взят Смоленск, а на следующий год Вильно, Ковно и Гродно. В довершение всех несчастий для Польши в войну против нее вступила Швеция. Шведы овладели Познанью, Варшавой, Краковом. Польша находилась на краю гибели. Русские были недовольны усилением Швеции. Недовольна была и католическая Австрия, не желавшая, чтобы единоверная с ней Польша попала в руки иноверцев. Ее послу удалось убедить бояр и царя в том, что шведский король имеет тайные замыслы против России, и в июле 1656 года Алексей Михайлович двинул на Швецию русское войско. Эта война не принесла России успеха.

Одновременное ведение двух больших войн привело к полному истощению государственной казны. Чтобы пополнить ее, правительство решило пустить в оборот вместе с серебряными деньгами медные деньги с одинаковым курсом. Через некоторое время медные деньги не только резко упали в цене, но их введение привело в 1662 году к так называемому "медному бунту". После его усмирения медные деньги были уничтожены и в обращение снова пущены серебряные.


Вопрос 16. Русская православная церковь.

ПАТРИАРХ НИКОН.

В 1643 году, после кончины настоятеля, Никона избрали главой монастыря, вскоре, по велению царя Никон был переведён в Москву, и назначен игуменом Новоспасского монастыря. Молодой царь очень хорошо и доверительно относился к Никону, что не нравилось боярам. Но царь продолжал своё общение, и уже в 1649 году Никон был избран митрополитом Новгородским. Он рьяно относился к своим обязанностям.

В период правления церковью, патриархом Никоном (1652-1658г) , было построено много храмов и монастырей. Была проведена реформа богослужений, исправлено много церковных книг. Патриарх собирал старинные древние книги, изучал их. Царь с патриархом Никоном были в близких дружеских отношениях. На всех приёмах они сидели рядом, царь даже просил называть патриарха великим государем.

Со временем их отношения изменились не в лучшую сторону. Возможно, сыграла свою роль теория Никона о превосходстве духовной власти над светской. патриарх Никон оставил патриаршую кафедру по своему желанию, но сан свой сохранил. Позже на соборе он был осуждён и сослан в Ферапонтов монастырь.



ЦЕРКОВНЫЙ РАСКОЛ.

В XVII в. русская православная церковь пережила раскол, вызванный реформами обрядов и исправлением богослужебных книг. Раскол стал массовым религиозно- общественным движением, породившим свою собственную идеологию, культуру и историческую традицию. Одновременно с расколом произошел острый конфликт светской и духовной власти, закончившийся утверждением первенства власти царя над властью патриарха.

исправление подробностей богослужения приведет к церковному расколу, непримиримой борьбе старого и нового. Острая религиозная полемика переросла в непреодолимую вражду между реформаторами и консерваторами. Замена старых обрядов и чинов греческими разрушала давно сложившиеся традиции и обычаи в русской церковной практике. Именно от этой ненужной ломки предостерегали Никона. Позже, когда раскол русской церкви стал свершившимся фактом, он и сам признал правоту и старых и новых обрядов.

Под расколом подразумевается массовое религиозно-общественное движение, оппозиционное господствующей церкви и самодержавному государству. К началу 60- появился и пророк, без которого не может обойтись ни одно массовое движение. Им стал протопоп Аввакум. Аввакум хорошо знал почти всю церковную литературу, существовавшую тогда на русском языке. Он полагал, что пастырь должен вмешиваться в жизнь на практике, а не ограничиваться исполнением обязанностей по чину. Аввакум отвергал реформы Никона и попал в немилость. Вся проповедь Аввакума была обращена не назад, не на защиту старой веры, а вперед, на близкий суд божий над антихристовым царством.

Аввакум был сослан в Путозерск, Никон же был лишен звания патриарха.

Реформа патриарха Никона расколола общество на два многочисленных лагеря.



СОБОРНОЕ УЛОЖЕНИЕ.

29 января 1649 г. было принято Соборное Уложение, проект которого тщательно готовился. Получив силу государственного закона, Уложение было отпечатано отдельной книгой и разослано всем воеводам и приказам для практического руководства.

Соборное Уложение 1649 г. закрепляло землевладение за феодалами, законодательно утвердило крепостное право. Феодалам разрешалось менять поместья на вотчины, что приводило к слиянию поместного и вотчинного землевладений. Частновладельческие крестьяне навечно закреплялись за помещиками, боярами и монастырями. Устанавливалась наследственность владения крепостными и право распоряжаться их имуществом. Крестьяне лишались права самостоятельного выступления в суде со своим иском. Феодал получал право устраивать браки и семейные разделы своих крепостных. Так, Соборное Уложение 1649 г. завершило длительный процесс становления крепостного права в России.

Соборное Уложение 1649 г. запретило церквам, монастырям, духовенству скупать земли у населения, получать земли монастырями за помин. души.

Наконец, Уложение завершило процесс уничтожения церковной юрисдикции по отношению к церковным людям по гражданским и уголовным делам. Теперь все церковные люди, не исключая и патриарших, были объявлены подсудными по уголовным делам.

___________

988- Кр.Др.Р.

15.12.1448- русс.церковь стала афтокифальной(независимой от патриарха констант-го)

26.01.1589- сост.интранизация 1го патриарха мос.и всея руси Иова(возгл.церковь до 10июня1605)

С 1589 начинается патриарший период русс.церкви

1й период патриаршества продлился по 1700г.

16окт.1700- скончался 10й патриарх моск Адриан

14.02.1721- петр1 учредил Духовную Коллегию(святейший сенод)

1721-1917 – сенодальный период

Иов,Ярмоген,Тихон – причислены к лику святых.

17век(1652-1658)- церк.реформа патр никона

1.реформа основывалась на греч. Обрядах

Православные богослужебные старорусские книги были заменяны на соврем.для того времени греческие богосл.книги.

2.креститься стали 3я перстами(щепотью с 1654)

3.поклоны в церкви до пояса

4.крестный ход против часовой стрелки

___________________



Вопрос 17. Русская культура 14-17в.
  1   2   3   4   5   6   7   8   9


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница