Вопрос №4 (II). Зрительно-пространственный гнозис и его мозговая организация. Зрительно-пространственные расстройства впф




Скачать 219.92 Kb.
Дата13.08.2016
Размер219.92 Kb.
Вопрос № 4 (II). Зрительно-пространственный гнозис и его мозговая организация. Зрительно-пространственные расстройства ВПФ.

См вопрос просто, что зрительный анализатор исключительно важен (вопрос 3)

См вопрос про зону ТПО (вопрос № 18) и про то, что он отвечает за пространственные и квазипространственные отношения и за интеграцию.

Осталось только подробно упомянуть про то, что к расстройствам зрительно-пространственного гнозиса относятся такие как:



  1. Оптико-пространственная агнозия - при поражении и правого и левого полушария затылочно-теменного отдела. Нарушается операция пространственного анализа и синтеза. При этом больной не может рисовать, а копировать может. В его рисунках искажены пространственные признаками объектов. Первичными признаками является потеря пространственных признаков окружающей среды и изображений, в координатах особенно лево-право, но бывает и верх-низ. Вторичными симптома являются неспособность больного воспринимать рисунки, географические карты, стороны света, из-за проблем с пространственным восприятием.

  2. Апрактагнозия –различаются с оптико-пространственной тем, что эта отражается и в двигательной и пространственно-слуховой сфере. Нарушение праксиса позы, схемы тела. Что-то в этом роде.

  3. Односторонняя оптико-пространственная агнозия – теменно-затылочная зона правого полушария. Нарушается операция пространственного анализа и синтеза воспринимаемого в левом зрительном поле. При копировании рисунка больной без ошибок воспроизводит правую часть изображения, игнорируя или грубо искажая левую часть. Диагностируется также чтением текста, разбитого на 2 половины (пробы Химера). Таким образом больной теряет пространственную ориентацию, т.е. у него грубо нарушается воспринимаемая картина мира. Вторичными проявлениями являются нарушения праксиса позы, нарушение схемы собственного тела, что проявляется в апрактоагнозии. При этом больной чаще всего не замечает собственного дефекта.

  4. Расстройство сложных символических пространственных функций. – (см вопрос № 18)

Вопрос № 5 (II). Тактильный гнозис и его мозговая организация. Тактильные агнозии.

Кожно-кинестетическая или общая чувствительность занимает особое место среди всех видов чувствительности. Она биологически более значима, чем специальные виды чувствительности (зрение, слух и др). Отсутствие специальных видов чувствительности совместимо с жизнью, отсутствие общей – нет.

Выделяют элементарные сенсорные расстройства в работе кожно-кинестетического анализатора и более сложные – гностические тактильные расстройства.

Основные составляющие, участвующие в работе элементарных форм кожно-кинестетического анализатора мы рассматривать не будем, это какой-то полный бред.

Мозговую организацию тактильного гнозиса удобно рассмотреть через расстройства, которые возникают при выключении того, или иного элемента этого анализатора.

За тактильный гнозис ответственна теменная доля, вторичные зоны коры. При их поражении возникают тактильные агнозии – нарушение узнавания формы объектов при относительной сохранности тактильного восприятия.

Выделяют два основных синдрома поражения теменной области:


  1. Нижнетеменной

  2. Верхнетеменной

Нижнетеменной:

Поражение постцентральных областей коры, граничащих с 1, 2, 3, зонами, представительствами руки и лица и 39 и 40 полей левого и правого полушария. При этом элементарные звенья функции остаются сохранными.



К этому синдром относятся:

  1. Тактильная предметная агнозия (астереогноз) – больной не может интегрировать тактильные ощущения, поступающие от предмета, в следствии поражения вторичных зон (отвечающих за синтез ощущений). У него остаётся сохранным зрительное восприятие, но он не узнаёт предмет на ощупь. При этом больной теряет возможность тактильной ориентации в окружающей среде. Выделяются две основных формы: когда только нету синтеза ,а отдельные признаки больной воспринимает и когда не может воспринять и отдельные признаки тоже.

  2. Тактильная агнозия фактуры и текстуры – больной не способен к интеграции точных, тонких тактильных ощущений. Больной не воспринимает шероховатость, гладкость, мягкость и т.д, т.е. не определяет материал. Из-за данного нарушения у больного теряется возможность ориентироваться в свойствах окружающих объектов, что может быть даже опасно.

  3. Пальцевая агнозия (синдром Герштмана) - Нарушается называния пальцев руки, контралатеральной (противоположной вашу мать) очагу поражения, а также их узнавания с закрытыми глазами, если до пальца дотронуться. Это происходит в следствии выпадения способности к синтезу тактильной информации. Из-за нарушения восприятия схемы руки и мелкой моторики также затрудняется жисть чела в мире.

  4. Дермолексия (тактильная алексия) – это только при поражении левого полушария (зона та же). Больной не способен опознать цифры ,которые пишут у него на кисти руки (иногда применяют буквы ,но с ними посложнее так как их побольше). Больной не способен синтезировать тактильный образ буквы или цифры, «написанной» на руке и связать его с определённой графемой.

  5. Тактильная асимболия (тактильная амнестическая афазия) – тоже только левого полушария. Больной не может назвать с закрытыми глазами ощупываемый предме при возможности правильного описания вида объекта и его назначения. (чуток короче отличается от предметной агнозии). НО не все авторы выделяют это в отдельную форму, некоторые присоединяют её к амнестической афазии. Отсутствует связь комплекса выявленных признаков со значением слова. Опять же проблемы с ориентировкой в окружающем мире.

Верхнетеменной синдром:

Из-за того, что эта область(верхняя теменная) примыкает к первичной сенсорной коры кожно-кинестетического анализатора, в который проецируется информация, поступающая от разных частей тела, здесь при нарушении появляются:



  1. Соматоагнозия - нарушается синтез информации от различных участков тела и проприорецепторов, другими словами нарушается схема тела, опознание частей тела, их расположение относительно друг друга. Появляются соматические образы (соматопарагнозии) в виде ощущений чужой руки увеличения или уменьшения частей тела.

  2. Игнорирование (гемисоматоагнозия). – В «схеме тела» отсутствует левая половина туловища, левая конечность полностью игнорируется. Теже проблемы как и в соматоагнозии с образами.


Вопрос № 6 (II) «Схема тела».Мозговая организация. Соматоагнозия.

Пару слов о прогрессивной латерализации (см вопрос 18 (I )).

Лурия:

Субдоминантное (т.е. левое у правшей, а как же мы, оставшиеся 10 процентов человечества???? Сцуки) полушарие изучено значительно меньше левого. Тем не менее известно, что для нормальной работы сложной психической функции необходима совместная работа обоих полушарий, каждое из которых вносит в неё свой вклад. Правое полушарие плохо изучено, но точно доказано два факта:



  1. Правое ПШ не имеет никакого отношения к организации речевой деятельности, а его повреждение не затрагивает речевые процессы. У больных нет нарушений письма, чтения, активной речи и понимания обращённой речи.

  2. Функциональная организация сенсорных процессов в субдоминантном ПШ носит значительно менее дифференцированный характер, по сравнению с доминантным.

Кроме того, важен тот факт, что доминантность понятие относительное, так как суещствует много переходов от абсолютной доминантности к амбидекстрии.

Хьюлингс Джексон предположил, что правое полушарие имеет прямое отношение к перцептивным процессам и является аппаратом, обеспечивающее более непосредственные .наглядные формы отношения с внешним миром. Другими словами, оно имеет отношение в частности к анализу информации, которую субъект получает от своего собственного тела и которая не связана с вербально-логическими кодами.

Поражение правого полушария значительно чаще, чем нарушение левого приводит к нарушению нормального ощущения своего тела, т.е. нарушению «схемы тела». Схема тела является как бы точкой отсчёта для восприятия тела в пространстве. У субъекта должна сначала формироваться внутренняя схема тела ,которая выступает предшественницей для дальнейшей ориентировки в пространстве. Так же возможно игнорирование противоположной стороны (левой) тела и левой стороны пространства(гемисоматоагнозия). Эти симптомы могут проявляться при «левосторонней фиксированной гемианопсии» или невнимания к левой стороне. Т.е. игнорируется прикосновение к этой стороне, снижается кожная чувствительность, может даже быть игнорирование к левому из двух прикосновений.

Но иногда повреждение правого полушария приводит даже к нарушению схемы тела так грубо, что голова больного, одна рука, ноги воспринимаются как непропорционально большие или непропорционально маленькие. Это заболевание связано с «Апраксией одевания» (хз что это).

Соматоагнозии:

Возникает при повреждении верхней теменной области коры левого и правого полушария, которая примыкает к корковым проекциям разных частей тела. При этом нарушается синтез информации от разных участков тела и проприорецепторов в следствии поражения вторичных зон коры. У больного грубо нарушается схема тела, опознание частей своего тела, их расположения относительно друг друга. Как вторичное проявление – возникновение ложных соматических образов (соматопарагнозий), может нарушаться моторика (особенно мелкая).

+ гемисоматоагнозия – см выше

Хомская:


Нарушение соматогнозиса как один из видов тактильного гнозиса, это верхнетеменной синдром. См вопрос 5.
Вопрос № 7 (II) Акустический гнозис (неречевой слух), мозговая организация. Слуховые агнозии.

Слуховая система – это совокупность нервных структур, воспринимающих и дифференцирующих звуковые раздражители и определяющих направление и степень удалённости источника звука, т.е. осуществляющих слуховую ориентировку в пространстве.

Слуховая система имеет как и все другие уровневое строение, но в отличие от других этих уровней у неё много. (уровни –это кортиев орган, слуховой нерв, продолговатый мозг, мозжечок, средний мозг, медиальное коленчатое тело, слуховое сияние, 41-е первичное поле коры височной области мозга ). Слуховая система ответвилась когда-то от вестибулярной системы ,на это указывает схожесть принципа их строения.

Звук характеризуется четырьмя основными физическими параметрами, которым соответствуют основные физиологические качества слуховых ощущений. Это:


  • Частота звука – физиологическое качество, кот отпред высоту звука

  • Интенсивность звука – громкость звука

  • Звуковой спектр – тембр звука

  • Длительность – длительность

Слуховой анализатор не только анализирует звуки по этим параметрам, но и учувствует в ориентировке в пространстве. В основном этим занимается зрительный анализатор, но слуховой тоже даёт свой вклад (например, если человек слеп, он всё равно способен ориентироваться в пространстве). Это происходит благодаря двум характеристикам звука – его направленности и удалённости.

В слуховой системе выделяют две подсистемы:

  1. Речевой слух

  2. Неречевой слух.

Мозговая организация неречевого слуха и слуховые агнозии:

Для того, чтобы появились элементарные слуховые расстройства, необходимо поражение одного из звеньев (уровней) слухового анализатора(см выше перечисленные уровни). Но мне кажется об этом не надо подробно говорить, т.к. у нас акустический ГНОЗИС, ну если что посмотрите в Хомской.

В целом за неречевой гнозис ответственны височные доли мозга, вторичные зоны коры правого полушария.

1) Слуховая агнозия – возникает при повреждении вторичных зон правого (иногда левого тоже) височного отдела. Больной не способен определить значение предметных звуков и шумов. Он не способен определить его происхождение. Это возникает из-за выпадения операции синтеза слуховой информации, т.е. потери предметной отнесённости звука. В следствии этого сильно нарушается ориентировка больного в привычных ситуациях. При этом слух как таковой полностью остаётся сохранным, они способны определить все физиологические параметры звука (см выше). Подобные заболевания редки.

2) Дефекты слуховой памяти – при нарушении работы вторичных зон правого височного отдела. Эти больные способны различать звуко-высотные отношения и смысл звуков они улавливают, но у них проблемы со слуховой дифференцировкой, т.е. запомнить два и более звуковых эталонов. А также нарушается способность к запоминанию комплексов звуков. При этом нарушается восприятие предметного окружения.

3) Аритмия – её описывал Лурия. Возникает в следствии нарушения вторичных зон левого и правого височного отдела коры. Больной не может правильно оценить и воспроизвести относительно простые ритмические структуры, которые предъявляются им на слух. Т.е. нарушается способность к восприятию и дифференцировке ритмических конструкций, синтезу звуков в целостные комплексы. В следствии этого больной теряет способность воспринимать музыку, танец, ритмические движения и прочее.

4) Амузия- нарушение вторичных зон правого височного отдела мозга. При этом нарушается способность узнавать знакомую или только что услышанную мелодию, а также отличать одну мелодию от другой. Другими словами, нарушается восприятие и дифференцировка мелодий, синтез музыкальных звуков в целостные комплексы. Важен тот факт, что полностью сохраняется речевой слух. У больных наблюдается появление негативного отношения к музыке в следствии невозможности подняться над разрозненным набором звуков до уровня целостной мелодии, она может вызывать у них головную боль.

5) Нарушение интонационной и тембровой стороны речи- поражение правой височной области. Больной не только не различает интонации собеседника, но и не очень выразителен в собственной речи, которая лишена модуляции, интонационного разнообразия и т.д. Они не могут петь, так как при пении интонационный комплекс усиливается. У них нарушается операция слухового синтеза, а как следствие целостное восприятие просодических характеристик речи.
Вопрос № 8 (II). Речевая деятельность. Функции речи, её структурные единицы. Мозговая организация (основные нейропсихологические факторы).

Лурия:


История изучения речевой деятельности: Изучение речи насчитывает более чем столетнюю историю. Сначала этот процесс описывался в терминах ассоцианизма. Они пытались искать мозговые субстраты для сенсорной речи, моторной речи и их различных связей. Но это было неверно. Потом речь рассматривали с ноэтической позиции, определяя её как духовную деятельность. При этом речь не имела отношение к той или иной части мозга, а воплощалась в работе мозга как целого. И это было не верно. Потом появляется лингвистическое направление – изучение афазий с позиции лингвистического анализа нарушений. Главная заслуга этого направления в том, что обратили внимание на структурные единицы речи(фонемы, лексемы и т д.), но и они пытались соотнести какой-то психологический процесс с узколокализационной зоной мозга, что уже как сказали раньше, было неверно.

Правильно рассматривать психическую функцию не узколокализованную, а как функциональную систему ,включающую в себя много звеньев.



Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его.

Формы речевой деятельности (Хомская):

  1. Экспрессивная – путь от мысли к слову проходит ряд этапов – мотив-побудитель мысли, замысел или мысль(общая схема высказывания), поиск слов

  • Устная речь (это два вида экс. речи)

  • Письменная речь

  1. Импрессивная – путь от слова к мысли проходит этапы – восприятие речевого высказывания, декодирование сообщения, формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в смысловой контекст.

  • Понимание устной речи (это два вида имп. речи)

  • чтение

Речевая система – совокупность речевых функций, объединённых в единое целое. Все эти формы формируются в разное время в онтогенезе и достаточно автономны.

Функции речи:

  1. как видно из определения, это средство общения

  2. орудие категориального мышления – посредством слова в речи осуществляется анализ и обобщение поступающей информации, формулируются суждения и выводы.

  3. средство регуляции (организации) собственных психических процессов человека.

(в лекции дали немного по другому: коммуникативная, номинативная, сообщение, обобщение, регуляторная)

Структурные единицы:

Так как речь человека характеризуется исполнительной стороной, важен анализ её звеньев или структурных единиц:



  • звуковая сторона обеспечивается фонемами, на основе выделения признаков, играющих решающую роль в различении смысла слов и неодинаковых в различных языках. (лекция – фонема – это минимальная смыслоразличительная единица речи, первично представленная в форме звука; фонемные признаки- ударение, глухость \ звонкость, твердость \ мягкость)

  • Лексемы (слова, словосочетания)

  • Понятия (обобщение)

  • Фраза (высказывание) – некая логико-грамматическая конструкция, в которой элементы речи находятся в определённых семантизированных отношениях. Процесс перехода от мысли к речи, т. е. кодирование исходного замысла в развёрнутую систему предложений.

Данная функциональная система включает многие афферентные и эфферентные звенья. В речевой функциональной системе принимают участие все анализаторы, следовательно мозговая организация речи очень сложна, а нарушения многообразны. Нарушение речи- афазия.

Мозговая организация речи (нейропсихологические факторы):

За речь ответственно левое полушарие, это в основном связано с трудом. Вообще появление речи связано с освоением человеком форм труда. (писать не буду, все и так на ляля развести умеют).

Эта классификация была предложении Лурия, её критерий – фактор, который нарушен в следствии повреждения зон мозга.

При нарушении импрессивной речи:


  • Сенсорная афазия – основное нарушение фактора модально-специфического анализа и синтеза фонем (видимо фактор фонематического слуха).

  • Акустико-мнестическая - нарушение фактора объема поступающей информации.

  • Семантическая афазия – нарушение фактора переработки, анализа и синтеза грамматического оформления слов, т.е. фактор пространственного и квазипространственного анализа и синтеза. (зона ТПО)

При нарушении экспрессивной речи:

  • Эфферентная моторная афазия – появляются элементарные двигательные персеверации (зацикливание), т.е. сложен переход от одной артикуляции к другой, при этом нарушается кинетического фактора.

  • Афферентная моторная афазия - нарушение нахождения правильных артикуляций и произношение изолированных речевых звуков. Нарушается кинестетический фактор.

  • Динамическая афазия – нарушение построения высказывания, как нет речевой спонтанности, т.е. желание говорить. Нарушается фактора произвольной организации речевой деятельности.

  • Амнестическая афазия - она погранична между импрессивной и экспрессивной. Забывание наименования слов. Нарушение фактора обращения к лексическому пространству речевого опыта, т.е. видимо пространственненный и квазипроственный фактор. (к амнестической афазии относятся оптико-мнестическая (нарушение использование связей между образом предмета и его словесным обозначением) и акустико-мнестическая).


Вопрос № 9 (II). Акустический гнозис (речевой слух), мозговая организация. Сенсорная афазия.

Смотри вопрос № 7, про слуховую систему, до разделения на две подсистемы.



Хомская:

Речевой слух (акустический гнозис) является главным афферентным звеном речевой системы. Так же существует неречевой слух. Они являются двумя самостоятельными формами работы слуховой системы.

Речевой слух является прижизненным образованием, на него оказывает влияние среда, в которой растёт индивид. В качестве врождённых задатков можно рассматривать лишь некие особенности работы слухового анализатора.



Речевой слух – это фонематический слух, т.е. способность к анализу и синтезу речевых звуков, к различению фонем данного языка. Каждый язык характеризуется своим набором фонематических признаков, которые создают свою звуковую структуру языка.

Фонема – это минимальная смыслоразличительная единица речи, первично представленная в форме звука.

Фонемные признаки:

  • Ударение

  • глухость \ звонкость

  • твердость \ мягкость

Фонемы русского языка:

    1. гласные и их ударность (т.е. смена гласной или её ударения ведёт к смене смысла слова).

    2. Согласные, которые противопоставляются таким признакам, как глухость \ звонкость, твердость \ мягкость (когда только по одному фонемному признаку – оппозиционные фонемы, а когда по несколько – дизъюнктные фонемы).

Овладение фонематическим слухом является первичной речевой деятельностью, т.е. она формируется первой у ребёнка из всех форм речевой деятельности. Она предшествует устной речи, письму, чтению. Т.е. фонематический слух является основой всей сложной речевой системы.

Существует два уровня речевого слуха:

  1. Уровень имитации звуков – он не требует отнесения звуков к определённой букве, т.е. речевой классификации звуков. При этом латентные периоды речевых ответов очень малы – 200 мс

  2. Уровень классификации звуков – требует отнесения звука к определённым звукам речи(буквам или категориям). Затрачивается значительно больше времени- 400 мс и больше.

Лурия:

Мозговым субстратом, отвечающим за акустический гнозис является вторичные зоны височной коры левого полушария. Эта зона связана с нижележащими отделами постцентральной и премоторной коры, т.е. со всеми теми аппаратами мозга, благодаря которым осуществляется артикулированная речь. Это даёт им возможность участвовать в мозговой организации речи.



Сенсорная афазия (акустико-гностическая афазия):

Ей посвящена книга Лурия «Травматическая афазия».

Возникает при повреждении зоны Вернике (вторичные отделы височной коры ЛП). При этом нарушается фактор фонематического слуха.

Нарушение фонематического слуха или пониманию устной речи – это первичный симптом сенсорной афазии. Нарушение фонематического слуха ведёт к резкой дезорганизации речевой системы. В зависимости от силы нарушения либо вообще теряется способность различать речь человеческую, либо быструю и зашумленную речь. У Лурии это называют «отчуждением смысла слов»

Особенно проблематично восприятие слов с оппозиционными фонемами: голос –холос, колоз и т.д.



Вторичные симптомы:

  1. Отсутствие активной спонтанной речи (экспрессивная речь).ечеРече Речевое высказывание заменяется словесным салатом, при этом больной заменяет одни звуки другими (литеральная парафазия).

  2. Нарушение письма под диктовку, т.к. им не ясно, что им диктуют.

  3. Повторение услышанных слов

  4. Чтение, т.к. нет контроля за правильностью своей речи.

  5. Формы мышления, связанные с речевой формулировкой.

Сохранно:

  1. Музыкальный слух

  2. Артикуляция

  3. Любые оральные движения

  4. Общий слух на простые звуки

  5. Интонационно-мелодическая сторона речи

Методы выявления :

    • Пробы на категоризацию звуков

    • На отчуждения смысла слов.

    • На подсказку слов

    • На письмо под диктовку с оппозиционными фонемами.


Вопрос № 10 (II). Импрессивная речь. Мозговая организация. Афазии.

История изучения речевой деятельности: (см. вопрос 8 (II)).

Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его.

Формы речевой деятельности (Хомская):

  1. Экспрессивная – путь от мысли к слову проходит ряд этапов – мотив-побудитель мысли, замысел или мысль(общая схема высказывания), поиск слов

  • Устная речьм(это два вида экс. речи)

  • Письменная речь

  1. Импрессивная –

  • Понимание устной речи

  • Чтение

Импрессивная речь – это путь от слова к мысли. Данный путь проходит ряд этапов –

  1. восприятие речевого высказывания,

  2. декодирование сообщения,

  3. формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в смысловой контекст.

Формы расстройств, при которых проблемы с декодированием сообщения:

  1. Для восприятия и декодирования сообщение необходимо четкое выделение из речевого потока фонем. Решающую роль в этом процессе играют вторичные отделы височной коры ЛП. При их нарушениях возникает сенсорная афазия (см вопрос № 9).Т.е. при этот не нарушается ни намерение больного воспринять речевое высказывание ,но попытки декодировать воспринимаемое являются безуспешными.

  2. Расстройство понимания слов (на подобии «ассоциативной душевной слепоты» Лессауэра). При этом фонематический состав слова остаётся сохранным, но теряется его смысла.

Понимание значения смысла фразы (или формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения) , мозговая организация этого этапа является более сложной, чем мозговая организация декодирования.

Для декодирования и понимания речевого высказывания важно несколько условий:

  • Удержание в речевой памяти всех компонентов высказывания. Это может нарушаться из-за повышенной тормозимости элементов, когда последующие тормозят запоминание предыдущих. (при таких поражениях – акустико-мнестическая афазия).

  • Симультатный синтез элементов высказывания – способность «уложить» все элементы в одну смысловую схемы и «обозреть» их. Важно понимание логико-грамматических отношений, выражающихся через порядок слов, суффиксы, предлоги и окончания, нарушение счётных операций и т.д. (т.е. это квази-пространственный и пространственный фактор). При этом возникает семантическая афазия.

  • Активный анализ наиболее существенных элементов содержания речи. Это необходима для определения общего смысла высказывания и т.д. Для обеспечения активной поисковой деятельности, требующей сохранения прочного намерения, сформулированной программы действия и контроля над их протеканием, необходима работа лобных долей.

Лурия в своей классификации относит к нарушениям импрессивно речи следующие афазии:

  1. Сенсорная (см вопрос 9)

  2. Акустико-мнестическая

возникает при поражении средних отделов коры левой височной области (вторичные по видимому зоны).

Симптомом является то, что нарушается способность больного запомнить даже небольшой материал из-за нарушения слухоречевой памяти. В норме объем слухоречевой памяти 7, плюс минус 2, но у больных он снижется до 2-3 единиц. Т.е. это вторичное непонимание устной речи (речь то он понимает, а вот запомнить не может, поэтому вторичное).

Также трудности в активной устной речи, в виде поиска нужных слов, вербальных парафазий (замена одних слов схожими). Их речь характеризуется скудностью, частыми пропусками слов.

Кроме того, снижается скорость переработки поступающей информации, нужно говорить слова медленно с небольшими интервалами, чтобы больной их понял.

Все эти трудности запечатления и воспроизведения слов возникают из-за усиления процессов ретроактивного(помнит последнее, но не помнит первое) и проактивного(помнит первое, но не может запомнить последнее) торможения.

Для таких больных характерно явление словесной реминисценции – лучшее воспроизведение словесного материала через несколько часов после его предъявления. Эффект Крайля – запоминание первого и последнего элементов ряда.

Также для усиления запоминания содержания используется интонация и жестикуляция.



Сохранно:

Фонематический слух



  1. Семантичекая (или по Лурии «так называемая семантическая афазия») афазия

Возникает при поражении зоны ТПО (на границе височной, теменной и затылочной части коры) это третичная область коры.

Нарушается одновременный симультатный анализ и синтез элементов речи, т.е. комплексной аферентации. Первичный симптом: нарушение пространственного и квазипространственного фактора.

В следствии этого больной не понимает многих грамматических конструкций, в которых отражаются пространственные и квазипространстваенные отношения:


  • Предлоги

  • Слова с суффиксами

  • Сравнительные отношения (ручка длиннее карандаша)

  • Конструкция родительного падежа

  • Временные конструкции (перед завтраком я прочитал газету)

  • Пространственные конструкции (Солнце освещается Землей. Земля освещается Солнцем. Что верно?)

  • Выражения с логическими инверсиями (Колю ударил Петя. Кто драчун?)

  • Выражения, в которых логически связанные слова далеко разведены

  • Предложения с «переходящими» глаголами (Вера одолжила деньги Маше. Серёжа одолжил деньги Коле. Кто кому одолжил?)

Также нарушается способность к счётным операциям, конструктивного праксиса и наглядно-образного мышления.
Вопрос № 11 (II). Экспрессивная речь. Мозговая организация. Афазии.

История изучения речевой деятельности: (см вопрос 9)

Опр: Речь – это средство общения, т.е. сложная и специфически организованная форма сознательной деятельности, в которой участвует субъект, формулирующий речевое высказывание, и субъект, воспринимающий его.

Формы речевой деятельности (Хомская):

  1. Экспрессивная –

  • Устная речь (это два вида экс. речи)

  • Письменная речь

  1. Импрессивная – путь от слова к мысли проходит этапы – восприятие речевого высказывания, декодирование сообщения, формирование во внутренней речи общей смысловой схемы сообщения и включение её в смысловой контекст.

  • Понимание устной речи (это два вида имп. речи)

  • чтение

В ходе экспрессивной речи путь от мысли к слову проходит ряд этапов :

    • мотив-побудитель мысли

    • замысел или мысль(общая схема высказывания)

    • поиск слов

Лурия:

Наиболее элементарный вид экспрессивной речи – повторная речь.



Для её успешного осуществления необходимо соблюдение ряда условий:

  1. исправность фонематического слуха (здоровые вторичные отделы височной зоны слуховой коры)

  2. наличие чёткой системы артикуляций (здоровые нижние отделы постцентральной (кинестетической) коры ЛПШ).

  3. Возможность переключения

  4. Для повторения звуковой структуры необходимо отказаться других альтернатив (чтоб не сказать вместо лом – лох, а вместо летать – блять). В этом нам помогают лобные доли.

Более сложной формой экспрессивной речи является называние объектов.

Необходимые условия:

  1. Чёткое зрительное восприятие (чтобы не было нарушения зрительного синтеза, как при оптической агнозии, проблем с выделением зашумленных рисунков и т.д.) Короче исправность височно-затылочных отделов ЛПШ

  2. Сохранность фонематической организации структур речи. Отвечает слухоречевая система левой височной области. При таких повреждениях при предъявлении больному предмета, у него возникает много литеральных парафазий, при этом называние первой буквы не помогает больному.

  3. Нахождение нужного обозначения и торможения всех побочных альтернатив. Возникают с этим проблемы при поражении третичных (теменно-затылочных) отделов коры ЛПШ. При этом подсказка первого звука помогает больному вспомнить слово, так как она отсекает другие альтернативы. Это так называемая амнестическая афазия.

  4. Подвижность нервных процессов. Способность человека при назывании одного предмета после переключиться на другой. Нарушается при поражении зоны Брока (нижние отделы премоторной области ЛПШ) и при поражении левой лобно-височной области коры.


Мозговая организация экспрессивной речевой деятельности в целом(спонтанной развёрнутой речевой деятельности):

Экспрессивная речь начинается с намерения или мысли, которые потом должны перекодироваться в словесную форму и найти в своё воплощение в речевом высказывании. Оба эти процесса требуют участия лобных долей. При их поражении возникает лобный синдром, характеризующийся аспонтанностью речевой деятельности, эхолалией. Но это ещё не отдельная форма афазии, а частное проявление общей аспонтанности больного.



Переход от общего смысла к развёрнутому высказыванию требует перекодирования мысли в речь, формирование «линейной схемы-фразы». Существенную роль в этом процессе играет внутренняя речь, имеющая предикативный характер. У больных с поражениями нижних заднелобных отделов ЛПШ возникает нарушение этого процесса. Т.е. у них возникают проблемы с выражением своих мыслей (т.е. все мы поголовно этим страдаем =)))) Это нарушение получило название динамической афазии.

Виды Афазий:

  1. Эфферентная моторная афазия – нарушение зоны Брока (нижние отделы коры премотороной области) В зависимости от степени поражения больной либо вообще не способен говорить, но понимает обращенную к нему речь, либо в его речи остаётся одно или несколько слов (Эмбол). А при меньшем поражении сохраняется способность артикулировать звуки, но страдает собсвенно двигательная организация речевого акта (способность переходить от одной артикулемы к другой). Нарушение кинетической мелодики из-за того, что одно движение не тормозиться вовремя, бесконечно продолжаясь. В следствии этого у больного выражены элементарные двигательные персеверации, т.е. инертное повторение движения, невозможность переключения от одного слога к другому. Вторичное нарушение: нарушение письма, чтения, понимания. Нарушении кинетического фактора.

  2. Афферентная моторная афазия – поражение вторичных (кинестетических) отделов постцентральной коры ЛПШ распространяется на нижние отделы этой области (лицо, губы), то появляется наша афазия, т.е. нарушение способности найти положение губ и языка, необходимые для артикуляции соответствующих звуков речи. Явление смещения звуков, когда больной говорит слово, путая в нем местами звуки (слон-снол). При смазанных формах проблемы возникают только при близких артикулемах. Вторичным влиянием является нарушение письма, состоящих в смещении близких атрикулем (пишут не халат а ханат). Нарушение кинестетического фактора.

  3. Динамическая афазия- см выше. –при поражении зоны средне- и заднелобных отделах коры конвекситальной поверхности ЛПШ. Выражается в речевой адинамии – речь таких больных очень бедна, односложна. НО сохраняется речевая моторика, понимание устной речи, фонем. В основе данной афазии лежит нарушение сукцессивной организации речевого высказывания. Они не могут дать развёрнутое высказывание. Задание, которое поможет выявить проблемы данного характера – нужно дать 5-7 ассоциаций однотипных предметов (напр красных). Особенно выражены словности со словами, обозначающими действия. Вторичным нарушением является проблемы с синтаксической организацией речи.

  4. Амнестическая афазия – выделяют два вида: акустико-мнестическую и оптико-мнестическая. Амнестическая афазия возникает при нарушении темно-височной области и теменно-затылочной области. Нарушается обращение к лексическому пространству речевого опыта. Больной испытывает затруднения при назывании того или иного предмета, он не может по предъявлении ему названия опознать предмет. При этом если больному подсказать первый звук, то он тут же вспоминает слово. Механизм при нарушении которого она возникает мало изучен.



База данных защищена авторским правом ©uverenniy.ru 2016
обратиться к администрации

    Главная страница