Вопрос Предмет языкознания. Место языкознания в системе наук. Значение науки о языке




страница1/3
Дата20.07.2016
Размер0.66 Mb.
  1   2   3
Вопрос 1.

Предмет языкознания. Место языкознания в системе наук. Значение науки о языке.
1.Языкознание или лингвистика – наука о языке, его общественной природе и функциях, его внутренней и внешней структуре, наука развивалась и появилось много отделов.

Отдел - введение в языкознание – фонетика(звуки),лексикология(словарный состав),грамматика(построение слов и предложений), диалектология.

2.Современная наука состоит из 3х главных разделов – естествознание(астрономия, физика, биология), общественные науки(социальные – археология, география, психология, этнография, история, лингвистика, базис и надстройка – литературоведение), философия (логика, диалектика). Языкознание как наука о человеческом языке относится к числу общественных наук.

а) Языкозн., и история – история языка явл., частью истории народа.

б) Языкрзн., и этнография – зная язык 1го народа, можно проследить по нему за связями этого племени с другими племенами, изучение названий старинных построек, утвари, одежды.

в) Языкозн., и базис и надстройка(литературовед.,) – филология, на их стыке поэтика.


Вопрос 2.

Методология и методы лингвистических исследований.
Внутри теоретического языковедения условно различают частное и общее.

Частное языковедение занимается отдельным языком (рус­ским, английским, узбекским и т. д.) или группой родственных язы­ков (славянскими языками). Оно может быть синхроническим, описывающим факты языка в какой-то момент его истории (чаще всего — факты современного языка), либо диахроническим (исто­рическим), прослеживающим развитие языка на протяжении опреде­ленного отрезка времени. Общими особенностями человеческого языка занимается общее языковедение. Оно исследует сущность и природу языка, проблему его происхождения и общие законы его развития и функционирования, оно также разрабатывает методы исследования языков.

Методология – наука о путях и способах познания языковой действительности.

Существует 2 подхода к изучению языка.

Синхронный – изучение языка в какой то 1 определенный период его существования. Учитывая взаимную связь элементов языка, но не учитывая взаимную изменяемость.

Диахронный – изучение языка в различные исторические временные отрезки.

Общее языкознание разработало методы при которых изучается язык.

В начале 19 века : 1. сравнительно исторический метод применяется к изучению генетически родственных языков. 2 для изучения не родственных языков, применяется сопоставительный метод. 3. Описательный метод, эффективен при синхронном подходе при исследовании однородного языкового материала. 4. Структурный метод – подход к языку как к единой структуре. 5. Статистический метод – дает возможность на основании учета статистических данных определить тенденции языка. 6. Экспериментальный метод.
Вопрос 3.

Порождение речи: единство коммуникативной и мыслеформирующей функции языка.
Различают две фазы порождения речи: 1. довербальную – она связана с появлением у говорящего замысла. 2. вербальную - когда личностные смыслы обретают словесное выражение.

Названные стадии затрагивают соответственно работу правого и левого полушарий головного мозга в их, разумеется, тесном взаимодействии. При этом каждое из 2х полушарий отвечает за свой участок речемыслительной деятельности.

Взаимодействие правого и левого полушарий подчиняется в процессе речепорождения одной главной цели: переводу мысли в речь. Преобразование мысли в речь сопряжено с трансформированием многомерного мыслительного образа в одномерное, линейное высказывание.

Замысел результат довербального мышления. На этом этапе происходит осмысление предмета речи при помощи неязыковых знаков – предметных, образных, ситуативных. Мысль становится внутренним мотивом, тем, что конкретно побуждает к коммуникативной деятельности. Это начальный этап речевой деятельности. Это уровень объединения мотива и коммуникативного намерения говорящего, где обозначается конкретная цель будущего высказывания. На данном уровне говорящий выделяет предмет и тему высказывания, он знает о чем, а не что говорить.

Вторая стадия порождения речи называется формирующей. Здесь происходит формирование мысли в логическом и языковом аспектах. На логическом формируется общий замысел, определяется смысловая схема высказывания, моделируется его семантическая запись(подлеж., сказуемое). На языковом подуровне 1. включается механизм синтаксирования будущего высказывании, ту нет места для конкретных слов, предложение на этой фазе порождения речи состоит лишь из словоформ. 2. смысл высказывания порождается механизмом номинации (выбора слов). На месте словоформы возникает слово.

Природа и сущность языка.

1)Биологический аспект. В 1850г А.Шлейхер основал теорию в которой он сравнивал живой организм и язык. Как и всякий живой организм язык имеет определенную систему, в нем все связано.

Вильгельм фон Гумбольдт-язык, это инстинкт разума. Язык от рождения заложен в человеческий разум. Ноэм Хомский тоже поддерживал биологические аспекты языка. Он говорил, что ребенок до 4х лет учится постигать язык. Хомский предполагает что существуют глубинные грамматические структуры кот заложены в человеке от рождения, а поверхностные человек приобретает (подтвердилось экспериментально зона Брока-производство речи, зона вернике – понимание речи, левое полушарие доминантное)

Биологическая база позволяет включиться в социальную сферу жизни и обрести язык, как средство формирования мысли и общения. Эта биопсихическая база по мнению портного состоит из 2х уровней. На 1 уровне – анатомофизиологическом закладывается генетическая форма языка, формируется кора головного мозга и формируется рефлекс производства речи.

На 2м этапе – психофизическом становятся уже реальными механизмы речи. И уже к концу 1го года жизни, ребенок начинает выделять те звуки, которые относятся к речи говорящих.



  1. этап гуления(этап самонаучения)

  2. этап лепета (ребенок повторяет одинаковые слоги

Социальные факторы включаются только тогда, когда ребенок начинает реагировать на ласковый голос. Ребенок начинает подражать речи или языку взрослых и начинает воспроизводить звуки не для себя а для тех кто его окружает. Ребенок слышит самого себя, контролирует и пытается воздействовать на других. Речевая деятельность приобретает общественных характер. Мысль обретает словесный облик.

2)Социальный аспект. Язык это общественное явление. Язык по своей природе социален. Ни 1 общество не возникает без языка.

Ребенок может овладеть языком только в человеческом обществе. Н.Я. Марр предположил что язык напрямую зависит от стадии развития общества, он создал свою теорию которая стала называться стадиальной теорией. Марр считает что каждая экономическая стадия регулирует развитие языка.


  1. Психический аспект – сформировался в языкознании под влиянием идей В. Фон Гумбольдта, который считал что язык, это выражение народного духа, под которым он понимал духовную и интеллектуальную жизнь народа.

а) подпитывается духовной энергией

б)хар-р языка заыисит от духовного устройства народа.

Идеи Гумбольдта нашли свое отражение в трудах потебни и Вундта. Сущность языка по их мнению скрывается в психологии народа.


Вопрос 4.

Функции языка. Язык – важнейшее средство человеческого общения.
Термин язык можно рассматривать в 2х значениях, язык это определенный класс знаковых систем (этнический язык – знаковая система, кот., используется в опр., обществе, в опр., время и на опр., пространстве) и язык – это важнейшее средство общения, человечество передавало опыт, обменивалось мыслями, волеизъявлениями, душевными переживаниями. Язык это одна из сил, которая обеспечивает существование и развитие человеческого общества.
Функции языка:

1 функция и важнейшая функция языка – коммуникативная функция (служить орудием общения, т. е. в пер­вую очередь обмена мыслями)

2 функция мыслеформирующая

3 функция – познавательная, проявляется в познании окружающего мира и действительности.

4 функция – номинативная (назывная)

5 функция – метаязыковая, надъязыковая (использование языка для описания предмета)

6 функция – эмотивная, экспрессивная функция (выражать (подбором слов или интонацией) личность говорящего, его настроения и эмоции)

7 функция – фатическая, контактоустанавливающая (функцию создания и поддержания контакта между собеседниками)

8 функция – эстетическая (поэтическая)

9 функция эвристическая (эвристика – наука о нахождении нового)

10 функция регулирующая (отношения)

11 кумулятивная (накопительная)



Вопрос 7

Язык и речь
Язык – одна из самобытных и семиологических систем, явл., основным и важнейшим средством общения членов данного человеческого коллектива, для которых эта система оказывается средством развития мышления, передачи от поколения к поколению культурно-исторических традиций.

Речь – Деятельность говорящего, применяющего язык вля взаимодействия с другими членами общества

Разделение Фердинанда де Соссюра:


Язык и речь : 1.Язык, это явление психическое, 1.Речь явление психофизическое 2.Язык, это система знаков 2.Речь ассистемна 3.Язык, это социальное явление 3.Речь индивидуальна 4.Язык, это форма 4.Речь это реализация 5.Язык это существующие компоненты речевой деятельности 5.Речь более или менее случайный компонент 6.Язык это нечто общее 6.Речь конкретна 7.Язык постоянен 7.Речь переменна


Вопрос 8

Язык и мышление. Порождение речи.
Будучи орудием закрепления, передачи и хра­нения информации, язык тесно связан с мышлением, со всей духовной деятельностью людей, направленной на познание объективно суще­ствующего мира, на его отображение (моделирование) в человеческом сознании. Вместе с тем, образуя теснейшее диалектическое единство, язык и мышление не составляют, однако, тождества: они разные, хотя и взаимосвязанные явления, их области пересекаются, но не совпа­дают полностью.

Так же, как и общение, мышление может быть вербальным и невербальным. Невербальное мышление осу­ществляется с помощью наглядно-чувственных образов, возникающих в результате восприятия впечатлений действительности и затем со­храняемых памятью и воссоздаваемых воображением. Так, невербальной является мысли­тельная деятельность при решении творческих задач технического характера (например, связанных с пространственной координацией и движением частей механизма).

Вербальное мышление оперирует понятиями, закреп­ленными в словах, суждениями, умозаключениями, анализирует и обобщает, строит гипотезы и теории. Оно протекает в формах, устано­вившихся в языке, т. е. осуществляется в процессах внутренней или (при «размышлении вслух») внешней речи. Понятийное мышление может опираться и на вторичные, искусственные языки, на построенные человеком специальные системы общения. Так, математик или физик оперирует понятиями, закрепленными в услов­ных символах, мыслит не словами, а формулами и с помощью формул добывает новое знание.

Чрезвычайная сложность структуры человеческого мышления подтверждается и современными данными о работе головного мозга человека. Принципиальная особенность нашего мозга состоит в определенной специализации функций левого и правого полушарий. У большинства людей в левом полушарии расположены зоны порожде­ния и восприятия речи, так называемые зоны Брока и Вернике, таким образом, левое полушарие является «речевым», а тем самым, обычно, и «доминантным»; точнее, оно ответственно за аналитическое, абстрактное мышление. При афазиях (нарушениях речи), обусловленных травмами ле­вого полушария, речь теряет грамматическую правильность и плав­ность (причем по-разному, в зависимости от того, какие участки коры поражены — лобновисочные или задневисочные). В противополож­ность левому правое полушарие теснее связано с наглядно-образным мышлением. Оно характери­зуется нерасчлененным, но зато и более целостным восприятием мира и является источником интуиции. При заболеваниях и травмах, пора­жающих правое полушарие, грамматическая правильность высказываний может сохраняться, но речь становится бессмысленной. Интерес­но, что в детском возрасте асимметрия мозга еще не проведена полностью и в случае частичного поражения того или иного участка коры головного мозга другие участки могут взять на себя его функции. Вообще в норме оба полушария работают в непрерывном контакте друг с другом, совместной работой обеспечивая все поведение человека, его мышление и речь.




Вопрос 11-12(Энгельс)

Критика идеалистических теорий происхождения языка.
1 группа - Креационные теории

1) Библейские легенды о происхождении языка (1я глава книги бытия) В ней говорится что бог творил с помощью словесного заклинания. Адам был создан с помощью слова. Бог привел к Адаму животных и попросил дать им названия.

2) Сим, Хам, Еяфет (сын Ноя) Когда Ной пристал к горе Арарат 3 сына Ноя пошли на 3 направления, образовали семьи и дали свои языки.

Сим – симицкую, Хам – хамицкую, Еяфет – Яфетическую группу языков (территория Кавказа)

3) Вавилон: Люди возгордились. Решили создать башню восходящую к небу. Бог посмеялся над ними и дал каждому свой язык, все разошлись от непонимания по своим направлениям.

Эти три креационные теории критике не поддаются.



2 группа – Античные теории

1 группа ученых во главе с Гераклитом, создали теорию. Теорию – Фюзей (теория о природе). Гераклит считал что слова и названия, только тени вещей, в названии зашифрована только суть явления. В качестве довыда следующее доказательство:

Акрэ (горький) – слово неприятное

Мэдэ (сладкий) – слово приятное

Демокрит (он был прав). Теория – Тезей (по соглашению). Считает что названия предметам даются по соглашению людей друг с другом. Между произношением и предметом не природная а случайная связь. Довыды: 1. Омонимы 2. В любом языке есть синонимы 3. Возможность переносного значения в языке.

3 группа – Биологическая теория

1. Звукоподражательная теория (сторонники Августин, Шарль де Бросс) Первобытный человек был обязан подражать звукам природы (вода, животные, деревья) Человек в процессе подражания научился говорить. (тик-тик, пи-пи, гав-гав)

Возражения: «Молчаливые предметы» - не получат имени, Звукоподражательный слов очень мало, много слов просто не могут возникнуть, для того чтобы подражать звукам природы нужно иметь хорошо развитый речевой аппарат

2. Теория междометий. Ее создали Эпикурейцы (противники истории) их поддержал Жан Жак Руссо в 18 веке.

По мнению ученых первобытные люди инстинктивные вопли превратили в язык.

Минус теории заключается в том, что она предполагает наличие человека без языка, который пришел к языку через страсти и эмоции.

3. Кинетическая теория (ручная теория) Сторонники: В.Вундт, Н.Я. Марр, считали что на начальном этапе появления человека, он пользовался жестовым языком, и только затем в процессе его развития он переходит к звуковой речи. Вундт и Марр говорили, что до сих пор существует жестовая речь. (У австралийского племени Аранда есть около 450 жестов, которые даже называют предметы)

Язык жестов сопровождает звуковую речь – вспомогательный характер.

4.Самая социальная теория (начала создаваться с 18 века) Теория социального договора. Она в большей степени опирается на античные теории (Демокрита) Происхождение языка – нужды первобытного человека. Ее основатели Жан Жак Руссо и Адам Смит. В ней выделяют два этапа: 1.Природный(люди ее часть) Язык происходит от чувств.

2.Язык возникает в зачатке цивилизации (договор между людьми)

Минусы этой теории: чтобы дать названия нужен язык и хорошо развитый речевой аппарат.

5.Теория трудовых выкриков (Людвиг Нуаре) Теория сводится к тому, что язык возникает на основании выкриков, которые сопровождали трудовую деятельность.

Минус – они носили ритмический характер и никакой языковой функции они не составляли)

6.Яфетическая теория (4х элементарная теория Н.Я. Марра) – сал, бер, йон, рош – 4 стороны света, 4 стихии. Эти 4 элемента лежат в основе любого языка, из этих 4х образуется отдельный язык.

Недостатки всех теорий: 1. Все они отрывают язык от мышления, предполагают что мышление зародилось раньше языка.2. Они отрывают происхождение языка от происхождения разумного человека, сущ-го до появления языка

3. Теории не учитывают коммуникативную функцию языка.4. Большинство теорий не учитывают роли трудовой деятельности.

7. Материалистическая теория (Ф. Энгельс) «Диалектика природы – раздел «Роль труда в процессе превращения обезьяны в человека» Главным стимулом в развитии и возникновении языка, Энгельс выделил потребность в языке, которая выражается предпосылкой в развитии и коммуникации. Вертикальная походка стала не только предпосылкой развития речи, но и предпосылкой развития сознания. Первобытной обезьяне нужно было спуститься с дерева на землю, первоначально ходили на 4х ногах, но это было опасно из за того что мало что было видно вдалеке. Стали подниматься на задних конечностях и смотреть. Прямохождение привело к морфологическим изменениям в организме, появилась нагрузка на позвоночник. Укоротились верхние конечности, выпрямился дыхательный аппарат, улучшились условия для артикуляции. Рука взяла на себя некоторые функции челюстей. Челюсть перестала быть громоздкой и массивной, стала более удобной для артикуляции. Переместился центр тяжести, развивается затылочная часть черепа и заполняется мозгом.

Двигательная функция пальцев и поглощение белковой пищи– развивает мозг. Изменение положения кишечника, он перестает давить на диафрагму – легче дышать. Возникает потребность договорится и это формирует язык.



Вопрос 13

Интеграция и дифференциация, осн., процессы развития языка. Языковые контакты.

Дифференциация – территориальное деление языка.(род и полемя)

Интеграция- исторический процесс, в ходе которого происходит объединение языков и диалектов.

Первым сообществом людей, было род и племя. Племена включали в себя несколько родов. Языки родственных племен, сходны между собой, или генетически тождественны. Родственные языки принято называть – диалектами. Племена разрастается, часть племен переселяется и связи между ранее сходными диалектами начинают прерываться. В некоторых местах связи, между отдельными диалектами сохраняются , даже могут образовываться койне, т.е. общий наддиалектный язык. Однако, в период родоплеменного строя ведущей тенденцией является дифференциация. Осознанное воздействие человека на язык. После родоплеменного строя идет рабовладельческий строй. В это время образуются зачатки гос-ва и совместная жизнь племен на тер-ии гос-ва приводит к стиранию племенных диалектов и выработке единого средства общения. В государстве складывается новая этническая общность – народность. Если в народность входит значительная доля родственных племен и незначительная часть чужих, то при продолжительном существовании государства, в нем начинает существовать и формироваться единый язык, его усваивает покоренное меньшинство. Если в состав гос-ва входит несколько разноязычных племен, то язык 1го из наиболее большего и развитого племени становится един для всех. В этот период появляется – интеграция. Арамейский язык – страны, ближнего Востока. В этот период образуется письменная форма языка. Феодальный строй, после рабовладельческого.

Начинают образовываться более крупные гос-ва, которые могут объединять несколько княжеств. В этот период происходит и противоположные процессы: если большое гос-во дробится на маленькие части, то роль языка слабеет. Это судьба Киевского княжества, на тер-ии мелких княжеств, возникли территориальные диалекты. В этот период одновременно действует и дифференциация и интеграция.

В эпоху феодализма обычно распространена письменность, но роль эзыка выполняет не родной язык. Для Европы – латынь, для нас - старославянский.

Феодализму соответствует такая языковая ситуация, включающая компоненты – территор., диалекты, междиалектные койне, письменные варианты литер-го языка.

народность превращается в нации, международный язык, превращается в свою высшую форму. Литер-я форма противопоставлена всем другим формам ненормированной речи.



Диалект не образует сам по себе язык, он часть языка. Жаргон – речевое явление, которое представляет собой набор некоторого кол-ва специфических слов и выражений, иностранных слов и переосмысленных общих слов, некоторых отклонений в их произношении.

Что такое суперстрат-язык пришельцев, который воздействовал на язык местного насиления, но не разрушил его а обогатил; субстрат - побежденный язык, язык который разрушился в результате, контактов с языком пришельцев, но оставил в системе языка победителя некоторые элементы; адстрат – язык пришельцев, который повлиял на развитие языка коренного насиления,но не исчез совсем а сохранился в качестве соседнего языка; инстрат – пример географич., контактирования 2 х языков. когда территория 1го языкового сообщества включает в себя островки другого языка ;перстрат – явление взаимодействия в сфере культуры, науки, техники.



Билингвизм – страны в которых гос., языков два.,Канада – франц., англ.,Болгария – 3х язычна, Швейцария – 4 языка, Финляндия – швецкий, финский, Англия – Английский – многовековая имперская политика, США – англ., американский.


Вопрос 14

Национальный язык. Пути образования национальных языков. Соотношение понятий «национальный язык», «литературный язык», «государственный язык»
Народности и языки народностей образуются в настоящее время, когда как в более развитых странах формируются национальные языки. Неравномерность развития языков в современном мире является следствием экономического и политического развития разных континентов и стран, что еще раз подчеркивает неразрывную связь языка и народа, языка и общества.

Эта общая закономерность в образовании и развитии языка народности и нации находит выражение и в других общих особенностях их сложению. Как и образование языков народностей, образование национальных языков проходило 3 путями: 1. путем развития уже готового материала 2. путем концентрации диалектов 3. путем скрещивания диалектов и языков.

Естественно что удельный вес каждого пути в разные исторические эпохи различен, и нет такого языка, где было бы отмечено лишь совершенствование, или только концентрация, или только скрещивание.

Например, при образовании английской народности и американской нации отмечается этническое скрещивание. Национальный язык обслуживает нацию не только в сфере устного общения,

как это часто бывает с языком народности, а обязательно и в сфере письменного

общения в качестве ее литературного языка. С повышением народной грамотности

письмо и письменный язык становятся орудием общения широких масс. Там, где

литературный язык был чужим, совершается постепенный переход письменности на

язык народный. Вслед за художественной литературой на народный язык переходит

наука, нередко и церковь. В тех странах, где литературный язык был хотя и не совсем

чужим, но все же довольно далеким от народного, наблюдается его сближение с

народным языком, укрепление его народной основы. В эту эпоху встает вопрос о

единой норме литературного языка в его письменном, а затем и в устном употреблении.

Принципиально новый этап в развитии национальных языков связан с

мощным подъемом национально-освободительных движений во всем мире. Более

сорока народов бывших отсталых окраин царской России получили после Октябрьской

революции возможность для разработки научно обоснованной письменности и имеют

теперь свои литературные языки. Наряду с этими языками русский язык широко

используется как средство межнационального общения, как средство взаимного обмена

опытом и овладения мировой культурой.В современном мире с крушением колониальных империй, в особенности после второй мировой войны, на историческую арену вышли многие десятки новых наций со

своими национальными языками. Национальный язык – язык нации в совокупности всех письменных и устных форм его существования. Государственный язык – язык, который выполняет определенную функцию, в том или ином государстве. В его социальной, политической и культурной жизни и выступает в качестве символа данного государства. Литературный язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Для него типично наличие сознательно применяемых правил, т. е. нормы, которой обучают в школе. Письменная разновидность литературного языка наиболее строго кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами (нормами правильного произношения)

Признаки литературного языка – обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества владеющего им, стилистическая дифференциация, универсальность(обслуживает все сферы), наличие устной и письменной форм. Язык художественной литературы – образная системноорганизованная структура, которая формирует эстетическое знание текста. Включает эмоциональное отношение автора к изображаемому и может включать в себя лексику не входящую в языковые нормы.


Вопрос 16

Литературный и письменные языки. Литературный язык и язык художественной литературы, роль школы в преподавании языка и в распространении языковой нормы.
Литературный язык — вариант общенародного языка, понимаемый как образцовый. Он функционирует в письменной форме (в книге, газете, в официальных документах и т. д.) и в устной форме (в публичных выступлениях, в театре и кино, в радио- и телепередачах). Для него типично наличие сознательно применяемых правил, т. е. нормы, которой обучают в школе. Письменная разновидность литературного языка наиболее строго кодифицирована, устная тоже регламентируется, в частности орфоэпическими нормами (нормами правильного произношения).

Литературный язык, обслуживающий два или несколько разных народов, имеет соответственные варианты. Так, различают британский и американский варианты литературного английского языка. Ср., например, 'железная дорога': брит. railway—амер. railroad; 'метро': брит. underground — амер. subway (в Англии последнее слово обозначает 'подземный переход, тоннель'); 'багаж': брит. luggage— амер. baggage.

Признаки литературного языка – обработанность, нормированность, стабильность, обязательность для всех членов общества владеющего им, стилистическая дифференциация, универсальность(обслуживает все сферы), наличие устной и письменной форм.

Язык художественной литературы – образная системноорганизованная структура, которая формирует эстетическое знание текста. Включает эмоциональное отношение автора к изображаемому и может включать в себя лексику не входящую в языковые нормы.


С возникновением и распространением письма начинается формирование

письменных языков. В условиях массовой неграмотности такой язык — достояние крайне узкого слоя, владение этим языком достигается лишь в результате специальной

профессиональной выучки. Кроме того, письменный язык консервативен, он

придерживается авторитетных образцов, нередко рассматриваемых как священные.

Разговорный же язык народа развивается по своим законам. Постепенно разрыв между

письменным и разговорным языком становится все больше.

Свой письменный язык вырабатывается далеко не у всех народностей. В силу

тех или иных причин у многих народностей функции языка литературы и деловой

переписки выполняет в течение определенного времени чужой язык — язык

завоевателей, авторитетной чужой культуры. Так, в большинстве стран средневековой Европы языком науки, религии и в значительной мере языком деловой переписки и литературы была «средневековая латынь» — язык, по-своему продолжавший традиции классической латыни. Он отчасти использовался и в устном общении внутри узкого слоя

образованных, но не являлся родным ни для одного из народов, населявших эти

страны.


Однако с течением времени повсюду возникает письменность и на родном

языке. Во-первых, у всех народов существовало устное народное творчество,

произведения которого со временем стали записывать и обрабатывать. Во-вторых, и в

деловой письменности, а в определенных случаях и при действиях, связанных с

религиозным культом, начали прибегать к языку народа, поскольку было важно

обеспечить общепонятность того или иного документа или распоряжения властей,

понятность проповеди.
Вопрос 18

Три аспекта изучения звукового состава языка. Фонетика.
Звучащая речь может изучаться в 3 аспектах :

- акустическом (физическом), т.е. с точки зрения тех свойств, благодаря которым звуки передаются и воспринимаются.

Тон возникает в результате периодических колебаний (колебания равной длительности), шум в результате непериодических колебаний. При произнесении разных звуков соотношение тона и шума разное. Наибольшее значение тона при произнесении гласных и сонорных согласных. Роль тона уменьшается, когда произносятся другие согласные (б, б’, в, в’), при произнесении глухих согласных тон отсутствует вообще, там идет шум.

Чем больше частота колебательных движений, тем выше звук. Сила звука зависит от амплитуды колебаний. Силу звука нельзя смешивать с громкостью. Тембр зависит от соотношения основного тона и обертонов. Тон – результат колебаний всего ротового аппарата. Обертон – дополнительные тона, которые возникают в результате колебаний отдельных частей органов. Обертоны по звучанию слабы, однако они усиливаются резонаторами, это усиление ведет к изменению тембра звука.

- анатомо-физиологический, т.е. с точки зрения «механизмов» образования и восприятия звуков.

Из дыхательного аппарата воздушная струя под действием сокращающихся ребер, которые давят на диафрагму и заставляют её подниматься, тем самым она давит на легкие, они сокращаются, воздушная струя выталкивается и через трохею и бронхи поступает в гортань. В гортани располагаются голосовые связки. Голосовые связки – мускульные волокна, которые натянуты вертикально, горизонтально и диагонально, такое расположение дает возможность гол., связкам влиять на характеристику звуков. Гортань состоит из нескольких хрящей 1ый перстневидный, 2ой щитовидный (состоит из 2х частей(щитов) они соединены углом и этот стык соединения направлен вперед. Между ними натянуты мускульные пленки – голосовые связки.)

Как только воздушная струя выходит из гортани, она попадает в полость глотки. Из глотки воздушная струя устремляется в ротовой резонатор. На границе ротового резонатора находится небная занавеска. Если она поднята, то воздушная струя легко проходит в ротовую полость, если опущена, то в носовую полость. Активные органы - язык, небная занавеска, губы, нижняя челюсть.

Пассивные органы : зубы, твердое нёбо, альвеолы, верхняя челюсть.

Выделяют три фазы: 1 фаза – приступ (экскурсия), 2 фаза – выдержка, подается воздушная струя, 3 фаза – отступ (рекурсия) возвращение органов речи в исходное положение.

- социальный, или собственно лингвистический, т.е. с точки зрения их функциональной нагрузки. Этот аспект изучается фонологией.

  1   2   3


База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница